Васильев Леонид : другие произведения.

Воспоминания Леонида Васильева.Часть 8."Пройдет зима,за ней настанет лето..."

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Воспоминания Л.Васильева.Часть 8.Пройдет зима,за ней настанет лето...
  
  "Пройдет зима,за ней настанет лето.В саду деревья пышно расцветут..." Это слова из популярной,лет 60 тому назад,песни "Чубчик",которую пел Петр Лещенко.Все подростки Киева ;ждали момента,когда зацветут деревья с нетерпением.Не было и нет времени лучше в Киеве,чем лето.Вот с зимой дело обстоит сложнее.Конечно и зимой можно неплохо провести время.Покататься на коньках и лыжах,если повезет с морозами и снегом.Но зимой исчезает зелень,замерзает Днепр,закрываются пляжи и летние кафе.Киев прекрасен в любое время года,но весной и летом-прекраснее.В первые послевоенные годы,возникло в Киеве среди подростков новое летнее увлечение-самокаты.
  Брались две деревянных дощечки,к ним прикреплялись большие шарикоподшипники.Потом,с помощью нескольких петель и крючков они соединялись под прямым углом-и вот вам прекрасное средство передвищения-самокат.Одной ногой отталкиваешься,а вторая едет.Не велосипед,конечно,но тоже знатная вещь,особенно в Киеве с его холмами.Разгоняешься вниз,по любой улице ведущей к Крещатику и отталкиваться не нужно,а только притормаживать,чтобы самому не убиться и прохожих не посшибать.Появились среди нас такие Шумахеры,которые мчались, далеко обгоняя, редко еще встречавшиеся, автомобили и даже трамваи.Поветрие охватило весь город.По улицам носились самокатчики,производя невероятный шум и грохот, нагоняя страх на прохожих и мешая транспорту.Началась компания по борьбе с самокатами.Мобилизованные на борьбу милиция и дворники ловили нас,отнимали самокаты и,тут же,разбивали их в щепки о столбы и деревья.Одной из последних самокатных улиц,дольше всех продержавшихся в борьбе с преследователями,была ул.Лысенко.Возможно дворники здесь были поленивее,а милиция уже переключилась на другие проблеммы,но какое-то время нам еще удавалось лихо проноситься от Золотых Ворот и до Оперного театра,когда с других улиц нас изгнали.Потом стло появляться больше велосипедов и про самокаты забыли.Сначала появились велосипеды,привезенные из Германии.Это были сказочно красивые аппараты,с ручными тормозами,хромированными ободьями колес и суперсовременными втулками колес марки "Торпедо".На счастливых обладателей "великов" смотрели с завистью.Наиболее великодушные из них разрешали зрителям сделать один или два круга по Театральной площади,где любили собираться и устраивать гонки велосипедисты.Потом в Харькове заработал велосипедный завод и велосипеды с маркой ХВЗ( их называли-хай вэзэ)стали встречаться все чаще и чаще на улицах.Появились и мотовелосипеды марки "Киевлянин".Из Германии в Киев вывезли завод легких мотоциклов "Wanderer".Первые"Киевлянины". даже собирались с использованием немецких частей.И название "Киевлянин" соседствовало с эмблемой "W".Но подавляющее большинство моих сверстников, только издали могли любоваться велосипедами и мотоциклами.Жизнь основной массы киевлян была трудной в эти первые послевоенные годы.Абсолютно все было проблемой.Пальто для детей перешивались из старых вещей родителей или из солдатских шинелей.Часто немецких.Обувь чинилась и латалась,пока не разваливалась окончательно.На всех углах города стояли маленькие будочки сапожников и чистильщиков обуви.Почему-то все сапожники-чистильщики были черноволосыми и смугло-коричневыми,с длинными носами.Их называли ассирийцами.Я не знаю, была ли это действительно такая национальность,или просто закрепившееся народное название.Но где-то в конце 50-х они, вдруг, все куда-то исчезли.Поговаривали,что их всех отправили то-ли в Грецию,то-ли еще куда-то.Наша семья тоже жила более чем скромно,хотя моя мать,чтобы прокормить семью из 4-х человек,работала день и ночь,в прямом смысле.Днем она работала в хирургической клинике мединститута.Вечерами вела приемы в первой городской поликлинике,на углу Бессарабки и Красноармейской улицы.А иногда по ночам и по выходным дням,еще и ездила с бригадой скорой помощи.И,все равно,приходилось экономить буквально на всем.Летом я бегал по горячему киевскому асфальту босиком,как и многие мои сверстники.Тогда никто не удивлялся виду босого человека на улице города,словно где ни-будь в селе. Но был один человек,вид которого неизменно вызывал удивление,особенно зимой.Это был известный киевский нищий,обычно встречавшийся на центральных улицах города.Он круглый год ходил без головного убора и обуви.Представьте себе человека бредущего зимой, босиком по снегу с непокрытой лысой головой.Только в самые сильные морозы он надевал шапку и обматывал ступни какими-то тряпками.Но случалось это редко.Но и летом хождение без обуви было не всегда приятным занятием.Бывало асфальт буквально плавился на солнце и ходить по нему было все равно,как по раскаленной сковороде.Мы, в такие дни, передвигались перебежками,от одной тени к другой.Как ходил босой нищий по пылающему асфальту,невозможно было понять.Все считали,что его ноги стали нечуствительны к холоду и жаре оттого,что кожа на них ороговела и они превратились в настоящие копыта.Но,однажды он порезал ногу и пришел на прием в поликлинику к моей матери.Она рассказывала,что его ноги вызвали у нее изумление.Кожа на ступнях была тонкая,как папиросная бумага и розовая,как у младенца,а вовсе не мозолистая и огрубевшая,как можно было ожидать.В самые жаркие летние дни город устремлялся на пляж.Основным и самым посещаемым городским пляжем был Труханов остров.Пешеходного моста тогда еще не было и в помине.Между набережной правого берега и Трухановым островом курсировали катера,носившие прозвища "лапти".Они и впрямь по форме напоминали огромные лапти,или точнее корыто,с маленькой будкой для капитана в кормовой части.Но эти тихоходные посудины исправно выполняли свое назначение и с раннего утра и до возднего вечера пересекали Днепр- на пляж и обратно.Понятно,что этот процесс не обходился без длиннющих очередей в обоих направлениях.Позднее их заменили более комфортабельные речные трамваи.Для экономии денег и для самоутверждения наша компания, иногда, возвращались с пляжа "самоходом",.то-есть вплавь.А кто ни-будь один забирал всю одежду и возвращался на катере.То-же самое проделывали и другие компании.Спасатели, загоравшие в лодках вдоль пляжа,и обязанные следить за тем,чтобы никто не заплывал за буйки были не в состоянии уследить за нами.После нескольких несчастных случаев,за дело взялась речная милиция,на быстроходных катерах и перекрыла возможность таких проделок.
  Я постоянно испытывал,в этом возрасте,раздвоение в своих увлечениях.Я любил читать и часто посещал читальный зал в библиотеке,которая находилась почти напротив моего дома,на втором этаже в доме 48(или 46?)по ул.Короленко.А ,с другой стороны, не мог удержаться,чтобы не пойти поиграть в футбол на велотреке.Да,я не оговорился,мы действительно играли в футбол на поле велотрека.По дороге из школы я прходил через территорию велотрека и частенько задерживался,чтобы погонять мяч с ребятами.Сам велотрек тогда не использовался по назначению.Асфальт на виражах был разбит и его поле пустовало,чем мы и пользовались.Мячи были редкостью.Мы покупали мяч в складчину и его приносил и уносил тот, кто жил поближе.Многие мои однокласники жили тут же рядом, на ул.Чапаева,которую многие еще называли по старому-Святославской и проблем с доставкой мяча не возникало.Иногда в футбольное поле мы превращали Театральную площадь.Эта площадь была вообще универсальна,по своему использованию.На ней играли в футбол,устраивали велосипедные гонки,гуляли мамаши с детьми,отдыхали старики на лавочках и на ступеньках перехода на ул.Лысенко.Эти ступеньки,во всю ширину площади,прекрасно вписывались в ее общий вид и окружающую застройку.После того,как на их месте построили подсобные помещения для театра, площадь съежилась и потеряла большую часть своей привлекательности.
  Когда в водопроводе не было воды, жители окружающих домов шли за водой на площадь.Под площадью были подземные резервуары воды,на случай пожара в Оперном театре.Мы открывали люк и черпали воду ведрами на веревках.Перебои с водой случались часто.Говорили,что это связанно с с нехваткой мощностей по подкачке воды, и поэтому напора в районах,расположенных на возвышенностях,нехватало.Таскать воду ведрами на четвертый этаж,-- было небольшим удовольствием,но все же,лучшим,чем бороться с водой у себя в квартире.Заниматься этим приходилось часто.Во время дождей,наша старенькая железная крыша протекала во многих местах.Весь чердак был заставлен мисками,тазами,тарелками,лоханками.Приходилось постоянно выливать из них воду и следить за появлением новых протечек.Однажды,домоуправление собравшись с силами,крышу отремонтировало,После чего...течь стало еще больше.От этой напасти удалось избавиться только в шестидесятые годы,наняв нескольких жестянщиков,которым удалось крышу заизолировать,более-менее.
  Зимой,кроме общерайонных перебоев с водой у нас появлялись свои,внутриквартирные проблеммы. Прекрасная с виду,облицованная фигурными изразцами печь,поглощала дрова и уголь в невероятных количествах,гудела как паравозная топка,но медленно нагревалась,а остывала еще быстрее.Раскочегаренная с вечера она мгновенно остывала ночью, и температура в квартире настолько понижалась,что в наиболее удаленной от печки ванной комнате,вода иногда замерзала в кране.Приходилось,особенно в сильные морозы, оставлять на ночь кран не полностью закрытым,с тонкой струйкой постоянно стекающей воды.Если забывали-то приходилось отогревать кран кипятком.Наиболее яркими воспоминаниями моего детства,этого периода,остались пальто,наваленные на ночь поверх одеяла и страшная неохота выбираться утром из под них,чтобы одеться.Все изменилось чудесным образом,когда в 1948 году Киев газифицировали.В печке гудел газовый факел,раскаляя докрасна "буханки"брусчатки.Исчезли из кухонь керосинки и примусы,вместе с постоянной копотью и запахом керосина.Быт начал вступать в цивилизованною фазу.А когда, потом, еще мы познакомились с таким достижением цивилизации,как холодильник-это вообще был предел мечтаний.Неважно,что первые холодильники были крохотными,а морозилка в них была меньшне коробки от обуви,--все равно с ними было намного комфортнее,чем раньше.Выпускать их начал Васильковский завод холодильников.Кажется, первые холодильнички так и назывались-"Васильков".(Продолжение следует)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"