Мало того, что капризный пасьянс обстоятельств частенько раскладывается самым неожиданным образом, так вдобавок ещё и карты выскакивают, которых вообще в колоде не было!
Абсолютно правильная вытянутая луковичка пламени свечи дрогнула, застывшее в задумчивости лицо Лизы на холсте растворялось в колышущемся свете.
- Кого там черти принесли? - Максим попробовал прикрыть пламя ладонью.
- Принесли? Нет у нас на данный момент такой услуги. Сам принёсся.
Голос был незнакомый, пришлось повернуться к незваному гостю.
Дверной проём украшал франт "аля денди": в чёрном фраке и цилиндре, картинно опиравшийся на трость. Правда, лицом визитёр был слишком смугл для завсегдатая светских салонов.
- Дело к тебе, Макс, имеется, - продолжил щёголь, переходя на интонации приблатнённых хлыщей из околовокзальных забегаловок, и улыбнулся, продемонстрировав, что все зубы у него золотые.
Максим задул свечу и, отложив её в сторону, попробовал насколько удобно ложится в руку бронзовое литьё подсвечника.
- Только без лишней экспрессии, дядя, - смуглый снова блеснул зубами, снимая цилиндр, прикрывающий рога, торчащие с двух сторон напомаженного пробора. - По делу я, по-де-лу. Крестами размахивать тоже не нужно - у меня прививка.
- Тогда слушаю. - Максим вернул подсвечник на место.
Чёрт оставил цилиндр висеть в воздухе, собрал трость, как телескопическую антенну в набалдашник, который оказался чёрным яблоком, и смачно, с хрустом, от него откусил. Судя по довольному выражению физиономии пришельца, чёрный фрукт оказался вкусным. Ловко вытряхнув из манжеты острое лезвие, он вырезал с другой стороны дольку и протянул на раскрытой ладони Максиму. Долька из чёрной превратилась во вполне съедобную на вид.
- Угощайся.
- Воздержусь. Визуальные эффекты закончились? Давай по существу.
Чёрт сжал и огрызок, и дольку в ладони, растёр, а образовавшийся пепел стряхнул на пол.
- По-су-ще-ству, так по существу. Куришь? - спросил он, извлекая из заднего кармана брюк портсигар.
- Свои.
Современный уровень развития синтеза различной психотропной гадости предполагал употреблять внутрь только то, в чем был уверен, тем более уж не от этого рогатого.
"Если работа не задалась - займёмся разговорами" - Максим открыл шкаф, достал две рюмки, бутылку коньяка, зацепил свободными пальцами пару мармеладных конфет и кивнул костюмированному, который "сам принёсся", на кресла возле журнального столика.
- Слушаю, - повторил Максим, не спеша наполняя рюмки.
- Приличную халтурку предложить могу. Короче, оформить кое-что нужно. Ты нам подходишь.
- У меня сейчас есть чем заняться.
- Грунт на холсте гипнотизировать? Я про настоящее дело толкую! А то потянешься за ускользающим и сам того... соскользнёшь с ума-разума. В общем, кое-чего у нас там, - чёрт многозначительно покосился вниз, - подправить нужно. Довести до необходимого уровня, так сказать.
- Ремонт что ли затеяли? - Максим опрокинул рюмку и сосредоточился на движении согревающей субстанции в организме.
Чёрт тоже выпил, до дна, не поморщившись.
- Ремонт? Нет. Верны традициям. Но! Требуются некоторые доработки. Эта сволочная субстанция ВРЕМЯ, мало того, что само течёт без учёта пожеланий и рекомендаций, так ещё и меняет... много чего, в общем меняет. Н-да... Понимаешь, образ земной жизни отдельных индивидуумов, прибывающих в последних партиях, мало отличается от предлагаемого нами ассортимента. Вот... Короче, дядя, в традиционном Аду на данный момент не намного страшнее, больнее и мучительнее, чем в жизни. Нужно как-то усилить воздействие. Неплохой коньячок, можно повторить.
- Понятно. Требуется сделать Ад ещё страшнее. - Максим вновь наполнил рюмки, - И как?
- Аксакалы предложили использовать в оформлении твои картины.
- Сомнительный комплимент. К тому же я всё сжёг.
- Собственно поэтому они и вызвали интерес. Когда творец уничтожает свои творения это... - чёрт снова выпил залпом, - привлекает внимание сведущих и умудрённых.
- А толку? Восстанавливать ничего не буду - то уже в прошлом.
- Зачем нам прошлое, если есть автор в настоящем и ближайшем будущем? Повитаешь ещё, как это у вас тут... вне реальности и выдашь партию свежего и обречённого на непризнание современниками.
- По мозолям не топчись.- Максим отпил коньяк до половины и потянулся к конфете. - А как тебя величать-то? Мефистофель? Вельзевул? Воланд?
- Феликс, - чёрт приподнял воображаемую шляпу и долил себе коньяк сам. - Авторитеты в последнее время по командировкам мотаться ленятся.
- Слушай, Феликс, никак я в толк не возьму, - Макс опорожнил рюмку и передвинул бутылку на свой край стола, - вы тёмные силы?
- Тёмные.
- И к вам отправляют тех, кто совершал тёмные дела?
- Ну, да.
-Значит, вы должны поддерживать родственные души, а вы их мучаете. Не логично.
- Логика? Принцип зеркальности! На светлой стороне хорошие хорошим улучшают условия, на темной - плохие плохим условия ухудшают. Но! Только после кончины. При жизни вы все всё себе сами... того - этого... по логике. Хе-хе. - Феликс поглотил третью рюмку и тоже взял конфету. - Возьмёшься?
- Объект посмотреть нужно.
- Не-е-е... не-ну-ж-ж-но. Дядя, в Ад торопиться не следует. В своё время уполномоченные инстанции решат... туда или туда. - Феликс ткнул пальцем сначала в потолок, затем в пол.
- Так я не насовсем, я на экскурсию. - Максим вновь наполнил рюмки. - Как можно обдумывать интерьер объекта, который не видел?
- Тем художник и отличается от маляра, что свои бредни ему важнее э... скажем, проектного задания. Берись, дело выгодное.
- В выгодных делах главное не прогадать.
- Макс, мы, конечно, можем надуть, но... если контракт составлен по всей форме, то без подвоха. Варианты оплаты на твой выбор. Кто-то вот уже лет пятнадцать пытается изобразить пламя живым, ну... не слабее того, как Айвазовский мог написать живое море...
- Не лезь, куда твои рога не лезут. - Максим помрачнел.
- Ага, значит попал. Только давай без переходов на личности. У нас деловой разговор. Разливай осадочки, чего там, не оставлять же. - Феликс пригладил пробор между рогами.
- Хорошо добьём, - согласился Максим, деля оставшийся коньяк поровну. - Своё я должен найти сам.
- Сам, так сам. Талант, конечно, штука странная... Можем ещё деньгами, славой, положением в обществе... Хочешь в правление Союза художников?
- Не хочу.
- А как же контрактик? - Феликс натянуто улыбнулся.
"Значит, Лизу на холсте он не видел, посему и про успехи в любви пропустил" - отметил про себя Макс, а вслух сказал:
- Успеется.
- Как знаешь.
Выпили.
Терпеливо пересчитали сколько раз кукукнет кукушка в часах.
Пауза затянулась и начинала утомлять.
- Ладно, загляни через недельку. Если что придумается - покажу. - Макс, хлопнув себя по коленям, встал. - Тема не ширпотребская, тут как покатит.
- Замётано. - Чёрт причмокнул, тоже встал и, не прощаясь, вальяжной пританцовывающей походкой направился к выходу.
- Шляпу не забудь.
- Угу.
Между фалдами фрака высунулся длинный хвост, щёлкнувший бичом по цилиндру, и тот, после нескольких кувырков, занял своё место, прикрыв рога.
Оставшись один, Макс убрал последствия "пиршества" со столика. Хмеля в голове не было.
"Дело лукавого - сеять сомнения, удобряя соблазнами. А моё дело закончить неначатое" - Максим поставил свечу обратно на подсвечник, зажёг и замер, восстанавливая улетучившееся настроение. Лицо Лизы начало проступать на холсте, приветливо улыбаясь.
"Значит, не сердится, что выпил, да ещё в сомнительной компании"
Мало того, что жизненный пасьянс частенько раскладывается весьма странным образом, так ещё выясняется, что и раскладывает его кто-то другой...
Абсолютно правильная вытянутая луковичка пламени свечи дрогнула...
- Господи, да что же это за... - Макс непроизвольно глубоко вздохнул.
- Не поминай имя Всевышнего всуе, раб божий, - нравоучительно произнёс некто в белом балахоне, материализовавшись на фоне перекрестия оконной рамы.
"То "творец", то "раб"... Лиза, куда же ты!" - Максим с грустью смотрел, как померкла улыбка, а затем лицо исчезло вовсе.
Визитёр не спеша прошёлся по мастерской. Отчасти для демонстрации того, что на спине из прорезей в балахоне у него торчат крылья. Правда, не такие мощные, как обычно изображают у архангелов на иконах.
"Может и не архангел, может "птица" рангом помельче" - Максим, сдерживая раздражение, наблюдал за перемещениями прибывшего. - "И что странно... этот располагался ближе к Солнцу, а бледный. Феликс из подземелья и смуглый"
- По какому вопросу, уважаемый? - Макс помассировал виски. - От дела оторвал.
- Ты имеешь в виду вот это? - крылатый ткнул пальцем в сторону чистого холста. - Надеешься продаваемое намалевать, чтобы было на что набить брюхо и залить какой-нибудь спиртосодержащей гадостью? Впрочем, те картины, которые ты огню предал, привлекли наше внимание.
- Будем считать, что польщён. - Макс кивнул, отметив, что и этот Лизу на холсте не увидел, - Хотелось бы ещё узнать, кто это ко мне явился и какова цель визита.
- Ангел посыльного ведомства Благочистивцев, - еле заметным движением балахонистый обозначил положенный при представлении кивок. - И поручение имею важное, и честь тебе великая оказана.
- Что за честь?
- Э... Как бы попроще изложить для несведущих... Образ земной жизни отдельных индивидуумов, прибывающих в последнее время, мало отличается от предлагаемых нами условий... по комфортности.
- Рай кого-то не устраивает? Усовершенствуйте.
- Творение Создателя совершенно и в улучшении не нуждается. Требуется просто показать, что лучше быть не может.
- Организуйте им экскурс в противоположную организацию.
- Что делать, у нас есть кому решать без подсказок снизу. Твои картины могут создать необходимый контраст для понимания совершенства совершенного. То есть душа определённая к нам, увидев твои э... работы, должна воспринять Рай как... РАЙ!
- Задача понятна, как с оплатой? - Максима начала забавлять всепроникающая напыщенность нижних чинов.
- Воистину погряз мир в грехе мздоимства. О духовном думать следует. О духовном!
- Духовная пища не калорийна, а я пока живой.
- Пока. Жизнь земная - миг. О вечной жизни думай. Помучайся творчески и создай нечто полезное для светлого. Если работа будет принята, зачтётся сиё тебе в судный час.
- Понял. Буду довольствоваться оказанной честью, и жить надеждой на вечное блаженство. Объект посмотреть можно? Ну, для создания общего впечатления и определения направления творческих мучений, господин Благочистивцев?
- Не достоин, на данный момент. Воображением довольствуйся. Художник он на то и художник, чтобы воображение иметь. Семь суток сроку тебе даём, - молвил Благочистивцев и, даже не пошевелив крылышками, вышел через закрытое окно.
"Чудны дела твои, Господи" - Максим повернулся спиной к мольберту. - "Одни живут лучше, чем в Раю, а другие хуже, чем в Аду. Или это мы сами доразвивались и досовершенствовались? Ладно, попотеем мозгами"
Когда и кому ещё представится возможность выставиться сразу на двух диаметрально противоположных площадках ВЕЧНОСТИ?!! Взбудораженный рой мыслей уже пытался жужжа вырваться на волю. Что-то из неясно-туманного стремилось обрести очертания и смысл.
- Украсить Ад сценами из Рая и развесить в Раю шпалеры с "репортажами" из Ада? Примитивно, дядя, при-ми-ти-вно.. - Макс закурил, рассуждая вслух, - здесь требуется нечто соответствующее... Вопрос: Чему? Ответ: И тому и сему!..
Неосязаемое постепенно обретало форму, цвет, содержание и великое множество всяких прочих параметров. На воплощение оставалось ещё больше ста шестидесяти часов.
Отставив в сторону холст и подсвечник, Максим развёл руками, извиняясь перед видимым только ему портретом Лизы, и пошёл в дальний угол мастерской за новым подрамником.
Вечер сменила ночь.
Ночь сменило утро.
Дождавшись своей очереди, вечер вновь пригасил на улице свет...
Ночь, утро, день, опять вечер...
Подрамники с натянутыми до барабанной упругости холстами водружались на мольберт и, наполнившись буйством красок, распирающих странные, подозрительно знакомые формы, выстраивались вдоль стены.
Ночь, утро, день, вечер...
Любопытное членистоногое спустилось на паутинке с потолка, многоглазо просмотрело выставленное, и прытко взобравшись обратно, предпочло скрыться.
- Ну вот, на первого зрителя экспозиция впечатление произвела. Это уже что-то. Или нечто? - Максим вытирал кисти многострадальной тряпкой, - Можно передохнуть.
Наивность собственных желаний особенно видна на фоне встречных инициатив.
- Итак... - из окна вышел Благочистивцев.
- Салют! - в дверях появился Феликс.
Представить их друг другу Максим не успел, оппоненты встретились взглядами... и вспышка на некоторое время сделала мастерскую одним сияющим пятном. Когда глаза немного "остыли" от созерцания непредвиденного результата встречи, оказалось, что заказчиков нет и в помине. В мастерской оседала серебристая пыль, покрывая всё поблёскивающим слоем. Праздничность портила только смесь запаха серы с ладаном.
- Интересный вариант аннигиляции*, - озвучил Макс первую, пришедшую в голову мысль, поднимаясь с пола и бережно усаживая себя на табурет.
Когда глаза окончательно свыклись с реальностью, осталось лишь под традиционное "Однако" почесать макушку - картин у стены не было.
- Однако, так эффектно меня ещё не разводили, - неизвестно кому пожаловался Макс, - впрочем, с одним я контракт сам не заключил, а другой ничего не обещал. Ладно, проехали.
Пасьянс... пасьянс... Свой "пасьянс" лучше раскладывать самому.
Выковыряв непослушным пальцем из пачки последнюю сигарету, Максим смахнул серебристую чепуху с отставленного холста, закрепил его на мольберте, поставил перед ним подсвечник со старым огарком, зажёг свечу и начал вглядываться в замирающие колебания светлого пятна... лицо Лизы не появлялось.
"Сердится, наверное, что я неделю..."
Нежные пальцы закрыли ему глаза.
- Лиза, ты?
- Да. Я так вдруг за тебя испугалась.
- А я вот твой портрет...
- Смешной ты. - Лиза повернула Макса лицом к себе. - Зачем тебе сейчас мой портрет, если я здесь? А что тут случилось? Ты весь в какой-то серебрянке!
- Заказчики из разных сторон вечности являлись... Только что все эти вечности и тьмы, и света? Кому они нужны без нашего краткого, но яркого и цветного мига?
С. Васильев
*АННИГИЛЯЦИЯ - (от позднелатинского annihilatio - уничтожение, исчезновение), процесс, при котором частица и ее античастица, сталкиваясь, взаимно уничтожают друг друга с выделением энергии и образованием новых частиц.