Хаятт Э. : другие произведения.

О буквальном смысле Божественного Слова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Данный сборник содержит в себе несколько статей, посвящённых подробному разбору того вопроса, чем же именно является смысл буквы всякого Священного Писания, что такое смысл буквальный Слова, и в чём заключается как общность, так и фундаментальное различие меж этими двумя понятиями.

18

О представительностях смысла духовного Слова в смысле буквы его

"Иоанн (Креститель) представительствовал Слово (всеми частностями своего природного существования), как через свою пищу, так и, также - и через свою одежду ... (и всем этим) Слово было представительствуемо в (его) внешнем смысле". (A.C. 7643)

Поэтому Слово, рассматриваемое только во внешнем смысле, не есть "Светом, просветляющим всякого человека, приходящего в мир". Отнюдь не смысл его внешний, но исключительно "смысл внутренний и есть собственно само учение (веры) Церкви". (NJHD 260) "Да будет известно, что подлинное Учение Церкви есть то, что называемо здесь "смыслом внутренним" (Слова), ибо именно в этом внутреннем смысле и обретаются те (сущие) истинности, которыми владеют ангелы в Небе. И среди священников, и среди (простых) людей в Церкви есть те, кто учат, и кто научаемы (сущим) истинностям Церкви из смысла буквы Слова, и есть те, кто учат, и кто научаемы посредством Учения, извлечённого (в просветлении от Господа) из Слова, называемого Учением Веры в Церкви. И последние весьма отличаются (от первых) в постижении. ... Те, кто учат, и кто научаемы исключительно из смысла буквы Слова, без взирания к Учению Церкви, как к своему проводнику и наставнику, оные постигают исключительно то там, что относится к человеку внешнему, тогда как те, кто учат, и кто научаемы посредством подлинного Учения, извлечённого (в просветлении от Господа), те разумеют также и предметности, относящиеся к человеку духовному, или же - внутреннему. Причина же этому та, что Слово - в смысле внешнем, или же - буквы (своей), природно, но - в смысле внутреннем, духовно." (AC 9025) Следовательно, этот смысл буквы) не есть свет, но лишь свидетельствует о свете.

"О том, в каком именно качестве учил Иоанн Креститель, оное означаемо тем (в Слове), что "меньший в Царстве Небесном больше его!". (AC 9372). Поэтому "Когда он говорил о Самом Господе, Который есть Самое Божественное Истинное (сущее) или же Слово, то он говорил, что сам он не был ничем существенным, ибо тень совершенно отделяема, когда является собственно Свет"". (AC 9372) Откуда следует, что "Во внутреннем смысле пребывают душа и жизнь Слова, которая не проявляется, пока смысл буквы (его) как бы не растворяется". (AC 1405) Ибо "предметности, составляющие смысл буквы (Слова), по большей части мирские, телесные и земные, которые никогда не могут составить (сами по себе собственно) Слово Господне". (AC 1540)

Таков характер того смысла Слова, который представительствуем (там) Иоанном Крестителем, и именно этот смысл, согласно его же собственным словам там, и не является (собственно) Светом. И всё же Иоанн Креститель, вернее, то, что он представительствовал, совершенно необходимо для свидетельства о Свете. Эта необходимость выражена в Писаниях (Сведенборга) следующим образом: "Всё же смысл буквы представительствует (для чувственного восприятия в сознании) (сущие) истинности, и являет (там те чувственные) видимости истинного (сущего), в которых человек может обретаться (сознанием своим), пока он не пребывает в свете (подлинного) истинного (сущего)". (AC 1984)

Именно так и происходит, когда Слово впервые предстает перед нами. Таково служение буквальных (чувственных) форм всякого Божественного Откровения по отношению к тем (сущим) истинностям, которых мы - пока что ещё, там не ведаем, и которых всегда бывает неисчислимое множество (по отношению к тому, что нам уже оттуда известно). Ибо изначально мы видим (там) только Иоанна Крестителя, или же - Свет неистинный, но отнюдь не Самого Господа. Так же дело обстоит и с тем Откровением, в котором Господь совершил Свое Новое (или же - Второе) Пришествие. Сначала - в буквальных образах его, мы видим лишь (некоего простого) человека, говорящего (там) о Господе. И пока мы обретаемся в таком вот состоянии (восприятия своего), мы отнюдь не видим (подлинного) Света Нового Пришествия Господня, но - самое большее, лишь (определённого рода) свидетельство об этом Свете. И мы входим в собственно этот (подлинный) Свет лишь тогда, когда становимся способными уразуметь, что это Сам Господь - в Своем Божественном Человеческом (сущем), соприсутствует рядом с нами (в этом Откровении). "В тексте (Слова) - "Свет" означает Божественное Истинное (сущее); поэтому Господь там назван "Светом, просвещающим всякого человека"; а "свидетельствовать о Свете" означает признание Его Божественного Человеческого (сущего), из которого исходит (всякое) Божественное Истинное (сущее)". (AE 27)

Просто лишь одно свидетельствование о Свете отнюдь не в состоянии учредить Новую Церковь (во внутреннем восприятии нашего сознания). Ибо если мы хотим, чтобы Новая Церковь действительно образовалась бы в нас, то она должна возникнуть (там) из собственно (подлинного внутреннего) Света, исходя (во внутреннем нашего сознания) из Божественного Человеческого (сущего) Господа. И для этого мы должны прозирать там, что это именно Человеческое (сущее Господа) явлено нам в Благовестии Нового Пришествия Господня, дабы мы могли бы подлинно обретаться в его Свете. Ибо без оного (в нашем сознании) может существовать лишь внешняя видимость Церкви, потому что "внутреннее (сущее) Слова есть также и внутренним (сущим) Церкви, как и внутренним (сущим) Богопоклонения". (NJHD 260). "Ибо отвращающийся от внутренних (сущих) Слова, отвращается также и от внутреннего (сущего) Церкви (в своём сознании), а также и от внутренних (сущих) богопоклонения; так как внутреннее (сущее) Церкви и внутреннее (сущее) богопоклонения (происходит исключительно) - от внутреннего (сущего) Слова". (AC 10460)

"Ибо Слово учит, какого качества должен быть человек Церкви, или же какого собственно качества должна быть Церковь у человека, а также какового качества должно быть богопоклонение у человека. Ибо (сущие) доброго и истинного любви и веры составляют внутреннюю Церковь (в сознании у человека), а также внутреннее богопоклонение (там); этому учит Слово, и таково же внутреннее (содержание) Слова". (AC 10460). Они составляют собственно Учение (веры) Церкви, и являются теми частностями, которые относятся к (общности) закона любви к Господу и благолюбия ко ближнему, без которых, действительно, эти законы могут быть разумеемы исключительно лишь чисто природным образом.

Свет Слова - в отличие от его сугубо смысла внешнего, называется также той Славой, о которой было предсказано, что Господь будет явлен в оной в Своём Новом (или же - Втором) Пришествии, каковое пророчество сейчас как раз и исполнилось, ибо именно эта Слава и была явлена в Писаниях (Сведенборга). И Новая Церковь должна обитать именно в этом Свете, а отнюдь не в облаках (смысла буквы) Ветхого и Нового Заветов - облаках, в которых Господь совершил Своё Первое Пришествие, и которые - относительно, лишь свидетельствовали о Свете, грядущем в завершении века. Теперь же нам явлен Сам Свет, который и есть Славой Нового Пришествия Господня. Но хотя для Новой Церкви прежние облака уже не заслоняют её (или же - эту Славу, от внутреннего восприятия в сознании у человека), однако же и ныне Господь отнюдь не пришел совершенно без (всяких) облаков, хотя и относительно (или же - не в таких густых и непроницаемых для чувственного восприятия человеческого, как облака Писаний Ветхого и Нового Заветов). Ибо в своём Новом Пришествии, осуществлённом в Писаниях (Сведенборга), Он явил Себя в рассудочных утверждениях, представленных буквально, то есть - в письменной форме, почему мы и называем их Писаниями (Сведенборга).

Но эти буквальные, писанные и печатные формы (явления Божественного Истинного сущего) столь заслоняют собою их смысл духовный, который они сообщают (внутренне сознаю читающего), что этот смысл не открываем там никому, кроме лишь как тем, кто просветляем Господом, и способен постигать их в (просветлённом Господом) рассудочном (сущем своего сознания), дабы созерцать в оных Славу - или же Самого Господа в Его Божественном Человеческом (сущем), с исходящим оттуда Светом (просветлённого рассудочного).

Но это далеко не очевидно для тех, кто взирает исключительно на буквальные формы Писаний (Сведенборга), и оное отнюдь не очевидно для тех, кто изучает их только в (чувственном и природном) свете собственного разумения; ибо оное очевидно лишь для тех, кто постигает их в их же собственном свете, подлинно желая быть наставленным в том, что превыше, и в полном антагонизме ко всему, что порождает в сознании у человека его собственное разумение. И лишь тогда, когда мы постигнем, что нам (в этих Писаниях) подлинно явленно Божественное Человеческое (сущее) Господа, и возрадуемся (оному) в том самом Свете, который не может исходить ниоткуда, как лишь из Его Божественного Человеческого (сущего), только тогда мы и начнем постигать, что Иоанн Креститель, или же - та самая внешняя форма Слова, которую он представительствует, отнюдь не есть собственно Светом, но лишь свидетельствует о Свете. Ибо ни единое Божественное Откровение не может сделать больше, чем лишь засвидетельствовать о Свете (в своих внешних, чувственных формах), пока мы не узрим непосредственно Самого Господа в этом Откровении - ибо лишь только тогда мы и начнем постепенно входить там в собственно Сам же Свет.

Принадлежности смысла буквы (Слова) в Писаниях (Сведенборга) сравниваемы с маленькими кусочками цветного стекла, помещаемыми - без всякого порядка, в оптический цилиндр, который мы называем калейдоскопом, и которые - при рассматривании их через зеркальный цилиндр, начинают вдруг являть нам прекрасные и гармоничные образы. Так происходит и с буквой Слова, особенно же с пророческим Словом Ветхого Завета, если взирать на оное в просветлении из света смысла духовного. Вот пример такового, заимствованный (Сведенборгом) из мира духовного:

Есть духи, не желающие ничего слышать о внутреннем (сущем) Слова, и даже - пусть и могут уразуметь оное, они всё ещё не желают (принимать оное). В основном, это те, которые полагали заслугу в (добрых) делах, и которые - поэтому, творили доброе (сущее) исключительно и единственно из любви к себе и к миру, то есть - исключительно ради высокого положения (в обществе) или же (стяжания - на репутации честных и добрых людей) богатства, которое они себе (таким образом) приобретали, следовательно, исключительно ради (общественной) репутации, а отнюдь не ради (духовного) Царства Господа. В другой жизни такие люди более других желают войти на небо, однако они пребывают всегда за его пределами, поскольку не желают исполняться (духовными) познаниями истинного (сущего), и - таким образом, становиться внутренне открытыми к доброму (сущему). Они объясняют значение Слова буквально, в соответствии со своими собственными ложными представлениями, и выдвигают оттуда всё, что благоприятствует их похотям, с особым одобрением. Такие представляются старухой с уродливым лицом и даже со снежной бледностью, неправильные черты которого делают её уродливой. С другой стороны, те люди, которые принимают и любят внутренние принадлежности Слова, представляются девой в раннем девичестве, или в раннем цветении, красиво одетой и украшенной гирляндами и небесными украшениями. (AC 1774)

И таково действительное различие меж теми, кто прилежат исключительно ко внешнему (чувственному) Слова, не обретающемуся в свете (внутреннего духовного постижения), и теми, кто любит восходить к тому самому Свету, который являем (постижению) во внутреннем смысле Слова.

"Слово - во всей своей полноте, есть образ неба, потому что Слово есть Божественное Истинное (сущее), а именно Божественное Истинное (сущее) и образует небо (в сознании у человека); и поскольку всё небо стремится к единому человеческом (образу), то Слово - в этом отношении, также подобно единому образу человеческому". (NJHD 260) И в этом-то (едином человеческом) образе, и - посредством оного, и: "Представительствуемо Небо в его полноте, но не в таком качестве, в каковом оно видимо (чувственному восприятию), а в том качестве (восприятия внутреннего), в казовом Господь желает, чтобы оно было (являемо в восприятии), а именно, дабы оно было (являемо сознанию) совершенным подобием Его же Самого (в человеческом образе)". (AC 1871)

И то качество, в котором Господь желает, дабы небо существовало бы (в сознании у человека) - это есть качество Его Собственного Божественного Человеческого (сущего). Поэтому-то именно в этом отношении Слово - во всей своей совокупности, внутренне (при восприятии из света просветления небесного) и уподобляется (в этом восприятии) образу человеческому (как комплексу действий, или же служений, стремящихся, при их актуальном совершении во внешнем чувственном сознания, к этому самому образу в его совокупности).

Когда Слово Господне читается человеком, который (внутренне) любит Слово, и - (актуально) живет в благолюбии, и даже - таким человеком, который в простоте сердца своего верит всему тому, что там написано (в его смысле буквы), но который (при этом) отнюдь не сформировал в себе (их своего собственного разумения) понятий, противоречащих истинному (сущему) веры, пребывающему во внутреннем смысле Слова, то оное Слово тогда являемо (внутренне - в его сознании) перед ангелами в такой красоте, с таким блаженством, и в таких представительностях, и - таким образом, в столь невыразимом разнообразии - соответственно индивидуальному состоянию разумения того, в котором (ангелы тогда внутренне) пребывают, что любая единичная принадлежность (Слова) тогда воспринимаема (им) как бы исполненной жизнью, казовая жизнь тогда принадлежит Слову (в сознании воспринимающего), и в каковой жизни Слово и рождаемо (в сознании - из принадлежностей его смысла буквы), когда оно нисходит (во внутренне восприятие у человека) с неба. По сей-то причине Слово Господне и таково, что хотя оное и представляется (сугубо чувственному восприятию) грубым в букве (своей), тем не менее - во внутреннем своём (сущем - в сознании у человека) оное скрывает (в себе) принадлежности (исключительно) духовные и небесные, которые и являемы в восприятии (сознания) у (ассоциированных с читающим Слово в его смысле буквы человеком) добрых духов и ангелов, когда оное читаемо человеком. (AC 1767)

Внутри (всяких) единичных принадлежностей Слова пребывает смысл духовный, который говорит о Царстве Господа, и внутри этого смысла обретается Самое Божественное (сущее), ибо Слово - в своем внутреннем смысле, относится только к Единому Господу. И отсюда-то происходят святость и жизнь Слова, а отнюдь не из какого-либо иного источника. (AC 8943)

Из всего выше процитированного, мы можем видеть не только то, что внутри смысла духовного пребывает смысл гораздо более внутренний, здесь называемый (смыслом Слова) Божественным, а иногда - и небесным, но и то, что оба эти смысла присутствуют также и в Писаниях (Сведенборга), и не только там, где они (скажем) конкретно описывают небесный, духовный и природный смыслы Десятисловия, но также и везде, где они могут быть разумеемы либо в отношении к Царству Господа, либо в отношении к Самому же Господу - по отношению к Прославлению Его Человеческого (сущего). В первом случае речь идет о духовном, во втором - о небесном смысле. Таким образом, небесный смысл не только повсеместно присутствует в духовном смысле, как он представляем нам в Писаниях (Сведенборга), но он также и являем там (во внутреннем восприятии) всякому, кто приходит хоть к какому-либо подлинно рассудочно (просветлённому) разумению (этих Писаний). И - именно таким вот образом, Новой Церкви и открываем собственно (подлинный) Свет (этих Писаний).

"Слово Господне подобно Божественному Человеку: буквальный смысл - это как бы его тело, а внутренний смысл - это как бы его душа; поэтому очевидно, что буквальный смысл живет благодаря внутреннему смыслу. При этом может представляться, будто бы смысл буквальный исчезает или же как бы умирает через обретение смысла внутреннего (в сознании у человека)". (AC 8943) И как мы это уже видели, так всегда и должно представляться (человеку), когда духовный смысл подлинно им обретаем (на самом деле - здесь не "смысл духовный", а - именно "смысл внутренний", как это сказано было в непосредственно предшествующей цитате - различие в том, что смысл внутренний, это смысл буквы Слова, оживотворяемый его смыслом духовным, и - таким образом, обращающийся, в сознании, в смысл внутренний буквальный оживотворённый - примечание переводчика), "но всё обстоит как раз совсем наоборот - он не исчезает, и уж тем более не умирает, но - посредством внутреннего смысла он живет (в восприятии у человека)". (AC 8943) "Духовный смысл живёт в буквальном смысле, как дух человека в его теле, также духовный смысл - подобным образом, сохраняется, когда (непосредственный внешний) смысл буквы (Слова) уходит (из восприятия), поэтому-то смысл духовный и можно назвать душою Слова". (AC 4857)

Мы наставляемы в том, "Что Слово совершенно чисто во внутреннем смысле, хотя отнюдь таковым и не представляется в смысле буквы". (NJHD 260) То, что оно часто представляется (восприятию человека чисто чувственному) нечистым в смысле буквы Ветхого Завета, это видно по многим местам там, которые можно было бы здесь перечислить. О том, что подобное же учение точно также вполне применимо и к буквальным формам Писаний (Сведенборга), можно судить уже и по тому, каким образом вторая часть книги "О ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ" представляется тем, кто не в состоянии рассудочно постигнуть того смысла духовного, который внутренне скрывается в приведенных там регламентациях (позволяющих сохранять любовь супружественную даже в отнюдь не идеальных обстоятельствах совместной жизни мужчины и женщины). Но то, что собственно именно Свет (непосредственного Божественного Истинного сущего) исходит там (внутренне) из того, что там действительно чисто, то есть из смысла внутреннего (этих мест в данном Писании Сведенборга), оное должно быть совершенно очевидно (всякому уму, просветляемому подлинным рассудочным восприятием), и даже те положения в Слове, которые представляются нечистыми тем, кто взирает на оные (положения там) исключительно по свету мирскому (своего собственного разумения), оные всё же являются святыми из тех внутренних принадлежностей (смысла духовного), которые они в себе заключают, а также и из того Света Божественного, из которого (сказанное там) провидят становящиеся (от Господа) духовно рассудочными - таким образом, что всё оное там как бы просеивает (внутренне) через него.

Таким образом - жизнь, святость и свет Слова происходят в нём именно от его смысла внутреннего, ради восприятия которого мы и должны быть готовы постоянно отступать (в восприятии своём) от его смысла исключительно внешнего и, таким образом, переходить от Иоанна Крестителя уже непосредственно к Самому Господу. Ибо исключительно только таким вот образом мы и можем приближаться постоянно всё ближе и ближе к Самому Господу, а значит - и к собственно Свету (истинного сущего там).

И для нас будет вполне достаточным, если, прежде чем отступить от Иоанна (Крестителя), мы лишь примем его свидетельство о Свете, и послушаемся его призыва к деятельному покаянию (во грехах наших, из тех мест в смысле буквы Слова, которые там непосредственно относятся к борьбе со злами жизни, как грехами перед Господом). Ибо мы должны постоянно помнить, провозглашаемое о нём (в Писании), каковое провозглашение там, на самом деле, относится именно ко всему внешнему в Слове, которое он лишь представительствовал, где было сказано, что он (сам отнюдь) не был (непосредственно) Светом, но что (он) лишь должен был свидетельствовать о Свете.

Ибо всякое Божественное Откровение представляется (по внешнему, или же сугубо чувственному восприятию) лишь только свидетельствующим о Свете, но если мы обращаемся ко внутреннему (сущему, присущему всему там), то нам дано будет постичь, что всякое Божественное Откровение - это проявление собственно Самого же Света (Божественного Истинного сущего), или же - непосредственно Самого же Господа. И именно по этой-то причине Иоанн и обязан был пророчествовать о том, что: "Ему должно расти, а мне - умаляться!" (Иоан 3-30)

Аминь

Перевод с английского текста проповеди священника Новой Церкви Эдварда Хаята,

произведенный и прочитанный во львовской общине Новой Господней Церкви

пастором общины Васильевом Александром

3 сентября 2023 года

О связи земного и небесного в Божественном Откровении

Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? (Иоан 3; 12)

"Божественная Истина никем не принимается, если только она не будет приспособлена к его разумению, а следовательно - если она не проявится в каком-либо природном образе и в (определённого рода) видимости (его чувственного восприятия)". (AC 8783)

"Ибо сознание человеческое изначально не постигает совершенно ничего, кроме принадлежностей (чувственного восприятия) сугубо земных и мирских, а вовсе не духовного и небесного (качества); и поэтому, если бы принадлежности духовные и небесные (всё же таки) были бы явленны (его восприятию чувственному), то оные были бы отвергнуты как нечто совершенно ничтожное, соответственно словам Господа в Евангелии от Иоанна "Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?". (AC 8783)

Отсюда очевидно, что всякое Божественное Откровение, дарованное (свыше) в мире, должно "быть являемо в в каком-либо природном образе, и - (в определённого рода) видимости (чувственного восприятия)". И Писания (Сведенборга) также отнюдь не могут быть исключением из этого общего правила. Ибо слова, которыми они написаны, сами по себе суть земные и мирские, и - соответственно, могут быть воспринимаемы исключительно лишь земным и мирским образом. Выражения в них, если рассматривать их чисто внешним образом, представляются тогда описывающими (сугубо рассудочным образом) духовный смысл Слова, и лишь когда мы становимся способными воспринимать их в их собственном свете, лишь тогда мы и можем уразумевать, что они образуют (общим своим порядком - определённого рода) восприемники, позволяющие нам затем осмысленно воспринимать духовный смысл Слова в рассудочном плане нашего сознания, и - более того, что они являются теми единственными (и совершенно уникальными) восприемниками (на природном плане сознания), которые только и могут обеспечивать для нас восприятие (этого смысла духовного) на уровне рассудочного сущего в нашем сознании.

Оная (Латинская) форма Слова, как и любая иная форма Слова, содержит в себе (во внутреннем сущем сознания, читающего его) всю бесконечность (его) смысла духовного; но (исключительно) лишь эта форма может так трансформировать (внутреннее) наитие этого (духовного) смысла (в наше сознание природное), что оный может быть воспринимаем там рассудочно. Другие же формы Слова (сугубо природного качества), которыми мы обладаем, служат средством для формирования необходимой основы (для восприятия оного наития) уже в нижайших (по отношению к рассудочному сущему) планах сознания, и служат там для того, чтобы мы могли бы входить в сознательное восприятие Слова, также на и на тех уровнях восприятия, которые свойственны исключительно этим планам. И которые там составляемы из принадлежностей (Слова) того сугубо земного качества, в которые нам необходимо уверовать прежде, чем мы станем способны верить в принадлежности уже исключительно качества небесного, открываемые нам в Писаниях (Сведенборга) .

Также до того, как мы научимся постигать, что Писания (Сведенборга) являются (воплощением природным из) духовного смысла Слова, мы можем созерцать там лишь то, что там излагаемо как бы исключительно от земного сущего восприятия, или же - как бы от просто человека, трактующего (по природному и земному) о духовном смысле Слова, и - о Новом (Втором) Пришествии Господнем. И дабы выйти из этого состояния (сугубо земного восприятия) и увидеть, что оные (Писания Сведенборга) есть (собственно само же) Слово в (его) внутреннем смысле, что оные есть собственно (непосредственное) явление Господа в Его Новом (Втором) Пришествии, мы - прежде всего, должны быть готовы полностью и безоговорочно уверовать во всё то, что там говорится о Слове, о природе его внутреннего смысла, а также и в то, что Новое (Второе) Пришествие Господне - (согласно пророчествам там, правильно истолкованным) заключается там именно в раскрытии этого смысла (духовного рассудочному восприятию) - словом, мы должны безоговорочно принять то свидетельство, которое Писание (Сведенборга - в смысле своей буквы) приводит о самом же себе.

Ибо если мы изначально не примем - полностью и безоговорочно, того свидетельства, которое там приводимо как бы от простого земного человека (или же - от Эммануила Сведенборга, с аргументацией сугубо пригодно рассудочной), то мы никогда не сможем поверить затем и в то, что там - на самом деле, именно Сам же Господь говорит с нами в этом Писании, и - сугубо лишь о принадлежностях небесных Своего Царства (Духовного). До этого нам может представляться, что мы действительно читаем там непосредственно о небе и его актуальных реальностях, но единственное представление, которое мы можем сформировать из такого (сугубо природного усвоения этих описаний) - это лишь сугубо чисто земное представление (о небесном бытии), или же сугубо фиктивное представление о неких таких воображаемых небесах наших же собственных представлений о том, что такое небесное сущее, каковые представления - с необходимостью, должны быть полностью совершенно развеяны, прежде чем Господь сможет (вктуально) укоренить - во внутреннем (представлении нашего сознания), совершенно новые, действительно подлинные в себе небеса. И Писания (Сведенборга) позволят нам войти в такое (подлинно небесное) восприятие лишь в том одном случае, если мы действительно допустим в себе быть совершенно безоговорочно наставляемыми оттуда, и если мы будем готовы отбросить абсолютно всё, что в наших мыслях и действиях противоречит изложенному в этом Учении (на уровне нашего постижения природного).

И лишь тогда, хотя поначалу нам и может представляться, что всё (изложенное в Писаниях Сведенборга) имеет исключительно земное происхождение, мы - со временем, несомненно убедимся, что всё оное таки низошло непосредственно от Господа, через (внутренние, духовные слои сознания, или же - через) небо. И лишь тогда мы и осознаем внезапно, что это именно Мам же Господь - в оных (Писаниях), и возвышал постепенно наше восприятие - от сугубо земных представлений, к совершенно внутреннему и небесному разумению их (подлинной) природы. Но если мы не допустим оным Писаниям наставлять нас (в нашей практической жизни, и - в нашем рассудочном восприятии), именно в той (сугубо земной) форме, в которой они впервые открываются нам, то Господь сможет лишь сказать нам тогда: "Уж если Я говорил вам о земном, и вы не верите, - то как поверите, если буду говорить вам о небесном"?

Сугубо земные принадлежности, составляющие внешние проявления всякого Божественного Откровения в мире, соответствуют (в нём) тем принадлежностям духовным, для передачи которых (нашему разумению) оное Откровение, собственно, и предназначено. Соответствуя оным (духовным, или же - внутренним принадлежностям), оные (принадлежности земные) соотносятся - по отношении к принадлежностям духовным там, как следствия со своими причинностями. И поскольку оные (принадлежности земные) являются лишь следствиями (своих подлинно действующих в сознании причинностей), то они - с необходимостью, совершенно пассивны (в формах нашего чувственного восприятия).

Когда различные книги Слова Ветхого Завета диктовались ангелами пророкам, ни ангелы, ни пророки отнюдь не придавали им, сами от себя, необходимых внешних форм (их существования в мире), но лишь само же Слово, проходя через их сознание, и принимало эти формы. Откуда следует, что когда различные книги Слова Ветхого Завета были надиктовываемы ангелами пророкам, то ни ангелы, ни пророки не имели ни малейшей причастности к образованию тех внешних форм (в которых оные книги были воплощаемы); но исключительно само же Слово, нисходя (по степеням раздельным) в их сознаниях (действующих тогда в нераздельной цельности) и воплощалось (самостоятельно) в оные (внешние) формы.

Поэтому, когда Слово в своём внутреннем смысле, явилось (в мир) - посредством Сведенборга, то - насколько простирается видимость эта, нам представляется, как, несомненно, это представлялось и ему самому, что именно он же сам и придал необходимые внешние формы тому, что он (внутренне тогда) обретал от Господа, но - на самом деле, именно само же Слово и восприяло, из его сознания, те рассудочные видимости (природного плана сознания), в которые ему дОлжно было быть облачённым (во внешнем чувственном восприятии).

Как орудие (избранное свыше) для совершения этой работы, Сведенборг был непосредственно ведом Самим же Господом; но (как нам хорошо известно из Латинского Слова) чем полнее всякий человек (по его собственному выбору) бывает ведом Господом, тем во всё большей полноте он восходит в состояние подлинной (внутренней) свободы (своего сознания), и тем полнее ему подставляется, что он действует исключительно от себя самого же. Если мы постоянно будем держать в уме это правило (человеческого существования), являющееся совершенно непостижимым уму чисто природному, то нас тогда вовсе не введет в заблуждение та внешняя видимость, что Сведенборг действовал исключительно как бы от себя самого же, облекая в конечную форму (природную) то, что он обретал от Господа, но именно из внутреннего (сущего) Учения, явленного (через него), мы и будем в состоянии постигать подлинное положение вещей, а именно то, что всякий раз, когда Слово воплощаемо бывает в совершенно новой буквальной, или же писанной форме, оно воспринимает, посредством какого-либо орудия человеческого, соответствующие (его внутренней, обретающейся в раздельной духовной степени сущности) принадлежности земные, и - таким образом, оно всегда (в своём смысле буквы) пишется исключительно соответствиями (своему внутреннему, или же духовному смыслу). Это могут быть соответствия как из чисто телесного плана (сознания), так и из (плана его) чувственного, или же плана (сознания) рассудочного, но - тем не менее, в каждом таком случае (оно) всегда бывает писано чистыми соответствиями. И отсюда: "В Слове не может быть ни единого писанного слова, которое не снизошло бы (наитием) с неба, и, следовательно, в котором ангелы не провидели бы (в сознании у человека) исключительно какие-либо принадлежности свойства сугубо небесного." (AC 1659).

"Господь, когда пребывал в мире, провозглашал (всё Им говоримое) ... как и везде в Слове Ветхого Завета, одновременно как для ангелов на небе, так и для людей в мире, ибо речь Его была - сама по себе, Божественная и небесная, ибо (проистекала) исключительно от Самого же Божественного и - через небо; но то, что Он тогда говорил, было представительстуемо (во внешнем своём - в сознании у воспринимающих) принадлежностями, пребывающими в мире (природном); тому же, чему оные (принадлежности природные) соответствуют, научает исключительно смысл внутренний (Слова)". (AC 9048).

То, что то же самое относится и к тому, что Господь явил нам в Своем Новом (Втором) Пришествии, что очевидно уже из того, что Благовестие этого Его Нового Пришествия было проповедано всему духовному миру, а также и из того, что (книги) Писаний (Сведенборга) существуют там так же, как и в мире (природном). Таким образом, мы видим, что как в Слове Ветхого Завета, как в Слове Нового Завета, так и в Благовестии Своего Нового Пришествия Господь говорил одновременно как для ангелов на небе, так и для людей на земле, и что внешние формы (наставлений Слова) для последних, в каждом случае, всегда соответствовали тем (внутренним формам Слова), которые были являемы предшествующим здесь (или же - ангелам).

Таким образом, даже Писания (Сведенборга), рассматриваемые сугубо по внешней форме своей, должны представляться достаточно грубыми по сравнению с тем более совершенным и выразительным (духовным) языком, на котором они были тогда изложены у ангелов. Но когда упоминаемо, что в небе они обладают гораздо более совершенной формой, чем на земле, мы не должны забывать - при этом, что каждая из этих форм (Писаний Сведенборга) совершенна именно на своем собственном месте - ибо всякая существующая форма Слова совершенна именно в своей абсолютной приспособленности к тому плану существования, для которой она и предназначена, и мы должны безоговорочно веровать Слову (и воспринимать оное в жизнь свою) именно в формах, данных (для нас) на земле, если мы хотим (затем также и) обрести веру в Слово в его формах, даруемых (нам впоследствии) на небе. Ибо -"Уж если Я говорил вам о земном, и вы не верите, - то как поверите, если буду говорить вам о небесном"?

"Во всякой частности (Слова) обретается смысл духовный, каковой (смысл) такого свойства, что составляющее оный (смысл) духовное и небесное (сущее), проницает сквозь небеса во всех направлениях, как свет и пламя; и оный смысл совершенно возвышен (в сознании) по отношению к смыслу буквы (в Слове)". (AC 4637)

Этот (смысл духовный) всецело возвышен (в восприятии сознания) над смыслом буквы (Слова), и даже над теми буквальными формами, в которых нам даны Писания (Сведенборга), ибо эти письменные, или же - буквальные формы (оного Писания) отнюдь не в состоянии исполнить собою всеобщее небо, как это происходило с тем, что непосредственно говорилось Самим Господом (во время своего пришествия во плоти). (см. NJHD н. 261) И - более того, даже и (общий внутренний) смысл всего, написанного там, также не может исполнить собою всеобщее небо (в сознании нашем) до тех пор, пока мы обретаем смысл этот оттуда сугубо внешним образом, или же таковым, каковым оный являем бывает (в нашем сознании) в свете мирском. И только тогда лишь, когда мы начинаем прозирать, и - воспринимать бесконечные (сущие) принадлежности, содержащиеся в оном (Писании) в их же собственном свете, или же - в свете духовном, лишь только в этом случае небеса внутри нас исполняемы бывают оттуда до самой предельной способности их (собственного) восприятия, и продолжают так исполнятся во всю вечность, согласно их способности к восприятию.

Ибо слова - это лишь символы. Те принадлежности сугубо земного свойства, для которых слова, употребляемые на земле, есть лишь символами, оные (принадлежности) представительствуют и соответствуют принадлежностям духовным. Это относится любому слову - без малейшего исключения: ибо совершенно все слова - это лишь символы тех земных принадлежностей, которые соответствуют и представительствуют принадлежности (или же - состояния) духовные (обретающиеся в высших раздельных степенях сознания). В Божественном Откровении, данном в мире, используются те же слова, которые люди использовали и для своих земных надобностей, но (в Слове) они расположены исключительно в небесном порядке и взаимосвязи. Ибо в (любом) Божественном Откровении - как оное бывает явленным в мире, употребляемы (в смысле буквы его) все те же слова, которые люди используют (в повседневном общении) сугубо для земных надобностей, но (в тексте Откровения) оные же (слова) располагаются в совершенно особом, или же - в сугубо небесном порядке и взаимосочетании (представительствующим, таким образом, по соответствиям непосредственно духовное Божественное сущее).

И в силу такого вот порядка, и - взаимосвязи, оные (словосочетания) изливают (в сознании их читающего) друг на друга такой свет, который является именно светом именно небесным. Поэтому - отсюда совершенно очевидно, сколь абсолютно необходимым бывает прозирать слова Божественного Откровения исключительно в их же собственном свете, и - в их же собственной взаимосвязи, если только мы действительно хотим узревать в них хоть что-либо (подлинно) небесное; и - в то же время, сколь совершенно невозможным будет (для нас) почерпнуть из них хоть что-либо иное, кроме сугубо земных представлений, если не рассматривать их в их же собственном свете, и - в их же собственной взаимосвязи.

Если - к примеру, мы читаем там слово "благолюбие" в отрыве от того света, который изливает на него (в нашем сознании) подлинное изучение Писаний (Сведенборга), то оное тогда не сможет дать нам совершенно никакого иного представления, кроме лишь сугубо земного понятия о милосердии исключительно природном. И то же самое происходит и со всяким иным словом, используемым в Божественном Откровении. И - тем не менее, мы - всё же, должны начинать (наше вхождение в Божественное Слово) именно посредством таких вот, сугубо земных представлений (содержащихся в его смысле буквы). Ибо Божественное Откровение (в своей внешней форме) написано - таким образом, именно для того, чтобы являть (нашему чувственному восприятию), во внешнем своём, представления именно такого вот рода. Ибо - в ином случае, Божественное Откровение попросту не могло бы низойти (в сознании) до той степени, в которой обретается - у всякого человека, его (чувственное) восприятие природное.

Но если, с другой стороны, мы не позволим Божественному Откровению постепенно возвышать (восприятие) наше - от (наших сугубо) земных представлений, к (представлениям чисто) духовным, то в этом случае окажется, что оно совершенно напрасно низошло к нам (в образы нашего чувственного природного восприятия), если только полагать высшей целью этого к нам его нисхождения приведение нас, в конечном итоге, именно к состояниям сознания небесным. Таким образом, с полной необходимостью внешняя (форма) всякого Божественного Откровения непременно всегда состоит из предметностей земных, а внутренняя (его форма) - из принадлежностей исключительно небесных.

"Ибо - с необходимостью, Слово никак не могло бы быть написано ни в каком ином стиле (отличном от того, в котором оно было нам даровано), так как исключительно лишь таким образом оно и может служить для сообщения и соединения (сознания человеческого) с небом". (NJHD 261)

Поэтому-то (в Слове, с необходимостью,) и должно пребывать как земное (сущее) внешнее, так и небесное (сущее) внутреннее. И поэтому-то также должно существовать и Учение, выводящее (разумение) из первого ко второму. (Там непременно) должен присутствовать свет, направляющий человека на пути от земного к небесному (сущему). Этот свет, как уже говорилось, проистекает из того общего порядка и взаимосвязи, в которых располагаются слова (в тексте) Божественного Откровения, каковой порядок там происходит исключительно от Господа Единого. Который, Сам по себе, (согласно Писаниям Сведенборга) и есть собственно (ВСЯКИЙ) порядок (всего сущего). Поэтому-то: "сильно заблуждаются те, кто презирает Слово из-за его грубого и простого - по внешнему виду, стиля, и кто думает, что они (непременно) приняли бы Слово, если б только оно было бы написано совершенно иным стилем". (NJHD 261)

И всё же - провозглашаемая (ныне в мире) Новая Церковь буквально переполнена (сейчас) книгами, которые представляют собой многочисленные попытки изложить Благовестие Нового (Господнего) Пришествия Господа в (некоем таком) совершенно ином стиле, чем тот, в котором Господь соизволил его нам даровать, в том тщетном предположении, что люди примут его в подобной (вроде бы - гораздо более приспособленной к духу новейшего времени) форме, если они оказываются не в состоянии принять оное (Откровение) в его же собственном стиле (последовательного изложения), хотя именно этот стиль и является той единственной (внешней) формой (Божественного Откровения), посредством которой только и возможно сообщение и соединение с Небесами. Ибо то единственное Учение, которое только и может действительно сформировать подлинную Новую Церковь (в сознании у человека) - это то Учение, которое непосредственно обращается именно к самим же Писаниям (Сведенборга в их нераздельной цельности), и которое побуждает людей изучать их в их же собственном свете, и в том самом стиле (последовательного изложения), в котором они написаны. Ибо только в собственном Откровении Господа (в его нераздельном единстве) земное и небесное (сущее) соединяемы таким образом, что человек может быть (беспрепятственно) проведен от первого ко второму.

Если же мы произвольно изменяем стиль, (а также и общий) порядок (словесных выражений там), или же их взаимосвязь, то мы тогда отбрасываем всё небесное (там) и сохраняем (там исключительно лишь одно) земное. Ибо тогда у нас остаются только сами слова (оттуда, вырванные из их контекста), которые - по большей части, совершенно те же, что применяются и в обычном (повседневном) употреблении, или же слова, которые содержат в себе лишь те же самые общие представления, которые мы, естественным порядком, разделяем со Старой (Христианской) Церковью.

Стиль каждой (конкретной) формы Слова действительно отличен (от стиля любой иной формы Божественного Откровения), но - тем не менее, каждый из них был однозначно предопределяем (в его конкретном употреблении) Самим же Господом. (В Писаниях Сведенборга) говорится, что общий стиль Ветхозаветного Слова был выбран (Господом) именно таким вот (каким мы его знаем,) из-за иудейской нации, и что он был бы совершенно иным, если бы воплотился бы в Писание у какого-либо другого народа. Но - при этом, он отнюдь не был избираем, или определяем самими Иудеями, а лишь был приспособлен Господом к характерным свойственностям сознания у древних Иудеев, и точно также был бы особо приспособляем Господом и к любому иному народу, среди которого он мог бы быть написанным. Ибо - в противном случае, оное никоим образом не могло бы быть Словом Господним.

Таким образом, в Писаниях (Сведенборга) Сам же Господь и приспособил Свое (новое) Слово к тому рассудочному состоянию (сознания), которое - в той или иной степени, преобладает в настоящее время, дабы (духовно) спасать тех, кто готов быть (Им) оттуда ведомыми. Да, (всякий талантливый) человек действительно может писать в соответствии с преобладающим рассудочным состоянием (нынешней эпохи) - и даже весьма успешно. Но лишь Сам Господь может дать нам такое Писание (через какого-либо человека, как Своё орудие для оного), которое одновременно может достигать (полного уразумения сугубо природного) у тех, кто обретается в подобном (рассудочном) состоянии, и - (поэтому, через такое Писание и) может быть спасаемым (духовно), и - в то же время, может сообщать духовное или же небесное рассудочное (сущее) вовнутрь (сознания у такого спасаемого человека) в совершенно бесконечном изобилии.

К моменту Нового (Второго) Пришествия Господня Слово, дарованное в Ветхом и Новом Заветах, было уже настолько извращено, что, как нам было сказано, мир был бы полностью уничтожен, если бы Господь не явился бы вновь (к нам), в совершенно новой форме Слова, особо приспособленной Им же Самим к современным нуждам (духовного спасения человеческого). Поэтому - в настоящее время, и самая возможность нашего общения и соединения с Небом полностью зависит именно от способности усвоения нами Писаний (Сведенборга).

Ибо только лишь оные (Писания) и могут выявлять и устранять (из сознания чисто) человеческие парадигмы (восприятия), полностью скрывающие (от внутреннего постижения у современного человека) всё то подлинно истинное (сущее), которое могло бы быть явленным в Слове Ветхого и Нового Заветов (в иных, менее духовно извращённых и совершенно разрушенных состояниях сознания человеческого). Таким образом, Писания (Сведенборга) необходимы не только для того, чтобы сформировать восприемники (для наития внутреннего смысла) Слова на рассудочном уровне сознания; но они также совершенно необходимы и для того, чтобы восстановить у нас (в сознании) действия тех служений, для которых предшествующие формы Слова были дарованы (в нашем человечестве), и которые у нас (из-за постепенной деградации сознания человеческого) были бы иначе полностью невозможны к осуществлению (в нас Господом). Таким образом, само наше спасение (духовное) непреложно зависит именно от (непосредственного) присутствия Господня в Благовестии Его Нового Пришествия (в сознании нашем); поэтому давайте никогда не упускать из виду Его (непосредственное) присутствие (в нашем сознании) тогда (когда мы оные читаем), и никогда не забывать о нём, изучая Писания (Сведенборга), но всегда быть расположенными к восприятию всего того, что мы там обнаруживаем, именно как непосредственного Учения, исходящего от Него же Самого Единого.

И безусловно - наше разумение всего того, что там излагаемо, поначалу с необходимостью будет исключительно приземлённым, да собственно, в общем, и всегда - пока мы пребываем в этом мире, оное будет продолжать оставаться исключительно сугубо земным (и природным) разумением, сравнительно с разумением всего, там содержащегося, у ангелов (ассоциированных с читающим оные Писания Сведенборга человеком). Но вот если мы будем искушаемы, при этом, полагать наше несовершенное (земное) разумение всего того, что сказано в этом Учении, как вполне законное извинение нашему неверию, и (нежеланию к безоговорочному) применению в нашей жизни всего того, что мы - чисто умозрительно, будем извлекать оттуда, что - (к сожалению) весьма часто и происходит (среди причисляющих себя к Новой Церкви), то давайте же - в этом случае, припомним для себя этот вот вопрос, задаваемый нам Господом (в Писании Нового Завета): "Уж если Я говорил вам о земном, и вы не верите, - то как поверите, если буду говорить вам о небесном?"

Аминь

Перевод с английского текста проповеди священника Новой Церкви Эдварда Хаята,

произведенный и прочитанный во львовской общине Новой Господней Церкви

пастором общины Васильевом Александром 10 сентября 2023 года

Буквальный смысл Слова

Латинское Слово неоднократно наставляет нас в том, что:

Слово обретается в святости своей, и - в полноте своей, в смысле природном, который есть (его) смысл буквальный. ... Слово, в этом же смысле, обретается также и в Могуществе своем. ... Могущество сущего Божественного Истинного обнаруживается, прежде всего, против злого и ложного сущих, таким образом против Адов, против которых надлежит сражаться посредством Истинного сущего из буквального смысла Слова. Господь, посредством истинного сущего у человека, имеет также могущество спасать его, ибо посредством Истинного, из буквального смысла слова, человек бывает преобразовываем и возрождаем, и тогда он исторгается из ада и вводится в Небо. (SS 49)

Но, с другой стороны, там же есть места, где говорится, что смысл буквы Слова сам по себе мёртв, ибо "Смысл буквы (в Слове) свят по своему внутреннему смыслу; но отдельно от него он отнюдь не свят" (AC 10276). И более того, там есть места, где говорится, что в подлинном постижении истинного сущего смысл буквы Слова должен полностью исчезать в восприятии у человека. И более того, там же говорится, что:

О тех, которые верят и обожают Слово, но только внешнее, которое является смыслом его буквы, и не проникают внутрь, как это делают просветлённые (Господом во внутреннем своего сознания), которые делают для себя учение из Слова, с помощью которого они могут видеть его подлинный смысл, или его смысл (более) внутреннейший, о таких говорят, что они видят задние части Иеговы, а не лица Его. (AC 10584)

И - в уточнение этого утверждения, там же говорится, что

Ныне совершенно неизвестно, какого рода именно Божественное Истинное сущее содержится в Слове, каковое возвышает человека из внешнего во внутреннее и формирует (во внутреннем его сознания) Церковь, ... следовательно, наличествует всеобщее сомнение и отрицание того, что существует какое-либо другое Божественное Истинное сущее, кроме того, которое являемо в его смысле буквы. ... У таковых (людей) внутренний человек закрыт, а открыт только внешний; и то, что внешний без внутреннего видит, читая Слово, он видит в густой темноте. ... Пусть кто захочет, посмотрит, знает ли кто-либо, в настоящее время, хоть что-либо иное, чем то, что само Божественное Слово есть (исключительно) смысл его буквы. Но пусть они также подумают, может ли кто-либо познать Божественные истинные сущие Слова в этом смысле иначе, как через учение об оных (внутренних истинных сущих там), и что если он не имеет учения о них, то он (с неизбежностью) увлекаем (смыслом буквы Слова) в (различного рода) заблуждения. ... Учение, которое должно быть светильником, - это то, чему учит внутренний смысл Слова), а значит, это сам внутренний смысл, который в какой-то мере открыт каждому, ... кто обретается (в постижениях Слова) во внешнем от внутреннего, то есть чей внутренний человек открыт. Ибо Небо, обретающееся во внутреннем смысле Слова, втекает (в разумение) к такому человеку, когда он читает Слово, просветляет его (сознание) и дарует ему перцепцию (во внутренних сущих истинностях), и таким образом наставляет его. Более того, если хотите верить, внутренний человек уже сам по себе обретается во внутреннем смысле Слова, поскольку он есть Небом в наименьшей форме, и поэтому, когда он (или же человек внутренний) открывается (в сознании), он пребывает с Ангелами на Небесах, а также обретается в одинаковой (ангельской) перцепции (своего постижения) с ними. Отсюда очевидно, что человек, чье внутреннее сущее открыто, обретается во внутреннем смысле Слова, хотя и не осознает этого. Отсюда он обретает просветление, когда читает Слово, но лишь в соответствии с тем светом (небесным), который он может обрести посредством познаний (из смыла буквального Слова), которыми он обладает. (AC 10400)

Обретающийся в принадлежностях Божественного сущего, никогда не взирает на Слово с точки зрения его буквы, но смотрит на букву и буквальный смысл в Слове лишь как на представительности предметностей небесных и духовных. Для него буквальный смысл является лишь инструментом для осмысления подобного рода (небесных и духовных) предметностей. (AC 1807) Изучающие и постигающие лишь буквальный смысл (Слова), без Учения (из его смысла внутреннейшего), ... постигают только то, что относится к внешнему человеку. ... Причина же в том, что Слово во внешнем или буквальном смысле природно. (AC 9025) И поскольку Слово в смысле буквы таково, то из этого следует, что те, кто пребывает в сущих Божественных истинностях, читая Слово в просветлении от Господа, (тем не менее) видят сущие Божественные истинности (там) в свете природном; ибо свет Небесный, в котором есть духовный смысл, проникает (тогда у них в сознании) в свет природный, в котором пребывает смысл буквы (Слова), и просветляет разумение у человека, заставляя его прозирать сущие Божественные истинности и там, где они явны, и там, где они скрыты (в смысле буквы). (AC 10276)

И вот именно отталкиваясь от такого рода мест в Латинском Слове, в начале 20-го века и возникла опредёлённого коллизия во Всеобщей Новой Господней Церкви, которая заключалась в том вопросе, в какой же степени смыл буквальный Третьего Божественного Завета должен быть игнорируем в постижении того подлинного истинного сущего, которым является Учение из его смысла внутреннего и духовного.

В процессе же споров и столкновений по этому вопросу родилась книга священника и богослова Всеобщей Новой Церкви Альферда Эктона: "Венец всех Откровений". В которой он, в частности очень подробно исследует, что же именно в Латинском Слове имеется ввиду под понятием того "буквального смысл Слова", в котором "Слово обретается в святости своей, и - в полноте своей, и - в могуществе своём". И - приходит к тому заключению, что Латинское Слово, оказывается, весьма однозначно разделяет между собой понятия "буквальный смысл Слова", и - "Смысл буквы Слова". И что - в его терминологии, это хоть и связанные между собой понятия, но - при этом, отнюдь не одно и то же самое.

Ниже я привожу выдержку из этой книги, где и формулируется данное положение:

"Буквальный смысл Слова есть основание (Basis), содержащее (Continens) и опора (Firmamentum) духовного и небесного его Смысла"

Заметим, что здесь говорится не о том, что буква Слова является основой и т.д. духовных и небесных смыслов, а о "смысле (Слова) буквальном". Что подразумевается под этим термином, возможно, станет понятнее, если вместо слова "смысл" мы будем читать "значение", что является точным английским эквивалентом латинского слова "sensus". Под "значением буквы (Слова)" подразумевается его реальное значение, не искаженное или извращенное в угоду желаниям людей, а то, которое было предназначаемо (свыше) для того, чтобы привести людей к признанию и поклонению Богу. Об этом говорится в п. 31 "Учения о Священном Писании", где, говоря о трёх смыслах Слова, сказано следующее: "Последнее (сущее Слова), есть (его) Природное (сущее), и таким образом Последнее его есть содержащим". Таким образом, под "буквальным смыслом Слова" здесь подразумевается не просто исторический смысл, не поэтический и литературный, а именно та Божественная Истина, каковой она предстает перед природным человеком в (подлинном природном) смысле или значении написанных слов.

"Внутренние принадлежности Слова (читаем мы) - это те, которые содержатся в его внутреннем или же духовном смысле и являются подлинными истинами; им соответствуют внешние истины Слова, которые во внешнем или природном смысле называются его смыслом буквальным." (AE 618).

По сути, именно этот смысл буквальный (содержащийся в понятиях, даруемых свыше просветлением, при чтении текстов Священного писания) - и есть подлинным смыслом буквальным (Слова), но он включает в себя и все видимости истинного сущего, такие как утверждение в Ветхом Завете, что Господь гневается, или в Новом Завете, что Он вводит в искушение. Каждый христианин, свято читающий эти слова, воспринимает в них нечто от подлинного смысла буквального, и только этот подлинный смысл является основанием (Basis), содержащим (Continens) и опорой (Firmamentum) духовных и небесных истинностей; только в нём (природная) Божественная Истина являет свою полноту, свою святость и свою силу. Если читатель не видит в Слове ничего, кроме исторического повествования, если он, подобно книжникам, видит только суетные предания или, как многие критики, ничего, кроме грамматических форм и материальных идей, то для него (подлинный) внутренний смысл (Слова) не имеет (в его осознании) ни основания, ни содержащего, ни какой-либо опоры. (Альферд Эктон "Венец всех Откровений")

Цитата из текста проповеди, прочитанной в Общине "Господней Новой Церкви, или же в Новом Иерусалиме", г. Львова, Украина, Пастором общины Васильевым А.В. 20 августа 2023 года


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"