В тот день, когда окончательно исполнится дело искупления, все сердца и умы сольются в одно чувство, в одну мысль, и тогда падут все стены, разъединяющие народы и исповедания. Но теперь каждому важно знать, какое место отведено ему в общем призвании христиан, то есть какие средства он может найти в самом себе и вокруг себя, чтобы содействовать достижению цели, поставленной всему человечеству.
== И не мешало бы всяким нагловатым безбожникам позаботиться, чтобы у них на самих себя в истории мира был похожий обширный взгляд, разработанный во многих книгах за пару столетий и плодотворно выраженный хотя бы в паре монографий...
Интеллектуальной высоты в теории -у безбожников нет и не предвидится. Об этом говорит вся практика трехсот лет лепета ихней литературы.
Тем более у безбожников нет ничего равноценного с христианским самовозвышением и самоочищением хотя бы немногих людей каждого поколения. Последнее обстоятельство весьма примечательно по той причине, что почти все вероисповедания имеют понятие о самовозвышении и самоочищении. Причина этого в том, что безбожие по своей сути -выражение духовного отребья конкретного человека. Безбожника не озабочивает, что в жизни полнёхонько преступников и хамов которые -тоже безбожники. "Раз я с такими не общаюсь -значит я не такой!...". Неужели?! ==
Отсюда необходимо возникает особый круг идей, в котором и вращаются умы того общества, где эта цель должна осуществиться, то есть идея, которую Бог открыл людям, должна созреть и достигнуть всей своей полноты. Этот круг идей, эта нравственная сфера, в свою очередь, естественно обусловливают определенный строй жизни и определенное мировоззрение, которые, не будучи тождественными для всех, тем не менее создают у нас, как и у всех не европейских народов, одинаковый бытовой уклад, являющийся плодом той огромной 18-вековой духовной работы, в которой участвовали все страсти, все интересы, все страдания, все мечты, все усилия разума.
== И вот за высказывания подобного рода, которых тут очень много, Николай 1 объявил Чаадаева помешавшимся?!
А если бы не объявил помешавшимся, то отправили бы Чаадаева в ссылку или на каторгу... Если это тоже правда, то насколько вероятно, что Николай 1 проявил себя исключительно умным и доброжелательным человеком?
Напомню всем, что Николай 1 назвал Пушкина "умнейшим человеком, какого я видел", что Николай 1 взял на себя и такую заботу, как быть для Пушкина цензором, что Николай 1 одобрил текст и публичное исполнение "Ревизора" Гоголя...
Почему вы убеждены, что "строй самодержавия" запросто позволял отправить на каторгу первого прохожего на улице или избавить от наказания за убийство? (Как является нормой России даже в 2015 году!!...) ==
Все европейские народы шли вперед в веках рука об руку; как бы ни старались они теперь разойтись каждый своей дорогой, - они беспрестанно сходятся на одном и том же пути. Чтобы убедиться в том, как родственно развитие этих народов, нет надобности изучать историю; прочтите только Тасса, и вы увидите их все простертыми ниц у подножья Иерусалимских стен. Вспомните, что в течение пятнадцати веков у них был один язык для обращения к Богу, одна духовная власть и одно убеждение. Подумайте, что в течение пятнадцати веков, каждый год в один и тот же день, в один и тот же час, они в одних и тех словах возносили свой голос к верховному существу, прославляя его за величайшее из его благодеяний. Дивное созвучие, в тысячу крат более величественное, чем все гармонии физического мира!
== Напомню всем, что к моменту писания этих статей Чаадаев успел почти три года проездить по Европе. В отличие от Пушкина. Который даже в российской Варшаве или в Прибалтике ни разу не побывал. А ведь Польша и Прибалтика в те времена были лицом Европы. ==
Итак, если эта сфера, в которой живут европейцы и в которой в одной человеческий род может исполнить свое конечное предназначение, есть результат влияния религии и если, с другой стороны, слабость нашей веры или несовершенство наших догматов до сих пор держали нас в стороне от этого общего движения, где развилась и формулировалась социальная идея христианства, и низвели нас в сонм народов, коим суждено лишь косвенно и поздно воспользоваться всеми плодами христианства, то ясно, что нам следует прежде всего оживить свою веру всеми возможными способами и дать себе истинно христианский импульс, так как на Западе все создано христианством. Вот что я подразумевал, говоря, что мы должны от начала повторить на себе все воспитание человеческого рода.
== Как себя почувствовал Николай 1 прочитав этот абзац?... В тогдашней России даже церковное движение обязательно являлось настоящей революцией... ==
Вся история новейшего общества совершается на почве мнений; таким образом, она представляет собою настоящее воспитание. Утвержденное изначала на этой основе, общество шло вперед лишь силою мысли. Интересы всегда следовали там за идеями, а не предшествовали им;
убеждения никогда не возникали там из интересов, а всегда интересы рождались из убеждений.
Все политические революции были там, в сущности, духовными революциями: люди искали истину и попутно нашли свободу и благосостояние. Этим объясняется характер современного общества и его цивилизации; иначе его совершенно нельзя было бы понять.
Религиозные гонения, мученичество за веру, проповедь христианства, ереси, соборы - вот события, наполняющие первые века. Все движение этой эпохи, не исключая и нашествия варваров, связано с этими первыми, младенческими усилиями нового мышления.
Следующая затем эпоха занята образованием .иерархии, централизацией духовной власти и непрерывным распространением христианства среди северных народов. Далее следует высочайший подъем религиозного чувства и упрочение религиозной власти.
Философское и литературное развитие ума и улучшение нравов под державой религии довершает эту историю новых народов, которую с таким же правом можно назвать священной, как и историю древнего избранного народа. Наконец, новый религиозный поворот, новый размах, сообщенный религией человеческому духу, определил и теперешний уклад общества. Таким образом, главный и, можно сказать, единственный интерес новых народов всегда заключается в идее. Все положительные, материальные, личные интересы поглощались ею.
Я знаю - вместо того, чтобы восхищаться этим дивным порывом человеческой природы к возможному для неё совершенству, в нем видели только фанатизм и суеверие;
но что бы ни говорили о нем, судите сами, какой глубокий след в характере этих народов должно было оставить такое социальное развитие, всецело вытекавшее из одного чувства, безразлично - в добре и во зле.
== А исступление россиянина от желания "иметь много денег" -чем отличается от фанатизма и суеверия?! ==
Пусть поверхностная философия вопиет, сколько хочет, по поводу религиозных войн и костров, зажженных нетерпимостью, - мы можем только завидовать доле народов, создавших себе в борьбе мнений, в кровавых битвах за дело истины целый мир идей, которого мы даже представить себе не можем, не говоря уже о том, чтобы перенестись в него телом и душой, как у нас об этом мечтают.
== И в самом деле... Вот этот абзац можно отнести к числу 10 главных постулатов работы Чаадаева. И значит его надо или дальше растолковать, или опровергнуть, прежде чем криво и косо смотреть на церковь, на религию, на верующих. Кто в быту хуже и подлее -верующий человек, на которого хочется плюнуть, или человек неверующий, на которого тоже захотелось плюнуть?
На 10 000 верующих вы найдёте 15-35 "препротивных людей" -это правда. А сколько таких людей вы найдёте всего на 100 неверующих? ==
Еще раз говорю: конечно, не все в европейских странах проникнуто разумом, добродетелью и религией, - далеко нет. Но все в них таинственно повинуется той силе, которая властно царит там уже столько веков, все порождено той долгой последовательностью фактов и идей, которая обусловила современное состояние общества.
Вот один из примеров, доказывающих это. Народ, физиономия которого всего резче выражена и учреждения всего более проникнуты духом нового времени, - англичане, - собственно говоря, не имеют иной истории, кроме религиозной. Их последняя революция, которой они обязаны своей свободою и своим благосостоянием, так же как и весь ряд событий, приведших к этой революции, начиная с эпохи Генриха VIII, - не что иное, как фазис религиозного развития. Во всю эпоху интерес собственно политический является лишь второстепенным двигателем и временами исчезает вовсе или приносится в жертву идее. И в ту минуту, когда я пишу эти строки, все тот же религиозный интерес волнует эту избранную страну. Да и вообще, какой из европейских народов не нашел бы в своем национальном сознании, если бы дал себе труд разобраться в нем, того особенного элемента, который в форме религиозной мысли неизменно являлся животворным началом, душою его социального тела, на всем протяжении его бытия?
== "Особенные элементы" "национального сознания" толпы населяющей Россию - "где бы денег раздобыть, убью за деньги!" и "на кого бы тут донос сделать"? Доносительство является принципом писателей и читателей на сайтах Проза.ру и Стихи.ру. Уж если оно процветает в этом "собрании благородных людей", то что же процветает в толпах быдла которое за 50 лет после школы не прочитает в книге и 10 строчек (строчек... не страниц...)? ==