Устинов Борис Геннадьевич : другие произведения.

Вятка - родина казачества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Совместная работа Б. Устинова и Е. Харина по истории Вятской казачьей республики. В ней собраны многочисленные свидетельства в обоснование того, что первые казаки как субэтнос русов сформировались на Вятке в 13-15в. Вместе с тем, происхождение казачества связывается с ушкуйниками и домонгольским населением Казани, а шире, - с русами жившими в северной части Волжской Болгарии.

 []
   Вятка в районе Чуршинского городища.
  
  
  
  
  Не так давно познакомился с точкой зрения Евгения Харина на историю Вятки и России вообще на его сайте skygrad.narod.ru
  Потом стал работать с ним на форуме "Наша Вятка", и даже предложил 2-3 свои идеи, которые вошли в общий поток. Результат очень интересен. Здесь будет размещена совместная серия наших статей по вопросу происхождения казачества и Вятской истории.
   Б. Устинов.
  
  
  
   []
  
  
  
  Вступление
  
  С. Ухов в работе "История Вятки как часть этнической истории Восточной Европы" http://www.nashavyatka.ru/history/etnos.html высказал мысль об отождествлении Вятки с Третьей Русью, упоминаемой в арабских источниках 10-11 веков. Это смелая мысль, наша археология того периода бедновата для того, чтобы искать на Вятке столицу Арсании, стоящей наравне с Киевом и Новгородом. Поэтому, на мой взгляд, правильнее видеть в Арсании Вятичскую землю на Оке. Это государство соперничало с киевскими князьями, здесь открыто много достаточно крупных городищ. Да и описание местоположения Арсы между Киевом и Словеном более соответствуют Оке. Вятичи в Повести Временных Лет (ПВЛ) известны как дикий необузданный языческий народ. Историки полагают у них начала демократического устройства. В территорию Вятичей в лучшие времена входили Москва, Ст. Рязань, Муром, возможно, Владимир и Суздаль. Наш регион мог быть восточной окраиной этого протяженного государства. После разгрома вятичей в 12 веке, часть военно-дружинного сословия во главе с неким князем могла найти здесь пристанище.
  
  Гипотеза о связи древних приокских вятичей с Вяткой и вятчанами была почти очевидной в прошлом, да и как иначе объяснить поразительное сходство некоторых имен и названий? Но в последствии, в виду отсутствия ясных археологических подтверждений, её отбросили. Возобладала другая версия заселения Вятки - Новгородская, по Повести о стране Вятской (ПСВ).
  
   ссылка
  
  Созвучность Вятичи-Вятчане посчитали случайностью. Само же имя Вятка до сих пор не имеет внятного объяснения.
  Но и с новгородской гипотезой не все просто. Археология дает достаточно много предметов аналогичным найденным при раскопках в Новгороде, но они общерусские, да и в ранних слоях городищ (10-13 в.) их маловато. Зато много финноугорского материала, а славянские вещи не северного типа. Поэтому многие историки пришли к выводу о смешенном характере заселения Вятки славяно-русами: в 12-13 веках - беженцами из Владимирской Руси, а в 14-15 веках сюда прибыли люди из Новгородской земли, в том числе, ушкуйники. При этом расселялись они на уже обжитых финноуграми городищах, отчасти смешиваясь с местным населением, отчасти враждуя с ним.
  Встает вопрос о принадлежности Вятки, так как большинство историков ныне сомневаются в ее полностью независимом существовании в продолжении 3-4 веков. Хотя такая версия в прошлом была почти общепризнанной. Действительно, официально Вятка была присоединена к Московии только в конце 15 века, и то силой, после нескольких военных походов. Есть мнение, опирающееся на кое-какие документы, что Вятка с 1370-х годов принадлежала Суздальским князьям, а затем Галицким и Казани. Радикальную гипотезу высказал недавно С. Серкин в своей книге "Тайны земли Вятской". Вслед за новомодным булгарским сводом Джагфар Тарихы (ДТ) он считает, что Вятка испокон веков принадлежала Волжской Булгарии, но была в 1478 году по договору передана Москве. Ничуть не сомневаюсь, что сильные державы делят более мелких соседей, правда иногда как шкуру неубитого медведя. Вятка была лакомым куском, но одновременно и костью в горле. Дело в том, что через Вятку и ее приток Молому проходил стратегически важный для Восточной Европы запасной путь, соединяющий Скандинавский и Русский север с югом Волги. Основной путь через верхнюю Волгу с 12 века перехватили русские князья. Булгарам и новгородцам хотелось торговать без посредников. (Был ещё обходной путь по Каме, но он очень труден.) Можно предположить, что после некоторых выяснений отношений, Вятке был придан статус нейтральной, буферной области между Новгородцами и Булгарами.
  Её задачей было осуществление взаимовыгодных торговых связей между этими странми. Основу этому заложил Новгородский купец Садко (Садык), поселившийся на Вятке. Если взглянуть на карту, станет ясно, что главным форпостом на Вятке в ту пору (в 10-12 веках) было Ковровское городище (в 7 км к северу от Котельнича в устье Моломы), оно же город Колын в ДТ.
  С. Ухов совершенно недоверяет нашей "Вятской библии" (ПСВ), считает ее полностью мифологическим произведением, непригодным для изучения начальной истории региона. Должен согласиться с этим почти полностью после всех моих попыток как-то увязать ее сообщения с археологией и другими данными. ПСВ нечто вроде катренов Нострадамуса. Задним числом в них можно разглядеть "гениальные предвидения", но предсказать по ним ближайшее будущее невозможно.
  Свои выводы о несостоятельности ПСВ С. Ухов доказывает, в частности, отсутствием "новгородских" и финноугорских топонимов на средней Вятке. Их действительно немного. Но топонимы довольно спорная субстанция, многие можно трактовать по-разному. По моим разысканиям, непрофессиональным, условно "новгородские" топонимы сосредоточены в основном в районе Слободского и Шестаково, а также к северу от Котельнича. Здесь же были найдены характерные новгородские орудия труда - Кочедыги. Так что новгородцы, все-таки, у нас отметились. О проживании на некоторых Вятских городищах предков удмуртов говорится в их преданиях, отмахнуться от которых никак нельзя.
  
  В 2007-2008 годах мною была написана новая в 6 частях работа по истории Вятки (см. на сайте http://skygrad.narod.ru/texts.htm ), но некоторая недосказанность осталась. Это заставило меня вновь вернуться к вопросу в форме работы на форуме "Наша Вятка". Вот, что из этого получилось.
   Е. Харин.
  
  
   []  []  []
   Городище Никульчино на Вятке.
  
  
  Уже более 100 лет назад историки Донского казачества не сомневались в Вятских (Хлыновских) корнях своих земляков. Этому было найдено довольно много свидетельств. Однако у нас, на исторической родине российского казачества данный вопрос не обсуждается и более того, совершенно неизвестен. Пора восполнить этот зияющий пробел и познакомить заинтересованную общественность с некоторыми документами.
  Сначала отрывок из булгарской летописи Джагфар Тарыхы.
  
   ссылка
  
  
  В ней много спорного и предвзятого, но дыма без огня не бывает.
  
  "Ахметзян Культаси (18 век) пишет, что первый в мире казацкий
  отряд, предназначенный для охраны царского дворца, был сформирован по
  приказу кана Гази-Бараджа из одних только (бежавших от русских князей )
  заказанских гарачцев-язычников в 1229 г. После свержения
  Гази-Бараджа казаки подверглись преследованиям Алтынбека и бежали
  из Заказанья в Нукрат (Вятка), где основали город Гарья (Карино*) и
  ряд других селений (вероятно, Кошкаров, Котелной, Мукулин).
  Затем казаки-гарачцы участвовали в западных походах
  Гази-Бараджа 1238-41 гг. (имеется в виду поход монголов и булгар на Киев и Польшу).
  После нашествия Менгу-Тимура (1278 г.) часть
  нукратских гарачцев приняла православие и стала главенствовать в Нукрате.
  Гарачцы, принявшие ислам, стали называться бесерменами".
  (комментарии в скобках кроме отмеченной * - Е. Х.)
  
  А вот отрывок из послания митрополита Иова 1452 г.
  "От Ионы митрополита Киевского и всея Руси на Вятку и всю Вятскую землю, воеводам земским Якову Пугвину и Оникею и Юрью Алексеевым Мышкина, и всем ватаманом, и подвойским, и боярам, и купцам, и житьим людям и всему нарицающемуся именем христианству тамошних земель.
  Не ведаю как вас и назвать: зоветесь именем "христиане", а живете, делающе зло, горше нечестивых, ни по христианству, ни по крестному целованию, ни по божественному писанию, ...своему господарю великому князю грубите и пристаете к его недругу. Издавна с поганством съединяетесь, и с отлученным от Божьей церкви князем Дмитрием Шемякою приходили многожды на великого князя вотчину, на Устюг, на Вологду, на Галич... И с теми христианскими губителями и сами собою вотчину его воюете беспрестанно. Христиан губите убийством и полоном и граблением и церкви Божие разоряете: и кузнь и книги и колокола и всё творите злые и богомерзкие дела, якоже погание.
  И ныне снова сими часы воевали великого князя вотчину Сысолу и Вымь и Вычегду, да людей христианских много перемучили, переморили, а иных в воду пометали, а иных в избы и хоромы насажали, мужей, старцев и малых деток, бесчисленно пожгли. А иным очи выжигали, а иных младенцев на кол сажали подоббеся злочестивому губителю христианом убийце Ироду. А полону взяли более полуторы тысячи душ, которых ныне у себе держите, а иных в поганство продаете и в дары даёте, да от того своего злого дела не престаёте, а своему господину великому князю зався грубите, а челом ему за свою грубость не бъете ...".
  Можно видеть, что фамилии на Вятке в ту пору уже были, обратим внимание на "Ватаманов" и прочий антураж, из чего можно заключить, что на Вятке существовала некая казачья республика. Лишь спустя много лет после этого первого послания она была ликвидирована.
  Вот запись из Архангелогородской летописи за 1489 год.
  "В лето 6997. Князь великий Иван Васильевич послал рать на Вятку воевод своих Данила Васильевича Щеня да Григорья Поплеву а с ними силы москвичи и володимерцы и тверичи и иных городов. А у тверичей воевода Ондрей Коробов да князь Осип Дорогобужский, а у устюжан князь Иван Иванович Звенец, а у двинян князь Иван Лыко, а у важан и у каргопольцов Юрье Иванович Шестак. А царь Казанской Махмед Амин по приказу великого князя послал свою рать 700 татар. А воевода Урак князь Казанской.
  А москвичи иные шли коньми, а устюжане и двиняне и важане и каргопольцы и белозерцы и вологжане и вычегжане и вымичи и сысоличи шли в судех. Месяца июля в 24 день пришли на память Бориса и Глеба, а московская конная пришла под Котельнич того же месяца в 30 день, а тотарская - месяца августа во 2 день. А стояла вся сила под Котельничем до Преображеньева дни. А было на Вятке великого князя силы 60 тысяч и 4 тысячи.
  А в Преображеньев день (6 августа) пошли к Хлынову, а под Хлынов пришли августа в 16 день, в неделю, в 3 часа дни (около 8 утра). Вятчане же в городе затворишась, а к воеводам великого князя послаша с поминки (с дарами) Исупа Есипова сына Глазатого (фамилия из списка, см. ниже). И воеводы дали вятчанам опас (безопасность парламентёрам).
  А на завтра вятчаня сами (самые) люди болшие вышли своими головами бить челом воеводам чтоб рать земли Вяцкие не воевала: А мы великому князю челом бьем и покоряемся всеи воле великого князя, а дань даём и службу служим.
  И воеводы великого князя вятчанам отвечали: Целуете же вы за великого князя от мала и до велика, а изменников и коромольников выдаите головами - Ивана Оникиива, да Пахомья Лазарева, да Палку Багадайщикова.
  А Вятчане тако рекли: Дайте нам господине сроку до завтрея, а мы то ваше слово скажем всей земли Вяцкой. И срока им дали и Вятчане думали 2 дни, да отказали что им тех 3 человек не выдати. И воеводы всеи силе велели приступ готовити и примёт к городу: всякому человеку по беремяни смол да берест, да на 50 человек по 2 сажени плетеня и к городу плетени приставляли.
  Вятчане же видячи свою погибель, сами вышли болшие люди своими головами и добили челом воеводам на всеи воле великого князя. А Ивана Оникиива, да Пахомья Лазарева, да Палку Багадайщикова вывели и воеводам великого князя выдали. И воеводы поковав дали их на руки устюжанам Федору Есипову, Левонтью Манушкину, да Федору Жугунову да Ивоилу Опалипсову, а велели их поставити великому князю на Москве, а подводы им всеи земли Устюжские.
  А на Семен день летопроводца 6998 (1 сентября) воеводы великого князя Вятку всю розвели, и отпустили их к Москве мимо Устюг и з женами и з детми, а приставами у них были князь Иван Волк Ухтомской с товарыщи.
  И князь великий велел Ивана Аникиива и Пахомья и Палку Богодайщикова кнутом бить и повесити, а иных вятчан пожалова издавал поместья в Боровску, Олексине и в Кременце. И писалися вятчаня слугами великому князю".
  Под "всей Вяткой" надо понимать не город или местность. По моим разысканиям так называлось в ту пору воинское сословие. То есть, была выведена Вятская боевая единица, полк, соединение. Кстати, переселенцев с семьями везли от Устюга на подводах.
  
  СТАРАЯ ВЕРА КАЗАКОВ ссылка
  "Говоря о новгородских казаках, нельзя не упомянуть о хлыновцах. В 1174 году отважные новгородские казаки повольники, или ушкуйники, или самовластцы, пришли на реку Вятку и построили град Хлынов и начали общежительствовать самовластно. Из Хлынова (ныне город Вятка) предпринимали они свои торговые путешествия и военные набеги во все стороны света. В 1361 году они проникли в столицу Золотой Орды Сарайчик и разграбили её, а в 1365 году, за Уральский хребет на берега реки Оби. Предводители этих ватаг именовались ватманами. Основанные повольниками общины по примеру Новгорода управлялись Кругом - вечем, где каждый повольник имел равный голос со всеми. Имел город Хлынов и свой вечевой колокол. После разгрома Хлынова в 1489 году Иваном III большая часть его граждан, жаждавших независимости, ушла на Северную Двину, на Каму и вниз по Волге, где обосновались казаки-хлыновцы в районе Жигулёвских гор.
  Общность новгородских казаков, включая хлыновских ушкуйников, имеет очень много сходств с донскими.
  Так, например, духовенство Хлынова, избираемое вечем, как и донское Духовенство, избираемое кругом, было совершенно Независимым ни от Москвы, ни от Новгорода. Московский митрополит Геронтий, современник Ивана III. писал в 1471 году, что он не знает даже, кто там духовенство и где оно рукополагается. Эта особенность духовной жизни народа - выдвижение из своей среды достойных кандидатов в священники, свойственна лишь новгородцам и хлыновцам, донцам, уральцам и терцам". (Андрей Бартенев)
  
  Е. П. Савельев "История Дона и Донского казачества".
  "Еще в 1181 году эти отважные купцы-воины основали на р. Вятке свой укрепленный стан, город Хлынов (переименованный в конце XVIII в. в Вятку), и оттуда уже стали предпринимать походы вниз по Волге.
  Хлыновская община управлялась, как и Новгород, вечем, во главе которого стояли избранные народом "атаманы". Община эта была сильнейшею на всем северо-востоке России; жители ее пахали землю и сеяли хлеб, торговали с другими новгородскими и московскими областями, с казанскими татарами, волжскими и камскими болгарами, действуя где мирным путем, а где огнем и мечом. К концу XV в. эти отважные купцы-воины сделались страшными по всему Поволжью не только для татар, но и для русских.
  По свержении татарского ига (в 1480г.), Иван III обратил внимание на этот беспокойный и неподвластный ему народ, и в 1489 г. Хлынов был разгромлен и присоединен к Москве. Главные народные вожаки Аникиев, Лазарев и Богодайщиков были в оковах отправлены в Москву и там казнены. Жители и купцы переселены в разные города московского княжества. Но самый беспокойный и свободолюбивый элемент Хлынова не схотел покориться Москве и рассеялся по северу и востоку России. Большая часть этих удальцов с женами и детьми двинулась вниз по Волге и укрылась в Жигулях. В первой половине XVI ст. эта удалая вольница с Волги перешла волоком на р.р. Иловлю и Тишанку, впадающие в Дон, а потом, при появлении в низовьях Дона азовского, белгородского и запорожского казачества, расселилась по этой реке вплоть до Азова".
   ссылка
  
  "Хлыновцы - загадочный казачий народ. Есть разные версии его появления.
  На вятской земле, по разысканиям атамана станицы Северюковской В.И. Меньшенина, казаки жили по реке Юг в Подосиновском районе. Есть предположение, что когда границы России расширялись на восток, то в вятском крае то тут, то там возникали казачьи заставы. Иначе откуда взялась в Орловском районе деревня Казаковцевы? В одной летописи говорится, что "...в Хлынове мужики с казаками стали вести себя нехорошо: гикают, на конях ездят..." Состояли казаки и на службе у вятского губернатора. По историческим данным, атаман Ермак набирал свою ватагу в кайских лесах. Вятка когда-то была ссыльным краем, потомки сосланных казаков и по сей день живут здесь. (Получается, что первыми сибирскими казаками, пришедшими с Ермаком, были донские и вятские казаки.)
  http://garshin.ru/history/russia/cossac ... ossac.html
  
  1609 г. Смутное время. В послании вятского воеводы кн. Ухтомского к пермичам о помощи так изображаются бедствия Котельнича: "государевы изменники воры, вятские казаки, которые были под Свияжском, собрався с чебоксарскими и козмодемьянскими, и шанчуринскими и с царегородскими и яранскими стрельцы и со всякими с русскими воры, и с луговою черемисою со многими людьми, и пришед из Яранска к Вятке, Котельнич городок взяли и церкви Божии осквернили, и образы одрав покололи, и сотника стрелецкого Захара Попова на кол посадили, и многих людей побили, а жен и детей позорят, а крестьян до основания разоряют: сели в Котельниче, а из Котельнича во все городки пишут воровствам всяческим, чтоб им всю Вятскую землю прельстить и к вору привесть". http://www.kotelnich.info/history/stsh.shtm
  
  Впервые слово "Ватаман" встречается в договоре Новгорода с великим князем, датированным 1279 г. (Акты Великого Новгорода и Пскова), - как глава промысловой ватаги в Поморье. Само же слово в первоначальном значении означает - старший над пастухами, гуртоправ. Не исключено его изначально готское происхождение. Слово Ватага - очень близко по звучанию к слову Вятка. Это варианты одного и того же изначального понятия - некий "боевой строй".
  
  В Приуралье на верхней Каме находились огромные владения купцов Строгановых, которым царь разрешил нанимать отряды казаков для охраны их имений и завоевания пограничных сибирских земель. В 1581 году купцы Строгановы пригласили атамана Ермака (Василия Тимофеевича Аленина, заметим, у нас на Вятке есть фамилия Олюнин ) с дружиной для защиты от набегов сибирского хана Кучума, Большой наемный казачий отряд во главе с Ермаком двинулся на восток.
  Бытует мнение, что Ермак отправился самовольно, перед этим разгромив имение Строгановых и захватив всякое добро.
  Перевалив Уральский хребет вдоль реки Чусовой, пошли вниз по реке Тагилу, добрались до реки Туры, где произошло первое сражение с татарскими князьями, закончившееся победой Ермака, Возле урочища Караульный Яр Ермак победил татар благодаря хитрости. По преданию, Ермак посадил на струги чучела в казачьей одежде, а сам с главными силами сошел на берег и неожиданно обрушился с тыла на врага. Заметим, эта военная хитрость схожа с описанной в Вятском предании в эпизоде о взятии Чудского городка новгородцами.
  
  На Тульском казачьем форуме есть списки Донских казаков 16-17 веков.
  
   ссылка :
  "Перед Вами, заинтересованный читатель, список двух казачьих сотен, которые охраняли границы земли Русской более 400 лет назад.
  Итак, Лета 7096 от сотворения мира или 1588 года, как сейчас говорят. Пограничный город Дедилов, но еще не на Кавказской черте, а в Тульской области. Вдоль пограничной реки Шиворони раскинулись городские слободы Луговая и Дергилева, названные по имени казачьих сотен в них расквартированных, они здесь появились почти 400 лет назад в 1552 году и границу охраняли, и город строили, и землю от Царя-батюшки за азовскую и черкасскую службу получили. Вот их имена.
  ..............................................................
  
  Я не ошибусь, если скажу, что более старого списка казачьих сотен не существует. Люди с этими фамилиями живут в этих местах и ныне, а сколько их погибло на этих рубежах, до сих пор сохранились остатки братской казачьей могилы, разоренной уже в нашем веке в 50-е и 80-е годы, а лежат там казаки, судя по казачьим нательным крестам-анколпионам, которые там находят, с XV-XVI века и сыпятся под откос казачьи косточки добавляя бесславия и презрения к временам нынешним. Но не все так мрачно, потихоньку восстанавливается местная народная культура, рукам самого народа, так восстановлена старейшая казачья Пятницкая церковь XVI века, что в Луговой слободе. Расписанная местным самоучкой, она стала жемчужиной этих мест". Есаул Лепехин А.Н.
  
  Обратим внимание, казачьи могилы на верхнем Дону датируют рубежом 15-16 в. Характерные для особого рыцарского сословия (вятших людей, казацкой старшИны?) кресты энколпионы находят и на вятских городищах (Ковровы, Никульчино, Чурша, Слободской, но не Киров). Они несколько больше нательных, состоят из двух створок, между которыми хранились св. реликвии (кусочки мощей, молитвы и т. п.). На середине креста - изображение особо почитаемого святого (Михаила-архангела, кн. Бориса и Глеба, св. Николы, Спаса, Богородицы), а на концах в отдельных кружочках - др. святые. Предположительно, энколпионы пришивали на груди к одежде. В настоящее время их можно видеть на головных уборах высших церковников. Крест-энколпион с шариками по крам изображен на Вятском гербе. Говорят, знатные вятчане еще в 19 в. украшали такими крестами свои дома.
  Многие фамилии полностью или частично совпадают с Вятскими (современными или известными по описям 17 века). Это вряд ли случайно. К тому же есть очень характерные топонимические фамилии: Кошкоров, Микулин, Котелнин, Волков, Колинин и др. Этот документ требует внимательного изучения.
  
  Из летописей следует, что сразу после взятия Вятки в 1489 году всё её население (включая Каринских татар и, вероятно, вотяков) было приведено к крестному целованию, - присяге на верность Московскому князю. После этого часть из них была выведена с Вятки. Всё сказанное подразумевает перепись населения: "и писались вятчане слугами великому князю". А следовательно, было произведено присвоение фамилий тем, у кого их не было. Запись по фамилиям упрощает учет населения, проведение последующих переписей, наложение и сбор налогов, уголовное преследование. В централизованной по примеру империи Монголов и "Золотой Орды" Московии эта процедура была совершенно естественна и необходима.
  
  СПИСОК ФАМИЛИЙ КАЗАКОВ ДОНА СОВПАДАЮЩИХ С ВЯТСКИМИ
  
  (в скобках указан вятский аналог в случае значительного расхождения):
  
  Дергилев (Дёргачев), Дорощин (Дороничев, Доронин), Демин (Демин, Демков), Бабичев (Бабин, Бабинцев, Бабищев), Васильев (Васильевых), Грязен (Грязных), Гогаринов, Долматов, Леденев, Харин, Харкин (Каркин), Шилов, Мачехин, Уколов, Чорной (Черных), Рослаков (Росляков), Колесников, Котерин(?), Ишин (Ившин), Полуской (Полушкин), Негев (Неганов), Лихачёв, Онохин, Проскурин, Боранников (Бронников), Бородин, Бубнов, Бредихин, Истомин, Глазатов, Глухов, Грешной (Грехнев, Грехов), Ерин, Кононов, Копаев (Копанев), Косицин (Косицкий), Мальцов (Мальцев), Луков (Лукин), Матеха (Матехин), Лосков (Носков?), Помелев (Помелов), Полухин, Резанцев (Рязанов), Репин, Свиридовской (Свиридов), Софонов, Стукалов, Тотаринов, Федосов, Черницов, Арестов, Бурцов (Бурков), Девятов, Есипов, Костиков, Куприн, Ларин, Лопаткин, Лунев, Марфин, Микитин (Никитин), Нестеров, Обухов, Огеев (Агеев), Полуской (Полушкин), Расев (Рысев), Родогин (Родыгин), Савин, Скоков, Скореков (Скорев), Филипов, Хохунов - Хохлунов (Холунов?), Нестеров, Радыгин, Рыков, Ясютин (Евсютин), Шемякин, Ширяев, Максимов, Шавереньев (Шавырдин), Морозов, Кузмин, Аникеев, Воробьев, Бурцов (Бурков), Карпов, Собакин, Трухин, Раков, Романов, Тарасов, Титов, Якимов, Чиков (Чирков?), Юдин, Шилин, Колотой (Колотов), Колобков (Колобов),
  Якунин, Жуков, Угеев (Агеев), Сезенев, Стрельников, Мезин (Мезенцев), Малой (Малых), Маковлев, Зуев, Зубарев, Кашин, Сысоев, Путятин, Маврин, Куврин (Гаврин?), Шушин (Шошин), Кодлоков, Окулин (Окулов), Логвинов, Седелник (Сидельников), Киреев, Чеботарев, Ширяев, Филимонов, Шамров (Шаромов), Манин (Минин), Кислинский (Кислицын), Красношеин (Кривошеин), Шмакав (Шмаков), Якимов, Хавкин (Халевин?), Колепанов (Корепанов), Пущин (Гущин?), Карадин (Кардин, Хардин?), Костиков, Ябузов (Арбузов?), Ушеков (Ужегов, Ожегов), Долгов, Иахрин (Вахрин), Калуев (Холуев), Шилин (Шилов), Торушененин (Трушнин), Девочкин (Деулин), Выростов (Выродов?), Лепехин (Лепунов, Ляпустин?), Лунев, Телпин (Тюпин?), Михолищев (Михонин?), Платов (Платунов).
  От имен: Миня (Минин), Елка (Елкин, Елькин), Злоба (Злобин), Полушко (Полушкин), Булгак (Булдаков), Худяк (Худяков).
  
  Фамилии иногда давали от имени отца. Но выбор имён в каждой местности и в конкретный период времени до сих пор специфичен. Мода на имена была во все века. Поэтому схожесть отъимённых фамилий тоже о многом говорит. Кстати, такие фамилии в список совпадений были включены только отчасти.
  
  Особо выделим редкие и топонимические фамилии:
  Хохлунов - Деревня Хохловская Котел. уезда
  Дудолад - Дудоладовых, Дудоладов
  Весна - Веснин,
  Белобрагин (Кукарка: В деревне Белой жили Брагины)
  
  Ушеков - Ужегов. Между Слободским и Карино есть речка Ужеговица, на ней до сих пор живут удмурты. Но и ужей там предостаточно, так что фамилия может быть и русской, по гидрониму. Вообще, надо обратить внимание на "непонятные" фамилии, они могут иметь важное значение для подтверждения идеи о переселении с Вятки на Дон. Например: Чемордвинов может быть искажением от Шеморданов, деревня Шеморданы возле Карино.
  
  Об Орлове. Есть вятская фамилия Бельтюгов. Ее смысл и происхождение толком никто не знает. Она могла быть дана выходцам из городка Орлова 15 в., когда его называли Балчуг. Фамилия Балчугов встречается, но не у нас. Интересно, что казаки глаза называют бельтюками. Возможно, по казачьему говору, фамилию Балчугов переделали на Бельтюгов. Вероятно город Орлов звался Балчуг, от булгарского балик - небольшая крепость, пригород.
  
  Уже сейчас можно сказать, что это важный источник для получения информации по истории Вятки 15 века. Странно только, что о нём ничего не знали раньше. Повторю основные выводы.
  1. С Вятки вывели много людей, но не всех.
  2. Некоторые фамилии (роды) могли у нас полностью исчезнуть, поэтому в Тульских списках может быть ещё много других вятских фамилий.
  3. Среди фамилий есть топонимические, их могли получить вятчане переселившиеся из одного вятского города в другой. Такие фамилии получали в момент переписи те, кто еще не имел собственных устойчивых фамилий. Можно сделать вывод, что таковых было относительно немного.
  Желтиков - дер. Желтиковская возле Карино упомянута в грамоте сер. 16 века, а также совр. деревня на р. Юг.
  Кошкаров - город Кокшаров (Кашкаров) назван в ПСВ. Можно связать с вятской фамилией Кошкарёв.
  Колинин - распространенная у нас фамилия Калинин, также встречается у вятских удмуртов и татар. В Джагфар Тарихы упомянут вятский город Колын, - отсюда получилась фамилия Колинин.
  Котелнин - так звался Котельнич, фамилия есть в описях 17 века.
  Микулин, Волков - фамилии, возможно, распространенные повсеместно, но древнейшие вятские города и веси (Микулицын город и Волковский погост) нельзя сбрасывать со счетов.
  Батищев - Ботище старое название устюжско-вятского города Лальска.
  Подосиной - поселение возле древнего городка Осиновец на р. Юг.
    [] []
   Городище Никульчино (город Микулин) и первоначальный Лальский городок Ботище. Нельзя исключить, что фамилия Полуской происходит от Полузской, то есть житель Полузья, бассейна р. Лузы (приток Юга, протекает по Кировской (Вятской) обл.
  
  В Тульских и Вятских списках начала 17 в. нет фамилий Орлов, Хлынов, Вяткин, Шестаков, Слободин, хотя эти фамилии известны из более поздних документов и существуют ныне на Вятке и в её окрестностях. Это очень важный момент. Город Шестаков появился в 1540-х годах, поэтому отсутствие фамилии в Тульских списках говорит о появлении казаков на верхнем Дону ранее указанной даты. Слобожане упомянуты в описях Хлынова и др. мест на Вятке, а хлыновцы - в описи Слободского. Отсутствие таких фамилий в Тульских списках означает, что на момент первой переписи на Вятке (в 1489 г.) городов с названиями Хлынов, Слободской, Орлов и Вятка не было. Заметим, что этих фамилий практически нет и в ранних Вятских описях.
  
  По Слободскому городу совпадающих фамилий немного: Каркин, Котелников, Демков, Малой (4). По окрестностям больше (включая Шестаков - 21): Киреев, Ледянкин, Бородин, Кашин (Кашкин), Истомин, Рысев, Филимонов, Сысоев, Карпов, Воробьёв, Якимов, Елкин, Раков, Скоков, Брагин, Юдин, Бабинцов, Харин, Жуков, Никитин, Булдаков. Можно предположить, что после 1489 года население города заметно изменилось, старожилы сохранились в основном в его окрестностях.
  
  По Хлынову (15): Резанцев, Савин, Кашин, Киреев, Котельников, Леденцов, Лихачев, Жуков, Глазырин, Бабинцев, Глухов, Мальцов, Окулов, Гогаринов, Скорев. Некоторые совпадают с теми, что мы заметили в окрестностях Слободского. Это говорит о переселении из одного города в другой.
  Нет фамилий типа Устюжанин, Вычегжанин, Лузянин. Это подтверждает известное мнение, что выходцы с Северной Двины появились на Вятке после 1489 г. Однако, есть Мезин-Мезенцев (с р. Мезень). Мезень-река довольно далеко от Вятки, что говорит о водном пути, упомянутом в ДТ.
  
  Фамилии от прозвищ и имен могли возникать независимо, но их в списке достаточно много, а это создает определенную статистически значимую группу. Независимое появление одинаковых фамилий на расстоянии 1000 км маловероятно.
  
   "Первыми в русских землях приобрели фамилии граждане Великого Новгорода и его обширных владений на севере, простиравшихся от Балтийского моря до Уральского хребта. Новгородские летописцы упоминают множество фамилий-прозвищ уже в XIII в."
  Фамилии-прозвища (по местности или иной особенности) становятся настоящими фамилиями только при государственном учете - переписи, - так для чиновников удобнее проследить автобиографию человека (налогоплатильщика и потенциального преступника). С Вятки были выведены "большие люди" - часть населения городов, а не крестьян в нашем понимании. Предположительно, среди них было много новгородцев, бежавших на Вятку после 1478 г. Это повышает вероятность существования у населения вятских городов уже в это время фамилий или устойчивых фамилий-прозвищ. Ясно, что перед этим всех вятчан (по существу взятых в плен) переписали. Тем немногим, у кого фамилий не оказалось - присвоили фамилии от местности (города).
  В Вятских описях встречается многожество "казаков". Орловский уезд, Котел. уезд: Деревни Казаковская. Слободской уезд: Деревня Казакова и др. подобные топонимы к югу. Имя-прозвище Казак просто так за красивые глаза не дадут (хотя, казачья внешность тоже о чем то говорит). Тут может быть семейная преемственность, или хотя бы минимальное в прошлом участие в казачестве (походах и т. п.). Довольная распространенность имени "казак" и фамилии "казаков" само по себе не случайно. Например, "... Казак Родионов сын Шешин..." - фамилия Шешин очень напоминает из Тульского списка "Шушин".
  Казак - это вольный по происхождению человек. Поэтому казаками звали даже детей. (Они могли наниматься на работу, но могли при желании покинуть хозяина). В 17 в. почти все население России было зависимым, крепостным. Но сохранялась некоторая прослойка свободных людей. Из них формировались военные силы (прежде всего, казацкие), в том числе для освоения окраин расширяющейся империи. Правители были заинтересованы в сохранении этого контингента населения. На Вятке, исходя из ее истории, таких казаков было еще довольно много и в 17 в. Казак - не прозвище, а констатация принадлежности к сословию. Разумеется, постепенно казачье прошлое забывалось, превращалось в пустой звук, но что-то оставалось. Слово "казак", означавшее первоначально принадлежность к вольному военизированному сословию, превращалось в прозвище вольнонаемного человека. Этот процесс как раз и фиксируют переписи 17 в.: сначала казачьи поселения "Казаковские" деревни, фамилии "Казаков", а затем - казак-наемный работник. Кстати, эти казаки вряд ли пахали землю, скорее, выполняли какие-то иные функции - например, охраны земель и угодий, перегон скота, извоз и т. п.
  
  Многие из вычисленных вятско-казачих фамилий являются распространенными на сегодня, достаточно посмотреть тел. справ. Кирова; что косвенно свидетельствует об их давнем появлении на Вятке. Надо также иметь в виду, что далеко не все казачие фамилии могут быть определены через сравнение с Донскими. Скажем, какой-то род был полностью выселен с Вятки, или наоборот, - никто из него не попал на Дон, или отсиделся где, а потом вернулся домой.
  
  В Тульских списках казаков есть фамилии Белов и Костиков, близкие по звучанию к Белых и Костриков. Семья Костриковых приехала на Вятку за несколько месяцев до рождения сына Сергея (будущего Кирова) из Пермской губернии. Известно, что Пермский край заселялся в основном выходцами с Вятки.
  Фамилия Белых есть в ранних описях по Котельничскому уезду, - означены как выехавшие из Еренска, который входил в Казанское наместничество. Вспомним также, дер. Белую возле Кукарки, в которой жили Брагины. В Тульском списке есть Бело-брагины, у нас - просто Брагины. Имена Беляй и Беляк встречаются тут и там. (Упоминается также некое племя "беляков" на Вятке.) Белых могли быть уроженцами д. Белой, которая, как видим, в прошлом была известной казачей станицей. Вероятно, в 16 в. уцелевшие после "развода" средневятских городов казаки проживали в пограничной зоне между владениями Москвы и Казани (по линии Яранск - Кукарка - Уржум?).
  Вполне возможно, что оба наши героя (имеются в виду Сергей Киров и Никита Белых) имели своими предками Вятских казаков.
  Есаул Лепехин сообщает, что многие носители перечисленных им первых казачих фамилий продолжают жить в данной округе. Поэтому можно проверить их на генетическое родство с вятскими однофамильцами. Это дало бы ОЧЕНЬ веский аргумент. Правда, пар однофамильцев вряд ли наберется более двух десятков. Например, не все носители фамилии Калинин могут быть родственниками, а лишь выходцами из одного городка.
  Обратим внимание, казаки на верхнем Дону, судя по описям, жили в слободах. В 17-18в. существовала особая область Слободская Украина, заселенная в основном служивыми казаками жившими в слободах. В 15в. многочисленные поселения ушкуйников на С. Двине, перешедшие от Новгорода к Москве, звались Двинская Слобода. В грамоте 1428г. упомянуты "Вятка со слободами". В грамотах 16в. назван неоднократно "Верхний Слободской город" (иногда просто "Слобода"), который можно уверенно отождествить со Слободским городом. Отсюда можно видеть, что на Вятке в 15-16в. было, как минимум, две слободы - Верхняя и Нижняя. Это, вероятно, нынешний Слободской и Никулицын. Таким образом, имеем еще одно доказательство обитания казаков на Вятке.
  
  
    []  [] Хлынов [А]
   Городок "Кукмор" ("Ваткакар", "Кылнокар"?) - (Вятское городище в Кирове в районе Александровского сада), городок на Чепце (Солдырское городище), Хлынов 17в.
  
  
   ПРИЛОЖЕНИЕ 1
   Отрывки из работы, в которой говорится о существовании особой буферной области между Казанскими и московскими владениями:
  
   А.Г. Бахтин
   'Казанская украина' на рубеже XV-XVI вв.
  
   В источниках XV-XVI вв. встречается понятие южной 'крымской' и восточной 'казанской украины' (окраины). Последняя представляла собой буферную зону шириной от нескольких десятков до нескольких сотен километров. На данной терри- тории происходили сложные политические, экономические, культурные и этнические процессы. В отечественной историографии проблема отсутствия определенной строго обозначенной границы на сегодняшний день остается еще мало изученной1.
   Между русскими землями и Казанским ханством не имелось постоянных, стро- го определенных границ. В качестве единственного исключения следует отметить зафиксированный в источниках участок границы по реке Суре. Так, по сведениям Герберштейна, река Сура разделяла владения царей московского и казанского10. Возведение в 1523 г. на правом казанском берегу в устье Суры крепости Василь- сурск вызвало недоумение среди русского дворянства. В одной из частных бесед сын боярский И.Н. Берсень-Беклемишев говорил: 'Почто князь великий ходил в Новгород, поставил на их стороне лукно, ино как ся с ними (татарами- А. Б.) помирити?.. и поставити было город, ино было поставить на своей стороне, ино бы и миру быти'11.
   Некоторые историки считают, что граница проходила также и по реке Ветлуге. Однако, вероятнее всего, рубежи Московского государства располагались намного западнее. Это подтверждается информацией, содержащейся в 'Житии Макария Желтоводского'. После того как в 1439 г. татары напали на Желтоводскую обитель, схватили Макария и привели к военачальнику, который обругал своих воинов и отпустил его вместе с прочими пленниками, предупредив о необходимости не- медленно покинуть эти места, 'понеже земля та наша есть, Казанскому царству прилежащая'12.
   В целом граница определялась лишь приблизительно, по принципу уплаты населением ясака. Условно от устья Суры ее можно провести на север через Ветлуж- ско-Унженское междуречье к Средней Вятке и далее к Каме выше устья реки Белой, на юг - вдоль русла Суры к Дикому полю, где находилась 'крымская украина'. В зависимости от результатов военных действий граница сдвигалась в том или ином направлении. Герберштейн пишет о черемисах, живущих недалеко от Нижнего Нов- города: 'Они подвластны теперь казанскому царю, хотя большая их часть прежде платила дань князю московскому, оттого до сих пор они причисляются к подданным Москвы'13. Чуваши и горные марийцы 'казанской украины' жаловались на притес- нения татарских феодалов не в Казань, а представителям русской власти. Русские высылали помощь и наказывали обидчиков14.__
   Из-за политической нестабильности и практически не прекращавшейся 'малой' пограничной войны население 'украины' не было многочисленным. В житии Варнавы Ветлужского говорится, что 'запусте от пленения того поганьского Батыя царя сия страна... И где было жилище человеком, порасте везде великими лесами и названа бысть Ветлужская пустыня. И никем непроходима, только не- многими людьми, приходящими лова ради звериного из предела града Унжи'15. Казанский летописец, описывая южный участок 'казанской украины', отмечает, что он 'от частых воеваний запустеша... от силнаго Батыява пленения, и от инех по нем царей, все погибе'16.
   Полная опасностей жизнь жителей 'казанской украины' - вятчан, унжан, гали- чан и нижегородцев - закаляла характер, сплачивая их в борьбе за существование. В первой половине ХVI в. немало русских беглых людей скрывалось на 'казанской украине', где было опасно, но куда не всегда дотягивались руки боярско-дворянского сыска. Герберштейн писал, что Вятская земля 'служит своеобразным убежищем для беглых рабов и злодеев'17. В 1550 г. вопрос об укрывающихся на татарских рубежах беглых даже выносился на обсуждение Земского собора18. В годы активизации казанских нападений (30-40-х гг. XVI в.) приграничная с ханством полоса шириной в десятки и даже сотни километров по линии Муром - Нижний Новгород - Унжа - Вятка - Пермь была настолько опустошена, что для повторного освоения этих территорий потребовался долгий период19. Жить на 'украине' было опасно, селения прижимались к крепостям или прятались в лесной глуши вдали от дорог. Участник похода на Казань в 1552 г. князь А.М. Курбский писал про горных марийцев, что 'у них села при великих крепостях ставлены и незримы аще и по близку ходящи'20. Имелись и укрепленные рвами, валами и частоколами 'крепи' и 'остроги', в которых русские, марийцы, удмурты и чуваши укрывались в случае военной опасности.
   Набеги приносили много бедствий вятчанам, но на Вятку постоянно прибывали русские переселенцы.
   Существование буферной зоны - 'украины' - обеспечивало некоторую безо- пасность русских земель. Пограничье требовало создания и сохранения там особых административных образований. По периметру восточной границы в силу особой политической ситуации и целенаправленной государственной политики сложились полунезависимые политические образования. На севере это была Вятская земля, на юге - Касимовское царство, Темниковское княжество и др., южнее начинались казачьи области.
   На севере, в Вятской земле, четко прослеживается правительственная политика по привлечению местного татарского и удмуртского населения на службу по защите границы. Во время присоединения Вятки в 1489 г. в руки москвичам попали не только вятчане, но и поддержавшие их арские князья. Примечательно, что они были 'приведены к роте' (присяге) и тут же отпущены по домам30 . Жалованные грамоты каринским татарам Девлечьяру Магмету, Сейтяку Алисуфову, Касыму Газыеву и Шеисламу Мурсеитову от 1510, 1542, 1551, 1556 и 1582 гг. свидетельствуют, что заинтересованное в их службе правительство щедро жаловало им деревни и льготы. Немаловажно то, что в грамотах содержатся рекомендации призывать удмуртов, чуваш и татар из Казанского ханства. В грамоте великий князь пишет: '...а сказы- вали, что де ис казанских мест казанские люди вотяки и чювашене хотят идти на мое великого князя имя на опас на Вятку житии...'31.
   Побуждающим мотивом для переселения было желание воссоединиться с находящимися на Вятке в плену женами и детьми. В грамоте Василия III слободскому наместнику Гаврилу Мансурову от 29 июня 1522 г. содержится указание о привлечении каринских князей, вотяков (удмуртов) и чуваш (бесермен) к обороне города от казанцев32.
   Правительство запрещало вятчанам без надобности нападать на местное на- селение. 'Вы де тех вотяков хотите воевать без нашего ведома самовольством... И яз царь и великий князь... тех вам вотяков воевать не велел. И вы б тех вотяков без нашего ведома однолично не воевали и не грабили', - писал Иван IV33.
   У вятчан была налажена торговля с Казанью. Оттуда они получали хлеб. Вят- ская земля для выживания использовала не только силу, которой не всегда было достаточно для противостояния сильным соседям, но и политические контакты. Временами вятчане платили дань в Казань. Такие отношения существовали и после подчинения Вятки Москве. Об этом свидетельствуют сепаратные переговоры вятчан с казанским ханом Сафа-Гиреем в 40-е гг. XVI в.34
   Кроме того, вятчане вступали в союзнические отношения с татарами, марий- цами и удмуртами в случае военных действий против других русских земель. Так, митрополит Иона в 1452 г. в своих посланиях на Вятку упрекает тамошних жителей в том, что они 'с поганством (с язычниками) соединяющесь'35.
   По свидетельству краеведов XIX в., многие жители Вятской земли и Поветлужья вели свою родословную от местного мерянского, марийского или удмуртского населения37.
   В середине XVI в. после усиления Русского государства и ослабления Казанс- кого ханства баланс сил нарушился. В 1552 г. последовало взятие Казани, в 80-е гг. XVI в. прекратило существование Сибирское ханство. Понятие 'казанская украина' сохранялось до тех пор, пока на присоединенных территориях было неспокойно. Во время восстания народов Поволжья в 1582 г. 'казанская украина' упоминается в разрядной книге54. Последний раз это понятие употреблялось в Смутное время. Русские крестьяне Благовещенского монастыря Курмышского уезда в марте 1607 г. в челобитной грамоте патриарху писали, что 'созывали де их первые власти на пустошь на Плотинской Враг на льготу... потому что де место на украине, близко черемисы'55.
  
   Б. У. О казаках живших в "Вятской Украине" ничего не говорится, но общий контекст это подразумевает.
  
  
   ПРИЛОЖЕНИЕ 2
  
   http://www.ckw.ru/kazaki/av_sopov/
  
   Историография вопроса о происхождении казачества
   А. В. Сопов.
  
   На сегодняшний день господствующими в общественном мнении и в научной литературе являются две поляр-ные теории происхождения казачества. Первая из них, по меткому выражению Игоря Яковенко 1 , может быть названа "казенной" и возводит казачество к вольнице беглецов из русских земель в Дикое Поле. Бежавшие от феодальной эксплуатации в Степь "искатели воли" (в основном, крестьяне и холопы) и создали по мнению ав-торов этой теории к середине XVI в. особую организацию - "казачество", постоянно подпитываемую новыми потоками переселенцев из Центральной и Западной России.
   Данная точка зрения окончательно сформировалась в советское время, доминирует в представлениях большинства неказачьего населения и закрепилась в общественном сознании десятилетиями школьного преподавания. В данном случае казачество рассматривается как безусловно русская (или украинская) по происхождению группа населения, в ходе особых условий существования (пограничье, постоянные войны и набеги) выработавшая специфические черты: особую военную организацию, уклад, общинный быт и др. Вторая теория, приверженцами которой являются, в первую очередь, некоторые представители "казачьей науки" 2 , вольноказачье движение и др., считает казаков особым этносом (национальностью), возникшим еще в античную эпоху (в начале нашей эры) от смешения туранских, скифских, меото-славянских, аланских и прочих племен с торжеством среди них славянской речи. 3 Подобная трактовка казачьей этнической истории позволяет обосновать обособленность казаков от остального русского населения, объясняет их национальную самоидентификацию и культурно-бытовое своеобразие. Возрождение казачества, вспышка интереса к нетрадиционным подходам в изучении этнической истории придали упомянутой теории идеологическую функцию, сделав ее знаменем наиболее радикальных ревнителей национальной исключительности казаков.
   Кроме этих двух, существует довольно большое количество условно говоря "промежуточных" теорий:
   - А.А. Гордеев, автор "Истории казаков" 4 возводит происхождение казачества к взимаемой Золотой Ордой с покоренной Руси "дани кровью" - "тамги". Забираемые в Орду русские юноши использовались для охраны степных границ и несения ямской службы, воспринимая уже готовые формы военной и общественной организации степняков (монголов и половцев).
   - По мнению крупнейшего российского историка Р. Скрынникова, казачество возникло из слияния немногочисленных русских переселенцев с населением татарских станиц в степях. - Л.Н. Гумилев неоднократно подчеркивал происхождение терских казаков от хазар-христиан, а в целом возводит казачество к крестившимся половцам.
   - Уже упоминавшийся нами И. Яковенко убежден в том, что казачество возникло в результате половецко-русского смешения при явном доминировании половецкого субстрата. По его мнению, антропологические (форма черепа, телесная конституция) и этнографические (особенности бытовой культуры и песни) данные выдают в казаках природных степняков. 5
   - И.Я. Куценко считает, что казачество это своеобразная и "самобытная народная демократия..., превратившаяся в служилое сословие". 6
   - В.П. Трут считает принадлежность казачества к самостоятельной этнической группе и его характеристику как этноса (народа) вполне оправданной и не вызывающей сомнений. 7 - Б.Е. Фролов, опираясь на большое количество документированных фактов, подчеркивает полиэтничность происхождения казачества. 8
   - Л.М. Галутво считает казачество единым населением с определенным хозяйственно-бытовым укладом, традициями и культурой. 9
   - О.В. Матвеев вполне резонно замечает, что "при решении проблемы необходимо учитывать прежде всего специфику каждого отдельно взятого казачьего образования" 10 .
   - А.И. Козлов видит (не без оснований) экстремизм в попытках возродить казачество как этнос, находя все новые аргументы в обоснование "сословной" теории. 11
   - П.Н. Лукичев и А.П. Скорик объявляют очевидным тезис об этнической самостоятельности казачества. 12
   - Р.Г. Тикиджьян указывает, что "в конце XIV - первой половине XVI веков на территории Дикого Поля шло формирование казачества как особой социальной и этнографической группы (субэтноса) на полиэтнической основе". 13
   Кроме этих наиболее известных современных теорий существует и целый ряд не потерявших актуальности исторически более давних гипотез. Первыми, кто пытался выяснить вопрос казачьего этногенеза были в XVII в. поляки Пясецкий и Коховский, считавшие, что казаками (или козаками) назывались те люди, которые на своих лошадях были быстры и легки как козы.
   В XVIII в. таким же чисто внешним филологическим путем, основываясь на созвучии в названиях, начинают видеть в казаках остатки или потомков различных народов. Грабянка, а за ним А. Ригельман производили казаков от хозар. 14 Ян Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь Мстислав Владимирович поселил в XI в. в Черниговщине.
   По мнению В.Н.Татищева, в Египте был город Черказ (от него и казаки впоследствии у русских людей назывались черкасами), 15 жители которого переселились на Кавказ и стали называться косогами. Из Кавказа выводил казаков и Петр Симоновский, сближая римское название Гиркании (историческая область на Кавказе) с латинским словом HIRKUS - козел.
   Кроме филологических были и другие попытки объяснить происхождение казаков. Польский историк Кромер и русский князь М.М.Щербатов 16 видели в казаках остатки половцев. Вольтер в "Истории Карла XII" - остатки татар. Н.М. Карамзин, С. Соловьев, В.Б.Броневский 17 - потомков тюркского народа, жившего на юге России и известного под именем Черных Клобуков.
   Польский хроникер Мартин Бельский, дядя которого был первым старшиной в казацком войске в начале XVIв., говорит, что казачество выделилось из народа, благодаря умственному складу и характеру некоторых лиц и условий жизни. В целом взгляд Бельского на казачество как на класс рыцарей разделял и французский инженер Боплан 18 , около 20 лет пробывший на Украине и украинский летописец Самоил Величко.
   Н.И.Костомаров 19 считал казаков за мещан, которые ходили на юг сначала на промыслы, а затем условиями жизни они принуждены были вооружаться и вести военный образ жизни. Карпов и Тумасов связывают казачество с княжескими дружинами, профессор П.В. Голубовский - с бродниками 20 , которые еще в домонгольские времена (XI - XII вв.) занимали степные места.
   Особой точки зрения на происхождение казачества придерживались профессор В.Б. Антонович и самый крупный и авторитетный историк кубанского казачества Ф.А.Щербина 21 . Они связывали происхождение казачества с древнерусскими вечевыми общинами. "Несомненно, что казачество появилось на смену вечевого уклада народной жизни, хотя, разумеется, и под влиянием экономических причин. Жажда свободы и стремление к народоправству были прямым наследием вечевых порядков..." 22
   А.С.Пушкин 23 и М.К.Любавский 24 считали казачество частью русского народа, развившей свою самобытность: "Казаки - не остатки каких-то древнеславянских вольных общин на пограничье русской оседлости, а вооруженные артели промышленников, вытянутых из пределов этой оседлости пустотою степей" 25 . А.П.Певнев 26 видит в казаках потомков рязанских и мещерских стражников, защищавших русские поселения от татарских набегов в эпоху господства Золотой Орды.
   Е.П. Савельев смотрит на казаков как на исконных обитателей берегов Азовского и Черного морей, Дона и Нижнего Днепра 27 . По его мнению "остатки ордынских казаков, не присоединившиеся к киргизам - своим соплеменникам, образовавшим новое ханство, могли быть первым ядром, около которого копились русские беглецы. Скоро это ядро могло исчезнуть от безженства... и русское поколение ... остаться хозяином союза" 28 .
   С.Д. Охлябинин возводит первоказаков к авангардным отрядам монголо-татарских войск - бессемейным удальцам. Эти разведчики, стражи находятся затем на регулярной службе у татарских баскаков, взимавших дань с русских земель, а спустя столетие, вместе с хозяевами, переходят на службу русским князьям, становясь особым родом войск 29 .
   И, наконец, по мнению И.М.Каманина 30 казачество - "исконное землевладельческое и земледельческое туземное южно-русское население, сознающее свою национальную особенность и преданное своей вере, которое, признав сначала добровольно власть татар, а потом перейдя под владычество Литвы, при вторжении в его жизнь чуждых шляхетско-католических начал стало стремиться к обособлению, к выработке собственных форм; но вследствие отсутствия сильной власти центральной, соединенного польско-турецкого давления извне, постоянных смут внутри, оно вынуждено было развиваться лишь в многосторонней, обессиливавшей его борьбе, которая и составляет отличительную черту казацкой истории". 31
   Мнение автора состоит в том, что самобытность, особость казаков позволяет, в любом случае, говорить о них как о чем-то этнически специфическом: будь это - самостоятельный этнос, этнографическая группа русских или особая этносословная группа населения. Ведь замечательно, что при всех своих различиях, практически каждая из названных теорий и гипотез подчеркивает своеобразие казачества, его глубокое отличие от остального русского населения.
  
  
   История татар с древнейших времён в семи томах.
   Том 2. Волжская Булгария и Великая Степь. Казань, 2006.
  
   С.К. Белых, Л.Д. Макаров (Ижевск)
   глава 'НАСЕЛЕНИЕ КАМСКО-ВЯТСКОГО КРАЯ В БУЛГАРСКОЕ ВРЕМЯ'
  
   По мнению Л.Д.Макарова, Вятская земля была феодальной вечевой республикой (по типу Великого Новгорода), управляемой местным боярством, земскими воеводами и ватама-нами. Впрочем, судить о структуре управления и социальном составе Вятской земли пока еще очень сложно,т.к. эти аспекты лишь бегло упомянуты в одном-единственном источни-ке - грамоте митрополита Ионы, направленной на Вятку около 1452 г. [Макаров 2003, с. 41].
   "В отличие от Л. Д. Макарова, говорящего о феодальной вечевой республике, В. В. Напольских (устное сообщение), учитывая отсутствие источников, свидетельствую-щих о собственно феодальной организации вятского общества и о республиканских институтах, предлагает использовать в отношении населения Вятской земли и его социально-политической структуры термин "предказачество", имея в виду, что источники формирова-ния населения (выход на 'вольные земли' на окраинах Руси), образ жизни (сочетание кре-стьянского хозяйства с военной активностью и соответствующей организацией, охваты-вавшей, видимо, всё мужское население) и политическая организация (известно мало, но во всяком случае речь идёт об отсутствии вятчан единоличной власти и наличии руководителей, так или иначе опирающихся на одобрение со стороны вольницы) вятчан XIV-XV вв. и казаков XV-XX вв. были близки. Отличие, которым обосновывается приставка "пред-", состояло в том, что, вятчане не состояли на службе у государя в силу отсутствия такового".
  
  
   ДОПОЛНЕНИЕ
  
   КИНОФИЛЬМ - 39-ти минутный фильм 1 ТВ-канала об ушкуйниках и походе на Сарай в 14в. Много дутой сенсационности, грубых ошибок, но в целом линия такая: ушкуйники жили самостийно в Хлынове; после его взятия Москвой в 1489г. многие из них перебрались на Волгу и Дон, став основой казачества.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"