Ушаков Игорь Игоревич : другие произведения.

Какзаработать и сохранить- 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.78*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Какие проблемы имеет малый бизнес, с чем приходится сталкиваться предпринимателю - Реальность существенно отличается от теории. Портрет хозяина "СВОЕГО ДЕЛА"...Что такое .."Вести свой бизнес"... об этом Вы узнаете из настоящей публикации.... ДАЛЬШЕ-ИНТЕРЕСНЕЕ....


   ГЛАВА 01

-проблемы малого бизнеса

  
  
   Малый бизнес: реальности и проблемы
   Малый бизнес развивается в России не благодаря, а, скорее, вопреки государственной политике. Люди стремятся к экономической самостоятельности. Они готовы рисковать своими деньгами и энергией, а иногда и всем, что у них есть. Их не страшат бюрократические препоны и организационные трудности, людская зависть или рэкет. Нет, в нашей стране люди открывают свое дело вовсе не только для того, чтобы увеличить свои доходы. Но и для того, чтобы доказать свое право на самостоятельность - себе и окружающим.
   Когда в Польше в 1990 году начали шоковые реформы, власти позаботились о том, чтобы любой крестьянин мог беспрепятственно въехать в город и без всяких сборов и проблем продавать то, что вырастили своими руками. Когда в 1992 году начали шоковые реформы в России, реформаторы позаботились о таком изменении налоговой системы, чтобы фискальные сборы обгоняли инфляцию (чего стоили, например, авансовые начисления налогов!). Романтизма в поддержке стремления человека организовать свое дело - как это было во многих странах Восточной Европы - в России не было с самого начала. Власть относилась, да и сейчас относится к малому бизнесу чисто потребительски, плати, плати, плати. И бизнес отвечал тем, чем мог, уходил в “тень”. Часто не по доброй воле - вынужденно, будучи не в состоянии платить.
   Ладно бы власть не мешала человеческой предприимчивости. Энергия людей всегда найдет малейшую дырочку, использует любой шанс. Но власть все увеличивала налоги, выстраивала все новые и новые бюрократические препоны бизнесу и, наконец, запутавшись в своих собственных ошибках, ударила по стране кризисом 17 августа 1998 года. Кризисом, который стал “вторым изданием” шокового 1992 года.
   Кризис коснулся не всех в равной степени. Если крестьяне его почувствовали частично, полагаясь на подсобное хозяйство и давно забыв, что такое настоящие деньги, то жители крупных городов в сентябре 1998 года ощутили мощный удар: потерянные вклады, рост цен, паника в магазинах. Главная жертва кризиса - нарождающийся средний класс России, а также малый и средний бизнес. Как раз для тех людей, кто смог подняться на ноги за последние годы, кормил семью и платил налоги, кто официально получал неплохую зарплату и имел сбережения в банках, - для них 17 августа обернулось потерей жизненных ценностей. Еще вчера они имели работу, имели свое дело, строили планы. Сегодня все, чего они добивались, перечеркнуто и потеряно. Крупному бизнесу не так страшно, он по природе своей - международный. Потери в России можно покрыть за счет экспорта, удачных предприятий в других странах, можно, наконец, подстраховаться и просто вывезти капитал. Самый сильный удар пришелся как раз по тому слою деловых людей и служащих, чьи корни здесь, чьи интересы целиком связаны с Россией, кто поверил в стабильность рубля, в надежность российских государственных ценных бумаг. А выиграли те, кто не поверил, кто хранил деньги в долларах в стране или за рубежом.
   И, тем не менее, сектор малого и среднего предпринимательства в России существует, и будет существовать. Однако он сильно отличается от секторов малого бизнеса в экономически развитых странах.
  
   В развитых экономических условиях малый бизнес выполняет три основные функции: экономическую, социальную и инновационную. Малый бизнес занимает многие ниши в экономике, которыми невыгодно заниматься крупным корпорациям, либо составляет им серьезную конкуренцию, так как более мобилен и оперативен, чем неповоротливые гиганты. Он дает выход предпринимательской энергии людей и смягчает экономические трудности людей. Как правило, именно через малые предприятия пробивают себе дорогу в жизнь многие изобретения - как мелкие, так и меняющие жизнь целого поколения.
   В России, пожалуй, была достигнута только одна из задач малого бизнеса - насыщение рынка потребительскими товарами и услугами за счет развития розничной торговли, мелкооптовых импортных поставок, развития сектора услуг. Задачи роста собственного производства, занятости, увеличения поступления налогов в бюджет, широкого внедрения инноваций - все эти задачи малого бизнеса весьма далеки от своего решения.
   Мировая практика показывает, что потенциал малого и среднего бизнеса огромен. В ряде развитых стран он дает 30-50 % валового внутреннего продукта, свыше 50 % всех поступлений в государственный бюджет. Он обеспечивает иногда до 70 % общего числа рабочих мест. Однако в России, по любым оценкам, роль малого бизнеса намного скромнее. В экономически развитых странах количество малых предприятий на 1000 жителей составляет от 35 (во Франции) до 74 (в США), в то время как в России - чуть более 6. После периода быстрого возникновения, в начальные 2-3 года реформ, количество малых предприятий и людей, занятых частным предпринимательством, практически не растет.
  
   Портрет хозяина “своего дела”
  
   Кто сегодня в России рискует заводить свое дело?
   В большинстве своем это люди зрелого возраста (более 29 % опрошенных - в возрасте от 30 до 39 лет, 34 % - в возрасте от 40 до 49 лет, от 50 до 59 лет - 23 %. Лишь по 6 % составляют предприниматели в возрасте до 29 лет и старше 60 лет).
   Это люди семейные - 83 %, ведь крепкая семья - это “надежный тыл”.
   Весьма высок и образовательный уровень предпринимателей. Более 82 % имеют сегодня законченное высшее образование, а почти у каждого десятого есть второе образование. Наиболее высок процент предпринимателей с техническим образованием - 71 %; на втором месте экономическое образование - 15 %; затем медицинское - 6 %, юридическое - 4 %; естественнонаучное - 4 %; прочее гуманитарное образование - 6 %.
   У большинства опрошенных ранее имелся опыт руководящей работы. Более четверти опрошенных до того, как заняться предпринимательством, уже были руководителями предприятий. Почти половина начинали свою трудовую деятельность на должности специалистов с высшим образованием. А если судить по последнему месту работы до прихода в предпринимательство, то 94 % - специалисты или руководители разного уровня.
   Итак, на сегодняшний день предприниматель - это мужчина средних лет (от 30 до 50), семейный, высокообразованный специалист, “технарь”, с опытом руководящей работы. Конечно, если учесть не только владельцев предприятий, но и занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД), ситуация несколько изменится - будет больше женщин, ниже уровень образования и социальный статус.
   Удивительно, но даже самый малый бизнес, без образования юридического лица, без счета в банке и бухгалтерии, оказался доступен немногим наиболее энергичным. Так, по опросам, лишь 3 % населения являются предпринимателями или самозанятыми. Еще 5 % населения занимаются предпринимательством в дополнение к своей основной работе. Для “простого” человека свой бизнес почему-то оказался практически закрыт.
   Малый бизнес практически не занимается производством. Лишь четверть индивидуальных предпринимателей заняты в производственной сфере (фермеры,(сельское хозяйство, ремонт и строительство), свыше трети - “челноки”, еще четверть торгуют в ларьках и магазинах. Доля производственников среди частных предприятий - юридических лиц еще меньше - 12 % (бытовое обслуживание и общепит - 50 %, торговля - 35 %).
   В целом занятие бизнесом оправдывает себя - уровень благосостояния предприимчивых людей выше, чем людей наемного труда. Однако вряд ли намного. Примерно вдвое выше, чем у работников наемного труда, обеспеченность семьи автомобилем, видеомагнитофоном, видеокамерой, стереосистемой. Однако процент имеющих свой загородный дом или дачу на садовом участке одинаков (70-80 % семей, впрочем, качество этого дома наверняка выше).
   Однако легко ли заниматься бизнесом в России очень нелегко.
  
   Что такое - вести свое дело?
  
   Для того чтобы понять всю сложность положения хозяина своего дела в современной России, можно сопоставить следующие данные опросов.
   Таким образом, мы видим полную асимметрию в отношениях малого бизнеса и государства. С одной стороны, человек стремится не нарушать законы, установленные государством, а с другой - не считает, что государство может ему помочь в критической ситуации (то есть когда кто-то нарушает закон против него). Понятно, что государство для бизнесмена предстает только в своей фискальной и карательной роли и практически ничем не помогает в создании благоприятных условий для бизнеса.
   Люди, занимающиеся малым бизнесом, в случае нарушения деловых обязательств редко обращаются в суд или арбитраж (13-21 % опрошенных, для сравнения - в крупном и среднем бизнесе эта цифра составляет 71 %). Примерно таков же процент тех, кто попробует применить силу (11-20 %). Свыше половины будут пытаться убедить, уговорить - конечно, в большинстве случаев, случаев видимо, безрезультатно.
   Только 20 % предпринимателей считают, что сегодня возможна успешная деятельность без взяток, а 65 % лично сталкивались с коррупцией. Впрочем, вину за взяточничество возлагают только на бюрократов лишь четверть предпринимателей, 35 % считают, что в этой ситуации виноваты в равной мере чиновники и предприниматели.
   С одной стороны - продажные чиновники, с другой - так называемое силовое предпринимательство. 42 % предпринимателей лично сталкивались с угрозами и силовым вымогательством (но только 3 % - часто). Почти 80 % считают, что в российском бизнесе придется с этим столкнуться. Более половины предпринимателей имеют специальные расходы на безопасность.
   Заметим, что мнение о полной криминализованности малого бизнеса сильно преувеличено. Так было в начале реформ, сегодня даже преступные группировки прошли путь от примитивного рэкета к легальному контролю и участию в капитале “опекаемых” фирм. Серьезную конкуренцию им составляют государственные охранные структуры (легально и частным образом), а также растущие охранные фирмы. В целом ситуация с силовым предпринимательством более-менее стабилизировалась, сектор преимущественно силового предпринимательства стабилизировался на не очень высоком уровне.
   Однако в том, что касается уплаты налогов, ситуация не улучшается. Уплата налогов (очень немаленьких и зачастую не связанных с доходами человека или малого предприятия) представляется предпринимателям несправедливой. За эти налоги они ничего или почти ничего не получают от государства. Даже такой малости, как поддержание “правил игры” на рынке. А налоги весьма высоки и сложны в уплате. По мнению даже вполне официальных правительственных структур, свыше половины объема розничного товарооборота и платных услуг предоставляется “теневым” образом, т. е. без фиксации в отчетности и уплаты налогов. По итогам опроса предпринимателей, бесспорный лидер незаконных хозяйственных операций в современной российской экономике - уход от налогов (на это указали 84 % ответивших).
   Вести свое дело в современной России - очень непросто, предприниматель работает в условиях высоких налогов, коррупции среди чиновников, силовых воздействий, невыполнения деловых обязательств партнерами, ограниченности своих ресурсов, многочисленных проверок и т. п.
  
  
  
   Игорь Ушаков bizplanner@mail.ru БИЗНЕС-ПЛАН искусство привлечения и сохранения капиталов
  
   1
  
  
   4
  
  
  
  
Оценка: 4.78*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"