Аннотация: В школе интересней, чем думают в министерстве образования!
С. Васильев
Если в книге только стихи, то хочется рассказов, а когда одни рассказы, то не хватает стихов, а когда есть и то и другое, то хочется ещё чего-то...
В результате получился сборник рассказов, стихов, шуток, частушек, игр и прочего. В предлагаемую вниманию читателя подборку включены почти все рассказы и некоторые стихи, публиковавшиеся в печати.
Из сборника 'Школьные принадлежности':
Школьные принадлежности
Первая линейка в форме квадрата
Про учебный год
Взвешивание
У доски
Из хроники кабинета биологии
Контрольная (биология)
Паук
Определение плотности тела
Алхимик и наследственность
Монтаж отменяется
УУ
Сказка о школе
Языки
Даты и пираты
Домашнее задание
В поисках несправедливости
Ура, каникулы! Весна!
Физкультура и воспитание
Генеральная уборка
Творческие мучения
Подведение итогов
Тёмной ночью 21-го века
Разные взгляды
Марш отличника - Плач двоечника
Истории из истории
Школьные принадлежности
Главная школьная принадлежность -
Это, конечно, в учёбе прилежность!
Считают родители, учителя...
И, может быть, даже считают не зря.
Но нужно учитывать мнение прочих -
Учащихся, то есть сыночков и дочек.
Взрослые, жизнь-то разнообразна!
И разнообразностью этой прекрасна!
Учебники тоже нужны и тетради...
Тут сил мы напрасно на споры не тратим,
Ручки, резинки... и даже дневник,
Хотя к 'забыванию' он уж привык.
Мы тяжести эти таскаем в портфелях,
С одной лишь единственной, радужной, целью,
Чтоб там поместились и важные вещи,
Пусть папы назвали бы это всё резче.
Но как же девчонкам без украшений?
Мальчишкам же нужно вооруженье!
Одной ведь линейкой не победишь,
А только, пожалуй, что всех насмешишь.
Нам столько для школы нужно всего!!!
Что даже придумать за раз нелегко...
Портфель превратим мы в учебном процессе
В пиратский сундук и шкатулку принцессы!
Всё это влияет на настроенье,
Что очень существенно для постижения
Премудростей, хитростей, всяческих знаний,
Которых побольше, чем в расписании!
Жизнь ведь богаче учебных предметов -
Пора бы и взрослым, вспомнить про это!
Первая линейка в форме квадрата
Ещё весной Александр мирно ходил в детский садик и подобных проблем перед ним не возникало. А тут вот, здравствуйте! Он и не ожидал от мамы такого подвоха... Любовь к цветам перевесила любовь к сыну.
Если букет держать правильно, то ничего не видно, а если так чтобы всё видеть, тогда начинают возмущаться сосед с одной стороны или соседка с другой.
Александр был на линейке в первый раз и поэтому ещё не знал, как себя вести. Он вздохнул и повернул букет хвостиком вверх.
- А так можно? - тихонечко спросил сосед.
- Ни в коем случае, - важно заявила ушастая соседка.
- Пока мама не видит, - можно, - нашёл компромиссное решение Александр.
Теперь у него появилась возможность крутить головой и рассматривать всех вокруг. Ученики были выстроены квадратиком. По трём сторонам, так что самые большие одинадцатиклассники оказались напротив первачков. А четвёртую сторону заняли разные важные дяди и тёти.
- Какая же это линейка, если получился квадрат? - удивился Александр.
- Подумаешь, умник! - фыркнула соседка и затараторила. - Даже если нас в круг выстроят, всё равно будет называться 'линейка'! Потому что 1 сентября! Так каждый год бывает! Мне старшая сестра говорила, а она уже во втором классе!
Хорошо, что слово взял представительный дядя, которому тоже было жарко, но он мужественно терпел, как и первоклассники. Вокруг зашептались: 'Директор! Директор! Тише! Директор!'... И соседка замолчала. 'Директор!' - звучало солидно и требовало к себе уважения.
Это старшеклассники знали, что директора зовут Иван Иванович, а первачки думал, что дядю зовут Директор.
Директор Иван Иванович торжественно осмотрел ряды нарядных школьников от первого класса до одиннадцатого. Только Александру показалось, что посередине директору захотелось грустно вздохнуть, но он сдержался. Прямо перед Иваном Ивановичем, вот уже третий год подряд, в очередном седьмом классе стояли Фуфырчиков и Демидролов. Каждый год классы переходили на новое место, а эти двое упорно торчали напротив...
Потом говорили другие дяди и тёти, все всех поздравляли и желали успехов, обещали много удивительного ... Только сейчас Александру больше хотелось мороженного. Свежеиспечённый под солнышком первоклассник усилием воли прогнал признаки проявления слабости и малодушия: он теперь школьник, и перед ним открыты перспективы и горизонты - через одиннадцать лет он окажется на противоположной стороне... главное терпение и усердие.
А потом громко заиграла музыка и Елена Ивановна повела первый класс по 'кругу почёта', который тоже оказался квадратом. Но Александр уже не возражал... У него появилось подозрение, что во взрослой жизни не всё называют так, как есть на самом деле.
Вечером, после торжественного обеда, мама заглянула на школьный сайт.
- Ой, смотрите! - позвала она всех. - Здесь уже фото с линейки разместили.
На общей фотографии первоклассников лучше всех было видно Александра, а у всех остальных из-за букетов торчали только чубчики и бантики.
- Оригинал! Весь в папочку! - вздохнула мама.
- Просто первоклассникам нужно выдавать букеты по росту, а не самый большой в магазине, - вступился за сына папа, он тоже не любил ходить с букетами. - Вот завтра будет легче, завтра только портфель нести.
Про учебный год
Николай, с неподходящей для троечника фамилией Передовиков, с удивлением рассматривал карманный календарик. Календарь, на зависть всем одноклассникам, был с портретом директора! А что? Чем Иван Иванович хуже Филиппа Киркорова?
Только сейчас Передовикова волновала совсем другая его сторона. Наконец он сформулировал вопрос и толкнул в бок друга Мишу Сёмушкина, отвлекая его от усвоения нового материала.
- Миш, смотри, какая вопиющая несправедливость!
- Ну, чего ещё?
- Ты только посмотри, что творится!
- Что и где творится? - обречённо спросил Миша.
Сёмушкин был отличником. А с Николаем они начали дружить ещё за много лет до того, как суровый учебный процесс разделил всех на 'успевающих' и опаздывающих, то есть 'отстающих'.
- Смотри! - Николай для наглядности водил пальцем по календарю. - В первом полугодии четыре месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Правильно?
- Ну, да...
- А во втором пять: январь, февраль, март, апрель, май! Вот тебе и ПОЛУгодие! Если бы я так девять на два разделил, что бы мне Ольга Николаевна поставила?
- Разницу.
- Какую?
- Ну, пять минус четыре...
- Вот! Даже двойки бы не поставила, - Передовиков был горд своим открытием и сразу выдвинул предложение. - Нужно месяц май передать летним каникулам - для восстановления справедливости!
- Лично я не возражаю, - Сёмушкин поддержал инициативу друга, потому что каникул много не бывает при любой успеваемости.
- И ещё нужно выровнять все четверти! По самой короткой! Не может же одна 'одна четвёртая' быть больше другой 'одной четвёртой'! Это противоречит элементарной математике! - Николай настолько был возмущён несправедливостью, что начал употреблять научные термины, обычно он себе этого не позволял. - И каникулы нужно привести в соответствие! Выровнять по самым большим!
- Не выйдет. Нестыковочка получается.
- Это почему?
- Потому что если брать самые длинные - весенне-летние - май, июнь, июль, август, то понадобится 16 месяцев. А в году их всего 12.
- Жаль... - расстроился Передовиков и для верности пересчитал месяцы в календаре.
Как ни печально, их было 12. После почёсывания затылка число месяцев не изменилось.
- А Славка, вообще, предлагает поменять четверти и каникулы местами, - постарался утешить друга Михаил.
- Не-е, не пойдёт.
- Почему?
- Летом загорать полагается и витамины поглощать. Представь: мы все в плавках и купальных костюмах хрумкаем яблоками на литературе, - Николаю даже как то неудобно стало за себя и одноклассников. - Что скажет Галина Петровна? Уж не будем говорить о том, что она подумает...
- Ну, да... и здесь нестыковочка.
- А учителей нужно беречь! Их мало.
- Согласен - численный перевес явно на нашей стороне, - Сёмушкин начал проникаться сложностью ситуации, даже свёл брови в задумчивости. - Проблема требует изучения и осмысления...
Михаил любил трудные задачи, особенно неразрешимые.
Только тут прозвенел звонок, и друзья побежали в буфет. Потому что, если правила деления учебного года ещё предстояло выяснить, то 'буфетный' закон давно всем известен: 'Чем позже придёшь - тем дольше стоять в очереди!'
Взвешивание!
Как-то утром папа Михаил Дмитриевич решил заняться воспитанием сына Дмитрия Михайловича, который ещё оказался и учащимся четвёртого класса.
- Давай, - говорит Михаил Дмитриевич, - взвесим все 'ЗА' и 'ПРОТИВ'!
- Давай взвесим, - согласился Дмитрий Михайлович.
Поскольку, если уж человеку чего-нибудь захотелось, то нужно дать ему возможность реализовать это желание. Не давать реализовывать желание - негуманно... а папе ещё и трудно, и опасно.
В этот раз камнем преткновения стал портфель сына, потому что папа об него споткнулся... или преткнулся... как правильно?
Папа изобразил такие весы как в аптеке, только очень большие, а потом начал раскладывать на одну чашку одно, а на другую - другое. Михаил Дмитриевич раскладывал, а Дмитрий Михайлович внимательно наблюдал, чтобы не было обвеса или другой несправедливости.
Только это колбасу просто взвешивать, а здесь мнения могут различаться, причём существенно.
- Вот учиться нужно? - поинтересовался папа.
- Нужно! - бодро ответил учащийся четвёртого класса, поскольку иногда своё мнение лучше держать при себе.
- А зачем тебе пистолет? - спросил папа, извлекая из портфеля бластер последней модели.
- Вот, нужен он в школе? Нет! - папа опять поднял две ладони и раскладывал аргументы в свою пользу.
- Помогает он в учёбе? Нет! - левая папина ладонь опускалась всё ниже.
- Может быть, с ним портфель становится легче? Нет! - ладонь опустилась до предельной отметки. - Ни одного аргумента 'за'!
Сыну пришлось промолчать, потупив взор. Как объяснить взрослому и образованному человеку, что бластер крайне необходим для выполнения домашнего задания: если Вовке не дать пострелять, то он не даст списать...
Дмитрий Михайлович обошёл папу с другой стороны, и левая ладонь Михаила Дмитриевича стала для него правой, а все 'НЕТ' превратились в 'Да'.
Тут мама позвала всех завтракать. Мама всегда говорила, что всё нужно делать 'вовремя!'. Вот и сейчас завтрак случился 'вовремя', поскольку папе пришлось завершить и взвешивание, и наставления.
Из этой поучительной истории четвероклассник Дима сделал исторические выводы:
во-первых, всё относительно;
во-вторых, утренние наставления короче;
в-третьих, важные решения взрослым доверять нельзя;
в-четвёртых, нечего разбрасывать портфели на дороге - это главное!
У доски
Усердно шевеля губами,
Изображая счёт 'в уме'...
И даже двигая ушами,
Чтоб было легче голове...
Я у доски решал задачу.
Ну не решал, а делал вид,
А вдруг всё кончится иначе -
Звонок с урока прозвенит...
Или случится озаренье,
Или подскажет кто-то вдруг...
Тут важно, как нигде терпенье!
Ну ... и ещё хороший слух.
Из хроники кабинета биологии
Скелет Феликс Матвеевич считался уже заслуженным работником образования, но по-прежнему брал на себя повышенные обязательства. По ночам он вытирал пыль с экспонатов. Только в силу преклонного возраста последнее время стал задрёмывать, не окончив работы. Поэтому мужественная Маргарита Вениаминовна каждое утро приходила раньше всех и провожала его на место.
Глафира, несмотря на сорокалетний стаж чучела, своих вороньих привычек не забывала и таскала в гнездо всё блестящее. При очередном переполнении закромов дно гнезда проваливалось, и некоторые счастливчики могли обнаружить исчезнувшие ранее точилки, значки, брелки, пуговицы и даже сотовые телефоны. А завхоз Надежда Васильевна однажды нашла связку ключей массой 1,5 килограмма, потерянную в прошлом году.
Больше всего неудобств учащимся доставлял экран успеваемости, которым заведовало старательное и трудолюбивое приведение Кеша. Среднеклассники были убеждёнными реалистами и понимали, что сама Маргарита Вениаминовна так часто и столько много оценок выставлять не в силах, ей же ещё нужно было к урокам готовиться. Поэтому в своей плохой успеваемости винили Кешу, но он был осторожным приведением и днём никому не показывался.
Портрет амёбы Варвары Митрофановны кисти неизвестного школьного живописца прошлого века обладал магическим свойством - при подробном его рассматривании учащиеся засыпали, и разбудить их мог только звонок с урока, а в экстремальных случаях - локоть соседа. Когда с портрета стирали пыль, Варвара Митрофановна становилась ещё краше... можно сказать, неотразимой.
В джунглях на подоконнике водились дикие звери, поэтому девочки боялись одни поливать растения после уроков. Они просили остаться мальчиков, которые мужественно соглашались, презрев опасности. Скорее всего, только благодаря этому пока никого не съели.
Зимой единственным живым, но сонным, экспонатом был паук Федя. При повышении температуры к нему добавлялись мухи, но их численность всё время менялась. Общественность подозревала Федю... только, он отмалчивался. У паука был тяжёлый характер, и он вообще никогда не улыбался.
Маринованная лягушка Василиса, напротив, всегда всем приветливо улыбалась, с интересом рассматривая окружающий её банку мир. Наверное, потому что это случалось нечасто. Большую часть времени Василиса проводила в заточении - в темном шкафу лаборантской, вместе с находившимися в аналогичном состоянии другими представителями пресмыкающихся. Больше всего её интересовали новые веяния в моде, но девчонки почему-то боялись подходить близко.
Контрольная (биология)
Взирало чучело вороны
На класс, пыхтящий над контрольной.
Листок с ответом незаметно
По классу тихо пробирался.
С презрением смотря на это,
Скелет ехидно ухмылялся.
И всё ехиднее, чем дальше,
Отличник что ли был он раньше?!
Ползла амёба по плакату,
Который год упорно вверх,
И воздух, весь густой, как вата,
Окутывал нас плотно всех.
А строгий взгляд поверх очков
Серьёзней был стальных оков.
И всё тянулось так неспешно,
Словно резиновое, время,
Но нужно досписать, конечно...
И Дарвин над доскою дремлет.
Ну... может, и не Дарвин вовсе,
Спрошу потом у друга Кости.
Ура! Уже звонок спасительный,
Из класса выпускает всех,
И мы бежим-летим стремительно,
И снова шутки, снова смех.
Эх, если б не контрольные работы,
То жизнь была б светла и беззаботна!
Паук
В углу сидел паук угрюмо,
Тяжёлую он думал думу,
Что жизнь устроена нелепо,
Поскольку раз в году лишь лето.
Всю зиму был паук не в духе,
Он ждал, когда проснутся мухи.
Сезон охотничий открыв,
И про опасности забыв,
Начнут летать и тут и там,
На радость разным паукам!
Хоть, правда, муха не бизон...
Но ведь и в мухе есть резон!
Определение плотности тела
Самое трудное в лабораторной работе это выполнить все инструкции по технике безопасности, потому что они мешают творческому процессу! Если их соблюдать, то никогда ничего не разобьётся, не взорвётся и даже не задымится!
Пётр Фёдорович строго смотрел поверх очков на семиклассников и выглядел монументом, поставленным, а честь дисциплины.
- Это настоящая исследовательская работа, поэтому нужно строго следовать описанию в учебнике, моим указаниям и замечаниям Спиридона Матвеевича!
Спиридон Матвеевич был лаборантом- пенсионером, упорно верившим в то, что инструкции могут спасти физкабинет от разрушения.
- Измерять будем плотность металлических цилиндриков, т.е. неодушевлённых предметов. - И Пётр Фёдорович выразительно посмотрел на Демидролова.
В прошлом году Юра захотел определить плотность лягушки из зооуголка начальной школы. Поэтому лабораторной работы не получилось: половину урока ловили лягушку, а остальное время собирали разновесы. И кто додумался делать такие маленькие гирьки!? Вот килограммовые потерять практически невозможно, о них бы все спотыкались.
Потом класс переписывал лабораторную после уроков, но Фуфырчиков и Демидролов были заняты более важными делами к величайшему удовольствию Спиридона Матвеевича.
А, вообще, жизненный опыт позволял третьегодникам Демидролову и Фуфырчикову не скучать, ни на каких лабораторных работах, да и всяких других уроках и мероприятиях...
На этот раз они были сосредоточенны и исполнительны, чем ещё больше усилили подозрения лаборанта-пенсионера. Для уравновешивания весов Александр Фуфырчиков даже пожертвовал запиской от самой красивой девочки в классе с волнующими сердце словами: 'Сам дурак!' и отрывая от неё кусочки нежно клал на левую чашку. Стрелка замерла в строго вертикальном положении. Теперь можно было открыть коробку с разновесами и смиренно посмотреть на Спиридона Матвеевича. Тот начинал нервничать.
- Вы уже третий год делаете эту работу, постарайтесь, пожалуйста, обойтись без жертв!
- Постараемся, - изобразил крайнюю степень послушания Фуфырчиков, но лаборант-пенсионер и не подумал переключить внимание на кого-нибудь ещё.
Пришлось Демидролову аккуратно поставить цилиндрик на левую чашку и терпеливо выставлять гирьки на правой. Потом они с Саней несколько раз пересчитывали, что у них получилось в сумме, но, ни разу результаты не сошлись...
- Что, плоховато у нас, уважаемые, с математикой? - ехидно заметил Спиридон Матвеевич.
- Да. И мы заметили много недочётов в работе Ольги Николаевны, - согласился Фуфырчиков. - Просто нам неудобно делать ей замечания.
Приближался торжественный момент измерения объёма при помощи измерительного цилиндра, который носил гордое имя 'мензурка'!