Аннотация: Моя статья 2011 года о литовской актрисе Лине Бракните, дополненная новыми интересными фактами и изображениями...
ГЕРОИНЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ.
В каждом времени есть свои герои, повлиявшие на своих современников. Они становились примерами для целых поколений. Люди стремились походить на своих героев как внешне, так и в их поступках. Естественно, надо учитывать, что один герой, другому рознь - кто-то совершал подвиги на Великих войнах, кто-то спасал людей от различных катастроф или излечивал от страшных болезней, а кто-то был просто героем труда. Во всех этих случаях, тяжело объективно оценивать то, где пример героизма какого-нибудь человека наиболее достоин или важен для подражания. Что более достойно, отдать на войне жизнь за Родину, или спасти из пожара ребёнка?! Или 20 лет быть преданным лишь одной профессии, всегда качественно выполняя свою работу?! Вот в чём вопрос!!! Поэтому, ещё тяжелее оценивать людей творческих профессий - тех, кто создаёт искусство! Что они делают такого для пользы общества?! Я скажу - многое. Настоящее искусство, всегда несёт гуманизм, красоту, духовность. Искусство стержень культуры, а культура, это главное духовное богатство любого народа. Поэтому люди искусства, тоже в чем-то герои. И особенно отличившиеся от остальных своим, наиболее ярким талантом, который с прошедшим временем светит всё ярче, превращая их творчество в нетленную классику. В стране, которой уже 18 лет как не существует - СССР, в героях, от военных лет, до ударников труда, недостатка не было. Это относилось и к искусству. Советский Союз навсегда оставил в истории массу выдающихся художников, скульпторов, писателей, поэтов, певцов, актеров и т.д. И если закрыть глаза на темы, посвященные идеологии, то всё это истинное искусство! Великий парадокс истории СССР в том, что из-за той самой идеологии, навязывающей обществу атеистические взгляды на жизнь, все получилось совершенно наоборот! Люди именно советского поколения оказались наиболее воспитанными и духовными! Советское общество действительно было более духовным, чем современное! Более того, именно из бывшего СССР происходит большинство верующих, которые и поныне остаются истинными христианами! Какой парадокс! Об одной такой женщине из советской эпохи, которая благодаря киноискусству стала героиней для многих поколений людей, положительно повлияв на их жизнь, я и хочу написать в этом блоге. Это литовская актриса Лина Бракните, которая ослепительно прославилась в кино еще в ранней юности, мгновенно став героиней своего времени для многих детей и подростков всего необъятного Союза! Она настоящая Дива молодежного кино 60-х годов СССР - все, кто видел те, нестандартные, немногочисленные фильмы в которых она снималась, по сей день не могут её забыть... многие из мужчин того поколения, и не только, до сих пор хранят в своём сердце любовь к ней... многие женщины, вспоминая молодость, продолжают ей подражать... это подтверждает то, что молодежное кино с участием Лины Бракните, можно уже считать классикой, ведь классика вне времени...
ДЕВОЧКА, КОТОРАЯ ЗНАЛА ТАЙНУ ГОРНОГО ЭХА...
Лина Бракните в роли отважной Вики в х/ф "Девочка и эхо" (1964 г. СССР)
Лина Бракните родилась 19 ноября, 1952 года в городе Вильнюсе (Литва). Её родители никак не относились к миру кино. До 11 лет, литовская девочка была самым обычным советским ребенком. Кино само нашло её - обычным днем, в школу, забрел помощник режиссера Арунаса Жебрюнаса. Режиссеру нужна была героиня к его новому фильму и его помощник, на уроке физкультуры выбрал шесть девочек. Из них на роль была утверждена Лина - невысокая, белокурая, курносая девочка с васильковыми глазами. Не смотря на то, что одиннадцатилетняя литовка была красива, художественному совету она почему-то не сразу понравилась - им показалось, что она не слишком фотогенична. Однако Жебрюнас - странный человек, высокого роста, с бледным лицом, окаймленным темной бородой, отстоял представительницу своей страны. К тому времени он, архитектор по образованию, но режиссер по призванию уже снял фильм "Живые герои", состоящем из нескольких новелл. Теперь, вместе с талантливым оператором Йонасом Грицюсом, он готовился приступить к своей новой работе - экранизации рассказа Юрия Нагибина "Эхо". Маленькая, хрупкая и удивительно выразительная девочка Лина сразу понравилась съемочной группе и Жебрюнас понял, что не прогадал в своем выборе и сразу приступил к съемкам. Уже в 11 лет, Лине пришлось временно покинуть родную Литву ради своей первой, дебютной роли - съемочная группа решила снимать фильм в Коктебеле. Именно здесь было всё идеально для экранизации рассказа советского писателя: блистательное море, пустынный пляж и наполненные таинственным, разноголосым эхом ущелья. Утвержденная на роль Вики, Лина с первых съемочных дней покорила всех своим талантом! Она играла так легко и непринужденно, что режиссеру ради неё пришлось даже ломать саму канву сценария! Ведь у Нагибина, действия происходят глазами мальчика, но в фильме видение окружающего мира исходит от девочки! И это первая победа Лины Бракните как актрисы! Победа сразу, с дебюта! Уже во время съемок, режиссер даже изменил название фильма - вместо "Эха", он назвал его сначала "Последний день каникул", а затем уже дал окончательное название "Девочка и эхо"! Девочка, не имея профессионального актерского образования, покорила сердца окружающих своей искренностью, неподдельной чистотой души и устремлений, полным отсутствием пошлости и... этим изменила всё! Изменила рассказ автора в фильме в лучшую сторону! И окружающая природа своей красотой, словно пела гимн Лине - как бы подчеркивая её одаренность с рождения! Играя гениально и просто, она сразу блеснула своим талантом, классически выделенном, профессиональным оператором Йонасом Грицюсом!
Что касается самого сюжета фильма основанного на рассказе, то он тоже значительно прост. (авт. - я сразу хочу извиниться, если в чем-то ошибусь, т.к. фильм этот не видел. Рассказ не читал. Я пишу о нем лишь то, что понял по аннотациям и высказываниям людей о фильме) Школьница Вика, проводит последние дни каникул у деда-рыбака, живущего рядом с морем. С утра и до вечера её дед в море, а она предоставленная сама себе наслаждается свободой: гуляет по побережью собирая ракушки, купается в море, лазает по скалам. Каждый вечер, Вика встречает деда с горном в руке - если она видит его лодку на горизонте, она торжественно трубит в горн, приветствуя его. Но дед мало проводит с ней время и поэтому Вика вскоре начинает грустить. Именно из-за грусти, она, оказавшись у прибрежных скал, начинает играть с собственным эхом и вскоре узнает его тайну... вскоре, она всё же находит таких-же отдыхающих мальчишек и хочет с ними дружить. Ей удается подружиться с одним из них, по имени Ромас. Однако друг, вскоре окажется "другом" - он предаст девочку в ответственный момент, в результате сам ничего не выиграв от этого предательства. Эхо, тайну которого, Вика поведала по дружбе Ромасу до его подлости, не откликается на его зов - он, предатель, опозорен и пристыжен. А что-же героиня? И тут начинается самое главное испытание как для персонажа, так и для юной актрисы. И оно является главным во всем фильме. Когда Вика, полностью раздевшись (!) плескается в море, "друг" забирает её тонкое легкое платье себе, на которое ещё сверху садится! Мальчишки со злорадством следят - как теперь Вика, выйдет из моря полностью голой?! Кажется, девочка попала в безвыходную, унизительную ситуацию... но нет, к удивлению многих - Вика, как ни в чем небывало выходит голой (!) из воды, с силой забирает у Ромаса своё платье и, бросив ему на последок презрительное "трус", уходит! Уходит победительницей! С этого момента он перестает для неё существовать, он больше ей не нужен... Именно то, что героине Лины Бракните пришлось быть пусть и на несколько мгновений полностью обнаженной и делает фильм нестандартным. Не по-советски сделанным.:) Как говорит кино-эксперт Александр Павленко (авт. - влюбленный в литовскую актрису с детства) - она, отбросив одежду, оказалась вне времени, вне шестидесятых годов XX века, сливаясь с окружающим её пространством, растворяясь в прекрасном пейзаже... при этом она не какая-то пошлая, некультурная дикарка, напротив, Вика чертит линии на песке, загадывая приезд отца, приветствует восход солнца звуком охотничьего рога, знает легенды, связанные с горами... но одежда ей не нужна - она полностью свободна духом и телом, и это подчеркивает её отдельность от "всех остальных". Фильм 1964 года, "Девочка и эхо", рассказывающей о детской дружбе и предательстве, собрал в советском прокате около шести миллионов зрителей, что для фильма, отнесенного к категории "детский", и не являвшегося ни комедией, ни детективом, довольно много. На VI каннском Международном фестивале молодежных фильмов в 1965 году, этот фильм А.Жебрюнаса выиграл Гран-При! Более того, девочка (Лина Бракните), с поднятым горном в руке, стала эмблемой этого молодежного фестиваля во Франции! Этот же фильм, в том-же году удостоился специальной премии жюри XVIII Международного кинофестиваля в Локарно (Швейцария) - "Серебреный парус"! (авт. - первые "серебреные паруса" в советском кино!) На V кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии (1965), почетными премиями были удостоены: А.Жебрюнас - за режиссуру; Й.Грицюс - за операторское мастерство.
Таким образом фильм о советской девочке, классически сыгранный 11-летней Линой Бракните, резвящейся на природе в последний день своих каникул и не сломленной предательством ровесника, выиграл сразу два международных Гран-При! Всего лишь дебют литовской актрисы и уже такой успех! Этот фильм считается одним из лучших, замечательных фильмов 60-х годов! Он стал культовым фильмом, превратившись в классику детского кино, в основном благодаря игре юной Лины Бракните.
КУКЛА СУОК.
Актриса и кукла, имитирующая её внешность. Х/ф "Три толстяка" (1965 г. СССР)
Блеснув своим талантом в своем первом фильме, завоевавшем международные призы, литовская девочка естественно стала привлекать внимание режиссеров. И уже через год, известный русский актер и режиссер Алексей Баталов, пригласил именно Лину на роль Суок, в романтической сказке Юрия Олеши "Три толстяка". Для Баталова это был новый режиссерский опыт - экранизировать это нестандартное, странное произведение. Для юной актрисы же это был новый вызов. Ради работы в этой киносказке, Лине Бракните вновь пришлось оставить родной Вильнюс и переселиться в Ленинград (Санкт-Петербург). Уже тут ей пришлось адаптироваться к новым условиям - жить в чужой семье, ходить в другую школу. Однако Лина быстро справлялась со всеми трудностями - как вспоминает сам Баталов, она тогда быстро училась, причем училась с таким, удивительным артистическим упорством. Актер, пробующий свои силы в режиссуре, был доволен своим выбором. "Девочку на роль Суок мы искали очень пристально, с пристрастием, - вспоминал спустя много лет, в одном из интервью, Алексей Баталов. - Было просмотрено более ста девочек, среди которых была и Лина. Как только мы увидели её, то поняли, что наконец-то нашли героиню". Роль в сказке, для юной Лины, оказалась сложнее, чем её первая работа, ей неожиданно пришлось постигать все тонкости циркового искусства, в основном такие, как акробатика и жонглирование! С литовской девочкой занималась лично жена Баталова, которая являлась цирковой актрисой. С начала у Лины плохо всё получалось, однако её упорство дало положительные результаты, после которых уже можно было приступать к съемкам. "Три толстяка" это сказка, рассказывающая о том, как бедный люд, не выдержав притеснений и издевательств, восстал против тиранов - Трех Толстяков. Главные герои, борющиеся с тиранами, это вольные цирковые артисты, для которых самая главная ценность в жизни это свобода... много приключений выпадает на долю героев, которые в борьбе против тиранов проявляют изобретательность, незаурядное мужество, решимость и волю к победе, веру в свои идеалы. Лина Бракните играла роль цирковой гимнастки Суок, которую под видом куклы дарят принцу (Наследнику Тутти), внедряя во Дворец Толстяков, ради того, что бы освободить плененного тиранами, лидера восстания. И... тут вновь, необычный талант юной актрисы, изменяет если не сценарий фильма, то саму характеристику своего персонажа! Если по-станиславскому, кукла Суок, должна была быть грубой девчонкой с "соседнего двора", то у Лины, она настоящая, изящная аристократка, с добрым сердцем и благородными манерами, которая грациозно скользит по грани между реальностью и легендой! Юная актриса своей игрой очень хорошо передает её - то она обычная, цирковая гимнастка в неброском одеянии, которая жонглирует пылающими кеглями, выполняет гимнастические трюки или просто играет на цирковой гармони, веселясь со своей труппой. То предстает во Дворце настоящей аристократкой в пышном белом платье с корсетом - словно не кукла, а истинная принцесса! Я вновь не знаю, что лично сказать об этом фильме т.к. я его не видел. Но когда я просматривал фото-кадры, первое, что меня поразило эта Лина, ещё одетая в неброское одеяние с шапкой, очень смахивающей на средневековый чепец! В этом одеянии, с этой шапкой, она выглядит словно девочка крестьянка, пришедшая к нам из Средневековья! Уж поверьте, мне, она там действительно так выглядит!!! (авт. - ах, это Средневековье, оно всё ещё будоражит меня образами... :))) А что касается сцены во Дворце, где Лина, словно как принцесса, предстает в пышном платье в образе куклы, интересно ступая по его просторному залу, то это ещё более символично, т.к. это было снято в реальном дворце в Литве! Это ясно мне и без просмотра фильма, и это и так восхищает меня! Однако, т.к. я не знаю, что мне еще сказать об этом фильме, я вновь сошлюсь на слова кино-эксперта, просмотревшего более 1000 различных фильмов, Александра Павленко. Александр Павленко о роли Лины Бракните в "Трех толстяках": "Нет, вряд ли я смогу передать скромное очарование "Трёх толстяков" Алексея Баталова. Когда позже я познакомился с повестью, с оригиналом - он произвёл на меня несравненно более слабое впечатление. Фильм грациозный, скользящий, как Тибул по канату, ни разу не обрывающийся ни в слащаво-навязчивую поэтичность, так портящую текст Ю.К.Олеши, ни в разухабистое приключенчество "Неуловимых мстителей". Лина одушевляет этот фильм. Вероятно, по изначальному замыслу режиссёра она должна была служить "персоной идентификации" - "одна из нас, оказавшаяся там". Но Лина не стала "одной из нас", "девочкой с соседнего двора", как это хотелось великому Станиславскому. Суок Лины полна подлинного аристократизма и мы, бедные дети с пыльных дворов пятиэтажных хрущевских кварталов, могли только мучительно тосковать о девочке, способной вот так спокойно, с полуулыбкой, на просьбу рассказать о себе, ответить "я ничего не знаю". Когда Наследник Тутти кидается на гвардейские штыки с криком "Отпустите её!" и падает с пулей в груди, мы все его прекрасно понимали - умереть ради такой Суок - это честь. Сцена, где Суок насвистывает на ключе и танцует, до сих пор для меня одна из самых завораживающих сцен мирового кино. "Только ты ложись", - заботливо говорит она и начинает насвистывать на ключе простенькую и сентиментальную мелодию. Она переступает с ноги на ногу и начинает танцевать, кажется, даже не осознавая этого. Это одно из тех мгновений, когда киноискусство поднимается к чистой поэзии, не передаваемой словами. Баталов делал романтическую сказку, и Лина с азартом отыграла все положенные романтические позиции циркачки Суок. Особенность "Трёх толстяков" Баталова в том, что все без исключения герои (от Луспекаева и Лямпе до Валентина Никулина) играют подчёркнуто отстранённо - из-за масок персонажей то и дело выглядывают веселящиеся актёры. Лина вписалась в ансамбль, потому что сыграла в той же мейерхольдовской манере, когда внешний рисунок важнее переживания. Успех фильма - и Лины - был полный, так что на экранизацию новеллы Радия Погодина "Дубравка", режиссёр Радомир Василевский приглашал опытную актрису, пожалуй, даже звезду. Звёздочку".
ДУБРАВКА.
Лина Бракните в х/ф "Дубравка". (1967 г. СССР)
После двух успешных ролей в кино, юная актриса набралась хорошего опыта. Однако после "Трех Толстяков", она год не снималась - видимо наверстывая упущенное по школьной программе, которую ей пришлось забросить. Однако, самая успешная роль для Лины Бракните была ещё впереди. В 1967 году режиссёр Р. Василевский пригласил белокурую литовку на главную роль в фильме "Дубравка", на экранизацию повести Радия Погодина. На этот раз, уже повзрослевшей, 15-ти летней актрисе пришлось ехать на съемки в Одессу - в город, что находится на Украине. И снова, словно в каком-то "дежа вью", Лина оказывается в своей стихии - лето, море, горы... но только тут, она не какая-то, одинокая девочка, бродящая голышом по пляжу и разговаривающая лишь с горным эхом. Здесь, её героиня лидер подростков! Не по-девичьи, она гоняет вместе с ними мяч, с риском для жизни лазает по крышам домов, слушает песню девушек, убирающих виноград... Лина Бракните показывает совершенно новую грань своего яркого таланта. На экране уже не наивная девочка, бродящая среди природы или отважная цирковая гимнастка, ставшая изящной аристократкой в виде куклы - на экране уже задиристый подросток, переживающий внутренний бунт, который пытается разобраться в собственных чувствах и понять окружающий мир! Именно это и является главной темой фильма "Дубравка", который очень неоднозначен по смыслу и сделан абсолютно не по-советски! Судите сами. Девочка, бабушка которой ласково называет её Дубравкой, отнюдь не ведет себя как прилежная девочка. Напротив, вместо того, что бы спокойно вышивать крестиком, она пойдет лучше поиграет с ватагой мальчишек в футбол! Вместо того, что бы пойти на танцы, она будет лазить по крышам! Вместо того, что бы быть скромной, она наоборот ищет конфликтов со всеми, становясь даже лидером, в первую очередь среди мальчишек! Но это ещё не главное! Девчонку мучает комплекс неполноценности из-за своей внешности - идеал её красоты, это некая, взрослая девушка по имени Валентина Григорьевна. И, вместо того, чтобы мечтать о каком-нибудь парне, Дубравка мечтает об этой Валентине! Но это лишь только на первый взгляд... смысл картины ещё сложнее. Дубравка разрывается между своей первой любовью к старшекласснику, и ненавистью/страстью (!) ко взрослому мужчине, к которому она ещё и ревнует женщину (Валентину!), испытывая признаки лесбийского влечения... при этом, её саму безнадежно любит/ненавидит один из ровесников! Лето, море, пляж же - это всего лишь символы всевозможных искушений для нестандартной девчонки-подростка... не случайно ведь, именно купаясь в море, она хочет потопить (!) взрослого мужчину (который, под конец сам её спасет, вытащив из воды!), из-за ревности к любимой девушке!!! Перед юной Линой Бракните, нестандартный сюжет этого фильма, поставил очень сложную задачу, заключающуюся в разно-плановости актерской игры. Но, опытная актриса блестяще справилась со своей ролью - в том-же году, Республиканский кинофестиваль присудил Лине Бракните главный приз за лучшую женскую роль! Фильм "Дубравка", хоть и не получил ни каких международных призов, но в самом СССР собрал более восьми миллионов зрителей! Лина Бракните стала окончательно всем известной и популярной благодаря именно этой роли! В основном именно в "Дубравке" её полюбили и запомнили зрители не только её поколения! Казалось бы, что после такого успеха, всего лишь в неполные 15 лет, литовскую актрису ожидала блестящая карьера, но...
ТАЙНА ПРЕКРАСНОЙ ЛИТОВКИ.
Лина Бракните в к/ф "Последний форт" (1971-72 гг. СССР)
Лина Бракните, литовская девчонка, блестяще сыгравшая в трех фильмах, став известной для всего необъятного СССР, превратившись в кумира для всех советских подростков, после 1967 года вдруг пропала с экранов. Многие из тех, кто полюбили тогда, в середине 60-х годов, очень долгое время не знали, что Лина снялась ещё в двух фильмах. Немногие знают об этом и сейчас, ещё мало тех, кто видел эти два последних фильма с её участием. Один из них, снятый в молдавской киностудии, называется "Последний форт" (1971 г.) - героико-приключенческий фильм. Второй - "Остров нашей надежды" (1972 г.). Никаких сведений об этих фильмах нет. Я эти фильмы не видел. Однако совершенно ясно, что в них, уже совершеннолетняя, блистательная Лина Бракните, отнюдь не на главных ролях! Почему?!!! И самый главный вопрос - почему, актриса, с юности, так блистательно начавшая свою карьеру... также внезапно её закончила! Этот вопрос мучает многих её поклонников долгие годы, даже сейчас, когда уже давно нет СССР...
Лина Бракните в к/ф "Море нашей надежды". (1971-72 гг. СССР)
Я могу лишь сказать, что смотря на этот фото-кадр из х/ф "Море нашей надежды", вижу красивую, молодую девушку, с обаятельной улыбкой и добрым взглядом в больших, светлых глазах... которая просто как будто рождена для главных ролей! И я тоже сочувствую тем её поклонникам, что так быстро всё завершилось...
ИСТИННАЯХРИСТИАНКА.
Это парадоксально, но часто у многих людей творчества, в их реальной жизни совпадают те вещи, которые они создавали в своем искусстве. Литовская актриса Лина Бракните, сыгравшая в далеких 60-х годах, в трех, совершенно не по-советски сделанных фильма, словно героиня одного из них (кукла Суок), таинственно исчезла... исчезла на десятки лет... Многие, из её поклонников не могли понять причину того - куда делась героиня их молодости, которая так положительно повлияла на их дальнейшую жизнь. Многие женщины мечтали поговорить с ней, подражая сыгранными актрисой, образами. Мужчины, не находя в реальной жизни идеала среди представительниц прекрасного пола, подаренного Линой в фильмах, храня свою первую любовь в своем сердце, мечтали признаться ей в своих чувствах... Лишь в конце 90-х годов (!!!), прошлого века - о Лине Бракните, появились первые сведения. Корреспондентам российского журнала "Огонёк" с большим трудом удалось разыскать легендарную актрису и взять у неё поистине короткое, но эксклюзивное интервью. В том интервью, 1998 года, уже 46-ти летняя Лина Бракните, поведала о том, что так и живет в своей стране, в своем родном городе. Ещё студенткой женилась на Раймундасе Пакнисе, профессиональном фотографе и книгоиздателе (!). (авт. - с которым, на данный момент, живет уже в браке 33 года! Также, у неё есть дочь по имени Вика (актриса назвала её так в честь своей первой роли) и маленький внук.) У них есть дочь Вика. На вопрос, почему она так быстро завершило карьеру, Лина ответила, что слишком самокритично относилась к себе, что бы поступать на актерский во ВГИК... Вместо кино, она 20 лет проработала в библиотеке Института истории Академии наук Литвы. Признавшись при этом, что с 15 лет любила античную историю, и хотела стать историком!
"Работа в библиотеке, была моим монотонным существованием, - говорит актриса. - Но я очень любила читать - тут прекрасная библиотека в 56 тысяч томов! Причем среди них есть уникальные раритеты XVI века. Есть книги на польском языке и на латыни". Корреспонденты выяснили, что Лина Бракните, также как и её героини из фильмов, любит природу - проводя с лета до поздней осени в загородном доме. У неё есть даже домик на берегу речки! Загородом у неё есть огород, где она, вместе со своей сестрой Рутой, выращивают собственную морковку и картошку.
"Больше всего мне нравится ходить в лес. И не обязательно по грибы или ягоды. В лесу находятся мои самые красивые проспекты и улицы..." - так объясняет Лина, свою любовь к сельской жизни.
О принятии завершить актерскую карьеру, она призналась, что никогда не жалела - ведь в итоге у неё прекрасно сложилась личная жизнь. Это всё, что было о Лине Бракните тогда... но, спустя 11 лет, в начале мая этого 2009 года, корреспонденты уже другой российской газеты "Экспресс газета" вновь, не без труда, разыскали исполнительницу главной роли куклы Наследника Тутти и, это интервью получилось более объемным, с фото и даже видеорепортажем! Я... для которого этот год с самого начала складывался из одних потрясений, в мае был довольно в унылом настроении. Ещё бы, ведь я так долго искал свою первую любовь, словно рыцарь, храня ей верность и тут... найдя её в этот год, полностью разочаровался в человеке. Он разбил мне мечту. Но, вот, находясь в депрессивном настроении мне попалась статья с интервью незнакомой мне актрисы. (авт. - я тогда не знал, что это настоящий эксклюзив!:)) Я почитал, удивился, что некоторые, как и я не смогли забыть свою героиню детства и... ощутил как мне одновременно повезло и не повезло! Повезло в том, что я свою постсоветскую героиню видел в реальной жизни, а не повезло в том, что от Той светлой девчонки ничего сейчас не осталось... Тем же людям, для которых Лина Бракните была героиней детства, не повезло, что многие её не видели в реальной жизни, но им повезло, что она и сейчас осталась героиней, уникальной женщиной. Она истинная христианка! Поискав в Интернете всю возможную информацию о Лине Бракните, я только убедился в этом. И ощутил ужас от того, что из-за своей, трехлетней работы над своим историческим романом-эпопеей, касающимся Эпохи Средневековья, я бы мог никогда не узнать, что в современном мире есть такая необычная женщина! Никогда! И я просто стал благодарить Господа, что он дал мне такой шанс не только узнать о ней, но оценить её искусство, поведать о ней другим людям! Спасибо, Господи!
В этом новом большом интервью, Лина Бракните, вспоминает вновь о своих былых ролях в кино, рассказывает о своей семье, благодарит всех своих поклонников. Меня лично удивило, что она, с которой мечтают поговорить множество людей со всех концов мира, редко встречается даже с близкими друзьями! Эта женщина ведет крайне затворнический образ жизни - в городе, предпочитает уединение в своей пятикомнатной квартире, с какой-нибудь интересной книжкой (авт. - в основном читает книги на русском языке.) А на природе, одиночные прогулки по лесным тропинкам. Сейчас она кажется, вообще живет только загородом! И, меня лично восхищает то, что эта женщина, с юности, будучи успешной на такой огромной территории, никогда не искала славы и известности! Более того, её жизнь только доказывает то, что в фильмах она играла саму себя - героиню, не отступающую от своих принципов, до конца придерживающейся добра, будучи доброй уже от природы!:) Это истинно по-христиански. Однако я её называю героиней потому, что она положительно повлияла на своё поколение. С детства, через её образы, многие люди поняли бесценность доброты, духовной чистоты, стремлений к светлым мечтам... многие поняли, что такое первая, чистая любовь, которая не забывается никогда... многие мужчины, уже спустя столько лет, как и тогда, будучи советскими мальчишками, признаются Лине Бракните в своей любви и сейчас! Спустя 40 лет, когда она появилась в фильме "Девочка и эхо" их любовь к ней не угасла! И я им завидую, героиня их поколения, действительно оказалась истинной христианкой... по сей день, по сей час... Современная Лина Бракните, которой исполняется сегодня, 19 ноября, 57 лет - отлично выглядит для своего возраста. Она ровесница моей мамы, которая, кстати, в 70-х годах путешествовала по Прибалтийским странам. Творчество и жизнь этой уникальной, женщины, вновь подняло моё вдохновение, радость к жизни, подорванное моими меркантильными ровесницами. Да, из современных девушек, я никого не могу даже и близко поставить наравне с Линой Бракните! Она уникальная, она настоящая Дива! Даже сейчас с неё можно писать портреты! И если кто-нибудь спросит, кто для меня сейчас является наиболее уважаемым из представительниц прекрасного пола, не относящихся к близким родственницам, я отвечу - Лина Бракните! Я счастлив, что как мог, написал этот блог о Лине. Я знаю, что у меня мало шансов на то, что она лично увидит его, но я буду рад, если даже кому-то из её поклонников, я напомнил этим блогом о настоящей героине их поколения. Им повезло... Я не рискнул что-то добавлять из её весеннего интервью этого года, т.к. посчитал, будет правильнее если вы полностью прочтете его на сайте той газеты. (авт. - ссылки, касающиеся Лины Бракните, я написал внизу блога...) Но из него, я хотел бы особо выделить то, что в самом начале беседы, актриса, перечисляя фильмы в которых снималась, упомянула фильм с называнием "Красотка"! Так, что поклонники Лины, вам ещё стоит чего поискать - возможно, кое-кому да и удастся найти такой фильм, снятый может местной литовской студией в середине 70-х годов... Мне же было важно узнать то, что думает христианка-героиня о современности. По её словам, мировой финансовый кризис это страшно, но на ней он не отражается, так как много ей и не надо. (авт. - ответ достойный уважения! Я лично до сих пор на себе не ощущаю никого кризиса! Где я живу?!) Еще я учел мнение Лины насчет молодых девушек, имеющих отношение к "легкому поведению", которое сводится к тому, что настоящая девушка, даже в самых сложнейших жизненных ситуациях, никогда не станет "ночной бабочкой". (авт. - разве это не слова истинной христианки?!) Но особенно, лично для меня важен был пример её в современной жизни - если даже такая женщина, как Лина Бракните, которая счастлива в семейной жизни, ведет крайне затворнической образ жизни, то это значит не с ней что-то не так, а с окружающим миром! И я полностью солидарен с этим - в этот жестокий мир, лучше лишний раз не высовываться! (Теперь мне есть, что ответить, почему я веду затворнический образ жизни...:) Заканчивая этот блог об этой литовской актрисе, (авт. - о которой пишу, на правах представителя, последнего советского поколения, т.е. рожденного в 80-х годах:))) я хотел бы привести аннотацию к её "затерянному" шестому фильму, возможно к той самой "Красотке" из 70-х... :) эта аннотация дана кем-то, в одном из комментариев на сайте, посвященном Лине Бракните - тем, кому видимо удалось увидеть хоть фрагмент из этого фильма.
"Шестой же фильм Лины - это особая история... В конце 70-тых я, уже безнадежно влюбленный в Лину Бракните, сижу у телевизора и наблюдаю по Первому, он же единственному каналу ТВ, какую-то унылую передачу о любительском кино, кажется, братских республик. И, не веря своим глазам (и своему счастью), вижу пятиминутный ролик какой-то киностудии, какого-то Вильнюсского дворца творчества юных актеров. В ролях - двое, юная девушка выпускного возраста (наша Лина, т.к. ее там даже назвали по имени), и какой-то юный ее ровесник. Лирический бессловесный сюжет: двое незнакомых молодых людей, идут навстречу друг дружке по тихой вильнюсской улочке, в мыслях они берутся за руки, кружатся, танцуют, и проч. В реальности же проходят мимо, даже не обернувшись, повинуясь ложным представлениям о приличиях. Только Лина слегка улыбается себе, знаменитой своей полуулыбкой... И все. Нигде и никогда, разумеется, ролик этот не повторяли. А домашнего видео тогда, разумеется, не существовало. Полагаю, для Лины это был не единственный любительский фильм, но все эти старые ленты безусловно и навсегда утрачены. :((
Можно хорошо понять грусть автора видевшего что-то новое, с участием Лины Бракните. Потому, что она уникальный человек. Второй такой Лины уже больше никогда не будет даже в самой Литве. Но, я счастлив осознавать, что, она, подарившая не одному поколению что-то светлое, доброе, с детства, остается достойной женщиной и сегодня. Счастлив, что она была, и что она у нас есть.
(Ноябрь. 2009 г.)
ЛИНА БРАКНИТЕ В ПОРТРЕТАХ И ФОТОГРАФИЯХ.
Эх, как быстро пролетели практически 6 лет, с тех пор как я написал блог о Лине Бракните! Писал, не очень профессионально, ровно, часто запрыгивая на другие источники... но, зато все с теми-же, неизменными искренними эмоциями восхищения! Да, всего лишь прошло почти 6 лет, а так всё переменилось...
Первое, и самое главное, что я бы хотел сегодня добавить, так это то, что именно Лина Бракните, с просто судьбоносной случайностью, заочно познакомила меня с самой святой Хедвигой Австрийской! Это произошло так потрясающе, что не только переменило мои религиозные взгляды, но и жизнь! Ибо, только благодаря покровительству Хеди Прекрасной, я обрел, наконец, как официальную работу, титул, сотни тысяч читателей (моих "теневых" произведений), так и сотрудничество с зарубежными издательствами! Да, вполне может быть, что, последнее, возможно, просто произошло по причине моего природного уникального таланта, но... я, все равно благодарю великую Хедвигу Австрийскую! Zu glauben - zu lieben - zu schutzen!
Поэтому, в связи с этими феноменальными обстоятельствами последних двух лет, я, будучи теперь не только "рыцарем пера", но, и в прямом смысле рыцарем, в благодарность любимой литовской "своднице", дополняю блог публикацией скриншотов портретов в её честь, и парой её интересных фотографий! Итак...
Лина Бракните в образе Скайсте - героини некогда задуманного мною романа. (Рис. В. И. Биттибальди. Январь. 2011 г.)
Первый портрет в честь литовской актрисы, я создал в январе 2011 года, назвав его "Скайсте". Дело в том, что я изначально хотел создать роман в её честь, однако, так и не смог приступить к работе, создав лишь, как сейчас принято говорить, лишь "ковер изображения". На картине, в мягком янтарном фоне, Лина изображена на светлом лоне природы в образе юной литовской девушки в праздник Куполинес. Её голову украшает сплетенный из лиственных веточек папоротника, красивый венок белых цветов, волосы распущенны роскошными русыми волнами, а на длинной "нефертитиской" шее, висит амулет с изображением солярного языческого символа. Также, мельком можно заметить, что она одета в национальный литовский сарафан из светлого льна. (Признаюсь, что я считаю эту картину, своим лучшим изображением Лины Бракните в образе героини! Я сам очень влюблен в неё, и не отдам её никому ни за какие деньги!)
Второй портрет Лины Бракните в образе Скайсте. (Рис. В. И. Биттибальди. Февраль. 2011 г.)
Точно не припомню, но, кажется уже феврале того же года, я создал и второй портрет Лины Бракните в образе собственной героини Скайсте. Пусть он получился и менее удачно, но все равно для тоже весьма дорог. На нем, Лина, уже явная блондинка, стоит в профиль, с менее пышном венке цветов на голове, но всё в том же белом льняном сарафане (правда с вышитым этнически белорусским узором!)
Однако, помимо созданных портретов, мне удалось найти и пару интересных фото актрисы. Первое, сделанное якобы в годы её работы в "Девочке и эхо", второе... судите сами.))
Редкое да ещё столь поразительно качественное фото юной актрисы в середине 60-х годов. (Из-за такого высокого качества съемки, некоторые сомневаются, что на фото действительно изображена актриса).
Лина Бракните в немецком шлеме времен Второй мировой войны. (У этого изображения ведутся ещё более жаркие споры - некоторые говорят что это довольно ловкий монтаж с фото-кадра из "Моря нашей надежды", некоторые утверждают, что действительно видели Лину в таком шлеме в фильме "Последний форт", где она играла немецкую девушку Кристин, в которую невольно влюбляется один из советских офицеров).
Что же я ещё могу сказать, во второй раз, завершая блог об этой удивительной женщине, уже сейчас 21 марта 2015 года. Ну, разве, что пожелать всем мира, добра и любви!
Сайты, сообщества и произведения, посвященные Лине Бракните:
...Однако, сон потом быстро сместился в иную сцену - мы находимся уже в светлой комнате (в доме на земле), она (как будто в светлой майке (?) и темной миди-юбке со светло-кремовыми сандалиями на толстом каблуке), лежит отдыхая на низком диване. Я, кажется, отдыхаю рядом - как пес - сидя на полу. Тут начинает звучать спокойная музыка (не помню точно какая), кто-то кого-то приглашает на медленный танец. И, я решаюсь пригласить Лину ('Можно Вас пригласить на танец?') Она охотно кивает, с моей помощью поднимается ложа и... мы тихо движемся в медленном танце.
Чувствуя так близко Лину, я сначала двигался не столь уверенно, но, затем быстро возобладав над стеснением, стал двигаться с нею в унисоне плавности. При сем, наши лица оказались так близки, что наши губы, казалось, вот-вот сомкнуться в поцелуе - я инстинктивно чувствовал, что, мы оба были бы не против впиться в друг друга устами но... стеснение (она, будучи ниже меня, не решалась мне смотреть в глаза, в стеснительной улыбке не поднимая своего взора), а главное такт, так и не дали нам переступить эту 'черту'.
Так, медленно двигаясь в танце в полусвете просторного помещения, едва не соприкасаясь губами, я спросил её:
- Тёть Лин, как у вас дела в Вильнюсе?
- Да как... - ответила она своим мягким голосом без всякого балтийского акцента. - Сейчас я снимаюсь как модель для фотовыставки мужа. А когда выпадает свободное время, то, приглядываю за двумя племянницами, которые так и любят чуть что пошалить...
На этом к сожалению сон резко закончился. Однако, при пробуждении, я ещё некоторое время ощущал тепло её тела, а в душе словно был приятный разлив оливкового масла - тот самый 'разлив', который у меня всегда возникает тогда, когда я думаю о прекрасной литовке...