Идеи эти, возникающие посредством взаимного соприкосновения душ и в силу таинственного начала, которое увековечивает в созданном сознании действие сознания верховного, поддерживают жизнь природы духовной таким же порядком, как и сходное соприкосновение и аналогичное начало поддерживают жизнь природы материальной. Так продолжается во всем первичное воздействие; так оно выливается окончательно в некое Провидение, постоянное и непосредственное, простирающее свое действие на всю совокупность существа.
Раз это установлено, ясно, что нам ещё должно исследовать: нам остается лишь проследить движение этих традиций в истории человеческого рода, чтобы выяснить, каким образом и где идея, первоначально вложенная в сердце человека, сохранилась в целости и чистоте.
Письмо шестое
Можно сказать, каким образом среди стольких потрясений, гражданских войн, заговоров, преступлений и безумий - в Италии, а потом и в прочих христианских государствах находилось столько людей, трудившихся на поприще полезных или приятных искусств; в странах, подвластных туркам, мы этого не видим.
Вольтер. Опыт о нравах.
Сударыня,
В предыдущих моих письмах вы видели, как важно правильно понять развитие мысли на протяжении веков; но вы должны были найти в них ещё и другую мысль: раз проникшись этой основной идеей, что в человеческом духе нет никакой иной истины, кроме той, которую своей рукой вложил в него Бог, когда извлекал его из небытия, - уже невозможно рассматривать движение веков, как это делает обиходная история. Тогда становится ясно, что не только некое провидение или некий совершенно мудрый разум руководит ходом явлений, но и что он оказывает прямое и непрерывное действие на дух человека. В самом деле: если только допустить, что разум твари, чтобы прийти в движение, должен был первоначально получить толчок, исходивший не из его собственной природы, что его первые идеи и первые знания не могли быть не чем иным, как чудесными внушениями высшего разума, то не следует ли отсюда, что эта сформировавшая его сила должна была и на всем протяжении его развития оказывать на него то самое действие, которое она произвела в ту минуту, когда сообщила ему его первое движение?
Такое представление об исторической жизни разумного .существа и его прогрессе должно было, впрочем, стать для вас совершенно привычным, если вы вполне усвоили себе те идеи, относительно которых мы с вами предварительно условились. Вы видели, что чисто метафизическое рассуждение безусловно доказывает непрерывность внешнего воздействия на человеческий дух. Но в этом случае даже не было надобности прибегать к метафизике; вывод неоспорим сам по себе, отвергнуть его - значит отвергнуть те посылки, из которых он вытекает.
Но если подумать о характере этого постоянного воздействия божественного разума в нравственном мире, то нельзя не заметить, что оно не только должно быть, как мы сейчас видели, сходно с его начальным импульсом, но и должно осуществляться таким образом, чтобы человеческий разум оставался совершенно свободным и мог развивать всю свою деятельность.
== И ведь на каждому пожелавшему "подумать" достанет сначала общей обширной информации по данной теме, а затем зоркости ума чтобы различить составные элементы этой темы и наконец сил ума, чтобы обстоятельно в теме разобраться...
Давайте условно считать, что элементарно в этой теме разобрался тот, кто смог написать 15 страниц размышлений и пояснений, например, чтобы мне или вам помочь, если мы ему сказали, что ничего по существу тут не понимаем.
Будем считать, что может быть преподавателем в ВУЗе по данной теме только тот, кто смог написать 90 страниц размышлений по этой теме.
И будем считать, что темой на научном уровне овладел тот, кто смог написать 250 страниц.
При таком условии -сколько на всю Россию мы найдём людей, которые смогут в данной теме разобраться?
У меня сильнейшее впечатление, что за 180 лет никто в этой теме не разобрался, она до сих пор является "поставленной для научного исследования".
И после этого подумаем, сколько по Руси людей, которые прочитав данный абзац у Чаадаева воображают что им всё в теме понятно, более того, что Чаадаев в основе не прав, поскольку имеет в виду "направление силой от Бога"?
В жизни везде и всюду по любому поводу мы видим "знатоков", которые сами себя чувствуют профессором ВУЗа который любую данную тему уже лет 20 мусолит на лекциях... Лет 50 назад мне взялась возражать дама, которая в отличие от меня не читала книжку о Конституции США, более того, за всю жизнь не прочитала и двух книжек, представляете?! ==
Поэтому нет ничего удивительного в том, что существовал народ, в недрах которого традиция первых внушений Бога сохранялась чище, чем среди прочих людей, и что от времени до времени появлялись люди, в которых как бы возобновлялся первичный факт нравственного бытия. Устраните этот народ, устраните этих избранных людей, - и вы должны будете признать, что не - В.В у всех народов, во все эпохи всемирной истории и в каждом отдельном человеке божественная мысль раскрывалась одинаково полно и одинаково жизненно, - а это значило бы, конечно, отрицать всякую индивидуальность и всякую свободу в духовной сфере, иными словами - отрицать данное.
== Я выше исправил чрезвычайно важную опечатку? Не пойду же я в библиотеку сверять данное место по 10 изданиям за 50 лет... ==
Очевидно, что индивидуальность и свобода существуют лишь постольку, поскольку существует разность умов, нравственных сил познаний. А приписывая лишь немногим лицам, одному народу, нескольким отдельным интеллектам, специально предназначенным быть хранителями этого клада, чрезвычайную степень покорности начальным внушениям или особенно широкую восприимчивость по отношению к той истине, которая первоначально была внедрена в человеческий дух, мы утверждаем лишь моральный факт, совершенно аналогичный тому, который постоянно совершается на наших глазах, именно что одни народы и личности владеют известными познаниями, которых другие народы и лица лишены.
== Тут следует утверждать, что "овладели познаниями" раньше других народов. И если бы конкретный народ не додумался до чего-то, то откуда мы знаем, что все другие народы тоже никогда бы не додумались сами до этого? ==
В остальной части человеческого рода эти великие предания также сохранялись более или менее в чистом виде, - смотря по положению каждого народа, и человек всюду мог идти вперед по предначертанной ему дороге лишь при свете этих могучих истин, рожденных в его мозгу не его собственным, а иным разумом; но источник света был один на земле. Правда, этот светильник не сиял, подобно человеческим знаниям; он не распространял далеко вокруг себя обманчивого блеска; сосредоточенный в одном пункте, вместе и лучезарный, и незримый, как все великие таинства мира, пламенный, но скрытый, как пламя жизни, он все освещал, этот неизреченный свет, и все тянулось к этому общему центру, между тем как с виду все блистало собственным сиянием и стремилось к самым противоположным целям *.
Но когда наступил момент великой катастрофы в духовном мире, все пустые силы, созданные человеком, мгновенно исчезли, и среди всеобщего пожара уцелела одна только скиния вечной истины. Только так может быть понято религиозное единство истории, и только с такой точки зрения эта концепция возвышается до настоящей исторической философии, в которой разумное существо является подчиненным общему закону наравне со всем остальным творением.
== А в самом деле -почему возникла та или другая религия? Посмотрите как сегодня люди не могут договориться о простых вещах. С чего когда-то смогли договориться сначала 3 человека, потом 23, потом 53 -143 -278 -556 и далее...?! Обратите внимание, что если верить преданию, все эти религии возникали в сравнительно спокойной обстановке прошлых 100 лет жизни населения. А вот в наши дни, когда население за 100 лет получило от 5 до 15 встрясок чувств и мыслей -ничего не возникло, что можно назвать национальным единодушием... В чём дело? ==
Я очень желал бы, сударыня, чтобы вы освоились с этой отвлеченной и глубокой точкой зрения на исторические явления; ничто не расширяет нашу мысль и не очищает нашу душу в большей степени, нежели это созерцание божественной воли, властвующей в веках и ведущей человеческий род к его конечным целям.
* Бесполезно пытаться точно определить, в каком именно месте земли находился этот источник света; но то достоверно, что предания всех народов мира единогласно признают родиной первых человеческих познаний одни и те жс страны. (Прим. П. Я. Чаадаева).
== Посмотрите, сколько в Коране имён из Библии. Интересно, а по "духу" что в Коране добавилось к духу Нового Завета?... ==
Но постараемся прежде всего составить себе философию истории, способную пролить на всю беспредельную область человеческих воспоминаний свет, который должен быть для нас как бы зарею грядущего дня. Это подготовительное изучение истории будет для нас тем полезнее, что оно само по себе может представить полную систему, которою мы в крайнем случае смогли бы удовольствоваться, если бы что-нибудь роковым образом затормозило наш дальнейший прогресс.
Впрочем, не забывайте, пожалуйста, что я сообщаю вам эти размышления не с высоты кафедры и что эти письма являются лишь продолжением наших прерванных бесед, тех бесед, которые доставили мне столько приятных минут и которые, повторяю, были для меня настоящим утешением в те дни, когда я крайне нуждался в нем. Поэтому не ждите от меня в этот раз большей поучительности, чем обыкновенно, и не откажите сами, как всегда, возмещать собственной догадкой все, что окажется неполным в этом очерке.