Боже мой, мне уже 62 года! Через 12 дней стукнет 63. Жизнь моя, иль ты приснилась мне?! Что в 25 лет восклицал поэт, что в 62 - "молодая" баушка ... А имели они в виду, мне кажется, одно и то же - скоротечность времени.
Моя племянница, прелестная Катрин, так я ее зову, в возрасте тридцати пяти лет потрясла мое воображение фразой: "Посмотри, как я хочу стареть!" и показала мне фотографию царственной старухи, скачанную из интернета. На фото прямо мне в глаза смотрела очень худая, с копной седых волос, ухоженная леди, в пиджаке с гроздью цветных бус на шее и громадными браслетами на запястьях. На вид ей было лет 80, но, я думаю, на самом-то деле ей было все 120. Тем не менее, это была леди: в глазах сверкали жизнь, блеск и ум. Интересно, можно ли с помощью программы "Фотошоп" сделать в глазах блеск и ум? Блеск, наверное, легко, а вот ум... сомневаюсь.
Мой младший внук спит, ему три года. Старшему стало быть, девятнадцать, а младшенькому всего три. Я сижу на террасе, на даче, и время от времени прихожу на него посмотреть, как он спит, как дышит. Я его фотографировала спящего, но мне, почему-то, жаль делиться восторгом этих кадров с другими людьми. Я, вообще-то, как раз тот человек, который очень любит поделиться. Если мне понравилась книга, спектакль, выставка, будьте уверены - этими впечатлениями "изнасилую" друзей и родных.
Наш дачный дом деревянный, из бруса, облицован старой вагонкой, таких названий сейчас никто и не помнит, наверное, сейчас в моде сайдинг какой-нибудь. Полы, лестницы, стулья и табуретки и, конечно, столы - все в доме скрипит, даже когда никого в нем нет. Какие-то вздохи, ахи, стуки, скрипы раздаются без конца. Пересечь терраску, подняться на второй этаж или спуститься без сопровождения звуков невозможно. Поэтому, если какой-нибудь "медвежонок" движется по дому, то его легко отследить по звуку: куда идет, в каком направлении, где стоит или топчется, и куда потом направился, и даже - с какой целью. Поэтому я на самых верхних цыпочках, в один прыжок, мягко, как пума (в шисят то два года, килограммов под 70), пересекаю терраску, чтобы не скрипеть ничем, и любуюсь моим спящим счастьем.
Странная вещь: некоторые, совсем незначительные предметы или пустячные события в определенные моменты жизни представляются мне гигантскими айсбергами, таящими в себе переворот вселенной. Определенными моментами жизни могут быть: прогулка по парку, дорога на работу (чаще всего), поход в магазин, в аптеку и т.д. и т.п., одним словом, движение тела и духа на свежем воздухе. При этом мысленное повествование бывает таким динамичным и увлекательным, что я забываю о цели своего путешествия. Сюжеты рождаются от удачного слова, взгляда, облика человека, от музыкального звука или просто шума, от тишины и т.д. Мне кажется, с самой собой мне никогда не бывает скучно.
Возраст, возраст.... Когда моей маме было столько же, сколько мне сейчас, она говорила: "Ты думаешь, мне 63? Нет! Внутри (она крепко прижала руки к груди, а руки у нее были очень красивые) мне 17 лет!"
Я вошла в трамвай, внутри мне тоже 17 лет. Трамвай почти пустой, хотя понятно, уже 20.15, час пик кончился, рабочий день давно кончился, я еду домой. Ехать мне далеко, я прохожу весь вагон, и усаживаюсь на три пустых задних места. На одном месте я, на двух других - мои многочисленные сумки.
На остановке жидкая вереница пассажиров медленно заходила в трамвай, последними продвигались к посадке, крепко обнявшись, двое влюбленных, женщина с роскошным букетом бордовых роз и мужчина, которому мешал обнимать женщину букет и объемный портфель, но в последнюю минуту мужчина остался, а женщина вошла. Мужчина был плотным, немолодым; он долго посылал воздушные поцелуи женщине и махал рукой. Женщина один раз невнятно ответила жестом скупым и незаконченным и отвернулась.
Я обычно читаю в дороге. Хорошо, сейчас электронные книги берут любой объем литературы, скачиваешь и радуешься маленькой планшетке в сумке. Я уткнулась в литературу, но что-то мешало мне сосредоточиться. Женщина обернулась, покрасневшими глазами скользнула по вагону. Красивое лицо грустно и отрешенно смотрело в себя, она отсутствовала, здесь ее не было, где-то очень далеко она мысленно боролась с нерешаемыми проблемами и плакала. Через несколько остановок она вышла, каким-то суетливым движением - не положила - сунула букет на пустое сидение. Розы качнули головками ей вслед. Быть может, она не могла принести букет домой, где ее ждал муж и дети, а может быть, она просто простилась и с букетом, и с мужчиной, и с его толстым портфелем.
Брошенный букет в полупустом трамвае, такой парадный и роскошный, выглядел так одиноко, что мне стало его, так же жаль, как и красивую даму. На следующей остановке вошли молодые влюбленные, отлипшие друг от друга только для того, чтобы войти в трамвай, чтобы тут же слиться опять, крепко обнявшись. Юноша ни на секунду не оставлял девушку, крепко держался за нее, как за спасательный круг, и беспрерывно целовал ее лоб, щеки, выбившиеся из-под шапочки волосы, и шапочку тоже. Они не видели ничего вокруг себя, только друг друга. Девушка в черных легенсах шагнула немножко в сторону и укололась розой. "Ай, смотри, какой забытый букет!!!" - воскликнула она. Они растерянно осмотрели вагон, их вопрошающий взгляд остановился на мне. "Это ваш?" - юноша соизмерял расстояние от меня до букета, размышляя и взвешивая, насколько велика вероятность принадлежности букета именно мне.
"Нет-нет! - улыбнулась я. - Эти цветы не мои. Может, букет ожидает именно ВАС?!" Юноша взял розы, но девушка его остановила. "Не надо, - почти прошептала она. - Это ЧУЖИЕ ЦВЕТЫ".
Я вышла, а они поехали дальше. Я представила, как бедный букет роз добрался до кольца трамвая, где его веником вымели в мусорный пакет.
Осторожность и даже какой-то суеверный страх девушки, не брать чужое: счастье или несчастье, она же об этом не знала, но чувствовала, что не надо трогать эту грустную роскошь. У женщин молодых, очень молодых, зрелых и перезрелых ИНТУИЦИЯ как живая душа тоненькая, трепетная, всегда с тобой, как ангел хранитель.