Васильев Александр Валентинович: другие произведения.

О войнах мирских и духовных

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Существование войн, а также связанных с ними всевозможных ужасов, насилий и жестокостей весьма часто становились и становятся поныне весьма коварным камнем преткновения для верующих христиан (или для тех, которые себя таковыми полагают). Эта небольшая статья, представленная на межконфессиональной конференции Католического Университета в городе Львове, посвящённой столь актуальным ныне событиям агрессии США против суверенного Ирака, как раз и призвана была разъяснить, с позиции канонов веры духовного Христианства, почему столь неизбежно существование в нашем мире разного рода войн, вооружённых конфликтов и тому подобных межлюдских столкновений. А также и дать разъяснения на тему, в каких войнах подлинно верующему христианину дозволено участвовать, и каково должно быть его поведение в соответствующих тяжких жизненных обстоятельствах.


о. Васильев А.В.

Доклад

на конференции в Украинском Католическом Университете г. Львова

27 марта 2003 года

  
  
  
   Согласно учению нашей Церкви Слово Божие написано одними соответствиями: все, что содержится в нем до последней частицы, есть соответствие; поэтому если б человек был знаком с наукой соответствий, то он мог бы разуметь Слово в его духовном смысле и познать такие тайны, которых по смыслу буквы вовсе не видно. В Слове есть два смысла: один буквальный, а другой духовный. Смысл буквальный говорит о земном, а духовный о небесном; а так как соединение небес с миром совершается через соответствия, то и Слово дано было в таком виде, чтоб в нем все, до последней йоты, имело бы свое соответствие. (Э. Сведенборг "О Небе и об Аде"  114)
   Человеку, ничего не знающему о таком внутреннем смысле текстов, содержащихся в Библии, бывает крайне тяжело поверить в то, что: Писание Древнего Завета заключает в себе Тайны Неба и что все эти Тайны вообще и каждая в частности касаются Господа, Неба, Церкви, Веры и всего, что от веры, ибо по букве или буквальному смыслу видно лишь относящееся к внешней стороне Иудейской Церкви, а между тем везде есть внутренний смысл, не проявляющийся в смысле внешнем, за исключением немногих изречений, которые Господь открыл и изъяснил Апостолам. Ибо Слово во всей своей сложности, в каждой части, даже малейшей, и до малейшего штриха означает и облекает собою сущности духовные и небесные; поэтому небрежно относятся к Древнему завету. Тем не менее не может быть известно, что Слово потому только, что оно Господне и исходит от Господа, не может быть нигде дано, если внутреннее не содержит касающегося Неба, Церкви и Веры. Иначе нельзя назвать его Словом Божиим и говорить, что оно заключает в себе некоторую жизнь. Ибо откуда жизнь, как не от присущего жизни, то есть от того, что вообще и в частности относится к Господу, который есть сама жизнь? Посему все внутреннее, Его не касающееся, не живет и более того, каждое слово в Писании, не облекающее его или не относящееся к Нему Самому, - не божественно. Без такой жизни Слово мертво по букве, ибо Слово, как человек, который Внешен и Внутренен, что известно христианству: Внешнее человека, отделенное от его Внутреннего, - это тело, которое тогда мертво; но Внутреннее есть то, что живет и живит Внешнее; Внутреннее человека - душа его, так и Слово по одному буквальному смыслу то же, что тело без души. Когда мысль привязывается к одному буквальному смыслу, то нигде нельзя увидеть, что этот смысл заключает в себе все вышесказанное. (Э. Сведенборг "Тайны Небесные"  1659, 1664)
   Именно по этой то причине, и все войны, о которых идёт речь в Священном Писании, ив частности - в Ветхом Завете, по подлинному, или же духовному смыслу Слова Господнего, там есть: ничто иное, как сражения церкви, и сражения принадлежащих к церкви, или же их искушения, которые, на самом деле, есть ничто иное как сражения и войны со злом в себе, и, следовательно, с дьявольским полчищем, которое возбуждает зла (в человеке) и постоянно покушается уничтожить церковь, и человека церкви. Что лишь это единое в Слове понимается под "войнами", можно увидеть из того, что Слово может говорить в себе ни о чём ином, как лишь о Господе и Его царствии, и о церкви, ибо оно в себе Божественно а не человечно, и поэтому небесно а не мирско, и поэтому под войнами, упоминаемыми в смысле буквальном (Священного Писания), ничто иное не может быть означаемо в смысле духовном. ... Войны человеческие не могут иметь никакого отношения ко внутренним началам Слова, ибо таковые предметы не заключают в себе ничего духовного и небесного, каковые лишь единственные могут принадлежать Слову. (Э. Сведенборг "Тайны Небесные"  1659, 1664)
   Но более того, всё здесь сказанное справедливо не только в отношении Священного Писания, но имеет прямое отношение и к тому, что мы называем нашей реальностью, или же к тому миру, в котором мы с вами актуально обитаем. Ибо, опять же, согласно вере нашей Церкви, весь мир природный, или же мир пространства и времени, существует лишь как следствие существования мира духовного, или же мира субстанционального. Мир духовный, или же мир причин, есть душа вселенной, мир же природный, который есть исключительно миром следствий причин, обретающихся в мире духовном, есть её тело. И связь меж этими двумя мирами - миром духовных причин, и миром природных следствий, которые существуют исключительно благодаря существованию причин этих, совершается, опять же, исключительно и единственно благодаря закону соответствий.
   Весь природный мир соответствует духовному не только в общности, но даже и в каждой своей частности, поэтому всё, что в мире природном существует вследствие духовного мира, называется соответствием. Должно знать, что природный мир есть и существует вследствие духовного мира совершенно так же, как последствие от своей причины. Природным миром называется всё пространство, находящееся под солнцем и получающее от него свет и тепло; всё от него существующее принадлежит этому миру. Духовным же миром называются небеса, и всё, существующее в небесах, принадлежит тому миру. (Э. Сведенборг "О Небе и об Аде"  89)
   Из чего и следует, что всё, актуально существующее в мире природном, существует лишь как соответствие чему-либо, актуально существующему в мире духовном. И именно по этой то причине: все, что есть в природе, от самого малого предмета и до самого большого, есть соответствие, потому что мир природный, со всеми своими принадлежностями, заимствует свое бытие и существование (existit et subsistit) от мира духовного, а тот и другой - от Божественного Начала. Здесь сказано - бытие и существование, потому, что существование исходит от того же источника, от которого и первоначальное бытие: существование (subsistentia) есть непрестанное бытие (existentia); ничто не может существовать само по себе, но только от чего-либо предшествующего, следовательно, от первого начала, от которого если оно отделяется, то совершенно гибнет и уничтожается. (Э. Сведенборг "О Небе и об Аде"  106)
   Поэтому всё, что только ни существует в мире духовном, всё это с необходимостью порождать должно соответствующий ему материальный феномен в мире природном, и, обратно, всё, существующее в мире природном, всё это существует лишь потому, что оно соответствует определённой актуальной сущности в мире духовном, или же в сознании человеческом - что адекватно, ибо мир духовный соединяется с миром природным в исключительно и единственно в человеке, ибо человек был создан таким образом, чтобы в нём духовные начала вселенной соединялись с её началами природными.
   Качество же природных феноменов всегда определяется тем, чему именно из мира духовного они соответствуют. Ибо: все, согласное с Божественным порядком соответствует небесам, и все противное Божественному порядку соответствует аду. Все соответствующее небесам относится ко благу и истине, а соответствующее аду - ко злу и лжи. (Э. Сведенборг "О Небе и об Аде"  113)
   Из всего выше сказанного вполне можно увидеть, что и войны в мире природном существуют лишь как отображения, и как определённое соответствие существованию войн духовных, или же войн внутри сознания человека Церкви, и как их совершенно неминуемое следствие.
   Понятно, что Господь, как Само Милосердие, и Само Высшее Духовное Благо не мог бы создать войны собственно ради них самих: так как они связаны с убийствами, грабежом, насилием, жестокостью и другими огромными преступлениями, диаметрально противоположными милосердию Христианскому; но тем не менее они не могут не быть попущены Божественным Провидением, потому что после грехопадения жизненная любовь человека стала такова, что он хочет владычествовать над другими, и наконец, даже, над всеми, и хочет обладать богатствами мира, и, наконец, даже всеми его богатствами. Эти любови не могут удерживаться в узде, потому что, согласно с законами Божественного Провидения, дозволено каждому поступать в свободе, по рассудку, и без попущений человек не может быть отклоняем Господом от зла, ни следовательно быть преобразован и спасен; ибо если бы не попущено было злу прорываться, человек не в смог бы его видеть, следовательно не признавал бы его, и, таким образом не мог бы быть приведен к противостоянию ему; из этого явствует, что зло не может быть удержано никаким внешним средством Провидения Господня; ибо в таком случае оно бы оставалось замкнутым, и как болезни, именуемые раком и гангреной, распространилось бы во все стороны и извело бы всю жизненность человеческую. В самом деле, человек, по рождению своему, есть малым адом, меж которым и небом идет непрерывное препирательство; ни один человек не может быть извлечен из своего ада Господом, если только не увидит, что он в нем пребывает, и не захочет из него быть извлеченным, а оное не может совершиться без попущений, причины которых суть законами Божественного Провидения. По этой-то причине и есть войны малые и войны большие. Войны, невзирая даже на убийства, грабежи, насилия и жестокости, не возбраняются Господом, ни в их начале, ни в прогрессии, но лишь в конце, когда могущество кого-либо из противников ослабнет, и для него становится неизбежной опасность истребления, по той причине, что все войны, будь это даже войны гражданские, суть прообразами состояний Церкви в Небе и соответствиями: таковы были все войны, описанные в Слове и таковы войны также нынешние. Подобное тому прообразуется теперешними войнами, в каком бы они месте не происходили, ибо всё, совершаемое в Мире природном, соответствует вещам духовным, в духовном Мире, а все духовные вещи касаются Церкви. Неизвестно в этом Мире, какие Христианские государства имеют отношение с Моавитянами и с Аммонитянами, с Сирийцами и с Филистимлянами, с Халдеями и с Ассирийцами и с другими народами, против которых сыны Израильские вели войну; однако есть имеющие с ними соотношение. Но какова Церковь на землях и каково зло, в которое она впадает и за которое наказуется войнами, невозможно вовсе видеть в Мире природном, потому что в этом Мире проявляются только внешние начала, не составляющие Церкви; но это видимо в Мире духовном, где проявляются начала внутренние, в которых и пребывает Церковь Господня. (Э. Сведенборг "Ангельская Премудрость о Божественном Провидении"  251)
   И так как из всего вышесказанного совершенно однозначно следует, что войны мирские есть лишь неизбежным следствием войн духовных, или же сражений со злом и ложью, которые происходят в душе каждого человека Господней церкви в частности, и в во внутреннем духовном состоянии Церкви, как единого тела Христового в мире нашем вообще, то совершенно очевидно, что главная вина за существование и происхождение этих мирских войн, как следствий, лежит на тех, кто создаёт для них, во внутреннем духа человеческого, соответствующие причины. То есть на тех недостойных членах церкви христианской, которые нерадиво относятся к своим священным обязательствам перед Господом, которые они на себя приняли, совершив перед Господом обряд святого крещения. На тех, которые, покаявшись внешне перед Господом, не раскаялись внутренне, и по-прежнему: считают за ничто продолжать делать зло ближним своим; исполняясь внутренне постоянно ненависти и мстительности к не потакающим страстям их, и проводя жизнь свою в прелюбодеяниях и блуде, в кражах и в мошенничествах, в обманах и проклятиях, насилиях и жестокостях, и в других подобных распутствах. (Э. Сведенборг "Ангельская Премудрость о Божественном Провидении"  276)
   Но гораздо большая доля вины здесь принадлежит, между прочим, прежде всего тем из нерадивых пастырей Церкви Христовой, которые должны были бы учить простых верующих подлинной христианской жизни в Господе, по заповедям его Священного Писания, и вести их к жизни в духовной чистоте и подлинной христианской любви к Господу и к ближнему своему, и которые часто не только не делают этого, но наоборот, забывая о заповедях Слова, потакают распутным стремлениям паствы своей, а также, сеют между верующими взаимные раздоры и ненависть.
   Именно таковые нерадивые христиане, и, в особенности, нерадивые и недостойные пастыри Церкви Христовой и являются главными и подлинными виновниками всех тех войн, ужасов и несчастий, их, так сказать, внутренним духовным источником, от которых страдает затем всё наше человечество. И даже если они сами об этом и не подозревают, по своей неосведомлённости о подлинном мироустройстве божественного порядка вселенной, это всё равно не оправдывает их ни перед Богом, ни перед людьми. Не оправдывает же и не извиняет это их потому, что, тем не менее, им известно, или могло бы быть известно из Слова Божьего, что приобщаясь к Христианской Церкви они берут перед Господом своим и Богом своим на себя вполне определённые обязательства, касательно жизни своей по заповедям Его, и что они должны быть светочем добра и чистоты духовной для всего мира, а вместо этого они иногда ведут себя хуже самых последних язычников.
   Как об этом сказал в посланиях своих Павел:
   Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
   Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. (Римлянам 2:17-24. Галатам 6:7,8)
   Поэтому, если мы не хотим быть наказуемы ужасами войн мирских и телесных, то мы должны, прежде всего, заняться устранением порождающих их причин внутренних и духовных. И начать, при этом, прежде всего с самих себя - со своей собственной души, и со своей собственной духовной жизни.
   Теперь, если отвлечься от этих общих материй, то возникает вполне практический вопрос - если войны в мире этом, по законам Божественного Провидения неизбежны, пока существуют зло и ложь среди людей, то что же должен делать, в обстоятельствах этих, верующий христианин? Должен ли он принимать участие в них, если обстоятельства его к тому принуждают, и если да, то как и каким образом?
   Согласно вере и канонам нашей церкви:
   Тот человек пребывает в любви ко благу (charity), кто вершит правосудие и справедливость, наказывая злых и вознаграждая добрых. Любовь ко благу потому пребывает также и в наказывании злых, что именно к таковому действию мы бываем побуждаемы сердечным стремлением к их исправлению, и, в то же время, к защите добрых, дабы те не страдали от руки злого. Только таким путём и может благочестивый человек способствовать и вспомоществовать достижению благополучия для злого, или же врага своего, и проявлять, по отношению к нему, свои добрые чувства, в той же степени, в какой он совершает это по отношению ко всем остальным членам общества, а также и по отношению к собственно общественному благу, проявляя, таким образом, благолюбие, или же любовь к ближнему. (Э. Сведенборг "Тайны Небесные"  2417)
   Соответственно этому, в нашей церкви существует и понятие справедливой войны, которая ведётся исключительно для защиты и спасения своей собственной страны, и своего народа от вражеского нашествия, и от тех разрушений и несчастий, которое оно может им принести, и участие в которой есть для всякого истинного христианина не только оправданным, но и является его прямым религиозным долгом.
   И если такой христианин, во время выполнения своего воинского долга, всегда: взирает к Единому Господу, и избегает зол, как грехов, и если он, исполняя должность свою, всегда и во всём действует честно, справедливо и верно, то он тогда пребывает внутренне всегда в подлинной любви ко ближнему. Он, затем, всегда с отвращением относится к подлым грабежам, и он ненавидит бесцельное пролитие крови. Правда, в самой битве - это для него совсем иное дело. Здесь он не избегает кровопролития, ибо он тогда о нём совершенно не думает, но лишь сосредотачивается на своём противнике, как на враге, жаждущем его собственной крови. И когда он слышит сигнал к прекращению сражения, его ярость стихает. Тогда он взирает на пленных, захваченных благодаря победе своей, как на ближних, согласно качеству добра их, которое он в них в состоянии увидеть. Пред самою битвою, он возвышает взор ума своего к Господу, и вверяет жизнь свою Его руководству, и, совершив это, он погружает своё сознание затем уже безраздельно в тело своё, и обращается в воплощённую храбрость, где помышления о Господе, которые бессознательно тогда продолжают обитать в сознании его, витают тогда над его мужеством. И если он гибнет затем, то он гибнет в Господе, и если он выживает, то он выживает в Господе. (Э. Сведенборг "О Благолюбии"  166)
  

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  В.Свободина "Преданная помощница для короля " (Современный любовный роман) | | Н.Мондлихт "Лунная дорожка в неизвестность" (Любовное фэнтези) | | В.Лошкарёва "Хозяин волчьей стаи" (Любовная фантастика) | | LitaWolf "Проданная невеста" (Любовное фэнтези) | | Л.Ангель "Серая мышка и стриптизер." (Современный любовный роман) | | Н.Яблочкова "Академия зазнаек или Попала в дракона!" (Попаданцы в другие миры) | | Л.Сокол "Заставь меня влюбиться" (Молодежная проза) | | Vera "Летняя подработка 2.0" (Короткий любовный роман) | | Г.Чередий "Связанные поневоле" (Любовное фэнтези) | | Л.Тимофеева "Заклятье для неверной жены" (Юмористическое фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"