Функциональные блоки компьютера. Понятие о ПО компьютера
Урок 1 (3)
Цель урока:
Знакомство с функциональными блоками компьютера и их назначением. Получить навыки включения компьютера и завершения сеанса работы с ним. Получить понятия о программном обеспечении персонального компьютера. Помочь учащимся усвоить понятие "программное обеспечение" и его виды, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере. Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости. Развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.
Учащиеся отвечают на вопросы теста по теме предыдущего урока. Тест 1. Понятие информации в информатике означает: а) сведения б) уменьшение неопределенности в) знания г) компьютерную программу 2. Действия над исходной информацией в соответствии с некоторыми правилами - это: а) обработка информации б) хранение в) передача г) прием 3. Сообщение "Программа - это алгоритм, записанный на языке программирования" будет информацией для: а) шофера б) начинающего программиста в) парикмахера г) профессионального программиста 4. Наука, которая исследует законы и методы переработки информации называется: А) математика Б) информатика В) кибернетика Г) статика 5. Информация может обрабатываться: А) людьми Б) людьми, животными и техническими устройствами В) техническими устройствами и людьми Г) животными и людьми 6. К информационным процессам относятся: А) сбор информации Б) удаление В) копирование Г) обработка Д) доставка Е) хранение Ж) проверка
Теоретическая часть.
Учитель: 1. Компьютер (англ. computer -- вычислитель) представляет собой программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами. Существует два основных класса компьютеров: * цифровые компьютеры, обрабатывающие данные в виде двоичных кодов; * аналоговые компьютеры, обрабатывающие непрерывно меняющиеся физические величины (электрическое напряжение, время и т.д.), которые являются аналогами вычисляемых величин. В настоящее время подавляющее большинство компьютеров являются цифровыми, поэтому слово "компьютер" употреблять в значении "цифровой компьютер". Основу компьютеров образует аппаратура (HardWare), построенная, в основном, с использованием электронных и электромеханических элементов и устройств. Принцип действия компьютеров состоит в выполнении программ (SoftWare) -- заранее заданных, четко определённых последовательностей арифметических, логических и других операций. Разнообразие современных компьютеров очень велико. Но их структуры основаны на общих логических принципах, позволяющих выделить в любом компьютере следующие главные устройства: * память (запоминающее устройство, ЗУ), состоящую из перенумерованных ячеек; * процессор, включающий в себя устройство управления (УУ) и арифметико-логическое устройство (АЛУ); * устройства ввода; * устройства вывода. СИСТЕМНЫЙ БЛОК персонального компьютера состоит из системной платы, имеющей размеры 212/300 мм и расположенной в самом низу, динамика, вентилятора, источника питания, двух дисководов. Один дисковод обеспечивает ввод-вывод информации с винчестерского диска, другой- с гибких магнитных дисков. СИСТЕМНАЯ ПЛАТА является центральной частью ЭВМ и составлена из нескольких десятков интегральных схем разного назначения. Микропроцессор выполнен в виде одной большой интегральной схемы. Предусмотрено гнездо для дополнительного микропроцессора Intel 8087-выполнения операции с плавающей запятой. При необходимости повысить производительность компьютера можно поместить его в это гнездо. Имеется несколько модулей постоянной и оперативной памяти. В зависимости от модели предусмотрены от 5 до 8 разъемов, куда вставляются платы различных адаптеров. Адаптер -- это устройство, которое обеспечивает связь между центральной частью ЭВМ и конкретным внешним устройством, например между оперативной памятью и принтером или винчестерским диском. На плате также устанавливают несколько модулей, выполняющих вспомогательные функции при работе с компьютером. Имеются переключатели, которые необходимы для обеспечения работы компьютера при выбранном составе внешних устройств ( конфигурация компьютера). КЛАВИАТУРА есть у каждого компьютера. С его помощью в компьютер вводят информацию или отдают компьютеру команды. Прабабушкой клавиатуры компьютера была пишущая машинка. От нее клавиатура получила в наследство клавиши с буквами и цифрами. Но компьютер умеет делать больше дел, чем пишущая машинка, и потому у его клавиатуры намного больше клавиш. Разные клавиши служат для разных дел. Например, у обычной пишущей машинки нет клавиш для стирания того, что написано, а у клавиатуры -- есть. Такая пишущая машинка не может вставить новое слово между двумя др угими, а компьютер -- может, и для этого тоже есть специальная клавиша. Когда мы играем в компьютерные игры, то чаще всего используем клавиши со стрелками. Их еще называют "курсорными клавишами". С помощью этих клавиш можно управлять тем, как бегает по экрану герой игры. Очень часто в играх используются клавиши СTRI и ALT. Одной клавишей герой стреляет, а другой -- прыгает. Это довольно большие клавиши, к тому же они находятся в самом низу клавиатуры, и потому ими пользоваться удобно. Самая длинная клавиша -- ПРОБЕЛ. Ее можно нажать даже с завязанными глазами. И потому ее тоже очень часто используют в играх. МОНИТОР. При работе с компьютером больше всего информации мы получаем, глядя на экран монитора. Монитор чем-то похож на телевизор. Но телевизор нельзя смотреть вблизи, потому что он очень вредно действует на глаза. Монитор тоже действует на глаза, но не так сильно, как телевизор. Изображение у мониторов более четкое. Мониторы бывают разные. Они различаются размерами экранов и качеством изображения. Размер экрана измеряют дюймами. Если вы не знаете, что такое дюйм. то возьмите спичку и сломайте ее пополам. Длина такой половинки и есть дюйм. Измеряют экран наискосок -- между противоположными углами. Обычные мониторы имеют 14 дюймов. Часто также встречаются мониторы с размером 15 дюймов. Бывают и еще больше, но дома ими редко пользуются. Гораздо лучше мониторы, у которых размер 15 дюймов. Они стоят дороже, но их качество выше. С такими мониторами можно работать и без защитного экрана, хотя он и им не помешает. МЫШЬ (МЫШКА) -- очень удобная пластмассовая машинка для употребления компьютером. Это небольшая коробочка, внутри которой крутится резиновый шарик. Когда мышка двигается по столу или по специальному коврику, шарик крутится, а на экране двигается указатель мышки(курсор). Как и клавиатура и джойстик, мышь служит для управления компьютером. Это как бы "клавиатура наоборот". У клавиатуры более 100 клавиш, а у мыши-всего 2, но зато мышь можно катать по столу, а клавиатура стоит на одном месте. У мыши есть кнопки. Обычно их две -- правая кнопка и левая. На левую кнопку удобно нажимать указательным пальцем. Поэтому эта кнопка используется очень часто. (У тех, кто не моет руки перед игрой с компьютером, эта кнопка особенно быстро пачкается). Правая кнопка используется реже -- когда надо сделать что-то очень хитрое или умное. Бывают мыши с тремя кнопками. У них между правой и левой кнопками есть еще средняя кнопка. Эта кнопка замечательна тем, что она одна из самых бесполезных вещей на свете. Много лет назад были очень умные люди, которые ее придумали, но программ для таких мышей не делают, а трехкнопочные мыши еще встречаются.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ КУРСОРА. Мышка хоть и проста, но с ее помощью можно делать много самых разных дел. Если катать ее по столу, то по экрану двигается стрелка. Это указатель мыши или, как его еще называют, курсор. Правда, удобнее катать мышь не по столу, а по специальному резиновому коврику. Простой щелчок. Если на экране нужно что-то выбрать, то установите курсор на том, что хотите выбрать. Затем щелкните один раз ЛЕВОЙ кнопкой -- быстро нажмите на кнопку и отпустите. Поскольку почти всегда используется именно ЛЕВАЯ кнопка, то о том, что она ЛЕВАЯ, можно и не говорить. Когда о чем-то не говорят потому, что это само собой разумеется, это называется молчанием. Так что если написано, что надо "щелкнуть" кнопкой, то это значит, что надо щелкнуть ЛЕВОЙ кнопкой. А если надо щелкнуть ПРАВОЙ кнопкой, то пишут полностью "Щелкните правой кнопкой". ДВОЙНОЙ ЩЕЛЧОК. Чтобы запустить программу или открыть на экране окно, делают двойной щелчок. Двойной щелчок - это два быстрых щелчка. Если щелкнуть один раз, потом подождать и щелкнуть второй раз, то получится не двойной щелчок, а два обычных щелчка. Поэтому щелкать надо быстро. ПРАВЫЙ ЩЕЛЧОК. Это щелчок правой кнопкой. Он применяется довольно редко и служит для вспомогательных дел. Он применяется довольно редко и служит для вспомогательных дел. Например, в компьютерных играх с помощью правого щелчка можно иногда получить полезную подсказку. ПЕРЕТАСКИВАНИЕ. Выполняется при нажатой левой кнопке. Чтобы на экране перенести что-то из одного места в другое, делают " перетаскивание". Надо установить курсор на том значке, который хотите перетащить в другое место, потом нажать левую кнопку и двигать мышь, не отпуская кнопку. Значок будет двигаться по экрану вместе с курсором. Он встанет на новое место, когда кнопка будет отпущена. ПРОТЯГИВАНИЕ. Протягивание похоже на перетаскивание, только при этом ничего не передвигается, а только растягивается. Если установить курсор на рамке какого-нибудь окна или на его углу, курсор изменяет форму и превращается в стрелку с двумя наконечниками. Нажмите левую кнопку и подвигайте мышку. Размер окна при этом меняется.
ПРИНТЕР. Если вам удастся создать что-нибудь на компьютере, например, нарисовать свой портрет при помощи графического редактора, то, конечно же, захочется показать его друзьям. А если у друзей нет компьютера? Тогда хотелось бы напечатать этот рисунок на бумаге. Чтобы вывести на бумагу информацию, имеющуюся в компьютере, служит принтер. Принтер -- это отдельное устройство. Он подключается к компьютеру с помощью разъема. Самые первые принтеры для компьютеров печатали очень медленно и могли напечатать только текст, похожий на тот, что получается на пишущей машинке. Потом появились принтеры, способные по точкам печатать картинки. Сегодня самые популярные принтеры - лазерные. На них получаются странички, не уступающие по качеству книжным.
СКАНЕР. Сканер -- это как бы принтер "наоборот". С помощью принтера компьютер печатает на бумаге тексты или картинки. А с помощью сканера -- наоборот. Напечатанные на бумаге тексты или картинки вводят в компьютер.
Сканерами пользуются художники, когда рисуют картинки для компьютерных игр. Но художники ими пользоваться не очень любят. Они привыкли рисовать карандашом на бумаге -- так получается лучше и быстрее. Поэтому картинки для игр сначала рисуют карандашом. Потом картинку вводят в компьютер при помощи сканера. Так нарисованная картинка превращается в данные, которые поступают в компьютер. На компьютере картинку раскрашивают. Для раскрашивания используют графический редактор.
Хоть графический редактор и не очень удобен для рисования, для раскрашивания он подходит очень хорошо.
2. Включение и выключение компьютера.
После включения компьютера вы сразу попадаете в среду действия стандартного интерфейса операционной системы WINDOWS. По завершении загрузки на экране появится Рабочий стол с ярлыками приложений или папок, и стандартной панелью задач с кнопкой Пуск..
Для выхода из Windows необходимо выполнить команду Главное меню-Пуск-Завершение работы и в появившемся диалоговом окне (рисунок 1) выбрать соответствующую команду.
Рисунок 1 - Диалоговое окно "Завершение работы Windows"
3. Программное обеспечение
Совокупность программ, хранящихся на компьютере, образует его программное обеспечение. Совокупность программ, подготовленных к работе, называют установленным программным обеспечением. Совокупность программ, работающих в тот или иной момент времени, называют программной конфигурацией.
Уровни программной конфигурации ПК. Программная конфигурация ПК многоуровневая. Это связано с тем, что требования к программам, предназначенным для работы с устройствами, существенно отличаются от требований к программам, предназначенным для работы с людьми. Общий принцип такой: чем ниже уровень программ, тем больше они работают с устройствами и меньше с человеком. Этот принцип соблюдается во всей компьютерной технике от отдельного ПК до всемирной компьютерной сети Интернет.
Программы самого низкого уровня работают только с устройствами. Программы промежуточных уровней работают с программами нижнего уровня и программами верхних уровней. Человек имеет к ним ограниченный доступ. Программы верхних уровней работают с человеком и программами нижележащих уровней.
Базовая система ввода-вывода. На самом нижнем уровне находятся программы базовой системы ввода-вывода (BIOS). Их код жестко записан в одной из микросхем компьютера. В момент включения компьютера эти программы выполняют проверку оборудования и обеспечивают простейшее взаимодействие с клавиатурой и монитором -- клавиатура способна реагировать на нажатие некоторых клавиш, а на мониторе отображается информация о ходе запуска компьютера. Взаимодействие с человеком у программ этого уровня крайне ограниченно и возможно только в первые секунды после запуска компьютера.
Системные программы. Системные программы предназначены для работы со всеми устройствами компьютера. Они принадлежат к промежуточному уровню. Снизу системные программы управляют работой устройств и используют программы нижнего уровня, а сверху отвечают на запросы программ более высоких уровней. Те системные программы, которые непосредственно управляют устройствами, еще называют драйверами устройств. Люди работают с программами этого уровня только в тех сравнительно редких случаях, когда требуется настроить оборудование.
Служебные программы. Это следующий уровень, программы которого предназначены для обслуживания компьютера, проверки его устройств, а также для настройки устройств и программ. Снизу эти программы общаются с программами нижних уровней, а сверху передают данные программам верхнего уровня по их запросу. Степень взаимодействия с человеком определяется необходимостью. Например, мастера по наладке и настройке оборудования активно работают со служебными программами. Обычные пользователи используют их сравнительно редко.
Прикладные программы. Уровень прикладных программ -- самый верхний. Здесь находятся программы, обслуживающие человека и удовлетворяющие его потребности. С их помощью выполняется набор и редактирование текстов, создание чертежей и иллюстраций, коммуникация между людьми, воспроизведение музыки и видео, а также многое другое. Сверху программы прикладного уровня общаются с человеком, а снизу -- с программами нижележащих уровней. Прямого доступа к устройствам программы прикладного уровня, как правило, не имеют.
Операционная система. Новые компьютеры обычно не оснащают прикладными программами, потому что ни производители компьютеров, ни продавцы не могут знать заранее, для каких целей компьютеры будут использоваться. Однако компьютеры должны быть готовы к тому, чтобы любой пользователь, не будучи специалистом в компьютерной технике, мог оснастить их необходимыми ему программами. Для этого на компьютерах должны быть заранее установлены программы нижних уровней.
Программы самого нижнего уровня (базовой системы ввода-вывода) устанавливать не надо -- они поступают вместе с компьютером, поскольку встроены в одну из его микросхем, которая называется ПЗУ-- постоянное запоминающее устройство. Их достаточно, чтобы установить на компьютере программы системного и служебного уровней. Поскольку количество необходимых системных и служебных программ очень велико (измеряется сотнями), то для простоты они устанавливаются одним обширным пакетом. Этот стандартный пакет системных и (частично) служебных программ называют операционной системой.
Операционная система позволяет человеку начать работать с компьютером, получить доступ к его устройствам, а затем устанавливать и запускать необходимые прикладные и служебные программы.
И последнее. Не следует надеяться, что развитие вычислительной техники как-то кардинально изменит наше существование. Компьютер не более (но и не менее) чем один из мощных двигателей прогресса (как энергетика, металлургия, химия, машиностроение), который берет на свои "железные плечи" такую важную функцию, как рутину обработки информации. Эта рутина всегда и везде сопровождает самые высокие полеты человеческой мысли. Именно в этой рутине очень часто тонут дерзкие решения, недоступные компьютеру. Поэтому так важно " свалить" на компьютер рутинные операции, чтобы освободить человека для его истинного предназначения-творчества. Вспомним знаменитые слова М. Горького "Все -- в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное-дело его рук и его мозга". Компьютер -- тоже дело рук и мозга человека.
Д/з § 1, вопросы 1-2
4. Итог урока. Подведение итога урока. Выставление оценок. На уроке мы познакомились с понятиями файл и файловая система, научились производить основные операции с файлами и папками. Вопросы:
* В чем состоит различие между данными и программами? В чем сходство? * Где хранятся данные? Программы? * Что такое аппаратное обеспечение компьютера? * Что такое программное обеспечение компьютера? * Какие виды ПО вы знаете? * Зачем нужна операционная система?