Томашевская Валентина : другие произведения.

Книга стихов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В сборнике представлены верлибры, стихи восточных форм (хайку и танка)... Диалог приветствуется. Отвечу всем!

  Обложка сборника стихов [] Название твоей книги "Резонанс" соответствует её содержанию - отзвук душевного звучания. Зарисовками на память или мудрые мысли, откровения грядущим поколениям - называю я такое творчество. Оно волнует и влечет. Лора Рихтер
  ИЗ СБОРНИКА СТИХОВ РЕЗОНАНС - в сокращении
  
  ФИЛОСОФИЯ. ВРЕМЯ. ПРОСТРАНСТВО. ИСТОРИЯ
  ***
  Жизнь - уроки,
  кто-то схватывает на лету,
  кто-то затрудняется.
  Как жаль, что уроки так кратки,
  и нет времени на черновики.
  
  ***
  Свободы не бойся:
  она страшна впервой:
  проедь еще разок
  по одному и тому же пути,
  двойной указывают гляйс:*
  на какой путь прибывает
  и отбывает с какого.
  
  *Gleis (нем.) - путь
  
  ***
  Жизнь пролетает
  моментально,
  как горная или вешняя вода.
  Звезды, мерцающие и таинственные, далеки.
  Приближают, связь сохраняя, слова.
  Благо ныне возможность дана
  мимолетное уловить.
  
  ***
  Вечность дана траве, цветку,
  да еще птице феникс,
  что из огня, из пепла восстала,
  да еще мысли,
  если она полна огня,
  любви полна.
  Вечность повенчана.
  
  Единица времени наша мала,
  но нам даны слова,
  грамматика вечности дана,
  в символе и постигаема.
  ***
  Года, как листья между весенним рассветом
  и осенним закатом.
  Миг - нюанс для вечности,
  или все равно что малое дитя:
  бесподобен, красив, быстро вырос!
  Миг, нюанс для поэзии,
  самое сердце, самое то!
  
  ***
  Знакомясь с философией грусти,
  с переводами Генриха Гейне, Готфрида Бенна,
  невольно думаю о том,
  как сильна философия грусти,
  и сколь много веков воспевали ее поэты.
  Радость и счастье - малые дети
  сравнительно с ее седым возрастом.
  Помните, как окрасила печаль
  размышления Экклесиаста?
  "Суета сует, - сказал Экклесиаст. -
  Суета сует, все суета."
  А может, суета - повтором ритма снимается?
  Повтором циклов времен года,
  праздиками, традициями?..
  Анафорой, рефреном?
  Рефреном - точно,
  остался ведь в вечности
  этот грустный Его Рефрен...
  Радость кратковременна,
  а грусть вечна.
  Радость, как солнечный луч -
  скользнул - и нет его.
  Искусству счастья
  нам предстоит учиться:
  видеть другого человека
  без примеси своих эмоций,
  своих взглядов и предубеждений.
  До чего непросто:
  монахи посвящают этому всю жизнь...
  "Мы носим в себе зародыши всех богов,
  ген смерти и ген наслаждения,
  кто разделил их слова и вещи..."
  Так хорошо написал Готфрид Бенн.
  Грусть способствует размышлению.
  
  ***
  И каждый чат, и бесконечный скайп,
  "И каждый день уносит частицу бытия..." -
  Сама себя от ноутбука, от клавишей тащу -
  отца глаголящего
  услышать - случайно - с экрана телевизора:
  "Радуйтесь и в печали!"
  "Поставь рядышком
  склянку песочных часов", -
  подруга написала.
  Да, стоят, район Ла Дефанс Парижа мне напоминают,
  там и приобрела:
  три минуты беленького песка - туда и обратно -
  у золота Эйфеля на фоне голубом.
  "Летят за днями дни, и каждый день приносиn
  частицу бытия..."
  Считаетcя, что, старея, человек обязан расти,
  совершенствоваться,
  и я с этим абсолютно согласна.
  ***
  Мир меняется, но не изменяется, -
  с этой мыслью легко уходить,
  конечно, мы повторимся,
  звезды будут выстроены в том же ряду,
  и вслед за подснежниками расцветут тюльпаны.
  Оптимист ты или пессимист,
  природа богата разными днями,
  ныне дождь, а то все жаркие дни,
  можно порадоваться за растения, за цветы, -
  земля отдохнет. Так и люди.
  
  Жизнь - корабль:
  все вместе плывем.
  Жизнь - это детский смех
  и счастье делиться любовью.
  Жизнь - это солнце в ладонях дружбы.
  
  Время - это бал, это трактир,
  время - это пионер, и конвоир,
  время - это пирамиды и Нил,
  время - это персональный комп,
  время - это Вавилон:
  время разделения языков, и время их изучения.
  Время и время, я ли буду его ругать:
  спрессовано, сжато, всемирная подарена сеть,
  но человек несовершенен, как всегда,
  и несовершенство, и противоречия особенно заметны:
  такая всемирная увеличилка!
  СОН
  Перешагнув ручеек,
  я ступила на выступ скалы,
  когда я обернулась назад,
  ручей стал широк и глубок, -
  пространство относительно человека.
  
  ***
  Mы слышим разные сегодня и вчера,
  мы слушаем различными глубинами
  нашего существа,
  мы слушаем с удовольствием или неприятием,
  с восторгом или отвращением -
  завеса собственных предубеждений -
  но "чтобы слышать, возникнуть должна
  внутренняя тишина".
  
  МОЕМУ ОТЦУ
  Пусть этот день промчится через нас
  и сделает сильнее и мудрее.
  Мы снова возвращаемся в сейчас,
  мы снова входим в наши улицы и двери.
  Замкнулось время.
  Осколок попал не во поле -
  в сердце подростка
  на уроке истории:
  "Зачеркните имя маршала Тухачевского", -
  велела учительница.
  Маршала, которым восхищалась страна...
  А фото - заклейте.
  "Взгляд синих лучистых глаз, -
  прочла в Интернете, - подлинное призвание
  к военному делу.
  Самый молодой маршал Советского Союза.
  Яркая личность".
  Почему так быстро сдался, оклеветав себя?
  Ахиллесова пята: родные, дети, дочь.
  Осколок попал по назначению -
  прямо в душу отца моего...
  После пития (чего греха таить),
  он бередил рану души своей.
  Уж сколько раз вели Тухачевского
  на допрос, на расстрел!
  Тухачевского, Якира, Уборевича...
  Пусть этот день промчится через нас
  и сделает сильнее и мудрее.
  Мы снова возвращаемся в сейчас,
  мы снова входим в наши улицы и двери.
  Замкнулось время.
  
  ***
  Есть ВЕЧНОЕ,
  И есть суета, тлен...
  и ныне, и присно, и во веки веков
  звучит в нас
  вновь воскрешающей мелодией.
  Да, Вы правы:
  осмыслить жизнь,
  принять существование смысла -
  так легко вдаться в абсурд.
  ***
  Знаешь, радость моя,
  что сделал Андрей Первозванный,
  к Черному морю подойдя
  у стен древнего Херсонеса?
  Благословил море.
  Радость моя,
  разве не сказано:
  заведи мирный дух в себе,
  и около тебя спасутся
  тысячи?
  
  ЛОГОТИП "ЯБЛОКО"
  О, эти яблоки.
  И род людской с них пошел,
  и война греков с троянцами,
  о логотипе "яблоко" спорят теперь.
  О, эти яблоки,
  и Ева с Адамом были изгнаны из рая,
  яблоко запретное вкусив,
  и Ньютон закон тяготения открыл,
  на яблоко взирая,
  И война греков с троянцами
  из-за яблока красоты началась,
  впрочем, золотого,
  логотип надкушенного яблока - Стив Джобс -
  также изменил мир.
  ***
  Быть может,
  крылья ангела с Луны,
  когда она молода?
  Или взгляд на Землю сверху:
  катит океан воды свои седые.
  
  ИЗ ЦИКЛА "БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ"
  САМЫЙ ПЕРВЫЙ РАЙ
  В Музее Искусств и Истории культур Дортмунда
  обратила внимание на картину Арнольда Бёклина
  "Небесный отец показывает Адаму парадиз" (1827 г.).
  Небесный отец в восточных одеждах теплых тонов.
  Глядя на картину, невольно подумала: Адаму помогают
  осознать, что земля, которую ему показывают,
  прекрасна: камни, неброские цветы, травы...
  Самым первым был тот рай,
  в котором люди осознали, что они живут в раю,
  себя осознали, землю, на которой живут,
  осознали все живущее и цветущее на ней,
  сумели выразить в слове свое понимание рая,
  имена и места записав, - древо жизни живое...
  
  ***
  Словом в Книге -
  не блекнут ее страницы -
  сюжеты веков:
  Адам и жена его Ева
  живут в саду Эдема...
  До Евы - Лилит была,
  но и Еву Змей искушал -
  элегантен да речист,
  не то что на руку - душою нечист.
  Адам же Еву любил:
  она была из его, Адама, ребра -
  вероятно, метафора -
  Адам ей грех ее простил:
  росли у них два сына:
  Каин и Авель, но однажды,
  при полной луне, спор меж ними возник:
  угоден кто Господу более.
  ***
  Идея равенства - мечта,
  впрочем, не такая и безобидная:
  влечет за собой мысль о разделении труда,
  инерцию и новизну привычек и ума,
  что было проблемным всегда,
  начиная с Авеля и Каина:
  первыми и осознали неравенство.
  
  ***
  В резонансе
  друг с другом
  счастливы люди бывают,
  а случалось, резонанс
  мосты разрушает.
  Стены Иерихонa
  в одночасье пали:
  штурмовавшие его,
  попостившись три дня,
  в трубы заиграли.
  НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА
  И солнце, и мрак, -
  все отразилось в глазах,
  слову жизнь даря
  на вечные времена:
  неопалимая купина...
  Откуда ты:
  из реальности?
  из подсознания? -
  образно зрима и сильна,
  неопалимая купина!
  
  ДАРЫ ВОЛХВОВ
  Красота - физическая ли, духовная ли,
  если она совершенна, многогранна,
  непонимание, зависть, злословие рождает:
  фарисеепритягательна.
  Не на какую-нибудь - на Пандору
  (буквально: всем одаренная)
  все бочки покатили,
  ящик она с бедствиями человечества открыла!
  Так съела яблоко другая...
  Закон причин и следствий -
  не сразу открыли его,
  не осознали сразу.
  Долго были в пути волхвы (мудрецы):
  Бальтазар, Мельхиор и Каспар*.
  В немецкой традиции - короли.
  И принесли Младенцу три дара:
  золото, ладан и смирну (мирро).
  Главное - подарили,
  притом шли издалека,
  из другой страны.
  Пример благословенных подарков:
  поддержка в жизни-учении, благословение.
  Дары волхвов! Дары, подарить...
  *Волхвы (мудрецы) Бальтазар, Мельхиор и Каспар - есть
  греческие варианты их имен (Аппелликон, Америн и Дамаскон)
  и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин) - принесли Младенцу
  три дара: золото, ладан и смирну (мирро).
  
  ИИСУС И БЛУДНИЦА
  Любовь, думаю я, претерпевала ли она изменения?
  Шлифовало ли, утончало ли ее время?..
  Вспомним Того, кто спас женщину словом своим:
  "Пусть первым бросит в нее камень тот,
  кто сам безгрешен."
  Он ощутил кварцевые льдинки,
  рисуя в задумчивости на песке.
  Женщину к нему привели -
  красоты редкой, удивительной,
  "и, поставив ее посреди, сказали Ему:
  Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
  а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями:
  Ты что скажешь?
  Говорили же это, искушая Его,
  чтобы найти что-нибудь к обвинению Его."*
  - Кто из вас без греха, - Иисус сказал, -
  первый брось на нее камень.
  И опять, наклонившись низко,
  стал что-то писать на земле.
  Смятение среди толпы произошло.
  Никто безгрешным себя не назвал.
  Незаметно ушли кричавшие.
  Иисус встал и, не видя никого,
  кроме женщины, сказал:
  - Женщина! Где твои обвинители?
  Никто не осудил тебя?
  - Никто, Господи.
  - И я не осуждаю тебя.
  Иди и впредь не греши.
  
  *Ин.8:2-11 - Евангелие от Иоанна
  
  ВИА ДОЛОРОЗА*
  У памяти своеобразен нрав,
  свое сложенье-вычитанье,
  эмоция своя;
  поразил ее - на века.
  Когда Христа вели...
  Агасфер,
  устав после работы,
  оттолкнул его.
  Когда Христа вели...
  Отерла платком
  изможденное лицо
  Вероника.
  Когда Христа вели...
  Симон с поля -
  в историю вошел, -
  крест Его поднеся.
  * Виа Долороза (лат. Via Dolorosa, букв. "Путь Скорби")
  улица в Старом городе Иерусалима, по которой, как считается,
  пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия.
  
  muster
  ЛЮДИ. ПРИРОДА. ТРАДИЦИИ
  ***
  Творили новый мир,
  запрещая читать Достоевского и Есенина,
  Цветаеву и Пастернака,
  и не могли не понять -
  поняли...
  но не сразу,
  революции метаморфозу,
  мета - мор - фазу.
  ЛЕД - ЭТО ФОРМА АМНЕЗИИ ВОДЫ
  В начале марта сосульки
  как иероглифы или ноты.
  Лед - сегодня узнали мы -
  это форма амнезии воды.
  ***
  Каким он будет -
  Человек бущего?
  Возможно, немного иной:
  со своей личной стезей,
  с новым ко времени,
  к словам, к музыке
  и к визуальному ряду подходом!
  Человек будущего, как и мы,
  будет крылат мечтой,
  верой, надеждой и любовью.
  
  ***
  Прекрасна клетка
  сегодняшнего дня:
  компьютера не лишена,
  и блюза,
  и вечерней серенады Шуберта,
  и симфоний Моцарта,
  и Concierto de Aranjuez*.
  *Аранхуэсский концерт (исп. Concierto de Aranjuez,) - сольный
  концерт для классической гитары и оркестра) испанского компози-
  тора Хоакина Родриго, сочиненный в 1939 году. Название относится
  к садам дворца в Аранхуэсе, где композитор провел со своей женой ме-
  довый месяц.
  ***
  Знала королева Маб,
  где с рыцарем своим встретиться:
  в цветах первоцвета,
  навстречу весне лепестки раскрывшего.
  Ожерелье - с глаз муравья каждая жемчужина -
  (уже и написала: из глаз муравья -
  издержки перевода)
  подарил рыцарь королеве своей.
  
  ***
  Солнечный лучик
  любого учения сильней:
  открыто в май окно
  воспоминаний:
  учитель ведет урок,
  а ученику все не впрок.
  
  КОНЕЦ СВЕТА ОТМЕНЯЕТСЯ
  Как мимолетен одуванчика миг!
  И как неуемна жажда жизни его:
  слой земли у забора сняв,
  на фольгу положили камни:
  думали одуванчики расти не будут!
  
  БАБОЧКА - ЭТО ПОЛОВИНА КРУГА
  Бабочка, как она прекрасна!
  Как же я не догадалась раньше:
  бабочка - это половина круга.
  Бабочка-однодневка, - говоришь ты.
  Впечатления бабочки-однодневки
  едва ли не интереснее жизни
  столетней черепахи.
  Мир прекрасен и неповторим
  через эту бабочку
  с ее основным свойством -
  порхать
  с цветка
  на цветок,
  тянуться к свету,
  огню.
  Какое странное свойство:
  тянуться к огню,
  чтобы в нем сгореть.
  Быть может, она дана нам
  как символ мимолетности,
  ду но вения
  души?
  
  ***
  O, мои довольно маленькие
  птицы,
  на какие большие перелеты
  вы способны,
  и эта маленькая птичка -
  бекас -
  название метким стрелкам дала:
  снайпер*.
  
  *Слово "снайпер" впервые появилось в английской армии во время Первой мировой войны, происходит от англ. snipe "бекас" (мелкая и быстрая птица, охота на которую сложна тем, что траектория полета птички непредсказуема, и выстрел должен проводиться, быстро вскидывая ружье и ни на что не опираясь локтями - навскидку.
  
  
  КОТИК
  ***
  Клубочек красный
  крутит-качает котик,
  консультант красоты,
  какая картина:
  красив каждый клубочек.
  
  
  ***
  Белый котик -
  альбиносик -
  на воздушную волну
  настроил носик.
  кустик каждый обласкает,
  паутинку, клубочек найдет
  замечательный такой.
  ***
  "Самый маленький котенок -
  шедевр природы". Леонардо да Винчи.
  Не розы в саду:
  розовая мордочка с линией
  нежной рта
  (ну просто красота!)
  Не парное молоко -
  рыженький котенок -
  оставили ей одного.
  Прижимаешь его к щеке, -
  тревога в лазурных глазах...
  и вот уже чистит малыша,
  в чужих руках побывавшего.
  
  
  Всегда интересен:
  играет он или сидит,
  вовсю зевает или сладко спит,
  умывается или чистит шкурку,
  ест на зуб или лакает язычком,
  ходит по ковру или по траве,
  игрив или серьезен,
  ходит на унитаз или в коробочку,
  маленький или большой,
  тонкоусый или толстоусый,
  черненький или беленький,
  рыженький или серенький,
  осенью или зимой,
  летом или весной.
  Котик красивый любой.
  
  ***
  Сильней поэзии самой
  преданность и верность.
  Что толку красиво написать,
  а делом не подтвердить слова, -
  прошли те времена!
  
  СТРАНСТВИЯ
  ПЛЕС
  Вздыблена капельками дождя,
  словно серая шкурка
  драгоценного зверька,
  Волга у Плеса.
  И площадь, и рынок,
  и огороды с картошкой,
  и деревянные заборы,
  и бескрайний Волги простор.
  И спуск с холма
  (шлак под ногами:
  зимою скользко в гору идти!)
  И утопающие в зелени
  купола церквей...
  Отреставрируют их -
  экскурсовод сказала -
  в 2011 году.
  
  ХРАМ ПОКРОВА-НА-НЕРЛИ
  По полю зеленому,
  по полю красному
  как долго к тебе мы шли,
  храм Покрова-на-Нерли.
  И не снег,
  и не вишни теряют цветы, -
  то по-прежнему ты,
  из зыби веков,
  из художника снов,
  из основы основ,
  словно Скромность сама,
  белоснежна жемчужина
  на-Нерли -
  Покрова.
  По полю зеленому,
  по полю красному
  как долго к тебе мы шли,
  храм Покрова-на-Нерли.
  
  ГОРОДА, ГОРОДА...
  Mанит порой
  город вроде бы чужой,
  но на поверку
  может оказаться родной
  напевная речь.
  Манит порой
  город вроде бы чужой,
  но на поверку
  разве гарантирован ты
  от новой дружбы?
  Манит порой
  город серебристо-голубой,
  в мегаполисах-городах
  биологические, бывает,
  сбиваются часы...
  Был Лондон незнаком,
  а как воздухом его подышал -
  видишь миссис Деллоуэй,
  и лондонский Биг-Бен, -
  к романам Вирджинии Вулф скорей!
  
  48
  muster
  ЛОНДОН В КАНУН РОЖДЕСТВА
  Звуки рок-н-рола и мыльные шары
  оставила, умчавшись - веселая!-
  с рисунками машина.
  Джерри Ли Льюис, - спутник сказал, -
  Лондон! Канун Рождества.
  На площади Пиккадилли-Серкус:
  Деды Морозы на роликовых коньках,
  без пелерины плечи Снегурки
  выхватывает взгляд -
  тепло девице красной.
  Туристы, бездна, толпа,
  бег "Коней Гелиоса" -
  черные, рвущиеся к цели -
  фонтана пена бела.
  Ветер и вечер,
  второй автобуса этаж,
  Лондон. Канун Рождества.
  Темза. Тауэр с подсветкой.
  У стен его древних - каток,
  катается детвора.
  Парламент, Биг-Бен,
  Букингемский дворец -
  официальная резиденция -
  королева Елизавета 2-ая -
  долгожительница (80).
  Тауэр-Бридж (Тауэрский мост) -
  какая красота! -
  Лондон. Канун Рождества.
  
  ***
  У английского парка зимой
  зелен травы газон,
  олень и олениха пощипывают травку,
  eдва присыпанную снежком -
  скудна их трапеза на закате дня.
  Плавно покачиваются резные широкие рога.
  Как мало знаю об оленях я:
  не перепутать бы, у кого рога.
  Высоки в парке дерева,
  в ветвистой кроне -
  шпаги дуэлянтов скрещены,
  угадывается едва:
  ветвей коснулась рука мастера!
  Огорожены юные деревца!
  Камень - белая ракушка -
  художником раскрыта его красота!
  И пруд с отражением белого домика,
  и - тишинa.
  Божественная тишина
  в парке английском,
  до боли близком.
  
  ***
  Киев начинается с тюльпанов,
  с Днепра и Владимира Мономаха,
  со сквера Славы и с Крещатика,
  с простора и широты проспектов,
  с цветения каштанов -
  опрокинуты стаканчиками в детство моё.
  Киев начинается с Кирилловской церкви,
  с иконостаса, расписанного Михаилом Врубелем,
  с его Богоматери с младенцем, -
  с этого комка эмоций в груди...
  Киев начинается с боли Бабьего Яра,
  с рассказа очевидца - мальчика тогда,
  которому посчастливилось спастись...
  Киев начинается с Лавры,
  с Киево-Печерской Лавры,
  прямо на улице и встречают нас
  лики святых.
  
  МУЗЕЙ ЧЕРТЕЙ В КАУНАСЕ
  Мой друг, во мраке дня сего
  посетим музей чертей.
  Смотри: "покровитель всякого зла" -
  черненький худенький - паучок,
  вытканный на холсте.
  "Сервиз для браги":
  черти силятся поднять
  кружки-бочонки
  к горлышку кувшина,
  где восседает их собрат.
  "Жемантийский черт",
  "японский черт!"
  "черт с водородной бомбой",
  "черт-меценат",
  "черт-пенсионер", - не будем обеднять комментарием?
  - Годишься в адскую канцелярию, -
  говорит мне "черт"-насмешник,
  глядя из-под очков.
  
  ГЛИНИКА МОСТ
  Прогулочный корабль отошел от Шпандау.
  Берлин остался за спиной.
  Деревья, наклоненные к водам канала, лодочные станции,
  водное пространство озера, птицы и утки,
  спасающиеся от жары в прохладе воды,
  не спешат выныривать!
  бабочка вдали от берега - эк, занесло тебя, милая;
  моторные яхты и парусные лодки;
  в скрипичный ключ закручивает ветер попутный парус;
  пароход-рыба: чешуя - серебристые ромбы;
  особняки и кирха, и мечеть,
  и церковь Петра и Павла;
  и вот он - Глиника мост, полого-эм-образный,
  зеленоватый вблизи,
  со скульптурами кентавров, пагодами по сторонам,
  с аурой обмена Абеля на Пауэрса...
  серых тонов издали;
  из дали того февраля.
  Войнa.
  Она может быть справедливой,
  если нападают на тебя,
  но лучше умная и тонкая политика,
  лучше было бы сохранить
  Рихарда Зорге...
  
  ГРАДИРВЕРКИ. БАД ЗАЛЬЦУФЛЕН
  Корабли, флотилия кораблей с парусами,
  переливающимися в вечернем полумраке
  как волосы рыжеволосой красы-девицы.
  Такое цветовое волшебство.
  Вблизи - ощущение сталактитов.
  Без музейной подсказки сразу и не понять:
  настил прутьев, из которых веники вяжут
  или птицы гнезда вьют,
  а по ним стекает, распыляясь в воздухе,
  соленая вода (Бад - купание, зальц - соль,
  чем издавна славен город сей),
  создавая подобие климата морского,
  столь целительного для дыхания нашего.
  Со временем настил обновляют,
  лишая поверхность застывших,
  накатанных дорожек-сталактитов.
  Корабли с рыжими парусами.
  Нам памятен образ-символ "Алые паруса" -
  возможность выжить в пространстве
  индивидуальных фантазий, -
  осуществимость несбыточного -
  Александр Грин.
  Увенчан центральный градирверк
  башней-часами - символ города -
  время здоровья нашего.
  Возле градирверков, перекачивающих
  ежедневно сотни тысяч литров соленой воды, -
  все больше люди в возрасте...
  Невольно радуешься за них:
  умеют и могут люди отдыхать...
  среди роз и морского воздуха
  в центре Европы.
  
  ПАРИЖ
  "Париж - это дело!" -
  водитель наш сказал,
  уж, верно, он неплохо знал:
  не одну экскурсию в Париж катал.
  Париж - это Опера,
  это Нотр-Дам,
  Париж - это Сена-река,
  это прогулка по ней на речном трамвае,
  это мосты и песни Эдит Пиаф.
  Париж - это площадь Согласия
  и Елисейские поля,
  Париж - это Триумфальная арка
  на площади Этуаль (Звезда) -
  и симметричная ей, если смотреть на Елисейские Поля, -
  Большая Арка в Ла Дефанс -
  современный деловой и жилой квартал
  в ближнем пригороде Парижа -
  "парижский Манхэттен",
  обтекаем и светел.
  Париж - это невиданные над ним облака,
  Париж - это аура творчески-образного труда:
  ажурная Эйфелева башня
  и ваза с головкой ангела в скверике рядом...
  Париж - это память о зодчих -
  на фасадах их имена.
  Париж - это зримая история,
  Париж с высот Монмартра - бело-серо-голубая чайка,
  а под ней светлых построек река.
  
  
  Соединительная сила истории
  И красоты:
  Сена, Сите и мосты...
  Приказу темному :
  взорвать мосты
  не внял немецкий офицер
  в последние дни войны.
  А тут и союзники подошли.
  Неприкосновенна сила красоты.
  
  По свидетельству Шпейделя, 23 августа Гитлер приказал взорвать все парижские мосты и другие важные сооружения, "даже если при этом могут быть уничтожены памятники искусства". Шпейдель отказался выполнить приказ, как и генерал фон Холтиц, новый комендант Большого Парижа, который сдался, сделав несколько выстрелов для очистки совести. В апреле 1945 года Холтица заочно отдали под суд за измену, но друзья по службе сумели оттянуть процесс до окончания войны. Шпейдель сообщил также, что сразу после сдачи Парижа Гитлер приказал разрушить его тяжелой артиллерией и самолетами-снарядами Фау-1, но и этот приказ он отказался выполнить. Шпейдель Г. Вторжение 1944 года.
  
  ОБЩЕНИЕ. ДР УЖБА
  ***
  Посвящается Klaas De Haan
  О, вы,
  имеющий для полета два крыла,
  как вам рада я,
  и счастлива, что мы друзья.
  Иногда мне кажется,
  что сказаны уже обо всем
  все слова,
  но это только так кажется,
  ибо дружат крылья и слова,
  особенно, когда осень или весна.
  
  ***
  Любе Войтехович (Пугач)
  Каждая снежинка имеет свой узор
  Не успел рассмотреть его -
  а снежинка уже растаяла.
  А жизнь - это такая метель,
  а люди в ней - снежинки...
  О, эти снежинки стихов,
  Вы снова - на бумаге...
  Как быстро растаять вам?..
  Нам не дано предугадать,
  Как слово наше отзовется -
  в душе другого человека,
  захочет ли он пойти навстречу
  мысли вашей?
  Не воспротивится ли
  в силу самости своей?
  Но человек есть подобие божие,
  и он способен словом сотворить
  миры и обстоятельства:
  во власти его Образы Света,
  мрак же - куда ему деться? -
  придет, хотим мы того или нет,
  чтобы оттенять и то, и другое.
  Так печаль оттеняет радость,
  так приходит ночь вослед дню...
  Так много шансов у непонимания...
  Нам не дано предугадать,
  как наше слово отзовется,
  ибо все в руках провидения, судьбы,
  в контексте жизни и обстоятельств
  отдельного человека,
  в том ежедневно-ежесекундном
  выборе мысли, поступка.
  Прочесть и верно понять знаки судьбы,
  не идти вспять,
  не гладить против шерсти
  обстоятельства жизни своей.
  Нам не дано предугадать,
  как наше слово отзовется,
  но нам возможность есть понять,
  что движет солнцем и светилом,
  и духом человека - любовь.
  
  ***
  Кто ты,
  создающий беспорядок в моем сердце?
  от Бога ты или от Лукавого,
  повторяешь одни и те же слова:
  мы - ангелы, мы - друзья,
  нельзя ли найти иные для беседы слова:
  в жизни, что так стремительна и коротка,
  от повторов устает моя душа,
  где деталь речи живая?!
  ДРУЖБА
  Крылья дает весна,
  запах сирени, цветов
  и осени начало,
  и кленовый лист,
  до света и цвета склонный,
  и любовь.
  Любовь - облака.
  Дружба не больше ль любви?
  Вот она идет мне навстречу:
  Ванг - кепочка от солнца,
  в тысячах одежек,
  улыбается, лицо прикрывая ладошкой,
  щебечет быстрее дельфина -
  понимаю ее речь с полуслова.
  Дружба не больше ль любви?
  
  СЧАСТЬЕ
  Тамаре Оржеховской
  Счастье - это твой друг,
  родная тебе душа,
  чей путь тебе с детства знаком.
  Счастье - это друга рука -
  чайка, над морем встречи парящая!
  Счастье в этом и есть:
  ты мне помахала рукой на прощание, а я - тебе.
  Счастье - в умении наслаждаться мгновением,
  ценить скромные, маленькие радости,
  даруемые жизнью:
  цветение вишни, например.
  Счастье - это писать хокку,
  в танку найти ее продолжение.
  Счастье - это семь я,
  это стихиры большая семья:
  ники, как бабочки к огню, на стихи летящие.
  Счастье в травах и в травинке,
  Счастье в своем доме и в дальнем странствии,
  в далеком и в близком,
  в реале и в виртуале,
  счастье внутри и вовне,
  счастье в тебе и во мне -
  во всех нас под небом единым!
  Одному счастье удается
  у дома родного найти,
  другому надо, сапоги износив,
  тридевять земель пройти, -
  разные у счастья пути,
  и поиска не лишены:
  счастье в доме родном,
  счастье в тебе самом,
  счастье в стремлении твоем,
  в слове заветном, живом.
  
  НА ВИРАЖАХ ДОБРА
  Посвящается О.П.
  Добро, оно бесконечно...
  И забудем на время
  (не поправляй: навечно),
  что, желая добра,
  получаешь в ответ зло.
  И забудем на время о софистах,
  этих противоположностях философов,
  принадлежащих всем
  ветшающим цивилизациям.
  Итак, добро -
  оно бесконечно;
  дивишься его виражам;
  замираешь вдруг от неожиданности:
  возможно еще так сказать,
  написать -
  (узнаю стиль твой
  под любым псевдонимом)
  еще такой вираж
  мысли, поступка.
  На виражах добра
  и раскрывается росток
  таланта.
  И забудем навечно
  (не поправляй: на время)
  о лесопильнях... времени.
  
  68
  muster
  МАМЕ
  А помнишь, как однажды
  мне надо было на утренний поезд?
  Будильник испортился,
  и мы боялись проспать.
  А ты не спала.
  Мой милый вахтенный
  снов, отдыхов, трудов.
  Мой милый провожатый
  в школу, в дорогу, в жизнь.
  А помнишь, как под Новый год
  ты придумала костюм "Звездная Ночь".
  О, как красивы были звезды,
  созданные твоими руками.
  Ночи костюм
  малышке матушка из марли создала:
  сияют на нем звезды и луна -
  звезды - фольга - ногтем разглажена -
  аромат шоколадных конфет хранит:
  "Мишка на севере" да "Красный мак" -
  серебряный и звездный малахит
  память бережно хранит
  и костюм этот, и первый приз за него:
  Ванька-встань-ка, не унывай-ка...
  В письмах твоих,
  сегодня мною перечитанных,
  поэзию хокку нахожу:
  "Сахара и у нас нет,
  с конфетами дед чай пьет,
  но сады цветут добре,
  а с чем варенье варить?"
  
  ТРАНС
  Сквозь призму голоса твоего
  вижу дно морское
  и ракушку, мерцающую
  розово-голубым перламутром.
  И стаю рыбок оранжевых с черным,
  и сверкающих серебром,
  как ртуть живая,
  И вижу кораллы и стремление их
  к превращениям иным:
  в живое хотят воплотиться щупальцы,
  колыханью волны податливые, -
  сейчас в головастика превратится,
  в руку чью-то, в которой прекрасные
  тают медузы, кружев морских касаясь,
  в прозрачного человечка,
  что краскам дня,
  воплощению рад своему.
  Сквозь призму голоса твоего
  вижу дно морское
  и ракушку, мерцающую
  розово-голубым перламутром.
  И все это наяву,
  Сквозь призму голоса твоего.
  
  ***
  Понимание - это все,
  что накапливается,
  что сидит на якоре
  или срывается с него,
  и, будучи в унисон, -
  дает крылья!
  
  muster
  ЛЮБОВЬ
  МИЛЫЙ ЗАПЯТАЯ ЛЮБИМЫЙ
  Таинство молчания -
  идеальное таинство.
  Но таинство словесное
  сродни
  акту
  творения.
  Так медленное движение
  времен и событий
  передает
  запятая:
  "И был вечер, и было утро ..."
  Так тире вторит
  полету птицы
  - плавной -
  по повороту,
  а стремительности
  происходящего -
  точка.
  Пиджак. Галстук. Рубашка.
  МИЛЫЙ ЗАПЯТАЯ ЛЮБИМЫЙ
  ***
  Люби меня,
  ибо разве бывает
  любви много?
  Забывай меня,
  только ненадолго.
  
  ***
  - Звоните!
  Xотя бы раз в сто лет,
  хотя бы раз в сезон.
  - Что значит сезон?
  СВАДЬБА ГОДА - 2011
  С волнением смотрела телевизор вчера*,
  даже слезы выступили на глазах:
  так торжественна и в то же время кратка
  минута венчально-свадебного торжества.
  *Британский принц Уильям и его невеста Кейт Миддлтон
  oбвенчались 29 апреля 2011 года в Вестминстерском аббатстве
  в Лондоне.
  ДЖЕН ЭЙР И МИСТЕР РОЧЕСТЕР
  О, эта гувернантка, эта Джен,
  Она согласна на любое время года
  за окном - лишь бы рядом с ней
  был ее собеседник, ее Рочестер.
  Она еще ничего не знает про электронное
  общение, про соблазны его,
  про окна и иконки на мониторе.
  Она так проста и скромна:
  - Да, сэр.
  - Нет, сэр.
  Так естественна, и нет ей дела,
  что листва за окном облетела...
  
  ИНОПЛАНЕТЯНИН
  Глаза мои опустились
  сантиметра на четыре вниз -
  инопланетянин,
  как есть инопланетянин!
  Лицо не рассмотреть -
  высокий накал!
  Напрягаю свои бедные мозги -
  что же он хочет сказать?
  А, да, телепатия.
  ...Мы тоже ищем смысл
  жизни
  и свое место в ней.
  ...в жизни нет больных людей,
  есть только больной дух...
  ...В глазах его вдруг вижу
  маленький земной шарик,
  он перекатывается из одного
  края глаза в другой.
  Нет, слезы я там не вижу,
  и грусти нет там земной.
  И мысли обнять женщину.
  Инопланетянин,
  как есть инопланетянин!
  Молвил - и, как дым,
  рассеялся.
  
  78
  muster
  ***
  Я верю в судьбу,
  Но не стоит ее искушать.
  Я верю в любовь.
  Мне говорят:
  - Если любовь - встретитесь!
  А я говорю:
  - Не стоит ее искушать
  расстоянием, временем,
  даже тем, раздувающим пламя.
  Я говорю:
  - Любовь - это птица,
  и кто знает,
  куда ей вздумается
  полететь?
  ***
  V. A.
  Ты приходишь домой,
  струю свежего воздуха неся,
  и все наполняется смыслом:
  луч, скользящий по стеклу окна,
  опавшая по осени листва.
  
  ***
  Какая ни была б кручина,
  Не создавай себе кумира:
  Будь то чудная женщина,
  или умный мужчина.
  Женщина - песня, птичка,
  котик, кошечка, клубничка,
  любовь да семья - ее судьба.
  Женщина - это мира красота.
  Мужчина - работа, охота,
  о семье своей забота,
  это сила, армия, семья,
  это славные дочки и сыновья.
  Встреча мужчины и женщины -
  луч солнца в потоке мирозданья -
  тепло и радость их диалогов, встреч, -
  мужчина женщину должен беречь.
  Встреча мужчины и женщины -
  луч солнца в потоке мирозданья,
  радость диалогов, встреч -
  океаны и моря могут пересечь.
  
  80
  muster
  ***
  Настоящая любовь, какая она?
  Что может сказать о ней?
  Улыбка? Блеск глаз?
  Некое томление духа и тела?
  Но может быть и наоборот:
  Томление тела и духа,
  Где все решает прикосновение...
  Ибо прикосновение все и решает.
  Любовь не объяснить словами,
  Ей неподвластен шифр и код,
  Она нечаянно приходит
  Полу неясными стихами,
  С желаньем танцевать!
  Все дороги ведут к любви,
  И все от нее исходит.
  Любовь - это полуночная звезда,
  Это огромное - миру и счастью - да!
  Любовь - это дар, огромный дар.
  
  ***
  Наблюдать за изменением
  настроений любимого лица,
  с ночи до утра,
  слова примерять расставания и любви,
  о-о, это примета любви!
  Но также и весны,
  а коль скоро осень пришла -
  смотри ее дела,
  смотри, как мысль сильна,
  смотри: страданий в мире сколько!
  
  ХОТЬ БЫ НЕ ВЛЮБИТЬСЯ
  Похож на белого офицера:
  коротенькая стрижка
  (хоть бы не влюбиться):
  поднятый воротник,
  ветер в лицо.
  КАК Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ
  Меня никто не знает,
  не знаю себя я и сама,
  но знаю лишь одно:
  как я люблю тебя:
  это тобой наполнена
  каждая комната,
  каждая лестница,
  каждая простыня,
  как я люблю тебя.
  каждой двери косяк:
  лучше б тебе на него не опираться
  в первой встречи день,
  лучше было б тебе
  при встрече не улыбаться:
  лучше б не таять этому заледеневшему,
  в инее окну:
  как я тебя люблю!
  
  ТВОРЧЕСТВО
  ЖЕМЧУЖИНА ОБЩЕНИЯ
  Белые жемчужины,
  так люди полагают,
  жизнь продлевают.
  Сильнее жемчужин - вибрирующие
  звуки, слова, попытка творчества.
  От сна отойдя,
  незатейливым утром
  обрастает душа
  общения перламутром:
  в слове "перламутр"
  немало сокрыто
  морских утр,
  песчинок немало сокрыто,
  морскою неустанною волной
  наметено,
  утрами дней,
  прибоем ночным.
  В сотворчество,
  во слово заветное вдохновенья,
  в игру поутру.
  
  84
  muster
  ***
  Пока можешь молчать - молчи,
  но не говори себе:
  "Ну какой из меня поэт!"
  Ибо от нежеланья подобрать слова,
  от ненаписаных стихов непонимание,
  разнобой родится,
  и уже другой будет
  сакурой цветущей любоваться.
  Равен человек
  размаху крыл его,
  души наполнению равен.
  ***
  Пиши,
  пиши в тиши, пиши в глуши,
  пусть идут они из души
  (из колыбели души),
  греши и кайся, и пиши.
  Пиши -
  кораблик на волю отпусти -
  отправится он в путь,
  встретится ему кто- или что-нибудь.
  Ассоциация времени найдется.
  
  ***
  О, слово,
  Вавилонская башня!
  Граница без шлагбаумов,
  без контрольно-
  пропускной суеты,
  без кобуры и
  пистолетов
  мужчины или даже женщины,
  сующих твой паспорт
  негражданина,
  в отличие от паспортов граждан
  (лишь взглянули),
  себе за пазуху
  или за голенище...
  (как сердцу-то не задрожать?)
  слово и есть граница естества:
  хочешь пересечь межу
  державы сей -
  учи, потей -
  и поднимешься,
  пусть не на самую
  вершину -
  кто до нее доходил...
  рухнула башня сия
  при попытке ее возведения, но этажом выше. *** Уж сколько раз слыхала я, что молчание - золото и лучше слова-серебра. Но что дает нам два крыла? Уж не журчание ли слова-серебра? Как ни крути, как молчание ни хвали: слово, особенно написанное, является четким, и разве не слово дает нам два крыла? дарит ощущение полета не слово ли? разве не слово соединяет души людей, особенно людей разных веков и народов?! Mолчание - золото, когда ясно и без слов: палец у губ возлюбленного. Но смотри: запутанностей в мире сколько! Мне говорят: есть молчаливое знание, высший пик миропознания, когда тебя захлестывает могущество Истины, необлекаемой в слова, ибо это вспышка Света Знания, соединенная со всепоглощающим чувством благоговения. Это да, но ход времен не свяжет немота, будь хоть позолочена, хоть золота,- и не от щедрости молчат уста. Я - за слова! АНАКРЕОН ПОД ДОЛОМАНОМ* Был в колыбели поцелован музой, что не была ему обузой: к стихам он относился просто лишь для коммуникации роста, лишь для победы над врагом, непобедимым доселе, стал символом победы Росеи чувства юмора не лишенный поэт-гусар, поэт-партизан, Анакреон под доломаном, - доломан, долиман, доли ман, в казачьем чекмене, страх в неприятеля вселявший, в плен четыре тысячи взявший, - Денис Васильевич Давыдов был в колыбели поцелован музой, что не была ему обузой: к стихам он относился просто лишь для коммуникаций роста. Примечания автора: *Доломан, долиман - гусарская куртка, на которую накиды- вается ментик, длинная верхняя одежда, убранная пуговицами и цифровкою. Заслуга Дениса Давыдова в русском стихосложении немалая: новый словарь, непринужденность и естественность слога - являли собой новую ступень. И неспроста Пушкин на полном серьезе при- знавался, что многому научился у Дениса Давыдова. Поэтов связы- вала истинная дружба. ИЗ ЦИКЛА 'ВЕСНА' *** Желтый или белый первоцвет* весной ранней - свет земли. Как софиты сцену, освещают цветы первоцвета землю в ожидании зримом прихода весны самой. *Примула (Primula veris) называется также первоцветом, так как появляется весной в числе первых цветов. В Германии эти цве- ты называют ключиками (Schlüsselblume) за сходство со связкой старинных церковных ключей. *** Земля, пробуждаясь, дарит нам зелень и желтые цветы. Скромно и со вкусом. *** Как лакмусовая бумага весну проявляет алый тюльпана цвет. *** Коричневато сморщена пожухлая листва - подумать только - красота! *** Усохшая листва ухоженных кустов - антиквариат весны. *** Солнечным утром на пронзительной неба бирюзе юной листвы серебро. *** За день листва подросла! Маревом рыжим, золотым на закате сияет. *** В первый теплый день раскрылся одуванчик. Глашатай* весны. *Глашатай - в старину лицо, объявлявшее народу официальные известия, в переносном смысле провозвестник, тот, кто провозгла- шает, утверждает, защищает что-либо важное, значительное (высокое), например, глашатай истины. *** В садах весны кимано не мерено лепестков любви. *** Каштаны цветут - опрокинуты стаканчики в детство мое. *** То, что ты видишь, это и есть ты. Ветка сирени. *** Птичка-непоседа на ветках порхает. Жасминовый дождь. *** Буду лелеять, любить тебя горячо. Весенний сад. *** Белые бутоны На древе магнолии. Канделябры весны. МАМЕ Нежность пиона долго раной моей была: рано ты ушла. *** Солнце подарит майский загар - совсем лицо другое. *** Анютины глазки - краткий конспект орхидеи. Деревья в цвету. *** Как буйно цветет сирень в этом году - фио -лет - овое марево *** Ветер несет аромат сирени, дождем омытой. Дом и сирень в 'Зеркале' Тарковского. 114 muster ИЗ ЦИКЛА 'ОСЕНЬ' *** Задором наполненный ранец-чемодан на колесиках первоклассник везет. *** Трещат желуди Под шинами велосипеда. Кофе для ежиков *** Бодрым парусом плывет лист сухой у старой мельницы *** 'Малой весной' ноябрь поэтически назвала японская поэзия. *** Душу закаляют осени тренинги. Золото, дождем умытое. *** В тысячу этажей грецкий орех на кроне. Щедрость на деле. *** Лист невесом, и засыхает легко. Великий эстет! *** Осень - заправила красоты, соавтор Творца, скрипочка его цветная. СТИХИ В ПРОЗЕ ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ Навстречу мне - ты. Смуглый, загорелый. Тут уж не знаю, кто больше позаботился: природа ли, врач ли, словно сделавший тебе операцию 'на солнце' и по рас- сеянности или от волнения забывший осколочки солнца в тебе (ох, и больно было!). Зато теперь эти осколочки прижились и тянут тебя к большому светилу - солнцу. Эти осколочки затаились в твоем уме, в твоих глазах, в твоей улыбке, во всех изгибах твоего тела. Весь твой об- лик, кажется, говорит: 'Здравствуй, солнце!'.Ты весь, как фотон, существуешь только в движении. И вот ты уже рядом. Нестерпимо рядом. Твои губы в преддверии улыбки, они готовы сообщить радостную весть. Легонько поправляешь мои спутавшиеся волосы. 'Почему тебя не зовут Марией?' - вдруг спрашиваешь ты. Огоньки трево- ги в моих глазах. Кто она, эта Мария, чьим именем ему хотелось бы назвать меня? Возможно, так звали его сим- патию или, может быть, мать? Мать, мать, - успокаиваю себя. 'А почему 'Мария?' - срывается с моих губ. - 'Ты... ты же святая...' ЮНОСТЬ О, юность, о трепетная твоя рука, замирающая и роб- ко желающая. Так скрипки смычок радостью, надеждой и нежностью поет от прикосновения одного. О, сколько поездов и перронов у юности, вокзалов и залов ожиданий, волнений и надежд сколько. И дождь и снег, и весна и осень, и лист клена золотой и густой сне-гопад любовь обещают. ЭНЕРГИЯ ДУШИ Однажды хотела прочитать - по дружбе - поэму одно- го человека, пишущего неплохие стихи, и не смогла, я и так и эдак, и - никак! Я ощутила некую энергию в себе, ко- торая не подчиняется моему замыслу. Рассмеялась! Вероятно, это и была энергия души. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С БАСЁ Помню свою первую встречу с Басё, с его хокку, февральским днем, и помню ощущения радо- сти и полета, которые охватили меня. Особенно мне по- нравилась, показалась емкой следующая хокку: 'В путь! Покажу я тебе, Как в далеком Ёсино вишни цветут, Старая шляпа моя.' Басё. 'Письма странствующего поэта'. Стихи из путевого дневника. Перевод Веры Марковой. Я увидела и ощутила одинокого человека, который решил отправиться в путешествие, и нет ему, с кем пере- молвиться словом, но он добр: он беседует со своей шля- пой и полон решимости показать ей красоту далеких мест!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"