Аннотация: Ориентиры, ценности демократии и авторитаризм
Тип характера не определяет еще плох иль хорош
человек.
Верующий первого типа с установкой на предрешенность и фатум может быть и спасателем и душ и нищих, но в то же время и ленивым, бездейственным мракобесом. Обладатель второго типа, для которого собственный дом - это крепость от недуг мира может быть и прекрасным семъянином и хапугой волочащим всевозможное за свой забор. Человек рыночный это и прекрасный организатор хозяйства, и - с той же установкой, продавец всего возможного, даже народного богатства. Человек четвертого типа может оказаться и видным политическим деятелем способствующим гуманным целям и генералом диктатором - преступником войны. И пятый наконец - с тихой улыбкой - он всегда все любит и уважает, либо отварачивается. Многое в этом зависит от ориентиров, которые граждане горожане и селяне получают от высших духовных и государственных властей.
В свое время у русских - это известная триада - Бог, Царь, Отечество, перефразированное Уваровым в Церковь, Самодержавие и народность. Эти ориентиры оказались приемлимыми для множества апокалиптическим мышлением охваченных фаталистов, но на нигилистической почве выросшему критическому мышлению эти ориентиры стали и мишенью. На самодержавие замахнулась вся плеяда декабристов, понимая его как основное препятствие для процветания нации, а против церкви шли и атеистическим мировозрением большевиков охвачены пролеткультовские массы. Результат очевиден - самодержавие свергнуто не идеалистской группой офицеров, а толпой голодных и уставших от войны - с помощью Бога и беса на устах в одно и то же время. Ориентиры жэ люду советскому были поставлены ясно и четко - с начала выжить, потом вооружится и победить, при этом и внутренних врагов народа, а после призрака и смерчя смерти промчавшегося над Европой - отстроить и догнать- перегнать гниющий в демократии капитализм. Бог был подменен культом классиков марксизма, церковь уничтоженная - домом культуры давая понять, что вне его ... культуры нету и не может быть, самодержавие заменено - генсеком партии, а отечество и народность - стали подавать и выражать в наивных программах КПСС, оболванивавших при этом и само политбюро, которому лгали, который не хотел знать что лгут даже от тайной полиции гб, которой тоже приходилось менять способы подхода кабы чего не вышло. А случилось то что случилось - империю зла и надежд, ханжества и подвига, глупых проектов и творческого труда разрушили национальные противоречия и отставание производственных сил от отношения к производству партйной номенклатуры. Люд узнал, что где то живут по другому, производя значительно больше и получая за это несравнимое, как бы и свободнее и начал расходится по своим домам - в Венгрии, Чехословакии, Польше, и наконец в Литве. А раз многое было построено на неправде, то гигант развалился довольно таки наконец мирно и без открытой гражданской войны.
Что осталось и досталось России - Вера, Надежда, Любовь воспетые Александром Блоком, (это для первых и пятых), продай что только можно - для рыночников, и грабь награбленное - для вторых и четвертых, и при этом - если не в отношении чехов, то в отношении поляков и литовцев уж точно не забывая и о реванше с лозунгом - СПАСАЙ ОТЕЧЕСТВО. Для первых и - СПАСАЙ душу, вторых - свой ДОМ, для третьих - РЫНОК, четвертых - СПАСАЙ если не весь мир, иль по крайней мере - Европу, то РОССИЮ и ее целостность. Вот про то какими путями - и пойдет дальнейшая речь.
Разобраться в этом стало сложнее - ориентиров и ориентировщиков приумножилось при этом. Монархисты, демократы, анархисты, социалисты, нацисты - истин получилась неразбериха и рынок политический -точно маскарад. Ориентиром стала и триада - КАЙФ ДЕНЕГ БЕЙ Чужих. При известной воинственности души. Если не по голове, то хотя бы в ворота. Но Божий закон и общечеловеческий гуманизм всеравно изза своего фундаментализиа просачиваются через коды бытия в поэзии и новелистике, в улыбке и протянутой руке бедному у церкви, и в безнадежно идеалистической политической программе, в среде через адский шлюз хлынувшей ненависти ко всему, потому, что у них есть, а мне не досталось, дешевой пошлятины, дурмана, бегства от жизненных проблем в рай кайфа за которым кроется тот же ад.
ЧТО делать - бъют барабаны спасателей. Души гибнут, дома рушатся, рынок теряется, ОТЕЧЕСТВО в опасности. А вина то в демократии видится - по утверждению некоторых, так думают 80 проц. россиян. Я могу надеятся все же на каких нибудь 70 проц. - ведь не может вся демократическая интелигенция России да Радио Свобода в пустую глаголить, однако эти цифры заставляют задуматься - в чем же причины этого. Апокалиптически авторитарному мышлению первого типа несомнено нужна всевысшая сила не только с небес, но и с острия Кремля. Бандиты и беспредел угрожают и семъянинам и тем более натощившим во свой двор - выход видится в тотальном патрулировании на каждой улице, да на рынке, добавит третий. Вот с четвертым характером все по сложнее - демократия дает шанс продвижения по политической ступеньки, и низы оппозиционной пирамиды не так просто сдадут свой шанс. А пятым не то что всеравно, но они демократичны изза отрицательного смысла диктата.
Авторитарность мышления в Германии на почве реваншизма привел к властям нацистскую верхушку со всеизвестным размахом, авторитарность же мышления в России отдавая судьбу и ответственность за все пирамиде на дворе кремля размахами мировыми неугрожает ввиду соотношения сил и тенденций в мире - то каков же смысл этого спросите ВЫ. Защищенности и защиты люд ждет, и все это может сотворить ОН - шоумен и шоумастер с зкранов ТВ которому нерешаемых вопросов несуществует и как же ему то непредставить и третий шанс. Все может ОН, а не какие то демократически избираемые депутаты, на которых да и деньги тратятся, подкупы то какие пошли - но Жириновского где то надо в политике все равно оставить, где то возле стола бывшего политбюро, ведь когда бъет по морде политиканам это всегда зрелично, - объяснят многие.
Можно лукавить и острить на тему характеров, но тут следует обратится к вопросу, что дает все же демократический устрой запада его гражданам.
Типичнейший капитализм - это капитализм конца 19 в. начала 20 века, который был жесток, до крайности тяжел и тд - этим хитро воспользовались большевики. Сейчас имеем в передовых странах совсем другое - и в Скандинавии и в Германии и ... реализованы многие социалдемократические цели и не только материальные, но и духовные. Чтоб соцдемы неуснули при перераспределении больших налогов от прибылей и некоторой стагнации экономики - существует оживляющий бизнес либерализм, который когда приходит к власти и накапливает средства -опять этот маятник возвращает социальную демократию - получается довольно устойчивая система роста и развития с двумя меняющийся состояниями. (Вот в такой ситуации и кулак Жириновского следует вспомнить, но направлять его надо не к лицам оленившийся соцдемов, а к беспорядку). Так что это не капитализм, а Либералсоцдемократия.
Неговорю, что проблемы и в таких обществах невозникают, демократия не предохраняет от воин например, но решения по важнейшим вопросам принимаются не группой сговорщиков типпа политбюро, а должны быть одобрены и парламентом, который очень чутко прислушивается и к мнению избирателей.
Другое дело какими средствами благосостояние в демократических странах это добыто - Скандинавы в этом выглядят куда моральнее больших империй. Ввиду неодинаковой степени развитости - следствия различных исторических, географических и других обстоятельств существует и третий мир с его запасами -материальными да интелектуальными - это вызывает разные конфликты ввиду различий в ценностях, религий и ...поджигателей из... (сами догадаетесь кто выиграл например от 11-ого сентября). Страна которая встала на рельсы такого маятника либералсоциалидемократического маятника - обычно обеспечивает себе стабильный рост, а у России в Петербурге такой ведь маятник имеется - помоги всевышний тамошним интелигентам его сдвигать с мертвой точки и дальше. Но если попасть в капкан экстремизма - неонацбольшевизма или военномощьлагеризма - потери и по времени и по ресурсам неизбежны.
Цель некоторым авторитарам видна всегда через прицел. У них главное ведь военная мощь, а не благосостояние народа. Они обычно и сталинисты цитирующие в пример Сталина, и еще- националисты в виде шовинистов великодержавов -ненавидят маленьких народов, в средствах массовой информации - кликучие графоманы, нацелены и на психологию других -лстит по Карнеги, пользуются некоторым влиянием да дурачит других и травит мозги военной угрозой США да шпиономанией - всюду им дестабилизаторы-враги России, а не те же старые партократы обокравшие народы и укравшие у него многое и выдвигающие все новые пугала. Странно, что о сталинизме и о соответствующим этому мышлению приходится, опять и опять рассуждать. Сталинисты обычно умаляют и потери периодов репрессий и войны. Следует учесть и потери не только от голода на Тамбовщине в ГУЛАГАХ, но и во второй мировой войне - (вина -глупое руководство в 1940-1941 распологая войска и аеродромы, уничтожение образованнейших офицеров и т,д,) - нацизм можно было усмирить значительно меньшими потерями -отдал половину страны до Москвы за пол года, а потом отвоевывать приходилось три с половиной. Известно, что в наступательном бою терялось 7-10 солдатов наступавших к 1 в обороне). А что он с Литвой вытворял. Смотрел недавно пропагандистский фильм - Национализм по приалтийски - ссылки прибалтов 1940 - 1941 г названы чисткой (могли хоть зачисткой назвать), а потом удивляются, что латыши и зстонцы в дивизии СС были зачислены (литовцы свою армию сохранили - к чести -которая в 1944-1952 дала партизанскую войну красным). Было бы смешно, если не было ужасно - если ваших близких увезли на голодную и холодную смерть, вы наверное к самому Бесу в армию записались то, а Сталин любил вино кино виноград... Конечно, это можно постараться только понимать с психологической стороны, и в не коем смысле оправдать - настоящие мужщины шли в свои же формирования и бились против любых окупантов, а не хитро подстроенные баталъенам СС карательные операции. Остается спросить - а что, вояка с ружъем и красной звездой выселявший детей и жещин, достоин какого то оправдания. Шанс выжить в холоде концлагерей Сибири - действительно уж куда гуманней.
Что ж выяснилось после стольких раздумий спросите ВЫ. Русский дух - понятие чуточку ирационально и не так просто уловимо в котором переплетаются многие веяния- и апокалиптичность с авторитарным мышлением, и критичность, и стойкость к недугам, и веселье - в этом лутче меня разберетесь. Но выражается оно в различных установках на жизнь, которые формируются и высшим духовным да и государственным руководством представляя различные ориентиры. Воинственность это скорее не столько свойство характера, а исторический образ и некий психологический настрой, сформировавшийся в следствии прикинутых народу лавин войн, хотя никто не станет отрицать, что русский обычно умеет за себя постоять. В нынешних условиях оно по отношению к окружающему миру даже в самом плохом смысле реализоваться не может ввиду противодействующих сил. Но проявится ли воинственность в защите демократических ценностей в России?