|
|
||
Бездарь
- Эй, дядя, ворон не лови, да? Я обернулся и увидел парня лет шестнадцати, в руках которого болтался чумазый мальчишка. - Вы тут в столице все такие тетери, или ты особенный? И скажи мне, что тут делают с карманниками: спускают шкуру или отнимают руку, а? Мальчишка перестал брыкаться, замер мышонком, вперив в меня перепуганный взгляд. - Здравствуй. Я - особая тетеря, тетеря из тетерь, так сказать. А этого... джентльмена удачи я бы отпустил, он больше не будет, правда? Мальчишка энергично закивал. - Иначе вот этот... дядя тебя отловит и оторвёт ухо, правда? - Делов-то, - хмыкнул парень, подыгрывая мне, и разжал пальцы. Беспризорник вертанулся на месте и растворился в надвигающихся сумерках. - Ты вот, дядя, скажи мне только, ежели я его обратно поймаю, мне ему правда ухо оторвать, да? А то, как бы чего не вышло. - Про ухо я пошутил, но, думаю, мальчишка всё принял за чистую монету. Его ведь ещё ни разу не ловили на кармане, глядишь, бросит это дело. Но если ты его второй раз поймаешь, веди в участок. - Ага, пошутил он, - угрюмо бросил парень, - хорошо, я переспросить догадался, не то... Эх, дядя, а кошелёк-тот твой тю-тю! Зря только ловил. - Ну, положим, не зря, - я продемонстрировал бумажник парню, с удовольствием подмечая его округлившиеся глаза. - Ты пока мальца пугал, кошелёк я себе вернул. - Во даёшь! - присвистнул парень. - Ты хоть и тетеря, да таки не промах... Вот что, скажи пожалуйста, где тут у вас ближайший театр? - В актёры метишь? От парнишки веяло даже не провинциальностью, а почти карикатурной местечковостью: кургузый мешковатый пиджачок, полосатые брюки на вырост, кепка. Не хватало разве что рубашки в мелкий цветочек и куцего аляповатого галстука. Он был словно вытесан из цельного куска дерева и двигался, как марионетка в руках ребёнка. Речь тоже была не ахти: он "свистел" на шипящих, на "р" то грассировал, то картавил. Единственное, что он умел - правильно дышать. - Бог с тобою, дядя, глаза-то разуй! Я же бездарь. Без-дарь! - повторил он по слогам для пущей убедительности, но взгляд стал, как у побитой собаки. - Мне для другого дела. - Скажешь, для какого? - Э нет! Если я каждому про дело своё буду рассказывать, я так никуда не приду, а прийти надо. - Вот что, юноша. Ты сегодня спас мой кошелёк, так что приглашаю тебя разделить со мной ужин. Поговорим. Ты расскажешь, для какого дела тебе понадобился театр, а я, если увижу, что дело стоящее... поспособствую, чтобы тебя туда приняли. - По рукам, дядя! Мы пошли в уютный кабачок, где всегда можно было вкусно и недорого поесть, сделали заказ и я приготовился слушать. - Бабка моя, царство небесное, состояла при театре. Там и жила - в комнатушке на чердаке. А я, значит, жил вместе с нею, сколько себя помню. А театр... Эх, это такая штука, что... Нет, не могу я сказать, не умею! Паренёк вздохнул. Но то, о чём он не мог рассказать мне словами, говорили его глаза, лицо, руки. Театр был для парнишки домом, храмом, святыней; куда приходишь, чтобы приклонить голову и преклонить колени, он был целым миром и ним самим одновременно. - Я не могу быть без театра, он как заноза в самой середине души: и хотел бы вырвать, да вместе с ней сам закончишься. Я умею быть, кем захочешь: рабочим, суфлёром, гримёром, костюмером, осветителем, пиротехником, уборщиком... А терпеть насмешки сил моих больше нету. Он опустил голову, а я подавил порыв похлопать его по руке. Принесли еду, парнишка оживился, и следующий час развлекал меня театральными байками. - Ну что, Марк, - сказал я после ужина, - идём устраивать тебя в театр? - Идём? - воскликнул парнишка. - Я сам работаю в театре. - И кем же, дядя... Андрей Сергеич? Охранником, небось? - А если и так, не пойдёшь? - А если пойду? Я засмеялся и повёл его к небольшому аккуратному зданию. В театре его полюбили за неунывающий нрав и готовность помочь в любом деле. Он действительно досконально знал всю закулисную кухню и умел делать всё. И только актёром он не был. Марк не соврал, он был самой бездарной бездарью, которую я когда-либо видел. Он был блестящим теоретиком, но не мог самого элементарного. Однако, что-то в нём было, какая-то загадка, которая побудила меня принять парнишку в театр, поселить в комнатке на втором этаже и скрыть, что я директор. Прошло чуть больше месяца. Однажды я задержался дольше обычного. Кроме меня в здании были только сторож и Марк, а может быть, только Марк, если сторож пошёл на обход. Я задумчиво шагал к выходу, когда услышал. - Здравствуй. Это опять я. Несколько секунд ушло на осознание, что голос идёт со сцены. Я тихонько прошёл за кулисы и увидел парнишку. Он сидел посреди сцены, скрестив ноги. Одинокий луч прожектора пронзал парня и сгущал мрак вокруг него. Лицо Марка обращено к свету, глаза закрыты, руки гладят доски сцены. Голос то опускается до шёпота, то заполняет зал. Я слышу немного, но в каждом слове - любовь. А потом я увидел главное. Мрак вокруг парнишки сгустился, заволновался, пошёл складками, и стал распадаться на отдельные силуэты мужчин, женщин, детей. Они обретали чёткие формы, цвет, глубину, характер. Марку понадобилось меньше минуты, чтобы создать вокруг себя летний день в парке. Там были лебединый пруд, скамейки, деревья, дорожки, газоны, клумбы, прогуливающиеся парочки, играющие дети, киоски с мороженым, сладостями и игрушками, прокат лодок и... Там было всё! Фантомы двигались легко и естественно, наполняя сцену солнцем, ветром, запахами, звуками, расширяя пространство, стирая границы реального нереального. Мне пришлось прикусить губу, чтобы не выдать себя, но я всё таки не сдержался, когда изменились костюмы и атрибуты времени. Марк повернул ко мне лицо, но глаза не открыл. - Это я, Марк. Добрый вечер. - Здравствуй! Фантомы замерли, стало сумрачно, словно солнце спряталось за тучу. - Что тут у тебя? - я сел рядом с парнишкой. Он протянул мне открытку: парк, лебеди, прокат лодок, отдыхающие. И год - 1856. - Здорово! Покажи ещё что-нибудь. - А что ты хочешь увидеть? - А что ты можешь? - Не знаю, наверное, всё. Паренёк не бахвалится, голос спокоен, лицо безмятежно. - Покажи тогда нашего "Тартюфа". Парк исчезает, сгущается мрак, из мрака выплывают фантомы актёров, декорации, звучат реплики, играет музыка. Я наблюдаю несколько минут, а затем прошу: - Можешь заменить Шурика на... Миронова? Знаешь, кто это? Марк молчит, но фигура Шурки на миг расплывается, и я вижу фантом старого актёра. - А можешь показать мне свою бабушку? Не выходя за рамки пьесы? Я молча внимал действу, что разворачивалось на сцене по воле Марка, и не мог надивиться силе таланта паренька. - А теперь яви всё, что можешь! "Тартюф" остался "Тартюфом", но места персонажей заняли актёры разных эпох, которые играли каждый в своей манере. Декорации стали богаче, костюмы - роскошнее, оркестр - симфоническим. Исчезли доски сцены и бархат кулис, появился дом Оргона. Зазвучала французская речь... - Достаточно. Кто-нибудь ещё видел, что ты можешь? - Конечно, - пожал плечом Марк, - дома все видели. - И что? - Посоветовали не маяться дурью. Только бабушка помогала, учила, показывала, что да как. - Бабушка твоя тоже так умела? - Даже лучше, чем я. Она, царство ей небесное, за раз могла несколько сценок показывать, а я вот только одну... Ну что, теперь ты тоже скажешь, чтобы меня прогнали? - Марк поднялся на ноги, отряхнул штаны и сощурился от яркого света. - Жаль. Мне тут нравилось. Ну ладно, не поминайте лихом, да? Я догнал его только у выхода, схватил за руку, повернул к себе: - Сынок! Ну, какой же ты бездарь с таким-то талантищем? Ты - дарь! Я разразился потоком слов, взахлёб выражая своё восхищенье, но Марк печально покачал головой: - Э, нет, только смеяться не надо. Нехорошо ведь. - Что за дурачок! Я ему битый час втолковываю, что второго такого, как ты ещё поискать, а бабка твоя - та вообще была сокровищем. Да за тебя передерутся все театры, стоит тебе выйти на площадь и показать хотя бы десятую часть... - Не могу я на площади, мне театр нужен. И я ему... Слышь, а ты не наврал, что подерутся? - Да не врал я, не врал! Марк, не знаю, что за олухи из вашего театра посмели назвать тебя бездарью! Хоть один из них может, как ты? Он помотал головой, а меня осенило. - Ты ни разу не видел наши спектакли, только репетиции. Наверное, удивлялся тому же Шурке? А ведь он во время спектакля создаёт свой собственный фантом и проецирует его на себя. Глаза Марка округлились, а я поспешил добавить: - Но на большее он не способен. Его фантом - это тот же Шурка, который постиг таинства сценречи и пластики. Кстати, в своём "Тартюфе" ты изобразил Шурика, как в жизни, затем убрал лишнее, добавил недостающее, и он получился таким, как видит его зритель. - И все пользуются... фантомами? - Не все. Например, Жила не пользуется, но сейчас - о другом! Таких как ты, которые могут вызывать фантомы других людей из разных эпох, в мире - единицы. Да на старых актёров билеты на год вперёд раскупать будут! - Правда? - Правда-правда. Вот что, Марк, сегодня спать не придётся. Ты беги к себе за документами, а я пока вызову всех дармоедов, составим контракт, пересмотрим репертуар... Ну, чего стоишь? Беги? Он умчался, а я стал ждать. Минут через пять я отправился за ним, заглянув по пути за кулисы. Марк сидел на сцене в позе портного, а перед ним на табуретке, сложив руки на коленях, молча улыбалась его бабушка. ![]()
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира"
О.Копылова "Невеста звездного принца"
А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"