Voxpopuli: другие произведения.

Психоаналитический обзор рассказа "Песнь дракона"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:


Психоаналитический обзор рассказа "Песнь дракона"

  
   Фрейд говорил: "Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри". Мне представляется очевидным, что Яга, Кащей, драконы и некоторые другие персонажи, упомянутые в тексте, являются персональными демонами автора этого рассказа, который неспроста предпочел скрыться под маской анонимности.
   Сексуально-психотические аллюзии довлеют над автором: "голову повесил", "пером по бересте", "бородавка на носу", "меч в руках", "подняла палец" и, наконец, его главная героиня - закомплексованная молодая девушка, сублимирующая подавленное либидо посредством гипертрофированной любознательности ("везде свой любопытный носик сует").
   Несмотря на то, что повествование ведется от лица Кащея, автор подсознательно ассоциирует себя с драконом, который во всех религиях является хтоническим символом разрушительного мужского начала: он "плюется огнем", он безобразничает и "грозит все царство разорить", наконец, он без обиняков требует себе принцессу для реализации своих половых инстинктов и избавления от комплекса неполноценности. Рассмотрим это более подробно.
   В данном случае влюбленность дракона есть не что иное, как психическая захваченность объектом, диктуемая сексуальными первичными позывами в целях прямого сексуального взаимодействия. Это то, что еще один персонаж, склонный к самоанализу и рефлексии царь Берендей (вот только интересно, что это он там бередит?) называет низменной, чувственной любовью. Но, как известно, либидинозная ситуация редко остается столь несложной. Стремление к психосексуальной разрядке было, вероятно, ближайшим мотивом дракона, но, в то же время, в основе этого стремления лежат более глубокие, латентные комплексы, берущие свое начало в раннем детстве.
Генезис драконового комплекса следующий: молодой дракон, я бы сказал, дракончик, необыкновенно долго и интенсивно, в духе Эдипова комплекса, сосредоточен на своей матери-драконихе (что неудивительно: детство у драконов длится несколько столетий). Но, наконец, по завершении полового созревания для него все же настает время заменить мать другим сексуальным объектом. И тут происходит внезапный поворот: дракон все еще психологически не способен расстаться с матерью, но в то же время идентифицирует себя с ней; он в нее "превращается" и теперь ищет объекты, способные заменить ему его собственное "Я", которые он смог бы любить и лелеять так, как его самого любила и лелеяла мать. Представляется очевидным, что наиболее подходящим объектом такого рода является тот, кто сам может превратиться в дракона, т.е. волшебница.
Чувство неполноценности имеет глубоко эротические корни. Дракончик чувствует себя неполноценным (да и кто бы на его месте не почувствовал: такая-то дура!), но на самом деле чувство неполноценности дракона происходит из отношения Я к своему Сверх-Я, являясь, так же как чувство вины, выражением психологического напряжения между ними. Чувство неполноценности и чувство вины вообще трудно отделить друг от друга. Реализуя свое подавленное либидо, дракон стремится к разрушению и тем самым только фиксирует чувство вины. Возникает порочный круг, который, как известно, является идеальным символом женского начала, а также дихотомией "принцесса-Яга", в смысле "молодая красивая женщина - старая некрасивая женщина", которые держат во рту хвосты друг друга наподобие уробороса. Текст пронизан символами такого рода: "карета", "пещера", "колокольчик", "ларец", "распоследняя" (в смысле, падшая), "перо" (в смысле, любовное послание), "невеста" (в смысле, брак-комплекс) и, наконец, "колечко", обнаружив которое, дракон должен умереть (смерть-комплекс).
  
   В конце концов дракон добился своего: его погладили, поцеловали и уединились с ним в коконе (лоно-комплекс), но все равно я бы порекомендовал автору обратиться к психоаналитику. Как говорил Фрейд: "Психоанализ снимает с пациентов маску анонимности и превращает их в авторов, способных к решительной ревизии своей собственной жизни".
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Ардова "Невеста снежного демона. Зимний бал в академии"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Противостояние"(ЛитРПГ) О.Гринберга "Проклятый Отбор"(Любовное фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) А.Кристалл "Покровитель пламени"(Боевое фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) М.Лунёва "(не) детские сказки: Невеста черного Медведя"(Любовное фэнтези) P.Ino "Война с разумом"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"