|
|
||
Данная статья, содержащая текст Пасхальной проповеди 2020 в общине Новой Церкви города Львова, является прямым продолжением, и - дальнейшим развитием темы, изложенной в Рождественской проповеди 2019 года, проведенной в этой же общине. Она посвящена рассмотрению того, каким образом Прославление Господа Иисуса Христа, или же обожествление Им Своего Человеческого, воплощается, в то же самое время, во всяком ином человеческом сознании, в процесс преобразования и возрождения этого сознания. |
Эпиграф:
Кто не воспринимает духовной жизни, то есть, кто не возрождается Господом, тот не может придти на небо; сему учит Господь у Иоанна: "аминь, аминь говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия". (III.3.)
Человек не рождается своими родителями в жизнь духовную, но в жизнь естественную. Жизнь духовная есть всепревышающая любовь к Богу и любовь к ближнему, как к самому себе, согласно предписаниям веры, данным Господом в Слове; жизнь же естественная есть себялюбие и любовь к миру, превышающие любовь к ближнему и даже к самому Богу.
Каждый человек родится своими родителями во зло себялюбия и любви к миру. Всякое зло, которое чрез навык обращается как бы в природу, переходит в потомство; и так постепенно от родителей, дедов, прадедов в обратном порядке. Поэтому постепенно переносимое зло, наконец, становится столь многочисленным, что вся жизнь собственного человека становится ничем иным, как злом. Это непрерывное перенесение не прерывается и не изменяется ничем иным, как жизнью веры и благолюбия, происходящих от Господа.
Человек непрестанно увлекается и в то, что он получил по наследству, благодаря чему он утверждает в себе это зло и из себя к нему прибавляет новое. Это зло совершено противоположно жизни духовной и разрушает ее. Поэтому, если человек не воспримет от Господа новой жизни, которая жизнь духовная, итак, если не зачнется, не родится и не воспитается снова, другими словами, не будет снова сотворен, то будет осужден; ибо он, подобно тому, как поступают в аду, ничего другого не хочет и не думает, как только то, что относится к нему самому и миру.
Возрождение у человека есть образом Господнего Прославления, или же - точно таким же образом, каким Господь соделал Божественным Своё Человеческое, точно таким же образом он делает духовным того человека, которого возрождает. (NJHD 15, 185)
Текст проповеди:
Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. (Иоан. 14, 20)
1. В рождественской проповеди мы с вами говорили о том, что:
Причиной тому, что Господу было угодно родиться (на нашей Земле) как (всякому обычному) человеку, было то, что Он (таким образом) мог актуально взять (на Себя) человеческое, и обратить оное, затем, в Божественное - для спасения рода человеческого. И посему отсюда следует ведать, что Господь и есть Сам Иегова, или же Отец в форме человеческой. ... И оное великое таинство было выражаемо в (Евангелии от) Иоанна следующими словами: "В начале было Слово, и Слово было у Бога и Бог был Слово. Сие было в начале у Бога. Все через него сталось и без Него не сталось ничто, что ни сталось. В Нем Жизнь была и Жизнь была Свет человекам: и Свет во тьме светит и тьма Его не объяла. И Слово Плотью стало и вселилось в нас и мы видим Славу Его, славу как Единородного от Отца полное благодати и истины. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил". (Иоан. 1:1-3, 14, 18).
2. Но рожденное таким образом человеческое, пусть и самое совершенное в себе человеческое, пусть и человеческое от тела Господа в творении, которым является Большой Небесный Человек, отнюдь не могло бы, затем, обратиться в Божественное Человеческое в последних, или же природных началах, путём простого линейного преобразования. Именно поэтому-то Иисус Христос и просит у Отца в Евангельском Слове: "Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира!" (Иоанн 17:5) И Прославление это могло быть совершенно, и - было актуально совершено именно тем самым Вторым Рождением Господа в степени природной Божественной, которую Он - деяниями, или же служениями своими, и актуализировал в мире посредством Своего совершенного человеческого, рождённого от Марии. Ибо, как нам говорит об этом Латинское Слово:
Господня Божественная Человечность была не только зачата, но также и рождена от Иеговы. ... То, что Он был рождён от девственницы Марии известно, но так Он был рождён как обычный человек, но когда Он был рождён вновь, или же стал полностью Божественен, это рождение произошло от Иеговы, пребывавшего в Нём, и Кем Он Сам был относительно высшего бытия жизни Своей. Таким образом - соединение Божественной и Человеческой сути было совершенно взаимным и обоюдным, так что Он присочетал Божественную Суть к Человечности и Человечность к Божественному (Началу). (AC 2798)
3. И именно посредством этого самого Своего второго рождения - от Отца, в Господе Иисусе Христе "вся полнота Божества воплотилась телесно" (TCR 294).
4. И именно вот это второе рождение Господа в Творении и определяемо, в Божественном Слове, как Его Прославление. Или же - образование в Творении Божественного Человеческого Господа. Которое и есть Природной степенью Его Божественного. Ибо - "в Господе от вечности, - который есть Иегова, - до принятия Им в Мире Человечности, две первые степени (сознания, или же - небесная и духовная) пребывали в действительности (in actu), а третья Степень (или же - степень сознания природная) пребывала у Него в возможности (in potentia) ...; но .. по принятии Им Человечности в Мире, Он облекся также и третьею Степенью, которая называется Природной." (DLW 233)
5. Образование же этого Божественного Человеческого происходило в Господе определённого рода последовательным порядком, а вовсе не как некое такое одномоментное явление. Порядком, который был связан, и определялся, в своей последовательности, порядком представительностей по соответствиям того простого человеческого, которым Он был рождён и КАК БЫ существовал - по пространствам и временам мира природного. То есть - в мире предметностей, пространственностей и временных прогрессий.
6. Природная раздельная степень творения - это степень ДЕЙСТВИЙ, или же - СЛУЖЕНИЙ. В Господе от вечности пребывают причинности всех ВОЗМОЖНЫХ или же потенциальных действий, ибо Он есть Высшим Бытием всего, что только может существовать. Но в Господе от вечности не может быть никаких ДЕЙСТВИЙ. Согласно Латинскому Слову: "В Боге Человеке Бесконечностности (составляющие Его бытие и существование в Самом Себе пребывают) в раздельном единстве" (DLW 17). То есть - в Господе, Самом в Себе, нет никаких прогрессий, и никаких актуальных отделённостей одного от другого. Ибо в Нём - всё едино в себе, хоть и раздельно - в этом единстве. Именно по этой-то всеобщностности всего бесконечного и вечного в Нём и говорится, что в Нём степень природная сознания, или же степень действий от одной актуальной раздельности к другой, по актуальной прогрессии изменений, могла пребывать лишь в потенции.
7. А вот для того, чтобы эта ЕДИНАЯ РАЗДЕЛЬНОСТЬ всего в Нём смогла бы обратиться в действия, она должна была перестать быть в Нём единой, и - приобрести в Нём КАК БЫ полностью актуальную раздельность. Что могло быть осуществлено лишь формированием в Его сознании такой определённой иерархии степеней восприятия, в которой всякая неограниченная, или же - бесконечная составляющая Его сознания от вечности воспринималась бы Им КАК БЫ вне Его Собственного, бесконечного и вечного Существования в Себе, которое и есть актуальной степенью Его сознания, или же - чтобы оная воспринималась бы в КАК БЫ абсолютной ОГРАНИЧЕННОСТИ и ОТДЕЛЁННОСТИ ото всех остальных составляющих Его существования в Себе, в котором все эти составляющие прибывают в раздельном единстве.
8. И вот лишь когда в Его Божественном восприятии и является такого рода КАК БЫ существование всех Его составляющих ВНЕ этого Его Собственного Единства, и - КАК БЫ существующих, в абсолютной ограниченности, как бы - ВНЕ Его сознания, вот именно тогда-то эта совокупность КАК БЫ абсолютно существующих вне Него предметностей и составляет, в Его восприятии, ту среду, в которой возможны, для Его восприятия, и некие такие абсолютные отдельности, и - соответственно, определённого рода прогрессии, проявляемые от одного такого раздельного, и КАК БЫ самостоятельного существования по отношению к другой такой же раздельности в её КАК БЫ самостоятельном существовании. И вот именно таким вот образом и являются, в Его восприятии, как бы существующие ВНЕ Него некие такие КАК БЫ реальные пространства, времена, а также и различного рода предметности их наполняющие - в общем, то, что представляется как бы некоей такой материальной предметной вселенной, существующей КАК БЫ отдельно от Него Самого. Которая и может КАК БЫ существовать в Его сознании именно потому, что Он, в Своём абсолютом восприятии, каждую бесконечную и вечную составляющую Своего Собственного существования ментально ВЫДЕЛЯЕТ и ОГРАНИЧИВАЕТ из этого самого Своего Единого в Себе существования.
9. И вот таким вот именно образом, в Его сознании, и рождается весь этот "материальный мир" КАК БЫ существующий ВНЕ Него. В котором только и могут, затем, обретаться все эти предметности, тела и явления - ограниченные пространственностью и изменчивые по временности. Из каковой изменчивости и ограниченности тогда и рождаются ДЕЙСТВИЯ - или же, определённого рода формы воплощений побуждений любви, ограничиваемых в своих непосредственных целях. И - по такой ограничиваемости в своих целях, обращаемые в формы любовей, ограниченных определёнными пределами своих стремлений, и своих удовольствий. И вот здесь-то и порождается весь тот круг любовей к ОГРАНИЧЕННОМУ собственному, и выделено мирскому, который называется, в Латинском Слове - "собью".
10. Если этот круг подчинён общему порядку творения, и служит лишь основанием всей иерархии высших, или же внутренних любовей, самое внутреннее которой составляет универсальная Любовь Господа от вечности ко всему сотворённому, то это тогда определяемо там как - "Собь Господня". А вот если он, или же круг этот, в той или иной степени отделён от этого порядка, и направлен исключительно к удовольствиям ограниченного круга самой нижней степени существования в тварном сознании, то вот тогда это называемо "собью адской".
10. И вот именно тогда, когда Господь от вечности, посредством простого человеческого рождения через девственное сознание Марии, вошёл, внутренне, в этот круг любовей к собственному и мирскому нашего падшего человечества, и затем начал подчинять, последовательно, каждую из оных, отделённых от высших или же - чисто духовных состояний сознания, любовей НЕПОСРЕДСТВЕННО Своей Собственной универсальной Божественной любви от вечности, каковой является любовь к спасению, преобразованию, возрождению и соединению с Самим Собою, в общем порядке Его Провидения, всего тварного - вот тогда-то, в историческом человеческом Иисуса Христа, всякое действие Его жизни во внешнем, или же - чувственном и материальном, обращалось в совершенное Божественное Действие, направленное на преобразование, возрождение и спасение всякой частности этого простого человеческого сознания, которое, в Иисусе Христе, было едино и совокупно с сознанием всего нашего человечества - ибо в Господе от вечности всё наше человечество являемо, восприятию Его - как ОДИН ЧЕЛОВЕК.
11. И вот этот-то процесс последовательного преобразования, и - КАК БЫ последовательного накопления этих Божественных действий во внутреннем чувственном природных и материальных форм сознания исторического Иисуса Христа в частности, и - через это, в чувственных или же природных формах сознания всего нашего человечества, как единого человека пред Господом от вечности - в общем, и являлся тем самым, единым в себе процессом, в котором Прославление, или же - обожествление всех форм действий чувственных и природных, посредством НЕПОСРЕДСТВЕННОГО подчинения их Божественной Любви Господа от вечности, и образовывало, или же - ПОРОЖДАЛО, во внутреннем сознания исторического Иисуса Христа, или же - в его памяти внутренней, ту природную степень Божественного Человеческого, которая, затем, после того, как - через последнее искушение, крестную муку и смерть Он совлёк с Себя всякое восприятие чисто природное, трансформировалась в восприятие природно-духовное, или же - субстанциональное. Отличающееся от собственно природного восприятия сознания тем, что оное Божественное субстанциональное природное восприятие "будучи Само вне пространства, наполняет Собою все пространства Вселенной, ... (и) будучи Само вне времени, присуще во всяком времени" (DLW 69, 73)
12. И это произошло, у Иисуса Христа, совершенно подобно тому, как это происходит и с каждым иным человеком после его физической смерти. Но с тем отличием, что у всякого другого человека природно-духовная составляющая его восприятия, по воскресении, заимствуется им, в его посмертном существовании, из сознания другого человека, всё ещё обретающегося своим сознанием в чувственном и природном. У Господа же даже и эта степень восприятия, по Его воскресении, была Его собственной, заимствованной им, в воскресении Своём, из той потенциальной степени природного восприятия, которая пребывает у Него, потенциально, в вечности, или же - вернее, обращённой Им тогда из потенциальной - от вечности, в актуальную Степень Божественную природную восприятия Своего сознания - в творении. Или же - в природную степень Своего Божественного Человеческого.
13. Как об этом было сказано в Латинском Слове:
Господь преобразовал Своё Человеческое (восприятие сознания) в Божественное из Божественного в Себе (Самом), которое было Его духом от Отца. (И поэтому "Символ Веры" в Церкви Христианской учит, что) "как тело и душа в человеке составляют единство, точно также и Господе Бог и Человек есть (Единым) Христом (Спасителем)". И поскольку таковым было соединение (Божественного и Человеческого сознания), или же таково (единство сознания) в Господе, то посему Он и воскрес не только относительно духа; но - отлично от всякого иного человека, вплоть даже до того телесного (или же - чувственно-природного в сознании Своём) которое Он прославил в мире. Как Он и наставляет в этом учеников Своих (явившись им после Своего воскресения), и говоря (им): "осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (AC 10738)
14. И именно посредством этого самого Божественного Человеческого, или же природной степени Своего Божественного Существования, ставшей актуальной после Его Прославления, Господь и совершает спасение всякого простого человеческого сознания - в Себе, и - Самим Собою. Посредством преобразования и возрождения этого самого человеческого сознания. Каковое преобразование и возрождение есть также новым, духовным рождением всякого, возрождаемого Им человека. Как нам об этом говорится в Латинском Слове:
Господь, относительно человеческого (сознания в Себе), был сотворён заново, или же - прославлен (или же - что одно и то же, был соделан Божественным). ... Состояние Господнего Прославления может быть постигнуто, тем или иным образом, из состояния человеческого возрождения (или же - перерождения), ибо возрождение человека есть образом Господнего Прославления (n. 3043, 3138).
В процессе возрождения человек становится совершенно иным, и полностью обновляем; по каковой причине, после возрождения своего, он называем "заново рождённым", а также и "заново сотворённым". И затем, хотя у него тогда прежнее лицо, и прежняя речь, но сознание у него (после этого) уже не такое же (как было раньше); ибо сознание его, после возрождения, открыто к небу, и в оном тогда обитает любовь к Господу, и благолюбие по отношению ко ближнему, совместно с верою. Именно (таковое) сознание и делает человека (тогда) иным, и совершенно новым человеком. Это (внутреннее) изменение состояния (сознания) не может быть постигнуто в теле у человека, но лишь в духе его, ибо (прежнее) тело тогда остаётся лишь оболочкою для его (нового) духа; и когда оное отбрасываемо, тогда и являем его дух, и оный (если только он возродился) пребывает уже в совершенно новой форме; ибо оный тогда обретается в форме любви и благолюбия в невыразимой (внешней) красоте (n. 553), вместо своей прежней формы, которая происходила от ненависти и жестокосердия, в свойственной оным невыразимой уродливости. Из этого видно, каковым есть (человек) возрожденный, или же рождённый заново, или же заново сотворённый; а именно - что он тогда становится совершенно другим, и есть (тогда) совершенно новым человеком.
Из вышеописанного образа может быть, в определённой степени, постигнуто, чем есть Господне Прославление. Он не был возрожден, подобно всякому (иному) человеку, но стал Божественным, и это - из собственно Божественной Любви, ибо Он стал Собственно Божественной любовью. (AC 3212)
15. Отсюда видно, что разница между человеческим возрождением, и Господним Прославлением, или же обожествлением в Нём всего, вплоть до чувственно-природного в сознании, заключается в том, что у человека, в процессе его возрождения, "собь" его - или же любовь к собственному ради самого же собственного, и любовь к чувственному, исключительно ради собственно чувственных удовольствий - ОБЕЗЖИЗНИВАЕТСЯ.
16. То есть - у него меняется сознание относительно своих внутренних степеней, которое тогда подчиняет себе ВНЕШНЕ все побуждения, составляющие его "адскую собь", или же - меняет цели их применения в существовании своём природном. Но вот сами эти любови, или же любовь к собственному и любовь к чувственному, остаются в нём прежними, и продолжают быть обитаемы и управляемы адскими духами, как и до его возрождения. Ибо: "человек рождается во зле всякого рода и ... первоначальная жизнь его преисполнена зла. Если б духи, подобные ему самому, не присоединялись бы к нему, то он не мог бы жить и не мог бы даже удерживаться от своего зла и возрождаться. Поэтому собственная жизнь его поддерживается в нем злыми духами, а добрыми духами он удерживается от неё." (HH 293) И - чем больше он удерживается от своей собственной жизни Господом через ангелов, тем более Господь может действовать в человеке, и прививать ему Свою Собственную Собь, рождаемую из духовной степени Своей Собственной Божественной Любви, или же - благолюбия. То есть - любви к творению доброго посредством действий, или же - служений в последней, или же природной степени сознания. Прививать - деяниями благолюбия, или же - укоренением в природном у человека Господних "крови и плоти", самым первым из каковых деяний является удерживание человека от творения зла, как греха перед Господом. Или же - посредством воздерживания человека от его врождённой "соби".
17. У Господа же вся Его первоначальная жизнь происходила от Отца, или же - от Его собственного Божественного. Именно поэтому-то "Он не был возрожден, подобно всякому (иному) человеку, но стал Божественным, и это - из собственно Божественной Любви, ибо Он стал Собственно Божественной любовью". Стал же Он Божественным, вплоть даже до всего чувственно телесного, в сознании Своём, в процессе подчинения и преобразования всего того круга любовей падшей "соби" нашего человечества, обретавшегося в последней, или же - природной степени его, нашего человечества, сознании. Всякое Его единичное действие, направленное на подчинение всякого единичного падшего побуждения этих адских любовей, совершаемое им из Своей Божественно Любви к спасению Своего Творения, приводило к воплощению этой Его любви в какое-либо природное деяние Его исторической жизни в мире, представительствующее по соответствию какую-либо частность этой Его Божественной Любви. То есть - приводило к потенциальному формированию, в степени природной сознания исторического Иисуса Христа, какого-либо единичного Божественного побуждения - через Божественное действие в последних, или же природных началах Его сознания. Для последующего актуального раскрытия этого самого побуждения - совершаемого уже после Господнего Воскресения.
18. У всякого иного человека любое действие благолюбия тоже формирует потенциальное Божественное побуждение в природной степени его сознания. Но у него, в отличие от сознания исторического Иисуса Христа, всякое такое единичное побуждение не принадлежит к кругу его собственного волительного. Ибо - укореняемо у него в интеллектуальном, а отнюдь не в волительном, которое у него так и остаётся невозрожденным. И та новая воля, которая тогда рождается в интеллектуальной части его сознания, принадлежит, в его сознании, исключительно личностному Самого же Господа. А - вовсе не личностному собственно человека. Хотя Господь и присваивает это Своё Собственное, в сознании у человека, таким образом, чтобы человеку представлялось бы, что он действует здесь КАК БЫ сам по себе и - ОТ себя самого. Но вот чтобы человек не погубил бы, и не опрелюбодействовал бы в себе это Божественное доброе, которое тогда в нём начинает действовать как его собственное волительное: "человек должен делать доброе так, как если бы он делал его сам, но вот верить, при этом, нужно в то, что это всё совершаемо в нём и через него исключительно от Единого Бога." (TCR 3)
АМИНЬ
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"