Устименко Борис Иванович : другие произведения.

32 румба Румб-26 Бремя власти

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


РУМБ 26

БРЕМЯ ВЛАСТИ

   Самым типичным проявлением садизма назвал стремление к власти Эрих Фромм. В этом есть большая доля правды. Нормальный человек довольствуется тем, что управляет собой, другие же спят и видят, как они управляют кем-то.
   Стремление к власти, как правило, вызвано отнюдь не бескорыстны­ми мотивами. Повелевать другими обычно хотят те, кто не желает, что­бы повелевали ими. Улучшить свое общественное или материальное по­ложение, пользоваться большим почетом или благами, удовлетворять свои гипертрофированные потребности, ублажать yаперстников, ближ­них и послушных - такую цель ставят перед собою те, кто любой це­ной стремится дорваться до власти. Упаси Бог дать им возможность достигнуть вожделенной цели.
   Имеется еще одна категория властолюбцев, коим от рождения при­суща властность, так называемые прирожденные лидеры. В силу своего характера и склонности натуры, они рождены, чтобы повелевать другими. "Прирожденная властность - один из тайных источников превос­ходства, - пишет Балтазар Грасиан. - Нарочитые ухищрения тут не помогут. Ей покоряются все незаметно для самих себя, признавая тем самым тайную силу властелина природного. Наделенные даром повелевать - это короли по достоинству, львы по праву рождения; они по­хищают сердца и даже дар речи у остальных, немеющих от почтения. И когда прочие достоинства благоприятствуют, люди эти созданы быть первыми, вершителями дел государственных, ибо одним мановением достигают большего, чем другие длинными речами".
   Примером таких людей могут служить Чингисхан, Тамерлан, Наполеон, Сталин, Гитлер, многие руководители партий, а также тюремные "паханы" и бандитские авторитеты. Каждый из них выбирает свою ни­шу в обществе, соответственно своим дарованиям, способностям и интеллекту. И бед от них достается обществу, а то и целым народам, несравненно больше, чем от хапуг и шкурников.
   Совсем иную категорию людей составляют те, кому досталась власть волею судьбы или случая. Некоторым из них высокий пост поз­воляет раскрыть свои незаурядные способности, которые в ином случае оставались бы невостребованными, другие вынуждены расписаться в своей беспомощности и оставить свой пост с упреками, а то и с позорном. К первым можно с полным основанием отнести многих американских президентов, таких как Авраам Линкольн, Франклин Рузвельт, Рональд Рейган, ко вторым - коммунистических лидеров Брежнева, Черненко, Чаушеску. Интересно отметить, что это в одинаковой мере касается лю­дей, получающих власть в результате престолонаследия, так и в качест­ве выборной должности, что свидетельствует о просчетах как природы, так и избирателей.
   Власть имеет как свои преимущества, так и недостатки. Притягате­льность ее для некоторых такова, что они упиваются властью, считают ее самой сладостной на свете и не желают расстаться с нею даже под угрозой смерти. "Если кто-то когда-нибудь властвовал, пусть даже в шутку, тот начинает мечтать вновь повелевать и приводить других к повиновению", - отмечал Сервантес, и судьба низвергнутых монархов и правителей, пытавшихся, как Наполеон, вернуть себе власть, подтвер­ждает истинность этих слов. Морис Дрюон же считает, что "из всех видов человеческой деятельности власть над себе подобными - хотя и вызывает наибольшую зависть - наиболее разочаровывает, ибо она не дает уму ни минуты роздыха и требует постоянных трудов". Для таких людей власть, - тяжкое бремя и огромная ответственность, поэтому неудивительно, что в истории мы встречаем немало примеров, когда правители в зените славы добровольно отказывались от нее, либо тя­готились властью, подобно императору Марку Аврелию, всю свою жизнь.
   И здесь уместно в назидание властолюбцам привести древнюю прит­чу. Некий правитель поведал своему советнику, что хочет развязать войну с соседней державой.
   - Для чего тебе это нужно? - спросил советник.
   - Чтобы покорить ее!
   - А потом?
   - Потом покорить другую.
   - А потом?
   - Потом покорить третью, четвертую и воевать до тех пор, пока не покорю все страны мира.
   - И что же ты будешь делать тогда? - поинтересовался советник.
   - О, тогда я буду отдыхать, проводить время в пирах и охоте!
   - Не лучше ли начать с этого, повелитель? - спросил мудрый советник.
   Великий Рабле утверждал, что государства и подданные их будут счастливы тогда, когда короли будут философами или философы коро­лями. Впрочем, он иносказательно повторил Платона, который задол­го до Рабле предупреждал: до тех пор не будет конца бедствиям рода человеческого, пока власть и философия не сольются в одном лице. История, к счастью, знает такое лицо - римского императора Марка Аврелия, - но, к сожалению, больше она не расщедрилась до сих пор.
   Такой правитель, как Марк Аврелий, появился не сам но себе. Его долго и тщательно готовили к занятию трона, в результате чего он уме­ло правил в течение девятнадцати лет громадной Римской империей, переживавшей свои не лучшие времена. Проводя всю жизнь в войнах и походах, он находил время в походной палатке набрасывать по вечерам свои "Размышления", которые вот уже почти две тысячи лет дают пищу уму многих поколений. Марку Аврелию не суждено было стать ни ка­бинетным ученым, ни основателем философской школы, подобно Пифа­гору или Аристотелю, к чему он стремился всем сердцем. Волею судьбы он должен был стать воином, хотя ненавидел войну и приравнивал ее к разбою, и императором, хотя тяготился властью и считал недостойным человека повелевать себе подобными. Тем не менее, он добросовестно, с честью исполнил свой долг, и этому в немалой степени способствовала та подготовка, которую он получил в юности.
   В Древней Греции и Риме каждого гражданина с детства готовили к занятию любой государственной должности, включая военные. И надо сказать, что многие граждане, выдвинувшись на высокие посты, принесли немалую пользу своим странам и народам, вошли в историю и просла­вились в .веках, Вспомним хотя бы Перикла, Фемистокла, Нуму Помпилия, Юлия Цезаря, Помпея, Октавиана Августа и многих других. Справедливости ради отметим, что далеко не все из них выдержали испытание властью, как тот же Цезарь. Александр Македонский, вос­питанный Аристотелем, из рубахи-парня, верного и заботливого друга по отношению к своим товарищам-гетайросам, покорив Персию, объявил себя сыном бога Аммона, стал царем, похожим на восточных деспотов, потребовал оказывать себе знаки почтения, как живому богу и беспощадно расправлялся со строптивцами. Напуганный и оскорблённый таким поведением своего воспитанника и ученика, Аристотель, по версии историка Аппиана решил действовать по принципу: я тебя породил, я тебя и убью. Он послал к Александру раба с ядом.
   Существуют устойчивые мнения, что политика - дело грязное, а власть людей портит. Действительно, и политике нет людей, а есть идеи, нет чувств, а есть интересы, Поэтому первые сплошь и рядом приносят­ся в жертву вторым. Политики зачастую неразборчивы в средствах, вы­нуждены ловчить, обещать, Не выполняя обещаний, брать на себя неблаговидную роль демагогов. Дорвавшись до власти, такой человек начинает проявлять свои пороки во всей полноте, ранее тщательно скрываемые и потому невидимые.
   Власть нелегко заполучить, но еще труднее удержать, и чем она больше, а человек мельче, тем страшнее средства, к которым он прибе­гает. История любого народа пестрит жуткими примерами. Жестокость, коварство, беспощадность, кровожадность, мстительность превратила властителей типа Цезаря Борджиа, Ивана Грозного, Гитлера, Сталина, Пол Пота в подлинных страшилищ. Лишь немногим правите­лям удалось обрести у своих подданных самый великий титул - Доб­рый, но, либо они сами кончали плохо, либо доводили свои государства до смут, междуусобиц и гибели. Создается впечатление, что доброта и власть несовместимы, хотя народы мечтают видеть своего правителя добрым и справедливым.
   Правду владыке могут говорить либо друг, либо враг, либо народ, либо шут. Умные монархи мирились с существованием оппозиции, а недалекие отправляли ее на гильотину или виселицу, а следом кати­лись и их головы. Халиф Гарун-аль-Рашид, переодевшись простолюди­ном, ночью покидал свой дворец, присаживался к огоньку в караван-сараях, а утром приступал к правлению, имея информацию из первые уст. Французские короли и русские цари держали при дворах карли­ков и шутов, которым позволяли говорить то, чего немыслимо говорить другим. Даже Петр Первый держал при себе шута Балакирева, от ко­торого узнавал немало ценных сведений.
   Чтобы обезопасить себя от тирании, общество изобрело институт выборной власти, подконтрольной, сменяемой...
   Если тебе, любезней читатель, волею судьбы выпадет жребий возвы­сится над себе подобными, достойно исполни свой долг и руководи так, чтобы оправдать надежды людей и выбор судьбы, оставив о себе доб­рую славу. Пуще злейших врагов бойся взяточников - это подлое племя будет позорить имя твое, прикрываясь им, превращать в ничто самые справедливые за­коны, сеять неверие и цинизм, порождать зло и ненависть к тебе. В противном случае, под сенью твоей власти возникнут благоприятные условия, для жуликов и проходимцев всех мастей.
   Многие властители, в том числе избранники на­рода, вкусив однажды власти, весьма неохотно расстаются с нею. Держатся за кормило немощными, трясущимися руками, ведя свой корабль на скалистые утесы или песчаные рифы по принципу - "после нас - хоть потоп!". Против этого существует Закон, Конституция. Все остальные "рецепты" против самовластия - гораздо хуже и обходятся народам дорогой ценой.

* * *

   Я серьезно убежден, что миром управляют совсем сумасшедшие.
   Л. Толстой.
   Двигает вождями не любовь к свободе, равенству и братству, о чем они всегда кричат, а маниакальная, болезненная жажда власти, характерная для определенной категории дегенератов.
   Ломброзо.
   Не у того нога ломается, кто сказал "прыгай!", а у того, кто прыгнул.
   Э. Капиев.
   Обычный метод советского руководства: сверху вниз идет план, а снизу вверх - туфта.
   Г. Климов.
   Так много ручейков текут так смирно, гладко
   И так звучат для сердца сладко
   Лишь только оттого, что мало в них воды.
   Крылов.
   Хозяин из дома - мыши в пляс.
   Олег Тарутин.
   Мелочная требовательность всегда служит более знаком деспотических наклонностей, нежели доказательством любви к порядку.
   Чем выше стоит человек, тем более следует ему быть снисходительным к низшим. Заносчивость и высокомерие свойственны людям заурядным, добившимся с трудом какой-нибудь власти.
   Ф. Вейсс.
   Браться за исправление существующего положения снизу допусти­мо лишь тогда, если нет никакой надежды исправить дело сверху.
   Можно ли ждать добра в стране, где таланты и способности не только не считаются опорою власти, но, напротив, навлекают на себя подозрение как ее опасные враги. Там, где достоинство в загоне, неминуемо поднимают голову хитрость, низость и честолюбие; бескорыстие перестает быть ценимо, патриотизм глохнет, и зло не находит иной узды, кроме собственной слабости.
   Ф. Вейсс.
   Я занимаю то положение, которое предназначил для меня сам Бог.
   Эпиктет.
   Прежде, чем устроить разнос своему подчиненному, задумайся над тем, что подумает он о тебе в день твоих похорон.
   Дан Серк.
   Ничто не способствует так развитию общества и гарантии его разумных учреждений, как возможность свободно высказывать устно и письменно взгляды на политические и общественные дела.
   Ф. Вейсс.
   Народ груб, непостоянен, легко поддается дурным инстинктам, увлекается успехами и разочаровывается в бедах. В политических взгля­дах он близорук и не видит далее самых близких к нему предметов и истин.
   Ф. Вейсс.
   Монархии гибнут от роскоши, а республики от нищеты.
   Монтескье.
   Стараясь слишком исправить народные недостатки, можно кончить тем, что вместе с ними искоренятся и хорошие качества. Неко­торый разгул даже возвышает душу, тогда как постоянные притесне­ния и шпионство ее портят.
   С низшими классами надо обращаться твердо и откровенно. Излишек деликатности приучает их к ветренности, фальши и мелочности, потому что прямая откровенность, в основе которой лежит добро­желательность, способствует развитию благородных и смелых качеств.
   Ф. Вейсс.
   Разврат и зрелища часто служат дурным правительствам средством, чтобы ослабить и закрепостить народный дух
   Достойные начальники сумеют сделать такими же своих подчинен­ных, и дела пойдут под их руководством как бы сами собой. При хо­рошем управлении даже дурные законы потеряют свою вредную силу, при дурном же - самые благодетельные не принесут никакой пользы. Хороших людей в управлении нельзя заменить ничем, они же, напро­тив, в состоянии заменить и исправить все.
   Ф. Вейсс.
   Война - величайшее зло даже для победителя, и потому ее надо избегать всеми способами, не обнажать меча никогда, не будучи к этому принужденным необходимостью самообороны. Но если это зло должно случиться, помните, что прочный мир может быть заключен только после решительной победы.
   Ф. Вейсс.
   Тот, кто блещет на втором месте, затмится на первом.
   И повиноваться, и повелевать следует с достоинством и благород­ством.
   Ф. Вейсс.
   Эпикур уговаривал друзей держаться подальше от политики: "жи­ви незаметно",
   Илья Эренбург.
   Добиваться власти для спокойствия и безопасности, значит - взбираться на вулкан для того, чтобы укрыться от бури.
   Петрарка.
   Кто дальше от Юпитера, тот дальше и от его молний.
   Гораций.
   Высшие звания суть несколько лишних слов для эпитафии.
   Папа Клемент XIV.
   Достигнув высшей власти, увидела, что достигла лишь вершины бессилия.
   П. Загребельный о Роксолане.
   Стремление к власти порождено страхом. Те, кто не боится своих соседей, не видят необходимости властвовать над ними.
   Б. Рассел.
   В мире есть два способа подняться - с помощью собственного искусства и с помощью глупости других.
   Лабрюйер.
   Остановиться можно при подъёме, но не при падении.
   Наполеон I.
   Свободу можно получить или поднявшись над толпой, или опустившись на дно.
   Владимир Каткевич.
   Опрометчив и безрассуден тот, кто исполняет чье-либо приказание, идущее наперекор здравому смыслу.
   Сервантес.
   Начальники приходят и уходят, а нервные клетки погибают и не восстанавливаются.
   Аноним.
   Какие бы ни были перевороты в жизни человека, он не боится упасть, когда сидит на нижней ступеньке.
   Ж. Бернарден.
   Изменение государственного строя - просто смена людей, а люди по природе своей все похожи один на другого, все одинаково посредственны как в добре, так и во зле, поэтому заменить их - значит ро­вно ничего не сделать.
   Анатоль Франс.
   Займи место ниже, чем тебе подобает. Лучше, если тебе скажут: взойди выше, нежели: сойди вниз. Кто возвышает себя, того Бог унижает, а кто себя смиряет, того Бог возвышает.
   Талмуд.
   Люди живут в таком ложном непонимании суетности всей человеческой жизни, что приходят в полное недоумение, когда им говорят о бессмысленности погони за почестями.
   Паскаль.
   Со времен сотворения мира известно, что кто гоняется за почестями, от того бегут почести без оглядки, и, наоборот, кто бежит от почестей, того они догоняют.
   Шолом-Алейхем.
   Профессиональный политик - это человек, который в совершенстве овладел как методами вкрадчивого убеждения, так и бесчестными приемами, применяемыми на рынке.
   Харви Маккей.
   Лучше никем не повелевать, чем кому-либо прислуживаться.
   Квинтилиан.
   Истинно доброе имя не зависит от положения.
   Грасиан.
   Прожил не худо и тот, кто безвестным родился и умер.
   Гораций.
   Здравомыслящему человеку легче подчиняться сумасбродам, чем управлять ими.
   Ларошфуко.
   Начальствование в кабинете, ресторан, любовница - это трудно, дорого и вредно для здоровья. А косьба по росе, окрошка на квасе и любовь жены я семье - не трудно, и божественно, и дешево.
   Г. Гачев.
   Сердце государственного человека должно быть в голове.
   Наполеон I.
   Грубое слово из уст руководителя - не комариный укус, а пуля, направленная в сердце подчиненного.
   А. Гафуров.
   Презрение и ненависть подданных - это то самое, что государь должен более всего опасаться, щедрость же ведет к тому и другому.
   Н. Макиавелли.
   Если власть не видит живого человека, она бесчеловечна.
   Валерий Пустовойтенко.
   Где идет дело о благе всех, там нечего опасаться неблагосклонности немногих.
   Саллюстий.
   Человек незнатный, занимая важные посты, должен проявлять мягкость и снисходительность, которые в сочетании с благоразумною осторожностью избавляют от злостной клеветы, от которой иным путем не убережешься.
   Сервантес.
   К памяти предшественника будь справедлив и почтителен, иначе этот долг наверняка отдадут ему после тебя.
   От властей и порицание должно быть степенным, а не оскорбительным.
   На высоком месте нелегко устоять, но нет и пути назад, кроме падения или, по крайней мере, заката - а это печальное зрелище.
   Ф. Бэкон.
   Слава так притягательна, что люди готовы платить за нее чем угодно, даже жизнью.
   Паскаль.
   Бла­горазумным прослыть - высшая слава. Довольствуйся одобрением рассудительных, их голос - пробный камень твоей правоты.
   Есть разные способы снискать расположение: надежный - отличиться делами и достоинствами, скорый - угождать. В человеке, до­стойном своего места, всегда есть нужда, и все видят, что должность нуждается в нем больше, нежели он в должности: одних место кра­сит, другие красят место.
   Грасиан.
   Примеряйся к обстоятельствам. В правлении, в суждении - все должно быть к месту; хотеть, когда можешь; каждый час и пора ни­кого не ждут. В действиях не следуй рутине, разве что в том, что со­гласно с добродетелью, а в желаниях никогда не зарекайся - может, завтра случиться той воды напиться, на которую нынче и глядеть не хочется.
   Есть глупцы до нелепого требовательные - они хотели бы, чтобы обстоятельства применялись к их причуде, а не наоборот. Но разумный знает, что суть благоразумия - сообразовываться с обстоятель­ствами.
   Грасиан.
   Блажен, кто снискал уважение и любовь. Дабы почитали, надо чтобы не слишком горячо любили. Любовь дерзностнее ненависти; нежность и почтение плохо уживаются. Так что лучше не внушать ни великого страха, ни великой любви. Любовь ведет к панибратству, и чем его больше, тем меньше почтения. Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума, - она-то и достойна личности.
   Великий Август гордился тем, что он больше че­ловек, нежели монарх. Для этого надобна высота души и благоразум­ная уверенность в себе.
   Грасиан.
   Будь искусен в гневе. Коль возможно, пусть трезвое размышление предотвратит грубую вспышку - для благоразумного это не трудно. Первый шаг овладения гневом - заметить, что поддаешься ему, тем самым взять верх над возбуждением, определяя, до какой точки - и не дальше - должен дойти гнев; думая об этом, ты, охваченный гневом, уже остынешь.
   Умей пристойно и вовремя остановиться - трудней всего остановить коня на всем скаку. Подлинное испытание здравомыслия - да­же в приступах безумия сохранить рассудок.
   Грасиан.
   Должность придает достоинство внешнее, коему лишь изредка сопутствует достоинство личности: за высокое место судьба обычно мстит ничтожеством души.
   Грасиан.
   Избегай побед над вышестоящими. Победить - значит вызвать неприязнь, победить же своего господина - неразумно, а то и опас­но.
   Превосходство ненавистно, тем паче особам превосходительным. Свои преимущества при старании можно скрыть, как красоту - небрежностью наряда.
   Многие, особенно же сильные мира сего, охотно согласятся, что уступают другим в удаче, в любых дарованиях, кроме ума: ум царит над всеми дарами, малейшая обида уму - оскорбление его величества. Кто стоит высоко, желает царить и в самом высоком. Их превосходительствам угодна помощь, но не превосходство; им угодно, чтобы совет казался всего лишь напоминанием о том, что ими забыто, а не объяснением того, что им непонятно.
   Грасиан.
   Справедливость проявляется в воздании каждому по его заслугам.
   Латинское изречение.
   Кому власть, тому и заботы.
   Немецкая пословица.
   Прежде всего будь справедливым, а потом великодушным.
   Английская пословица.
   Хочешь почестей? Я дам тебе великую власть - владеть собой.
   Публилий Сир.
   Я сделал все, что мог, пусть тот, кто может, сделает лучше.
   Цицерон.
   Тот, кто твердо убежден, что у него есть возможность что-либо совершить, совершит это в действительности.
   Василий Гончар.
   Человек может стать господином над собой и над своим окружением, потому что он обладает силой влияния на свое подсознание.
   Будьте решительны с нерешительностью - своей и чужой.
   Наполеон Хилл.
   "Невозможно" - это слово, которое занесено в словари лишь глупцов. Высшая мудрость - твердое решение.
   Наполеон I.
   Всякий великий человек становится великим лишь в той мере, насколько он направил свои силы по определенному руслу.
   Михаил Врио.
   Только твердый, уверенный в себе человек внушает полное доверие лицам, имеющим с ним дело. Люди верят тому, кто верит в себя, це­нят того, кто ценит себя.
   Борис Рудовский.
   Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя.
   Сократ.
   Чтобы уметь владеть миром, надо научиться владеть собой.
   Кальдерой.
   Высшая власть в том, чтобы подчинить себе самого себя.
   Сенека.
   Самое первое и самое важное в жизни - это стараться владеть самим собой.
   В. Гумбольт.
   В основе могущества лежит могущество личности.
   Наполеон Хилл.
   Управлять - значит предвидеть.
   Екатерина II.
   Для того, чтобы вести людей, иди позади.
   Лао-цзы.
   Властитель должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять.
   Еврипид.
   Подобно любящему отцу, властитеь должен охранять свой народ от воров, от произвола чиновников, от нашествия вражеских полчищ, от своих приближенных и от собственной жадности.
   Индийское изречение.
   Милосердием и кротостью ты обезоружишь всякого врага. От недостатка дров гаснет всякий огонь.
   Индийское изречение.
   Самое великое и божественное в человеке - милосердие и прощение.
   А. Дюма-сын.
   Самая благородная и сладкая месть - это прощение.
   Буаст.
   Искусство правителя - самое сложное из всех человеческих за­нятий. Человек, поставленный во главе общины, обязан много знать, уметь, быть рассудительным и отважным, и надо, чтобы в разуме его и сердце были гармония добра и красоты.
   Сократ.
   Гневаться - значит вымещать на себе ошибки другого.
   А. Поп.
   Гнев есть оружие бессилия.
   Софья Сегюр.
   Я считаю его особенно достойным похвалы за то, что, оставаясь на государственном посту, он совершенствовал себя, в противность мно­гим другим, кои развращаются на службе.
   Анатоль Франс.
   Нет идиота, который не думал бы, что он великий человек.
   Флобер.
   Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабе­жи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица.
   Лучше, чтобы государя боялись. Люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддер­живается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.
   Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне можно внушать страх без ненависти. Чтобы избежать ненависти, го­сударю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и их женщин, ...ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества.
   Н. Макиавелли.
   Шлемом Плутона, который позволяет политику быть невидимым, является скрытность в намерениях и быстрота в исполнении.
   Ф. Бэкон.
   В борьбе за власть Ленин опирался на интеллигенцию. Это было правильно: интеллигенция - извечный носитель инакомыслия, инакомыслие - хорошее орудие в борьбе за власть. Но, когда власть за­воевана, опираться на интеллигенцию нельзя - орудие власти не ина­комыслие, а единомыслие.
   Сталин.
   У кого много пороков, у того много и повелителей.
   Петрарка.
   Отводи зло на другого. Иметь щит против недовольства - хитрый прием правителей... Нужен тот, на кого обрушилась бы критика за неудачи, кто принял бы на себя всеобщий ропот. Не все замыслы удаются, невозможно удовлетворить всех. Посему имей подставное лицо, мишень для поношений, а ему это будет платой за честолюбие.
   Грасиан.
   Лишь правда приносит подлинную славу, лишь основательность - пользу.
   Один обман тянет за собою другие, но все сооружение - химера, основание его - воздух, оно непременно рухнет. Нелепость не дожи­вет до старости: щедрые посулы вскоре вызовут подозрения. Само обилие доказательств - сомнения.
   Грасиан.
   Молодость государя - источник многих крупных состояний.
   Лабрюйер.
   Сын мой, разве ты не знаешь, как мало надо ума, чтобы управлять миром?
   Папа Юлий III.
   Отличительной особенностью бездарных военачальников является неумение захватить инициативу, поскольку они переоценивают силу своих противников.
   Фон Клаузевиц.
   Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас, превратив в людоедов еще более мерзких, чем те, против которых мы всю жизнь боролись.
   Горький.
   Если цель дозволена, то и дозволены средства.
   Бузенбаум, иезуит.
   Глубочайшее стремление человеческой природы - это жажда признания.
   О. Мандино.
   Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.
   Л. Толстой.
   Люди с возбужденным умом гибнут от своего мозга, и таков бывает конец многих, стремящихся достигнуть славы и почестей. Они становятся жертвой собственного энтузиазма.
   Аноним.
   Власть - это плащ, который мы находим слишком широким на чужих плечах и слишком тесным на наших.
   П. Декурсель.
   Пусть улыбка монарха не опьяняет тебя: во рту у него львиные клыки.
   Турецкое изречение.
   Люди похожи на слова: если не поставить их на свое место, они теряют свое значение.
   Буаст.
   Есть люди, которым во что бы то ни стало надо первенствовать: в театре, на троне, на эшафоте им всегда будет хорошо, если только они будут привлекать к себе внимание.
   Н. Шамфор.
   Часто люди падают с большой высоты из-за тех же недостатков, которые помогли им ее достичь.
   Лабрюйер.
   Высокие должности походят на крутые скалы: одни только орлы да пресмыкающиеся взбираются на них.
   Анна Сталь.
   Либерал может сделаться министром, но из этого еще не следует; что он будет либеральным министром.
   В. Гумбольт.
   Великие политики прошлых и нынешних дней не обладали умом, коим вы их наделяете; эти прославленные люди, кои якобы управляли миром, сами были всего лишь жалкой игрушкой в руках природы и случая. Они не возвышались над человеческой глупостью и, по сути говоря, были всего лишь блистательными ничтожествами.
   Анатоль Франс.
   Некто написал Кисре: "У такого-то из твоих подданных столько доб­ра, что в твоей государевой казне нет и десятой доли этого". Кисра ответил: "Благодарю Господа за то, что подданные мои богаче меня", И повелел примерно наказать доносчика.
   Аль Сафи.
   - Когда пшеница перестояла, ее жнут, чтобы не вышло порчи, - сказал Бузурджмихр, отправляя на казнь своего визиря, многие годы служившего ему верой и правдой.
   Аль Сафи.
   Чтобы поддерживать порядок в государстве, следует досыта кормить тех, чьими руками он поддерживается.
   М. Дрюон.
   Там, где довольно приказания, просьбы излишни.
   Сервантес.
   Сципион принадлежал к той породе людей, которым легче избегать ошибок самим, чем наказывать за ошибки других.
   Н. Макиавелли.
   Государю... нет необходимости обладать добродетелями, но есть, прямая необходимость выглядеть обладающим ими.
   Н. Макиавелли.
   Всегда найдутся неистовые натуры, которые дорогу к власти опла­тят любой ценой.
   Ф. Бэкон.
   Высокие должности делают людей великих еще более великими, ничтожных - еще более ничтожными.
   Лабрюйер.
   Людям простого звания, чтобы возвыситься, необходимо за что-то держаться; но людям знатным, чувствующим свою силу, лучше сохранять независимость.
   Ф. Бэкон.
   Человека нельзя переубедить, заставив его замолчать.
   Джон Морли.
   Поймите - жить на вершине довольно одиноко, и чем крупнее человек, тем больше ему требуется знаков человеческой симпатии.
   Харви Маккей.
   Высокая должность позволяет творить как добро, так и зло; в этом смысле она - проклятие, ибо, чтобы уберечься от зла, мало не хотеть его, надо еще и не мочь. Зато возможность делать добро есть подлинное и законное оправдание властолюбию, ибо добрые помыслы, конеч­но, угодны Богу, но людям от них не более проку, чем от сладких снов, покуда помыслы не воплощены в дела; а это невозможно без высокого сана и власти, служащих удобной позицией.
   Ф. Бэкон.
   ...С помощью правды можно вас обманывать и увлекать куда угодно.
   Ницше.
   Правда - очень тяжелое бремя, когда приходится нести ее государям.
   Монтень.
   Если бы правда всегда представала перед государями без прикрас и дести, то наш век был бы золотым веком.
   Сервантес.
   Запоминание имен и воздание почестей именам своих друзей и, ком­паньонов было одним из секретов руководства людьми короля стали Эндрю Карнеги.
   Дейл Карнеги.
   Вожди, которые сулят своему народу кровь, тяжкий труд, слезы и пот, пользуются большим доверием, чем политики, обещающие благополучие и процветание.
   Джордж Оруэлл.
   Необходимо, однако, чтобы военачальники были людьми надежны­ми и почтенными, а не любителями расколов и искателями популярности, и чтобы они были в ладах с другими важными особами в государст­ве, иначе лекарство это может оказаться опаснее самой болезни.
   Ф. Бэкон.
   Главное в политике - стремление к захвату и удержанию власти; и, следовательно, тут требуется воздействовать на умы принуждением или обманом. Политик, в конечном счете, вынужден прибегать к фальсифи­кации.
   Поль Валери.
   ...Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова; не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же.
   Н. Макиавелли.
   Обычное заблуждение власть имущих - это думать, что можно дос­тичь желаемой цели, отвергнув надлежащие средства.
   Ф. Бэкон,
   Прежде, чем обещать, подумай, чтобы, пообещав, выполнить.
   Публилий Сир.
   Тот, кто думает только о себе и о сегодняшнем дне, неизбежно совершает ошибки в политике.
   Лабрюйер.
   Самое опасное следствие гордыни - это ослепление: оно поддерживает и укрепляет ее, мешая нам найти средства, которые облегчили бы наши горести и помогли бы исцелиться от пороков.
   Ларошфуко.
   Тяжелы колеса казенной бюрократической машины, и горе тому, кто под них попадет.
   Н. Задорнов.
   Государство счастливо, когда злые не могут в нем властвовать.
   Питтак.
   Подлинные звери - в многолюдных городах.
   Грасиан.
   Есть такие командиры полка, которым и телегу смазать нельзя дове­рить.
   Виктор Мамонтов.
   Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.
   Н. Макиавелли.
   Государство - частная собственность бюрократа.
   К. Маркс.
   Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником.
   Э. М. Ремарк.
   Капля сильна не своей массой, а частотой падения.
   Всеволод Рымалис.
   Если людей невозможно заставить что-либо сделать - надо помочь им захотеть это.
   Эдит Льюис.
   Служить народу - это не значит командовать им.
   А. Терехов.
   Нередко величайшими представителями нации являются именно те, кого она осуждает на смерть.
   Э. Ренан.
   Надо все самому уметь, да не все самому делать.
   Тимофеев-Резовский.
   Среди сильных мира сего быстрее всего происходит возвышение женщин.
   М. Дрюон.
   Высокие посты и должности либо оттачивают ум человека, либо при­тупляют его.
   Сервантес.
   Нельзя ставить идеологию выше фактологии.
   А. Герцен.
   Я могу быть не согласен о вашим мнением, но я отдам жизнь за ваше право высказывать его.
   Вольтер.
   Свобода не дает ничего, кроме свободы.
   А. Стреляный.
   Непоколебимое основание государства - справедливость.
   Пиндар.
   Славолюбивый человек служит игрушкой для умных, кумиром для глупцов, добычей для паразитов и рабом для собственного тщеславия.
   Ф. Бэкон.
   Если хочешь вести людей на смерть, скажи им, что ведешь их к славе.
   Талейран.
   Можно уступать силе, но безропотно покоряться только разуму.
   А. Бланки.
   Революция дает иногда в повелители таких людей, которых мы не желали бы видеть и лакеями.
   Буаст.
   Свобода, данная развращенному народу, - это девственница, преданная развратникам.
   Бальзак.
   Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу.
   Ф. Бэкон.
   Единственное средство сделать народ добродетельным - это дать ему свободу; рабство порождает все пороки, истинная свобода очищает душу.
   Буаст.
   Если деспоты создают рабов, то не менее справедливо, что и рабы создают деспотов.
   Аноним.
   Добровольные рабы производят больше тиранов, нежели тираны - рабов.
   Мирабо.
   Добровольный раб только потому и раб, что рассчитывает рано или поздно стать господином.
   Аноним.
   В теории нет ничего проще равенства; на деле же нет ничего невос­полнимее его и призрачнее.
   Вовенарг.
   Равенство может быть правом, но никакая человеческая сила не в состоянии обратить его в факт.
   Бальзак.
   Друг, достигающий власти, потерянный друг.
   Г. Адамс.
   В революционные бури люди, едва годные для того, чтобы грести веслом, овладевают рулем.
   Буаст.
   С несправедливой родиной поступай так, как с мачехой: храни мол­чание.
   Пифагор.
   Для того, чтобы заставить приверженцев тирании полю­бить свободу, засадите их в тюрьму.
   Аноним.
   Убейте вашу совесть - это самый большой враг всякого, кто хочет быстро добиться успеха в жизни.
   Мирабо.
   Государство в период расцвета порождает певцов и героев, а в пе­риод крушения - грязь и многоначалие.
   Восточная мудрость.
   Трудное дело - управлять людьми, вдвойне - безумцами или глупцами; дабы с теми справиться, у кого нет головы, надо иметь две го­ловы.
   Грасиан.
   Никогда не ломай старое, если не уверен, что новое лучше и его мож­но осуществить.
   Алексей Попеску.
   Одни работают разумом, а другие руками. Работающие разумом управляют людьми, а работающие руками управляемы людьми. Управ­ляемые людьми кормят людей, а управляющие людьми кормятся людь­ми. Таков всеобщий мировой закон.
   Китайское изречение.
   Общество разделяется на два больших класса: на тех, кто работает, чтобы жить, и тех, которые живут, чтобы заставлять работать других,
   К. Раибертн.
   Люди - это дети, и, если их не держать в руках, они сожгут дом, в котором живут.
   Заурбек Фриев.
   Чем ближе находишься к великим людям, тем больше убеждаешься, что они люди. Даже гении редко выглядят гениями в глазах своих жен и прислуги.
   Дан Серк.
   Настоящему советнику подобает лучше разбираться в делах своего господина, нежели в его личных свойствах, ибо тогда он будет давать ему подлинные советы, а не потакать его причудам.
   Ф. Бэкон.
   Владык не должно лечить горькими снадобьями - для того и существует искусство позолотить пилюли.
   Грасиан.
   Не входи в тайны вышестоящих. Думаешь - с тобой делят пышки, а выходит - шишки. Многие наперстянки вот так погибли: Наперстник - тот же колобок, и ждет его та же участь. Когда владыка передает тебе свои тайны - это не фавор, а подать. И многие потом разбивают зеркало за то, что напоминает им об этом: они ненавидят того, кто знает их злодеяния.
   Грасиан.
   Вы человек порядочный; вам все равно, пришлись ли вы по нраву фаворитам или нет; вы преданы только своему господину и думаете лишь о своем долге. Значит, вы человек конченный.
   Лабрюйер.
   Настойчивость всегда требует мужества, иногда - великого.
   Наполеон Хилл,
   Руководитель, боящийся, что исполнитель займет его место, может быть уверен: рано или поздно это обязательно произойдет.
   Наполеон Хилл.
   Так всегда бывает во дворцах: те, которые возвели повелителя на трон, удаляются. Вперед выходят льстецы.
   Дворцовая мудрость.
   Будь ласков к рабам и милостив к свободным, дабы возлюбили тебя рабы и прониклись рабской преданностью к тебе люди свободные.
   Аль Сафи.
   Если бы в России выполнялись все законы и никто не брал взяток, жизнь в ней была бы совершенно невозможна.
   А. Герцен.
   Живи и давай жить другим.
   Житейская поговорка.
   В дворцы не входит верность.
   Сенека.
   Когда бы до слуха государей доходила бы голая правда, не обла­ченная в одежды лести, то настали бы другие времена.
   Сервантес.
   Будучи при власти, не назначай на должности при себе лукавых лю­дей, ибо в чем они погрешат, за то обвинят тебя как начальника.
   Солон.
   ...Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отмстить, а за большое - не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.
   Н. Макиавелли.
   Почитание почти всегда кончается оскорблением того, кого почитают.
   Андрэ Моруа.
   Если бы ты видел, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.
   М. Аврелий.
   ...Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.
   Н. Макиавелли.
   Справедливость, не поддержанная силой, немощна, сила, не поддер­жанная справедливостью, тиранична.
   Паскаль.
   Предписывать другим правила счастья - нелепость, требовать, что­бы их приняли, - тиранство.
   Г. Филдинг.
   Дети - это отмщение политическим лидерам.
   Ф. Бурлацкий.
   Не всем старцам в игуменах быть.
   Монастырская мудрость.
   Не может управлять другими тот, кто сам с собой не может справить­ся.
   Английская пословица.
   Кто не может подчиняться, тот не может и управлять.
   Публилий Сир.
   У матроса Железняка есть одна особенность: когда его зовут, он обязательно приходит.
   Владимир Виленский.
   Единственная здоровая основа великого государства есть государст­венный эгоизм, а не романтика, и недостойно великой державы боро­ться за дело, не касающееся ее собственного интереса.
   Бисмарк.
   Тот, кто держит цепь, почти не свободнее того, кто ее носит.
   Буаст.
   Будь осторожен с чернью, когда она тебя почитает, ибо вначале она покроет тебя венками, а потом забросает грязью.
   Индийское изречение.
   Кто не щадит самого себя, тот и не пощадит других. Даже заповедь Божья не приказывает любить ближнего больше самого себя.
   Г. Сенкевич.
   Предел хитрости - управлять без силы.
   Вовенарг.
   Людьми управляют более с помощью их пороков, нежели добродете­лей.
   Наполеон I.
   Самое трудное искусство - это искусство управлять.
   К. Вебер.
   Людьми невежественными и развращенными нельзя управлять ни с помощью справедливости, ни с помощью разума; они восстают не столь­ко против зла, которое им делают, сколько против добра, которое хотят им сделать.
   Анна Сталь.
   Статуи, воздвигаемые живым, сделаны из снега и тают в лучах правды.
   Буаст.
   Действовать в минуту страсти - это пускаться в море во время бури.
   П. Бошен.
   Отнимите у мира страсти, и он будет неподвижен; снимите с них узду, и он будет потрясен; подчините их правилам, и мир пойдет к славе, к счастью.
   Буаст.
   Слабость начальников в силе, сила подчиненных - в слабости.
   В. Гроссман.
   - У доброго слуги грубы. Не могу же я стать грубым для того, чтобы слуги мои сделались добрыми, - сказал Абдаллах сын Тахира, услышав грубые слова своего невольника.
   Аль Сафи.
   Люди, призванные сыграть важную роль в истории народов, по большей части не знают, каких событий станут они орудием.
   М. Дрюон.
   Некто сказал:
   - Не пренебрегай маленькими людьми - они могут помочь тебе возвыситься.
   Абуль-Фарадж.
   Безумства господина без глупостей слуги не стоили бы и ломаного гроша.
   Сервантес.
   К услугам подлых господ всегда есть подлые слуги, без которых господа не могли бы ничего сделать.
   Шекспир.
   Мудрость правителя, в конечном счете, проявляется в подборе им де­ловых людей.
   А. Кузьмин.
   Преуспевание бесчестных есть несчастье для всех остальных.
   Публилий Сир.
   Сами по себе все дела подобны безжизненным изваяниям, а пробуждает их к жизни хороший подбор исполнителей.
   Ф. Бэкон.
   Честолюбие подобно желчи; присутствие этой влаги способствует в людях живости, проворству и рвению в делах, если не преграждать ей выхода. В противном случае она перегорает, превращается в губитель­ный яд.
   Ф. Бэкон.
   Трагическая судьба всех деспотических натур: всегда хотят они иметь около себя людей, которых могли бы ценить, и все-таки способны выносить лишь рабов, угодливо им поддакивающим, которых они сами презирают.
   Ст. Цвейг.
   Способные уйдут, послушные останутся.
   Аноним.
   Идеальный подчиненный всегда управляет своим руководителем.
   В. Тарасов.
   Короли властвуют над людьми, а умные - над королями.
   Арабская пословица.
   Перед властителем держи открытыми уши, а не уста.
   Восточная мудрость.
   Тот, кто ничего не боится, не менее могуч, чем тот, перед кем все трепещут.
   Шиллер.
   Тот, кого ты назовешь своим господином, назовет тебя своим рабом.
   Абхазская мудрость.
   Нам ли в диковинку сцены тяжелые? Каждому трудно живется и дышется. Чудо, что есть еще лица веселые, Чудо, что смех еще временем слышится.
   Некрасов.
   Господин - второй отец, а потому его и надобно чтить наравне с отцом.
   Сервантес.
   Только свободный гражданин имеет отечество; раб имеет лишь ро­дину.
   Анатоль Франс.
   Отечество раба там, где палка.
   Гейне.
   В деспотическом государстве нет отечества.
   Лабрюйер.
   Люди разумные часто бывают ненавистны могущественным власти­телям.
   Э. Роттердамский.
   Грязный эфир и экран, как и грязная газетная полоса, делают обще­ство еще грязнее.
   Иван Деордица.
   Я хочу управлять свободными людьми, а не толпой рабов, во всем послушных господину.
   Перикл.
   Не выделяй из своих слуг одного - ты ведь не знаешь, кто из них впоследствии будет тебе всего полезнее.
   Восточная мудрость.
   Беда, коль из рабов - да в господа.
   Афганская мудрость.
   У подданных деспота нет родины. Мысль о ней вытеснена корыстью, честолюбием, раболепством.
   Лабрюйер.
   Рабство - тюрьма души.
   Дионисий Лонгин.
   Когда рабы приходят к власти -
   Они куда страшней господ.
   Игорь Губерман.
   Ничего нет опаснее для успеха, дела, нежели показная распоряди­тельность. Поэтому распорядительность в делах надобно мерить не временем заседаний, а успехом дела.
   Ф. Бэкон.
   Когда пастух гневается на свое стадо, он дает ему в предводители слепого барана.
   Талмуд.
   Я здесь на высоте тем только и держусь,
   Что я, по счастью, цепок!
   Крылов.
   Чем выше взбирается обезьяна на пальму, тем лучше виден ее мерз­кий зад.
   Китайское изречение.
   Великий человек идет впереди своего времени, умный идет рядом с ним на всяком пути, хитрый старается порядком использовать его, глупый становится ему поперек дороги.
   Буаст.
   Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в по­ведении тех, кому доверена власть.
   Плутарх.
   Обыкновенным предлогом ко всем общественным преступлениям служит общественная польза.
   Аноним.
   Правительства чаще всего погибают от лжи.
   Карлейль.
   У них есть мания всем руководить, все регулировать, никогда не полагаясь на людей в том, что касается их собственного интереса.
   Тюрго.
   Народу выпадает великое счастье, когда монарх облекает своим до­верием и назначает министрами тех, кого назначили бы сами поддан­ные, будь это в их власти.
   Лабрюйер.
   Плохо, если министры часто меняются, но еще хуже, если плохие министры остаются на своих местах.
   Пеле де ла Лозер.
   Государственные дела у нас ведутся из рук вон плохо, и среди должностных лиц у нас много воров. Власть поделили между собой не­годяи и глупцы.
   Ф. Бэкон.
   Если уж кланяться, так голове, а не ногам.
   Еврейская мудрость.
   Повиновение - основа армии. Доверие - основа повиновения.
   Заповедь германского солдата.
   Всякая монополия порождает неизбежное стремление к застою и - загниванию.
   Ленин.
   Мы все глядим в Наполеоны,
   Двуногих тварей миллионы
   Для нас орудие одно.
   Пушкин.
   Маленькие люди становятся великими, когда великие переводятся.
   Шекспир.
   Когда посты и места раздаются не по заслугам, а даются фаворитам, народ утрачивает энергию.
   Гельвеций.
   Когда лидер завершил свое самое лучшее дело, люди говорят: "Мы это сделали сами!".
   Роберт Таунсенд.
   Толпа судит вождей, потому что хочет найти в них низменное, чтобы уравнять их с собой.
   Аристотель.
   Популярность - слава, разменянная на медяки.
   В. Гюго.
   В конце концов народы бывают тем, чем сделало их правительство.
   Г. Рейналь.
   Народ - это государь, который желает только есть: его величество спокоен, когда переваривает пищу.
   А. Ривароль.
   Чтобы снискать любовь народа, которым ты управляешь, надо быть ей всеми приветливым и заботиться об изобилии съестных припасов, ибо ничто так не ожесточает сердца бедняков, как голод и дороговизна.
   Сервантес.
   ...Если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсем нетрудно, ибо народ требует только, чтоб его не угнетали.
   Но если государя привела к власти знать наперекор народу, то первый его долг - заручиться дружбой народа, что опять-таки нетрудно сделать, если взять народ под свою защиту. Люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям, поэтому народ еще больше расположится к государю, чем если бы сам привел его к власти.
   Н. Макиавелли.
   Уважение к власти обязательно лишь тогда, когда она заботится о благе народа.
   Г. Филдинг.
   Власть, не опирающаяся на согласие тех, на кого она простирается - обыкновенный обман, и не может он длиться долго, такая власть на­ходится в неустойчивом положении между страхом и мятежом, и в мгновение ока перестает быть властью, когда достаточное количество людей приходит совместно к одним и тем же мыслям.
   Народ осознает свою силу лишь в ту минуту, когда пускать ее в ход бывает слишком поздно.
   М. Дрюон.
   Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердечные, коим чужая головушка - полушка, да и своя шейка - копейка.
   Пушкин.
   Кто хочет угодить всем, тот не угодит никому.
   Еврейская мудрость.
   Иногда удается дурачить весь народ, но только некоторое время; дольше - часть народа, но нельзя все время дурачить весь народ.
   А. Линкольн.
   Народ должен знать, куда его ведут, но зачем его туда ведут, он знать не должен.
   Мао Цзе-дун.
   Когда расшатан любой из четырех столпов, коими держится прав­ление, - религия, правосудие, совет и казна - людям надобно мо­литься, чтобы их миновала беда.
   Ф. Бэкон.
   Когда правительству нечего дать людям - дайте им волю и землю.
   Иннокентий Павлов.
   Русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может.
   Феофан Прокопович.
   Пусть государства, стремящиеся к могуществу, не дают слишком расплодиться знати и дворянству, ибо простой народ становится при этом тупым и забитым и работает только на господ.
   Ф. Бэкон.
   Толпа хочет быть обманутой - пусть же обманывается.
   Латинское изречение.
   Новый правитель всегда оказывается хуже старого, утверждает Макиавелли. Голод­ные клопы хуже сытых - эта истина срабатывает против частой рота­ции кадров в верхнем эшелоне власти.
   Дан Серк.
   Гений, как истина, сильнее деспотов.
   Павел Загребельный.
   История призывает к себе на службу либо гениев, либо негодяев.
   Анатолий Скопин.
   Повелевать всегда приятно, хотя бы даже стадом баранов.
   Сервантес.
   Тирания - отличная крепость, только выхода из нее нет.
   Солон.
   Власть быстро развращает того, кто берет ее в свои руки ради самого себя, а не побуждаемый к тому заботой об общественном благе.
   Опыт многих лет и наблюдение не одной революции убедили меня в том, что ищущие власти совсем не любят свободы и что, стало быть, любящие свободу не ищут власти.
   М. Дюнан.
   Диктатура - это деспотизм одного, демократия - деспотизм каждого.
   Николай Вторушин-Ртищев.
   Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми.
   Ж. Бернарден.
   Власть, кровь и победы меняют человека к худшему.
   Аристотель.
   Повелителя делают рабом для того, чтобы от его имени быть тираном.
   Буаст.
   В тяжести гнета заключен залог освобождения.
   Радищев.
   Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть.
   Пифагор.
   Тиранство есть привычка: оно одарено развитием, оно развивается, наконец, в болезнь. Человек и гражданин погибнут в тиране навсегда, а возврат к человеческому достоинству, к раскаянию, к возрождению становится для него почти невозможен.
   Достоевский.
   Тираны еще не открыли таких цепей, которыми можно сковать ум людей.
   К. Колтоп.
   Жестокостью можно завоевать полмира, но управлять при помощи ее невозможно и племенем.
   Иван Тасмасыс.
   Возмездие преследует всякого, но догоняет не всех.
   Мария Эшенбах.
   Я особенно подозрительно, особенно недоверчиво отношусь к рус­скому человеку у власти, - недавний раб, он становится самым разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть вла­дыкой ближнего своего.
   М.Горький.
   Пусть ненавидят, лишь бы боялись.
   Калигула.
   Многих должен бояться тот, кого многие боятся.
   Публилий Сир.
   Воистину, никто так легко не отдает права править собою, как мы ...Традиция? Или рок? Или закономерность?
   Юлиан Семенов.
   Секрет повелителя: чтобы держать народ в страхе - карай не ви­новных, а карай невиновных, поучали фараоны. Этот секрет взял на вооружение Сталин, чем и объясняются его "чистки".
   Дан Серк.
   Слово "конституция" может быть талисманом деспотизма, заменяющего насилие хитростью.
   Буаст.
   Собрать массы способна только диктатура, к демократии люди не идут.
   Гитлер.
   Когда человек, величие которого создано только газетами, умира­ет, слава его умирает вместе с ним.
   Стендаль.
   Еще не бывало, чтобы великий гений, полководец, владыка, какому бы народу он не принадлежал, принес бы счастье людям! Чем более он велик, тем больше беды. Великий человек ставит себя превыше всего общечеловеческого, разрушая устои бытия, он совершает извечную ошибку, сводящую на нет его деяния и низвергающую в бездну тьмы.
   Иван Ефремов.
   Великодушие к побежденным опасно: враг никогда не поверит в твое великодушие и при первой возможности нападет сам.
   Сталин.
   Там, где нужна жестокость, мягкость неуместна. Мягкостью не сделаешь врага другом, а только увеличишь его притязания.
   Чингисхан-диктатура неизбежно ведет к террору, террор к реакции и, в кон­це концов, - к гибели революции.
   П. Кропоткин.
   Фанатики, даже при всей их объективной честности, часто стано­вятся преступниками.
   Э. Хемингуэй.
   Через всю историю человечества проходит вечно возрождающееся племя фанатиков общего блага и писаного закона. Их логика грани­чит с бесчеловечностью, бездушием, как в отношении других, так и в отношении самих себя; эти служители отвлеченных богов и абсолют­ных правил берут на себя роль палачей, ибо желают быть последни­ми палачами. Но это самообман, так как после их смерти мир пере­стает им повиноваться.
   М. Дрюон.
   Чем сильнее власть, тем страшнее ее приложение.
   Достоевский.
   Те, кто совершают революцию наполовину - роют себе могилу.
   Сен-Жюст.
   Сколько бы цари не дурили, всегда достается ахейцам.
   Гораций.
   Сила, не внушающая доверия, это уже не сила.
   Робеспьер.
   Государство - вот религия русского человека, он и чтит Бога в государе. И повинуется. И не хочет никакой свободы, ибо она неизбе­жно выльется в резню, а народ требует порядка. При так называемой свободе Россия развалилась бы на части.
   Анатолий Рыбаков.
   Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно.
   Лорд Актон.
   Преданность из страха лучше, чем преданность по убеждению. Убеждения меняются, страх не проходит никогда.
   Сталин.
   ...Грубость аппарата держит в узде грубость народа. Деликатничают с ним только интеллигенты, которых потом же выкидывают, как хлам. Демократия в России - это лишь свобода для развязывания грубых сил. Грубые инстинкты можно подавить только сильной влас­тью. Такая власть называется диктатурой.
   Сталин.
   Вообще в жизнеописаниях фанатиков поражает не столько их неизмеримый самообман, сколько их неизмеримое умение обманывать и дурачить других.
   Герман Мелвилл.
   Врага не убивают наполовину.
   Н. Макиавелли.
   Нет жертвы более угодной Богу, чем кровь тирана.
   Бокаччио.
   Сила, лишенная здравого смысла, рушится от собственной тяжести.
   Гораций.
   Должности и высокие назначения суть не что иное, как бездонная пучина смут.
   Сервантес.
   Увидев правителя, окруженного многочисленной стражей, отшельник сказал:
   - Видно, немало зла он сделал людям. Если бы он не творил зла, то не боялся бы людей и не нуждался бы в страже.
   Абуль-Фарадж.
   ...Мог одолеть сильного противника лишь тот, кто прежде всего победил свой собственный народ.
   Шан Ян, V век до р.Х.
   Да сотрется имя его и память о нем-
   Талмуд.
   Тираны не должны умирать своей смертью. Это дурной пример для потомства.
   Марк Иоффе.
   Из всех бичей, терзающих человечество, тираны являются самыми пагубными. Если мир и знает несколько счастливых тиранов, наслаждавшихся плодами своих злодеяний, то таких примеров немного, и нет ничего более удивительного, нежели тиран, умирающий в своей пос­тели.
   Дидро.
   Император может приказать называть обезьяну львом, но он не может превратить ее во льва.
   Папа Григорий Великий.
   Террор не придумал для уравнения общества никаких других средств, как только рубить головы, поднимающиеся над уровнем посредственности.
   Буаст.
   Тирания любит злых именно потому, что любит лесть, а свободный человек не может унижаться. Честный человек умеет любить, но он не льстит. Свойство тирана отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.
   Аристотель.

ДРЕВНЕЙШИЙ КОДЕКС ВЛАСТИТЕЛЕЙ-ТИРАНОВ

   Не позволяй выделяться тем, кто достойнее тебя, вплоть до их ка­зни.
   Запрети совместные обеды (собрания).
   Содержи шпионов-стукачей.
   Давай обещания лучшей жизни в будущем.
   Строй общественные сооружения, дабы держать людей занятыми.
   Веди войны или готовься к ним, так как при этом народ нуждается в единовластии.
   Аристотель.
   Революция - локомотив истории, но горе тому, кто окажется под его колесами.
   Юрий Недашковский.
   Революция - варварская форма прогресса. Будет ли нам дано увидеть день, когда форма человеческого прогресса действительно будет человеческой?
   Жан Жорес.
   Революции замышляют гении, совершают фанатики, а плодами их пользуются негодяи.
   Аноним.
   Революции нужны для того, чтобы уничтожать революционеров.
   Левандовский.
   При деспотизме народ есть ползающий червь, который позволяет да­вить себя; при республике - это медведь, пожирающий своих вожаков.
   Пифагор.
   Нож тогда стал любимой забавой Франции. Она резала им и других, и себя.
   Ф. Глинка о Великой французской революции.
   Русский социализм будет выглядеть по-азиатски.
   Н. Бухарин.
   Охлократия - власть толпы, наихудшая форма государственности.
   Аристотель.
   Надежна ли граница между волей демоса и своеволием?
   Перикл.
   Или свобода, или равенство. Иного не дано. В мире, где все равны, никто не свободен. Революция заменяет идею свободы идеей равенства.
   В. Волкофф.
   Социализм разовьется во всех фазах своих до крайних последствий, до нелепостей. Тогда снова вырвется из титанической груди револю­ционного меньшинства крик отрицания, и снова начнется смертная борьба, в которой социализм займет место нынешнего консерватизма.
   А. Герцен.
   Социализм хорош тем, что он улучшил капитализм. Он доказал возможность строительства в одной стране и невозможность его построения; доказал, как не надо строить социализм.
   Левиков.
   При социализме возникла новая историческая общность людей - очередь.
   А. Воисович.
   Гуманность состоит в том, чтобы человека никогда не приносили в жертву цели.
   Альберт Швейцер.
   Вечной бедой России была и остается размытость функций различ­ных государственных ведомств.
   Ардаматский.
   ...Советы тоже не смогут избежать прогрессирующего паралича. Без общих выборов, свободы печати, свободной борьбы мнений в любом общественном институте (политическая жизнь) становится лишь видимостью, и единственным активным элементом этой жизни становится бюрократия.
   Роза Люксембург, 1918 г.
   Согласно моему взгляду, эта попытка построить коммунистическую республику на основе строго централизованного государственного ком­мунизма под железным законом партийной диктатуры в конце кон­цов потерпит банкротство. На России мы учимся, как нельзя вводить коммунизм даже с народом, который устал от старого режима и не оказывает активного сопротивления экспериментам новых правителей.
   Одно из двух. Или государство должно быть разрушено, и в та­ком случае новая жизнь возникнет в тысяче центров на почве воль­ного соглашения- Или же государство раздавит личность и местную жизнь, завладеет всеми областями человеческой деятельности, прине­сет войны и внутреннюю борьбу за обладание властью, поверхностные революции, лишь сменяющие тиранов, и как неизбежный конец - смерть. Выбирайте сами.
   П. Кропоткин.
   Я не могу быть до такой степени слепым и пристрастным, чтобы не заметить, что в самой глубокой основе большевистского движения лежало какое-то стремление к действительному переустройству жизни на более справедливых, как казалось Ленину и некоторым его спод­вижникам, началах. Не простые же это были, в конце концов, "воры и супостаты".
   Беда же была в том, что наши российские строители никак не мо­гли себя унизить до того, чтобы задумать обыкновенное человеческое здание по разумному человеческому плану, а непременно желали построить башню до небес - Вавилонскую башню!..
   Таким образом, произошло то, что все "медали" обернулись в рус­ской действительности своей оборотной стороной. "Свобода" преврати­лась в тиранию, "братство" в гражданскую войну, а "равенство" при­вело к принижению всякого, кто смеет поднять голову выше уровня болота.
   Ф. Шаляпин. "Маска и душа".
   Идеи быстрее созревают, если кровь мучеников питает их.
   Мадзини.
   Демократия несет в самой себе зерно разрушения, и ее время от времени надо купать в крови, чтобы она продолжала быть вновь демократией.
   Аугустино Пиночет.
   Пожирайте друг друга, пусть от вас ничего не останется.
   Ульрих фон Гуттен.
   Можно загнать население в новый строй силой, но это приведет к всероссийской мясорубке.
   Ленин.
   Фаланстер - это не что иное, как преобразованная казарма, и коммунизм в России может быть только видоизменение николаевского самовластия.
   А. Герцен.
   За что боролись, на то и напоролись.
   Российская мудрость.
   Нет такого нелепого заблуждения, которое не нашло бы своего защитника.
   О. Голдсмит.
   Самым лучшим правительством будет то, которое поменьше будет править, тесно замкнувшись в своих законных привилегиях, и кото­рое предоставит свободное поле инициативе каждого.
   Э. Абу.
   ...Всякая перемена прокладывает путь другим переменам.
   Н. Макиавелли.
   Не следует также решаться на новые опыты в государствах, кроме случаев крайней необходимости или очевидной пользы, и надо непременно удостовериться, что именно преобразования повлекут за со­бой перемены, а не жажда перемен служит предлогом к преобразованиям.
   Ф. Бэкон.
   Царства рушатся, когда начинают проводить реформы.
   Тарквиль.
   Один из секретов природы и политики состоит в том, что безопас­нее менять много вещей, чем одну.
   Ф. Бэкон.
   Хороший пастырь стрижет овец, а не обдирает их.
   Император Тиберий.
   Нации, так же, как индивиды, могут жить лишь двояко: либо во­руя, либо производя.
   А. Сен-Симон.
   Кто сеет привилегии, пожинает революции.
   К. Тилье.
   Наши пороки облагают нас большими налогами, чем правитель­ство.
   Б. Франклин.
   Свита не должна обходиться дорого, иначе, удлиняя хвост, укоротишь себе крылья.
   Ф. Бэкон.
   У нас так заведено: тот, от кого зависит экономика, сам от экономики не зависит.
   Леонид Золотарев.
   Лучший бюджет - тратить мало, лучший налог - минимальный налог.
   Жан Соем.
   Но всего более правительству надлежит заботиться, чтобы деньги и драгоценности не скапливались в руках немногих; иначе государст­во может иметь большой их запас и все же терпеть нужду. Ведь де­ньги, подобно навозу, бесполезны, покуда не разбросаны. А для этого надо искоренять или, по крайней мере, строго ограничивать такие хищнические дела, как ростовщичество, монополии, огораживание и тому подобное.
   Налоги и пошлины на торговлю редко бывают выгодны королевской казне, ибо то, что она собирает по округу, она теряет по граф­ству.
   Ф. Бэкон.
   Глупость, безрассудство и пороки повсюду доставляют государству часть его доходов.
   Вольтер.
   Не войны истощают государство российское, но дурное управление.
   Маркиз де Шетарди.
   Без демократии нет коммерции, без коммерции нет демократии.
   А. Стреляный.
   В политике враги гораздо полезнее друзей: они не лгут, меньше обманывают и не усыпляют.
   Аноним.
   Ни одно правительство не может долго оставаться в безопасности без страшной оппозиции.
   Б. Дизраэли.
   Умные монархи лелеяли оппозицию, глупые отправляли ее на эша­фот, и следом несли на эшафот собственные головы.
   Петр Рудый.
   Партия - это безумие многих ради выгоды единиц.
   Дж. Свифт.
   Большие партии терзают общество, небольшие развращают его.
   А. Токвиль.
   Когда распри, раздоры и столкновения партий происходят открыто и дерзко, это признак того, что уважение к властям утрачено.
   Ф. Бэкон.
   Если государь, обязанный быть отцом всем своим подданным, отождествляет себя с какой-либо из партий и склоняется к одной из сторон, он уподобляет свое правление кораблю, который опрокидывается от неравномерного размещения груза.
   Н. Макиавелли.
   Роль партии может принизить только сама партия своими действиями.
   Ролан Быков.
   Когда одна из двух партий прекращает свое существование, дру­гая раскалывается.
   Ф. Бэкон.
   Деспотизм не может существовать в стране до тех пор, пока не уничтожена свобода прессы, подобно тому, как ночь не может надви­нуться, пока солнце не зашло.
   К. Колтон.
   Одобрение разумных. Холодное "да" мужа выдающегося более лестно, чем похвала толпы... Даже владыки нуждаются в пишущей братии и больше опасаются их перьев, чем дурнушка кисти живописца.
   Грасиан.
   К чести человечества должно признать, что страсть преследования и мучительства только увеличивает число защитников преследуемых идей; в этом вечная слава человеческого рода и вечное эхо его истории.
   Э. Кастеляр.
   Насилие всегда содействует распространению тех взглядов, которые оно хочет заглушить.
   Поль Гольбах.
   Истина и свобода имеют ту особенность, что все, делающееся против них и для них, одинаково идет им на пользу.
   В. Гюго.
   Все, что висит в воздухе и держится на ветру, должно в конце-концов рухнуть!
   Шолом-Алейхем.
   Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.
   Сенека.
   Люди жестоко мстят богам, не оправдавшим себя.
   Григорий Климов.
   Кто привык довольствоваться малым, тот не будет ни притеснять других, ни делать несправедливостей, потому что ему нет в этом никакого интереса.
   Ф. Вейсс.
   Есть лишь один достойный путь к вершине человеческого могу­щества: совершенствование в воздержании и мужестве.
   Аноним.
   Носи этот меч для того, чтобы защищать и поддерживать меня, если я буду властвовать по правилам добродетели. Если же я уклонюсь с этого пути, то ты имеешь право обратить меч против меня са­мого.
   Император Траян своему префекту.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"