Хаятт Э. : другие произведения.

О слепоте духовной

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тема проповеди, прочитанной в конце 19-го века священником Новой Церкви в Канаде, Эдвардом Хаяттом, посвящена описанию причин тому, почему, Провидением Господним, человек остаётся в полной духовной слепоте относительно подлинной, духовной истины в Божественном Слове. А также и почему Господь всегда, в смысле природном Священного Писания, разговаривает с человеком притчами и иносказаниями.

О слепоте духовной

Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. (Матф. 13; 13)

Если только не впадать в заблуждение предопределения, то попросту совершенно невозможно переоценить то, насколько всеобще управление Господнего Провидения. Всякий человек рождён для неба - и всякий человек, в конце-концов, таки обретает небо, если только он не ведёт того рода жизни, который совершено противоположен порядку небесному. Господь сохраняет в каждом полную свободу относительно того образа жизни, который он для себя хотел бы избрать.

Но, тем не менее, настолько, насколько это может быть творимо без вмешательства в свободу выбора жизненного пути человеком, Божественное Провидение постоянно совершает неисчислимые действия, в каждой малейшей принадлежности жизни этой, дабы совершить всё, что только возможно сделать в данных конкретных обстоятельствах для того, чтобы всё же привести, в результате, как каждого в отдельности, так и всех в совокупности к небу. И даже более того - если человек, всё же, предпочтёт самоуправление действую небесного порядка, то Божественное Провидение всё равно будет творить всё, что только возможно, дабы, всё же, улучшить, насколько это получится, его посмертное состояние.

Таким образом - всякий раз, когда посмертная судьба у человека, всё же не обретает того качества, которое Господь желал бы для него стяжать в небе, то вина за это лежит исключительно и единственно в том свободном выборе, который был совершён этой самой индивидуальностью. В сохранении личностной свободы выбора у человека, и, в то же время, в Собственном Своём действовании, в его жизни, в полном согласии с этой его свободой, у Божественного Провидения не может быть и тени несовершенства. И хотя, при этом, Творцом бывают используемы и средства человеческие, это происходит вовсе не потому, что Он не мог бы без них обойтись совершенно, но лишь потому, что эти самые человеческие средства весьма выигрывают оттого, что им присваиваемы те служения, которые им дозволяемо совершать, как бы от себя самих, но которые, при этом, контролируемы таким образом, что оные становятся, в результате, действиями Божественного Провидения по отношению к иным индивидуальностям.

И это так не только у ангелов, и возрождающихся людей, но это так абсолютно у всякого, и даже те действия, в которые дозволено входить демонам - даже и они относятся напрямую к служениям Провиденциальным относительно всех тех, которые ими затрагиваемы. И хотя люди и могут представляться наносящими ущерб другим людям, и даже, невзирая на то, насколько велик может быть тот внешний ущерб, который они, при этом им причиняют, тем не менее, совершенно невозможно хоть кому-либо причинить другому, при этом, хоть какой-либо ущерб духовный, за пределами того ущерба, который этот другой, по своей собственной воле, изберёт для себя самого.

Точно также дело обстоит и с духовными приобретениями - они не могут быть навязаны от одного к другому, а могут быть восприняты лишь настолько, насколько всякий, в полной свободе, изберёт для себя их присвоение. Ибо - если бы было возможно спасти людей вопреки их собственному выбору, то Господь и спас бы их всех. Но Он, в Своей бесконечной премудрости, спасает человека лишь настолько, насколько это может быть совершенно без конфликта с его, спасаемого человека, свободой выбора.

По этой-то причине, как правило, Господь и не дозволяет никому иному видеть, или же разуметь Божественное Истинное, как лишь тем, кто искренне желают быть ВЕДОМЫМИ, в своей актуальной жизни, посредством оного истинного. И если человек избирает быть ведомым самим собою, то затем, Божественным Провидением, он становится неспособным видеть, или же слышать Божественное Истинное до степени уразумения оного. Ибо таковой будет видеть лишь видимости Истинного, а отнюдь не то подлинное истинное, которое внутри там пребывает. Как об этом, собственно, и Господь нам говорит в Слове: "потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют"

А в книге "Истинная Христианская Религия" Господь это же самое поучение изложил в форме, доступной и для рассудочного разумения: "Подлинное истинное, в буквальном смысле Слова, на котором основано учение, не видна никому, кроме просветлённых Господом. Просветляет только Господь, и только тех, кто любит истинности исключительно потому что они истинности, и извлекает из них пользу для жизни. Другим не дано просветление из Слова." (T.C.R. 231)

Любить истинности потому, что они - истинности, это значит любить их по той причине, что они Божественны по происхождению своему, и, посему, такая любовь к оным истинностям включает в себя желание быть ведомым Господом в своей повседневной жизни. И лишь только таковым и дарует Господь просветление. Тех же, кто не желает быть ведомыми ими - тех Господь оставляет в темноте их собственного сознания, и держит подлинность истинного от них совершенно сокрытой в видимостях притчевой формы изложения истинного.

По этой-то причине в книге "Истинная Христианская Религия", далее, и говорится, что:

Просветление исходит только от Господа, потому что Слово в Нём, и поэтому Он в Слове. Просветление даруется только тем, кто любит истинности, потому что они истинности, и извлекает из них пользу для жизни, так как они в Господе, и Господь в них, ибо Господь есть самое истинное. ... Господа любят, когда живут в согласии с Его Божественными истинностями, и поэтому через них совершаемы служения (ближнему), по (этим истинностям), как об этом сказано был у Иоанна: "В тот день узнаете вы, что вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам, приду к нему и обитель у него сотворю". (Иоанн 14:20, 21, 23)

Именно таковые и есть те, которые просветляются при чтении Слова, и для которых Слово просветляемо и становится как бы прозрачным. (T.C.R. 231)

Некоторые пребывают в том убеждении, что они, сами по себе, способны видеть и разуметь истинное, другие же - наоборот, пытаются оправдывать себя в нежелании изучения оных истинностей под тем предлогом, что для них эти материи слишком сложны. Но, на самом деле, обе эти позиции полностьюошибочны.

С одной стороны - никто и никакими прилагаемыми собственными усилиями не может войти в разумение подлинно истинного, а, с другой стороны, для всякого, кто искренне жаждет быть ведомым Господом, нет ничего проще и легче, чем разумение того Истинного, посредством которого Господь будет затем его вести, ибо, в этом случае, Сам Господь даруем ему, в этом Истинном, просветление. Ибо:

Слово для них светится и видно насквозь, потому что частности Слова содержат духовный и небесный смыслы, а они наполнены светом неба; поэтому Господь, через эти смыслы и их свет, вливается в природный смысл Слова, и в его свет для человека. Таким образом, человек признаёт истинность по внутреннему постижению, и затем в мышлении своём видит её, что происходит всякий раз, когда он находится в расположении к истинному ради истинного. От этого-то расположения и происходит постижение, от постижения - размышление, и так получается признание, которое называется верой. (T.C.R. 231)

Таким образом, способность к разумению истинного у человека вовсе не зависит от его природной прозорливости, но базируется исключительно на его подлинной утверждённости в определённого рода побуждении. Способность видеть Божественное Истинное у человека происходит исключительно от Единого Господа, и даруется тем, кто стремится так направить свои побуждения, дабы они полностью подчинялись бы общему течению Божественного Провидения. Это-то, затем, и дарует ту перцепцию в истинном, посредством которой поток этот направляем, и открывает их зрение таким образом, дабы они сами могли бы узревать все те препятствования, для оного следования в потоке Божественного Провидения, которые должны быть полностью удалены из их жизни.

Противоположное же происходит с читающими Слово из учения ложной религиозности, и ещё худшее - с теми, которые подтверждают в себе подобного рода учение посредством Слова, и затем уже взирают исключительно к своей собственной славе и мирскому благополучию; у таковых истинности из Слова пребывают как бы в глубокой ночной тени, ложности же для них сияют как бы в ярчайшем дневном свете, ибо оные хоть и читают истинности оттуда, но, при этом их совершенно не видят, а если и видят, то, из господствующей тени своего рассудка, они их тут же олжетворяют. Это те, о ком Господь говорит: "имеют глаза и не видят, имеют уши и не понимают" (Мат. 13:14, 15). Отсюда, их просветление в духовных предметах, относящихся к церкви, лишь природно, а зрение их ума подобно тому, который видит призраки, проснувшись в своей постели, или лунатику, который думает, что бодрствует, когда спит. (T.C.R. 232)

Слепота к подлинно истинному, которая подобным образом формируема, ужасна ещё и тем, что она сопровождаема также и полной убеждённостью в том, что оные слепцы видят, в этих материях, гораздо лучше, чем все остальные, и это потому так, что для них ложное представляется совершенно очевидным истинным. Но всегда помните, при этом, что подобное состояние ума у них происходит исключительно по попущению Божественного Провидения, и не пытайтесь насильственно менять такое положение вещей.

Если вы наблюдаете нечто подобное у других, то не пытайтесь переубеждать их в Истинном, вопреки их представлениям об этом пердмете. И если вы обнаруживаете себя самих в затруднении относительно разумения какого-либо истинного, то также не пытайтесь преодолеть это своими собственными усилиями, но делайте это исключительно через борьбу с любовью к собственному, и через пересосредоточение побуждений сознания своего от собственного и мирского к Господу и Его Царствию. И, прежде всего остального, особо будьте на страже против того рода самообмана, который ведёт вас к признанию ложностей за истинности, что с неизбежностью и происходит тогда, когда к управлению жизни допускается любовь к собственному.

В следующем месте из книги "Истинная Христианская Религия" описываемы те, кто, подобным образом, пребывают в самообмане:

Мне было дано разговаривать со многими после смерти, полагающими, что они будут сиять в небесах подобно звёздам. По их словам, они считали Слово святым, часто читали его, и многое извлекали из него, чем подтверждали положения своей веры, и поэтому славились в мире учёностью. На этом основании они верили, что будут Михаилами или Рафаилами (в жизни иной). Но многие из них, затем, были исследованы относительно того, по какой любви они изучали Слово, и было найдено, что некоторые изучали его исключительно по любви к собственному, дабы их почитали как архиепископов в церкви, а другие делали это из любви к миру, чтобы стяжать для себя богатство. Когда их исследовали относительно того, что они познали из Слова, то было обнаружено, что они не знали совершенно никакого подлинно истинного, но только то, что называется истинным извращённым. Такое истинное, по сути - гнилая ложь, и поэтому оное, в духовном мире, дурно пахнет. Им было сказано, что причина такого их состояния в том, что при чтении Слова их целями были они сами и мир, а не собственно истинное веры и доброе жизни. Когда их целями становятся они сами и мир, тогда, при чтении Слова, их разум привязан к себе, и к миру, и поэтому они постоянно мыслят из своего собственного, а собственное человека пребывает в полной тьме относительно всего, что принадлежит небесам и церкви. В этом состоянии человек не может быть ведомым Господом и возносим в свет неба, не может он также и принять какое-либо влияние от Господа через небо.

Я также видел их, допущенными в небо, и когда было найдено, что у них нет никаких истинностей, то их оттуда тут же изгнали. Но у них всё равно осталась гордая убежденность в том, что они достойны неба. (T.C.R. 233)

В старой христианской Церкви мы наблюдаем огромное количество пребывающих в подобном состоянии ума, и, поэтому, Божественным Провидением, совершенно ослеплённых ко всему подлинно истинному - по причине отсутствия у них того побуждения, которое могло бы найти этому истинному правильное применение в их повседневной жизни. Но и членам Новой Церкви нужно усвоить, что всё вышесказанное имеет отношение также и к ним самим. Ибо пока они пребывают в невозрожденных состояниях сознания, они, точно также, по Провидению, остаются совершенно слепыми относительно тех истинностей, которые они, в ином случае, могли бы и увидеть.

Ибо - до тех пор, пока в человеке природном остаётся хоть что-либо невозрожденное, до тех остаётся также и слепота по отношению к истинностям духовным. И даже там, где присутствует значительное интеллектуальное постижение истинного, даже и там человек природный имеет постоянную склонность к избеганию применения этих истинностей к исправлению недостатков своего собственного; и там, где такое ослепление существует, оно неизбежно сопровождается также слепотой к подлинно истинному.

Господь приходит к человеку в Истинном с одной единственной целью - даровать ему духовное спасение, если, конечно же, человек этого захочет сам. Но спасти человека - это значит ясно явить ему, для его лицезрения, его же собственные зла, с тою целию, дабы он мог, узрев оные, вступить с ними в борьбу, и преодолеть их в себе, как грехи против Господа. И если человек, при этом, не видит в этом Истинном никакого практического приложения по отношению к его собственному злому, то он тогда совершенно слеп по отношению ко всему тому, что в этом истинном, относительно его самого, есть дух и подлинно существенное там, и он тогда совершенно глух именно по отношению ко всему тому там, в чём Господь, собственно, и пришёл вот именно к нему, дабы наставить его в конкретных практических деталях.

Поразмышляйте над всем этим, и вы обнаружите, что ваша природная склонность заключается в том чтобы быть совершенно слепыми по отношению ко всему таковому. Ибо человек может совершенно ясно видеть истинность в её приложении к кому-либо другому, но, при этом, быть совершенно слепым относительно применения этой же самой истинности к его собственному, а это означает полную слепоту именно к тому частному истинному, которое Господь дарует для вот его собственного, его личного спасения - в рамках всеобщего истинного.

В каждом Божественном Истинном присутствует бесчисленная множественность всего; но, не взирая на то, сколь много человек может видеть из этого бесконечного, там обретающегося, если он, при этом, не видит там вот именно того, что имеет самое непосредственное практическое отношение непосредственно к нему самому, то он тогда остаётся совершенно слепым по отношению именно к тем средствам, в которых Господь является к нему, в оном истинном, для его собственного спасения, и поэтому он совершенно слеп там по отношению к тому единственному, посредством которого вот именно он и может быть спасён Господом.

И не есть ли подобное внутреннее ослепление, со всякой практической точки зрения, такого же рода ослеплением, как и то, которое наблюдается у полностью внешне отбрасывающих это истинное? По этой-то причине исключительно важно, дабы всякий исследовал себя вот именно с этой стороны, и внимательно изыскивал бы, в истинном из Слова, именно те конкретные средства, посредством которых подобная слепота могла бы излечиваться.

В добросовестном исследовании себя, человек с неизбежностью будет обнаруживать, что именно сердце его в нём лживо превыше всего остального, и что его природному волительному свойственна исключительная изворотливость в отношении истинного, в которой оно неизменно будет положительно рассматривать оное во всех его аспектах - за исключением именно того единсвенного, который и мог бы помочь избежать ему, человеку, вечного проклятия, ибо оное волительное будет весьма искусно ограждать себя от малейшего усилия совести призвать его к правильному порядку жизни - и даже тогда, когда внешнее приложение этого истинного к жизни всё же бывает признаваемо, то всё равно там неизменно будет присутствовать намерение к избеганию узревания внутреннего приложения этого истинного, или же приложения духовного, ибо оное приложение затрагивает самое естество жизни в человеке, или же именно то в нём, что он должен был бы желать утратить совершенно, если только он действительно хочет обратиться в верного Господнего последователя.

И всё же, в наших поисках тех средств, посредством которых слепота подобного рода может быть излечиваема, мы всегда должны помнить, при этом, что подобного рода слепота к истинному, тем не менее, происходит у нас именно по Божественному Провидению, и не может быть удалена правильным образом, если только мы не обращаемся, для этого, к подлинному, духовному побуждению всякой склонности природной нашего волительного. И поэтому, если только человек лично не жаждет отказаться от своей собственной воли, дабы вместо оной в нём совершалась бы исключительно воля Господня, то он и обречён будет к совершенной слепоте по отношению именно к тому в истинном, которое там есть единственно необходимым для его собственного спасения, невзирая на то, сколь полноценно он ни будет, при этом, входить во все частности там своим интеллектуальным постижением. И он тогда будет непременно причисляем, Провидением, к числу тех, о которых Господь провозглашает, в Слове Своём, как нене, так, впрочем, и всегда - для всех нас: "Потому и говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют"

АМИНЬ

12 марта 2017 года


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"