Аннотация: Совершенно реальный фантастический детектив!
Глава первая
Палочки-крючочки
Лампочка под потолком помигала-помигала и погасла. Совсем.
Элеонора Вениаминовна поправила большие красивые очки. Девчонки шушукались, что это очень даже модные очки, как у какой-то там очень-очень известной звезды. Элеонора Вениаминовна ещё раз их поправила и внимательно посмотрела на Никиту. Наверное, даже не внимательно, а строго.
Тогда Никита заморгал длинными ресницами, а лампочка под потолком загорелась ярче прежнего.
И Никите пришлось сделать совершенно невинное выражение на лице, как-бы говоря: "Ну и что? Просто совпадение. Лампочка вон где, а я тут за партой сижу. Палочки с крючочками вывожу очень старательно. И вообще, что такого если одна лампочка погасла? Под потолком их вон сколько! Тем более, что она после снова засветилась."
Только Элеонора Вениаминовна не поверила совершенно невинному выражению лица сидящего за последней партой ученика Левшова. Она глубоко-глубоко вздохнула и начала вставать со своего места за учительским столом.
- Это не я. - Само собой вырвалось у Никиты. - Она сама.
Теперь все в классе перестали выводить палочки с крючочками и повернулись к Левшову.
- Дети, продолжаем работать. Не отвлекаемся. - Громко сказала Элеонора Вениаминовна, направляясь к последней парте.
Только это не очень помогло восстановить рабочую атмосферу, теперь все делали вид, что что-то пишут в прописях, а сами косились на Никиту и ждали, что будет дальше.
Учительница подошла к Левшову, взяла тетрадь и очень даже удивилась. Всё палочки с крючочками уже были выведены ровненько, аккуратненько, без единой помарочки. Только ученик почему-то покраснел, как бы не нарочно прикрывая ладошками великоватую для первоклассника шариковую ручку.
- Любопытно. Позволь, я посмотрю. - Элеонора Вениаминовна взяла заинтересовавшую её письменную принадлежность и стала её рассматривать. - А вот это колёсико для чего?
- Не знаю. - Соврал Никита, покраснев ещё больше. - Так было.
На самом деле, он сам приделал колёсико для удобства. Это чтобы ровненько вдоль строчки вести, а ручка пишет то, что ей зададут. В современном мире уже ничего на бумаге выцарапывать никакой необходимости нет. Потому что принтеры есть. Они любым шрифтом-подчерком всё напечатают и очень ровненько. Ни одна отличница так не сможет. Вот Никита и сделал себе ручку-принтер с колёсиком. Ведь уже двадцать первый век! Можно палочки с крючочками не выводить. Можно это время на другие, более полезные дела потратить.
- Любопытно. - Ещё раз сказала учительница и поинтересовалась, - А другая, обыкновенная, ручка у тебя есть?
- Есть. - Буркнул Никита, открывая пенал. - Вот.
Правда, пришлось немного покопаться, потому что в пенале кроме запасной ручки, карандаша и линейки было ещё много чего нужного. Мама с папой считали, что это всё совсем "ненужное", а Никита точно знал, что не просто нужное, а иногда даже крайне необходимое.
- Напиши, пожалуйста, одну палочку и один крючочек рядом с вот этими красивыми. - Попросила Элеонора Вениаминовна, дождавшись итогов раскопок в пенале.
Теперь Никита глубоко-глубоко вздохнул и вывел в прописи две корявенькие закорючки. Одна должна была быть палочкой, а другая крючочком, но они мало отличались друг от друга
- Я, когда волнуюсь, у меня плохо получается. - Ещё раз вздохнул он.
- Разумеется. Эта ручка пока побудет у меня. При случае передам твоим родителям. - Кивнула учительница Никите и сказала для всех погромче: - Дети, не отвлекаемся. Продолжаем работать.
"Да... "при случае". Сегодня же всё и расскажете." - Мысленно пробурчал, загрустив, Никита.
От учебного процесса даже чуть-чуть увильнуть у него никакой возможности не было, потому что жила Элеонора Вениаминовна в их подъезде и с Никитиной мамой они когда-то учились в параллельных классах. Поэтому родители Никиты всё знали о его "успехах" в кавычках, как говорил папа.
По пути к своему учительскому столу Элеонора Вениаминовна подошла к выключателю возле двери и вообще выключила все лампочки. В классе без них было светло. Это утром тучки прилетели. Тогда, как в мультфильмах перед грозой, стало темно. Вот свет и включили. Но грозы не случилось. Ветер тучки дальше прогнал, сразу Солнышко засияло, а свет выключить забыли, потому что уже урок начался.
На перемене к Никите подошла Иринка.
- Отобрали твою самописку? А я тебе говорила, что самому нужно учиться буквы писать. - Заявила она очень поучительно-противным голосом - А то напишешь когда-нибудь что-нибудь, а никто прочитать не сможет, потому что не поймёт, чего ты там накарябал как курица лапой.
- Никакой не лапой и никакая не курица. Много ты видела, где сейчас ручками пишут? Только подписывают то, что уже аккуратненько напечатано. - Возмутился обидными словами Никита. - Всё равно прогресс не остановить. Придёт время и все эти палочки-крючочки отменят! А может даже вообще запретят. Вот увидишь.
- Ещё посмотрим!
- Увидишь-увидишь.
- Посмотрим-посмотрим. - Голос у Иринки стал совсем вредный. - А лампочкой зачем мигал?
Вообще-то Иринка Никите нравилась. Почти всегда. Не нравилась только иногда, когда начинала говорить вредным голосом, поучать, воспитывать и командовать.
- Это научный эксперимент. - Нехотя буркнул он. - Может оказаться очень полезным для одного исследования. А ты откуда про лампочку узнала? Ты же головой не крутила.
Никита был доволен, что Иринка заметила его фокус. Просто он не показывал вида и напускал на себя важность.
- Она у меня над головой висит и в пенале отражается. Смотрю, вдруг замигала, а после пропала. Значит погасла. Хорошо, что ты её взрывать не придумал, а то бы бабахнуло у меня над головой посреди урока. Я бы тебе этого никогда не простила, даже если бы не испугалась от неожиданности.
- Да не хотел я ничем бабахать. Просто интересно было, что получится, если ею попробовать на расстоянии управлять.
- А получилось, что теперь твоим родителям всё расскажут. И ручку твою отобрали. - Иринка для строгости нахмурила брови.
- Жалко. Да ладно, я могу ещё сделать, - заявил Никита бодрым голосом, но на секунду задумавшись уточнил, - если папа не запретит.
Папа у Никиты, конечно, был сторонником прогресса, но только если прогресс не мешал учёбе сына. В этих случаях папа соглашался с мамой в том, что учёба важнее всяких изобретений и исследований.
- А зачем тебе ручка, которая пишет за тебя? - Снова воспитательным голосом спросила Иринка.
- У неё лучше получается. А у меня всё неровно. - Никита ткнул пальцем в пропись с двумя разными подчерками.
- Но когда ты свои штучки собираешь там же всё ровно проводишь? - Не отставала Иринка.
- Не штучки, а устройства. В них если что не ровно, то не заработает.
Никита сначала хотел обидеться на "штучки", но передумал, - девчонкам совсем необязательно разбираться в технике, у них другие интересы.
- А ты постарайся и в тетради всё аккуратно выводить. Это тоже важно. - Иринка прямо, как Элеонора Вениаминовна заговорила, даже очки хотела поправить, которых у неё не было.
В общем-то, Никита был согласен с тем, что если постараться, то получится аккуратней, но если есть принтер, аккуратнее которого не напишешь, хоть как старайся? Только доспорить он не успел - прозвенел звонок на урок. Эти звонки "на урок" всегда не вовремя звенят, и что-нибудь обязательно не успеваешь доделать.
За последнюю парту Никиту посадили не потому, что он хуже всех учился и больше всех баловался, а потому что был в классе выше всех ростом на целую голову. Вот, чтобы он никому ничего не загораживал, его и отодвинули к самой стене. А выше всех Никита получился, потому что оказался на целый год старше остальных. А вышло так, потому что папа с мамой забыли отдать его в школу вовремя. Они поехали в командировку и взяли Никиту с собой. А там у них, как сказал папа "вдруг начало что-то получаться". Взрослые так увлеклись этим "что-то", что забыли про Никиту. Точнее не совсем забыли, а забыли, что к сентябрю нужно было вернуться в большой город и вернулись только в ноябре.
В том маленьком научном городке, где они были в командировке, все дети, обычно, оказывались дошкольного возраста, поэтому школы не было. Да и городок какой-то странный был. Из городского транспорта в нём использовались только велосипеды. Впрочем, Никиту с друзьями это всё вполне устраивало. Можно было кататься где угодно и родители не боялись, что они попадут под машину, только под велосипед. Такие попадания легко вылечивались обыкновенной зелёнкой.
Родители не чувствовали себя очень виноватыми в таком забывании - читать и считать сын давно умел. Никита тоже не очень расстроился из-за того, что не пошёл в школу с ровесниками, ведь он даже писать умел. Только, правда, очень печатными буквами и очень неровно, и с ошибками, потому что никаких правил ему ещё никто не задавал и поэтому он их ещё не выучил.
Никита попробовал выводить палочки-крючочки старательнее, чем раньше. Получалось не очень красиво и казалось ему это занятие совсем неинтересным, даже скучным. Правда папа говорил, что скучают только скучные люди, нескучным скучать некогда. Только в его детстве парты в школе были двухместные, поэтому вдвое интересней можно было проводить время на уроке. В Никитином классе каждому ученику полагалась своя индивидуальная одноместная парта. Очень жаль, что взрослые так решили и у детей не спросили. Вот папа рассказывал, что они все одиннадцать лет с дядей Митей за одной партой просидели. Наверное, папа чего-то не договаривал. Конечно, тогда дядя Митя не был дядей, а папа папой, но в старших классах за партой для первоклассников они бы не поместились. Коленки бы им мешали. Скорее всего, им каждый год выделяли новую парту или старую, но побольше. И ещё, скорее всего, они не только сидели, а что-нибудь делали, вот и не было им скучно.
Никита поёрзал на стуле, посмотрел на выключенные лампочки, вздохнул и снова принялся выводить в прописях обычной ручкой обычные палочки с крючочками.
Вечером пришли папа с мамой с работы, и мама ещё в коридоре строго-престрого спросила: "Ну-с? Что расскажешь?"
А папа сказал: "Давай сначала поужинаем".
Никита ужинал совсем безо всякого удовольствия. Мама показательно сердито громыхала всякими столовыми приборами, а папа просто молчал и время от времени подозрительно посматривал на сына.
Вот ужин и закончился.
- Ну-с... покажи-ка ты нам свои прописи. - Потребовала мама.
Делать было нечего. Никита принёс тетрадь.
- Интересно-интересно. - Сказал папа, разглядывая строчки с ровными крючочками и строчки с неровными крючочками. - Очень даже интересно.
После этого он достал из кармана Никитину ручку с колёсиком и попытался пристроить её к прописи. Никита снова вздохнул. Папа ведь не знал, где и как она включается, поэтому у него ничего не получалось.
- Оставь прописи ребёнка в покое. Экспериментируй на других листочках - Мама отобрала тетрадь у папы и вручила сыну. - Чтобы этого больше не было. Пиши всё сам. Ясно? Для начала возьми новую тетрадь и перепиши всё, что делали в классе, заново и очень постарайся. Про твои фокусы с лампочкой нам тоже известно.
- Ясно. - Кивнул Никита и понурившись пошёл к себе в комнату.
Что поделать - некоторые изобретения не упрощают жизнь, а усложняют. Чаще всего самим изобретателям. Это, конечно, несправедливо, но... бывает.
А папа со своим "интересно-интересно" удалился в мастерскую, которая, как говорила бабушка, раньше была "нормальной кладовкой".
Никита уже собирался ложиться спать, когда папа позвал его к себе.
- Никита, пойди-ка сюда. - Крикнул он из кладовки-мастерской.
Там на столе лежали детали полностью разобранной ручки.
- Вот теперь не могу собрать. - Пожаловался ему папа. - Ручные сканеры раньше были... Такие валики с ручкой. Я в музее видел. А вот ручных принтеров, признаюсь, не встречал. Колёсико для ориентации по строке?
- Угу. - Кивнул Никита. - Только теперь и я сразу не соберу. Уже спать пора. Мама сердится будет.
- Ладно. Завтра суббота. Вот и займёмся. С видеозаписью и составлением инструкции по эксплуатации. Тут идея на патент тянет!
- Завтра мы собирались на дачу. - Заглянула мама. - Нужно порядок там навести.
- Дача... порядок... Тут ты смотри, что сын соорудил! Это же отличная идея!
- С посредственными успехами в учёбе. - Кивнула мама, добавив строгим голосом, - Дача. Не будете резину тянуть и отлынивать - уберёте быстрее. Остальная суббота в вашем распоряжении.
- Отлично! - Ответил папа маме и снова принялся расспрашивать сына. - А лампочкой ты зачем мигал? И главное, как?
- Это я ещё не допридумал. Пока так... Ну, вроде шутки такой.
- Наверное, хотел обратить внимание какой-нибудь девчонки? - Улыбнулся папа.
- Ну... Не-е... Тут почти... исключительно научный интерес. - Никита с очень умным видом наморщил лоб.
- Ладно. Не признавайся. Поставим "исключительно научный интерес" на первый план. Кстати, я тоже долго не мог придумать, чем удивить твою маму, чтобы обратить на себя внимание. Ну... подари ей что-нибудь оригинальное и... красивое.
"Легко сказать. Тут ещё попробуй придумай, чтобы и оригинальное, и красивое" - Подумал про себя Никита.
Взрослые считают, что у детей больших проблем не бывает, потому что они маленькие. А на самом деле совсем наоборот. Одна и та-же проблема для больших оказывается маленькой, а для маленьких очень большой.
***
Глава вторая
Никиты Никитовичи
"Хорошо папе говорить: "...долго не мог придумать, чем удивить твою маму". Ведь придумал же, если мама стала его женой. А что придумал - не сказал. Но что-то очень удивительное" - Размышлял Никита, разглядывая потолок. - "Теперь мама часто говорит: "Я не перестаю тебе удивляться!" Это когда папа что-то забывает сделать или делает не так, как хотелось маме, или что-нибудь разобьёт нечаянно".
Потолок - очень удобная поверхность для разглядывания. Лежишь себе на кровати и вверх смотришь. А это помогает привести мысли в порядок, иногда даже интересные идеи приходят или прилетают, или даже открытия случаются. Но не всегда. Сейчас вот потолок ничем не помогал Никите в размышлениях. Каких? Да всё тех-же - по поводу обращения внимания. Очень сложная оказалась задача - сделать так, чтобы на тебя обратили внимание и при этом не показывать вида, что тебе этого хочется. А даже наоборот - вроде как ты тут совсем не причём. Как-бы случайно всё произошло. Или даже не ты хочешь, чтобы на тебя кто-то обратила внимание, а эта кто-то сама очень хочет, чтобы ты на неё посмотрел более внимательно. Очень сложная проблема получалась, почти неразрешимая.
Никита поправил подушку. Ни капельки не помогло. Даже ни капелюшечки.
Вот некоторые мальчишки толкали девчонок или дёргали за косички и страшно были довольны, если получали книжкой по макушке. Только это всё прошлый век. Так дедушки пытались обратить на себя внимание бабушек, когда детьми были. Даже пра-прадедушки пра-прабабушек в юном возрасте. Тогда это позапрошлый век. Оказывается, в этом деле никакого прогресса не наблюдалось. Время шло, целые века прошли, а прогресса нет.
Никита за косички Иринку не дёргал. Вовсе не потому, что у неё косичек совсем и не было, просто это не оригинально, и не "по-мужски", как-бы сказал папа. Иринка и так с ним разговаривала, точнее делала всякие замечания. Просто, как с одноклассником. Она всем делала замечания, потому что её выбрали старостой класса. Иногда, правда, Никита провожал Иринку до её дома, даже нёс её ранец, только и это было неоригинально, хотя "по-мужски". Кроме того, Иринка жила в другой стороне от Никитиного дома. Если её провожать, то домой Никита приходил на целый час позже рассчитанного мамой времени. Тогда нарушался режим, составленный ею для растущего организма сына. Поэтому приходилось всё быстро делать: и обедать, и отдыхать. Но это менее важно, чем то, как к тебе относятся. Просто как к однокласснику или как к другу?
Никите надоело рассматривать потолок, даже с бликами от аквариума, хотя те очень красиво там отсвечивались, потому что аквариум был красивый. Они вместе с папой его делали. Там были и обычные стёкла и цветные с рифлёным рисунком в виде водорослей, чтобы рыбке Светику приятней плавалось.
Действительно, очень странно, что за многовековую историю всяких ухаживаний в начальной школе, человечество ничего кроме дёрганья за косички не придумало. С подкладыванием живых мышек в портфель и тому подобному совсем слабо на современном этапе стало. Хотя... живая мышка - это оригинально. Вот насчёт "красиво"... есть сомнения. И ещё за всё время так и не выяснили, почему очень трудно просто сказать, к примеру, какой-нибудь Ирине, что она тебе нравится и ты хочешь с ней дружить. Очень трудно, практически невозможно. И мышка, если подложить, не скажет. Мышки только пищать умеют. Вот если бы Никита был суперменом... тогда-бы он...
В комнату заглянул папа.
- Бездельничаешь? - Совсем не осуждающе поинтересовался он, потому что всё, что задали в школе, до него уже проверила мама.
Мама считала, что у неё контролировать Никиту получается лучше, а папа его балует.
- Ну... - Никита сразу не придумал что ответить. - Скорее размышляю.
- Полезное занятие, если о полезных вещах размышляешь. Извини, что отвлекаю. Проблемка у нас нарисовалась, сын. - Голос у папы был подозрительно извиняющимся. - Говорят, что нельзя на тебя патент на эту самописку оформить. Что ты ещё мал. Несовершеннолетний. Говорят, подрасти должен. Вот как.
- Оформи этот патент на себя. - Посоветовала мама, тоже заглядывая в комнату из-за папиной спины. - И Никита - Никита Никитович Левшов и ты Никита Никитович Левшов. И даже дедушка у Никиты - Никита Никитович Левшов. Если ещё сын у Никиты будет Никита Никитович, я вообще с ума сойду.
- Не сойдёшь, не волнуйся. Мой дедушка тоже был Никита Никитович, но моя мама смирилась с тем, что нашего сына назвали Никитой. В нашем роду по мужской линии все Никиты Никитовичи. - Попытался успокоить её папа. - А вот с авторскими правами следует поступать очень честно. Кроме того, что у нас имена, отчества, фамилии одинаковые, ещё даты рождения есть, а они разные. Я не могу Никитину работу приписать себе. Так нельзя делать.
- Тогда придётся ждать пока Никита вырастет или изменятся правила. - Развела руками мама, проходя в комнату.
- Пока мы будем ждать, это устройство потеряет свою актуальность. Или кто-нибудь что-нибудь подобное придумает и зарегистрирует. Ждать, вообще, в этих случаях не следует, потому что всякие устройства придумывают сейчас всё чаше и чаще. - Возразил папа и подумав добавил: - Правда пользы от них всё меньше и меньше. Но приоритет должен быть установлен.
- Тогда усовершенствуй эту ручку-принтер, раз она такая полезная, и укажи, что использована исходная идея Никиты. - Не сдавалась мама.
Они уже стояли посреди комнаты: Папа - просто, а мама, уперев руки в бока. В воздухе запахло жареным. Никита, сев на своём диване, удивлённо смотрел на родителей. Рыбка Светик подплыла к самому стеклу аквариума и, раскрыв рот, рассматривала всю компанию в целом. Теперь в воздухе стало пахнуть скорее уже горелым. Мама повела носом, всплеснула руками, ойкнула и убежала на кухню. Значит жаренным не просто так пахло. Наверное, всё-таки что-то подгорело.
Никита не понимал из-за чего, собственно, родители взялись спорить, да ещё очень серьёзно и громко.
"Подумаешь, какая-то ручка-самописка! Нужно будет- другую придумаю, ещё лучше. Когда перейду в следующий класс. Такую, чтобы и на русском языке, и на математике ошибок не делала." - Никита примиряюще положил руки на колени, переводя взгляд то на папу, то в сторону кухни, куда убежала мама.
- Не спорьте, пожалуйста. - Попросил он. - Мне совсем не жалко. Тем более, что вы мне запретили ею пользоваться. А зачем нужно то, чем пользоваться нельзя? Совсем не нужно.
- Запретили, потому что самому нужно учиться. Лично. - Строго сказал папа Никите, и добавил погромче, чтобы было слышно маме. - Насчёт упоминания настоящего автора - это правильно. Так и сделаем. И я уже придумал модель второго поколения.
Папа начал прохаживаться туда-сюда по комнате. То к окну подойдёт, то к аквариуму, то к двери. Понятно было, что его ещё что-то волнует, только непонятно было что именно.
Наконец он сказал:
- С ручкой-принтером разобрались. Что скажете, господин изобретатель, по поводу мигающей лампочки?
- Ничего не скажу. Я пока об этом бросил думать. Мне коробочку склеить нужно. Можно я мастерскую займу ненадолго? - Ответил Никита.
- Конечно, - сказал папа, - если на данный момент коробочка важнее проблем управления источниками энергии. Занимай. Просто мне не хочется, чтобы ты тратил время на изобретение велосипедов и вечных двигателей.
Никита уже знал, что "изобретать велосипед" - это значит придумывать то, что уже давным-давно придумано, а "вечный двигатель" - это такая машинка, которая просто работает безо всякого топлива, просто работает и всё. Все взрослые говорили, что невозможно его сделать. Наверное, потому что вечным этот двигатель у них не получался. Так бывает, если не получается, то говорят - это невозможно, проходит время и у других всё получается. Только никакие вечные двигатели сейчас Никиту не интересовали и велосипеды тоже. У него этим вечером проблемой была коробочка.
Папа ещё несколько раз прошёлся по комнате.
- Нет. Я не прав. - Сказал он твёрдо. - Все в детстве и велосипеды должны поизобретать, и вечные двигатели, и много всякого, что взбредёт в голову. Иначе мечты никакой не будет. Дедушка, вон до сих пор свой велосипед усовершенствует и очень этим доволен. Тебе с коробочкой помочь?
- Не... Спасибо, я сам. Я уже всё приготовил.
Дедушка, действительно, всю жизнь усовершенствовал свой велосипед. Усовершенствование - это не значит новый велосипед придумать, это значит старый сделать лучше, а после ещё лучше и ещё лучше, и так далее. Никитин велосипед дедушка тоже усовершенствовал, если Никита оказывался у него в гостях вместе с велосипедом. Поэтому Никитиному велосипеду все мальчишки завидовали.
Вот почему с тем, что "изобретать велосипед" - несерьёзное занятие, Никита не был согласен. Только сейчас велосипед был не на первом месте. Велосипед в нише, в прихожей, отдыхал. Сейчас важнее всего было завершение начатого проекта в виде коробочки. Никита собрал заготовки и пошёл в папину мастерскую.
Мастерской Никите никто не запрещал пользоваться в любое время, когда она не была занята папой или, если там на столе-верстаке не были разложены какие-нибудь незаконченные папины проекты. Мама мастерской не пользовалась, потому что была "чистым теоретиком". Так все их знакомые говорили. Раньше Никита думал, что из этого следовало быть готовым к встрече ещё и с не очень чистыми теоретиками, но спрашивать об этом и тогда и сейчас стеснялся. Со временем всё само собой должно было выясниться. Все эти взрослые знакомые родителей очень любили пошутить над детьми. И всегда жизнерадостно смеялись, правда дети чаще всего не понимали, чего это им так весело, но из уважения к старшим делали вид, что понимают.
То, для чего нужна была коробочка, Никита придумал ещё на даче и сделал пока родители не пришли с работы, а коробочку не успел. Времени не хватило. Всё вроде как получилось красиво и оригинально, как папа советовал, но кроме подарка-сюрприза сама упаковка должна быть празднично-подарочной. Вот если хрустальную вазу завернуть в старую газету, то это уже не подарок будет, а просто что-то невзрачное. Или если цветок в... какой-нибудь обыкновенный мешок для покупок из магазина упаковать, тоже некрасиво выйдет. У Никиты коробочка получилась очень даже ровная, аккуратная и симпатичная. В такой совсем нестыдно подарить его новое и даже оригинальное устройство... точнее не совсем устройство, а сюрприз.
"Главное - настроение!" - Вспомнил он папины слова и важно поднял вверх указательный палец. - "В дурном настроении ничего хорошего не сделаешь."
Палец был в клее. Мастерская лучше подходила для всякого рода дел, когда приходилось мусорить или случалось пролить что-нибудь нечаянно на стол или даже на пол. Никто за это не ругался, потому что в мастерской так часто бывает. Это в гостиной должен быть идеальный порядок и образцовая чистота на случай неожиданного прихода гостей.
Папа ещё несколько раз заглядывал с предложением помощи, а после мама позвала ужинать, потому что не всё сгорело, пока они спорили с папой о научных приоритетах. Вообще, об этих самых приоритетах много спорят, особенно когда несколько человек придумали одно и то же, примерно в одно и то же время. Попробуй тут разберись, кому первому в голову пришла светлая мысль. Тогда взрослые начинали спорить хуже маленьких.
Это после ужина перед сном Никита про "приоритет" вспомнил.
"Хотя, важнее должно быть не кто и когда, а что именно и насколько интересно-полезно для всех остальных."
Никита очень бережно-аккуратненько упаковал сюрприз в коробочку и поставил её в ранец. Теперь главное, чтобы всё сохранилось без повреждений до вручения. Помятый подарок никому неинтересно получать.
"Вот ещё бы вручить его как-нибудь неожиданно." - Никита никак не мог придумать повод для передачи коробочки с сюрпризом. - "Вот, если бы я был суперменом! Ну ладно, не я. Если бы у меня был знакомый супермен... я бы его попросил, а он: Вжик! Бац! И пожалуйста - всё готово. Сюрприз доставлен-вручен в целости и сохранности. Очень неожиданно и незаметно, но эффектно."
Никите хотелось подружиться с Иринкой, только он не знал с чего всё начать. Друзей мальчишек-ровесников в детском саду и во дворе у него было много, только они уже перешли во второй класс, а Никита только-только пришёл в первый. В классе он ещё ни с кем не успел так уж совсем по-дружески начать общаться... не получалось пока.
Надеяться на то, что со временем само всё случится можно только если у вас этого времени много и вы никуда не спешите.
Никита не спешил, но и ждать тоже не хотел.
***
Глава третья
Цветочки-лепесточки
Тик-тик, тик-тик... Тикали часы над классной доской, в полной тишине. Секундная стрелка прыгала с одного штришочка на другой. По кругу.
Вот почему дольше всего приходится ждать того, что должно случиться побыстрее? Наверное, потому что остальное кажется совсем необязательным и даже лишним, просто отнимающим время. А тут целых четыре урока и три перемены! Никита еле-еле дождался пока этот учебный день закончится и Элеонора Вениаминовна, дав наставления, отпустит их по домам.
Сначала Славка хотел провожать Иринку и крутился около неё после уроков, но узнав, что Никита тоже сегодня вызвался в сопровождающие, вспомнил о каких-то очень важных делах. Ничего странного. Сначала забыл человек о важных делах, а после вспомнил. Так бывает. Остальное просто совпадения.
"Ну и хорошо," - подумал Никита, - "меньше любопытных будет."
Шли они с Иринкой, не спеша, потому что погода была хорошая. Иринка просто шла или прыгала на одной ножке, а Никита нёс два ранца. С ними не попрыгаешь и ещё там коробочка была с сюрпризом. Ею трясти нельзя, потому что всё могло испортится.
- Тебе не тяжело? - Спросила Иринка, вспрыгивая на бордюрчик.
- Нет. Совсем не тяжело. - Твёрдо по-мужски ответил Никита.
Конечно, Иринка не собиралась забирать у него свой ранец, чтобы самой нести. Просто так спросила, из вежливости. Да и Никите действительно совсем было не тяжело. Подумаешь два ранца! На даче ему доверяли целую поленницу дров перетаскать и уложить, а это много, гораздо больше чем два ранца первоклассников.
Так они и шли, болтая о том, о сём и ни о чём. Это значит обо всём сразу. Настроение было даже лучше погоды. Отличное было настроение.
После они ещё на качелях качались и на каруселях катались. Там на детской площадке разные качели-карусели были: и где по одному качались, и где вдвоём можно было, и даже целой компанией.
Вот когда они на качелях качались по очереди, Никита и переложил свою коробочку с сюрпризом в ранец Иринки. В карман для второй обуви. Этот карман всё равно пустой был -на улице ещё сухо, поэтому вторую обувь в школе не требовали, и физкультуры сегодня в расписании не было. Только Иринке Никита ничего не сказал, не потому что постеснялся, а для того чтобы сюрприз по-настоящему неожиданным оказался. А может всё-таки потому что постеснялся. Только в этом он даже самому себе не признавался. Стесняться Никита считал неправильным, а не стесняться у него не всегда получалось.
После он, конечно, сразу поспешил домой, чтобы не очень сильно нарушить мамин режим. Ещё нужно было успеть покушать, помыть за собой посуду, отдохнуть, подготовиться к школе. Но в первую очередь покормить Светика, ведь рыбка не виновата, что все очень заняты и целый день отсутствуют. После этого можно будет спокойно дожидаться, что скажет Иринка, когда найдёт коробочку. Хотя... спокойно, скорее всего, не получится. Все всегда волнуются: понравятся их подарки или совсем не понравятся, или не очень.
Ещё, кроме волнительности, ожидание оказалось долгим-предолгим. Оно всё тянулось и тянулось.
"Неужели будущая отличница и староста класса может столько времени не заглядывать в свой ранец? Просто удивительно!" - Никита прохаживался по комнате, как папа.
Валяться на диване или смотреть в окно ему уже надоело.
Ожидание по-прежнему всё тянулось, тянулось и не заканчивалось. Вот родители пришли с работы. Папа даже успел сходить в магазин второй раз за тем, что они забыли купить в первый.
Никита даже начал думать, что его коробочка по дороге выпала и потерялась, но тут запиликал телефон. Он лежал на столе на самом видном месте и тоже ждал. На экране появилось толи растерянное, толи рассерженное лицо Иринки.
- Алло. - Никита постарался спокойно сказать, чтобы никакого волнения в голосе не чувствовалось.
- Никита, это ты мне горшочек с цветочком в ранец подложил? - Строго спросило Иринкино изображение.
Пока совсем непонятно было, рада она подарку или не очень, или совсем не рада, а может даже сердится.
- Я. - Честно признался Никита.
- А почему ты мне ничего не сказал?
- Это был сюрприз. - Пояснил Никита. - Сюрпризы всегда должны быть неожиданными. Так принято.
- Пусть так принято, только всё равно предупреждать нужно. Теперь от твоего сюрприза ничего не осталось. Точнее один горшочек.
В голосе Иринки появились извиняющиеся нотки.
- Почему? - Очень удивился Никита, такого развития событий он совсем не предполагал.
- Потому что предупреждать нужно. Я же тебе сказала. - Теперь Иринка точно сердилась, наверное, за то, что её не поняли с первого раза. - Мне горшочки с цветами Славик всё время дарит и после звонит без конца - полила я их или не полила и правильно ли ухаживаю.
- Зачем? - Не понял Никита.
Он не зал, что Славка Иринке цветочки дарит и по телефону "без конца" звонит.
- За цветочками. Я же уже сказала. Проверяет полила я их или не полила, правильно за ними ухаживаю или неправильно. Нашёлся руководитель. - Надула губки Иринка и заговорила Славкиным голосом, очень похоже передразнивая. - Вот эти нужно на Солнышко передвинуть. Они свет любят. А эти в тень. У них от света листочки пожелтеть могут.
- Не... Я звонить про ухаживание за цветами не буду. Я в них ничего не понимаю.
Никита подмигнул Светику, которая подплыла к самому стеклу аквариума и поворачивалась то одним боком, то другим, явно прислушиваясь к разговору.
- Мне эти цветы больше рекламы посреди мультфильмов надоели. - Продолжила Иринка. - Понятно?
- Понятно. - Кивнул Никита. - Ну извини, я же не знал. Просто я думал, что все девчонки любят с цветами возиться.
- Я - не все! Я люблю горные лыжи и стрелять в тире из пневматической винтовки!
- Ну я же не знал... извини. - Совершенно растерянно повторил Никита, пожимая плечами.
Правда, это пожимание Иринка не увидела. На экране только Никитино лицо помещалось.
В общем пожал он плечами и подумал: "Совсем непонятные эти девчонки. Особенно Иринка. Стрелять ей нравится больше чем с цветочками возится. Кто бы мог подумать?"
Они чуть-чуть помолчали, глядя друг на друга.
- Ладно. Это ты меня извини. Неудобно так получилось... А это был простой-настоящий цветок или с твоими штучками? - Снова заговорила Иринка.
- Не со "штучками", а с устройствами. В остальном совершенно настоящий цветок с нашей дачи. Мы там в субботу порядок наводили. Если бы ты его поставила на окошко и полила... Он бы замахал листиками, приподнялся над горшочком... а после... - Никита немного замялся.
- А после он маму мою перепугал почти до самого глубокого обморока.
Весь экран заняли нахмуренные Иринкины брови.
- Это как? Я твою маму никак не планировал пугать. Я вообще совсем никого пугать не хотел. - Никита снова пожал плечами и даже развёл руками, исчезнув при этом с экрана.
- Никита, ты где?
- Вот он я. Что случилось?
Никитино лицо снова появилось на экране.
- Мама у меня цветы любит и Славик ей очень нравится. Они с Барсиком... не Славик. Мама с Барсиком. Это наш кот. Он тоже цветы любит. Мама говорит, что ему витаминов не хватает. Вот мама твой цветочек на окошко поставила и полила, а он вспорхнул. Барсик его сразу сцапал и скушал, а после глаза выпучил и сказал маме твоим голосом: "А я знаю, кто с тобой хочет дружить! Никита".
- И что мама сказала? - Заволновался от неожиданности происшествия Никита.
- Мама сказала: "Ой". Даже хотела упасть в обморок, но удержалась.
Иринка куда-то повернулась и послышался строгий женский голос: "Это тот самый Никита? Дай-ка, я на него взгляну." На экране появилось лицо какой-то тёти, по-видимому, Иринкиной мамы.
- Здравствуйте. - Сказал Никита, хлопая ресницами.
- Здравствуй, здравствуй, ухажёр. Ты, пожалуйста, больше такие сюрпризы нам не подкладывай. - Сказало лицо Иринкиной мамы.
- Я не ухажёр, я одноклассник. - Начал было оправдываться Никита, но на экране снова появилась Иринка, а её мама исчезла.
- Да, да. - Сказала Иринка. - Ты уж, пожалуйста, предупреждай, когда что-нибудь неожиданное задумаешь.
- Тогда это не сюрприз будет. Сюрприз - это когда что-то неожиданное. Ожиданное - это совсем неинтересно и не сюрприз. - Второй раз принялся Никита терпеливо объяснять, что такое настоящий сюрприз.
- Может и неинтересно, зато мама в обморок падать не будет. А как цветочек вспархивал? Там пружинки были? Да? Барсик ими не отравится?
- Не отравится твой Барсик. Там антигравитатор из деталек, которые меньше рисовых зёрнышек, был встроен. Нечем там отравляться. - Буркнул Никита.
Выходит, что зря он старался целых два дня. Ничего хорошего, интересного и красивого у него не получилось. Всё Барсик сожрал, которому витаминов не хватает. Ел бы свои витамины на улице, там вон сколько ещё зелёной травки.
- Ладно, не обижайся. Жалко, конечно, твой цветочек, но... Может Барсик подумал, что это такая птичка как цветочек, поэтому и сцапал. Может быть он просто сразу не разобрался. Я и без этого сюрприза буду с тобой дружить. - Улыбнулось Иринкино лицо.
- А со Славкой? - Недоверчиво спросил Никита.
- Дружить можно сразу с несколькими людьми, но с тобой я буду дружить больше. А что такое этот анти... грави... чего-то там ещё?
- Антигравитатор. Гравитация - это когда всё падает вниз на землю, а если гравитацию убрать, то падать ничего не будет, а если её повернуть в другую сторону, то может даже само взлетать.
- И Барсик теперь будет взлетать? Бедненький, он и так совершенно перепуган тем, что заговорил человеческим голосом. Даже мяукать боится, вдруг ещё чего скажет.
- Не будет твой Барсик летать. Устройство на тяжёлых котов не рассчитано было. Он же, наверное, толстый?
- Не толстый, а упитанный. - Вступилась за своего кота Иринка. - В нём всего восемь килограмм.
- Хорошо, пусть упитанный. - Согласно кивнул Никита, не хватало ещё из-за кота поссорится в самом начале дружбы. - И разговаривать он тоже не будет, всё сломалось.
Теперь разговором заинтересовалась Никитина мама.
- С кем ты там целый час болтаешь? - Спросила она, заглянув в комнату.
- С Ириной, с одноклассницей. Мы по делу.
- Не сомневаюсь. Попрощайся и приходи ужинать. - Кивнула мама.
Пришлось с Ириной попрощаться. Мама считала, что чужие телефонные переговоры не могут быть важнее объявленного ею приёма пищи. Но, когда она разговаривала по телефону с какой-нибудь тётей, то это могло оказаться неотложнее всего остального, даже очень срочного, по мнению папы и Никиты. А если папа намекал на нарушение заведённых правил, то мама говорила, что в любом правиле есть исключения и без исключений правила оказываются неправильными.
Не было исключений только в правиле, которое определяло обязательность выполнения Никитой домашних заданий. Ни одного.
День заканчивался, точнее даже вечер заканчивался. Кому он больше всего запомнится? Ирине, Ирининой маме или Барсику?
"Всё-таки был толк от цветочка с сюрпризом! Он погиб в пасти хищного Барсика, но свою задачу выполнил - Иринка всё услышала. Хотя, конечно, цветочек жалко."- Думал Никита, снова разглядывая потолок с полосами-тенями от штор, сквозь которые пробивался свет фонарей под окном. - "Вот если бы Светик была настоящей Золотой рыбкой! Нет, она, конечно, настоящая, а никакая не искусственная. Вуалехвост! Но... Вот если бы она была настоящей волшебной Золотой рыбкой! Если бы она могла исполнять всякие разные желания. Можно было бы её попросить помочь. Тогда бы не Иринина мама взялась с Барсиком поливать цветок, а Ирина сама. Тогда всё бы получилось, как задумывалось, без всяких недоразумений и происшествий. Хорошо ещё что Иринина мама не упала по-настоящему в обморок. А то набила бы себе шишку. Совсем неловко получилось бы. Она, может, даже Ирине запретила бы дружить с таким мальчиком, как я. От которого только одни сюрпризы ожидать можно. Она бы настаивала на дружбе со Славкой. Славка дарит цветы без сюрпризов."
Теперь Иринку Никита называл Ирина. Нельзя же друзей невежливо назвать. Нет, может и случится такое, если появятся временные разногласия в виде ссоры, но совсем не на долго. С настоящими друзьями долго ссорится не получается... да и не нужно. С друзьями нужно дружить.
И Светику друг нужен. Ей одной скучно, особенно, когда дома никого нет. Дядя Митя тоже так думает и обещал принести ей для компании ещё одного вуалехвоста.
Тени пробежались по потолку и вернулись на своё место. Это машина на повороте фарами окно осветила.
"Интересная штука свет..."
Начал было думать Никита, но сам не заметил, как уснул.
***
Глава четвёртая
Хвост трубой
Это утро было обычное, и Никита шёл в школу обычной дорогой, и всё было обычней обычного- это значит, что ничего необычного вообще не было. Даже не предвиделось. И тут появился чёрный кот или кошка. Совсем чёрный или чёрная, если это кошка. Бывают чёрные из семейства кошачьих, у которых на лапках белые носочки или ещё где-нибудь что-нибудь светленькое. А у данной особи ничего светленького не наблюдалось. Зато наблюдались большие размеры вместе с упитанностью.
Никита подумал и решил, что пусть это будет кот, чтобы не путаться какое окончание ставить.
Кот вёл себя вызывающе, потому что спешил перейти дорогу Никите. Никита пошёл побыстрее, чтобы кот не успел. Тогда кот побежал и перебежал всё-таки Никите поперёк намеченного маршрута. Теперь он вообще завоображал. У него и сначала хвост торчал трубой, а после победы в соревновании ещё больше стал торчать. Очень гордо и демонстративно. Теперь кот важно, не спеша шествовал по клумбе к окошку в подвал.
Никита покачал головой. Не потому что боялся чёрных котов-кошек, а потому что стыдно ему в двадцать первом веке в возрасте семи лет иметь такие предрассудки. Впрочем, вполне возможно, что и у котов с кошками тоже встречались подобные заблуждения и неверное понимание. Вполне возможно, что котам с кошками тоже не нравилось, когда люди, особенно мальчишки, переходили им дорогу. Наверное, у них это тоже считалось дурной приметой. Вот от чего и получались гонки- кто быстрее.
"Ещё можно сложить крестиком пальцы за спиной. Незаметно." - Вспомнилось Никите, но стало совсем совестно за свою старомодность. В двадцать первом веке должны быть новые, прогрессивные предрассудки, а старые пора отменить! И запретить ими пользоваться и людям, и котам с кошками.