Петрович - штурман дальнего плавания, опытный капитан, вспоминает яркие случаи из морской практики.
На Чукотке чукча рассказывал:
- В Чукотском море возле мыса Солёный Столб был лагерь для заключённых на вымирание, бараки не отапливались, сами по себе, трупы складывали штабелями на лёд на реке, по весне лёд трескался и трупы тонули, их смывало течением, рыба ела. - Вот такая рыба водилась! (разводит руками), но они её не ели - она человечиной питалась...
Чукча пил по-чёрному. Ему дали перцовку, с шампанским намешали...
И сами, проходя мимо того места, видели с борта в бинокль вышки и колючую проволоку, пустой заброшенный лагерь.
В 1967 году рассказывал боцман на рыболовном судне "Василий Поярков" Петровичу, тогда он был молодой штурман после мореходки. Об этом нигде не писали. Со слов записано.
(какое совпадение, мой первый траулер СРТМК носил имя "Поярково", в экспедиции на кальмаре у острова Симушир на Курилах в 80-х, потом его переименовали в "Капитан Лобунец" и в печальном конечном итоге оно село навечно на мель под берегом недалеко от моего жилища, в 2-х км).
Старый боцман поведал:
- Когда был молодым матросом, ходил на судне теплоход "Америк", ещё по ленд-лизу получен, приспособили под перевозку зэков из Находки в Магадан. "Соломея Нерис" назвали. Пересылочный лагерь был под Находкой. Загрузили зэков со всего Советского Союза политических, разных, везти на Колыму.
"Я помню тот Ванинский порт
и вид парохода угрюмый,
как шли мы по трапу на борт
в холодные мрачные трюмы", -
как в песне поётся. (Припомнил, к слову сказать). А было это в году 1951-52-м.
Попали в шторм, когда прошли пролив Лаперуза, дали сигнал бедствия. Потеряли ход, в японской зоне вынесло течением. Спасли японцы, завели в бухту, отремонтировали двигатель.
А на судне стояли пулемёты на палубе и мачтах для охраны зеков. Их охранники срочно скинули в море, ликвидировали. Перед японцами, скрыть от них истинные цели перехода. К чему лишние вопросы? Кого везут? Вербовочных на работу на Север. Никто не проговорился, что зэки. За это Сталин всем дал амнистию. Судно вернулось в Находку. Такое бывает? Вот такая история, байка. Со слов очевидца.
***
Русские самые умные в мире. В смысле, смекалистые, находчивые. Ехали люди политзаключённые, разные: инженеры, профессора, специалисты, передовые умы своего времени, продвинутые, грамотные, образованные...
Было два трюма, в одном мужчины, в другом женщины: мужской и женский отсеки. Твиндек, верхняя часть трюма, выходит на палубу. Перегородку - вход в трюма - заварили металлом. А в женское отделение задраили крышкой на огромных болтах. Как можно вручную открутить гайки весом с кило, внушительные?! Ключом огромным рожковым затягивали. Когда обнаружили: мужики с бабами оказались вместе - пьют, веселятся, гульбанят, оргия стоит как перед концом света. И все пьяные. А в другом отсеке - тоже сваркой задраили, заварили - везли продукты, спиртное, деликатесы, шампанское. Они открыли его! Каким Макаром?!
Голь на выдумку хитра.
Что они придумали. Брезентовый плащ был. Вытянули нитку, связывали узелками - на всю длину распустили. Намочили и обвязали гайку, получилась огромная бульба. Когда нитка, тряпка, эта намотка высохла и плотно обтянула, смертельно уплотнила гайку. Тогда пятеро человек начали её крутить, и гайка под усилиями поддалась. Так открутили все болты и открыли вход в женский трюм.
А в продуктовый отсек, заваренный листом железной пластиной, тоже чудом пробрались.
Встали 10 человек на шов и резко прыгнули, умные люди доктора наук подсказали, научили зэков. При сварке сталь стала хрупкой - физика металла меняется, другое свойство приобретает от резкой температуры плавления. Этим и воспользовались.
В месте шва толстая пластина дала трещину, дальше - дело техники. Отогнули угол и забрались на склад.
Как люди фантастическим способом, дело физики, никаких чудес, проявив изобретательность, побеждают не разрешаемые задачи, обстоятельства в самых, казалось, непреодолимых условиях. Был бы мотив.
***
Есть что вспомнить. Ещё один яркий момент в морской биографии. Петрович работал на судне под тайваньским флагом. Зафрахтовался на работу капитаном, назначили, зная его опыт, начальником добычи, пять судов в распоряжении. Снабжали отлично, обеспечили всем, что нужно в море. Им, рыбакам, шло на пай от рыбы только 10 процентов, или пять. Фирма не грабила на квоты из зарплаты. Ловили без квот, не имея на руках разрешительных документов, на свой страх и риск. Браконьерство процветало в промышленных масштабах.
Тайвань стал под контролем мафии триады. Когда Чан Кайши сбежал от Мао Дзе Дуна на остров и увёл все корабли. Остров отделился и стал как бельмо для Китая, находясь под боком. А взять, захватить не могли. Авантюристы оккупировались.
Америка помогала техникой, поставляла двигатели для судов. А для населения продукты брали из моря, питались в основном морскими биоресурсами.
Ловили тунца на дрифтерные сети, их выставляли в открытом море на своих проверенных местах. Под 15 градусов от норда. А он, Петрович, предложил ставить под 70 градусов и улов резко вырос.
За то, что увёл 5 тайваньских рыболовных судов от американской охраны, в погоне за браконьерами, Петрович стал национальным героем Тайваня.
А владельцу, если рыбаков поймают, арестуют, - грозил штраф 2 миллиона долларов. Вдобавок - изъятие конфискация судна, выставят на аукцион на продажу вместе с незаконным уловом, промысловым вооружением. Поведут арестованных в Шанхай, там кэпа оденут в наручники и спрячут в тюрьму на 5-7 лет. Пока судно конвоируют, уже готово судебное решение, документы оформлены. Быстро всё делается.
А что делают американцы в нейтральных водах, вдали от своих берегов? - Ведут мониторинг с космоса со спутника по охране водно-биологических ресурсов по всему мировому океану.