Хаятт Э.: другие произведения.

Не хлебом единым

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тема проповеди, прочитанной в конце 19-го века священником Новой Церкви в Канаде, Эдвардом Хаяттом посвящена обоснованию того утверждения, что для спасения человеку совершенно недостаточно пребывать в одном добром. А необходимо пребывать в том добром, которое стяжается следованиям за истинами писанного Божественного Откровения. Ибо лишь в добром, стяжаемом подобным образом, присутствует Сам Господь. И лишь посредством подобного доброго у человека происходит соединение с ангелами неба. Через что единое человек и обретает подлинную духовную жизнь, спасение, и вечное благополучие.

Не хлебом единым

Написано: не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. (Матф. 4; 4)

Люди слабо понимают то, насколько полно жизнь человеческая зависит от Божественного Слова. Люди в миру этого не понимают вообще, а человек Церкви искушаем, как искушаем был также и Сам Господь (в пустыне, когда, напоследок - "сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом"), поверить в то, что жизнь может быть стяжаема исключительно посредством единого доброго, и даже такого рода доброго, которому научаемы посредством истинностей сугубо природных - то есть поверить в то, что камни могут обратиться в хлеба.

Но человек не только не может жить исключительно такого рода добрым, но более того - он даже не сможет жить, относительно своей жизни духовной, даже и тем добрым, которое непосредственно исходит от Господа, если только оное доброе не будет присваиваемо ему посредством Слова, исходящего из Его (Господа) уст. Ибо - "не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих".

И более того - на искушение жить посредством иного доброго (то есть -обратив камни в хлебы), Господь (в Евангельском Слове) отвечает (искушающему) обращением именно к писанному Слову. Он говорит там - "написано", то есть - Он ссылается на букву (писаного) Слова, и уже именно оттуда провозглашает, что - "не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". И точно такое же самое учение мы можем также обнаружить и в том Его (Господа) Слове, которое было даровано Им Своей Новой Церкви, ибо там написано, что "Через буквальный смысл Слова образуется соединение с Господом, ... и сообщение с ангелами небес" (T.C.R. 234) А это соединение, и это сообщение и есть жизнь духовная для, всякого, причастного оному.

Через буквальный смысл Слова образуется соединение с Господом, потому что Он есть Слово, то есть самое Божественное истинное и самое Божественное доброе в нём. Это соединение образуется через буквальный смысл, потому что в нём Слово присутствует в своей полноте, святости и силе. ... Это соединение не видно человеку, но заключено в побуждении к истинному и в постижении оного. (T.C.R. 234)

Всякий человек имеет определённого рода побуждение к истинному, относительно того, что он полагает в себе истинным; но по природной склонности он полагает истинным исключительно то, что может служить его собственной воле, или же то, что приятно его рассудку, ибо ему тогда представляется, что он обрёл оное истиное посредством своих собственных усилий. Но единственное побуждение к истинному, которое производит соединение с Господом, всегда составляет одно с побуждением к Его Слову, или же есть побуждением к тому, что говорит Господь, и каковое побуждение полагает истинное истинным лишь потому, что оное есть именно тем, что было сказано Самим Господом, и было затем записано для дальнейшего его, человека, водительствования.

Через буквальный смысл образуется и сообщение с ангелами небес, потому что внутри него содержатся духовный и небесный смыслы, а в этих смыслах пребывают ангелы: ангелы духовного царства Господа - в духовном смысле, ангелы Его небесного царства - в небесном смысле. Оба эти смысла эволюционируют в природном смысле Слова, когда его читает человек, считающий Слово святым. Эта эволюция происходит немедленно, а поэтому, также, немедленно происходит и сообщение (с ангелами). (T.C.R.234)

Слово "эволюция" сегодня употребляемо с тою целию, дабы выразить общее представление о том, что принадлежности высшего порядка постепенно линейно производимы из принадлежностей низшего порядка - представление, которое кажется подтверждаемым множеством видимостей в мире природном, но которое, тем не менее, абсолютно противоположно истинному положению вещей. Более того - "эволюция" (в первоначальном значении этого термина в латинском языке) означает "раскрытие", но ничто не может быть раскрыто прежде того, как оно было сокрыто - инволюция (или же - "завёртывание") должна с неизбежность предшествовать эволюции (или же "развёртыванию").

Именно таким вот образом дело и обстоит со Словом Господним, которое было предварительно укутываемо в определённого рода "покров", дабы приспособить оное к различным нуждам как ангелов, так и человеков - в небесные и духовные "покровы" для неба, и в различного рода природные "покровы" для людей в мире. Поэтому-то выше (в цитате из книги "Истинная Христианская Религия") и было сказано, что когда Слово читает человек, считающий его святым, то происходит постоянное "совлечение покровов", или же эволюционирование его смыслов внутренних, но это совлечение происходит для человека совершенно бессознательно, ибо человек не входит в степень высшего постижения, или же в ту степень, где пребывает смысл духовный Слова, прежде своей смерти, поскольку, согласно сказанному в книге Писаний (Сведенборга) "Мудрость ангельская о Божественной Любви и Божественной премудрости":

Так как внутреннее у человека, составляющее его волю и разум, одинаково, в отношении степеней, с небесами, - ибо человек относительно внутреннего, принадлежащего сознанию своему, есть Небо в малой форме, то и совершенства их одинаковы; но эти совершенства не заметны ни для какого человека, пока он живет в Мире, ибо тогда он пребывает в низшей степени (восприятия), а из низшей степени невозможно постижение степеней высших; но они постигаемы после смерти (человеком), ибо он приходит тогда в ту степень (восприятия), какая соответствует его любви и мудрости, и, становясь тогда Ангелом, он мыслит и говорит неизъяснимое для природного его человека; ибо всё, принадлежащее его сознанию, возвышается тогда не в единичной, но в тройственной пропорции, в которой именно и состоят степени высоты; степени же широты состоят в простой пропорции. Но восходят и возвышаются в степени высоты те только, которые, находясь в Мире, пребывали в истинном и прилагали оное к жизни. (DLW 203)

Но вот именно это самое "совлечение покровов" (пусть и проходящее для него совершенно бессознательно) и обеспечивает соединение сознания у человека с ангелами, пребывающими в смыслах Слова, читаемого им в этот момент, внутренних. Как об этом было сказано в книге Писаний (Сведенборга) "О небе и об Аде":

Когда человек читает Слово и понимает только буквальный, или же внешний, смысл его, ангелы постигают его духовный, или внутренний смысл, ибо всякая мысль ангельская духовна, а человеческая природна. Эти мысли хотя и кажутся разными, но в сущности составляют одно целое, потому что они одна другой соответствуют. ... Человек, читающий слова (природного смысла Слова) не понимает их иначе как в буквальном смысле. ... Но ангелы, находящиеся при человеке, разумеют всё это совершенно иначе, ибо они разумеют в духовном смысле всё, что человек понимает в природном; ... природные мысли которого (во время такого чтения) переходят в духовные мысли ангелов, - так, что они ничего не знают о буквальном смысле Слова. ... Тем не менее, однако, мысли человека составляют с мыслями ангела одно целое, ибо они взаимно друг другу соответствуют: они составляют одно целое почти так же, как слова говорящего и смысл этих слов для того, кто слушает и не обращает внимания на слова, а только на самый смысл их. ... И тот и другой смысл образуют, однако же, одно целое, ибо они один другому соответствуют. Вот почему, когда ангелы думают о чем-нибудь духовно, а человек - о том же самом, природно, они соединяются - почти так же, как тело с душой. Подобным образом и в Слове: его внутренний смысл есть душа, а буквальный - тело. Таково Слово везде, из чего и ясно, что оно есть посредие для соединения небес с человеком и что его буквальный смысл служит тому основанием. (HH 306, 307)

При этом, ни люди, ни ангелы не обладают ни малейшим детальным постижением такого взаимного соединения, но лишь постижением оного самым общим, и, тем не менее, именно такое соединение и является посредствующим источником всякой жизни для людей, а также и завершающей основою для обретения оной жизни ангелами.

Соединение это весьма разнообразно, а именно - различные части смысла буквального Слова соединяют, каждая в своём порядке, с соответствующими областями небесными. И так как Слово, совместно с Небом, пребывают в форме человеческой, то поэтому и каждая такая частность буквы Слова соответствует, и, в порядке такого соответствия, сообщается с соответствующей ей частью Большого Небесного Человека. Хотя конкретно какая с какой частью сообщается - это доподлинно нам неизвестно.

Подобным же образом нам, также, известно (из Слова, дарованного Новой Церкви), что разные нации в мире сегодня обладают таким же соответствием с различными частностями общей человеческой формы; но нам не даровано было ведать, каково именно это соответствие в каждом конкретном случае. Если б это было бы полезно хоть для чего-либо, то такое ведание было бы тогда нам даровано свыше, но пока польза такая неочевидна, то любое усилие достичь такого ведания своим собственным усилием было бы совершенно явным злоупотреблением. И вот тут обратите-ка внимание на то, что было сказано, в книге "Истинная Христианская Религия", о тех, в мире ином, кто прилагают усилия для того, чтобы обнаружить, какие именно специфические сообщества небесные сообщаются с определённым частностям смысла буквального Слова: "Есть даже духи, находящиеся под небесами, которые злоупотребляют этим сообщением. Они повторяют что-нибудь из сказанного в Слове и тут же подмечают и запоминают то общество, с которым установилось сообщение." (T.C.R. 235)

Дело же здесь в том, что обретение познаний для любой иной цели кроме, ведущей к более ясному уразумеванию того, что же именно, в данный момент, Господь конкретно желает от тебя сделать (из необходимого для вот именно твоего духовного спасения, и именно в сиюминутных, конкретных состояниях сознания) - это злоупотребление. И это особенно относится к познаниям духовным.

Люди, как и духи, весьма склонны к проникновению в различные духовные принадлежности, из стремлений радикально иных, нежели относящиеся к их непосредственному духовному спасению. По этой-то причине месмеризм, спиритизм, оккультизм и прочее в том же роде для многих весьма и весьма привлекательны. Люди всячески стремятся к такого рода познаниям, которые давали бы им возможность контроля над другими, к таким познаниям, которые позволили бы им добиться преобладания их личных стремлений и достижений в своей жизни природной, вместо того, что им положено здесь получать согласно Божественному Провидению, и самим управлять такими нехорошими частностями своей жизни, которые могут быть приведены в полный порядок лишь посредством Божественного контроля.

Поэтому те из вас, кто подлинно желают быть Господними последователями, пусть поостерегутся, дабы не начать стяжать, каким-либо образом, познания из Слова с теми недобрыми целями, которые здесь уже были описаны выше, ибо желать так - это злоупотреблять оными познаниями.

Внутренние постижения, явленные в Писаниях (Сведенборга), могут быть использованы, для подобного рода злоупотреблений, гораздо более полноценно, нежели относительно внешние познания, содержащиеся в иных формах Слова. Поэтому-то - ищите в Слове, и исследуйте Писания исключительно с целью отыскания там лишь того, что Господь желал бы там вам увидеть для именно вашего конкретного применения, и особенно же - для обнаружения там того, что Он требует там от вас НЕ ДЕЛАТЬ! Избегайте, поелику возможно, попыток стяжания, посредством познаний оттуда, могущества для самих себя, или же взращивания, посредством оных, чувства собственного интеллектуального превосходства, да и всего чего угодно прочего, кроме обретения из оных невинности полного послушания во всём Единому Господу, ибо иначе вы ни за что не сможете обрести для себя жизни духовной из Слова, и вы никогда не сможете исполнить заповеди, заключающейся в том, что человек должен жить всяким словом, исходящим из уст Божиих.

Как пример подобного рода сообщения людей с ангелами - при чтении Слова, здесь может быть приведено следующее место из книги "Истинная Христианская Религия", где были описаны эти различные смыслы Слова на примере четырёх заповедей Десятисловия:

Поясним на примерах, что когда человек читает Слово, духовные ангелы постигают, по его природному смыслу, свой смысл, а небесные - свой. В качестве примеров рассмотрим четыре заповеди Десятословия. Пятая заповедь: "Не убивай". Человек под этим понимает не только убийство, но и ненависть, и замысел мщения - аж до смерти. Духовный ангел под убийством понимает поведение дьявола, убивающего душу человека. Небесный же ангел понимает под убийством ненависть к Господу и Слову. Шестая заповедь: "Не прелюбодействуй". Человек под прелюбодеянием понимает разврат, непристойные действия, похотливые разговоры и грязные мысли. Духовный ангел под прелюбодеянием понимает осквернение доброго в Слове и извращение его истинностей. Небесный же ангел понимает под прелюбодеянием отрицание Божественности Господа, а ткже и лишение Слова святости. Седьмая заповедь: "Не кради". Человек под кражей понимает воровство, обман с целью наживы и лишение ближнего его благ под любым предлогом. Духовный ангел под кражей понимает лишение других истинностей и доброго их веры - посредством лжи и зла. Небесный же ангел понимает под кражей приписывание себе того, что принадлежит Господу, и присвоение Его праведности и заслуги. Восьмая заповедь: "Не лжесвидетельствуй". Человек под лжесвидетельством понимает обман и клевету. Духовный ангел под лжесвидетельством понимает утверждение и убеждение, что ложное истинно, а плохое хорошо, и наоборот. Небесный же ангел понимает под лжесвидетельством хулу на Господа и Слово. По этим примерам можно видеть, как духовное и небесное, заключённое в природном смысле Слова, раскрывается и извлекается из него. И что удивительно - ангелы извлекают свой смысл, не зная, что при этом думает человек. Мысли ангелов и людей объединяются исключительно лишь через соответствия - как цель, причина и осуществление. На самом деле цели находятся в небесном царстве, причины - в духовном царстве, а осуществления - в природном царстве. Именно таким путём происходит сообщение людей с ангелами через Слово.

Духовный ангел выделяет и извлекает из буквального смысла Слова духовное, а небесный ангел - небесное потому, что эти смыслы согласны и однородны с их природой. Это можно пояснить подобными явлениями в трёх царствах природы - животном, растительном и минеральном. В животном царстве из пищи, когда она превращается в млечный сок, сосуды выделяют и извлекают свою кровь, волокна мышц и сухожилий - свою жидкость, а субстанции, которые лежат в основе волокон, - свой дух. В растительном царстве дерево с его стволом, ветвями, листьями и плодами стоит на своём корне и из земли через корень извлекает для ствола, ветвей и листьев менее чистый сок, а для мякоти плодов - более чистый сок, и самый чистый - для семян внутри плодов. В минеральном царстве глубоко под землёй в некоторых местах есть залежи, богатые золотом, серебром, медью и железом; из испарений и выделений скал золото извлекает свой элемент, серебро - свой, медь и железо - свои, а распределяет их жидкая среда. (TCR 237, 236)

Так как заповеди эти подробно рассматриваемы в следующей главе этой книги, о которой мы с вами поговорим уже в другой раз, то сейчас будет вполне достаточным лишь отметить общее различие этих смыслов меж собою.

Смысл природный говорит об обстоятельствах человеческих сугубо внешних; смысл духовный говорит об отношении человека к ближнему, смысл же небесный - об отношении человека к Господу. Это показывает нам, что существует смысл небесный и духовный для людей, точно также, как существуют, особо, небесный и духовный смыслы, предназначенные исключительно для небесных и духовных ангелов, и более того - что необходимо, дабы существовало бы взирание ко всем трём этим смыслам для действительно живого восприятия Слова.

Таким образом - Слово не может быть воспоследуемо с полнотой, достаточной для обретения спасения, если только, при этом, не воспоследуем и его смысл духовный, или же, говоря иначе, пока человек не соотносит жизнь свою, так или иначе, непосредственно с Господом. И человек не может жить духовно из Слова, если только он этому не следует. Ибо он должен отвращаться жизни по самому себе, и смирять себя перед Господом - с тем намерением, дабы воля Господня, а не его собственная была бы в нём, во всей его жизни природной, и его природной судьбе творимой.

Именно это и означает подчинение смыслу небесному Слова, и именно это-то и открывает человека для восприятия всего того, что составляет самое высочайшее жизни небесной, или же жизни возрожденья. Даже самый низший ангел всегда обладает чем-либо из такого рода жизни, точно также, как и человек, который хоть сколь-нибудь возрождаем. Ибо ангелы небесные отличаются в этом, ото всех остальных, лишь в обладании оным в гораздо более высокой раздельной степени; но хоть в какой-либо степени оное всё же должно быть наивысшей степенью жизни для всякого, кто только ни будет жить всяким словом, исходящим из уст Божиих.

В вышеприведенной цитате из книги "Истинная Христианская Религия" также были даны примеры из трёх царств в природе, где описывалось, как всякое там заимствует, из общего целого, то, что необходимо для его собственной жизни, иллюстрируя этим то, как оно собственно обстоит у ангелов и людей относительно заимствования ими жизни из Слова, а именно - что каждый может заимствовать для себя, из бесконечного там, именно то частное, что необходимо для его собственного возрождения и жизни духовной, и что, подобным же образом, и всякая частность в индивидуальном человеке также может заимствовать свою особую жизненность - ибо новая воля в человеке оживотворяема из смысла небесного Слова, новое разумение живёт из его смысла духовного, а человек внешний получает жизнь от его смысла природного, и - таким образом, все эти три смысла совершенно необходимы для полностью завершённой, и цельной в себе жизни всякой индивидуальности.

Подобным образом, тогда как всякое индивидуальное существование соединяемо со своим собственным небесным сообществом в частности, тем не менее оное также соединяемо, в общем, и со всеми остальными небесами, ибо небеса совместно предстоят перед Господом как единство, из какового единства все его составляющие вносят свою долю в благополучие всякой единичной частности, и всякая единичная частность вносит свою долю в совершенство целого, ибо все оные оживотворяемы одним и тем же Словом, и, подобно Слову, оные пребывают внутренне в единстве, хотя и столь разнообразятся в своих формах внешних.

В книге "Истинная Христианская Религия" также было сказано, далее, что:

Сообщение людей с ангелами происходит посредством природного, или же буквального, смысла Слова ещё и по той причине, что в каждом человеке есть, от создания, три степени жизни: небесная, духовная и природная. Но человек остаётся в природной степени, пока он в мире, и, при этом, вступает в духовную ангельскую степень настолько, насколько обладает подлинными истинностями, и в небесную ангельскую степень настолько, насколько живёт по ним. Однако он не входит в само духовное и небесное, пока не умрёт, потому что и то, и другое заключено и спрятано в его природных понятиях. Поэтому, когда по смерти природное удаляется, остаётся духовное и небесное, из которых тогда происходят понятия его мышления. Исходя из этого, можно утверждать, что одно Слово есть дух и жизнь, как говорит Господь: "Слова, которые Я говорю вам, есть дух и жизнь". (Иоанн 6:63), "Вода, которую Я дам вам, сделается источником воды, текущей в жизнь вечную", (Иоанн 4:14), и "Не хлебом единым живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Бога"; (Матф. 4:4), а также - "Стяжайте себе ту пищу, которая остаётся в жизни вечной, и которую даст вам Сын Человеческий". (Иоанн 6:27) (T.C.R. 239)

Человек пребывает в природном, пока он продолжает оставаться в мире - и по сей-то причине всякая форма Слова в мире, по необходимости, есть, во внешнем своём, сугубо природной - не исключая и Слова, дарованного Господом Своей Новой Церкви в Его втором пришествии. И точно таким же образом, каким ангелы, в небе природно-духовном, разделяются на тех, которые, относительно, небесно-природны и духовно-природны, точно также и люди в мире разделяемы в три степени природного, а именно - на небесно-природных, духовно-природных и просто природных. И точно также и Слово в мире имеет три различных формы, подобным же образом меж собою разделяемых, дабы обеспечивать оживотворение как для сугубо телесного, так и исключительно чувственного, а также и для рассудочного, или же рационального сознания.

Ещё раз взгляните на утверждение Господне о том, что человек будет жить всяким словом, исходящим из уст Божиих, и поразмыслите о том, сколь полно оное подтверждает то учение, что Писания (Сведенборга) являются именно Словом для всякого, хоть сколь-нибудь принимающего для себя их, как свой жизненный авторитет, и как непосредственное руководство в своей практической жизни, ибо Сведенборг торжественно утверждает в них, что: "мне не позволено было заимствовать совершенно ничего и никогда из уст хоть какого-либо духа, или даже из уст какого-либо ангела, но исключительно из уст Единого Господа" (DE VERBO 13)

И из такого утверждения может быть сделано лишь одно-единственное заключение - или же Писания (Сведенборга), утверждающие такое, полностью ложны, или же оные, всё же, есть именно (Божественным) Словом, исходящим из уст Самого Господа, для духовного оживотворения сознания рассудочного, или же рационального в человеке, и что посредством буквы этого Слова, дарованного Господом Своей Новой Церкви в Его Втором Пришествии, этим рассудочным, в форме которого там всё изложено, как и посредством всех иных форм Божественного Слова, человек также может обретать соединение с Господом и сочетание с ангелами. Ибо - как было проречено Господом ещё в Слове Евангельском: "Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих".

АМИНЬ


 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  В.Богатова "Невеста княжича" (Фэнтези) | | Д.Че "Меняю на нового ... или обмен по-русски" (Попаданцы в другие миры) | | В.Свободина "Прекрасная помощница для чудовища" (Любовные романы) | | С.Александра "Волчьи игры. Без правил" (Любовное фэнтези) | | E.Maze "Секретарь для дракона" (Приключенческий роман) | | С.Суббота "Горячая Штучка" (Современный любовный роман) | | О.Райская "Полное счастье Владыки" (Фэнтези) | | Н.Соболевская "Ненавижу, потому что люблю " (Современный любовный роман) | | Д.Дэвлин "Ключ от магии или нимфа по вызову" (Любовное фэнтези) | | Ю.Журавлева "В другой мир на пмж" (Приключенческое фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Котова "Королевская кровь.Связанные судьбы" В.Чернованова "Пепел погасшей звезды" А.Крут, В.Осенняя "Книжный клуб заблудших душ" С.Бакшеев "Неуловимые тени" Е.Тебнева "Тяжело в учении" А.Медведева "Когда не везет,или Попаданка на выданье" Т.Орлова "Пари на пятьдесят золотых" М.Боталова "Во власти демонов" А.Рай "Любовь-не преступление" А.Сычева "Доказательства вины" Е.Боброва "Ледяная княжна" К.Вран "Восхождение" А.Лис "Путь гейши" А.Лисина "Академия высокого искусства.Адептка" А.Полянская "Магистерия"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"