1. Нина Федотова "Клубничный пёс"
Сборник получился безликим, поскольку большая часть миниатюрных рассказов по сути не имела какого-то вывода, смысла. В большей мере шли описания кто, куда пошёл, длинные диалоги и прочие вещи, которые лишь создавали объём. Какое-то поучение и смешную ситуацию можно было найти лишь в "Тату та-та", когда остальные истории более походили на черновики. Цепляющее название серии оказалось просто тематической отсылкой к одному из рассказов, но ожидаемая интрига и интерес потухли где-то на середине чтения, увы.
2. Анна Железнякова "Как мышонка спасали"
История просто потрясающая! Трепетная, интригующая, эмоциональная. Может, из-за последнего она не совсем подходит для детей, на мой взгляд. Некоторые сценки (например, про шевелящиеся усы) уж слишком грустные ассоциации вызывают, хотя в итоге все живы и здоровы оказались. Даже в тексте иногда встречаются сложные для лексикона ребёнка слова - "ориентируется", "питается", в то время, когда попадаются идеально подобранные для юной аудитории версии, вроде финального "всамделишная". В общем, сказка прекрасная, только её полноценное настроение и красоту поймут те, кто постарше.
3. Анна Вербовская "Колдунья"
Будь я ребёнком, наверное, через каждый абзац лезла в словарь или бежала бы к маме за объяснениями некоторых слов. Нейтрализировать, рулады, набалдашник, ватин... В истории для детей нужны более простые в понимании слова, тем более, что синонимы к ним совершенно не меняют сюжет по структуре, лишь немного подправят описание. Понравились диалоги. Точнее, их чередование с авторским текстом - всё равномерно, а периодические деления по слогам, паузы и восклицательные знаки прямо-таки заставляют подстраиваться под произношение героев.
4. Ксения Беленкова "Три "никогда" для людоеда"
Очень весёлая и смешная история. С первого взгляда привлекло название, но даже после перечисления и объяснения всех "правил" для людоедов, интерес к чтению не потерялся. Текст воспринимается легко, имена и отчества героев наверняка понравятся ребёнку, да и вообще автора нельзя упрекнуть в скучном рассказе - сюжет живой и действительно оправдывает все ожидания от знакомства со сказкой. Принципиально новый взгляд на сущность людоедов гарантирован каждому, кто прочтёт этот рассказ!
5. Зинаида Лобачёва "Хранительница старинной книги"
Хорошо соблюдён "поучительный" тон сказки. Чувствуется, что рассказ об озере и его легенде интересен не только автору, который взял эту тему, но и самим детям. Правда, немного смутило, как в конце Даша благо дарила - уж слишком взрослый для её возраста ответ получился, вся возможная серьёзность девочки вряд ли на таком уровне проявилась. Потому финал вышел немного неестественно: даже у самого дедушки-духа оказалось бiльше простоты в словах, чем у героини во время сцены прощания.
6. Наталья Барткова "Рыцарь Тёма"
Параллель со средневековой темой, в ненавязчивом и простом антураже приглянулась ещё во вступлении. Любопытные "приключения", вовлечённость взрослых в эту игру очень симпатизировали, так что читать хотелось до последней буквы. Обычно такой сборник историй по факту слабоват, но у вас нельзя выделить лучшие и худшие истории, они все на отличном уровне и радует, что их поместилось так много - такого отважного героя отпускать не хочется.
7. Любовь Сафарова "Как появилась радуга"
Красивая подача просто перенасыщена словом "павлин": кажется, что оно составляет около половины текста. Слишком простое описание для безымянного героя. Думаю, что для такой птицы можно и нужно подобрать синонимы или другие приёмы убрать массу повторений - это сыграет в плюс сказке. Если опустить этот технический изъян, рассказ - супер. Если бы я не нашла его на конкурсе, подумала бы, что это какая-та красивая легенда, наподобие азиатских историй о сотворении мира.
8. Марина К "Лунные котятки"
Это приторное "котятки" снижает общее восприятие. Не знаю, почему автору не понравились классические и более привычные "котики" или хотя бы "котята", но среди потенциальных читателей мальчишки вряд ли появятся. Хотя сама сказка очень понравилась и умение красиво построить диалог животных, заслуживает похвалы. В атмосфере очень хорошо прослеживается лёгкая таинственность, что одновременно и приближает рассказ к реальной оценке, и сохраняет красивую сказочную обстановку.
9. Дарья Черных "Каменная сказка"
В самом начале и конце сказки слишком ярко выставленные выводы для ребёнка. В то время, когда середина истории с дедушкой и, собственно, центральный сюжет, читается на одном дыхании и действительно заставляет поверить. В то время, когда попытки получить внимание родителей или финальная фраза мальчика и смотрится ненатурально (не по его возрасту, точнее), и отталкивает своей шаблонной вычурностью.
10. Оксана Провоторова "Золотой пудель"
Слишком много грубости в сказке. Хамство девочки, какие-то попытки проучить пускай и направлены на частично отрицательного персонажа, всё равно воспринимается не в ключе, что надо противостоят плохому, настаивать на своём. Скорее, наоборот: поощрение чрезмерного "я", что для поучения приобрело совершенно иной эффект. С появлением собаки из коробки ожидала более добрую композицию. Мне кажется, некоторые куски надо исправить в этом плане - не годятся они для детской книжки.
11. Владимир Кочетков "Браслет из белой полыни"
Переизбыток описаний. Детей нужно увлечь текстом, а блок за блоком идущая информация скорее притупляет интерес, чем приглашает продолжить чтение. Текст хороший, но его подача (особенно в прологе) оставляет желать лучшего. Постарайтесь разбавить эти куски. Хотя бы классическим диалогом, риторическими вопросами, замечаниями, шутками. А то большая доля рассказа похожа на выдержку из энциклопедии. Даже исторический подтекст должен в первую очередь потакать младшей аудитории и быть с цепляющей стилистикой.
12. Сергей Аристов "Вкусное сонце"
Классическая сказка, написанная в традиционном стиле. Тем не менее, она имеет собственный сюжет: он цепляет одновременно хорошо знакомыми 'героями' - котята и лучик, а также имеет интересные диалоги и даже небольшую постановку. Единственное, что смутило - слишком простые имена. Хотелось бы для такой лёгкой и красивой истории оригинально названных котят. Но это уже от пожеланий автора зависит.
13. Валерий Хлестов "Дела театральне"
Хорошая зарисовка, но опять всё сводится к тому, что отдельные фрагменты текста рассчитаны явно не на типичную детскую аудиторию из серии конкурса. Не думаю, что в такой книге должны встречаться 'зады'. Не думаю, что перечисление мировой классики и прочие фразы/замечания про знаменитые сюжеты о чём-то скажут ребёнку, вряд ли кто-то помешан на 'Айвенго' или Чехове в 10-12 лет.
14. Константин Заньков "Серый не виноват"
Часто цепляли противоречия в описаниях. Например, упоминая стаю волков, перечислили самцов и самок, а 'молодых' назвали отдельно. Среди молодых волков разве нет самок и самцов? И вообще реализм самой охоты подхрамывал. Хотя, может, всё это так задумывал автор, но подтянуть естественность некоторых предложений стоит в любом случае. Ведь видно, что охота для сказки - не просто фон, а некий познавательный фрагмент.
15. Александра Колегова "Сказки про совят"
Очень милая сказка! Видно, что волшебный мир создан не только для конкретных историй и сцен, а уже успел обзавестись собственными правилами - это можно проследить в периодических обращениях к читателю. Почему-то, когда читала, сразу начала представлять в мыслях иллюстрации к тексту. Вышла бы прекрасная и красочная книжка, которую можно перечитывать опять и опять.
16. Максим Кредин "Тайна надписей на доске"
Интересная вариация рассказа: детективного отклонения на конкурсе я ещё не встречала. Свободная стилистика, яркие герои (в первую очередь сами дети), а вот учительница спорная. Какие-то фразы и комментарии у неё не для учительницы, не профессиональные, хотя видно, что старались не делать её старой нудной тёткой. В итоге вышла практически ровня ученикам - смотрится неправдоподобно. В целом, отличная история. Очень выигрывает своей изюминкой в плане 'расследования'.
17. Наталья Петраш "Шкода"
Хороший и поучительный рассказ. Было любопытно читать, потому что ситуации знакомые, без всяких 'а что, если бы...', когда советы действуют только в рамках выдуманной истории, а спроектировать их в реальную жизнь ребёнок не в состоянии. Очень прониклась школьной темой. Прочитала с удовольствием. Отличная сказка, лёгкий сюжет, ненавязчивый подтекст - в общем, прекрасный набор и удачно подобранное название.
18. Людмила Ковалёва "Хрюндик"
Фантастический набор действующих лиц. Реальные, частично выдуманные, полностью сказочные и все с оригинальными именами и прозвищами. Я уверена: любому ребёнку это придётся по вкусу, полностью вовлекая в сюжет. Во время пасмурной погоды (думаю, в момент оценивая, она за окном мрачная и дождливая практически у всех), читать такую сказку - самое то!
19. Любовь Шубная "Изобретатели"
Нежный и красивый рассказ. По классическому сценарию присутствуют животные и даже насекомые, несложная завязка, хорошие диалоги. Прямо-таки мастер-класс сказки. Названия к главам тоже подобраны отлично. Не могу похвалить за особую оригинальность, но и плохого ничего не вижу. Ребёнку точно будет интересно читать.
20. Полина Смородина "Вечер в грозу"
Очень непредсказуемая сказка. Изначально настроилась на какую-то встречу со сказочным существом, выдуманное явление... В общем, что-то в подобном роде. А оказалось, что тут небольшая детская энциклопедия про настоящие молнии. Причём, не назойливо-поучительная - всё рассказывается в хорошем темпе, не заставляет скучать. Тем более, что герои заставляют поверить в то, что происходящее было на самом деле.
21. Михаил Шаповалов "Ель"
Ой, сколько у вас интересных персонажей! Крот, лошадка, бабочка. Что-то взятое по старинке, что-то принципиально новое. Пожалуй, это одна из немногих сказок, которую интересно читать и мальчику, и девочке (не только из-за аналогичных персонажей, а в принципе по стилистике повествования). Про ель, центральный фрагмент сборника, понравилось больше всего.
22. Наталия Мащенко "Апельсиновый прапрадедушка"
Аплодирую стоя! Получилось невероятно живо, мысли мальчишки очень цепляли: ловила себя на том, что сама порой рассуждаю в подобном ключе. И вообще вся эта наивность, лёгкость и правдоподобность истории влюбляет с первого слова. Прекрасная работа, которая полностью оправдывает оригинальное название. Заслуженная '5+' автору!
23. Ирина Леонова "Мармозетка"
Получилось средненько. Местами текст нравился, вызывал соучастие и веру в рассказ. А иногда - был лишь набор букв, которые не трогали ли стилем, ни интересом ситуации. Поэтому после прочтения появилась какая-то неопределённость в отзыве. Получилось 50/50, по-другому никак не прокомментируешь. Может, я просто не та аудитория, на которую рассчитывалась написанная сказка.
24. Геша Гусь "Второе место"
Рассказ портится прямо переизбытком имён, фамилий, ласкательных прозвищ. Наверное, не встречается и одного предложения, чтобы в сказке не мелькнёт такая характеристика героев. Других опознавательных знаков, описаний у них словно нет, будто они безликие. Поэтому вся красота и интрига сбивается из-за 99 вставки 'Жени' или чего-то подобного. Даже для детской книги с упрощённым сленгом это перебор.
25. Нетта Юткевич "Волшебные очки"
Диалоги у вас хорошие, а вот описания... Сухое (невероятно сухое!) перечисление. Ни эмоций, ни синонимов, ни сравнений. Просто факты: через запятую или в виде коротких предложений. На примере вашего текста хорошо разбирать предлог и сказуемые - такая классическая постановка. Но для детской книги подобные строчки не годятся, потому что их скучно читать. Так что поработайте ещё над эффектной подачей фона сказки.
26. Валентина Казарина "Акварелия"
Милая интерпретация собственной станы. Приглянулся ненавязчивый сюжет, который не затягивался и имел весьма ярких персонажей. Смутило только обилие восклицаний и вопросов. В диалоге их просто масса: все друг друга спрашивают, возмущаются, сообщают на повышенных тонах. Нельзя представить разговор в сказке спокойным обсуждением, а ведь не вся история идёт в таком волнующем темпе.
27. Инна Кривобородова "Болотные истории"
Вступление очень заинтриговало, но вот дальше энтузиазм читателя поувял. Очень короткие истории знакомства с кем-то или мелких приключений. Кажется, что вот-вот начинается действие, любопытный диалог, а в итоге через пару-тройку строчек конец главы. Слишком малый размах даже для детской книги. Написано хорошо, только воспринимается как черновик - как раз из-за скромных частей сказки.
28. Марта Улыбина "Ёжин сон"
Ёжа просто чудо, сразу запал мне в сердце. Отличная гармония между реальной историей (которая могла бы быть) и выдуманными причудами героев. Безусловно, колючий персонаж задаёт шикарный тон повествованию, и наблюдать за ним и Аней хочется до последней строчки. Очень добрая и хорошая сказка!
29. Игорь Игнатов "История пуговицы"
Наконец-то не девочки-мальчики и не зверюги, а пуговица. Необычно, непредсказуемо, но гораздо интереснее, чем ожидалось поначалу. Не думала, что вокруг обыкновенного предмета можно закрутить такое действо. Сюжет увлекает, можно даже перечитать и опять-таки получить море удовольствие. Автор отлично угадал со стилистикой: от вступления до последнего слова я читала не отрываясь.
30. Галина Турчинская "Мыльные пузыри"
Необычный для детской книги формат - героиня ужасно не нравилась. Думаю, автор этого и добивался: не зря же сделал её такой врединой, которая каждый раз обижалась, дулась и грубила. В прошлом сезоне встречала аналогичного персонажа в другой сказке, даже пересмотрела свой отзыв - уж не ваш рассказ это был. В прочем, поучение от противного тоже имеет место быть, и вам оно удалось.
|