Блуд или жажда 'халявы'. История о благих намерениях.
Родословная.
Она родилась в семье заслуженного человека. Сына батрака, коммуниста с довоенным стажем, фронтовика-чекиста, многолетнего председателя колхоза-миллионера Баскармы Болашаковича Садуакасова.
Болашак.
Он сам был десятым ребёнком 'бишара'
(некое казахское обозначение неудачника или неудавшегося по общественному мнению человека, 'как бы' недоразвитого чудака, несчастного человека)
... Болашака
('болашак' в переводе с казахского языка означает будущее поколение)
... из аула бая Алпысбая
('алпыс' с казахского языка - шестьдесят, обычно числом 60 казахи обозначали благосостояние и благополучие).
Повезло Болашаку, когда в 1920-ых годах пришла в его волость новая власть в лице нищего местного разбойника Каншера
('каншер' с казахского языка - кровопийца, такие прозвища могли дать только бандитам; имён таких никогда в степи не было и быть не могло; так казахи оскорбляют подлых и бесчестных людей; иногда они говорят 'хайван', что значит - скотина; криминальная кличка вроде 'зверь' и 'палач' в одном лице; погоняло или кличка вместо наречённого родителями имени массово появились в степи во время Гражданской войны).
Вместе они установили советское управление в районе.
Каншер скоро был назначен в республиканское руководство и уехал в Оренбург, потом в Кзыл-Орду, Ак-Молу и Алма-Ату, где и был растрелян в 1937 году завистливыми казахскими властолюбцами как враг народа.
Болашак же предпочёл оставаться маленьким властителем в своей деревне.
Ему нравилась неограниченная власть над своими вчера ещё самодовольными и зажиточными родственниками. Люди, снисходительно позволявшие ему присутствовать на их торжествах на задворках, сегодня попали в его полную власть. Он мог делать с ними всё, что придёт ему в голову под знаменем борьбы с контрреволюцией.
В казахских аулах каждый человек испокон века гордился родством с баями, ханами, муллами, а это означало, что они все в одночасье стали неблагонадёжными элементами. Значит, Болашак любого из них мог объявить басмачом и отправить в концентрационные лагеря Сибири.
Для острастки, выслав пару десятков самых оголтелых своих врагов и местных уважаемых авторитетов, он приобрёл славу бескомпромиссного борца за советскую власть среди соплеменников. Это было в струе изменений, потрясших всю Российскую Империю, и выросшие законопослушными правоверные подданные государства смирились под гнётом и произволом подменивших администрацию царя самозванных новых властителей - коммунистов. Они (правоверные подданные, а не коммунисты) решили положиться на вековую мудрость правивших где-то в Европе образованных русских 'бастыков' (руководителей), предполагая, что со временем всё само уляжется, и заслуженные люди найдут возможность вернуться домой. Ведь народ знал, что их баи довольно умные люди.
Начальство в районе и области нуждалось в материальных показателях реальной борьбы. Болашак неукоснительно и с перевыполнением исполнял план по раскрываемости преступных 'троцкистских' объединений, (Лев Троцкий отбывал свою ссылку перед высылкой за границу в Алма-Ате), 'японских' шпионов и ловил представителей местной контрреволюционной казахской белогвардейской националистической организации 'Алаш-Орда'. Благо, Казахстан являлся местом ссылки многих видных революционеров, попавших при Сталине в опалу.
Таким образом, наш герой обеспечил своему колхозу звание передовика социалистического строительства, как в смысле идеологии, так и, в итоге, успехами в экономике.
Успешные выявления скрытых антисоветских элементов среди народа давали совершенно определённые материальные преимущества. Колхозу выделялись специальные финансовые субсидии, которые обеспечивали ему благополучие.
Официальные руководящие круги, раз объявив его передовым, не могли без риска быть обвинённым в очернительстве, отказаться от восхваления этого колхоза. Из года в год составляя ему легенду образцового социалистического хозяйства, где люди трудятся не за корысть заработка и процветания семьи, а на совесть. Бренд сельского объединения со временем становился более весомым, чем любые очевидные факты бесхозяйственности местных руководителей.
Точно также люди посредством участия в администрации коллектива, которого тогда награждали званием 'ударника коммунистического труда', попадали в номенклатуру, в список для продвижения по карьерной лестнице советской власти.
Болашак был в ближайшем резерве партийного актива, но судьба благоволила ему и уберегла от несвоевременного карьерного роста. Так, нечаянно, по стечению обстоятельств, а, что вернее, благодаря своей природной интуиции, свойственной трусливым людям и циникам, он избежал сталинских репрессий против свидетелей разбоя времён гражданской войны или передела собственности советской властью. Как-то он умудрился уклониться от очередного сталинского призыва народа на государственную службу в верхние эшелоны казахской предвоенной администрации.
Председатель колхоза, которым продолжал служить Болашак, чувствуя завистливые взгляды новых 'революционеров' в лице подрастающих молодых комсомольцев, в конце 1930-ых годов отошёл по возрасту от дел, составив протеже своему сыну Баскарме ('баскарма' - по-казахски - начальник, от слова 'бас' - голова).
Баскарма.
Баскарма, получив рычаги управления колхозом от отца, постарался закрепить за собой эту должность на годы. Он, воспользовавшись личными связями, доставшимися ему от отца, продвинул в районную власть своих родственников. С помощью их он рассчитывал приумножить в республике славу колхоза-миллионера, а заодно обеспечить материальное благополучие себе и своим родственникам.
Во время войны, каким-то образом, он пробрался в ряды сотрудников НКВД, которые отвечали за чистоту рядов в войсках Красной Армии. Конечно, совсем избежать военных столкновений с фашистами ему не удалось. Но эти опасности были случайными. Чаще Баскарма разбирал личные дела побывавших в плену солдат и офицеров и занимался поиском и истреблением якобы засланных диверсантов. По большой части, естественно, ему попадались невинные люди, по глупости своих командиров попавшие в окружение, или партизаны, выходившие из леса навстречу освободителям. Но бывали и бывшие деревенские полицаи, сознательные противники советской власти типа представителей армии генерала Власова, ополчения Степана Бандеры в Украине, народно-освободительных отрядов в странах Балтии. В будущем социалистическом лагере вычислялись среди антифашистов сторонники демократического пути развития, которые пользовались большим авторитетом в народе.
Это было рискованное, но зажиточное поприще. Сколько понадобилось ему коварства и хитрости, чтобы остаться живым, да ещё прославиться своей справедливостью среди несчастных людей, бог весть.
Таким образом, он, как и его отец избежал опасного карьерного роста, но сохранил свою, пусть небольшую, власть, даже находясь на службе в армии во время войны.
Должность у него была в воинской части незначительная, сразу после окончания войны его часть упразднили, а его скоро демобилизовали.
Национальные кадры из опытных чекистов с приличным партийным стажем требовались в тылу.
Он вернулся домой с полным набором орденов и медалей. Были некоторые награды во время войны, которые получали штабные работники и чекисты, в силу обстоятельств попадая в зону активных действий. Это был утверждённый в специальной инструкции список возможных представлений для офицеров НКВД. Вот весь набор упомянутых там стандартных медалей и орденов он себе аккуратно и подписал. Благо времени и возможностей служба ему предоставила достаточно. Конечно, он не рискнул выписать себе высшие отличия, типа трёх орденов Славы и звания Героя Советского Союза, но многие другие, менее броские и почётные, но гарантировавшие мелкие материальные поощрения и льготы, он получал регулярно.
Эта скромность и сдержанность спасла его от внимания своих начальников, строго следящих за своими подчинёнными, опасаясь за собственное благополучие.
Колхоз.
Глотнув воздуха неограниченной власти над людьми на фронтах Великой Отечественной, Баскарма привёз в родной аул опыт человека, хорошо выучившего урок выживания в условиях советской системы.
Ему не надо было разжёвывать принципы взаимоотношений между начальством и подчинёнными в условиях тоталитарного государства. Лично не раз решая печальную судьбу блестящих командиров и бесстрашных до отчаяния людей, Баскарма вспоминал мудрые уроки отца, остерегавшего его от чрезмерного рвения ради удовлетворения своего честолюбия и смертельной опасности быстрого карьерного роста в коммунистической среде.
Впрочем, у большинства людей после войны жажда чужой 'крови' несколько притупилась. Хотелось пожить мирной жизнью, рожать и растить детей, сытно есть и мягко спать.
Надоело бесконечное насилие над себеподобными живыми собратьями.
Множество доступных испуганных женщин многонациональной Европы пресытили мужское самолюбие. Дома тоже было полно вдов и молодых дев без всяких шансов составить себе достойную пару.
Баскарма вернулся домой так, словно вознёсся в райские кущи. Это были самые счастливые годы во всей его жизни.
Жена, семеро детей, власть, уважение всех близких и дальних родственников, которым всем была необходима рекомендация бывалого коммуниста и чекиста. Все окружающие совхозы и фермы с пастухами, по-казахски чабанами, снабжали его стада ягнятами (по-казахски козы), телятами (бзау), жеребятами (кулан), козлятами (лак), верблюжатами (бота).
Показатели его отар в конце 1960-ых годов превысили физиологические возможности овец и давали за счёт приписанной соседской скотины по 150 ягнят от 100 овцематок, а в среднем количество приплода не опускалось ниже 120 штук от 100 самок.
Эти данные, официально объявленные на одной из выставок в Алма-Ате, вызвали дружный смех пастухов из Австралии и недоумение научных сотрудников института овцеведения из Москвы. Зарубежные гости тогда были впервые допущены на ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства) республики Казахстан.
Естественно, руководители Казахстана не могли ударить в грязь лицом и убеждённо демонстрировали своих удивительных племенных баранов (кошкаров) и своих овцематок, плодящихся словно свиньи. Можно представить, какой хохот стоял тогда, когда свидетели этого действа вернулись на родные пастбища.
Давно всему свету было известно, что от 100 овцематок можно получить не более 90 ягнят, и ещё не во всякий год. Это закон природы, неукоснительно исполняющийся повсюду на Земле и сегодня.
Великие свершения советского народа.
Но разве можно было отказаться от очковтирательства в те годы?
Они обеспечивали колхозам и совхозам дополнительные льготы и субсидии.
Районному начальству - долевое участие в распределении дополнительных средств, выделяемых на 'стахановский' почин сельскохозяйственных производителей.
Областному и республиканскому руководству - шанс выделиться среди завистливых конкурентов ради продвижения на следующую номенклатурную ступень.
Самому передовому чабану-'стахановцу', как непосредственному участнику и создателю рекордных показателей, давали звание Героя социалистического труда, иногда вместе с председателем колхоза.
Неграмотным руководителям высшего состава не хватало элементарного житейского здравомыслия по отношению к подобным рекордам, компенсируемого у интеллектуальных людей умением самостоятельно обучаться вверенным им направлениям в промышленности или сельском хозяйстве.
Наше правительство при советской власти состояло в первую очередь из людей мало и плохо образованных. А таким индивидам легче поверить в чудо, некую языческую 'волшебную палочку', преобразующую в одночасье весь окружающий мир в рай. Например, в фантастическое растение с помидорами в качестве плодов и картошкой в виде корней. Или в новую панацею от голода - кукурузу. Или в бесплатную электроэнергию, вырабатываемую на гидроэлектростанциях, построенных на равнинах Поволжья, залитых морями пахотных и древних исторических землях своих предков. Или в плодородие пустынь, орошаемых развёрнутыми вспять реками из Сибири в Азию. Или в земледелие на степных целинных просторах, распахивая тысячелетние места кочевий казахов, уничтожая многовековые пастбища.
Зачем пророкам и мессиям 'светлого будущего' коммунизма прагматично продолжать известный испокон века и привычный промысел тысяч предыдущих поколений проживавших здесь людей? Это требует упорного труда и терпения. Проще пустыми обещаниями загнать народ в лагеря и рабство, заставляя их обслуживать новый класс узурпировавших власть эксплуататоров-коммунистов, вместо своих доморощенных традиционных бар, панов, баев, помещиков, списав на них все тяготы прошлого времени.
'Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!' - внушали они глупым молодым людям.
Сколько ещё более мелких сумасшедших проектов было осуществлено в Советском Союзе на её необъятных просторах за 74 года?
Мёртвый Арал, Чернобыль, радиоактивное пятно под Екатеринбургом, Семипалатинский ядерный полигон, уничтоженные и разорённые храмы России, пустые глазницы крестьянских изб...
Приблизительно так обстоят дела сегодня в Китае, с их бесчисленными экономическими успехами и рекордами во всех областях деятельности человека.
Но Баскарма не любил лишний раз выделяться из толпы подобострастных подчинённых. Он всегда довольствовался малой, но верной победой. Ему хватало сытой и богатой жизни в родном ауле среди боготворящих его родственников, чем рискованной и опасной карьеры в городе.
Синица в руках была всегда ему дороже журавля в небе. Это давало ему дополнительные бонусы среди других председателей перед властолюбивыми районными начальниками. Они, награждая колхоз Баскармы под славным именем 'Бараны Ильича', заранее знали, что председатель не имеет никаких собственных амбициозных планов и щедро поделится своим успехом со всеми, кто поможет это устроить.
В такой зажиточной жизни в тепле и покое брежневского застоя (Л.И.Брежнев - руководитель СССР с 1964 по 1983 годы) Баскарма дожил до пенсии и в конце 1970-ых годов получил звание персонального пенсионера союзного значения (наименованием 'персональная' и 'союзного значения' выделялась небольшая прибавка к стандартному мизерному пособию для престарелых, отслуживших обществу, людей). Ему по очередной разнарядке выделили квартиру в центре столицы Казахской советской социалистической республики городе Алма-Ате.
Впрочем, власть никогда не была чрезмерно благодарной и щедрой по отношению даже к своим самым преданным слугам, если они и их родственники отходили от дел. Баскарме досталась трёхкомнатная квартира на последнем этаже девятиэтажного дома прямо вдоль широкой транспортной магистрали по проспекту Абая, недалёко от пересечения с улицей Гагарина.
В конце 1960-ых годов умер своей смертью в родном ауле старый Болашак, прожив счастливую и длинную жизнь человека, умудрившегося в тяжёлые годы сохранить и преумножить свой аул без приобщения к кровавым преступлениям правящего режима, лишь исполняя неизбежные 'ритуальные' жертвоприношения. Сын устроил ему славные похороны, как участнику гражданской войны и освободителю казахского народа от власти баев, то есть богачей.
Баскарма сам к тому времени вырастил одну дочь и шестерых наследников.
Дети.
Дочь родилась в 1938 году и была названа Сарой. Братья родились в послевоенные годы. Несколько детей умерли в младенчестве. Это тогда не было редкостью в казахских аулах, как и не является чем-то неординарным и сегодня.
Дети росли в неге и холе, как отпрыски полновластного начальника. Вероятно, так воспитывались наследники баев, по представлениям Баскармы. Им особо не приходилось утруждать себя учёбой или работой по дому или двору.
Для хозяйственных забот хватало бедных родственников, готовых за самую малую поблажку предоставлять им своих детей в услужение, так, как принято в Казахстане и по сей день.
В школе материально зависимые от председателя учителя, на словах изображая строгость, а на деле правдами и неправдами выставляли его детям положительные отметки.
Было бы даже странно, если бы Сара не закончила обучение в средней школе без золотой медали, ведь она была самой любопытной и образованной из всех наследников Баскармы.
Мальчишки у него выросли избалованными, развращёнными вседозволённостью, которая сопровождала их с рождения. Они считали себя избранными людьми. Вероятно, так считали в дикие времена дети богачей и знати.
История цезаря Калигулы полна извращёний в результате такого воспитания.
Азиз и его родственники.
Сара в положенное ей время вышла замуж за лучшего ученика школы - отличника и красавца Азиза. Он был из потомков зажиточного татарского купца, расстрелянного ещё в 1920-ые годы за активное сопротивление советской власти.
Это был дед Азиза Аубакир.
Известный во времена Российской Империи в округе бай был самым образованным человеком района. Его уважали и прислушивались к его мнению с молодых лет все старейшины родного аула.
Естественно, когда к власти пришла местная неграмотная гопота, он первым выступил против такой власти.
Деньгами и авторитетом он собрал и вооружил целый отряд своих родственников в Белую Армию барона Унгерна.
Так что после торжества большевиков на местной земле, Аубакира казнила новая администрация вполне заслуженно. Но мудрый и дальновидный Болашак прикрыл малолетних внуков древнего рода от карающего меча революции. На всякий случай, если в будущем вновь вернутся прежние порядки, для подстраховки.
Впрочем, хорошо воспитанные отпрыски семейства уважаемого человека сами по себе являлись капиталом. Несколько поколений ребят, воспитанных в достатке, всегда имеют время для получения приличного образования, поэтому у умных и состоятельных людей вырастают продвинутые и хорошо развитые в младенчестве потомки. Они приобретали навыки интеллектуальных упражнений и занятий едва ли не с пелёнок - благодаря мотивированному, доброжелательному, неравнодушному отношению к воспитанию их родителей, пониманию необходимости раннего развития ребенка для будущего роста его логического мышления и ума, которое в свою очередь даст их кровным продолжателям конкурентное преимущество перед другими людьми. Всем читателям должна быть известна цитата российского классика о том, что 'всего лишь одно поколение не поротых дворян породило всю великую русскую литературу'.
Никогда не видевший деда Азиз был как раз таким мальчиком.
После войны он самостоятельно поехал учиться в Казахский Государственный Университет на математический факультет и поступил с первого раза без блата и подношений только за счёт своих способностей. Он блестяще, с красным дипломом (дипломы красного цвета, вместо стандартного синего, выдавали, где-то ещё продолжают выдавать, круглым отличникам) закончил ВУЗ (высшее учебное заведение).
Но в начале 1960-ых годов для того, чтобы остаться в столице республики после окончания учёбы было мало блестящих знаний. Гораздо важнее было наличие знатных высокопоставленных родственников, желательно из числа местной партийной номенклатуры.
Вот где могло пригодиться родство с Каншером, не будь он казнён, как враг народа. А ведь этот бандит приходился отдалённой роднёй татарского бая Аубакира.
Тогда же Азизу родство с приспешником белогвардейцев и наймитом японского милитаризма обеспечило возвращение по плановому, а значит важному для государства, распределению в родной аул. Тем более, что он не принадлежал к титульной нации в республике Казахстан, а это было в советское время при прочих равных характеристиках отягчающим условием. Просто по причине того, что большинство начальников были казахами.
Так не сбылась мечта девочки Сары - с первых дней замужества жить в столице Казахстана в городе Алма-Ате.
Впрочем, жизнь дома была полна удовольствий и бытового достатка.
У неё вдвоём с мужем был отдельный дом, хорошая не пыльная работа мужа в средней школе с перспективой в один прекрасный день выслужиться до директора или даже заведующего отдела народного образования. Но это требовало терпения, времени и усердия.
Сара же мечтала о городских забавах. В юности, сопровождая отца в его поездках к начальству и родственникам в столицу, она видела, как одеваются и отдыхают представители казахской элиты. Отца, как передовика-колхозника и старого чекиста, воспитанника сталинских наркомов допускали к закрытым вечеринкам, на которых иногда в самом их начале могли присутствовать члены семей участников. Это бывало во время общих государственных праздников, вроде Нового года, или ведомственных праздников типа Дня работника МВД и КГБ. Насмотревшись праздных утех властьпредержащих, Сара страдала от того, что при её природной красоте мимо неё проходит настоящая жизнь, каковой она считала весёлую праздничную суету большого города.
Первое время после брака ей было некогда думать о развлечениях. 9 мая 1961 года она родила дочь, следом, чтобы уж до конца исполнить свою женскую обязанность перед роднёй, она произвела на свет двойню. К сожалению для Азиза, опять девочек.
Для продвинутого звучания дед решил назвать первых внучек именами знаменитых и революционных женщин, что должно было способствовать им в светлом будущем, которое гарантировали ему великие вожди. Старшую он назвал Долорес, близняшек Кларой и Розой. Первую в честь известного лидера коммунистов Испании Долорес Ибаррури, вторую и третью в память популярных среди большевиков женщин Германии Клары Цеткин и Розы Люксембург.
Большинство советских и постсоветских людей и поныне понятия не имеют, чей день рождения из последних двух немецких дам подарил праздничный день '8 марта' всему, так называемому в прошлом, социалистическому лагерю.
Быть может, этот действительно человеколюбивый аполитичный весенний день останется единственным упоминанием в календаре наших потомков о страшном 20 веке и могущественной 'империи зла' Советском Союзе?
Нет, не зря слыл Баскарма среди своих земляков 'гылыми адам' (с казахского - интеллектуальным человеком).
Сара.
Но недолго продлилась семейная идиллия Азиза.
Саре тесны были рамки своего района.
Внешне броская с иссиня-черными волосами, греческим чеканным профилем, совершенно несвойственным казашкам, тонкой талией, длинными крепкими ногами, высокой грудью, по-восточному широкими бёдрами, соблазнительно подчёркивавшими стройность фигуры, она выглядела в провинциальном ауле, как 'аленький цветочек' из русской народной сказки на острове у чудовища. Её не прельщала роль бескорыстной и преданной дочери и невинной девушки, стремящейся своей любовью и жертвенностью превратить сказочный заброшенный безлюдный остров в цветущий и густонаселённый город-сад. Она мечтала о покорённых сердцах номенклатурных чужих мужей, о балах и концертах с ломящимися от яств столами, об интригах при дворе властьпредержащих, о собственном влиянии при распределении материальных благ. Жажда реализации собственного тщеславия, буйного развратного счастья царицы Египта Клеопатры, славы первой красавицы Казахстана мучило эту молодую женщину с первых сладострастных взглядов мужчин.
Из-за желания отца как-то обуздать её порыв к столичной жизни, быстро выдав её замуж за Азиза и потворствуя рождению ребятишек, она отстала в учёбе и не закончила своё обучение в Медицинском институте, куда её было пристроил Баскарма в конце 1960-ых годов. Ей было морально тяжело чувствовать себя ущербной за партой среди более молодых и знающих студентов, поэтому она бросила бесконечную врачебную зубрёжку латинских терминов.
Только не смогла молодая красавица, полная природной страсти и тяги к неизведанному запретному плоду, противостоять городским соблазнам, несмотря на наличие трёх детей.
Рванула 'першая' красавица из беспросветного болота нищей провинции в богатую столицу района при первой случившейся возможности. Её столичным ухажёрам устроить такую возможность ради разнообразия своих утех было плёвым делом.
Родной аул.
Баскарма оставил в родном ауле своих старших сыновей, так как от вседозволенной юности они потеряли контроль над собой и стремились лишь к праздности и безделью. Они худо-бедно женились, расплодились и теперь благополучно спивались во мраке брежневского застоя, числясь на какой-то ничего не значащей должности в колхозной конторе. Плохие получились наследники у потомков Болашака. Некому было учить их нравственности и правилам поведения для процветания человеческого рода, частью которого были они сами.
Так из века в век люди обучали в прошлые тёмные века своих отпрысков, сначала только дворянских и царских, потом и всех остальных, - азам психологии и управления человеческой массой. Эти навыки передавались друг другу путём заученных наизусть традиций и обычаев. Уважением к старейшинам племени, умудрённым опытом жизни святым старцам, которых держало на Земле лишь умение мыслить. Беспрекословным и подобострастным поклонением перед знатью, выделенной из чрева народа в прошлые века, чьи предки демонстрировали ранее таланты лидерства и силы духа.
Сложно и противоречиво из мрака дикого человека формировалась система управления и культура государств.
Так, благодаря ежедневному и ежегодному возделыванию крестьянами всего света земли на ней вырастает пшеница и рожь с рисом. Никаких шансов выжить культивируемым людьми растениям и домашним животным в дикой природной среде среди сорняков и зверей у них нет. Они - плод многообразия Матери Природы и труда человека. Иначе и люди и выведенные ими путём развития полезных человеку свойств живые существа обречены на погибель.
Также взрастает на теле общества путём проб и ошибок искусственный нарост в лице чистокровных королей и дворян. Их единственное предназначение - служить образцом и примером своему народу, пока он ещё глуп и слаб, чтобы осознанно противостоять внутривидовой конкуренции между себе подобными.
Советская власть, призвав к себе на службу Каншера и его сослуживцев- разбойников с 'большой' дороги, прервала связь времён. Смешалась в бойне Гражданской войны христианская мораль русских, мусульманская терпимость казахов, человечность и боязливое уважение к знати обыкновенных неграмотных обывателей.
Восторжествовало языческое право сильного на произвол. Законы и правила криминального мира. Вновь в миру стали популярны пословицы: 'Моя хата с краю - ничего не знаю! Хозяин - барин! Закон, что дышло - куда повернёшь, туда и вышло! Тот прав, у кого больше прав! Ты начальник - я дерьмо, я начальник - ты дерьмо! Ничего не бойся, никому не верь, ничего ни у кого не проси! И так далее.'
Детство дочерей Сары.
В начале 1970-ых годов, когда Долорес исполнилось 12 лет один из сыновей Баскармы, отъявленный тунеядец и самовлюблённый остолоп Карлбай, в минуту своего загула поймал девочку, затащил её в сарай и изнасиловал. После чего Сара вынуждена была изолировать себя и своих детей от вечно пьяных и праздных братьев.
Это произошло уже после того, как Сара вернулась от Газиза в дом отца. Не могла сладострастная душа Сары скрупулезно, терпеливо и верно ждать того времени, когда скромный учитель в провинциальном казахском ауле станет уважаемым учителем, потом заведующим РайОНО (районного отдела народного образования), потом при поддержке отца и выполнения всех прочих требований номенклатуры, что было совершенно несбыточным, стать депутатом какого-нибудь совета трудящихся, сначала рядового районного, потом областного и, наконец, республиканского. Про всесоюзный уровень даже как-то и не мечталось. Это была прерогатива и епархия людей другого полёта.
Эта чиновничья лестница снилась Азизу все годы его недолгого семейного счастья, но тесть - потенциальный пенсионер, уже не был достаточным условием для карьерного роста молодого человека, отягчённого родством с контрреволюционерами.
Не ангажированные должности депутатов из аулов распределялись по советской разнарядке среди неграмотных представителей грубого крестьянского труда: чабанов (пастухов), доярок, шофёров дальнобойщиков и комбайнёров, хлеборобов и тому подобное. Они никогда не доставались представителям 'гнилой' интеллигенции. Кому во власти была нужна образованная потенциальная оппозиция из самой глубинки бескрайнего государства? А работяги довольствовались малыми шмоточными и техническими подарками, а также поездками на курорты СССР. Их притязания были ясны, легко и, главное для властьпредержащих, очень дёшево исполнимы. Ведь все их привилегии зиждились на экономии материальных ресурсов страны во благо правящего класса и ради его безопасности. Кровным интересом и кровавым прошлым было скреплено молчание людей из номенклатуры и их единство.
У молодого безродного татарина с истреблённой в годы гражданской войны роднёй никаких шансов для выдающейся карьеры не было.
Разве могло такое состояние дел удовлетворить амбиции Сары?
Конечно, найдя глупый повод для конфликта она подала заявление на развод.
Но что могла предъявить суду молодая женщина, как того требовала система юриспруденции в СССР? Для расторжения брака тогда требовалась объективно уважительная причина, то есть назван виновный в развале семьи.
Брак или двуспальная могила?
Семья или ячейка капиталистического общества, как определил Карл Маркс в своих трудах, выжила и при советском 'социализме' и составила основу и в социалистического строя.
Нельзя было разрушать её безнаказанно и без подсудимых и осужденных.
Конечно, она обвинила своего супруга в не спровоцированной ревности.
Хотя можно ли было обвинять в скандалах мужа, который после поездок своей жены на учёбу в Алма-Ату, стал наблюдать толпу городских ухажёров вокруг своей 'благоверной' жены? Эти молодые бездельники запросто звонили, слали письма, предлагая какие-то услуги в качестве помощи для пересдачи экзаменов. Естественно, им нужна была только молодая здоровая миловидная бабёнка для весёлого время провождения без последствий в своих городских кланах. Шум и сплетни в номенклатурных кругах значили для карьеры молодых чиновников (во времена Советского Союза других карьер в стране не существовало) значительно больше, чем их профессиональные способности. Вероятно, почти так же было и в придворных кругах средневековых европейских стран.
Они, договорившись с Сарой, изощрялись в издевательствах над 'рогатым' мужем их похотливой подруги. Понятно, что это было очень смешно всему обществу. Сара хохотала над разоряемым собственным 'гнездом' вместе со всеми.
Газиз же, делясь на множество частей между подготовкой к урокам, детьми, ревностью и домашним бытом превращался в настоящее чудовище. Действительно, жизнь дома превратилась для него в ад. Развод был неминуем.
Обвиняемыми и осуждёнными в этом процессе оказались Долорес, Роза и Клара. Им в тот год было 11, 9, 9 лет соответственно...
Идеология соблазна.
Баскарма, как человек, знавший обычаи предков, возмущённый поведением дочери, отказался содержать на своей шее её с женским довеском. Она же рвалась в столицу на свободу от предрассудков, семьи, дочерей в удалую весёлую жизнь среди щедрых кавалеров в ресторанах и домах отдыха.
Глупые молодые люди легко готовы верить первому встречному, который ещё для убедительности цитируют идейного основоположника государства Карла Маркса, утверждавшего, что бытие определяет сознание. А значит, материальные, физические устремления человека важнее идеологических бредней старого мира, выраженных в древних традициях народа и устаревших взглядах выживших из ума старейшин аула. Им недосуг задуматься о том, что так говорят все человеческие 'кобели', когда хотят удовлетворить свою похоть.
Разврат начинается тогда, когда в несформированное мышление детей вторгается лёгкое и доступное наслаждение и удовольствие, свойственное юности. Общество своим отрицательным отношением к легкомыслию обязано остерегать свою молодёжь от преждевременного приобщения к запретным плодам. Ему необходимо противостоять отраве физического телесного экстаза среди толпы лживых истекающих спермой возбуждённых самцов человеческого вида, готовых ради минутного удовлетворения своего желания растлевать детей. Таковы натуры всех педофилов на всей Земле.
Но Сара была уже совсем не ребёнком. Она успела вкусить счастье семейной жизни в многодетной семье и понять, что если не вырваться в столицу навстречу весёлой жизни, то она до конца своих дней будет нести ярмо быта и дома. Она сама была готова к блуду и разврату и ничто не могло стать препятствием на её пути.
Зачем были ей нужны дети? Зачем она их рожала? Она и сама не знала этого.
Сара быстро и 'мудро', как ей казалось, решила проблему своего потомства. Безусловно, что так подсказали ей новые авторитеты из числа сексуальных партнёров.
Во времена СССР была широко распространена система образования и содержания детей в интернатах. Обычно там учились дети родителей из отдалённых деревень, стойбищ северных народов, людей, которые в силу своих профессиональных обязанностей не имели возможности нормально воспитывать собственных детей. Это была фактически брошенная ребятня, которая на лето и на каникулы ездила домой. Так исполнялся закон об обязательном всеобщем среднем образовании. Трудно оценить, что было лучше для этих людей - грамотность или ощущение домашнего очага, которое исчезло для них в 20 веке. Они плодились и сдавали свой 'помёт' чужим людям.
Среди них встречались и дети полярников, которые, естественно, учились в каких-то более продвинутых учреждениях. Это были образцово показательные школы, расположенные обычно в больших городах. Но несмотря на всю привилегированность подобного учебного заведения порядок был везде один. Муштра. Без конца и краю. Каждый директор такого коллектива, живя за счёт воровства государственного имущества, впрочем, как и весь народ СССР, устанавливал в школе дисциплину устраивающего его личное видение воспитательного процесса. Сухомлинские и Макаренко были тогда в каждой школе. И ведь они искренне верили в это свое предназначение.
Наверное, самым главным достижением советской власти было воистину массовое убеждение всего народа в своём жертвенном служении в настоящей жизни будущему обществу счастливых людей Земли. Такая вот языческая коммунистическая подмена о жизни в раю после смерти и Страшного Суда всех праведников, известная населению из проповедей служителей всех известных мировых конфессий.
Школа или Альма-матер.
Вот в одну из таких школ Сара отдала своих дочерей.
В популярной книжке писателя Кена Кизи 'Над кукушкиным гнездом' и в одноимённом фильме режиссёра Формена описывается жизнь в сумасшедшем доме, как пародия на реальную западную жизнь.
Настоящим гнездом кукушек были детские советские интернаты в больших городах. Сколько сирот при живых родителях, не лишённых родительских прав, как уголовники и люмпен-пролетариат, а сознательно подкинувших своих отпрысков государству, выросли там? Бог весть.
Каково было им, детям вахтовиков (так называли людей, выезжавших на работу по вахтовому методу на месяц, на два месяца, на полгода, на год. Бывало они добровольно за большие деньги, регалии и славу ударников труда сидели и трудились в расчёте на светлое будущее где-нибудь на Крайнем Севере годами), полярников, космонавтов, спортсменов, цирковых артистов, сотрудников западных миссий Советского Союза ( в советское время не разрешалось выезжать в зарубежную длительную командировку вместе с детьми), пастухов северных народов, работников круглосуточного труда, алкоголиков и беспутных отпрысков от любовниц советской номенклатурной знати?
Мало ли их было в те годы? Кто знает? Чему они могли выучиться там?
Сильные духом люди выходили оттуда ожесточёнными и беспощадными, некоторые даже добивались серьёзных жизненных успехов благодаря выучке жестоким криминальным законам подростковой языческой среды. Слабые становились приспособленцами, если, конечно, не спивались и не опускались.
Но надломленные духом от постоянного насилия преподавателей школы-интерната и их инструкциями на все случаи жизни большинство детей потом не могли избавиться от вбитой им насмерть в мозги рабской психологии, где бы они ни жили. Всюду они вынужденно ищут нового хозяина, который скажет им, что делать и кому служить. Иначе существовать они не научатся никогда.
Трудно представить себе счастливое детство даже в самых привилегированных учебных заведениях подобного типа. Их различали лишь уровни снабжения, воровства учителей, общественно принимаемые нравственные нормы местного населения.
Все учебные и воспитательные материалы в этих заведениях были одни, без абстрактных культурных нюансов, отмирающих предрассудков, как думали основатели 'новой' общности 'советский человек', создающих естественную разницу между всеми народами на Земле: русскими, украинцами, чукчами, ненцами, якутами, казахами, киргизами, узбеками, азербайджанцами, чеченцами, абхазами, грузинами, армянами, таджиками, туркменами, латышами, эстонцами, литовцами, карелами, каряками и эвенками.
Ведь по мнению советских педагогов и руководителей, между ними никакой принципиальной разницы не было. Зачем было помнить людям о своих предках, когда они жили в старом разрушенном революцией мире, а этим ребятам надо было жить в новом, где никто становился всем по мановению пальца.
Равенство людей в правах, чего никогда не было в большевистской стране, распространялось в неграмотном советском государстве в первую очередь на уравниловку в традициях и обычаях.
То, что выходило за рамки ограниченного мышления местной администрации, признавалось неприемлемым, провозглашалось реликтом прошлого отсталого уровня развития. Следовательно, гонениям были подвергнуты все многовековые навыки, характеризующие самобытные, отличающие один народ от другого, привычки. Обычно эти, на вид ничего не значащие элементы жизненного уклада, вызывающие часто смех у представителей других людей, были выработанной веками защитой от местной природной напасти.
Кто ж это тогда берёг? Кто обращал внимание на тонкость и нежность культурных проявлений малых народов?
Всех учил педагогике Владимир Ильич Ленин и его банда распутных и безнравственных сподвижников.
По образу и подобию своему.
Дочери Сары были из большинства.
Им было уготовано рабское будущее в ожидании приказа хозяина.
Так, по идее партийных бонз страны Советов, воспитывалась армия советских зомби для беспрекословного исполнения команд, угодных начальству.
Расчленение семьи.
Азиз долго мечтал вернуть назад свою распутную красавицу-жену с его дочерьми. Он верил, что она нагуляется и вернётся к нему, разочаровавшись в мире безнравственных норм.
Но разве отпускает от себя наркотик 'сладкой' похотливой жизни среди праздных молодых людей?
Вкусивший запретного плода человек не в силах даже под угрозой смерти отказаться от соблазна вновь и вновь потреблять 'дешёвое' наслаждение, за которое надо платить всем, что есть у тебя на Земле. Здоровьем, жизнью, собственными детьми.
Настоящий наркотик, вроде кокаина, героина или экстази, быстро разлагает здоровье человека, и он гибнет в течение малого времени, не оставляя после себя потомства.
Разврат же разлагает души людей, но безопасен для их физического здоровья. Многие из них, к старости превратившись в абсолютных циников, становятся богомольными 'мудрыми' людьми, назидательно обучая молодёжь своим растленным правилам.
Нет ничего более мерзкого, чем старики и старухи, грешившие всю жизнь как это только возможно человеку, а в немощной старости, по причине того что продолжать прежнюю жизнь им не можется, а деньгами новизна отношений и чувствительность души не покупается, они демонстративно читают молитвы, посещают молельные дома. Представителей этого сословия полно в каждом городе. Почему-то им кажется, что их религиозное рвение, заполняющее их последние годы, способно отмыть их преступное прошлое. Эти лицемеры считают, что весь мир вертится вокруг их желаний. И даже сам Всевышний - это всего лишь глупый старик, которого легко обмануть, регулярно исполняя банальные гимнастические процедуры, читая молитвы в конце своей жизни. Невдомёк им, что истинная вера подразумевает служение обществу на протяжении всей жизни, особенно тогда, когда в тебе есть все возможности для всех соблазнов, дарованных тебе природой. И если ты живёшь, то ты уже тем самым грешишь, обучаясь инструментам общения в социуме. Ибо именно в умении сопротивляться человеческим физическим страстям смысл вероисповедания. Увы, очень немногим людям на свете удаётся в постоянном покаянии возвысится к концу бренной жизни до истинной веры.
Никогда не уверует Сара, но всегда будет изображать из себя верующую, словно её доморощенный артистизм нужен кому-то кроме её самой. По глупости не поняла она, что создавая видимость веры, она изо дня в день утверждается в грехе лукавства и самообмана. Прикрываясь Аллахом, она прятала за лик господа свою суть - похоть.
Но в те годы ей было не до каких-то потешных нравственных воззрений мужа, отца, детей. Её влекла страсть к наслаждению, к блаженству своих чресл.
Блудная дочь.
Сколько лет истинной женской красоты дарует судьба даже самой красивой из женщин? Разве кто-то может это сказать точно? Но совершенно ясно, что очень немного.
И вот, ещё вчера валявшиеся в ногах молодые люди возносятся в недостижимую высь карьерной и личной лестницы. А ты остаёшься одна в толпе молоденьких подросших девственных дурочек с вполне прозрачными намерениями.
А если ты изначально была немолода, с грузом из трёх детей, как у героини любимого фильма 'Брак по-итальянски'? С судьбой ненамного лучшей, чем у той простой женщины, подвергшейся насилию в какой-то европейской глубинке. Можно ли было сравнивать работу в центре Рима или другого большого города Италии даже в качестве проститутки с жизнью практически безработной приживалы при самодовольных благополучных потребителях её женских прелестей в столице Казахстана Алма-Ате?
Сара быстро вышла в тираж. Её поникшие перси и ланиты не прельщали взглядов молодых и тщеславных красавцев из номенклатурной элиты. Довольно быстро пришлось ей сменить круг общения и свои притязания на прозаичный мир торговой и криминальной среды, всегда паразитирующей возле властьпредержащих.
Как утверждали большевики ленинского призыва, уголовники были для них идеологически близким классом в обществе, поэтому они негласно держали при себе самых настоящих бандитов. Они были нужны советской власти для исполнения некоторых противоправных действий, которые в случае провала можно было списать на исполнителей, умевших хорошо держать язык за зубами. Кому, как не им, с самого начала было ясно, что преступной власти, узурпировавшим руководство страной обманом, всегда будут надобны для выполнения деликатных поручений истинные убийцы и профессиональные мошенники. Искусство подставлять своим боссам в органах управления козлов отпущения, никак не выпячивая себя, ценилось значительно дороже денег у самых продвинутых чекистов. А поставщиками натурального и естественного живого продукта являлись так называемые 'воры в законе'. Именно они по большей части определяли жертв и неудачников, используя криминальную шкалу достоинств рядового человека. Конечно, во главе угла стоял принцип личной преданности. Это была тонкая невидимая игра, где люди гибли, как мухи, безо всяких регалий.
Вот с одним таким рядовым воровской 'бригады' по имени Юрий Леонидович Соколов снюхалась Сара к концу 1970-ых годов. Был ли он каким-либо авторитетом или просто 'зэковской' (ЗК - заключённый) 'шестёркой', бог весть. 'Урки' всегда любят пускать пыль в глаза, пытаясь взять случайного человека на 'понт' (испуг) или 'на арапа'.
Главным его достоинством была его молодость. Вероятно, повышенная сексуальная активность, свойственная более юным особям мужского пола, являлась основным свойством этого типа, привлекающим Сару. Что ещё замечательного было в возможностях Юрия Леонидовича, знала только она сама. Во всяком случае этот господин жил при ней за её счёт, как некий великовозрастный жигало, ни гроша не принося в дом.
Совершеннолетие.
Пока Сара постигала прелести светской жизни казахской столицы, её дочери в своей школе-интернате успели повзрослеть. Периодически получая во время свиданий с матерью в качестве подарков кучу безделушек и экзотических фруктов, от которых у девочек болели животы, они вступили в возраст половой зрелости, казахи говорят 'бойэ жетты' (бойэ - рост, жетты - достиг), то есть выросли.
Но по крайней мере они спаслись от сладострастных взглядов собственных дядек, которые смотрели на свою сестру и её дочерей, как глядят провинциальные, деревенские люди на городских жителей, в душе завидуя им чёрной завистью.
Психология мамбетов или казахских простолюдинов из провинциальных аулов.
В СССР крестьяне, подобно крепостным в Российской Империи до 1861 года, не имели паспортов вплоть до 1970-го года, поэтому они не могли самостоятельно перемещаться по территории собственной страны. Для этого требовались определённые юридические официальные формальности, недоступные большинству обыкновенных людей из-за необходимости получения разрешения во множестве инстанций. Люди, принимавшие там решения, получали от своего руководства разнарядку, согласно которой определялось число будущих направлений в высшие учебные заведения для молодых людей и все остальные послабления для жителей провинциальных районов, естественно, дававших конкретные льготы в жизни. Это была и отсрочка от службы в армии и возможность получить право на прописку в городском общежитии, и право на получение работы в городе.
Так что городские люди казались им барами, что случайно, благодаря 'блату', а не таланту, вырвались из их же среды, но несколько раньше их. Ведь все жители городов из числа казахов были выходцами из кочевых племён, по причине того, что другой жизни в царской России у них не было. Это был естественный и очень востребованный во всём мире и по сей день промысел. Только вот казахи в нём за годы советской власти сильно отстали.
Сара же, с их точки зрения, вообще осталась в городе за счёт презираемого в кочевых народах ремесла продажной женщины. И они были абсолютно правы.
У кочевых народов, населявших Среднюю Азию в Российской Империи, женщины никогда не носили паранджи и обладали множеством свобод наравне с мужчинами. Это отношение порождало высокую требовательность к собственному поведению у представительниц прекрасного пола, что исключало возникновение в их среде специфического круга публичных подруг мужского сословия, то есть называемых в разных концах света по-своему: проституток, гейш, куртизанок, маркитанок. Хотя даже в самых пуританских мусульманских странах Азии, вроде Ирана, Ирака, Египта, Японии, Китая и т.д. подобные особы были во все времена.
У кочевников такие женщины считались позором рода.
В языках большинства народов мира есть конкретное слово, зачастую не одно, обозначающее продажную женщину. Эти слова имеют широкое хождение в народе.
У казахов таких слов в языке нет.
Быть может, они появятся или появились теперь?
Советская власть привнесла в казахскую среду эту породу особей женского сословия. Достоинство перестало быть абсолютной ценностью в казахской степи, как это было воспитано и сформировано ранее в сознании народа на протяжении веков.
Промышленный и интеллектуальный прогресс, обеспеченный отсталым окраинам России властью большевиков.
20 век в лице коммунистической власти привел Казахстан к насильственному отказу от кочевого образа жизни, как отсталого. Хотя жизнь процветающих австралийских и новозеландских скотоводов, почерпнувших опыт казахских чабанов в начале 20 века, говорит о другом. О том, о чём говорил ещё профессор Преображенский в незабвенной повести М.А.Булгакова 'Собачье сердце': '...Разруха сидит не в клозетах, а в головах!'. Скотоводство остаётся востребованной и экономически состоятельной деятельностью человечества в 21 веке. И пока не видно, когда это изменится. Пристрастие людей к мясу, шерсти, коже, ко всем естественным натуральным продуктам пока не нашло себе сколько-нибудь достойной замены. Вероятно, не случись в 1917-ом году Октябрьского переворота, Казахстан к концу 20 века был бы процветающей страной. Впрочем, как и аграрная Россия за счёт продажи только одного своего зерна. А огромные природные богатства недр сделали бы Российскую Империю, Россию и Казахстан, в частности, обладателями воистину бездонного кармана самого богатого государства на Земле.
Жаль, что история не знает сослагательного наклонения.
Что пришло взамен утраченных традиций и уклада жизни? Рабская психология у людей и полное равнодушие к разорению родной земли ради эфемерной общественной необходимости. Индустриализация не для насыщения внутреннего рынка необходимым ему товаром и средствами производства, но для увеличения военной мощи советской власти, которая была необходима кучке людей в руководстве страны для расширения сфер влияния во всём мире.
Российская Империя в 20 веке интеллектуально и культурно была отброшена на столетия назад. Хотя много лет государственная советская машина пропаганды талдычила нам начиная с пелёнок, что феодальная страна в одночасье, благодаря Октябрьскому перевороту, перепрыгнула из рабовладельческого строя в социалистический. Это была сознательная ложь. Каждый из тех, кто тогда пришёл к власти, сознавал в полной мере собственную необразованность и вполне давал себе отчёт в том, ради какой такой благой цели нужна была ему высокая должность. Конечно, не ради построения светлого будущего российскому народу, а только для исполнения потаенного несбыточного желания ощутить неограниченную власть над этим глупым быдлом и их заумными высокомерными интеллигентами.
В октябре 1917-го года Российская Империя перестала существовать, как цивилизованное государство, преобразовавшись в насильственное тоталитарное объединение под руководством крохотного числа вождей, подобных членам ордена меченосцев в средние века, обрекших население на неисчислимые несчастья в течение 74 лет.
Дикие народы Востока и развитые нации просвещённой России.
Сегодня множество людей, впитав эту советскую галиматью об отсталых неграмотных народах Востока, которым щедрое и благородное большевистское руководство открыло свет знаний посредством 'лампочек Ильича' (хотя какое отношение к открытию электричества имел В.И.Ленин?), убеждённо повторяет эту сказку для несовершеннолетних детей, придуманную в СССР для разделения народов.
Согласно неё, одни люди представляли пролетарские нации.
Это были русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, азербайджане, само собой литовцы, латыши и эстонцы.
А другое население было недоразвитым, диким.
Ими оказались казахи, узбеки, киргизы, таджики, туркмены, молдаване, якуты, буряты, чукчи, чеченцы, дагестанцы, абхазы.
В действительности, уровень образования среди победившего в 1917-ом году передового класса не делился по национальному признаку и был практически один, не превышая разницу в знаниях у детей в младших классах средней школы. А люди, представлявшие весь цвет интеллекта Российской Империи в 1920-ые кровавые годы был истреблён почти поголовно, целенаправленно и повсеместно.
Этой своей вредной глупостью, получившей широкое распространение в народной среде, политические технологи СССР разделяли единый российский народ на касты и кланы.
Еще во времена Римской Империи было правило для обуздания разнородной толпы подданых: 'Разделяй и властвуй'.
В прямом соответствии с этим древним законом коварные совковые надзиратели из числа номенклатуры разделили бывшие братские, равноправные народы с окраин Российской Империи.
На Западе оказались образованные, осёдлые, а на Востоке неграмотные, кочевые жители. По этому образу и подобию вниз по иерархической лестнице советской системы дробились новые разделения людей.
Вообще самые обыденные в 20 веке явления, отражающие элементарный естественный прогресс в развитии человечества, связанный в первую очередь с внедрением в жизнь гениальных технологических изобретений всего мира, случившиеся в 19-ом и 20-ом веках, грубо и безапелляционно приписывались совковыми пропагандистами достижениям исключительно нового социалистического строя.
Ведь весь цивилизованный мир в 20 веке с огромной скоростью осваивал гораздо более глубокие знания, донося дешёвую энергию в медвежьи углы Европы.
А слаборазвитые люди из феодального прошлого собственных предков и рабовладельческого настоящего отличались друг от друга лишь культурными традициями. Но кто сказал, что последние бывают отсталыми и авангардными, хорошими или плохими?
Разве что сами неграмотные люди, как и превозносящий своё болото кулик из известной народной поговорки.
Люди в СССР стремительно отставали в своём духовном развитии, становясь хорошо обученными естественным наукам 'винтиками' в чудовищной машине порабощения мира в руках уголовников.
Все гуманитарные знания человека преподносились детям Советского Союза с одной точки зрения, единственно верной, как утверждали школьные учебники того времени. Никто из числа педагогов того времени не имел права подвергать сомнению абсолютно догматическое содержание образования, несмотря на то, что любой толковый учитель понимал это изначально. Преподавателями в советских школах работали либо ограниченные дураки, не допускавшие никаких отклонений от вызубренных наизусть догм, либо трусливые лжецы, сознательно обманывавшие детей. Именно поэтому каста работников советской школы воспринималась обществом, как общество 'опущенных' людей в зоне. Эти люди представляли класс неудачников.
Во избежание малейшего противоречия своей убогой логике советская власть запрещала любые новые направления даже в дисциплинах, никакого отношения к коммунистической теории не имеющим. Например, генетику и кибернетику.
Только глупцам из советского Политического Бюро могло прийти в голову запрещать эти науки. Всё учёное человечество хохотало над 'гениальными' решениями нашего правительства.