Воспоминания Леонида Васильева.Часть 22.Не для женщин.
Нет это не дискриминация по половому признаку.Просто здесь я буду рассказывать о том,что женщинам малоинтересно.Было малоинтересно,вернее,в прошлом веке.
Сейчас возможно все уже иначе.Во всяком случае,сразу предупреждаю,-речь в этой части пойдет о футболе.О том футболе,который отрывал мужчин от дома и семьи и уводил куда-то,неведомо куда.Где они предавались дикому и нелепому,на взгляд большинства женщин,занятию,в обществе себе подобных .Правда,даже наиболе "одомашненные" из них припадали дома к телевизорам,во время трансляций игр и начисто выключались из сферы домашнего употребления на это время,что тоже большинству женщин радости не доставляло.
Так вот,22 июня 1941 года на новом республиканском стадионе в Киеве, должен был состояться футбольный матч между киевским "Динамо" и московскими армейцами. О том,что должен был быть такой матч и о том что он не состоялся из-за начала войны,я узнал только после окончания войны,когда стал увлекаться футболом.Начиналось мое увлечение футболом так же как и у большинства моих киевских сверстников,с дворовых игр. Играли мы тогда в футбол....консервной банкой из-за отсутствия футбольных мячей.Консервная банка не самый удобный спортивный инвентарь.Босиком с ней не поиграешь,а ботинки даже самые крепкие после таких игр начинали "просить каши",как было принято говорить,когда подошва отваливалась от верха.О реакции родителей на такие игры лучше не вспоминать.Башмаки,особенно детские,были едва ли не самой дорогой и дефицитной частью нашего гардероба.В ход,в качестве заменителей мячей, стало использоваться все,что можно было пинать ногами.Шили самодельные мячи,набитые тряпками,изготовляли из веревок,отбирали резиновые мячи у малышей.Все это мгновенно разваливалось и когда появились первые,кирзовые покрышки с камерами,стало намного легче.Кирза,которая использовалась для изготовления солдатских сапог,тоже была материалом непрочным.Резиновые камеры быстро лопались,но это уже были настоящие мячи и играли мы ими почти в настоящий футбол, на почти настоящем футбольном поле,заброшенного велотрека.Так нам казалось,до тех пор пока мы не начали ходить на настоящий стадион и не увидели настоящих футболистов.Они сразу стали нашими кумирами.
Все в одинаковой спортивной форме.В футболках с длинными рукавами,со спортивными эмблемами на груди и в сказочных трусах ниже колен,широких как запорожские шаровары. И все стриженные под "бокс" или "полубокс",самые популярные и практичные, в то время, стрижки. Для нас,начинающих болельщиков, даже фамилии футболистов звучали как песни-Идзиковский,Махиня,Балакин,Виньковатов,Лерман,Зубрицкий, Пономарев,Жилин,Принц,Дементьев.Даже просто произносить их вслух было удовольствием.А уж смотреть на их игру было удовольствием необыкновенным.Особым объектом поклонения и восхищения был знаменитый вратарь киевского "Динамо",единственной команды от Украины, в те годы участвовавшей в чемпионатах СССР, Идзиковский Антон Леонардович.Болельщики всегда переделывали фамилии футболистов на свой манер,вот и Идзиковского большинство болельщиков величало "Ицковским",что не удивительно.Ведь даже слово "матч" киевские болельщики произносили как "мачт" и я не уверен,что и сейчас некоторые так не говорят.Незадолго до войны на экранах кинотеатров появилась кинокартина "Вратарь",которую активно крутили и после 1945 года.Героем многих советских мальчишек стал кино-вратарь Кандидов.Но героем киевских пацанов был не Кандидов,а Идзиковский,который как я узнал впоследствии, и был по жизни реальным прототипом Кандидова.Имеются сведения,что снимался этот фильм в Киеве и участвовали в нем игроки довоенного киевского "Динамо".Идзиковский отличался какой-то особенной изысканой манерой поведения в воротах.К сожалению,он уже был в возрасте около 40 лет и вынужден был вскоре уйти из команды.На смену ему пришли другие вполне достойные вратари Зубрицкий и Макаров.
К ним быстро привыкли и полюбили.К тому же вратарь киевского "Динамо",кроме своих прямых обязанностей голкипера ,выполнял еще особые функции талисмана команды и болельщиков.Он защищал ворота в бессменой фуфайке зеленого цвета и большой кепке.И все знали,что если в киевских воротах видно зеленую фуфайку,значит на поле порядок.А кепка вообще была тогда непременным предметом экипировки вратарей,как ружье у часового.
Справедливости ради, нужно отметить,что и кепка и талисманы не очень выручали "Динамо".В команде,по вынужденной необходимости, собрались старые довоенные игроки,не игравшие в футбол во время войны.Многие из них (Махиня,Балакин,Дементьев,Гончаренко и др.) были на четвертом десятке лет.
И сколько бы не надрывались болельщики подбадривающими криками
--Паша,давай,давай жми,--когда Павел Виньковатов начинал свой стремительный проход по флангу,он не мог выжать для команды больше того,что может сделать один хороший крайний нападающий. "Динамо" ходило в аутсайдерах.В конце 40-х годов-в начале 50-х в команде появилась большая группа новичков.Они отличались не только своими необычными для Киева фамилиями- Юст, Товт, Сенгетовский, Годничак,Михалина, Коман,но и высокой техникой владения мячем,умением обводки и какой- то элегантностью ведения игры на поле.Старые кумиры были забыты и мы увлеклись новыми.Настоящие болельщики и поклонники "Динамо" собирались на матчах дублирующих составов.Эта традиция сохранялась долгие,долгие годы.Именно там,на играх киевского дубля,можно было увидеть настоящий футбол "от души",где каждый игрок был раскован и играл больше для игры,а не результата.Там можно было посмотреть новичков команды,которые сыгравшись вместе в дубле показывали лучшую игру и добивались лучших результатов,чем когда их поодиночке вводили в основной состав.Одним словом,мое поколение было более ярыми болельщиками дубля,чем основного состава команды.И дублирующий состав не обманывал наших надежд.Кроме красивой технической атакующей игры,дублеры показывали и фантастические результаты.Они выигрывали первенство дублирующих команд больше раз чем любые из их соперников по высшей лиге.Ну и еще один довесок в пользу более частого посещения игр дубля,заключался в том,что попасть на игру можно было бесплатно и собирались там только настоящие любители футбола,в отличие от матчей основного состава,куда ходить стало престижным занятием и где многие были просто случайными посетителями.Это не значит,конечно,что мы не посещали основные игры.Билеты покупали в редких случаях.Когда были деньги и когда попасть иначе было невозможно.Методов "проканать" на стадион было множество.Можно было просто попытаться проскользнуть в густом потоке входящих,можно было попытаться перемахнуть через забор,когда внимание милиции что ни-будь отвлекало.С каждым годом охрана стадиона усиливалась,но и толпы безбилетников,бродившие вокруг в поисках лазейки тоже изыскивали новые способы проникновения.Организовывались "прорывы",когда собравшись вместе толпа "пацанов" устемлялась на входные ворота,сметая на своем пути и милицию и билетеров.Конечно кое кого и ловили при этом,но большинство успевало удрать на трибуны.У меня был случай, еще на стадионе "Динамо",когда в компании друзей мы метнулись в щель межу землей и забором,пока милиционеры отгоняли таких же как мы рядом.Желая проскочить побыстрее,я прыгнул в щель ногами вперед и уже въехал за забор,когда прибежавший милиционер исхитрился ухватить меня за волосы.Положение было патовое.Он не мог вытащитьменя назад за забор,так как стоял на четвереньках и его рука,вцепившаяся в мои волосы,была втянута в щель под забором,а я не мог, даже при желании,сдвинуться вверх по откосу,тем более что ребята ухватили меня за ноги и тянули вниз.Естественно я орал нечеловеческим голосом,а за оградой уже собралась толпа в ожидании исхода поединка.Самым слабым звеном оказались мои волосы.Лишившись части из них,в качестве билета, я свалился вниз и благополучно посетил интересную игру.Опухшая в месте выдранных волос голова зажила познее и даже волосы отрасли новые.Была еще возможность смотреть на игру со склонов Черепановой горы,когда игры проходили на центральном стадионе им. Хрущева, но это было как то унизительно,да и видно поле на таком расстоянии было не лучшим образом.
Каждый раз,припоминая какой ни-будь момент из прошлого,я мысленно прошу прощения у потенциаального читателя за возможную ошибку или неточность.Что поделаешь,память не самый точный инструмент.Ругаю себя за то,что не вел заметок,да что теперь толковать об этом.Жаль только,что припоминая многие интересные детали,я вынужден отказываться от их изложения ,не будучи уверенным в их достоверности и опасаясь что ни-будь переврать.Конечно у тех, кого это интересует,есть возможность поднять архивные документы,полистать старые газеты,порыться в интернете.Но ведь моя цель не в повторении статистических данных,хронологических дат и данных зафиксированных документально.Я только хочу дополнить их некоторыми мелкими деталями прошлого,которые не вносили ни в какие документы.Например кличками,которыми болельщики награждали игроков или характерными репликами с трибун.Как я уже упоминал раньше,воссоздать частицу духа и колорита прошлого,которому был свидетелем.Кто сейчас знает,что в адрес одного из самых блестящих игроков киевского "Динамо" Михаила Комана трибуны скандировали
-- Коману стул в штрафную-намекая за его манеру "пастись" у ворот противника.Или что у великого Лобановского,кроме клички "Подсолнух",была еще в начале его карьеры и кличка "Балерина",за те хитроумные финты,которыми он обходил защитников.Или что проходы по флангу, одного из лучших нападающих "Динамо" 40-х годов,Павла Виньковатова постояно сопровождались выкриками с трибун
--Паша,флаг не снеси-за его неудержимые проходы до самого углового флага.
Но я хочу снова вернуться к игрокам с "нетипичными" для Киева фамилиями.
Они все приехали в Киев из Закарпатья.Многие из них плохо говорили и по украински и по русски.Это неудивительно,Закарпатье только-только вошло в состав Украины и состояло из земель принадлежавших ранее Венгрии,Чехословакии и Румынии.Футбол в этих странах был чрезвычайно распространен и популярен, и амбициозная закарпатская молодежь очень оказалась ко двору в "Динамо",как позднее и другие выходцы из этого региона,такие как Сабо,Турянчик и Медвидь.Они и принесли с собой тот атакующий стиль,которым долгое время отличалась киевская команда.Нам,болельщикам, это очень нравилось.Тренеры команды меняли стили и системы.Экспериментировали с расстановкой игроков на поле,искали более надежные варианты.А зрители и болельщики киевского "Динамо" хотели видеть красивую игру и атакующий футбол,хотели быть свидетелями забитых голов.Вот почему народными героями всегда были атакующие игроки,а не защитники,хотя все понимали что важны и те и другие.Вспоминая игры команды 40-х и 50-х,всплывают в памяти эпизоды игр,когда полностью доминируя на поле,прижав противника к воротам,вдруг неожиданно, динамовцы получали голы в свои ворота и проигрывали с крупным счетом,имея явное игровое преимущество..Особено характерно это было видно в играх с ведущими московскими командами "Спартак" и "ЦДКА".Они раньше других перешли к игре "от обороны" и подлавливали на контратаках команды, тяготеющие к наступательному комбинационному футболу,такие как "Динамо" Киев и Тбилиси. Болельщикам было обидно за любимую команду,но мы гордились тем,что невзирая на место в футбольной таблице,наши любимцы играют красиво,высокотехнично и в атакующем ключе.В чемпионатах страны участвовала команда вызывавшая всеобщее неуважение и даже презрение болельщиков.Команда называлась "Крылья Советов" из Куйбышева.У болельщиков для нее было другое прозвище "волжская защепка".Известна она была своим "антифутбольным" поведением на поле.Попросту говоря большую часть игры,все ее 11 полевых игроков играли в защите.Они организовывали оборону у своей штрафной площадки и отбивались всеми разрешеными,а иногда и неразрешеными способами. При такой системе,не забивая самим,но и не позволяя это сделать противнику, им удавалось удерживаться в высшей лиге,за счет самого большого количества ничьих.Правилами футбола это не запрещалось,но наблюдать их игру было просто противно.
Во второй половине 50-х в составе "Динамо" появляются игроки экстра класса-
Щегольков,Лобановский,Соснихин.Легендарные игроки,фамилии которых с восторгом произносили болельщики 60-х и 70-х и надеюсь не забыли и нынешние.Все были талантливы по своему.Все обладали превосходной техникой обводки и очень мрщными ударами со средней и длинной дистанций.Особенно выделялся Воинов.Он использовал любое "окно" в защите,чтобы нанести сильный и прицельный удар по воротам, издавая при этом воинственный клич..То же самое делали,при любой возможности и Биба ,Каневский и Сабо.Лобановский играл в связке с Базилевичем.Хитроумными финтами и дриблингом он проникал с мячем сквозь оборону противника и навешивал мяч Базилевичу,который обладая невероятной прыгучестью выигрывал верховые дуэли в штрафной площадке.Был еще один коронный финт у Лобановского,который вызывал бешенный восторг трибун.Он освоил подачу угловых с подкруткой,при которой мяч описывал в воздухе замысловатую траекторию.Сначала мяч летел высоко и параллельно воротам.потом вдруг резко сворачивал вбок и влетал в верхий угол ворот.Таким образом он ухитрялся забивать мячи прямо с подачи угловых ударов.Говорили,что такие удары назывались "сухой лист" и впервые их освоили бразильцы.Вполне возможно.Мы не имели возможности следить за играми бразильского чемпионата.Но зато мы их видели неоднократно в исполнении Лобановского.Когда он шел к с мячем в руках к угловому флагу,готовясь подать угловой,-стадион вставал и взрывался криками
--Лобан,гол!Давай гол!
"На Лобановского" специально ходили смотреть,как на концерт звезды оперы или эстрады,даже люди футболом обычно не увлекавшиеся.И даже женщины.
Вот написал и сам удивился.О чем это я?Ведь сам же написал ранее,что футбол был исключительно мужским занятием и увлечением.Выходит я был не совсем прав.Были уже и тогда женщины-болельщицы,фанатки футбола.Их было очень мало и они терялись в толпах мужчин,но они были.С одной такой фанаткой я даже имел счастье,а точнее несчастье,познакомиться лично.А если еще точнее,то тут вполне уместно употребить стандартное выражение-"испытал на своей шкуре".В 60-е годы я уже не пролезал в щели и не скакал через забор,чтобы попасть на матч,а ходил вполне легально по билету,а иногда брал годовой абонемент.Как правило на центральные трибуны на северной (если правильно запомнил расположение центрального стадиона по сторонам света)стороне,напротив правительственных лож.Конечно на южной стороне места были более удобные,там солце не светило в глаза,но билеты на эти сектора не пускали в свободную продажу.Их распределяли по райкомам,министерствам и пр. престижным организациям.Настоящих болельщиков и ценителей игры там было поменьше.Многие просто ходили на футбол потому,что это было престижно.Еще бы,неподалеку от них в правительственной ложе лично восседал болельщик Љ1 и главный спонсор "Динамо", Первый секретарь ЦК КПУ В.В.Щербицкий.Однажды мне предложил воспользоваться его абонементом мой шеф,бывший ответственный работник,сохранивший свои связи в "верхах".Я воспользовался этой возможностью.За моей спиной сидела дама средних лет и я обратил внимание,что у нее на коленях лежал зонтик с никелированным длинным наконечником.Дама очень бурно переживала перепетии матча .Она все время вскакивала,выкрикивала какие-то слоганы,давала советы игрокам,возмущалась судьей и веселила своим энтузиазмом и горячностью солидных соседей.Но для меня самое неприятное в ее образе "боления" было не то,что она постоянно в экстазе пинала меня руками и ногами и облокачивалась на мою спину,а то что она ухитрялась еще и ткуть меня своим зонтиком.А почти в конце первого тайма,когда наши забили гол,она издала дикий вопль и встав в классическую позу штыкового боя нанесла мне не менее классический удар в спину штыком,в смысле своим никелированным зонтиком.Пощупав грудь и убедившись,что удар был не сквозной я решил уйти и искать место поспокойнее,хотя шансов на это было мало,так как были заняты даже все ступеньки в проходах.Но тут мне повезло.Ко мне подошел наш зам. главного инженера и попросил обменяться местами в том же секторе,так ему нужно было что-то обсудить с моим соседом.Это была рука судьбы.Понятно,что я согласился с радостью.Уверенный в абсолютной выгоде такого обмена,я занял его место,которое оказалось тоже с подвохом,почему видимо его и уступил мне мой "благодетель".Это было крайнее место в ряду и при разбивке на него пришлась только половина положенного пространства.Я кое как умостился на нем,потеснив соседей.Но когда начался второй тайм,вылез наружу "подвох".Стоило в захватывающие моменты игры всему ряду единодушно привстать или даже просто вскрикнуть,как я тут же оказывался в проходе,на головах сидевших там зрителей,которые с негодованием забрасывали меня обратно,сопроводив парой тумаков вдогонку.
Дома я осмотрел свою спину и бока и убедился,что они покрыты синяками и выглядят как будто мне ставили банки.Ребра были целы,но больше я в "привелигированные" сектора не ходил.
Возвращаясь к Валерию Лобановскому,хочу еще раз подтвердить,что его игровая манера как нападающего была настолько своеобразна и оригинальна,что я не припомню кого либо другого,кто хотя бы близко к ней приблизился..В 60-е годы, появилась в "Динамо" новая когорта выдающихся футболистов, и такие блестящие тренеры,как Ошенков,Соловьев,Коман и, конечно же, Маслов.А успехи динамовцев в 60-е и 70-е годы были просто невероятные.В 1961 команда впервые становится чемпионом СССР.Первой из немосковских команд.Киевские болельщики всегда знали,что их команда самая лучшая.А после победы в 1961,они получили официальное этому подтверждение.Правда,до этого они уже выигрывали один раз кубок СССР в 1954 году,но кубок был не так престижен,как первое место в чемпионате.К тому же в играх на кубок большую роль играл элемент случайности и везения. "Динамо" прочно закрепляется в верхней части турнирной таблицы.В 1964 году снова выигрывает кубок СССР,а в1966.1967 и 1968 трижды подряд становится чемпионом СССР.Причем в 1966 году выигрывает еще и кубок.
В средине 60-х уходят из команды Лобановский,Базилевич,Каневский,Воинов,
Трояновский,Биба,но приходят другие блестящие игроки,такие как Бышовец,Хмельницкий,Пузач,Мунтян,Медвидь. Команда продолжает свое блестящий,триумфальное шествие и в 70-е годы и в 80-е.Но начиная с 70-х моя работа стала требовать частых отъездов из Киева в командировки.Я уже не мог посещать все матчи и постепенно перестал регулярно следить за успехами любимой команды.Конечно я приникал к телевизору,когда играло "Динамо" и был телевизор под рукой.И продолжал собирать значки,которые выпускались в ознаменование Динамовских очередных побед.У меня собралась большая коллекция таких значков.Уходя на пенсию,я подарил ее своим молодым коллегам-болельщикам "Динамо".Но несколько значков случайно у меня сохранилось до сих пор.Вот они сейчас передо мной,здесь в Канаде.Значок выпущенный в 1966 году,на котором изображены кубок и медаль чемпионов СССР.Это был первый значок в моей коллекции.Два значка посвященных трем подряд победам в чемпионатах 1966,1967 и 1968 годов.Значок в честь победы в чемпионате 1975 года и значок в честь 50-ти летия команды в 1977 году.Выходит,что в этом,2007 году, "Динамо" должно отмечать свое 70- летие.Жаль что я опять "в длительной командировке" и не смогу присутствовать на праздновании юбилея.Но ведь теперь не 50-е и даже не 75-годы прошлого века,а первое десятилетие века
21-го.И я надеюсь,что благодаря интернету я снова смогу побывать на знакомом центральном стадионе и даже....опять,как в молодости, без билета.