Несколько слов по поводу инаковости и инакомыслия.
Я наблюдаю определенный сдвиг в восприятии инаковости.
Мы можем забыть о том, что инаковость (других культур, языков, артефактов, ментифактов) в разные эпохи воспринимается очень по-разному и далеко не всегда - с открытым умом и сердцем, спокойно, дружелюбно и с интересом. Человек с интересом относящийся и к католицизму и к протестантизму, может совершенно терять из виду те жестокие религиозные войны, которые шли по всей Европе между католиками и протестантами. Восприятие инаковости, лично для меня, это определенная лакмусовая бумажка - если человек спокойно и с интересом относится к инаковости другой культуры и находит в этой инаковости столь много поучительнго и интересного.
Инаковость в семиотическом треугольнике "концепт-денотат-референт" является чистым знаком-референтом - в силу того, что референт относится ко множеству феноменов. Инаковая для нас и культура древнего Шумера, и древней Индии (она инаковая даже для современных индийцев), и французская парковая культура, и архитектура майя или ацтеков. Но вот отношение к инаковости нестабильное. На память приходит отношение к кибернетике у советских вождей. Кибернетика, как инженерная дисциплина, по идее, не должна была вызывать никакой отрицательной реакции, но до тех пор, пока Норберта Винера не "понесло в философию" и как только "верные ленинцы" почувствовали, что кто-то еще, кроме них самих, пытается объяснить мир, и не с позиций диалектического материализма, а с какой-то своей, альтернативной точки зрения, это запустило кампанию ненависти по отношению к кибернетике, которая получила получила клеймо "продажной девки империализма" и определенный шлейф восприятия, который затем сказывался на протяжении всей последующей истории СССР (что имело тяжелые последствия для всей советской микроэлектроники). Советские догматики почувствовали. что их монополия на мысль может быть кем-то оспорена и эта инерция мышления, а точнее, инерция восприятия, по отношению к кибернетике была преодолена с очень большим трудом.
Есть эпохи, когда инаковость в мышлении, речи, культуре, мировоззрении - это прямой путь к шельмованию, остракизму, тюрьме, забвению или к смерти, как в Варфоломеевскую ночь - просто за инаковость.
Если еще, условно говоря, 10 лет тому назад инаковость воспринималась спокойно и благожелательно, как что-то оплодотворяющее, как культурная диффузия на границе двух разных культур/языков/цивилизаций, то сейчас я наблюдаю разительную перемену в отношении к инаковости и инакомыслию - исключительную враждебность, непримиримость, агрессию, полное отсутствие даже попыток диалога, а вместо этого - снова установление "монополии" на мысль и слово. "Абсолютная истина принадлежит нам, те кто с этим не согласен - враги по определению". Не в первый раз мы это "проходим" в истории, но определенно маятник в отношении к восприятию иного и инаковости сместился со знака плюс или хотя бы нейтралитета в восприятии на знак "минус".
Инаковость (и инакомыслие) снова стали персонами нон грата.