Васильев Александр Валентинович : другие произведения.

Серафим Роуз об Эммануиле Сведенборге - выдержки из интернет-диалога

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На одном из форумов старой "кураевки" у меня состоялся достаточно обстоятельный разговор об отношении современных православных к духовному наследию, оставленному человечеству в книгах Сведенборга. Одним из основных аргументов моего оппонента (священника православной Церкви, по имени Тимофей) была его немедленная ссылка на труды иеромонаха Серафима Роуза, весьма популярные ныне среди определенных российских православных кругов. Что и вынудило меня заняться серьёзной разборкой этого источника. И поскольку такого рода аргументация (т.е. ссылка на труды Роуза как на некий абсолютный экспертный источник в данном вопросе), как я отметил, является достаточно стереотипной у многих моих православных оппонентов, с которыми мне приходилось пересекаться на различных форумах (и не только), то мне показалось полезным поместить здесь извлечение из этой темы, посвящённое, в частности, моему разбору и возражениям на аргументы, приводимые в отношении наследия и личности Эммануила Сведенборга Серафимом Роузом. Это извлечение я и помещаю здесь ниже.

  На одном из форумов старой "кураевки" у меня состоялся достаточно обстоятельный разговор об отношении современных православных к духовному наследию, оставленному человечеству в книгах Сведенборга. Одним из основных аргументов моего оппонента (священника православной Церкви, по имени Тимофей) была его немедленная ссылка на труды иеромонаха Серафима Роуза, весьма популярные ныне среди определенных российских православных кругов. Что и вынудило меня заняться серьёзной разборкой этого источника.
  И поскольку такого рода аргументация (т.е. ссылка на труды Роуза как на некий абсолютный экспертный источник в данном вопросе), как я отметил, является достаточно стереотипной у многих моих православных оппонентов, с которыми мне приходилось пересекаться на различных форумах (и не только), то мне показалось полезным поместить здесь извлечение из этой темы, посвящённое, в частности, моему разбору и возражениям на аргументы, приводимые в отношении наследия и личности Эммануила Сведенборга Серафимом Роузом. Это извлечение я и помещаю здесь ниже.
  
  Васильев Александр
  
  Здравствуйте, Тимофей!
  
  //Да, я не читал и не анализировал - не вижу в этом надобности. А вот на иеромонаха Серафима Вы зря грешите, потому как он и читал, и анализировал, в противном случае, не давал бы столь развернутую (с цитатами) православную оценку этому произведению.//
  
  Я смотрел то, что мистер Роуз написал о Сведенборге. Для меня совершенно очевидно, что он изучал эти книги не сами по себе, но исключительно по вторичным, а то и третичным источникам. Причём источникам крайне, как бы помягче это сказать -несколько недостоверным. Вот вам несколько примеров:
  
  1) Мистер Роуз пишет - "Сведенборг с детства практиковал одну форму медитации, включающую расслабление и полное сосредоточение, со временем он начал видеть во время медитации пламя, которое он доверчиво принимал и объяснял как знамение "одобрения" его мыслей."
  
  Из вышесказанного совершенно автоматически следует вывод, что Сведенборг, дескать, с самого детства уже занимался оккультными практиками, в частности медитацией, в результате чего "напросился" на экстраординарные видения.
  
  Так вот, в основание этой "концепции", вроде бы, положены даже некие реальные факты, заимствованные из литературы.
  В частности, действительно, Сведенборг упоминал, что в детстве, во время молитвы, у него случались иногда задержки дыхания, во время которых он ощущал определённое "внутреннее", или же духовное дыхание в себе, и смысл тогда с ним происшедшего ему открылся лишь на склоне лет, вместе со многим остальным, когда то стало угодно Господу. И всё. Ни о какой такой регулярной практике медитаций, или каких-либо иных занятий речь даже не заходила. Тем более, продолжающихся всю его жизнь. Наоборот, все 45 лет своей жизни Сведенборг был исключительно позитивстски настроенным учёным, интересовавшимся исключительно предметами рациональными, натурфилософскими и физиологическими. Его религиозность ограничивалась лишь сохранившейся с детства верой в Господа, как Творца и искупителя, глубокой внутренней склонностью к исполнению заповедей христианской верой, и более-менее регулярным посещением богослужений, исполнением обрядов, и регулярными повседневными молитвами, т.е. совершенно не выходила за рамки обычной позитивной веры благочестивого прихожанина. Он не только всю свою жизнь не пытался заниматься церковной, или же околоцерковной активностью, но и глубоко сторонился любого мистицизма, во всех его проявлениях. Когда его, потом уже, спрашивали, читал ли он, к примеру, Якова Бёме, он отвечал, что не читал (что было совершенно невероятно для любого хоть мало-мальски мистически настроенного европейского интеллектуала того времени), и что наоборот, провидением Господним, он всю жизнь был удерживаем от чтения подобной литературы, дабы она не оказала влияния на его сознание. Как мы видим, Сведенборг был всю свою жизнь настолько далёк от любого мистицизма, оккультизма и теософизма, насколько это вообще было возможно для человека его времени. И именно об этом свидетельствуют все источники, в которых его жизнь была так или иначе описана, а, на самом деле, жизнь Сведенборга была задокументированна гораздо подробнее, чем жизнь 99 процентов всех его современников.
  Из вышесказанного вы уже можете видеть всю добротность и правдоподобие "фактов", излагаемых мистером Роузом в его опусе о Сведенборге. Но пойдём дальше.
  
  2) Вот ещё, что пишет мистер Роуз по этому предмету: "Наконец духи стали являться ему в состоянии бодрствования. Впервые это произошло во время его поездки в Лондон; переев однажды вечером, он вдруг увидел черноту и ползающих по телу пресмыкающихся, а затем человека, сидящего в углу комнаты, который сказал лишь: "Не ешь столько", - и исчез в темноте. Хотя это явление и испугало его, он считал его чем-то "хорошим", потому что ему был дан моральный "совет". Затем, как он сам рассказывал, "в ту же ночь тот же человек явился мне снова, но теперь я уже не был испуган. Потом он сказал, что он - Господь Бог, Создатель мира и Искупитель, и что он избрал меня, чтобы объяснить мне, что я должен написать по этому вопросу; в ту же ночь мне были открыты - так что я полностью убедился в их реальности - мир духов, Небо и ад... После этого Господь открывал, очень часто днем, мои телесные очи, так что среди дня я мог смотреть в другой мир, и в состоянии полного бодрствования общаться с ангелами и духами".
  Из этого описания совершенно ясно, что Сведенборг был открыт общению с воздушным царством падших духов и что все его последующие откровения происходили из того же источника. "Небо и ад", которые он видел, также были частями воздушного царства, а записанные им "откровения" - это описание его иллюзий, которые падшие духи в своих собственных целях часто производят для легковерных. Взгляд на некоторые другие произведения оккультной литературы покажет нам и другие стороны этого царства."
  
  Тут, как видите, развивается тема о том, что Сведенборг, дескать, напрашивался, напрашивался, и наконец напросился. Так вот, каким образом Сведенборг "напрашивался", я уже показал. На самом деле, то, что произошло с ним в Лондоне, куда он приехал издать свою очередную чисто научную работу, не помышляя ни в малейшей мере ни о каких медитациях, оккультных или же спиритических сеансах, и вообще, совершенно ни в малейшей мере не обуреваемый ни малейшими мистическими настроениями, он сам, своими словами, описал следующим образом. Однажды, набегавшись по делам издательства, он пришёл пообедать в таверне, где для него держали отдельную комнату (он был, естественно, как глава дворянской фамилии и член дворянского парламента Швеции достаточно состоятелен). Будучи очень утомлённым, он почувствовал необычайный голод, и съел, по его понятиям несколько больше обычного (как правило, он был очень умерен в еде). Неожиданно в глазах у него потемнело, и он на какое-то время ослеп. Когда зрение к нему вернулось, он увидел, что вся комнат озарена странным зеленоватым светом, а по полу ползают разного рода гады и насекомые. Естественно, что он пришёл в ужас, от того, что увидел. Затем в угу комнаты воссиял свет, и ему явился человек в багрянице на троне, который ему приказал не есть так много, ибо его сегодня ожидает необыкновенное посещение. Затем он снова ослеп на какое-то время, а когда зрение вернулось к нему, всё исчезло. Он вышел из таверны совершенно объятый ужасом, не зная, что и думать по этому поводу.
  Вот, представьте себя на его месте - вы всю жизнь были просто позитивистски настроенным учёным, никогда в жизни ни сном, ни духом не соприкасались ни с какой мистикой, и вдруг с вами случается нечто подобное! Никакой экзальтации и восторга, естественно, кроме совершенного ужаса от происшедшего старый учёный не испытывал, и не мог испытывать. Он тогда ещё и не подозревал, что помимо всякого его участия, у него, на самом деле, попущением Господним, в тот момент просто открылось внутреннее, духовное зрение, и он видел комнату уже не телесными, а духовными очами. Видел, в частности, не осознавая этого, что неумеренный телесный аппетит духовно представительствуется, как раз, разного рода ползучими гадами и насекомыми (подобные представительства духовные, кстати, и многие из тех же прозорливых старцев, в том числе и православных, видели, и никто их из-за этого в оккультизме обвинять не спешит). Видел он также и Ангела господнего, посланного предупредить его о необходимости воздержаться, и именно в этот день, от погружения в плотскую похоть к излишней, избыточной еде. Описаниями подобного рода внезапных видений вся святоотеческая литература буквально переполнена, и никто этого прозорливцам в вину не ставит, а совсем наоборот.
  Итак, обуреваемый ужасом учёный спешит домой (вернее в снимаемые им комнаты), и погружается в единственное, что его отвлекает от всех проблем и забот мира - в свою научную работу. Он работает много и допоздна, стараясь не думать о том, что с ним случилось. Смысл происшедшего днём для него раскроется несколько позже, когда он решит отойти ко сну. Всё происшедшее им той ночью, было им, затем описано следующим образом:
  
  "Спустя полчаса я услыхал над головою стук, после чего я испытал, при продолжающемся шуме, сильное потрясение с головы до ног. Мне показалось, будто надо мной находится нечто священное, потом я уснул. Примерно между 12 и 2 часами по мне снова пробежала дрожь с головы до ног, причём слышался такой шум, как если бы столкнулось множество ветров. Это привело меня в сильнейшее сотрясение и повергло ниц. В то мгновение, когда я был сброшен, я был в полном сознании, и видел, что сброшен, и дивился, что бы это могло значить. И, затем, я заговорил, как если бы слова извне были вложены в уста мои, и я произнёс: "О всемогущий Иисус Христос, то, что Ты, по Твоей великой милости, соизволяешь явится к столь великому грешнику, делает меня достойным твоей милости!" - Я сложил свои руки, и тогда показалось рука, которая крепко охватила мои руки - "Ты обещал оказывать милость всем грешникам, Ты не можешь не сдержать Своего слова!" И в то же мгновение я уже был на Его Лоне, и видел Его лицом к лицу, и это был облик со святейшим выражением, которого нельзя и описать. Облик Его был совершенно такой же, какой носил Он живя в мире."
   Затем Господь заговорил со Сведенборгом, и спросил его, имеет ли он "Сертификат здоровья" ("Сертификат здоровья" (sundhetsbetyg (шв.)) - это документ, выдаваемый соответствующими чиновниками команде судна при оставлении кораблём порта). Сведенборг ответил Ему: "Господи, ты знаешь это лучше, чем я". "Хорошо, тогда начинай" - ответствовал Господь. И затем Он произнёс нечто, что Сведенборг истолковывал позднее как "Люби Меня подлинно", или как "Делай то, что пообещал". На что тот отвечал: "О, Боже, даруй мне благодать для этого! Я уразумел, что это выше моих сил!" После чего Сведенборг проснулся, содрогаясь.
   Размышляя в полусне о случившемся с ним только что, он думал с изумлением: "Что это всё могло бы значить? Был ли это Христос, Сын Божий, Тот, Кого я увидел?" Он осознавал, что было бы величайшим грехом впасть в сомнение. "Но ведь нам заповедано испытывать духов?" - думал он. Сведенборг начал просматривать всю свою прошлую жизнь, как он был очищаем и приуготовляем, как он пал на лице своё, и как слова молитвы были вложены в уста его. И затем - "я уразумел, что ко мне явился Сам Сын Божий, нисшедший в таких громах, Кто поверг меня ниц против воли моей, и вложил мне молитву в уста мои; после чего я воскликнул: "Это был сам Иисус!" И затем я молился о благодати и любви, ибо это было дело Иисуса Христа, а не моё собственное. При этом я постоянно обливался слезами, не слезами печали - но слезами счастья и радости, оттого, что Господь наш соизволил явить благодать Свою такому недостойному грешнику как я".
  
  После этого происшествия Сведенборгу срезу же ещё отнюдь ничего не было открыто. Потрясённый происшедшим, старый учёный оставил совершенно светские науки, и предался скрупулезному изучению Святого Писания, изучая его в языке подлинника. И лишь по мере изучения Писания Господь, своим внутренним наитием, постепенно открывал внутренние начала его духа. Открывал именно посредством Писания, и никаким иным образом. Как писал об этом позже сам Сведенборг:
  "Я свидетельствую по истине, что Господь явил Себя мне, своему служителю, и повелел мне исполнить эту службу (получить учение для Новой Церкви и опубликовать его); что Он затем открыл глаза моего духа, и, таким образом, ввел меня в мир духовный, позволив мне увидеть небеса и ады и, соответственно, общаться с ангелами и духами, и это всё в продолжении многих лет. Я также свидетельствую, что от первого дня моего призвания я не получил ничего, относящегося к учению этой Церкви, ни от какого ангела, но лишь от Господа Единого, в процессе чтения Слова." ( Истинная Христианская Религия Љ 779)
  Т.е. что получение дара видения потустороннего мира было лишь ПОБОЧНЫМ следствием Господнего Дара внутреннего, духовного зрения, полученного Сведенборгом для обретения откровений из Священного Писания, что этот дар был получен именно от Господа, для определённого духовного служения, а не посредством каких-либо, самим Сведенборгом приобретённых практик оккультного и теософского характера.
  
  Как видите, реальные факты несколько отличаются от их "интерпретации", изложенной в книге Роуза. Опять же, я не думаю, что сам Роуз ответсвеннен за эти "вольные интерпретации" и весьма злонамеренное искажение истины. Просто он, как и многие до него, понадеялся на "источники", написанные людьми, хорошо ведавшими, что они творят. Обо мистер Роуз был компилятором, собиравшим и систематизировавшим сказанное другими. Возможно, православную патристику он и знал досконально, но вот во всех иных предметах излишне полагался на вторичные источники, что его часто и подводило. То же самое, кстати, можно сказать и об Александре Мене, который вполне заслуживает доверия, когда рассуждает о лично ему знакомом, но часто выглядит совершенным дилетантом, когда берётся рассуждать о вещах им лично никогда не исследовавшихся, о том же буддизме, к примеру.
   Но вышеприведенное попросту лишний раз показывает, насколько надёжным и заслуживающим доверия источником по книгам Сведенборга может быть обсуждаемый опус досточтимого мистера Роуза.
  
  3) Или, вот ещё к примеру, достойный упоминания пассаж: "Два века тому назад Эммануил Сведенборг так подытожил "духовность" верящих этому: "Мне было позволено насладиться не только радостями тела и чувств, подобно живущим на земле, но также позволено насладиться такими восторгами и радостями жизни, какие, я уверен, никто никогда не испытывал во всем мире, которые превыше и изысканнее всего, что можно вообразить и во что можно поверить."
  
  Откуда он взял сию "цитату" мистер Роуз заботливо умалчивает (он вообще не очень затрудняет себя ссылками на первоисточники приводимых им "цитат", откуда уже со всей ясностью видна вся научная ценность его изысканий, а также и его полная зависимость от "источников", что называется "седьмая вода на киселе") Единственный источник, где Сведенборг говорит о радостях небесных (как раз о мирских "радостях тела и чувств" он не говорит в положительном смысле нигде и никогда), это пассажи, вроде нижеприведенных:
  
  "Начав подкреплять доводы эти примерами опыта для лучшего объяснения истин, излагаемых на основании одних отвлеченных начал, сделаю и здесь то же и скажу несколько слов о тех небесных усладах или радостях, в которые превращаются утехи природные, земные для людей, живших здесь в небесной любви. Кто любил Божеские истины и Слово внутренним влечением, или по одной любви к истине и ради ее, тот в том мире живет среди яркого света в местах возвышенных, как бы на горах, под вечным сиянием небесного света, не зная вовсе наших потемок или ночного мрака. У них и вечная весна, и им вокруг представляются нивы, жатвы, виноградники. В жилищах их каждая вещь блестит и сияет, как ценные каменья; окна просвечивают, как хрусталь. Таковы утехи зрения их, но они внутренне превращаются в усладу духовную по соответствию с божественно небесными предметами; чтимые и любимые истины Слова отвечают жатвенным нивам, виноградникам, ценным каменьям, окнам и хрусталю. Далее те, что учение церкви по Слову тотчас прилагали к делу, поступают в самые внутренние небеса, или тайник небесный (intimo coelo), и более других пребывают в усладе мудрости. Во всех предметах они видят Божественное начало, они видят и сами предметы, но в то же время соответствующие им Божеские начала влияют на дух их и наполняют его блаженством, поражающим все чувства их, почему в глазах их все будто улыбается, играет и живет (см. н. 270). Кто любил науки и через них возделывал умственные способности свои, обогащая таким образом разум свой, и притом признавая Божественное начало, у того наслаждение наукой и утеха разумом на том свете превращаются в усладу духовную, в познание благ и истин. Такие духи живут в садах, где цветники и луга красиво распределены и окружены рядами деревьев, образующих крытые ходы и гульбища; деревья и цветы ежедневно изменяются. Вид всего этого служит утехой для духа вообще, а разнообразие в частностях беспрестанно обновляет это удовольствие. Как все явления эти отвечают началам Божественным, а любующиеся ими обладают наукой соответствий, то они и наживают всегда новые познания, чем совершенствуется духовный рассудок их. Все радости и утехи эти даются им потому, что сады, цветники, лужайки, клумбы и деревья отвечают науке и познаниям, а затем и разумению. Кто по убеждению все относил к Божеству, а природу сравнительно почитал мертвой и только орудием для достижения духовных целей, тот пребывает в свете небесном, и все видимое им при этом свете сияет. В этом блеске видятся все цвета и оттенки света и с усладой немедленно поглощаются внутренним зрением наблюдателей; вся домашняя утварь их как бы алмазная и разливает такой же свет. Мне сказано, что и стены палат их будто хрустальные, светлые и прозрачные, а внутри их являются как бы текущие представительные образы небесных предметов в бесконечном разнообразии. Все это основано на том, что прозрачный блеск отвечает просвещенному от Господа разуму, с устранением всякой тени от природной веры и любви к природному. Теперь понятно, почему говорилось о посетивших небеса, что они видели никем не виданное, слышали (по данному им постижению Божественности явлений этих) то, что покуда ничье ухо не слыхивало. Кто ничего не делал скрытно, а всегда желал, чтобы все помыслы его были гласны, насколько жизнь гражданская это допускает, тот за то, что мыслил по-Божески, об одном прямом и правом, является на небесах с лицом, сияющим от света, и в лице его свет этот являет все чувства и мысли, так сказать, в образе. В речах же и действиях своих люди эти как бы сами являются образами любви и чувств своих; таких людей любят там более прочих. Во время речи их лицо их несколько помрачается, но зато после все, что было высказано ими, является на лице их в полной ясности своей. Все, что окружает таких духов, отвечает состоянию внутренних начал их и является в таком виде, что всякий ясно постигает значение и знаменование этих предметов. Духи, которые в жизни любили действовать скрытно, бегают от первых, едва завидя их, и, кажется, будто уползают от них, как змеи. Кто считал разврат (adulterium) скверностью и жил в непорочном супружестве, преимущественно перед прочими обретается в порядке и в образе небес, а потому и в полной красоте и вечно юношеском возрасте. Наслаждения любви его невыразимы и растут во веки веков: на эту любовь влияют все услады и утехи небес, ибо она исходит из союза Господа с небесами и церковью и вообще из союза благ и истин; союз же этот образует небеса как в целом, так и в частности в каждом ангеле (н. 366-386). Внешние наслаждения подобных духов таковы, что их словами описать невозможно. Вот, для примера, немногое о соответствии наслаждения духов, живущих в небесной любви" (О Небе и об аде, номер 489)
  
  Как вы полагаете, мог ли вышеприведенный отрывок быть внушен ему злыми духами? И если да, то укажите тогда пожалуйста, где же именно здесь проявилось их злокозненное влияние.
  
  В общем, подобных примеров я там могу наскрести и ещё гораздо больше. Но уже из вышесказанного, как мне кажется, совершенно видна добросовестность подходов, проявившихся в этой статье мистера Роуза.
  
  Ещё менее добросовестны его "оценочные" категории. Фразу " Его описания невидимых сфер разочаровывающе приземлены; в общем же они согласуются с описаниями, которые можно найти в большей части оккультной литературы.", учитывая приводимые им ниже "доказательства", с тем же успехом можно было бы применить и ко многим святоотеческим православным описаниям потустороннего мира. Возьмите те же "Мытарства Блаженной Феодоры". Ведь там те же "разочаровывающие приземлённые описания" (по терминологии Роуза) - святой Василий имеет вполне телесно осязаемый дворец с необыкновенным садом. Ему в этом дворце служат слуги, во дворце полно вполне осязаемых вещей и т.д.
  При этом Роуз забывает упомянуть (или, скорее, просто не знает, всвязи с полным незнакомством с описываемым им предметом), что все эти дворцы, сады, и т.д. на небесах есть лишь изобразительностями и соответствиями внутренних духовных начал у Ангелов, и что они не материальны и предметны, а чисто субстанциональны.
  Впрочем, боюсь, что понятие, в чём именно заключается разница между материальным и субстанциональным, было бы для мистера Роуза чересчур абстрактным предметом, при всей духовной возвышенности его суждений и оценок.
  Заявления же типа: "История контактов Сведенборга с невидимыми духами, подробно описанная в его объемистых "Дневнике сновидений" и "Духовном дневнике" (2300 страниц), в точности соответствует описанию общения с воздушными демонами, сделанному епископом Игнатием." и неточны (ибо Дневник Сновидений вообще не содержит никакой информации о контактах с духовным миром - контакты начались несколько позднее), и совершенно бездоказательны. Не приведено ни единого конкретного примера, который бы показывал сравнительное совпадение опыта Сведенборга и описаний епископа Игнатия. Здесь, опять же, или Роуз некритически опирается на какой-то другой источник, которого он не перепроверял (не приводя при этом ни малейшей ссылки, дабы читатель мог сверить информацию), либо вообще даёт огульную оценку, сверяя с описаниями епископа не собственно первоисточник, а чьё-то "изложение" оттуда. А каково качество источников с "изложениями", на которые опирается в своём труде Роуз, я уже выше показал достаточно ясно.
  
  В общем, дело, конечно, чисто ваше. И если вас, после всего, что я показал, мистер Роуз продолжает устраивать в качестве источника информации о Сведенборге, а также вы продолжаете полагать это достаточным основанием для навешивания на него ярлыка "оккультиста", то, опять же, мне остаётся лишь развести руками, и предоставить уже лишь Единому Господу выносить дальнейшее суждение на этот счёт.
  
  Я ведь совсем не призываю вас там бросить всё и приступить немедленно к изучению этого Откровения, или же, скажем, стремлюсь вам вынести какое-нибуть там "осуждение" за то, что у вас нет желания этим заниматься. Тут уж воля ваша, и как вам даст Господь - будет на то Его воля, то захотите, не будет - значит таково Его святое провидение на ваш счёт. Тем более, что согласно моей вере вы вовсе не обречены к погибели лишь за то, что не входите в круг моего церковного общения, ибо по моей вере - все конфессии христианские есть лишь члены единой Господней Церкви, и в каждой из них Он действует Своим спасением, и дарует свою Благодать. Я лишь прошу вас быть поосторожнее с развешиванием ярлыков подобного рода, особенно если вы не весьма знакомы с предметом, а также и быть несколько разборчивее в выборе источников для своих суждений.
  Я понимаю, что нельзя объять необъятного, и что вам не обязательно разбираться во всём, и что вы, в любом случае, так или иначе будете зависеть от тех или иных экспертов, или претендующих на звание таковых, в вопросах, которые не входят в круг ваших непосредственных интересов. Но, всё же, будьте осторожнее с источниками, которые подменяют отсутствие строгого научного подхода к вопросу излишней безапелляционностью суждений. И если вы не имеете стопроцентной личной уверенности в непогрешимости вашей информации по предмету, то не лучше ли, в таком случае, воспользоваться советом, который, по совершенно аналогичному поводу высказал когда-то мудрый старый фарисей:
  
  "И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками." (Деяния 5:38, 39)
  
  С искренним уважением, Александр
  
  Здравствуйте, Тимофей!
  
  //Однако суть дела даже не в анализе его трудов иеромонахом Серафимом (Роузом), а в тех предостережениях святых отцов, касающихся общения с миром духов, которые я Вам частично процитировал, а Вы похоже не вняли//
  
  Уж прошу у вас извинения покорнейше, но как же так "суть дела даже не в анализе его трудов иеромонахом Серафимом"? Ведь по сей момент именно этот самый "анализ" приводим был в качестве наивернейшего доказательства оккультной зловредности книг, подписанных именем Сведенборга (где, кстати, стоит - "ЧЕРЕЗ Эммануила Сведенборга, слугу Господнего" т.е. сам Сведенборг отнюдь не претендовал на личное авторство всего, там написанного), и когда мне, с помощью Господней, удалось показать какого качества этот самый "анализ", то вдруг оказывается, что дело уже отнюдь и не в нём.
  А ведь и в нём тоже. Если Сведенборг был столь уж очевидно "в прелести", то непонятно, зачем же тогда подгонять факты? Казалось бы, приведи их как они есть, сами по себе, и ничего уже подтасовывать не потребуется - факты всё сами за себя скажут (Вот ту же Блаватскую - там и подтасовывать ничего не нужно - только изложи факты правдиво и в порядке - и всё становиться ясным как божий день. Да и биографии её не нужно, достаточно лишь книжки её сами по себе почитать, и здравому уму лучшего доказательства и не нужно).
  Ан нет. Ведь мистер Роуз на этом поприще отнюдь не первый, и, к сожалению, отнюдь и не последний. Какой только напраслины за последние два века на Сведенборга не возводилось с разных сторон, вместо спокойного и рассудительного анализа Учения, изложенного в его книгах. Из курьёзных, к примеру, можно назвать утверждения, что Сведенборг, дескать, был главой шведского масонства. Причём клеветников не останавливал даже тот факт, что шведское масонство возникло лишь через три года после смерти Сведенборга, и его бессменным главой всегда был сам шведский король.
  Но есть ведь и куда более тонкие попытки. Взять, к примеру, ту же знаменитую "Биографию" Сведенборга, написанную Вл. Соловьёвым. Она ведь выглядит вполне научно и беспристрастно, но, как гласит известная поговорка - "дьявол всегда скрывается в деталях". Наиболее яркий пример этой крайне изощрённой фальсификации - это приведенная там "выдержка" из книги Сведенборга "Тайны Небесные", которая очень талантливо мимикрирует под его подлинные тексты (оставляя, тем не менее, при этом, у незнакомого с предметом читателя ощущение какой-то как бы подсознательной гадливости по отношению к текстам Учения), и которой, при более тщательном поиске, в Учении попросту не существует!!!
  А вы говорите, что дескать "не суть". И ещё как "суть" :)
  Теперь по поводу, "предостережений святых отцов, касающихся общения с миром духов". Кто ж будет спорить против правильности этих самых предостережений. Совершенно верные, правильные и полезные предостережения. В книгах Учения, данного через Сведенборга, тоже немало подобного рода предостережений.
  И здесь лучшим доказательством послужит свидетельство, извлечённое из книг самого Учения, которое лучше, чем любые рассуждения на эту тему наглядно показывает его позицию по данному вопросу:
  
  "Ныне редко дозволяется говорить с духами, потому что это опасно, ибо тогда духи знают, что они находятся в человеке, а когда они не говорят с ним, то они этого не знают; злые же духи таковы, что питают к человеку смертельную ненависть и ничего большего не желают, как погубить его с телом и душой, что и удается им над теми, которые до того увлекаются фантазиями, что лишают себя удовольствий, свойственных природному человеку. Люди, ведущие уединенную жизнь, слышат иногда, и без опасности, духов, разговаривающих с ними; но эти духи от времени до времени удаляются Господом от человека, чтобы они не знали, что находятся у него; ибо духи большей частью не знают, что кроме того мира, в котором они живут, есть еще другой, а следовательно, что есть еще и люди где-нибудь. Вот почему человеку запрещено разговаривать с ними; в противном случае они бы это узнали. Люди, которые много думают о предметах веры и до того ими постоянно заняты, что как будто видят их внутри самих себя, также начинают слышать духов, разговаривающих с ними; ибо мысли о вере (religiosa) таковы, что когда человек постоянно предается им, не разнообразя их другими земными занятиями, то мысли эти проникают в его внутренность, поселяются там и овладевают всем духом человека; затем проникают в духовный мир и действуют на духов. Такие люди - духовидцы и исступленники (visionarii et enthusiastici), принимающие всякого духа, который говорит с ними, за Святого Духа, меж тем как это только какой-нибудь восторженный дух. Такого рода духи, принимая ложь вместо истины, убеждают себя в том, что эта ложь есть истина, и такое убеждение передают тем, которые, сообщаясь с ними, подпадают под их влияние; а как эти духи стали тем же путем внушать зло и люди стали их слушаться, то они были постепенно удалены. Восторженные духи отличаются от других тем убеждением, что они сами Святой Дух и что все их изречения Божественны; эти духи не вредят человеку, потому что он оказывает им Божественное почитание. Я даже иногда говорил с этого рода духами, и тогда открылась мне вся мера нечестия, внушаемого ими своим почитателям; они живут вместе с левой стороны, в пустыне." ("О небесах и об аде" н. 249)
  
  Как видите, практически то же самое, что и отцы говорят. :)
  
  Только - ведь не АБСОЛЮТНО ВСЕ же случаи такого общения от лукавого. Возьмите того же Павла - ведь его случай под критерии отцов элементарно подвести можно. Недаром и апостолы к его обращению сначала так настороженно отнеслись. Откуда и следует, что, как сам Павел советовал (думаю, на основании своего собственного горького опыта), в той цитате из его послания, которую я уже выше приводил, что не следует угашать духа - но всё нужно испытывать, и, испытав должным образом, хорошего держаться.
  В отношении же случая Сведенборга, то, опять же, определяющим в этом случае есть не собственно откровения о посмертном бытии человеческом (о смысле ниспослания которых Господом, кстати, в этих книгах ("О небе и об аде" н. 1) сказано было, что они были ниспосланы "в той надежде, что невежество просветится и неверие уничтожится", ибо "ныне человек церкви едва ли что знает о небесах и об аде и о жизни своей после смерти, хотя обо всем этом писано в Слове. Даже многие принадлежащие к церкви всё это отрицают, говоря себе: кто оттуда приходил и рассказывал? Но чтоб эта наклонность к отрицанию, преимущественно свойственная многоученым мира сего, не заразила и не испортила простых сердцем и простых верой, мне дано было в течение 13 лет быть вместе с ангелами, говорить с ними, как человеку с человеком, и видеть, что происходит на небесах и в аду"), а откровения о внутреннем, или же духовном Господнем Слове, содержащемся, скрыто от взора человеческого в его буквальном смысле.
  И вот это-то откровение, как раз, может быть проверено и испытанно по самому надёжному источнику - а именно по самому же Священному Писанию. И тут, в книгах подписанных именем Сведенборга, не предлагается некое "новое" откровение, а лишь даётся духовное истолкование уже имеющегося откровения, истолкование вполне в духе традиции тех же отцов, только гораздо более полное и совершенное, ибо здесь Сам Господь нисшёл, дабы даровать людям то, что Он обещал (пророчествами) ещё во время Своего Бытия в мире - а именно Своё явление в Духе Истины, когда в мире помрачиться вера, и Церковь христианская станет у края пропасти, в преддверии своего окончательного истребления.
  
  И если уж Сам Господь протягивает верующим в него, тем, кто причисляет себя к Его Церкви, Божественную Длань Своего спасения, и Своей Божественной помощи, а причисляющие себя к Его Церкви руку эту, не испытав, и не исследовав, по плодам, отвергают не разобравшись, называя это "прелестью", то вина ли Господа будет в последствиях отвержения такого? Не думаю. Не зря ведь Он сказал иудеям, по совершенно аналогичному поводу:
  
  "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь." (Иоанн 5:39)
  
  В конце-концов, опять же вспоминая притчу о талантах, не для украшения же Господь дарует человеку разум и познания в писаниях, а также почивает в нём Святым Духом, и одаривает его Благодатью Своею, чтобы человек отказывался воспользоваться этим всем как раз в тот момент, для которого Господь всё это в нём и приуготовил.
  Ибо чем тогда человек будет перед Господом оправдываться в день Страшного Суда своего? Тем же, чем тот лукавый раб из притчи?
  
  Правда, как сказано в самом же Учении, откровения о потусторонье для многих из живущих окажутся крайне сложным камнем преткновения, ибо:
  
  "Все, что в этом сочинении сказано о небесах, о мире духов и об аде, покажется темным для тех, кто не находит удовольствия в познании истин духовных, но ясным для тех, кто находит в этом удовольствие, и в особенности для тех, кто любит (sunt in affectione) истину ради истины, т.е. за то, что она есть истина, ибо все, что человек любит, входит вместе со светом в понятия духа его, в особенности же когда любимый предмет - есть истина, ибо всякая истина есть свет" (О небе и об аде н. 603)
  
  Но, в конце-концов, Учение в себе содержит немало книг, сосредотачивающихся исключительно на богословских предметах, которые можно поверять, с молитвою к Господу, в духе рационального осмысления Писания. Ибо Господь милосерд, и хочет от людей не преткновения, а наоборот - исцеления и возрождения духовного. И для всякого, кто только захочет испытать это Откровение в духе любви и истины, приуготовил соответствующие средства.
  
  В отношении же догматической стороны учения, то, в своё время, враги истины инициировали, ещё при жизни Сведенборга, инквизиторский процесс в Швеции. Там тоже было немало попыток клеветы и подтасовок, но шведский король позаботился о том, чтобы процесс прошёл максимально честно и справедливо. К процессу были подключены ведущие кафедры богословия в известнейший университетах, и, поверьте мне, что в общей атмосфере недоброжелательства, если б удалось найти в тех книгах хоть малейшую ересь, и несоответствие основам Писания, то это раскрутили бы на полную катушку. Но - к величайшему сожалению врагов истины, ничего доказать так и не удалось. Налицо было расхождение Откровения с канонизированными традицией богословскими мнениями, но не было найдено очевидных противоречий собственно Писанию.
  
  Так что, как видите, отнюдь не зря оппонентам Учения, для его дискредитации, приходится постоянно прибегать ко лжи, передергиванием и клевете разного рода. Ибо иначе доказать, что здесь наличествует некая "прелесть" попросту невозможно.
  
  С искренним уважением, Александр
  
  
  PS И ещё о плодах, по которым судят:
  
  1. Перед кончиной Сведенборг принял причастие от священника, и когда тот, перед причастием, спросил его, не желает ли он, в свете скорой встречи со Всевышним, отказаться, или же покаяться в чём-либо, из сказанного в его сочинениях, Сведенборг с твёрдостью отвечал, что перед лицом Господа он свидетельствует, что им не было там сказано не одного слова лжи или же обмана.
  
  2. Перед кончиной Сведенборга посетил ряд его друзей, многие из которых просили его, в преддверии смерти, и перед лицом близкой встречи с Создателем, подтвердить или опровергнуть истинность того Учения, которое было изложено им в его книгах. Всем им Сведенборг отвечал с одинаковой твёрдостью:
   "Мною не написано ни одного слова лжи, я всегда говорил только правду. Если вы по-прежнему останетесь верны Господу, и пребудете всегда в служении Ему Единому, отвергая всяческое зло, как грех против Бога, и если вы будете снискивать и желать исключительно Слова Божьего, которое я призываю здесь в свидетели того, что всё сказанное мною, от первого и до последнего слова, пребывает в согласии с Божественной Истиной, то и вам также откроется истинность всего того, что сказано было в моём учении. Как несомненно то, что вы видите меня сейчас своими глазами, так несомненна и истинность всего того, что было мною написано. Я сказал бы вам и много более этого, если бы на то было соизволение Господне. Когда вечность примет вас, то вы сможете увидеть всё это уже своими собственными глазами, и тогда мы сможем обсудить с вами всё это до конца."
  
  3. Вся жизнь Сведенборга, всё его поведение с окружающими, совершенно не похоже на то, как ведут себя мошенники и прельщённые духами. Он никогда не искал власти, известности или же славы. Он никогда не создавал какого-либо тайного оккультного общества, и вообще не занимался никакой толпосгонятельской активностью. Он никогда не стремился разбогатеть, или иным каким образом использовать с выгодой свои книги. Он лишь публиковал их, за свой счёт, поначалу совершенно анонимно, и рассылал их известным теологам, епископам, и университетским кафедрам. Даже его причастность к этим книгам выплыла на свет совершенно случайно, и помимо его собственной воли.
  По сути, всю свою жизнь он был отшельником в миру, посвятившим всю свою жизнь служению истинам, сначала - природным, а после призвания - духовным, что гораздо сложнее, чем быть отшельником в ските. И всю свою жизнь он посвятил на служение людям и Господу, не ища и не имея от этого ни малейшей личной выгоды.
  Так что вся его жизнь, от первого и до последнего его дня, совершенно ясно свидетельствует против любых обвинений в "прелести".
  
  Это по поводу того, что "по подам их узнаете их".
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"