Усманова Александра Рустамовна: другие произведения.

Игра для актёра и мима

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В 2006 году исполнилось двести лет с момента плавания графа Резанова в Америку, благодаря которому появилась замечательная опера "Юнона" и "Авось". А ещё сегодня ровно год, как Николай Пертович Караченцов попал в аварию. Всем замечательным людям, которые создали оперу, всем романтикам и просто хорошим людям посвящается.

ИГРА ДЛЯ АКТЁРА И МИМА



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

А - актёр: смирительная рубашка, повязка на глазах, маска белого цвета, не раскрашенная, глазницы обозначены, но не прорисованы (маска "слепая", т.е. дырочки для глаз отсутствуют)
М - мим: чёрное трико, белые перчатки, белильное лицо ("классический" облик)

РЕКВИЗИТ:

- ящик - картонный или деревянный с барахлом, но обязательно должны быть нож с длинным лезвием, фломастеры (маркеры), молоток, гвоздь.
- кубы, параллелепипеды, прочие предметы:
один куб для А (примерно 60*60. Куб должен быть устойчивым, плотным, чтобы А мог спокойно на нём сидеть, поставив ноги на пол).
4-7 разных предметов для М: один - высокий, узкий, как столб, 3-4 массивные, разной величины, которые в конце спектакля собираются в колонну (одна из частей колонны - типичный верх, стоящий до поры боком, чтоб никто не догадался), ступеньки...

ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО:

Сцена разделена на две части, освещённые каждая одним прожектором. Между ними - пустое полутёмное пространство "нейтральная полоса". В одной части находится А (Пространство А), во второй - М (Пространство М).
Пространство А: один куб, сбоку от куба лежит маска (желательно, чтобы её не видел зритель, но А мог достать её одним движением руки, незаметно). Пространство А ограничивается только кругом света.
Пространство М окружено кубами (второй ограничитель наравне с кругом света), ящик с барахлом тоже вписан в круг, как бы запирающий М внутри этого пространства.

НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ:

Действие разделено на ИГРУ и ПАУЗЫ. Во время ИГРЫ М чётко привязан к тексту и своему пространству (но если в первой ИГРЕ он жёстко привязан к тексту, то с каждой новой ИГРОЙ всё примешивает больше импровизации в свои действия), во время ПАУЗЫ - он свободен. На время ПАУЗЫ над пространством М гаснет прожектор. Действия А оговариваются отдельно для каждой ИГРЫ и ПАУЗЫ.
Все действие происходит под фонограмму. В качестве фонограммы я использовала Ленкомовскую постановку рок-оперы "Юнона" и "Авось". Надеюсь, что ни Андрей Вознесенский, ни Алексей Рыбников, ни Мрак Анатольевич не обвинят меня в плагиате и не стребуют роялти. Тексты, музыку и специфику постановки я не ворую, т.к. чётко прописываю, откуда они взяты; пьеса существует только в моём воображении, ни на одних - самых любительских - подмостках не ставилась. Я бы не рискнула сделать это, не имея первоклассного мима.
"Игра" родилась почти год назад. Единственное, на чём я споткнулась - фонограмма. Я не хотела, чтобы мои герои говорили хоть слово - до поры - и перебрала кучу вариантов (один из которых - "Машина времени"). Но пришло время и я поняла: именно "Юнона", именно Ленкомовская постановка - и никаких гвоздей!

ДЕЙСТВИЕ:


ИГРА 1.

Действо
Фонограмма
А сидит на кубе вполоборота к зрителю, спиной к пространству М. Смирительная рубашка, на глазах - повязка - узкая, четко закрывающая одни только глаза. А неподвижен.
М привязан к слову произносимому, его пантомима - иллюстрация фонограммы.
Ария Резанова

Ангел, стань человеком,
Подними меня, ангел, с колен.
Тебе трепет душевный не ведом,
Поцелуй меня в губы скорей.
Твоим девичьим векам
Я открою запретнейший свет.
Глупый ангел шестнадцатилетний,
Иностранка испуганных лет.
Я тебе расскажу о России,
Где злодействует соловей,
Сжатый страшной любовной силой,
Как серебрянный силомер.
Образ матери чудотворной
От стены наклонился в пруд,
Белоснежные контрфорсы,
Словно лошади воду пьют.
Ты узнаешь земные -
Божество, и тоску, и юдоль,
Я тебе расскажу о России,
Я тебя посвящаю в любовь!
+ музыкальный фрагмент до отчётливой паузы
(общее время - 3'40")


ПАУЗА 1.
- действие происходит в кромешной тишине

М - свободен! Его действия - чистейшей воды импровизация. Он роется в коробке, берёт нож, покидает своё пространство, на цыпочках подкрадывается к А, заносит нож, бьёт - нарочито медленно, чтобы успеть освободить завязки смирительной рубашки, так же на цыпочках возвращается назад.

ИГРА 2.

(ИГРА 2, ПАУЗА 2 И ИГРА 3 проходят под цельный фрагмент фонограммы, общее время - 5'05" (1'48"+1'42"+1'35"))
Действо
Фонограмма
Начинается, как только М переступает границу своего пространства, поэтому он судорожно дёргается, роняет нож и иллюстрирует музыку слов.
А опускает руки, но медленно, сковано. Хорошо было бы, чтобы рубашка сама свалилась с плеч.
Принесите мне карты открытий
В дымке золота...
В дымке золота, как пыльца.
И, облив самогоном, сожгите
У надменных дверей...
У надменных дверей дворца.
Принесите три самых желания,
Что я прятал от жён и друзей,
Что угрюмо отдал на заклание
Авантюрной планиде...
Авантюрной планиде моей.

+ текстовый фрагмент до слов
- Успеет! Везучий!


ПАУЗА 2.

Действо
Фонограмма
А поднимается, медленно, неуверенно, выставив вперёд руку. М несколько секунд смотрит на А, бросается к нему, "берёт" за руку. Видно, что ладони А и М не соприкасаются, но движения А становятся гораздо уверенней. Он обходит вокруг куба, снова садится, М "помогает" и "поддерживает". Когда А сел, М снимает с него повязку. Движения мягкие, плавные, бережные.
Песнопение: "Услышь, Господь, и помилуй меня!"


ИГРА 3.

Действо
Фонограмма

А опускает руку вниз, нащупывает маску, берёт её, поднимает на уровень глаз. Лицо А беспристрастно, ничего не выражает. А надевает маску.
М наблюдает за А, на его лице - гримаса неудовольствия, но он не может разбить игру, поэтому продолжает "иллюстрировать" фонограмму.

Я умираю от простой хворобы
На пол дороге к истине и чуду,
На пол дороге, победив почти.
С престолами шутил,
А умер от простуды.
Прости, мы рано родились,
Желая невозможного,
Но лучшие из нас
Срезались с полпути.
Мы - дети пол дорог,
Нам имя - полдорожье,
Прости, никто из нас дороги не осилил,
Да и была ль, она, дорога, впереди?
Прости меня, свобода и Россия,
Не одолел я целого пути.


ПАУЗА 3.

Действо
Фонограмма

М роется в коробке, подбегает к А и разрисовывает маску фломастерами (хорошо, если она пластиковая, тогда с неё легко стирать фломик, маркер). Как вариант, можно использовать акварельные краски, но это гораздо сложнее технически.
Рожица на маске должна получится смешная или странная. М рисует прямо на А, но когда заканчивает, снимает маску и вкладывает её в руки А рисунком вверх, оставляет фломастеры (маркеры, краски), уходит

Душой я бешено устал!
Точно тайный горб
На груди таскаю
Тоска такая!
Будто что-то случилось или случится
Ниже горла высасывает ключицы...
Российская империя - тюрьма,
Но за границей та же кутерьма.
Родилось рано наше поколение
Чужда чужбина нам и скучен дом.
Расформированное поколение
Мы в одиночку к истине бредём.
Чего ищу? Чего-то свежего.
Земли старые - старый сифилис.
Начинают театры с вешалок,
Начинаются царства с виселиц.
Земли новые - табула расса.
Расселю там новую рассу.
Третий мир без деньги и петли...
Ни республики, ни короны,
Где земли золотое лоно,
Как по золоту пишут иконы
Будут лики людей светлы!..
Смешно с всемирной тупостью бороться -
Свобода потеряла первородство.
Её нет ни здесь, ни там...
Куда же плыть?
Не знаю, капитан...

+ Mонолог графа Румянцева:
Господин камергер! Памятуя Ваши заслуги и удачу, что сопутствовала Вам в прежних Ваших дерзких предприятиях, Ваш покорный слуга добился таки всемилостивейшего одобрения сему прожекту. Государь избирает Вас на подвиг, пользу отечеству обещающий. Вам вверяется: образование участи русской Америки. Повелеваю: отплыть Вам 23 июля 1806 года в виду напряжённой международной обстановки под военно-морским - Андреевским - флагом империи!
+ первые такты "Песни моряков "Авось"
(общее время - 4'27" (3'15"+0'50"+0'22"))


ИГРА 4.

Действо
Фонограмма

Первые две строки песни М стоит, вытянувшись в струнку, в своём пространстве.
А смотрит на маску, лицо медленно оживает. А улыбается, что-то дорисовывает, что-то стирает повязкой (рукавом).
Песня моряков "Авось"

В море соли и так до чёрта,
Морю не надо слёз.
Наша вера верней расчёта,
Нас вывозит "Авось".
Нас мало, нас адски мало,
А самое главное, что мы врозь,
Но из всех притонов,
Из всех кошмаров
Мы возвращаемся на "Авось".

Вместо флейты подымем флягу,
Чтобы смелее жилось.
Под Российским небесным флагом,
И девизом "Авось".
Нас мало и нас всё меньше
И парус пробит насквозь,
Но сердца забывчивых женщин
Не забудут "Авось"!

В море соли и так до чёрта,
Морю не надо слёз.
Наша вера верней расчёта,
Нас вывозит "Авось".
От ударов на наши плечи
Гнетсь земная ось.
Только наш позвоночник крепче,
Не согнемся - авось!

Вместо флейты подымем флягу,
Чтобы смелее жилось.
Под Российским Андреевским флагом,
И девизом "Авось".

(oбщее время - 3'53")


ПАУЗА 4.

Пять секунд тишины.
М и А неподвижно стоят. В руках у А маска, он отрешённо улыбается, глядя на маску. М озадачен, смотрит на зрителя.

ИГРА 5.

Проигрыш после "Песни моряков "Авось", и фонограмма сцены отплытия "Юноны" и "Авось" (1'15")

На первых секундах фонограммы А всем корпусом поворачивается к М и рявкает (фонограмма становится тише, но не прерывается, уходит на задний план):
А: Хватит!
М останавливается, смотрит на А.
А: Иди сюда! Ты хочешь оторваться от круга!
М трясёт, лицо безумное. Делает шаг, натыкается на барьер из кубов, тумб, рассыпанного барахла, тянется к А.
А (твёрдо, ласково): Ну, иди же! Смелей! Посмотри на меня! Иди! (Приближается к М, который понемногу отодвигается назад, словно его тянет непреодолимая сила). Не можешь сам? А так? (толкает "столб", М оборачивается на звук, съёживается от страха). Можешь! Ты - можешь! (С каждым словом он отшвыривает новый предмет, страх М с каждым разом уменьшается) Я же могу!
Фонограмма обрывается на полуслове, полуфразе. М выпрямляется во весь рост, расправляет плечи. А берёт одну тумбу, М - другую, и они составляют колонну. Из коробки А достаёт молоток, гвоздь, вбивает гвоздь в колонну, вешает на неё маску, легко, радостно уходит со сцены. М смотрит за ним с улыбкой, скрестив руки, когда А уходит, идёт следом, машет.
А покинул сцену. М остановился, улыбка угасла. Он обводит глазами разгром, учинённый на сцене, минует Пространство М - там сразу гаснет свет, - поднимает повязку, смирительную рубашку, натягивает их на себя, садится на куб, заводит руки за спину, словно связанный, замирает.
Голос М с фонограммы произносит:
М: А я могу?
На сцену выкатывается яркий детский мячик, в сопровождении луча света. М безучастен. Свет над М гаснет.
Мячик останавливается. Луч прожектора гаснет через несколько секунд.


Примечание: Для облегчения действа можно предусмотреть шуруп, стационарно вкрученный в тело колонны, но "забить гвоздь" - обязательно.



 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Игнис "Безудержный ураган 2"(Уся (Wuxia)) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) С.Нарватова "4. Рыцарь в сияющих доспехах"(Научная фантастика) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia)) Е.Азарова "Его снежная ведьма"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"