Аннотация: Что говорит название - хлеб Это славянское и балтское слово или германское - это утверждает наука
Известнейший лингвист Фасмер о слове хлеб приводит странные данные (странные -потому, что не опирается на данные архелогические данные и ее логику):
хлеб род. п. -а, мн. хлеба́, укр. хлiб, блр. хлеб, др.-русск. хлбъ, ст.-слав. хлбъ ἄρτος (Остром., Еuсh. Sin., Супр.), болг. хляб (Младенов 669), сербохорв. хле̏б, х е̏б, словен. hlẹ́b, род. п. hlẹ́ba, чеш. chléb, слвц. chlieb, польск. chleb, в.-луж. khlěb, н.-луж. chlěb, klěb. Судя по интонации, следует говорить о заимствовании из герм., ср. гот. hlaifs "хлеб", др.-исл. hlėifr - то же, что более вероятно, чем родство с последними; см. Мейе, МSL 11, 179; Стендер-Петерсен 300; Мi. ЕW 87; Лиден, РВВ 15, 515; Уленбек, AfslPh 15, 486; 16, 381; Бернекер I, 389; Соболевский, AfslPh 33, 480 и сл.; ЖМНП, 1911, май, 166; Янко, WuS I, 95; Перссон 303; Хирт, РВВ 23, 338; Эндзелин, СБЭ 121; Брюкнер 179; Махек, "Slavia", 16, 210; Торп 109. В пользу заимствования говорит и заимствование др.-герм. слова в фин. lеiрä "хлеб" (см. Томсен, Einfl. 150; Сетэлэ, FUF 13, 59) и лтш. klàips "буханка, каравай" (М. - Э. 2, 209). Другие допускают родство слав. *хlěbъ с гот. hlaifs, реконструируя и.-е. *khlōibhos или *skloibhos, куда иногда относят и лат. lībum "пирог, лепешка" (Педерсен, IF 5, 50; KZ 38, 393 и сл.; Козловский, AfslPh 11, 386; Младенов 669), но в последнее время лат. слово связывают - как первонач. обозначение жертвенного хлеба - с лат. lībārе "совершать жертвоприношение, посвящать" и сравнивают с греч. λοιβᾶται σπένδει, θύει (Гесихий), λοιβή "возлияние", λείβω "лью"; см. Перссон 303; Вальде-Гофм. I, 796. Буга (ИОРЯС 17, I, 31 и сл.) ошибается, предполагая для лит. kliẽpas "коврига хлеба" и лтш. klàips - то же исконнобалт. происхождение. Популярная урало-алт. этимология слова хлеб (Моль, МSL 7, 403) сомнительна; см. против нее Бернекер I, 389. [Можно упомянуть еще гипотезу Иоки (FUF, 29, стр. 202 и сл.) о происхождении слав. слова из кит.; ср. др.-кит. gli̯ǝр "рисовые зерна". - Т.]
Археологи изучая инвентарь и травы и зерно (палинология) с помощью физического метода - с применением радиокарбона, определили даты и после этого - основные направления распространения земляделия.
Общепринято славянов считать более южными, чем германов, поэтому, очевидно, сперва земледелие пришло в Панонию (что огонь пруссам то хлеб латинам и пан - который этим богат- славянам - гадаю), а лишь затем - к прусам и куршам.
Историко культурный (с парадигмой ностратикума) подход дает инную картину - немогу отбросить даже свое -----колоть, колотить - kulti (лит.) - kūlis (камень) lipa - (лезит поднимается хлеб) (iš kubilo duona) (- lipdyti) лепешку - klaips - хлеб ---- очевидное семантическое гнездо.
Одно из основных правил ностратики (направления лингвистики об доисторическом изначальном развитии языка) - согласные составляют как бы основуб своеобразный позвоночник слова, т.ею они устойчивее и крепче чем гласные, которые более изменчивы и менее устойчивы, показывает что славянский кол кл - архаично к 15- 20 тыс. лет пр. р. Хр. и очень сильно укрепившись у славян и не только- вся логика процесса производства хлеба которую сохранили балты ввиду консервации и консерватизма показывает, что хлеб - содержит своеобразный семантический код или тайну его создания (наблюдал маленьким у бабушки на деревне) - колоть и затем лепить, а археология показывает, что это было перенято германами (в моем понятии) в близи Панонии у славян. Анализ проведенный литовским лингвистом Симасом Каралюнасом слова хлеб, как и этнонима готы явно недостаточен - не учтены обстоятельства распространения х(к)лебоводства в плане археологических данных (и что гововорить - нету у него упоминания государства готов у черного моря разгромленного гуннами). Вывод один - германы узнали про 'клеб' у славян - как готового изделия, пруссы - изучили же всю технологию от житья (жгли ведь лес траву для поля - еще одно семантическое направление) и дали 'клебу' свое название, Литовцы хлеб - дуону (duona - лит. а daina doina- песня лит. и румын.) получили от траков (гипотеза), а klaips - клаипс латыши - (с межисом - майзе) - либо от скандинавов - либо позже от кривичей. Эти лексические общности образовались в регионе земледельческого пограничъя Балтов и Славян. Имеются важнейшие соответствия серп и kirpti (стричь), но коса и косить (и для козленка) прямых соответствий, кажется, не имеют.