Упсссс: другие произведения.

На моря и обратно: опыт экстремального отпуска

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Заметки о нашей эпической семейной поездке на Японское море, 2013г.

  Про Комсомольск и дальневосточников
  
  Чем отличается среднестатистический дальневосточник от среднестатистического европейца, спросите вы. А наличием японской иномарки и желанием съездить на ней на Японское море, отвечу я вам как на духу.
  Вот, например, я живу в городе Комсомольске-на-Амуре. В РСФСР его знал почти каждый. О нем читали на уроках литературы в книге Н. Островского "Как закалялась сталь". В учебниках истории Город Юности наравне с Магниткой назывался крупнейшей комсомольской стройкой века. Правда, в них стыдливо умалчивалось о том, что пресловутые комсомольцы, в честь которых был назван город, по большей части были сотрудниками НКВД, и охраняли тех зеков Дальлага, которые его (город) и строили. Но, так или иначе, в далеком далеке, силами и жизнями многих людей вырос наш город. Почему в "далеком далеке"? Потому что до ближайшего города - Хабаровска (не будем брать в расчет города-спутники) от нас около 400 км. До другого ближайшего - Советской Гавани, если на машине, то более 500 км.
  А вокруг - тайга.
  Вы думаете, у нас тут медведи ходят и мы дикие совсем?
  Не совсем.
  Как ни парадоксально, на Дальнем Востоке, который вмещает в себя восемь областных (и краевых) "столиц", именно наш город является крупнейшим промышленным центром. И если бы не спасибо перестройке, он бы оставался здесь третьим по численности. Если к вышесказанному добавить, что площадь ДВ (с Якутией) составляет треть России и ¼ территории Европы, то прямо есть повод гордиться, правда?
  И мы гордимся.
  По мере сил.
  Единственное, что огорчает - моря у нас нет. Амур - десятая по величине река в мире, есть. А моря нет. А всех дальневосточников тянет к морю. Такой вот странный феномен. А ехать нужно 1200 км. На самом деле, до моря от нас 500 км с небольшим - если ехать до Ванино-Совгавани. Там тоже Японское море. Татарский пролив. Для тех, кто не силен в географии - он отделяет от материка остров Сахалин. Но вдоль материкового побережья от более северного моря - Охотского, несет свои воды холодное течение. Поэтому чтобы купаться, нужно ехать на юга, ближе к Владивостоку - дальневосточному Сочи. Там неподалеку проходит теплое течение Куросио. И девять из десяти комсомольчан (автовладельцев и их сожителей) хотя бы раз в жизни съездили на далекий, но манящий морской берег, оседлав своих четырехколесных любимиц.
  Мои родители вывозили нас с братом на море раз в три года. Сначала - на жигуленке, потом - на карибе. Разница, должна сказать, ощутимая. Поскольку даже самая заезженная японка в части комфорта переплюнет самые навороченные жиги, которые нам тут с дотацией предлагают брать. На грунтовке пыль из всех щелей, кондиционер еле тянет, амортизаторы цельнокроеные из дерева...
  Мужа моего радость посещения морского побережья на личном драндулете до нынешнего лета миновала. И это вполне закономерно - мой любимый не разлучим со своим компьютером. Но мое нудение про необходимость борьбы за здоровый иммунитет сыграло свою неутешительную роль. И мы: глава нашего семейства за рулем, я и наш, на днях ставший трехлетним, сынишка тронулись в путь.
  
  Начало большого пути
  
  Четыреста кэмэ до Хабаровска - радость автолюбителя. Хорошая трасса, 100 км/ч не напрягаясь. Интересный факт: на легких автомобилях скорость 90 км/ч воспринимается почти звуковой и пассажира не покидает ощущение, что машина сейчас оторвется от земли и закроет шасси. А на мощном, тяжелом крузаке 120 ощущается как 60. Никакой разницы, если не смотреть на спидометр. Ребенок, озадаченный наклейками, пазлами и мультиками, выводимый на мини-стоянки отдать природе свой долг и покидать камушки, вел себя на редкость адекватно. До самого вечера. Когда у нас полетел ремень двигателя. Из-под капота вырывались клубы пара, из уст моего благоверного - нелегитимная лексика. Без звука. Поскольку рядом ребенок.
  До намеченной точки остановки оставалось порядка полутора-двух часов. А счастье было так близко, так возможно.
  Но на то мой муж и мой муж, что на всякий пожарный случай у него где-нибудь что-нибудь есть. В данном случае этим чем-то оказалась рация на волне дальнобойщиков. Это раньше народ перемигивался фарами, сообщая о хищниках в погонах. Теперь все цивилизованно: "Осторожнее, на спуске в районе N-ского в сторону Хабаровска машинка работает". Правда, эта фраза в большинстве случаев единственная литературная, потому что обычно парни разговаривают на общероссийском матерном. И ведь что самое интересное: ни одного цензурного слова - а все понятно. Прямо картинка перед глазами: и как начальник машины обновлять стал, когда один из водил разбился, и как дороги у нас ремонтируют, и как отдыхать ребята будут после рейса. А корней-то всего штук шесть-семь... Так вот, кинул муж мой, отец моего ребенка, в шайтан-трубу клич, и через пять минут нас уже цеплял на буксир грузовичок. Собственно, мужик был готов нас доставить до той самой промежуточной точки назначения, но оказалось, что вести машину в режиме без усилителей - развлечение не для слабых духом и телом. И ребенок пошел в разнос. Поэтому мы тормознули на 130 км раньше запланированного.
  Это была наша первая, но не самая большая потеря времени.
  С ночевкой нам повезло. Как оказалось в последствии, это была лучшая гостиница по соотношению цена/качество. Кормили там, правда, хреново. Зато номер был цивильным. Стоянка охраняемая. И, что самое замечательное, рядом с нею располагался автосервис.
  Утро показало, что здания автосервиса наличие этого сервиса еще не гарантирует. Поскольку понедельник же. Ребята просто не проспались после выходных, как сообщил мужу охранник. А владелец поехал по делам. Действительно, не на работе же торчать, в самом-то деле.
  Но в Бикине, городке, где мы ночевали, вопросы авторемонта поставлены на ура, так что со второй попытки муж попал в цель. В его "книжечке непредвиденных расходов на эту долбанную поездку" значились уже две записи: за буксировку и ремонт.
  В 12 часов мы выехали на трассу.
  
  Трасса М60
  
  Трасса М60 - дорога федерального значения, соединяющая Хабаровск и Владивосток, не имеет никакого отношения к голивудской "Трассе 60". Если не считать любопытного эффекта. Вот вам задача: обычная скорость автомобиля на трассе - 80 км/ч, за сколько он проедет 50 километров? Правильный ответ: за час. Теория относительности теряется при объяснении этого феномена. Наверное, все дело в копателях-подрывниках. В связи с последними наводнениями в регионе власти решили понастроить мостов. Причем разом везде. Одним экскаватором на всех. В результате мы имеем множество участков пониженной проходимости и повышенной загрязненности. Нам-то что? Танки грязи не боятся. Но эти дорожные чОрные дыры цвета скалы жрут время и причмокивают.
  Из других замечательных событий следует отметить, что нас остановили на одном из постов ДПС. Вполне адекватный сотрудник посетовал, что у нас на машинке-де над государственным знаком пластиковый козырек имеется. Не положено-с. Муж попытался ему объяснить, что это когда по траве едешь, чтобы знак не пачкался. Интересно, когда, где и, главное, С КЕМ он ездил по траве?! Муж тем временем вооружился отверточкой. А дэпээсники сделали круг почета вокруг машинки. Оглядели Димино рукотворчество, обсудили, что именно им нравится больше всего: места расположения регистраторов или способ их крепления, дополнительные фонари или сам багажник, на котором они расположены... "Тут у вас болт открутился", - заметил бдительный сотрудник и ткнул пальцем в багажниковую перекладину. Совершенно даром. Понравились мне эти ребята. Честно. Хотя я так и не поняла, зачем они нас останавливали: чтобы муж с номера козырек снял, или чтобы осмотреть нашего монстрика?
  Топографическими кретинизмами порадовали меня названия речек. Наиболее запомнившиеся: Третья седьмая, Скотская, Бурлит, Волчанка (привет всем любителям Хауса). Правда, самое яркое впечатление произвел дорожный указатель почти у самой цели нашей поездки. Он гласил: "Находка - 12 км, Крым - 6 км, Дунай - 10 км." А?! Как вам?
  Мою душу маркетолога не оставили равнодушными и бренды, встреченные по дороге. На первом месте стоит ресторан "Версаль". Ниже надпись: армянская национальная кухня. Порадовал продуктовый магазин с очень СИшным названием "ПроДА!" Недоумение вызвал конно-спортивный клуб "Софист". ЗАставил задуматься об особенностях местной фауны зоомагазин "Лукоморье". Двусмысленным показалось название закусочной "Ной". Гостиница "Мираж" тоже не вызвала желания остановиться. Очень нестандартный подход продемонстрировали создатели бренда дешевых супермаркетов "Кашёлка". Во всяком случае, я так и не поняла, на что намекает буква "а" в первом слоге. На то, что оплата только за нал? Так вроде тогда должна бы быть кЭшёлка. В общем, до меня не дошло. Винюсь.
  Но все эти развлечения были цветочками по сравнению с тем, что было дальше.
  
  Поворот не туда, или Ошибка навигатора
  
  Помню те далекие времена, когда мы с родителями планировали нашу первую поездку в Приморье. Отец (царствие ему небесное) купил атлас автомобильных дорог, и они с моим старшим братом прокладывали по нему маршрут. Всю дорогу мы радостно сверяли населенные пункты на бумаге и в реале, делая многочисленные пометки в специальной тетрадке - дневнике поездки. Например, во сколько мы доехали, есть ли туалет в поселке доступный туалет, где находятся заправки и хорошо ли кормят в столовой.
  Теперь, в XXI веке, всё совсем по-другому. Теперь же есть НАВИГАТОРЫ. Мой любимый супруг тщательно подготовился к поездке. У него в машине стоит два навигатора, на которые были закачаны две разные карты. Димка поставил соответствующе установки (избегать дорог с грунтовым покрытием, например) и 'пошел по приборам' (с).
  Первый укол сомнения меня настиг, кода мы свернули с магистрали на боковую второстепенную асфальтовую дорогу. Я даже что-то по этому поводу высказала вслух, что-де странно это. На что была ткнута в приборы. Навигатор радовал нас обещанием прибытия в Находку в десять часов вечера. Перспективы радужные. На базу я позвонила, о том, что мы задерживаемся из-за поломки, предупредила. Дорога петляла заковыристыми поворотами в 180 градусов, постепенно сужаясь и теряя в качестве асфальта, пока мы не оказались в небольшой деревушке. На границе с лесом посреди дороги стоял нешуганный пацан лет двух и глядел любопытными глазенками на нашего джипика как на дивную зверушку. Думаете, это нас остановило? Хо-хо! Плохо вы знаете моего мужа! Его ничто не остановит! Мальчик подумал и решил освободить нам проезд. Мы въехали на типичную проселочную дорогу. Развесистые деревья сомкнулись над нами, создавая сюрреалистический сумрак. Время восьмой час вечера. Вот-вот начнет смеркаться. А мы у черта на куличиках, в глубоких гребенях. И вокруг ни одной живой души... Хотелось бы на это надеяться. Потому что дорога оживляла в памяти кадры из 'Поворота не туда', 'Домика в лесу' и прочих ужастиков.
  - Не нравится мне здесь, - уже не скрывая своего отношения, произнесла я вслух.
  - Мне тоже не нравится, - признался Димка. - Но эта дорога всего 20 км, потом она выходит на трассу.
  Машинка насторожено пробиралась среди кустов над берегом речки. Я вспоминала, что перед отъездом поинтересовалась, в каком состоянии дороги. Муж сказал, что все федеральные трассы в порядке. Но та тропинка, по которой мы брели сейчас, федеральную трассу напоминала очень мало.
  Наконец лес закончился, и мы въехали в какую-то богом забытую деревушку - три домика в две улицы. Проехав ее насквозь, мы оказались на берегу реки.
  Моста не было.
  Возможно, в сухой год мост и не предполагался. Во всяком случае, по ту сторону, буквально в метрах десяти от нашего берега, дорога продолжалась.
  До соединения с трассой оставалось три километра.
  Дима молчал.
  Я очень, очень старалась молчать.
  Даже пожалела о том, что скотч с собой не взяла.
  Лично меня утешало только одно - ребенок уснул еще на подъезде к залесенному участку дороги и теперь мирно сопел у меня на руках.
  Мы тронулись в обратный путь.
  Мое извращенное воображение услужливо сообщило, что если бы с ним решили написать ужастик, то так бы и начали. Компания малолетних разгильдяев на паре легковушек едет отдыхать на море по навигатору. Заезжают в глухомань. Главная героиня осторожно высказывает опасения, но остальные спутники ее дружно убеждают, что это всё фигня, навигатор не ошибается. По дороге они проезжают через селение, где на дороге стоит ребенок. Как Знак. Но молодые дятлы давят на клаксон, и мальчик убегает. Путешественники едут дальше. По лесной дороге. Пока не оказываются в крохотной деревушке, дальнейшая дорога от которой размыта. ТЕм временем темнеет, и добросердечные жители деревни N-овка предлагают ребятам заночевать у них, а с утра уже ехать назад. На следующее утро путники не досчитываются пары своих приятелей и одной машины. Вторая ломается. Ну и дальше в стандартном режиме: добрые жители-упыри кого-то ночью выгрызают в их же комнатах, кого-то в лесу догоняют (тех, кто решил пешком выбираться). Главный герой ценой своей жизни прикрывает отход героини через реку - упырьсы, как оказалось, проточную воду преодолеть не могут.
  Героиня, чудом сохранив свой сотовый, выходит в зону приема и первым делом отправляет сообщение на сайт с картами, что дорога непроходима. Ее догоняет попутка. Приятный мужчина предлагает подвезти. Спрашивает, как такая милая девушка тут оказалась. Героиня рассказывает, что поссорилась с парнем и выскочила из машины. Водитель ее утешает, рассказывает какие-то байки...
  На заднем сидении, на открытый ноутбук приходит письмо, в котором говорится, что сообщение пользователя о том, что мост в районе N-овки восстановлен, принято; короткая дорога с нормальным покрытием в карты для навигаторов включена.
  Занавес.
  Название "Ошибка навигатора"
  Хорошо, что я не пишу ужастики. Всех бы напугала до икоты. Всякие там шорохи, вскрики птиц, шепот упырей, вопли жертв... Шучу.
  Когда мы выехали на ту самую развилку, где меня впервые посетило сомнение в правильности выбранного пути, Дима произнес:
  - В конце концов, всё не так уж и плохо. Машина же у нас могла сломаться и на той дороге из фильмов ужасов...
  В общем, не у меня одной возникли мрачные ассоциации.
  Какие сюжетные ходы нарисовало воображение моего мужа, я так и не узнала. Он у меня вообще человек молчаливый и сдержанный.
  Мы вернулись на трассу уже в темноте. Если после того, как лес остался позади, Дима еще копытил асфальт в желании ехать ночью и добраться-таки до пункта назначения, то к моменту возвращения на 'поворот не туда', он уже смирился с неизбежностью промежуточной ночевки в ближайшем городе. Перекопы и объезды очень этому способствовали.
  В Арсеньев мы въехали уже в районе одиннадцати.
  Дзинь-стук-бряк, послышалось позади.
  - Дим, железка какая-то, - на всякий случай сказала я.
  - Я слышал, - обреченно ответил муж.
  - Будем надеяться, что что-то было на дороге?
  - Угу.
  Так мы потеряли ту самую перекладину багажника, состоянием которой озаботился достопамятный дэпээсник.
  В городе нас остановил еще один патруль ДПС. Дима спросил, как можно доехать до Находки. А то мы не смогли проехать через Виноградовку.
  - Через какую Виноградовку? - удивился сотрудник ДПС. - Еще через Ивановку ездят, там мимо заповедника можно дорогу срезать. Но скорее всего, дороги размыло.
  Больше "козьими тропами", как их назвал мой супруг, мы не ездили.
  Все-таки в навигаторах есть своя прелесть. Во всяком случае, ловить ночных прохожих и выспрашивать, где здесь ближайшая гостиница, нам не пришлось.
  Свободные номера нашлись.
  Закусочная гостиницы была единственной, где мне удалось в дороге найти для своих мужчин молочную кашу, столь привычную по утрам их организьмам.
  Решение заночевать было верным. Потому что до Находки мы добрались на следущий день только к шести часам вечера.
  
  Сервис made in Russia
  
  Многие дальневосточники ездят на море 'дикарями'. На хороших пляжах палаточные 'лагеря' могут тянуться несколько километров. Людям хочется романтики и экзотики. Спальники, котелки, шашлыки, душ из ведерка, удобства под любой сосною. Впрочем, обычно туалеты типа 'сортир' в таких местах все же есть. Моя семья когда-то отдыхала именно так. Меня такой способ отдыха не привлекает.
  Когда у меня спрашивают: ' А почему ты не хочешь жить в палатке? Ты же ЕГФ заканчивала!', я недоуменно пожимаю плечами. Почти двадцать лет полевых практик. Это как в том анекдоте, когда мужик пытается снять проститутку, которая отдыхает на море. Помните? ' А кругом станки, станки, станки...' Нет, увольте. Дайте мне комфорт, я с экзотикой и романтикой до соплей наигралась.
  Муж мой, как вы помните, не разлучен с компьютером. Так что желание жить в палатке у него не может возникнуть по определению. Но есть второй прибор, без которого моя вторая - и бОльшая, -половина существовать не способен. Это кондиционер. Поэтому к выбору базы супруг подошел со всей строгостью. Разных баз отдыха в Приморье не меньше сотни. Но если ввести в качестве критерия отбора наличие кондиционера, то варианты уместятся на пальцах рук. Совершенно не понимаю. Кондиционеры были во всех гостиницах, где мы останавливались. И даже в одном мотеле. О нем я расскажу позже. А на базах отдыха, на море, в жару, обходитесь вентилятором...
  Так вот, количество кандидатов по совокупности условий стремительно сокращалось, пока не сошлось к двум. Они имели самый высокий рейтинг в инете. Тщательно изучив сайты баз и отзывы по ним, взвесив все за и против, мы определили победителя. В пользу последнего сыграл так же факт, что при брони через сайт мы получали 10% скидку. Мелочь, а приятно.
  И вот, наконец, настал тот час, когда наше виртуальное знакомство перешло в реал. Машинка подъехала к воротам базы отдыха с банальным названием 'Восток'.
  Надежный забор, пропускной пункт со шлагбаумами, виднеющаяся детская площадка, мощное пятиэтажное здание, обшитое белоснежным сайдингом - всё располагало к себе. Девочки на ресепшене оказались вежливыми и обходительными. Нашу бронь нашли, ключ от номера выдали. Его, кстати, пришлось перемагничивать, потому что с первого раза дверь не открылась.
  Номер у нас был на втором этаже. Но чтобы туда пройти, нужно было подняться на третий. Это не потому что у кого-то руки криво растут, просто здание было двухуровневое: повдоль этажи идут на одном уровне, поперек - на полэтажа выше. Так бывает в домах, построенных на склонах. А вот то, что лифт не работал, это, несомненно, от кривых рук. Как сообщила мне одна из рецепшионисток, за несколько дней до нас какой-то отдыхающий застрял в лифте. Лифт починили, но теперь боятся - вдруг опять кто-то застрянет? Поэтому его отключили. Так, на всякий случай.
  Мы поднялись с первой партией вещей. Место перехода с уровня на уровень живо напомнило мне плавание на скандинавских паромах - огромных многопалубных судах. Всё из металла: пол, потолок, лестницы. Димка потом высказывал предположения на тему, чем это здание было до того, как стало гостиницей. Поскольку несущий его каркас был явно стальной, обитый на потолке сайдингом, а по бокам панелями. Есть у меня подозрение, что кроме вышеупомянутых панелей в стенах ничего не было. Во всяком случае, по поводу звукоизоляции строители не напрягались.
  Что безусловно было хорошо: комната оказалась большой. Квадратов 35, а то и все 40.
  Что не понравилось? Мы заказывали номер с двуспальной кроватью, а дали нам с двумя односпальными. Впрочем, ловкость рук, три тумбочки, один надувной матрас INTEX - и получилась трехспальное лежбище, так что все остались довольны.
  В нашем распоряжении имелись три шкафа. Представляете узенькие шкафчики во взрослой раздевалке? Вот такие. Внутри мы обнаружили плечики. Но так как плечики оказались шире, чем шкафчики, располагались они внутри по диагонали. При входе в номер был своего рода стенной шкаф подходящих габаритов, и все вешалки переместились туда.
  Санузел был с хорошей сантехникой и функциональный, за что я простила строителям то, что им так и не удалось сделать полноценный уклон для слива в полу, и возле поддона душа постоянно оставалась маленькая лужица.
  Однозначным плюсом номера (помимо рабочего санузла, холодильника и кондиционера) было множество розеток. При нашем количестве техники это было очень актуально.
  На ключе был пароль для wi-fi. Муж быстренько подключился, и - ура! - у нас появился Интернет. Правда, медленный и печальный, зато бесплатный. И один на двоих. При двух ноутах у двух интернетзависимых личностей - это проблема. Перед самым отъездом я случайно узнала, что на ресепшене нам просто забыли сказать, что по желанию клиентов на комнату могли подключить еще одно устройство.
  В целом матчасть базы меня устроила.
  В отличие от сервиса.
  Фэномэнальность оного мы осознали не сразу. Но управляющего базой я бы уволила нафиг. Потому что 'косяки' носили явно системный характер. У меня даже закрались сомнения, а не саботаж ли это? Представьте себе кучу работников, каждый из которых старается скинуть все возможные дела на своих коллег. Игра 'перекинь дело по кругу'. Проиграл тот, кого прижал недовольный клиент.
  Например, Диме, чтобы нам выплатили деньги за бензин, потраченный на дорогу ('северный проезд'), была нужна справка о том, что он отдыхал на этой базе. В справке было три строчки. Готовили нам ее три дня. Сделали за час до отъезда. Девочка на ресепшене напечатала ее при мне.
  И так во всем.
  Подходишь, говоришь.
  Потом еще раз подходишь, говоришь. Уже другим людям, понимая, что твои слова просто способствовали росту энтропии в мире.
  Потом подходишь и говоришь в третий раз, но уже другим тоном.
  Срабатывает.
  Но чтобы с первого раза...
  Во всяком случае, мне такое заклинание не знакомо.
  
  Общепит по-советски
  
  Кушать нам предлагалось в местной столовой. Питание было трехразовым и комплексным. Т.е. можно было выбирать один из трех вариантов комплекса: стандарт, эконом или детский. Стандарт предполагал возможность выбора блюд, эконом - что положат, детское... Я так и не поняла, существовало ли в природе детское меню. По-моему, нет. Просто меньше денег платишь, а дают то же самое. Но так даже лучше. Показали мне перечень блюдей для него. Среди салатов там значилась морковь по-корейски, например.
  В общем, мы взяли: мужу - стандарт (он у меня привереда), мне - эконом, ребенку - детское. Но тут обнаружилась маленькая проблема. Эконом и детское меню обслуживалось в малом зале, стандарт - в большом.
  - А как же мы будем питаться? - поинтересовалась я. - У нас семья
  - В таких случаях клиенты кушают в большом, - уверила нас ресепшионистка.
  И мы пошли ужинать. Поскольку приехали как раз к началу.
  На дверях висело объявление: 'Питание в малом зале для посетителей будет осуществляться в большом зале'. Набираю по фотке, потому что выучить этот текст я так и не смогла.
  Столовая радовала глаз многочисленными плакатами советских времен.
  Например:
   Из рабочей гущи выгоним пьющих
   Дай качестВО!
   Обслужим культурно каждого посетителя!
   Работница, борись за чистую столовую!
   Заслужите похвалу!
  И так далее в том же духе. Штук тридцать разных.
  Красота!
  Мы подошли к раздаче и подали свои талончики.
  - А детский и эконом в другом зале! - сказали нам.
  - Но нас направили сюда.
  - Мы не можем вас тут обслужить.
  - А можно взять еду там и прийти сюда? - предложила я. - Мы кушаем вместе.
  - Мы не можем выносить еду из другого зала.
  В общем, я сказала, что сейчас пойду к администраторам (муж, как я говорила, у меня молчаливый и сдержанный), и нас обслужили. Готовили, надо сказать, там вполне прилично.
  После такого познавательного ужина я вернулась к стойке и рассказала нашу грустную историю с питанием.
  - Ничего страшного! - уверили меня. - Если вам еще раз откажут, звоните прямо оттуда на ресепшн, мы разберемся.
  На следующий день в том же составе мы отправились на то же место. На раздаче стояла та же девушка.
  Мы отдали ей талончики.
  - Эконом и детское меню в другом зале, - сказала нам она.
  - Вообще-то, мы не по собственной инициативе сюда пришли, - заметил мой молчаливый муж.
  - Знаете, вчера нам сказали, что если возникнут вопросы, то мы прямо отсюда можем позвонить администраторам, - добавила я.
  - Ну, зачем же сразу так грубо, - обиделась девушка. - Можно же было и вежливо сказать.
  Больше проблем у нас с питанием не было. Правда, девушка эта до конца смотрела на меня с обидой.
  Но на качестве еды это не отражалось.
  Рыба там была совершенно бесподобна!
  
  Пенный шелест волн прибрежных
  
  Дорога от базы до моря прогулочным шагом занимала минут семь. По местным меркам нормально.
  С погодой нам повезло. Было солнечно. Лишь в один из дней шел дождь, но к вечеру прояснилось. Пляж удался. Мелкий песочек. Почти полное отсутствие камней (что огорчало сына). Волны. Море вначале было теплым. А потом неожиданно стало холодно. После того, как на море случился шторм. Вода тогда была замечательной, но волны, накрывая у берега с головой, сносили в прямом смысле этого слова. И меня, и очки. Себя-то я спасла, а вот очки - уже нет.
  Шторм принес плантацию водорослей, и на следующий день отдыхающие внимали ароматам морской капусты.
  Мои мужики, например, делали это без особого удовольствия.
  Вообще, пляжик владельцы базы могли бы и обихаживать иногда. Но в их планы это не входило.
  Увы, за время нашего там присутствия, я успела оценить скорость загаживания территории неорганизованными туристами. Нигде не чувствуешь такой невыносимый стыд за свою нацию, как в местах отдыха трудящихся.
  Меня всегда интересовал вопрос: ну неужели трудно забрать с собой то, что принесли? Мы встречали утром на пляже арбузные корки, битое стекло, пластиковые бутылки, пакеты со всякими объедками... Два дня там простояла детская коляска. Один день - малолитражка, возомнившая себя джипом. Какой-то идиот загнал ее в песок. Впрочем, мы с Димкой уже наблюдали, как там буксовала подобного класса машинка. За рулем сидела хроническая бландинка с выражением растерянности на лице. Снаружи парень руками откапывал из-под колес песок. Что-то сомневаюсь я, что уровень интеллекта у данного носителя У-хромосомы был выше, чем у водительницы.
  Нам довелось наблюдать, как на берегу остатками чьего-то перекуса пытался полакомиться бурундук. Ребенок был в восторге.
  Но общее впечатление от уровня нашей культуры угнетает.
  По дороге мы встретили огромный рекламный стенд, на котором было написано 'Внимание! Существует опасность заболевания африканской чумой свиней'.
  Вот чтоб всем этим свиньям африканскую чуму!
  Увы, мечтанья те погибли в полной красоте...
  И ведь до мусорного бачка дойти три минуты.
  Не понимаю.
  Я этого не понимаю.
  И никто не понимает.
  Что самое интересное, с кем ни говорю на эту тему - никто не понимает.
  А кто же тогда 'гадит'?
  
  Хорошо, что есть на свете это счастье - путь домой
  
  Приехали мы на день позже намеченного, а уехали на день раньше. Беспристрастный Интернет сообщил нам, что трасса Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре находится в критическом состоянии. Рекордный уровень воды в Амуре угрожает не только сельхозугодьям, но и коммуникациям. Вода в двух местах вышла на дорожное полотно. Логика говорила в пользу того, что трассу не закроют, но знание российской действительности заставляло сомневаться в ее выводах.
  За пару дней до выезда мой бдительный супруг заехал на профосмотр в автосервис. Осмотр показал, что пробит бензобак. Дырочка небольшая. Но поломка весьма неприятная. Меня аж дернуло, когда муж 'диагноз' сообщил. В волшебной Диминой книжечке появилась новая строка расходов. Правда, он признал, что сам бензобак там, в Находке, дальневосточной столице автомобильного бизнеса, обошелся ему гораздо дешевле. Теперь мы были спокойны за машину и с чистой совестью тронулись в путь.
  В этот раз супруг мой был извещен, а значит вооружен. Т.е. маршруты были максимально оптимизированы. Учитывая патологическую совиную сущность супруга, из которой надеяться, что он добровольно встанет раньше 9.30, наивно, и обстоятельность, из-за которой на сборы у него меньше полутора часов не уходит, мы решили не свершать подвигов и ехать три дня. И ребенку так дорогу легче перенести. И на водителя меньше нагрузка.
  Через несколько километров после Находки муж решил подкормить железного друга. Наш любимый НК Альянс, в котором мы всегда заправляемся, в ближайшем будущем по дороге не значился, поэтому он 'залился' в некоем 'Бензо'. Километров через двадцать благоверный мой остановился на обочине и стал 'прокачивать' газ. Настойчиво так.
  - Что-то не так? - спросила я.
  - Соляра паленая, - ответил он.
  Мой муж был бы не мой муж, если бы у него с собой на случай ядерной войны не оказалось бы запасного топливного фильтра.
  - Еще минус триста рублей, - пробормотал Дима и погрузился в подкапотье.
  Ребенок радовался возможности покидать камушки. А я грела ухо на рации, где водилы обсуждали как раз вопрос проезда по комсомольской трассе.
  Через 20 минут машина на утоленный газ взревела зверем, рвущимся на волю, и мы не стали ее сдерживать.
  Промежуточная ночевка прошла спокойно. Мы остановились В Спасске Дальнем. В очередной раз меня удивили цены на гостиницы.
  Первая дорожная ночь в Бикине нам обошлась в 2000 рэ в номере с двуспальной кроватью + 150 рэ охраняемая стоянка. Все признаки цивилизации (холодильник/телек с многоканалкой/кондиционер/чайник) были в наличии. Санузел в идеальном состоянии.
  Вторая дорожная ночь в Арсеньеве обошлась нам в 3000 рэ. Такой же номер, правда, нам повезло со второй попытки, в первом номере кондиционер не работал. Охраняемой стоянки не было.
  Третья ночь в Спасске обошлась нам в 2500 рэ в двухкомнатном люксе + 150 рэ за охрану машины. Ребенок там у нас, правда, почти сломал купейную дверку, которая комнаты разделяла, но 'папа может, папа может всё, что угодно', поэтому история закончилась удачно.
  Четвертую ночь мы провели в Вяземском (райцентр в Хабаровском крае). 2000 рэ. Мотель. Как много в этом слове... Первое, что бросилось в глаза после кожаного лавсита, это кондиционер. Настоящий антикварный напольный кондиционер! После нажатия кнопочки "вкл" его начало трясти каждые десять минут. Причем, с душой так! Димка провел этому гробу на колесиках (колесики внизу) техобслуживание (фильтр промыл, конденсат слил), но это не помогло. Мы обратились к девочкам администраторам, и к нам пришел местный рабочий. Он повторил Димкины манипуляции в части слива и сказал 'Трах-тибидох!' На счет тибидоха я шучу, но на русском он разговаривал с сильным акцентом. 'Д-д-д-д-д', - ответила машинка.
  - Знаете, я тут недавно, у меня тут брат работал, - признался рабочий в собственном бессилии.
  - А может, можно поменять кондиционер с другим номером? - предложил муж.
  И кондиционер поменяли.
  Рабочий замотал скотчем место соединения вентиляционной трубы с чудом техники и ушел. Муж замотал второе соединение. Промыл фильтр (возможно, впервые за долгую кондиционерову жизнь). И техника заработала.
  Теперь у меня появилась возможность осмотреться.
  Чайник подобрали на той же свалке, что кондиционер. Во всяком случае, крышка от него жила самостоятельной от самого чайника жизнью.
  А санузел... Точнее санузелок...
  Квадратное корытце душевого поддона. Шторка, которая облепляет любого, кто решился за ней помыться. Лейка, вода из которой льется во все стороны. Даже туда, куда отверстия конструктивно не предусмотрены. Обшарпанный унитаз с поломанной кнопкой слива. Вода, упрямо отказывающаяся уходить с пола в сток. Неотделанные стены.
  Зато есть буфет со стеклянными дверцами и стеклянный журнальный столик, чтоб вы знали. И тумбочка, из которой отчаянно пахнет плесенью.
  Кому что, а мне обстановка нарисовала сцену для 'Логова'. Так что ночевка прошла не зря.
  
  Амурские волны
  
  По рации, пока мы ехали в сторону Хабаровска, активно обсуждался вопрос: 'Ну, как там дорога'. Один из ответов: 'Дорога как дорога. Только эти 'Амурские волны', б...'
  По подсказке одного из радиосоветчиков, мы решили объехать Хабаровск по большой дуге. Решались две задачи: избежать города с его пробками и светофорами и миновать один из подтопленный участков дороги. И надо сказать, эти задачи мы решили. Выиграли ли мы при этом во времени и в качестве дороги? Не уверена. Знаете, мне кажется, где-то в среде дальнобойщиков должна ходить легенда о Безумном Асфальтоукладчике. Просто обязана. Потому что ничем иным встреченный нами на дороге через рядовой поселок Сита феномен объяснить невозможно. Представьте, что вы выехали на гравийку. Едете, едете... и вдруг - хоп! - кусок асфальта. Метров пятнадцать. И опять гравий. Заметьте, не разбитый асфальт, а именно полноценный гравий. И так километра два. Или один. Или пятьдесят метров. И опять кусок асфальта. У вас есть какие-нибудь версии? И у меня только одна. Где-то на российских дорогах бродит Безумный Асфальтоукладчик. Он был проклят автомобилистами за безобразные дорожные покрытия и теперь навечно обречен класть асфальт. От непосильной тяжести проклятия разум покинул его. И теперь ночные водилы иногда могут видеть его тень и слышать сотонинский хохот. Как-то так.
  После того как покрытие дороги сменилось, мы стали наблюдать куски гравийки среди асфальта. Однозначно Безумный Асфальтоукладчик!
  Лично мне этот участок дороги показался бесконечным. Но вот, наконец, мы вышли на трассу. И сразу почувствовали разницу. Когда я читала в интете про то, что на двух участках дороги вода вышла на дорожное покрытие, я представляла себе дорогу, по которой в самом низком месте вода сочится по асфальту. Но даже представить себе не могла, что практически половина дороги теперь пролегает фактически посреди водной глади. Смотришь в окно, и будто ты не на машине едешь, на катере. Вода, вода. Кругом вода.
  Затопленное полотно встречается гораздо чаще, чем два раза. Хотя... Если те три км, где вода выходит на трассу каждые 100 метров, считать за один участок, то не очень-то СМИ и соврали. Практически весь предхабаровский участок трассы отсыпан скалой по бокам. Такие своеобразные обочины наоборот: не ниже основного уровня, и выше. Не знаю, что надеялись получить дорогостроители. Говорят, типа, дамбу. Но воде они об этом сообщить забыли, и она благополучно сквозь эту 'дамбу' просачивается. Но польза от вышеупомянутых сооружений несомненная: когда дорога скрыта под водой, есть стопроцентная гарантия, что тебя не вынесет в кювет.
  СМИ сообщают, что работы на трассе не прекращаются. Соглашусь. Мы видели целый участок, где шла отсыпка дороги аж двумя самосвалами. Стояли в пробке и ждали. Работа велась на одной полосе. По второй сначала пропустили часть 'встречников', потом немного нас. Мы было повозмущались. А когда проехали, заткнулись. С нашей стороны торчали две машины ДПС. И мы 'загорали' на асфальте. А они без дэпээсников и в воде. Высота воды на затопленных участках - до 15-20 см. На встречу нам попался мотоциклист. Или его правильнее будет назвать гидроциклистом?
  Несмотря на экстремальность в целом, на последнем нашем дневном переходе ничего ужасного не случилось.
  Мы приехали домой.
  Дом, милый дом.
  Кошка орала благим матом, и рассказывала, какие хозяева сволочи, бросили бедную киску. Ночью, когда я по привычке сидела и строчила эту лабуду на компе, кошка ходила рядом и мурчала. Когда намекать ей надоело, Килька стала ходить по клавиатуре и мяукать. Успокоилась только тогда, когда я пошла спать. Там она свернулась у меня в ногах и счастливо заснула, поуркивая от тихой кошачьей радости.
  На следующий день мы разговаривали с мамой. Нашу дачу затопило. Не просто дачу, и дачу. Т.е. вода уже в домике, который нас стоит на 'сваях'. Или уже не стоит, а плавает. Как в том анекдоте про генерала в ванной.
  Мы живем в зоне рискованного земледелия. Но кто же знал, что оно настолько рискованное! В этом году у нас был выраженный весенний паводок. Вода не сходила почти до начала июля. Посадки были поздние. Но даже в нормальные годы у нас в грунт овощи высаживают только в начале июня, а урожай собирают к середине сентября. Представьте себе, какая шикарная картошка выросла в этом году! Страшно сказать! Полтора мешка гороха с гектара. Капусты нет совсем. Вообще. Баклажанов нет. Перца нет. 25 перчин с дачи - рекордный урожай! Помидоры условные. Огурцы в этом году не уродились - середина лета была жаркая и сухая. Хвосты моркови заплетены в косички. Шучу. Морковки немного есть. Чуть-чуть свеклы. И ведь такая картина не только у нас.
  Обещают 10 тысяч рублей в качестве компенсации. Наш рубленный домик с мансардой они не вернут. Наш домик - ерунда. А вот у наших соседей капитальный двухэтажный домище из бруса. Плавает рядом. Знаете ли вы, что у нас не страхуют дачные домики?
  Не знаю, что вообще можно будет купить за эти деньги. Аграрный Северный Китай плавает. Амурская область - плавает. Еврейская автономная область, основной поставщик картошки, капусты и конопли - плавает. По всей вероятности, продукты в этом году будут стоить бешеные деньги. Как никогда. Это еще не все напасти.
  Страдают бедные браконьеры - основные поставщики кеты на столы трудящихся. Из-за высокой воды рыба потеряла ориентиры и теперь вообще думает: а стоит ли идти нереститься в этот бедлам? Шутки шутками, а красная рыба на наших столах занимает куда больше места, чем, скажем, говядина или свинина. Мясо - это для праздников. А кета - это на повседневку. И курица еще. Курица - не корова. Ее можно и в наших условиях рискованного (нужно все же переименовать в 'экстремальное') сельского хозяйства.
  Ну и самое печальное, что в Хабаровске, как обещает прогноз, Амур будет стоять еще месяц. Значит, у нас - полтора (мы - ниже по течению). Большая часть воды просто не успеет уйти. А это замерзшее и непросохшее всё, что сейчас залито.
  И весенний паводок.
  Эта песня хороша, начинай с начала.
  Откуда уровень воды, спросите вы.
  А это су..., пардон, господа гидроэлектроэнергетики, как всегда вовремя, спустили воду из водохранилища. Нет, разумеется, за общую картину скажем спасибо небесной канцелярии. Но 'гребни' паводка с рекордными значениями - за это нужно поблагодарить Зейскую ГЭС. И что ведь самое обидное - на Россию это электричество практически не идет. Оно идет по демпинговым ценам на экспорт. А ведь я помню времена, когда обсуждался проект ее строительства. Я же аспирантуру заканчивала в Институте водных и экологических проблем ДВО РАН. О, как нам клялись представители всех администраций, что ничего, НИЧЕГО, плохого от нее не будет.
  Ну ладно.
  Что я про политику, в самом-то деле.
  Перед выборами-то.
  Мы дома.
  А это самое главное.
Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"