Самым типичным проявлением садизма назвал стремление к власти Эрих Фромм. В этом есть большая доля правды. Нормальный человек довольствуется тем, что управляет собой, другие же спят и видят, как они управляют кем-то.
Стремление к власти, как правило, вызвано отнюдь не бескорыстными мотивами. Повелевать другими обычно хотят те, кто не желает, чтобы повелевали ими. Улучшить свое общественное или материальное положение, пользоваться большим почетом или благами, удовлетворять свои гипертрофированные потребности, ублажать yаперстников, ближних и послушных - такую цель ставят перед собою те, кто любой ценой стремится дорваться до власти. Упаси Бог дать им возможность достигнуть вожделенной цели.
Имеется еще одна категория властолюбцев, коим от рождения присуща властность, так называемые прирожденные лидеры. В силу своего характера и склонности натуры, они рождены, чтобы повелевать другими. "Прирожденная властность - один из тайных источников превосходства, - пишет Балтазар Грасиан. - Нарочитые ухищрения тут не помогут. Ей покоряются все незаметно для самих себя, признавая тем самым тайную силу властелина природного. Наделенные даром повелевать - это короли по достоинству, львы по праву рождения; они похищают сердца и даже дар речи у остальных, немеющих от почтения. И когда прочие достоинства благоприятствуют, люди эти созданы быть первыми, вершителями дел государственных, ибо одним мановением достигают большего, чем другие длинными речами".
Примером таких людей могут служить Чингисхан, Тамерлан, Наполеон, Сталин, Гитлер, многие руководители партий, а также тюремные "паханы" и бандитские авторитеты. Каждый из них выбирает свою нишу в обществе, соответственно своим дарованиям, способностям и интеллекту. И бед от них достается обществу, а то и целым народам, несравненно больше, чем от хапуг и шкурников.
Совсем иную категорию людей составляют те, кому досталась власть волею судьбы или случая. Некоторым из них высокий пост позволяет раскрыть свои незаурядные способности, которые в ином случае оставались бы невостребованными, другие вынуждены расписаться в своей беспомощности и оставить свой пост с упреками, а то и с позорном. К первым можно с полным основанием отнести многих американских президентов, таких как Авраам Линкольн, Франклин Рузвельт, Рональд Рейган, ко вторым - коммунистических лидеров Брежнева, Черненко, Чаушеску. Интересно отметить, что это в одинаковой мере касается людей, получающих власть в результате престолонаследия, так и в качестве выборной должности, что свидетельствует о просчетах как природы, так и избирателей.
Власть имеет как свои преимущества, так и недостатки. Притягательность ее для некоторых такова, что они упиваются властью, считают ее самой сладостной на свете и не желают расстаться с нею даже под угрозой смерти. "Если кто-то когда-нибудь властвовал, пусть даже в шутку, тот начинает мечтать вновь повелевать и приводить других к повиновению", - отмечал Сервантес, и судьба низвергнутых монархов и правителей, пытавшихся, как Наполеон, вернуть себе власть, подтверждает истинность этих слов. Морис Дрюон же считает, что "из всех видов человеческой деятельности власть над себе подобными - хотя и вызывает наибольшую зависть - наиболее разочаровывает, ибо она не дает уму ни минуты роздыха и требует постоянных трудов". Для таких людей власть, - тяжкое бремя и огромная ответственность, поэтому неудивительно, что в истории мы встречаем немало примеров, когда правители в зените славы добровольно отказывались от нее, либо тяготились властью, подобно императору Марку Аврелию, всю свою жизнь.
И здесь уместно в назидание властолюбцам привести древнюю притчу. Некий правитель поведал своему советнику, что хочет развязать войну с соседней державой.
- Для чего тебе это нужно? - спросил советник.
- Чтобы покорить ее!
- А потом?
- Потом покорить другую.
- А потом?
- Потом покорить третью, четвертую и воевать до тех пор, пока не покорю все страны мира.
- И что же ты будешь делать тогда? - поинтересовался советник.
- О, тогда я буду отдыхать, проводить время в пирах и охоте!
- Не лучше ли начать с этого, повелитель? - спросил мудрый советник.
Великий Рабле утверждал, что государства и подданные их будут счастливы тогда, когда короли будут философами или философы королями. Впрочем, он иносказательно повторил Платона, который задолго до Рабле предупреждал: до тех пор не будет конца бедствиям рода человеческого, пока власть и философия не сольются в одном лице. История, к счастью, знает такое лицо - римского императора Марка Аврелия, - но, к сожалению, больше она не расщедрилась до сих пор.
Такой правитель, как Марк Аврелий, появился не сам но себе. Его долго и тщательно готовили к занятию трона, в результате чего он умело правил в течение девятнадцати лет громадной Римской империей, переживавшей свои не лучшие времена. Проводя всю жизнь в войнах и походах, он находил время в походной палатке набрасывать по вечерам свои "Размышления", которые вот уже почти две тысячи лет дают пищу уму многих поколений. Марку Аврелию не суждено было стать ни кабинетным ученым, ни основателем философской школы, подобно Пифагору или Аристотелю, к чему он стремился всем сердцем. Волею судьбы он должен был стать воином, хотя ненавидел войну и приравнивал ее к разбою, и императором, хотя тяготился властью и считал недостойным человека повелевать себе подобными. Тем не менее, он добросовестно, с честью исполнил свой долг, и этому в немалой степени способствовала та подготовка, которую он получил в юности.
В Древней Греции и Риме каждого гражданина с детства готовили к занятию любой государственной должности, включая военные. И надо сказать, что многие граждане, выдвинувшись на высокие посты, принесли немалую пользу своим странам и народам, вошли в историю и прославились в .веках, Вспомним хотя бы Перикла, Фемистокла, Нуму Помпилия, Юлия Цезаря, Помпея, Октавиана Августа и многих других. Справедливости ради отметим, что далеко не все из них выдержали испытание властью, как тот же Цезарь. Александр Македонский, воспитанный Аристотелем, из рубахи-парня, верного и заботливого друга по отношению к своим товарищам-гетайросам, покорив Персию, объявил себя сыном бога Аммона, стал царем, похожим на восточных деспотов, потребовал оказывать себе знаки почтения, как живому богу и беспощадно расправлялся со строптивцами. Напуганный и оскорблённый таким поведением своего воспитанника и ученика, Аристотель, по версии историка Аппиана решил действовать по принципу: я тебя породил, я тебя и убью. Он послал к Александру раба с ядом.
Существуют устойчивые мнения, что политика - дело грязное, а власть людей портит. Действительно, и политике нет людей, а есть идеи, нет чувств, а есть интересы, Поэтому первые сплошь и рядом приносятся в жертву вторым. Политики зачастую неразборчивы в средствах, вынуждены ловчить, обещать, Не выполняя обещаний, брать на себя неблаговидную роль демагогов. Дорвавшись до власти, такой человек начинает проявлять свои пороки во всей полноте, ранее тщательно скрываемые и потому невидимые.
Власть нелегко заполучить, но еще труднее удержать, и чем она больше, а человек мельче, тем страшнее средства, к которым он прибегает. История любого народа пестрит жуткими примерами. Жестокость, коварство, беспощадность, кровожадность, мстительность превратила властителей типа Цезаря Борджиа, Ивана Грозного, Гитлера, Сталина, Пол Пота в подлинных страшилищ. Лишь немногим правителям удалось обрести у своих подданных самый великий титул - Добрый, но, либо они сами кончали плохо, либо доводили свои государства до смут, междуусобиц и гибели. Создается впечатление, что доброта и власть несовместимы, хотя народы мечтают видеть своего правителя добрым и справедливым.
Правду владыке могут говорить либо друг, либо враг, либо народ, либо шут. Умные монархи мирились с существованием оппозиции, а недалекие отправляли ее на гильотину или виселицу, а следом катились и их головы. Халиф Гарун-аль-Рашид, переодевшись простолюдином, ночью покидал свой дворец, присаживался к огоньку в караван-сараях, а утром приступал к правлению, имея информацию из первые уст. Французские короли и русские цари держали при дворах карликов и шутов, которым позволяли говорить то, чего немыслимо говорить другим. Даже Петр Первый держал при себе шута Балакирева, от которого узнавал немало ценных сведений.
Чтобы обезопасить себя от тирании, общество изобрело институт выборной власти, подконтрольной, сменяемой...
Если тебе, любезней читатель, волею судьбы выпадет жребий возвысится над себе подобными, достойно исполни свой долг и руководи так, чтобы оправдать надежды людей и выбор судьбы, оставив о себе добрую славу. Пуще злейших врагов бойся взяточников - это подлое племя будет позорить имя твое, прикрываясь им, превращать в ничто самые справедливые законы, сеять неверие и цинизм, порождать зло и ненависть к тебе. В противном случае, под сенью твоей власти возникнут благоприятные условия, для жуликов и проходимцев всех мастей.
Многие властители, в том числе избранники народа, вкусив однажды власти, весьма неохотно расстаются с нею. Держатся за кормило немощными, трясущимися руками, ведя свой корабль на скалистые утесы или песчаные рифы по принципу - "после нас - хоть потоп!". Против этого существует Закон, Конституция. Все остальные "рецепты" против самовластия - гораздо хуже и обходятся народам дорогой ценой.
* * *
Я серьезно убежден, что миром управляют совсем сумасшедшие.
Л. Толстой.
Двигает вождями не любовь к свободе, равенству и братству, о чем они всегда кричат, а маниакальная, болезненная жажда власти, характерная для определенной категории дегенератов.
Ломброзо.
Не у того нога ломается, кто сказал "прыгай!", а у того, кто прыгнул.
Э. Капиев.
Обычный метод советского руководства: сверху вниз идет план, а снизу вверх - туфта.
Г. Климов.
Так много ручейков текут так смирно, гладко
И так звучат для сердца сладко
Лишь только оттого, что мало в них воды.
Крылов.
Хозяин из дома - мыши в пляс.
Олег Тарутин.
Мелочная требовательность всегда служит более знаком деспотических наклонностей, нежели доказательством любви к порядку.
Чем выше стоит человек, тем более следует ему быть снисходительным к низшим. Заносчивость и высокомерие свойственны людям заурядным, добившимся с трудом какой-нибудь власти.
Ф. Вейсс.
Браться за исправление существующего положения снизу допустимо лишь тогда, если нет никакой надежды исправить дело сверху.
Можно ли ждать добра в стране, где таланты и способности не только не считаются опорою власти, но, напротив, навлекают на себя подозрение как ее опасные враги. Там, где достоинство в загоне, неминуемо поднимают голову хитрость, низость и честолюбие; бескорыстие перестает быть ценимо, патриотизм глохнет, и зло не находит иной узды, кроме собственной слабости.
Ф. Вейсс.
Я занимаю то положение, которое предназначил для меня сам Бог.
Эпиктет.
Прежде, чем устроить разнос своему подчиненному, задумайся над тем, что подумает он о тебе в день твоих похорон.
Дан Серк.
Ничто не способствует так развитию общества и гарантии его разумных учреждений, как возможность свободно высказывать устно и письменно взгляды на политические и общественные дела.
Ф. Вейсс.
Народ груб, непостоянен, легко поддается дурным инстинктам, увлекается успехами и разочаровывается в бедах. В политических взглядах он близорук и не видит далее самых близких к нему предметов и истин.
Ф. Вейсс.
Монархии гибнут от роскоши, а республики от нищеты.
Монтескье.
Стараясь слишком исправить народные недостатки, можно кончить тем, что вместе с ними искоренятся и хорошие качества. Некоторый разгул даже возвышает душу, тогда как постоянные притеснения и шпионство ее портят.
С низшими классами надо обращаться твердо и откровенно. Излишек деликатности приучает их к ветренности, фальши и мелочности, потому что прямая откровенность, в основе которой лежит доброжелательность, способствует развитию благородных и смелых качеств.
Ф. Вейсс.
Разврат и зрелища часто служат дурным правительствам средством, чтобы ослабить и закрепостить народный дух
Достойные начальники сумеют сделать такими же своих подчиненных, и дела пойдут под их руководством как бы сами собой. При хорошем управлении даже дурные законы потеряют свою вредную силу, при дурном же - самые благодетельные не принесут никакой пользы. Хороших людей в управлении нельзя заменить ничем, они же, напротив, в состоянии заменить и исправить все.
Ф. Вейсс.
Война - величайшее зло даже для победителя, и потому ее надо избегать всеми способами, не обнажать меча никогда, не будучи к этому принужденным необходимостью самообороны. Но если это зло должно случиться, помните, что прочный мир может быть заключен только после решительной победы.
Ф. Вейсс.
Тот, кто блещет на втором месте, затмится на первом.
И повиноваться, и повелевать следует с достоинством и благородством.
Ф. Вейсс.
Эпикур уговаривал друзей держаться подальше от политики: "живи незаметно",
Илья Эренбург.
Добиваться власти для спокойствия и безопасности, значит - взбираться на вулкан для того, чтобы укрыться от бури.
Петрарка.
Кто дальше от Юпитера, тот дальше и от его молний.
Гораций.
Высшие звания суть несколько лишних слов для эпитафии.
Папа Клемент XIV.
Достигнув высшей власти, увидела, что достигла лишь вершины бессилия.
П. Загребельный о Роксолане.
Стремление к власти порождено страхом. Те, кто не боится своих соседей, не видят необходимости властвовать над ними.
Б. Рассел.
В мире есть два способа подняться - с помощью собственного искусства и с помощью глупости других.
Лабрюйер.
Остановиться можно при подъёме, но не при падении.
Наполеон I.
Свободу можно получить или поднявшись над толпой, или опустившись на дно.
Владимир Каткевич.
Опрометчив и безрассуден тот, кто исполняет чье-либо приказание, идущее наперекор здравому смыслу.
Сервантес.
Начальники приходят и уходят, а нервные клетки погибают и не восстанавливаются.
Аноним.
Какие бы ни были перевороты в жизни человека, он не боится упасть, когда сидит на нижней ступеньке.
Ж. Бернарден.
Изменение государственного строя - просто смена людей, а люди по природе своей все похожи один на другого, все одинаково посредственны как в добре, так и во зле, поэтому заменить их - значит ровно ничего не сделать.
Анатоль Франс.
Займи место ниже, чем тебе подобает. Лучше, если тебе скажут: взойди выше, нежели: сойди вниз. Кто возвышает себя, того Бог унижает, а кто себя смиряет, того Бог возвышает.
Талмуд.
Люди живут в таком ложном непонимании суетности всей человеческой жизни, что приходят в полное недоумение, когда им говорят о бессмысленности погони за почестями.
Паскаль.
Со времен сотворения мира известно, что кто гоняется за почестями, от того бегут почести без оглядки, и, наоборот, кто бежит от почестей, того они догоняют.
Шолом-Алейхем.
Профессиональный политик - это человек, который в совершенстве овладел как методами вкрадчивого убеждения, так и бесчестными приемами, применяемыми на рынке.
Харви Маккей.
Лучше никем не повелевать, чем кому-либо прислуживаться.
Квинтилиан.
Истинно доброе имя не зависит от положения.
Грасиан.
Прожил не худо и тот, кто безвестным родился и умер.
Гораций.
Здравомыслящему человеку легче подчиняться сумасбродам, чем управлять ими.
Ларошфуко.
Начальствование в кабинете, ресторан, любовница - это трудно, дорого и вредно для здоровья. А косьба по росе, окрошка на квасе и любовь жены я семье - не трудно, и божественно, и дешево.
Г. Гачев.
Сердце государственного человека должно быть в голове.
Наполеон I.
Грубое слово из уст руководителя - не комариный укус, а пуля, направленная в сердце подчиненного.
А. Гафуров.
Презрение и ненависть подданных - это то самое, что государь должен более всего опасаться, щедрость же ведет к тому и другому.
Н. Макиавелли.
Если власть не видит живого человека, она бесчеловечна.
Валерий Пустовойтенко.
Где идет дело о благе всех, там нечего опасаться неблагосклонности немногих.
Саллюстий.
Человек незнатный, занимая важные посты, должен проявлять мягкость и снисходительность, которые в сочетании с благоразумною осторожностью избавляют от злостной клеветы, от которой иным путем не убережешься.
Сервантес.
К памяти предшественника будь справедлив и почтителен, иначе этот долг наверняка отдадут ему после тебя.
От властей и порицание должно быть степенным, а не оскорбительным.
На высоком месте нелегко устоять, но нет и пути назад, кроме падения или, по крайней мере, заката - а это печальное зрелище.
Ф. Бэкон.
Слава так притягательна, что люди готовы платить за нее чем угодно, даже жизнью.
Есть разные способы снискать расположение: надежный - отличиться делами и достоинствами, скорый - угождать. В человеке, достойном своего места, всегда есть нужда, и все видят, что должность нуждается в нем больше, нежели он в должности: одних место красит, другие красят место.
Грасиан.
Примеряйся к обстоятельствам. В правлении, в суждении - все должно быть к месту; хотеть, когда можешь; каждый час и пора никого не ждут. В действиях не следуй рутине, разве что в том, что согласно с добродетелью, а в желаниях никогда не зарекайся - может, завтра случиться той воды напиться, на которую нынче и глядеть не хочется.
Есть глупцы до нелепого требовательные - они хотели бы, чтобы обстоятельства применялись к их причуде, а не наоборот. Но разумный знает, что суть благоразумия - сообразовываться с обстоятельствами.
Грасиан.
Блажен, кто снискал уважение и любовь. Дабы почитали, надо чтобы не слишком горячо любили. Любовь дерзностнее ненависти; нежность и почтение плохо уживаются. Так что лучше не внушать ни великого страха, ни великой любви. Любовь ведет к панибратству, и чем его больше, тем меньше почтения. Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума, - она-то и достойна личности.
Великий Август гордился тем, что он больше человек, нежели монарх. Для этого надобна высота души и благоразумная уверенность в себе.
Грасиан.
Будь искусен в гневе. Коль возможно, пусть трезвое размышление предотвратит грубую вспышку - для благоразумного это не трудно. Первый шаг овладения гневом - заметить, что поддаешься ему, тем самым взять верх над возбуждением, определяя, до какой точки - и не дальше - должен дойти гнев; думая об этом, ты, охваченный гневом, уже остынешь.
Умей пристойно и вовремя остановиться - трудней всего остановить коня на всем скаку. Подлинное испытание здравомыслия - даже в приступах безумия сохранить рассудок.
Грасиан.
Должность придает достоинство внешнее, коему лишь изредка сопутствует достоинство личности: за высокое место судьба обычно мстит ничтожеством души.
Грасиан.
Избегай побед над вышестоящими. Победить - значит вызвать неприязнь, победить же своего господина - неразумно, а то и опасно.
Превосходство ненавистно, тем паче особам превосходительным. Свои преимущества при старании можно скрыть, как красоту - небрежностью наряда.
Многие, особенно же сильные мира сего, охотно согласятся, что уступают другим в удаче, в любых дарованиях, кроме ума: ум царит над всеми дарами, малейшая обида уму - оскорбление его величества. Кто стоит высоко, желает царить и в самом высоком. Их превосходительствам угодна помощь, но не превосходство; им угодно, чтобы совет казался всего лишь напоминанием о том, что ими забыто, а не объяснением того, что им непонятно.
Грасиан.
Справедливость проявляется в воздании каждому по его заслугам.
Латинское изречение.
Кому власть, тому и заботы.
Немецкая пословица.
Прежде всего будь справедливым, а потом великодушным.
Английская пословица.
Хочешь почестей? Я дам тебе великую власть - владеть собой.
Публилий Сир.
Я сделал все, что мог, пусть тот, кто может, сделает лучше.
Цицерон.
Тот, кто твердо убежден, что у него есть возможность что-либо совершить, совершит это в действительности.
Василий Гончар.
Человек может стать господином над собой и над своим окружением, потому что он обладает силой влияния на свое подсознание.
Будьте решительны с нерешительностью - своей и чужой.
Наполеон Хилл.
"Невозможно" - это слово, которое занесено в словари лишь глупцов. Высшая мудрость - твердое решение.
Наполеон I.
Всякий великий человек становится великим лишь в той мере, насколько он направил свои силы по определенному руслу.
Михаил Врио.
Только твердый, уверенный в себе человек внушает полное доверие лицам, имеющим с ним дело. Люди верят тому, кто верит в себя, ценят того, кто ценит себя.
Борис Рудовский.
Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя.
Сократ.
Чтобы уметь владеть миром, надо научиться владеть собой.
Кальдерой.
Высшая власть в том, чтобы подчинить себе самого себя.
Сенека.
Самое первое и самое важное в жизни - это стараться владеть самим собой.
В. Гумбольт.
В основе могущества лежит могущество личности.
Наполеон Хилл.
Управлять - значит предвидеть.
Екатерина II.
Для того, чтобы вести людей, иди позади.
Лао-цзы.
Властитель должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять.
Еврипид.
Подобно любящему отцу, властитеь должен охранять свой народ от воров, от произвола чиновников, от нашествия вражеских полчищ, от своих приближенных и от собственной жадности.
Индийское изречение.
Милосердием и кротостью ты обезоружишь всякого врага. От недостатка дров гаснет всякий огонь.
Индийское изречение.
Самое великое и божественное в человеке - милосердие и прощение.
А. Дюма-сын.
Самая благородная и сладкая месть - это прощение.
Буаст.
Искусство правителя - самое сложное из всех человеческих занятий. Человек, поставленный во главе общины, обязан много знать, уметь, быть рассудительным и отважным, и надо, чтобы в разуме его и сердце были гармония добра и красоты.
Сократ.
Гневаться - значит вымещать на себе ошибки другого.
А. Поп.
Гнев есть оружие бессилия.
Софья Сегюр.
Я считаю его особенно достойным похвалы за то, что, оставаясь на государственном посту, он совершенствовал себя, в противность многим другим, кои развращаются на службе.
Анатоль Франс.
Нет идиота, который не думал бы, что он великий человек.
Флобер.
Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица.
Лучше, чтобы государя боялись. Люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.
Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне можно внушать страх без ненависти. Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и их женщин, ...ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества.
Н. Макиавелли.
Шлемом Плутона, который позволяет политику быть невидимым, является скрытность в намерениях и быстрота в исполнении.
Ф. Бэкон.
В борьбе за власть Ленин опирался на интеллигенцию. Это было правильно: интеллигенция - извечный носитель инакомыслия, инакомыслие - хорошее орудие в борьбе за власть. Но, когда власть завоевана, опираться на интеллигенцию нельзя - орудие власти не инакомыслие, а единомыслие.
Сталин.
У кого много пороков, у того много и повелителей.
Петрарка.
Отводи зло на другого. Иметь щит против недовольства - хитрый прием правителей... Нужен тот, на кого обрушилась бы критика за неудачи, кто принял бы на себя всеобщий ропот. Не все замыслы удаются, невозможно удовлетворить всех. Посему имей подставное лицо, мишень для поношений, а ему это будет платой за честолюбие.
Грасиан.
Лишь правда приносит подлинную славу, лишь основательность - пользу.
Один обман тянет за собою другие, но все сооружение - химера, основание его - воздух, оно непременно рухнет. Нелепость не доживет до старости: щедрые посулы вскоре вызовут подозрения. Само обилие доказательств - сомнения.
Грасиан.
Молодость государя - источник многих крупных состояний.
Лабрюйер.
Сын мой, разве ты не знаешь, как мало надо ума, чтобы управлять миром?
Папа Юлий III.
Отличительной особенностью бездарных военачальников является неумение захватить инициативу, поскольку они переоценивают силу своих противников.
Фон Клаузевиц.
Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас, превратив в людоедов еще более мерзких, чем те, против которых мы всю жизнь боролись.
Горький.
Если цель дозволена, то и дозволены средства.
Бузенбаум, иезуит.
Глубочайшее стремление человеческой природы - это жажда признания.
О. Мандино.
Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.
Л. Толстой.
Люди с возбужденным умом гибнут от своего мозга, и таков бывает конец многих, стремящихся достигнуть славы и почестей. Они становятся жертвой собственного энтузиазма.
Аноним.
Власть - это плащ, который мы находим слишком широким на чужих плечах и слишком тесным на наших.
П. Декурсель.
Пусть улыбка монарха не опьяняет тебя: во рту у него львиные клыки.
Турецкое изречение.
Люди похожи на слова: если не поставить их на свое место, они теряют свое значение.
Буаст.
Есть люди, которым во что бы то ни стало надо первенствовать: в театре, на троне, на эшафоте им всегда будет хорошо, если только они будут привлекать к себе внимание.
Н. Шамфор.
Часто люди падают с большой высоты из-за тех же недостатков, которые помогли им ее достичь.
Лабрюйер.
Высокие должности походят на крутые скалы: одни только орлы да пресмыкающиеся взбираются на них.
Анна Сталь.
Либерал может сделаться министром, но из этого еще не следует; что он будет либеральным министром.
В. Гумбольт.
Великие политики прошлых и нынешних дней не обладали умом, коим вы их наделяете; эти прославленные люди, кои якобы управляли миром, сами были всего лишь жалкой игрушкой в руках природы и случая. Они не возвышались над человеческой глупостью и, по сути говоря, были всего лишь блистательными ничтожествами.
Анатоль Франс.
Некто написал Кисре: "У такого-то из твоих подданных столько добра, что в твоей государевой казне нет и десятой доли этого". Кисра ответил: "Благодарю Господа за то, что подданные мои богаче меня", И повелел примерно наказать доносчика.
Аль Сафи.
- Когда пшеница перестояла, ее жнут, чтобы не вышло порчи, - сказал Бузурджмихр, отправляя на казнь своего визиря, многие годы служившего ему верой и правдой.