Устинов Борис Геннадьевич : другие произведения.

Вятка - родина казачества 5

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Работа по истории Вятки "Новая история Вятки".

НОВАЯ ИСТОРИЯ ВЯТКИ
  
  
  Как было упомянуто выше, флотом Булгар в 12 - начале 13 в. командовал некий Ширдан, а затем его сын Нукрат. В ДТ под Ширданом понимается город на нижнем Дону - Азов, окрестности которого населяли профессиональные речники-моряки. Можно отождествить этот народ с известными из источников того времнени "бродниками", о которых читайте здесь:
  http://www.rustrana.ru/article.php?nid=29315
  Имя "бродники" нужно трактовать не как "бродяги", а как люди, контролирующие броды-переправы, то есть, шире, - речные пути. Бродники союзничали с булгарами, были их флотом, а в 13 в. в виду засилья на нижней Волге и Дону татар, перебрались на Вятку. В одном случае в летописи бродники названы "бронниками", есть фамилии Бронников и Бродников.
  
  В русских летописях бродники упоминаются четыре раза - под 1147, 1216, 1223 и 1353 гг. Первый раз, когда они и половцы присоединились к походу князя Святослава Ольговича против вятичей. В 1216 г. бродники находились в войске владимирского князя Юрия Всеволодовича в войне против Новгорода.
  
  Летописные сведения не позволяют судить о местопребывании бродников и не дают оснований для вывода о жительстве их на Дону. Нет также арх. следов их жительства здесь. Более или менее связано с Доном лишь сообщение об участии бродников в битве на Калке. Бродники, как и шестники, выступали часто в роли наемных союзников. Вероятно, в 1223г. они были приглашены кем-то из русских князей для войны с монголами, но по какой-то причине в ходе сражений перешли на сторону противника.
  
  "Бродники - народ русско-хазарского происхождения, наследники древних хазар. Пока киевские князья воевали с половцами, бродники были их союзниками, когда же киевляне столковались с половецкими ханами, бродники нашли союзников в лице монголов и помогли Субутай-багадуру выиграть битву при Калке в 1223 году. Золотоордынские ханы умели ценить оказанную им помощь и оставили бродников спокойно жить в долинах Дона и Терека. С XVI века потомки бродников называются тюркским словом - казаки". - Л. Гумилев.
  Нельзя согласиться с прямым происхождением казаков от бродников. Между сер. 13 в. и появлением казаков на Дону в 16 в. огромный временной разрыв. В этот период по приазовью не раз прокатились волны степных воинств, бродникам, оставайся они на месте, уцелеть никак не удалось бы. Но, к счастью, у них были средства передвижения, а потому не стерпев засилья ордынцев, они покинули Дон. Бродники могли стать одним из компонентов населения Вятки.
  
  На Вятке "брод" - рыболовный бредень, на Дону "бродак" - небольшой невод. Бродни - мягкие сапоги для охоты и ловли, лапти, старая домашняя обувь. Бродник - бредник, бредень. В англ. языке одно из значений слова broad [brɔ:d] - свободный. Вероятно, это изначальное понятие. Получается, бродник - свободный, склонный к передвижению человек. Такие люди часто вызывают опасливое подозрение, а потому неприятие (отсюда негативное - бродяга, сброд). Способ рыбной ловли может быть вторичным по смыслу: бродить по воде со снастью.
  
  В вятских деревнях до сих пор используют глагол "брОдить" - рыбачить бреднем. Отсюда возможно, бродники - это рыбаки или люди, чье основное занятие был рыбный промысел.
  
  Рыболовство было основным пропитанием казаков, поэтому слово бродники может иметь и такое толкование. В любом случае, бродники - это люди привычные к передвижению по рекам. При этом, у них были и постоянные базы, например, Азов-Ширдан. В Новгородских летописях упоминаются "шестники" (от шествие, пришествие) - это наемники из соседних земель (стран), принимавшие участие в сражениях на стороне Новгорода. Название шестники по смыслу похоже на имя бродников, которые участвовали в войнах на стороне русских князей, в частности, против новгородцев. Они нанимались на службу, вероятно, одноразово. Азовские бродники обеспечивали переволоку Волга-Дон, - контролировали важный торговый путь. Часть бродников, как видим из ДТ, исполняла роль флота Булгар. Их переселение на Вятку во второй половине 13 в. совершенно естественно. Здесь, на далекой восточной окраине русской Ойкумены, они вошли в формирующийся казачий субэтнос.
  
  
  
  http://bg-znanie.ru/article.php?nid=30180 - Здесь в небольшой работе собраны первые летописные упоминания о казаках. Вот мой комментарий на это.
  Легендарное участие казаков в Куликовской битве имеет некоторые основания. Как мне удалось выяснить, вятчане, в составе отряда булгар, там были; правда, поначалу на стороне Мамая, да и сама битва была совсем не такая, как рисуют.
  Псков явно имел связи с Вяткой, - об этом свидетельствуют топонимы. Неудивительно, что знатный псковитянин был прозван Козачек.
  Казак Мамай тоже наш - достаточно указать на распространенную вятскую фамилию Мамаев. В московском походе 1468 г. вполне могли участвовать вятские казаки-добровольцы, хотя официально вятчане отказались.
  Судя по "рязанским казакам" на лыжах с рогатинами, в 15 в. название казаки (вольные люди, умелые в военном деле) применялось уже не только к вятчанам, хотя нельзя исключить появления вятчан-казаков в этом соседнем регионе.
  Казаки казанского хана Улуй-Мухаммеда вряд ли были из далёких от Казани Черкас, - казаков ему можно было сыскать и ближе (скажем, на вятской Чепце).
  
  "...Французский посол Робрук, проезжавший в 1252-1253 гг. через земли Дона, сообщал: "Повсюду среди татар разбросаны поселения руссов; русы, смешались с татарами и в смешении с ними превратились в закаленных воинов; усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни. Средства для жизни добывают войной, охотой, рыбной ловлей и огородничеством. Для защиты от холода и непогоды строят землянки и постройки из хвороста; своим женам и дочерям не отказывают в богатых подарках и нарядах. Женщины украшают свои головы головными уборами, похожие на головной убор француженок, низ платья опушают мехами выдры, белки и горностая. Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмени и барашковые шапки. В смешении с другими народами русы образовали особый народ, добывающий все необходимое войной и другими промыслами... Все пути передвижения в обширной стране обслуживаются руссами; на переправах рек повсюду русы, имеющие на каждой переправе по три парома".
  - Писалось это всего через 10 лет после Батыева нашествия, и об "усвоении" татарских обычаев говорить не приходится. Способы хозяйствования, жилища, наряды, о которых рассказывается, совершенно не соответствуют монгольским. Просто Робрук видел бродников, которые и раньше жили подобным образом... Но население Приазовья не желало покориться, и после своего рейда в Европу Батый жестоко усмирил восстание местных племен. Они были разгромлены, г.Тана (Азов) разрушен и вырезан. И "страна Касакия" из всех источников исчезает. На ее месте обосновалась Ногайская орда. Однако исчезает и этноним бродников (в последний раз они упоминаются в 1254 г.) - позже сменяясь на "казаки". Напрашивается вывод, что подвергшиеся погрому племена касаков распались. Одни отступили в горы - они стали предками черкесов, карачаевцев, кабардинцев. Другие бежали, укрываясь в болотах Приазовья, лесах донских притоков". http://www.kavkazweb.net/forum/viewtopi ... 3362&sid... -
  На вятских городищах (Никульчино и др.), судя по археологии, первые русские в 13 в. проживали в "полуземлянках южного типа". Лишь с 14 в. появляются наземные дома-избы, характерные для Русского севера. Русскоязычное население Приазовья разбрелось кто-куда, Вятка была одним из направлений. Период "отатаривания" был больше 10 лет, если за начало его принять 1223г., когда бродники впервые участвовали в сражении на стороне монголов. За 30 лет произошла смена поколений, и отчасти изменились традиции.
  
  Под отатариванием я понимаю следующее. Татары в 13 в. - это не этноним (название народа), а военное сословие в монгольском государстве (думаю, нет сомнений, что нижний и средний Дон был областью Золотой Орды). Татарином мог стать любой, даже и веру менять не надо, среди "татар" было полно христиан. Об этом есть многочисленные сообщения. В Сарае была учреждена отдельная епископия, да и в самой Орде (передвижная ставка хана-царя) русские князья и попы жили годами. Другое дело, что постепенно новая власть бронзовела, закручивала гайки, а потому свободолюбивые бродники стали уходить со своих мест. Вятка в 13-15 в. была практически единственным в Вост. Европе регионом, где могли укрыться и переждать трудные времена такие люди. Те кто все-таки остались на Дону и Волге, неизбежно должны были приспособиться к новым условиям. Если это были казаки, то уже татарские (с соответствующей культурой). Такие известны на Волге, да и на Дону в 15-16 в. Достаточно вспомнить о жалобе присланной Московскому князю от татар на разбои каких-то казаков на среднем Дону под предводительством некого Сары Азмана. Татарские казаки упоминаются даже как плавающие на ушкуях! Каринцы у нас на Вятке по сообщениям 16в. схожи с казаками, но они мусульмане. Русские казаки появляются на Дону (и Днепре!) в чисто русском, и даже, как мы видим из приведенных выше списков, в северо-русском, вятском виде. Другое дело, что к ним со временем стали притекать люди со всех концов, и не только с севера.
  
  О казаках на службе у булгар и Казани не раз говорится в ДТ. Но, учитывая сообщение нашей летописи о том, что хан Улуй-Мухаммед посылал за козаками в Черкесы (кстати, у нас на Вятке отмечаются топонимы типа "черкес" и много "казачьих"), квартировали эти козаки отдельно от Казани 15в. Подобную ситуацию можно сравнить с тем, как сыновья князя Юрия Дмитриевича посылали за вятчанами в трудные минуты. Это косвенно подтверждает версию Е. Х. о тождестве двух указанных личностей.
  После 1459 г., когда Москва первый раз наложила руку на Вятскую свободу, начался отток вятских казаков на Дон и Днепр, именно в это время появляются первые свидетельства о тамошних казаках. Они селились в пограничье Польши и Московии - Украине.
  Первое сообщение о казаках появившихся на границах Польши дает польский историк Ян Длугош (в переводе М. Грушевского в его Истории украины): "У 1469 р. велике татарське вiйсько, набране з утiкачiв, розбiйникiв, вигнанцiв, яких звуть вони своєю мовою козаками, пiд проводом хана Маняка, напало на землi Польсько Корони".
  Татарское Войско было набрано из беглецов, - "разбойников и вигнанцев" (выгнанных), которые сами себя звали козаками. Разбойниками считали в ту пору Вятчан, на них как раз начались гонения. В 1468-69 годах вблизи Вятки происходили военные действия Москвы против Казани. На вятчан оказывали давление с обоих сторон. Вятчане держали нейтралитет, хотя не исключено, что некоторые из них помогали Москве. Ю.Г. Алексеев "Походы русских войск при Иване III":
  http://choragiew.ru/index.php?option=co ... &Itemid=52
  
  Политическая и экономическая ситуация во второй половине 15в. была не по душе вятчанам, и некоторые из них предпочли в 1469 г. сняться со своих мест. Возможно также, что эти козаки были на службе у Казани; и, в таком случае, они просто не хотели участвовать в войне с Московитами и др. русскими, а потому ушли на запад и отвоевали себе место на границе Польских владений, что было воспринято как нападение.
  Что касается татарских имен первых казаков Дона, то имя Карабай связывают у нас с основателем Карино. Сары Азман в письме ногайцев - очень похоже на искажение от "Старый Атаман". Татары жаловались в Москву на этих "разбойников, построивших на Дону свои города", то есть предполагали какое-то влияние на них со стороны Московского правителя. Поэтому можно считать, что козаки "Сары Азмана" были, как минимум, русскоязычными.
  
  
  
  В ДТ есть сообщение о приходе на Вятку Московского войска в 1478 г.: "Когда русские подошли к Колыну, то обнаружили среди защитников города Урака с пятью сотнями его казаков и грамотой Мохаммед-Амина на защиту этой булгарской крепости. К сожалению, колынцы быстро изнемогли, перессорились и, поверив лживым обещаниям русских не трогать города в случае высылки Урака, заставили его покинуть крепость. Урак выехал из города со снохой Ганикея Марьям и 200 жителей, пожелавших остаться под властью Булгара". Итак, мы видим, что городок покинули 500 казаков (очевидно, составлявших охрану казанского посла) и 200 жителей. В ДТ сказано, что они поселились ниже по Вятке. Всего в крепости могли временно укрываться (исходя из ее размеров 1 га) до 3000 человек. После ухода части защитников город был взят.
  Поход Москвы на Колын 1478 г. в ДТ явно отличается от похода описанного в наших летописях под 1489 г. (кстати, не упомянутого в ДТ). И наоборот, события 1478 г. касающиеся Вятки описаны в наших летописях крайне противоречиво и неполно (см. Ю. Алексеева). Сначала идут рассказы о приходе на Вятку казанцев и их попытке пройти далее на Устюг. Возможно, Казань хотела нанести отвлекающий удар, когда основные силы Москвы были заняты разгромом Новгорода Великого. Из этой затеи ничего не вышло, но, похоже, устье Моломы осталось за казанцами. С началом судоходства в конце апреля Москва предприняла поход на Казань. Есть сведения, что часть судовой рати шла с Устюга через Вятку. По ДТ в этом году состоялась передача Колына от Булгара Москве. Ю. Алексеев пишет, что осенью этого года на Вятке находилось Московское войско под командованием тех же воевод, что пришли сюда весной. Это подтверждает сообщение ДТ о присутствии в Колыне отряда казаков Урака, который стоял в Колыне (по крайней мере) с зимы для защиты интересов Казани на Вятке, но весной был вытеснен московским войском, которое оставалось здесь до осени. Взятия Вятки под полный контроль Москвы в этом году не произошло. В лучшем случае, в Колыне остался московский наместник с охраной. Остальные Вятские города вряд ли ему подчинялись.
  В описании событий 1489 г. нет военных действий в районе Котельнича, он обозначен только как место сбора сил. Это говорит о том, что этот регион уже давно контролировался Москвой. Исходя из сказанного, можно положить, что были два разных события.
  
  1. Относительно мирный переход в 1478 г. Колынской волости от Казани к Москве.
  
  2. Военный поход Москвы в 1489 г. от устья Моломы на восток, в Арскую землю на Микулин и Кошкаров.
  Отсутствие фамилии Орлов говорит о его полном разрушении в конце 15 века (археологами выявлены следы пожара), и вероятно, ином прежде названии (Балчуг?). Большому погрому подвергся также Микулин - вероятно, он оказал сопротивление. Археология Никуличского городища даёт много предметов вооружения. Этот город принял основной удар огромного московского войска, нельзя исключить сражения вне стен города.
  Слободской город (Кошкаров), вероятно, не был разрушен, его жители, узнав о судьбе Микулина успели бежать, а те кто остался были частью выселены за пределы Вятки или в сельскую местность. Город заселили в основном устюжанами и переименовали в Слободской. По моим разысканиям такое название появилось в виду того обстоятельства, что до победы над Казанью (1552 г.) населению этого города и его округи были даны некоторые особые права, - свободы. Поэтому вся эта территория (примерно в пределах нынешнего Слободского района) называлась Слобода. Ранее она была территорией Казачьей республики, с востока к ней примыкали владения Арских князей.
  Первоначально Вятка была княжеством. Судя по Вятскому гербу (слегка видоизмененный Балтавар), Арские князья принадлежали к древнейшему булгарскому роду Дуло (дулеба), родственному Киевским князьям. В 10-11 в. они (по гипотезе изложенной на сайте http://skygrad.narod.ru/texts.htm в работе "Герб Вятский и Слободской") были правителями могущественной Вятичской земли (Арсании), простиравшейся от верховий Оки и Москвы до Казани и Вятки. Постепенно под напором Киевских князей, булгар, а в 13 в. монголо-татар, территория Арсании сократилась до "удельного княжества Вятка" с центром на Чуршинском городище. С принятием ислама этот княжеский род обособился от русскоязычного населения Вятки, и в конце 14 в. замок на Чуршинском городище подвергся атакам новгородцев и вятчан-колынцев. Арским князьям со своими сторонниками (вотяками и бесерменами) пришлось перебраться на другой берег Вятки, где возник особый татаро-вотский анклав Карино. В результате этого "переворота" (примерно в 1380 г.) на северо-западе Арской земли появилась Вятская Новгородская республика, ее основными городами были Микулин, Кошкаров (Слободской) а чуть позже, возможно, и др.
  Добавлю, что идея Вятской Арсании принадлежит С. Ухову. Официальные историки не любят разговоры на эту тему, судя по всему, она до сих пор под негласным запретом (как и содержание Джагфар Тарихы).
  
  В ДТ есть короткая ремарка, что с 1505 по 1524 г. город Колын находился в ведении Казани. Однако это не означает, что власть казанцев в это время распространялась на всю Вятскую землю. Существует грамота 1522 г. наместнику Слободского города, из которой следует, что этот город и его округа, включая Карино, оставались под властью Москвы (хотя, судя по упоминаниям "осадного времени", положение было далеко не мирное). Таким образом, факт существования двух (или более) отдельных территорий на Вятке находит еще одно подтверждение.
  
  Из анализа топонимов в работе "Неизвестная история Вятки" - http://skygrad.narod.ru/texts.htm - сделан вывод о существовании в прошлом двух отдельных областей расселения русских: первая вдоль Моломы и Великой, а вторая - от Кирова до Нагорска. Теперь можно прояснить эту ситуацию. За Колынскую волость с центром в устье Моломы шел постоянный спор Новгорода и Булгар, к которому присоединилась во второй пол. 14 в. Москва, а в 15в. - Казань. Никулицкую волость выделил археолог Л. Макаров (по его мнению, территория Кирова в 14-15 в. входила в неё). Территория южнее Быстрицы (включая Уржум и Малмыж) в 15 в. тянула к Казани. Именно сюда по сообщению ДТ 1478 г. ушли жители Колына, и, частью, вятские казаки. Вероятно, этот процесс перемещения на юг произошел и в 1489 г. Исходя из этого, наличие к югу от Быстрицы (в ничейной зоне между русскими поселениями на средней Вятке и Булгарской территорией) множества "казачих" топонимов находит естественное объяснение.
  Колын - явно искаженное от славянского слова Колин, которое означает "колония", - вольное поселение. Просматривается также связь со словами колун, кол и клин. Особенно интересно последнее - Клин, - так как оно наиболее близко к названию Хилин-Хлынов, и помимо прочего означало боевой порядок (в форме клина). Вероятно, вятчане применяли в сражениях данное боевое построение, получившее от их имени название "ватага" (вятка). Кроме того, "вяткой" называли "земельный клин", - участок вклинившийся в чужие территории. Таким образом, можно видеть, что название Хлынов произошло от Колин-клин, оно в какой-то мере является синонимом слова Вятка. Вероятно, слово "хлын" попало в Московскую лексику от казанцев, которые произносят что-то среднее между К и Х. По сообщению В. Низова слово "хлын" до 16 в. не употреблялось.
  Слово Вятка имеет смысл "Великая". Происходит оно (и однокоренные с ним слова Водь, Воть, Вад, Ват, Вят) от имени высшего (великого) божества Вотан (Водан, Один). Западные славяне, а именно они первыми колонизировали русский север в районе Ст. Ладоги и Новгорода, имели тесные связи с германцами, составляя в прошлом единый с ними "арийский" этнос. Отсюда общая мифология. Теперь становится понятно, почему официальная наука до сих пор не может объяснить смысл и происхождение "неудобных" слов - Вятка и Хлын.
  Серкин вслед за ДТ пишет, что с 1505 до 1524 г. Вятка была возвращена под управление Казани. На мой взгляд, это возможно, но касалось, в основном, "Колынской волости" в устье Моломы. После разгрома республики военный потенциал Вятского региона снизился, присланные на место выведенных и разбежавшихся вятчан устюжане и прочие переселенцы не могли заменить в полной мере прежних воинственных вятчан-казаков. Вероятно, это обстоятельство обусловило возвращение на Вятку части выведенного в 1489 г. населения, - Арских (Каринских) князей и, возможно, некоторых казаков-христиан.
  С. Серкин, исходя из анализа западноевропейских карт и сообщений ДТ, полагает, что город Хлынов был основан в 1524 г. Примерно этим же временем (1530-е) из анализа грамот 16 в. датируется появление Хлынова в работе "Хлынов и крестные ходы" - http://skygrad.narod.ru/texts.htm. Поэтому можно связать основание Хлынова с запустением жизни на Ковровском городище.
  
  Приведу отрывки из сообщения о нем с http://www.kotelnich.info/history/arheo/index.shtm (есть иллюстрации).
  Ковровское городище (город-крепость)
  "Расположено в 300 метрах к северу от д. Ковровы на подтреугольном мысу высотой 7-11 м, что в устье р. Моломы... На городище обнаружены отдельные финно-угорские находки конца I-начала II тысячелетия н.э. /бронзовая пряжка, поясничная накладка, наконечник стрелы/. Мощность древнерусских слоев превосходит на некоторых участках 1 м, однако верхняя его половина распахана... Древнерусский слой условно делится на три периода. Ранний представлен остатками сгоревшего жилища XIII в. с находками замков, птицевидной подвески XII-XIII вв., крестиков XIII-XIV вв. и других изделий. Жители городища, по-видимому, ограничились в это время устройством частокола вдоль края площадки.
  К среднему периоду /XIV- середина XV в./ отнесены следы неоднократно перестраивавшихся срубных клетей, которых насчитывается не менее 9, они имеют длину 4-4,5 и ширину 1,5-4 м. помимо оборонительной функции их нижний этаж использовался под жилье и хозяйственные нужды. Так, в одной из них обнаружено подполье жилой клети с остатками глинобитной печи и разнообразными находками /керамика, ключи от замков, нож, наконечник стрелы, крест-энколпион, обломки перстня и янтарной вещи, плотницкий инструмент-черта/... Оборонительная стена подходила к валу. Под невысокой (здесь до 0,5 м) насыпью прослежены канавки, в одной из которых выделялись следы бревен частокола раннего времени. Позднее основу вала составляли срубы, забитые землей. На стыке вала и описанной выше срубной стены зафиксировано несколько ям, оставшихся от конструкции нижнего этажа угловой башни. Глубина рва от современной поверхности не превышает 2-х м.
  Керамический материал представлен древнерусской, славяно-финской и болгарской посудой. Ранний слой городища датируется, вероятно, XIII- началом XIV вв., средний слой серединой XIV- серединой XV в., поздний - XV-XVI вв...
  
  Шабалинское городище (укрепленный посад)
  Городище располагается на правом берегу р. Моломы в 800 м от ее устья и занимает подтреугольный мыс коренной террасы высотой до 29 м. С севера городище, площадь которого достигает 3 га, ограждено валом высотой до 2-х м и рвом глубиной 2, шириной 3-10 м, в восточной части разделенных въездом. Западная часть поселения укреплений не имеет... Некоторые вещи, найденные здесь ранее, хранятся в Котельничском музее /железный кочедык, костяная вилка, каменное грузило/. В 1979 г. автором было заложено два раскопа общей площадью 143 кв. м. Работы показали, что культурный слой почти полностью распахан. На раскопе 1 прослежены канавка и небольшая полоса культурного слоя вдоль края площадки, оставшиеся вероятно, от срубных оборонительных укреплений крепости. На втором раскопе вскрыты 2 котлована и 6 ям, а также погребения древнерусского могильника /см ниже/. Большая часть находок обнаружена в пахотном слое. Всего найдено около 200 фрагментов ранней и поздней русской керамики, бронзовые кресты XIII-XV вв., какой-то древний документ. Железные вещи: крюк от колчана, ледоходный шип, обломок замка, 2 наконечника стрел, которые датируются XII-XV вв., а также кольцо, гвозди, нос косы и фрагменты вещей, шлак, обломки грузил и оселков, относящиеся в целом к II тыс. н.э..
  Шабалинское поселение (неукрепленный посад)
  Располагается на уступе надпойменной террасы высотой 8-11 м у подножья восточного склона Шабалинского городища. Культурный слой зафиксирован в 5 шурфах на площади 1200 кв. м., мощность его достигает 70-80 см. в ямах шурфа 3 найдена керамика с примесью песка, дресвы и раковины в тесте, а также железные изделия (нож, фигурная накладка, дужка, цепь из двух звеньев, обломки других вещей), шлак, кости животных и рыб. Поселение датируется XIII-XVIвв.".
  
  Итак, можно видеть, что жизнь в городе с двумя посадами (русский и финноугорский) общей площадью примерно 6 га продолжалась и в начале 16 в. (верхний слой поврежден пахотой, поэтому более точно установить время невозможно). Но этот большой для того времени город официальной истории Вятки совершенно неизвесен! Для нас же нет сомнений, что это был город Колин, в русских источниках называемый Хилин и Вятка, в булгарских - Колын, Нукрат. В таком случае, запустение этого города и одновременное появление нового Хлынова можно рассматривать как перенос центра власти на Вятке из старого Колина с булгарским прошлым в новый промосковский Хлынов. (Замечу, что Котельнич существовал в 15 в. одновременно с поселениями в устье Моломы, а потому Ковровское городище не может считаться предшественником Котельнича.)
  Этому переносу могли быть веские причины.
  1. Противостояние с Казанью вступало в решающий этап. Колын в устье Моломы был уязвим для ударов с юга, состоял из двух отдельных крепостей. Новый Хлынов был более защищен оврагами, к тому же, чтобы подойти к нему со стороны Казани надо преодолеть реку Вятку и др. естественные преграды.
  2. Желание приблизить центр власти к восточной части Вятских владений - Слободской земле и Карино.
  Похоже, что в новый город перевели (хотя бы отчасти) население старого Колина. Это подтверждает следующий факт. В описях 17 в. не раз упоминаются проживающие в сельской местности явно состоятельные хлыновские жители с фамилией Калинины.
  "Хлыновский уезд. Деревня что был починок Родиона Марфина. Во дворе хлыновца Ивана Калинина половники Тимофей Ефримов сын Кокин 50 лет у него сын ... другой половник Фефил Семенов сын Меркушев 30 лет у него жена ... Яков Иванов сын Сморкалов 43 лет у него жена ... у Фефила мать Оксинья Лукоянова дочь 60 лет у нея сноха Елена Иванова дочь Иевлевская жена Меркушева 20 лет ...
  Во дворе хлыновца Ивана Калинина половники ево Иван Трофимов сын Туранов 60 лет у него жена ... другой половник Сергей Алексеев сын Васков 60 лет у него жена ...
  Орловский уезд. Починок Бакулинской. Во дворе хлыновца посадцкого человека Ивана Калинина крепостной ево человек колмык Василей Иванов... Во дворе хлыновца посадцкого человека Козьмы Козьмина сына Калинина половники ево... Во дворе хлыновца Ивана Калинина половники... Во дворе Семен да Демьян Филиповы дети Калинины ... у них подворник... Починок Бусургинской. Во дворе ... сын Калинин ... у него ж половники...".
  Итак, некоторые жители Хлынова выселившиеся (или выселенные) из него имели фамилии Калинин (Колинин). Кроме того, можно видеть, что Калинины держали при себе зависимых людей (слуг, работников, и т. п.). В описях 17 в. города Хлынова такой фамилии уже нет. Фамилия Калинин встречается также у татар и вотяков-удмуртов, что косвенно подтверждает сведения археологии о многонациональном населении города Колина.
  С середины 16 в. в Хлынов стали переселяться жители Слободского города. Большей частью в то время это были потомки устюжан, которых поселили на Вятке вместо прежнего казачьего населения. Одновременно с этим из раззоренного в 1489 г. Микулина и пострадавшего от пожара 1552 г. Слободского в Хлынов для повышения его статуса были перенесены некоторые христианские реликвии и даже целые церковные причты.
  
  http://skygrad.narod.ru/texts/khlinov.htm
  
  Предания Слободских удмуртов говорят следующее: их предки совместно со славянами-язычниками проживали на месте Александровского сада в Кирове (археологами здесь выявлено "Вятское городище" 9-14 в.); за 52 года до прибытия на Вятку войска Белого царя (1437?), это поселение было взято штурмом и разрушено русскими, поклонниками Бога Николы. После чего уцелевшие вотяки ушли на восток и поселились возле Карино. Белый царь покарал плохих людей, - кого посек, кого повесил, кому голову отрубил. А вместо них прислал хороших русских. К сожалению, это пересказ опубликованного лет 100 назад текста.
  Текст ПСВ подтверждает эти предания: Новгородцы поселились первоначально в Микулицыном городке, название которого как раз и говорит о поклонении св. Микуле (Николе), затем они пытались распространять свое влияние на левый берег Вятки, где им так и не удалось закрепиться (поставить свои церкви и поселения). Первым христианским поселением здесь стал Хлынов. Случилось это, по словам составителя ПСВ, спустя много лет, однако дата основания города не названа.
  
  Происхождение Каринских Арских князей на сегодня совершенно неясно. Есть десяток версий, некоторые изложены в работе Е. Х. "Слободской город и Карино" http://skygrad.narod.ru/texts/skvoz_veka4.htm
  
  http://sloblib.narod.ru/1997/akt1.htm родословная каринских князей
  
  С. Серкин в своей книге "Тайны земли Вятской" высказал предположение, что в прошлом до 16 в. эти князья жили на Чуршинском городище и владели всей округой. Косвенно это подтверждается тем, что в некоторых источниках 16в. Вятка называется княжеством.
  Е. Харин считает, что Арских князей можно отождествить с потомками Мер-Чуры - первого тархана Нукрата-Вятки по Джагфар Тарихы, якобы, принявшего исламскую веру еще до монголов. Однако, по мнению Е. Х., это произошло позже, уже в 14 в. в период хана Узбека. Нельзя исключить двоеверие князей вплоть до 16 в. Об этом свидетельствуют христианские имена некоторых каринцев: Матвей, Иванец, Третьяк, Беляк...
  Связь Арских князей с казачеством смутно, но прослеживается. Известно военное сотрудничество вятчан-христиан и мусульман в 15в. Не случайно Арских князей вывели с Вятки в 1489г. Поселение Карино можно рассматривать как казачье, казаков-мусульман. Думаю, никто не станет спорить, что такие были. Кстати, последний раз слово "ушкуй" упомянуто в 16 в. : на ушкуях в ту пору ходили астраханские татары. С завоеванием Вятки Москвой каринцам, как необходимым союзникам, дали привелегии, но после разгрома Казани почти все отняли, многие из них разбрелись на восток и юг, окончательно утвердившись в мусульманской вере, явно рассматривая ее как противовес праваславию русских.
  Кошкаровцы - одни из вятских беглецов, некоторые, возможно, княжеского рода. Известно, что в 16 в. каринцы жили в Слободском-Кошкаре. Отсюда и фамилии, прозвища и город на территории Казахстана, а также род русских дворян Кошкаровых (многие дворяне на службе Москвы были татарского, в том числе мусульманского, происхождения). Казахи - это разновидность казаков. Со временем имя перешло на весь этнос, а сначала было только у военного сословия. Знать имела прозвища типа Качкар, их герб-балтавар перекочевал на казахскую символику. Так что ничего странного и страшного в этом нет. Все взаимосвязано и ничто не пропадает бесследно. Надо только хотеть и уметь видеть эти связи.
  
  Дополнение
  Грамота 1547г. с упоминанием Арских князей :
  http://www.nashavyatka.ru/forum/download/file.php?id=75&mode=view
  Олексеевское озеро (ныне Курья) расположено между Слободским и Первомайским. Если принять, что когда-то Арские князья жили на Чуршинском городище, то становится понятна их претензия на озеро на правом берегу Вятки - Карино далеко от него, более 10км и на др. берегу. О др. владениях Каринцев на правобережье мне неизвестно, - кроме того, что у них были дворы в г.Слободском, - известно из грамоты 1522г. Жалованных грамот князьям довольно много: 1462, 1504... И, несмотря на них, князей лишили звания. Вряд ли это недосмотр. Скорее умысел. Он объясним в том случае, если Российские власти опасались конкуренции, выяснения истинного происхождения Арских князей. А оно может идти от правителей Третьей Руси - легендарной Арсании, отождественной Уховым и Хариным с Вятичской землей, простиравшейся в лучшие времена от верховий Оки до Камы, Урала и Оби. В центре этой территории находится известный город, недавно отметивший свое 1000-летие... Там кстати, нашли каменные укрепления города 11-12в., каких нигде, - ни на Руси, ни в Булгарии, - в то время не было. Кроме Ст. Ладоги.
  То, что упомянутые жалованные грамоты каринцам датированы временами Ивана Грозного и его отца, т. е. 16 в., не значит, что эти люди не владели землями на Вятке до того. Известно, что при смене правителя в прежние жалованные грамоты вносились дополнения, подтверждающие распоряжение прежнего хозяина. Или писали новый документ, но со ссылкой на старый. Первые жалованные грамоты каринцам от 1462г. По легенде к шеджере-родословной, - от Ивана Калиты, а по устным преданиям - от самого хана Узбека (!). Вятка - действительно уникальна. Где еще в России - кроме может Кавказа - сохранились собственные князья? Их за 1000 лет много раз умаляли и оттесняли, осталось уж что есть, не судите строго.
  Под 1489 годом в некоторых публикациях http://radikal.ru/F/s50.radikal.ru/i130/0908/62/add21f82e7ee.jpg.html указывают присоединение к Московии помимо Вятки и Арской земли. Об отдельном походе в Арскую землю сведений нет. Ясно также, что это не территория современной Удмуртии. Зато в некоторых летописях вместе с выведенным с Вятки населением названы арские князья, позже отпущенные домой. Отсюда видно, Арская земля - восточная часть Вятки, - вблизи Микулицына и Слободского-Кошкара. Именно сюда был поход 1489г. Князья у нас были и есть свои, по знатности не хуже Киевских и Московских. Другое дело, что их обошли, затемнили и в последствии отнесли к татарам.
  
  Цитата из http://lib.rus.ec/b/119276/read#r3
  "Не обратить внимания на эту печать невозможно. От всех предшествующих княжеских печатей она отличалась прежде всего цветом (оттиск не из черного или светлого воска, а из красного), а также исключительно высоким качеством оттиска и круговой легендой, содержащей полный титул великого князя Московского, сложившийся к 1490 году. Главное же отличие печати заключалось в ее изобразительных компонентах. На лицевой стороне помещен всадник в военных доспехах и развевающемся плаще, копьем поражающий дракона (крылатого змея) в шею. Круговая надпись обозначает титул Ивана III: "ИОАНЪ Б(О)ЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ГОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ И ВЕЛИКИ КН(Я)ЗЬ". Оборотную сторону печати занимает двуглавый орел с коронами на головах и с распростертыми опущенными вниз крыльями. Его окружает легенда, являющаяся продолжением титула лицевой стороны: "И ВЕЛИКЫИ КН(Я)З. ВЛАД. И МОС. И НОВ. И ПСК. И ТВЕ. И УГО. И ВЯТ. И ПЕР. И БОЛ".
  Восстановим сокращения, сделанные в тексте на оборотной стороне печати: "И Великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Угорский,[3] и Вятский, и Пермский, и Болгарский[4]".
  3. Угра - иначе: Югра; в русских источниках XII-XVII вв. - название земель на Северном Урале (между р. Печерой и Уральским хребтом), занимаемых хантскими и мансийскими племенами. Во второй половине XV в. земли Югры включаются в состав Русского государства.
  4. В обозначении "Болгарский" имелась в виду Булгария Волжско-Камская, расположенная в районах рек Вятки и Камы".
  Конец цитаты.
  
  - Здесь нет Казани, она была взята только в 1552г. Не была под властью Москвы и территория к югу от Казани, собственно бывшая Волжская Булгария, не говоря уж о Дунайской. В таком случае, под Болгарией понимается что-то иное. Вероятно, это расположенная в районах рек Вятки и Камы Арская земля, - бассейн Чепцы, включая городки на правобережье Вятки от Кирова до Слободского.
  Оттиск печати датируют 1490-ми годами. Под Болгарией понимается что-то иное. Это может быть лишь "расположенная в районах рек Вятки и Камы" Арская земля, - точнее, ее северная часть в бассейне Чепцы. Известно, что вместе с вятчанами в 1489г. были выведены Арские князья. Археологически эту Арскую (Болг-арскую) провинцию-княжество можно связать с Никульчинской волостью. Козаки-ушкуйники расселились в ее западной части (город Микулицын и, видимо, соседние с ним поселения). Арские князья к 15в. сохранили за собой лишь территорию вдоль Чепцы (округу Карино).
  Из сказанного видно, что Арские Каринские князья в прошлом были болгарскими правителями, и располагались, скорее всего, в городке Арске на Казанке. Где-то 13-14в. под давлением ордынцев-татар они потеряли свои южные владения и ушли на среднюю Вятку (Чепцу).
  Азлань - деревня в окрестностях Карино и Слободского. Есть на Вятке южнее также д. Ашлань и Ошлань. Вероятно происхождение от тюркского имени Аслан, Арслан, Арыслан, что значит "Лев". Есть каринская фамилия Араслановы. Названия типа Ошлань-Азлань связаны с фамилией каринских князей Араслановы. На Болгарской печати был изображен некий зверь с поднятой правой передней лапой. Похож на молодого льва или барса. Вероятно, это и был герб Арских князей. Ныне этот Болгарский герб с барсом присвоен Татарстану, что справедливо лишь отчасти. Герб был принадлежностью Арских князей, резиденция которых до середины 13в. была на Казанке. Затем они перебрались на Вятку-Чепцу. С присоединением этого региона к Московии Иваном 3 их родовой герб попал на печать московского царя, но территория собственно Волжской и Камской Булгарий на тот момент еще не была завоевана Москвой. Да и находилась она под властью иной правящей династии. Это отражено в гербе Казанского царства и затем Казанской губернии - Крылатый дракон. Ныне он присвоен городу Казани. Так возникла коллизия - два герба, Казанский и Болгарский - оказались у одного региона. Это отражает древнее разделение на Камскую и Волжскую Булгарии. Надо сказать, герб с барсом у Татарстана - это недавнее нововведение 1992г. Выбор в пользу барса был сделан в ходе сложных политических обстоятельств и долгих баталий.
   (http://www.rt-online.ru/articles/174_24730/44560/)
   Болг печ [А]
  
  Об антропологическом типе казаков Украины
  
  Т.А. Рудич
  ОБ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ
  СРЕДНЕГО ПОДНЕПРОВЬЯ ЭПОХИ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (на украинском языке).
  
  (Краткое содержание).
  "В научный оборот введен антропологический материал из раскопок в Вышгороде, позволяющий уточнить общую
  картину антропологического состава позднесредневекового населения Среднего Поднепровья. На краниологи-
  ческом материале в эпоху позднего средневековья на этой территории зафиксированы существенные изменения
  по сравнению с древнерусским временем. Генетическая линия, связывающая часть позднесредневекового на-
  селения с полянскими группами, более четко прослеживается по женским черепам. Если в киеворусское время
  ощущался приток выходцев из более северных земель (дреговичей, радимичей, кривичей смоленских), то в позд-
  несредневековый период рельефней представлены переселенцы с западных (когда-то древлянско-волынянских,
  галицких и тиверских) земель.
  По краниологическим материалам казацкого времени можно отметить, что по
  сравнению с древнерусской эпохой среди населения увеличился процент выходцев из степных групп".
  
  Цитата:
  "За кранiологiчними матерiалами козацько
  доби можна вiдзначити, що порiвняно з дав-
  ньоруським часом збiльшився вiдсоток степово-
  го населення, який досяг пiка для цiє територi.
  Найкраще представлено так званий сарматсько-
  салтiвський морфотип, який колись репре-
  зентував болгар i був поширений у Хозарi та
  Криму, а в XII-XV ст. характеризував частину
  населення Нижнього Поднiпров"я та Прутсько-
  Днiстровського межирiччя".
  
  Перевод:
  "По краниологическим материалам (по измерению черепов) казацких захоронений (16-17в.) можно отметить, что в сравнении с древнерусским периодом (9-12в.) наблюдается преобладание степного населения, который достиг в этот период пика на данной территории (Чигирин и др.). Наиболее представлен так называемый сарматско-салтовский морфотип (Салтаво-маяцкая культура, Придонье 7-9в.), который отождествим с болгарами (7-13в.) и был распространен у хазар Крыма (караимов), а в 12-15 в. характерен для части населения Нижнего Поднепровья и Прутско-Днестровского междуречья".
   - То есть, первоначальные украинские казаки по внешнему виду были схожи с домонгольскими булгарами и хазарами. Последние по современным представлениям являлись потомками иранцев (северокавказцев) и степняков-тюрок европеодного типа. В 10-13в. этот народ основал Волжскую Булгарию. Украинский историк ищет предков казаков среди своих южных соседей. Но, на мой взгляд, более вероятен "Вятский след": Камские булгары жили в Прикамье и Вятке, именно они составили основу ушкуйников и первых казаков. Под давлением московских войск часть их во второй пол 15в. ушла далеко на запад. Интересно, что женщины в Днепровских казачих захоронениях полностью схожи со славянками Древней Руси. То есть, в Украину пришли в основном мужчины, жен они брали уже на новом месте. Любопытно, что подобная практика наблюдалась и на Вятке, только здесь женщины, судя по находкам 13-15в., были вятские аборигенки.
  
   ПРИЛОЖЕНИЕ
   В составе монгольской армии во время ее похода в зарубежную Европу в 1241 году было очень много русских воинов, в том числе бродников. В послании венгерского короля Белы IV к папе Иннокентию IV (1254 г.) так говорится о событиях, происходивших в 1241 году: 'Когда государ-ство Венгрии от вторжения татар, как от чумы, большей частью было обращено в пустыню и, как овчарня, изгородью было окружено различными племенами неверных, именно: русскими, бродни-ками с востока, болгарами и другими еретиками с юга... и они [монголы] заставили себе платить дань другие нации и особенно страны, которые с востока граничат с нашим царством: Русь, Кума-нию, Бродников, Булгарию'.
   Посол папы Иннокентия IV францисканский монах Иоанн Плано Карпини, бывший во владениях Бату в 1246 году, стал свидетелем гибели не подчинившегося монголам города под названием Орн, расположенного в низовьях Дона. Город этот, по словам Карпини, был богат и многолюден: он имел хорошую гавань и вел обшир-ную торговлю со многими странами. Население Орна состояло из 'алан-христиан, хазар, россиян и сарацин [мусульман]'. Город был обнесен крепкими стенами, через него протекала река. Монго-лы не смогли взять город приступом, так как жители его отчаянно защищались. Тогда они насы-пали плотину на реке ниже города по течению и затопили Орн.
   Вот что пишет посол французского короля Людовика IX Виллем Рубруквис, посетивший в 1253 году ставку Батыя: 'Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татара-ми и в смешении с ними превратились в закаленных воинов; усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни. Средства для жизни добывают войной, охотой, рыбной ловлей и огородничеством. Для защиты от холода и непогоды строят землянки и постройки из хвороста; своим женам и доче-рям не отказывают в богатых подарках и нарядах. Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головной убор француженок, низ платья опушают мехами выдры, белки и горностая. Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмени и барашковые шапки.
   В смешении с другими народами русы образовали особый народ, добывающий все необходимое войной и другими промыслами: охотой, скотоводством, рыболовством. Все пути передвижения в обширной стране [Улусе Джучи] обслуживаются руссами; на переправах рек - повсюду русы, имеющие на каждой переправе по три парома'".
   О том же пишет и греческий историк XIII - нач. ХIV века Георгий Пахимер: 'татарский полко-водец Нога [й] покорил все жившие на северной стороне Черного моря народы, основал в тех мес-тах особое государство. С татарами перемешались Чиги, Геты [готы], Россы и другие окрестные народы; приняли от них нравы, образ жизни, язык и одежду, служили в татарском войске и возве-ли могущество их на высочайшую степень славы'. --- В этих отрывках нужно видеть татарских казаков, появившихся из смеси мобилизованных монголами русов и степняков. Так как они не хо-тели зваться татарами, то им были даны имя казаков и некоторые казацкие вольности.
   Записи диакона Игнатия, проезжавшего из Москвы в Константинополь в 1399 г., через 4 года по-сле нашествия Тимура: 'По Дону никакого населения нет, только виднелись развалины многих городков...'
   -- То есть, преемственности между населением Дона 14в. и Донскими казаками конца 15в. НЕТ.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"