Усманова Александра Рустамовна: другие произведения.

Игра для актёра и мима

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В 2006 году исполнилось двести лет с момента плавания графа Резанова в Америку, благодаря которому появилась замечательная опера "Юнона" и "Авось". А ещё сегодня ровно год, как Николай Пертович Караченцов попал в аварию. Всем замечательным людям, которые создали оперу, всем романтикам и просто хорошим людям посвящается.

ИГРА ДЛЯ АКТЁРА И МИМА



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

А - актёр: смирительная рубашка, повязка на глазах, маска белого цвета, не раскрашенная, глазницы обозначены, но не прорисованы (маска "слепая", т.е. дырочки для глаз отсутствуют)
М - мим: чёрное трико, белые перчатки, белильное лицо ("классический" облик)

РЕКВИЗИТ:

- ящик - картонный или деревянный с барахлом, но обязательно должны быть нож с длинным лезвием, фломастеры (маркеры), молоток, гвоздь.
- кубы, параллелепипеды, прочие предметы:
один куб для А (примерно 60*60. Куб должен быть устойчивым, плотным, чтобы А мог спокойно на нём сидеть, поставив ноги на пол).
4-7 разных предметов для М: один - высокий, узкий, как столб, 3-4 массивные, разной величины, которые в конце спектакля собираются в колонну (одна из частей колонны - типичный верх, стоящий до поры боком, чтоб никто не догадался), ступеньки...

ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО:

Сцена разделена на две части, освещённые каждая одним прожектором. Между ними - пустое полутёмное пространство "нейтральная полоса". В одной части находится А (Пространство А), во второй - М (Пространство М).
Пространство А: один куб, сбоку от куба лежит маска (желательно, чтобы её не видел зритель, но А мог достать её одним движением руки, незаметно). Пространство А ограничивается только кругом света.
Пространство М окружено кубами (второй ограничитель наравне с кругом света), ящик с барахлом тоже вписан в круг, как бы запирающий М внутри этого пространства.

НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ:

Действие разделено на ИГРУ и ПАУЗЫ. Во время ИГРЫ М чётко привязан к тексту и своему пространству (но если в первой ИГРЕ он жёстко привязан к тексту, то с каждой новой ИГРОЙ всё примешивает больше импровизации в свои действия), во время ПАУЗЫ - он свободен. На время ПАУЗЫ над пространством М гаснет прожектор. Действия А оговариваются отдельно для каждой ИГРЫ и ПАУЗЫ.
Все действие происходит под фонограмму. В качестве фонограммы я использовала Ленкомовскую постановку рок-оперы "Юнона" и "Авось". Надеюсь, что ни Андрей Вознесенский, ни Алексей Рыбников, ни Мрак Анатольевич не обвинят меня в плагиате и не стребуют роялти. Тексты, музыку и специфику постановки я не ворую, т.к. чётко прописываю, откуда они взяты; пьеса существует только в моём воображении, ни на одних - самых любительских - подмостках не ставилась. Я бы не рискнула сделать это, не имея первоклассного мима.
"Игра" родилась почти год назад. Единственное, на чём я споткнулась - фонограмма. Я не хотела, чтобы мои герои говорили хоть слово - до поры - и перебрала кучу вариантов (один из которых - "Машина времени"). Но пришло время и я поняла: именно "Юнона", именно Ленкомовская постановка - и никаких гвоздей!

ДЕЙСТВИЕ:


ИГРА 1.

Действо
Фонограмма
А сидит на кубе вполоборота к зрителю, спиной к пространству М. Смирительная рубашка, на глазах - повязка - узкая, четко закрывающая одни только глаза. А неподвижен.
М привязан к слову произносимому, его пантомима - иллюстрация фонограммы.
Ария Резанова

Ангел, стань человеком,
Подними меня, ангел, с колен.
Тебе трепет душевный не ведом,
Поцелуй меня в губы скорей.
Твоим девичьим векам
Я открою запретнейший свет.
Глупый ангел шестнадцатилетний,
Иностранка испуганных лет.
Я тебе расскажу о России,
Где злодействует соловей,
Сжатый страшной любовной силой,
Как серебрянный силомер.
Образ матери чудотворной
От стены наклонился в пруд,
Белоснежные контрфорсы,
Словно лошади воду пьют.
Ты узнаешь земные -
Божество, и тоску, и юдоль,
Я тебе расскажу о России,
Я тебя посвящаю в любовь!
+ музыкальный фрагмент до отчётливой паузы
(общее время - 3'40")


ПАУЗА 1.
- действие происходит в кромешной тишине

М - свободен! Его действия - чистейшей воды импровизация. Он роется в коробке, берёт нож, покидает своё пространство, на цыпочках подкрадывается к А, заносит нож, бьёт - нарочито медленно, чтобы успеть освободить завязки смирительной рубашки, так же на цыпочках возвращается назад.

ИГРА 2.

(ИГРА 2, ПАУЗА 2 И ИГРА 3 проходят под цельный фрагмент фонограммы, общее время - 5'05" (1'48"+1'42"+1'35"))
Действо
Фонограмма
Начинается, как только М переступает границу своего пространства, поэтому он судорожно дёргается, роняет нож и иллюстрирует музыку слов.
А опускает руки, но медленно, сковано. Хорошо было бы, чтобы рубашка сама свалилась с плеч.
Принесите мне карты открытий
В дымке золота...
В дымке золота, как пыльца.
И, облив самогоном, сожгите
У надменных дверей...
У надменных дверей дворца.
Принесите три самых желания,
Что я прятал от жён и друзей,
Что угрюмо отдал на заклание
Авантюрной планиде...
Авантюрной планиде моей.

+ текстовый фрагмент до слов
- Успеет! Везучий!


ПАУЗА 2.

Действо
Фонограмма
А поднимается, медленно, неуверенно, выставив вперёд руку. М несколько секунд смотрит на А, бросается к нему, "берёт" за руку. Видно, что ладони А и М не соприкасаются, но движения А становятся гораздо уверенней. Он обходит вокруг куба, снова садится, М "помогает" и "поддерживает". Когда А сел, М снимает с него повязку. Движения мягкие, плавные, бережные.
Песнопение: "Услышь, Господь, и помилуй меня!"


ИГРА 3.

Действо
Фонограмма

А опускает руку вниз, нащупывает маску, берёт её, поднимает на уровень глаз. Лицо А беспристрастно, ничего не выражает. А надевает маску.
М наблюдает за А, на его лице - гримаса неудовольствия, но он не может разбить игру, поэтому продолжает "иллюстрировать" фонограмму.

Я умираю от простой хворобы
На пол дороге к истине и чуду,
На пол дороге, победив почти.
С престолами шутил,
А умер от простуды.
Прости, мы рано родились,
Желая невозможного,
Но лучшие из нас
Срезались с полпути.
Мы - дети пол дорог,
Нам имя - полдорожье,
Прости, никто из нас дороги не осилил,
Да и была ль, она, дорога, впереди?
Прости меня, свобода и Россия,
Не одолел я целого пути.


ПАУЗА 3.

Действо
Фонограмма

М роется в коробке, подбегает к А и разрисовывает маску фломастерами (хорошо, если она пластиковая, тогда с неё легко стирать фломик, маркер). Как вариант, можно использовать акварельные краски, но это гораздо сложнее технически.
Рожица на маске должна получится смешная или странная. М рисует прямо на А, но когда заканчивает, снимает маску и вкладывает её в руки А рисунком вверх, оставляет фломастеры (маркеры, краски), уходит

Душой я бешено устал!
Точно тайный горб
На груди таскаю
Тоска такая!
Будто что-то случилось или случится
Ниже горла высасывает ключицы...
Российская империя - тюрьма,
Но за границей та же кутерьма.
Родилось рано наше поколение
Чужда чужбина нам и скучен дом.
Расформированное поколение
Мы в одиночку к истине бредём.
Чего ищу? Чего-то свежего.
Земли старые - старый сифилис.
Начинают театры с вешалок,
Начинаются царства с виселиц.
Земли новые - табула расса.
Расселю там новую рассу.
Третий мир без деньги и петли...
Ни республики, ни короны,
Где земли золотое лоно,
Как по золоту пишут иконы
Будут лики людей светлы!..
Смешно с всемирной тупостью бороться -
Свобода потеряла первородство.
Её нет ни здесь, ни там...
Куда же плыть?
Не знаю, капитан...

+ Mонолог графа Румянцева:
Господин камергер! Памятуя Ваши заслуги и удачу, что сопутствовала Вам в прежних Ваших дерзких предприятиях, Ваш покорный слуга добился таки всемилостивейшего одобрения сему прожекту. Государь избирает Вас на подвиг, пользу отечеству обещающий. Вам вверяется: образование участи русской Америки. Повелеваю: отплыть Вам 23 июля 1806 года в виду напряжённой международной обстановки под военно-морским - Андреевским - флагом империи!
+ первые такты "Песни моряков "Авось"
(общее время - 4'27" (3'15"+0'50"+0'22"))


ИГРА 4.

Действо
Фонограмма

Первые две строки песни М стоит, вытянувшись в струнку, в своём пространстве.
А смотрит на маску, лицо медленно оживает. А улыбается, что-то дорисовывает, что-то стирает повязкой (рукавом).
Песня моряков "Авось"

В море соли и так до чёрта,
Морю не надо слёз.
Наша вера верней расчёта,
Нас вывозит "Авось".
Нас мало, нас адски мало,
А самое главное, что мы врозь,
Но из всех притонов,
Из всех кошмаров
Мы возвращаемся на "Авось".

Вместо флейты подымем флягу,
Чтобы смелее жилось.
Под Российским небесным флагом,
И девизом "Авось".
Нас мало и нас всё меньше
И парус пробит насквозь,
Но сердца забывчивых женщин
Не забудут "Авось"!

В море соли и так до чёрта,
Морю не надо слёз.
Наша вера верней расчёта,
Нас вывозит "Авось".
От ударов на наши плечи
Гнетсь земная ось.
Только наш позвоночник крепче,
Не согнемся - авось!

Вместо флейты подымем флягу,
Чтобы смелее жилось.
Под Российским Андреевским флагом,
И девизом "Авось".

(oбщее время - 3'53")


ПАУЗА 4.

Пять секунд тишины.
М и А неподвижно стоят. В руках у А маска, он отрешённо улыбается, глядя на маску. М озадачен, смотрит на зрителя.

ИГРА 5.

Проигрыш после "Песни моряков "Авось", и фонограмма сцены отплытия "Юноны" и "Авось" (1'15")

На первых секундах фонограммы А всем корпусом поворачивается к М и рявкает (фонограмма становится тише, но не прерывается, уходит на задний план):
А: Хватит!
М останавливается, смотрит на А.
А: Иди сюда! Ты хочешь оторваться от круга!
М трясёт, лицо безумное. Делает шаг, натыкается на барьер из кубов, тумб, рассыпанного барахла, тянется к А.
А (твёрдо, ласково): Ну, иди же! Смелей! Посмотри на меня! Иди! (Приближается к М, который понемногу отодвигается назад, словно его тянет непреодолимая сила). Не можешь сам? А так? (толкает "столб", М оборачивается на звук, съёживается от страха). Можешь! Ты - можешь! (С каждым словом он отшвыривает новый предмет, страх М с каждым разом уменьшается) Я же могу!
Фонограмма обрывается на полуслове, полуфразе. М выпрямляется во весь рост, расправляет плечи. А берёт одну тумбу, М - другую, и они составляют колонну. Из коробки А достаёт молоток, гвоздь, вбивает гвоздь в колонну, вешает на неё маску, легко, радостно уходит со сцены. М смотрит за ним с улыбкой, скрестив руки, когда А уходит, идёт следом, машет.
А покинул сцену. М остановился, улыбка угасла. Он обводит глазами разгром, учинённый на сцене, минует Пространство М - там сразу гаснет свет, - поднимает повязку, смирительную рубашку, натягивает их на себя, садится на куб, заводит руки за спину, словно связанный, замирает.
Голос М с фонограммы произносит:
М: А я могу?
На сцену выкатывается яркий детский мячик, в сопровождении луча света. М безучастен. Свет над М гаснет.
Мячик останавливается. Луч прожектора гаснет через несколько секунд.


Примечание: Для облегчения действа можно предусмотреть шуруп, стационарно вкрученный в тело колонны, но "забить гвоздь" - обязательно.



 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Антиутопия) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) В.Палагин "Земля Ксанфа"(Научная фантастика) Стипа "А потом прилетели эльфы..."(Антиутопия) А.Емельянов "Мир Карика 8. Братство обмана"(ЛитРПГ) М.Олав "Мгновения до бури 3. Грани верности"(Боевое фэнтези) П.Роман "Искатель ветра"(ЛитРПГ) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) А.Черчень "Дом на двоих"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"