Можно ли считать психически нормальными людьми тех,
кто страдает "богофобией головного мозга"
Разбор текста:
Юрий Нестеренко
Можно ли считать верующих психически нормальными людьми?
Мои замечания на сей текст выделены так: **...**
Таким образом, верующий не получает никакого гарантированного выигрыша в гипотетической "будушей жизни" (в пользу существования которой нет ни единого довода), а вот в реальной настояшей проигрывает многое, подчиняясь всем этим бессмысленным ритуалам и ограничениям.
** Ну, а что получает безбожник в развитии и обогащении своей жизни в то самое время, как верующие тупо исполняют обряды и жуют цитаты из своих книг? Ведь если безбожие не приносит никому никакой реальной свободы и развития полноты ума и души, то оно ничем не ценнее веры в Бога...**
Могут возразить, что если даже такой неглупый человек, как Паскаль, всего этого не понял, то что взять с простых верующих? Можно ли говорить об их психических патологиях, если они просто не умеют логически рассуждать?
Вот как раз пример Паскаля показывает, что - можно. Ибо он в общем случае рассуждать, очевидно, умел - а вот как дело дошло до религии, так эта способность ему отказала. "Аргумент Паскаля" - это вовсе не логический вывод атеиста о целесообразности веры; это рационализация верующего, который пытается "задним числом" оправдать уже сидящую в его сознании иррациональную догму. В психиатрии подобные рационализации - дело весьма распространенное, и чем выше интеллект пациента, тем более изощренные и на первый взгляд убедительные формы они могут принимать. Хотя на самом деле всегда строятся на подсознательном игнорировании, избегании, вытеснении некоторых вполне несложных (и даже очевидных) соображений.
** Ну давайте в среде безбожников накопаем побольше данных про их "просветлённость" благодаря их безбожию... Только и всего! Чего уж проще? Ну и где конкретно эти данные лежат навалом?...**
Столь же несостоятелен аргумент в защиту религии, сводящийся к многочисленности ее приверженцев. Не только истинность, но и медицинская норма отнюдь не определяется большинством. Кариес, к примеру, наличествует практически у 100% населения, отчего не перестает быть патологией. Да, если бы все люди рождались со встроенной верой в определенный - один и тот же! - религиозный канон, это было бы весомым аргументом в пользу того, что кто-то (совсем не обязательно бог!) в них этот канон заложил. Но ничего подобного не происходит. В происхождении религиозной веры нет ничего загадочного и требующего привлекать неизвестные науке сущности. О религии как о коллективном неврозе писал еще Фрейд, и как раз здесь, в отличие от его пансексуальных теорий, он вполне убедителен.
Маленький ребенок живет в мире, в котором ему очень многое неизвестно, непонятно и страшно; он мало что способен сделать самостоятельно и постоянно нуждается в помощи и защите. Но у него есть родители, которые, в его представлении, все знают и все могут, к которым можно обратиться за утешением, у которых можно выпросить или заслужить хорошим поведением разные подарки, но которые в то же время и наказывают за плохое поведение. Поскольку ребенок еще ничего не знает о смерти, он считает бессмертными и родителей, и себя тоже. Для малыша это все нормально - ненормальным это становится, когда такое же представление о мире сохраняется и у взрослого человека, который, вынужденно признав, что его родной отец вовсе не всемогущ и не всеведущ, переносит все те же самые свойства на вымышленного "отца небесного" (в патерналистских обществах, в которых и формировались все монотеистические религии, главную роль в семье играет, естественно, отец, а мать - в лучшем случае заступница перед ним).
К тем же инфантильным комплексам относятся и представления о том, что все в мире существует "для чего-то", а не само по себе, и что у всего должна быть первопричина (при этом вопрос "а что тогда первопричина первопричины" в детскую голову не приходит - и если для ребенка это еще допустимо, то для взрослого уже симптом, реально используемый при постановке психиатрических диагнозов - например, на вопрос "если при крушениях поездов сильнее всего страдает последний вагон, как можно повысить безопасность пассажиров?" больные отвечают "отцепить последний вагон"). Сюда же относится и детская склонность "одушевлять" неодушевленные предметы (характерная не только для язычества, но и для монотеистических религий с их святынями). Ситуация усугубляется, когда на все это накладывается уже упомянутое вытеснение собственных пороков, перекладывание ответственности на вымышленных покровителей, которые спасут и позаботятся, и вымышленных врагов ("это меня черт попутал!")
Ну а когда люди с подобными психическими проблемами объединяются в сообщества, где их симптомы взаимно усиливают друг друга, когда обсцессивно-компульсивные расстройства принимают характер обязательных "священных" ритуалов, когда в этой нездоровой среде вызревают и прогрессируют фобии, параноидальные идеи и прочие формы патологии, вплоть до экстатических судорог и бреда с галлюцинациями - вот тогда мы и получаем клиническую картину, именуемую в просторечии религиозной жизнью.
** Но ведь куда ярче "клиническая картина" явления именуемая бытовой жизнью безбожников... Или вы в этом случае предпочтёте говорить только о жизни 5% лучших среди безбожников?
Давайте сравним по какому-то числу "социально статистических признаков"
5% лучших безбожников и 5% лучших верующих, а затем 30% худших безбожников и 30% худших верующих?
А поскольку атаки на верующих -любимое занятие для лиц моложе 35 лет, то вот давайте сравним выше указанные проценты именно на примере лиц в возрасте 24-35 лет... Среди верующих этого возраста мы найдём мерзавцев (и мерзавок) по 3-8 человек на 100. А среди безбожников мы таких найдём примерно по 75 человек на 100!!!... **