Ван И Ди : другие произведения.

Весна в Замке Кусэмоно

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Японские мотивы

  Весна в Замке Кусэмоно.
  Акудзи сэнри-о хасиру.
  (Дурная слава далеко бежит)
  
  Дух.
  
  -...Когда воин находится на службе, может получиться так, что его государству придется перенести большие финансовые трудности, и поэтому в течение нескольких лет оно вынуждено удерживать часть жалования своих Витязей. В этом случае воину надлежит, вне зависимости от обстоятельств, сохранять выдержку, и ни в кругу семьи, ни тем более вне ее, не подобает ему даже намекать на свои стесненные обстоятельства. Ведь с древнейших времен Витязи помогали своей Родине, точно так же, как Она всегда была готова помочь им. Однако если в мирной жизни еще можно прожить в таких обстоятельствах, то если вдруг над границами Родины нависнет угроза войны и будет отдан приказ выступать немедленно, первое, что понадобиться - это деньги. Но они не появятся из ничего. Каким же несмываемым позором будет покрыто государство и его воины, если они окажутся неготовыми к войне. Сознавая важность этого, все Витязи, высокого ранга и низкого, молодые и старые, должны всегда откладывать часть своего жалования или заработка от честного труда на случай возможной военной необходимости. В то время, когда доходы государства сократились, каждый должен проявить благоразумие, отказаться от излишней роскоши и вещей, вести скромную, чистую жизнь. Каждый должен уметь обеспечивать себя и свою семью честным трудом или службой Родине. Долг всех, поданных государства и, особенно тех, кто отдал свою душу служению Родине, состоит в том, чтобы отдавать ему все свои силы. При экономии можно совладать с трудностями и тем самым помочь своему государству в случае необходимости и увеличить запасы на случай критической ситуации.
  Воин, являющийся Витязем, не должен считать принадлежащими себе ни свою жизнь, ни себя самого. Воины и Витязи тем и отличаются от прочих поданных государства, что отдают за него свои жизни. При том условии, что воины обязаны делать это лишь во время срока службы или по чрезвычайному призыву, а Витязи всегда. В мирное время Витязь, исполняя обязанности обычного воина, стражника, чиновника или другую какую профессию, всегда и везде должен быть готов взяться за оружие, что бы занять свое место в рядах Отважных или стать их командиром. Поскольку Витязь не знает, когда он сможет исполнить свой долг перед Родиной, он не должен причинять ущерб своему здоровью излишествами в еде, алкоголе, курении и в увлечении женщинами (или мужчинами, если он женщина). Витязю надлежит постоянно упражняться в военном искусстве, как в стратегическом, так и в тактическом и прикладном. Смерть в домашней постели не должна считаться для него достойной участью. Еще более Витязь должен остерегаться споров и ссор с товарищами, ибо они разрушают Дух Боевого Братства. Более того, они могут привести к стычкам и риску для жизни Витязя, которую следует сберегать для принесения Родине наибольшей пользы на полях сражений. Посему, каждый Витязь обязан хорошо обдумывать то, что он собирается сказать. Он должен всегда помнить, когда возникает опасность спора, что его жизнь принадлежит Родине, и умерять свой пыл, проявляя сдержанность.
  Любой Витязь обязан хорошо знать историю своей Родины и особенно военные ее страницы, в противном случае его нельзя считать достойным человеком, даже если во всем остальном он следует Канону...
  Наставник Таннэн любил перед началом лекции зачитать какую-нибудь подходящую случаю цитату из Канона. Пусть даже ни для кого не было секретом, что его великовозрастные "ученики" с большими погонами слушали эти цитаты без скуки на лицах исключительно из вежливости. Зато к материалам лекций они неизменно проявляли большой интерес. Еще бы, ведь наставник Таннэн был мыслителем международного масштаба, его труды по теории современного государственного устройства, информационной войне, геополитике, стояли на полках или даже лежали на рабочих столах всех уважающих себя государственных деятелей. Вот и сейчас в аудиторию Весенних Раздумий набилось почти двести человек, из которых практически все были Витязями высоких рангов. Интеллектуальной, военной и трудовой элитой государства. Закончив цитату, Таннэн окинул аудиторию цепким взглядом. Как всегда вежливое изображение внимания на лицах.
  -...Итак, братья, сегодняшняя лекция посвящена современному состоянию нашего государства. И... деградации современных Витязей. - Ага, зашевелились, возмущены и ошарашены... Сейчас мы вас добьем! - Я вижу у многих здесь присутствующих недоумение. Оно нам вполне понятно, не каждый раз можно услышать такое от старика Таннэна. Я скажу вам, что это еще не все. Деградировали не только Витязи! Деградировал и опустился весь наш народ! Все государство. Причем произошло это так, что немногие сохранившие Верность не решаются заявить об этом в открытую... Пошлют. Далеко и в нехорошее место. Тех же, кто решается, Власть в лучшем случае затыкает. Иных же просто устраняют. Давайте, припоминайте все что происходит у нас последние десять лет. Экономический кризис, который пытаются объяснить издержками перехода на новый тип экономики. Падение уровня жизни. Обнищание жизни духовной. Засилье так называемых "культурных веяний" из-за межи... Да что там перечислять, вы и так все прекрасно знаете. Только предпочитаете молчать. Или не замечать. Ибо забыли о долге! Канон для вас не более чем набор старых обычаев, которые соблюдает только упертое старичье, вроде меня. Вы все меньше времени уделяете своему совершенствованию, проявляете не воздержанность, алчность, неуважение к своим же братьям. Слово "Родина" для вас не более чем понятие места рождения. Но это только вы Витязи. Еще же есть огромное количество простых граждан, которые и раньше предпочитали больше заботиться об удовлетворении желудочном, денежном и постельном, чем о помощи своему государству. Сейчас же они успешно достигли состояния скотов. Либо бессловесных, каких большинство, либо довольных, которые жируют на первых. Теперь вы собираетесь только для того, что бы поговорить о деньгах, об удачных покупках, новых стилях в одежде, своих любовных похождениях. Все потому, что вы подражаете другим. Другим из-за межи. Западным варварам, которые от начала времен хотели только хлеба, вина и зрелищ! Канон говорит нам: "Когда люди занимают свое внимание денежными вопросами, меркнет блеск чести в их глазах, и они начинают смотреть на мир подлыми взглядами карманных воров". Большинство современных молодых Витязей одержимо мелочными устремлениями. И даже те из них, кто не выглядит одержимым чуждыми нам идеями западных варваров, всего лишь показывают нам свою пустую оболочку. У людей, чье сердце одержимо материальными устремлениями, нет чувства долга! Уже почти забыто, что "Витязь должен готовить себя к тому, чтобы отдать свою жизнь за Родину". Если они не думают постоянно об усилении государства и не заботятся его благосостоянии, их нельзя называть Витязями. Их должно называть простолюдинами!
  Моногасира Ихара Иэмицу внимал наставнику едва ли не с благоговением. Таннэн говорил все то, что было доступно Иэмицу лишь в виде смутных, подспудных ощущений. Он почти не застал эпоху до Изменения Кайсяку, но с самых ранних дней своей жизни Иэмицу сохранил память о душевном тепле людей того времени. Как же оно не гармонирует с современным льдом в человеческих душах. Отвлекшись на секунду от речи Таннэна, он посмотрел на лица окружающих его Витязей. Старшие слушали внимательно, речь наставника явно находила у них живейший отклик, так как они, несомненно, прекрасно помнили прежние времена, когда Канон отнюдь не был простым набором жизненных правил. А вот лица сверстников его поразили. Лекция Таннэна явно казалась им скучными излияниями ностальгирующего старикана. Сколько бы Иэмицу не вглядывался, он не мог разглядеть ни одного молодого лица, на котором бы было заметно согласие со словами наставника. Неужели он такой один? Неужели разложение затронуло умы столь многих? Как же он был слеп раньше! Нет, этого не может быть, должен же быть хоть еще один из полутора сот молодых Витязей в аудитории, кто бы сохранил в своем сердце чувство чести? Его ищущий взгляд встретился с глазами пожилого мэцукэ Ходзё Нагаудзи. Тот печально сделал жест отрицания.
  Едва наставник Таннэн завершил лекцию, Иэмицу стал пробиваться к проходу на кафедру. И даже вколоченное с детства воспитание не могло заставить его просить прощения за отдавленные ноги у этих... просто граждан. Рядом с кафедрой уже собралась порядочная кучка старших Витязей. Удивленно покосившись на подошедшего Иэмицу, они продолжили разговор с Таннэном. Похоже, речь шла как раз о современном состоянии молодых Витязей. Бугё Нарутоми Хёго, горячась, доказывал необходимость решительного поворота к прежним обычаям, когда молодежь подвергалась правильному и строгому воспитанию и когда в головах молодых людей не было места разврату и алчности.
  -Прости, брат, - вежливо остановил его Таннэн, - нам понятны твои чувства, но сейчас ты не прав. Возврат к прошлому не возможен. Мы живем теперь совсем в другом мире. Догматично цепляться за Канон слишком дорогое для нас удовольствие. Увы, он устарел и в современных условиях способен скорее навредить своим последним верным. Теперь Канон в душах Витязей мертв...
  -Наставник, но как же тогда быть? Вы же не могли не видеть равнодушия на лицах моих сверстников? Оно же погубит всех нас! - Все старшие Витязи с жалостью и болью посмотрели на взволнованного Иэмицу. Ответ их страшил. Он нес последний вздох старого мира.
  -Все в нашем мире проходит через смерть, что бы затем последовало обновление. В том числе страны и народы. Обновление Кайсяку стало смертью для прежнего государства, его устоев, традиций, для нашего Канона. После осени эпохи "до обновления", наступила зима Кайсяку. Вслед ей обязательно должна наступить весна обновления. Вам, молодым, тем, кто еще хранит верность чести, следует создать новый Канон. Новый Канон для новых людей, Для новых душ.
  -Но как? Мы же так не опытны... и нас так мало.
  -Быстро! Иначе вы можете опоздать. Дурная слава далеко бежит. Дурное дело притягательно. Дурной поступок совершить легко. Найдите путь к преодолению себя нового!
  -Я понял, наставник.
  
  Плоть.
  
  - Курсант Бобриков. Курсант Бобриков!
  -Так точно, товарищ старший лейтенант!
  -Повторите то, что я сейчас сказал.
  -Штыковой бой есть...
  -Это было пять минут назад. Повторите, что я сказал только что.
  -Э-э, устав устарел... уже... к сожалению... его надо пересматривать...
  -Что?!
  
  В замке Кусэмоно окончились тринадцатилетие Зимы Кайсяку. С его крыш зазвенели первые капли Весны Возрождения.
  
  _____________________________________________________________
  Глоссарий
  Бугё - самурайское офицерское звание или титул чиновников в эпоху Токугава, исполнявших административные, судебные или исполнительные обязанности. Примерно равно "комиссару".
  Кайсяку - помощник при совершении сэппуку (харакири).
  Кусэмоно - в современном японском "негодяй", в старинном значении - "смельчак".
  Моногасира - высокий самурайский ранг.
  Мэцукэ - самурайское офицерское звание. Во время войны м. действовали как офицеры разведки. В мирное время м. осуществляли надзор за обстановкой в государстве
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"