Урманбаев Ержан Бахытович : другие произведения.

Комментарий к Вию Н.В.Гоголя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иногда нам неожиданно открывается совершенно новое видение казалось бы самого очевидного ...

   Недавно, рассуждая о творчестве классиков русской литературы, я задумался о сути ещё одного известного, благодаря кинематографу с 1967-го года, произведения Н.В.Гоголя "Вий".
  Казалось бы, на первый взгляд, обычная мистическая языческая сказка, преобразованная авторами художественной картины в фильм ужасов. Скажем дань языческому мышлению российского народа, по сей день верующему во всякие небылицы про ведьм, бесов, нечистую силу.
  Но это только на первый взгляд.
  Задумавшись, я стал понимать потаённую идею автора, характеризующего в лице Хомы Брута всю российскую просвещённую интеллигенцию, занимающуюся науками (философией и религией в частности в рассказе), уповающей на воспитание высоконравственных идеалов у народа. И вот этот новый в России человек, посвятивший себе служению наукам, стремящийся получить глубокое образование, привлекается богатым помещиком для отпевания грехов своей умершей дочери. Очевидно, что дочь при жизни никогда не была паинькой, несмотря на свою ангельскую внешность, отчего и погибла, сжигаемая изнутри низменными страстями. Иначе с чего бы ночью к ней слеталась нечисть со всей округи?.. И, естественно, об этих делах не мог не знать всемогущий хозяин данного селения, сотник, тот самый помещик, который и нанял несчастного Хому Брута.
  Вся история трёх молодых семинаристов, заблудших в провинции в хутор к ведьме, мне напоминают гулянки на припрятанных в глубинках заимках богатых помещиков, где изощрялись в распутных и преступных развлечениях в том числе и их дети ...
  Разве не напоминают вам этот выход за город на хутор учащихся семинаристов публикующиеся систематически в СМИ скандальные материалы о нашей современной "золотой" молодёжи? Да и не только нашей ...
  Такая очевидная параллель, когда образованные, но бедные, студенты-отличники проводят время в среде отпрысков богатеев, которым они помогают сдавать экзамены во время сессии, имея поэтому право совокупляться подобно им с их женщинами ...
  Так и тут Хома Брут к его несчастью был избран панночкой для какого-то мерзкого и изуверского развлечения, в результате которого женщина получила физическую немощь и умерла, но успела сообщить папаше перед смертью из чувства мести имя своего фактического убийцы. Хотя ведь она сама первой привязалась и использовала Хому ... И ведь в рассказе сказано, что не его одного. Но так случилось, что именно Хома не стал раболепно исполнять все её желания, вот и поплатился ...
  Ослепительная красота панночки метафорически означает привлекательность праздной жизни богатых бездельников, соблазняющих в свои сообщества юные здоровые невинные души.
  И вот весь народ селения сотника предстаёт перед глазами читателя добрым, милосердным и щедрым при свете дня, а ночью обращающийся в нечисть, которая страждет запретных наслаждений ...
  Как горьки были мысли и размышления Н.В.Гоголя, когда он решил изобразить свой российский народ ночной нечистью, а себя и судьбу всей интеллигенции России в виде наёмного чтеца, вынужденного под угрозой насилия замаливать повсюду чужие грехи, в которых они сами принимают участие по принуждению ...
  
  И как гениально точно и современно звучат слова этого рассказа в наше время!..
  
  13 января 2013-го года.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"