Не надо думать, однако, что этот земной интерес, являющийся исконным двигателем всей человеческой деятельности, ограничивается одними чувственными вожделениями; он просто выражает общую потребность в благополучии, которая проявляется всевозможными способами и в самых разнообразных формах, в зависимости от большей или меньшей степени развития общества и от разных местных причин, но никогда не подымается до уровня чисто духовных потребностей.
== Тут Чаадаев указывает на реальное существование проблемы чувства "духовного благополучия" у человека. В текстах данного рода под словом "человек" всегда надо подразумевать "не менее 30% населения"? Или сколько? 5 или даже 65 тысяч сколько-нибудь умных людей на всю Россию за последние 50 лет -это разве уже "здоровое состояние населения"?
О состоянии населения можно судить посмотрев сколько человек из миллиона в возрасте 29-40 лет прочитали хоть какие-то 10 книг из списка в 200 серьёзных книг... Такого списка наверняка нет и долго в России не будет.
А если умозрительно себе такой список представить, то вряд ли мы получим больше 7 человек на миллион... 7 человек всё-таки прочитали за 11 лет жизни 7 книг из 200... А может надо как минимум чтобы прочитавших было 50 тысяч и "прочтений" на каждую книгу по 30-50? Это 300 000 000 прочтений на 50 тысяч человек в каждом миллионе населения за 11 лет -всего навсего 3-4 книги за год... (Кажется не запутался в подсчёте?... Напоминаю -в массиве находятся 200 книг.)
Это не для России перспектива! ==
Только христианское общество поистине одушевлено духовными интересами, и именно этим обусловлена способность новых народов к совершенствованию, именно здесь вся тайна их культуры. Как бы ни проявлялся у них тот другой интерес, вы видите, что он всегда подчинен этой могучей силе, которая овладевает всеми способностями души, заставляет служить себе все силы разума и чувства и направляет все в человеке на выполнение его предназначения.
* Когда говорят о какой-нибудь культурной нации, что она находится в застое, то надо прибавить, с каких пор она пришла в это состояние, иначе эта фраза совсем не имеет смысла. (Прим. II. Я Чаадаева).
== Не надо морщиться и кривиться на толпу жирных, наглых, грубых попов, которые по городам очень часто так же далеки от граждан, как чиновники местной власти! Походите по России, найдите тех простых христиан, которые -люди образованные и на их примере попытайтесь доказать, что у христиан нет "духовных интересов"... А что вместо этого делают недоумки страдающие богофобией головного мозга? Они ведь поголовно и в "светском обществе" скорее бывшая шпана из подворотен, чем обыкновенные люди из толпы?... ==
Этот интерес, конечно, никогда не может быть удовлетворен; он беспределен по самой своей природе. Таким образом христианские народы в силу необходимости постоянно идут вперед. При этом хотя цель, к которой они стремятся, не имеет ничего общего с тем другим благополучием, на которое одно только и могут рассчитывать нехристианские народы, == желание нажраться и напиться при минимуме работы в быту и в государстве... == но они попутно находят его и пользуются им.
Утехи жизни, которых единственно ищут другие народы, достаются также на их долю, согласно слову Спасителя: "Ищите же прежде всего Царства Божия и правды его, и все остальное приложится. вам". Таким образом, огромный размах, который сообщает всем умственным силам этих народов идея, владеющая ими, в изобилии обеспечивает им все телесные блага, так же как и духовные.
== А ведь в "материальных" благах есть какие-то минусы, предвестники грядущих катастроф? До какой степени должен быть идиотским народ, в миросознании которого никак не отразился факт одичалого бандитизма в России, вызванного погоней за материальными благами...
А теперь попробуйте придумать и доказать возможность каких-либо катастроф, происходящих из "направления мыслей", если эти мысли не имеют целью добычу материальных благ...
Почему-то только российское государство в подобном направлении мыслей видит для себя огромную опасность... ==
Нельзя, впрочем, и сомневаться в том, что нас никогда не постигнет ни китайский застой, ни греческий упадок; ещё менее можно себе представить полное уничтожение нашей цивилизации. Чтобы убедиться в этом, достаточно бросить взгляд кругом. Весь мир должен был бы перевернуться, новый переворот, подобный тому, который придал ему его теперешнюю форму, должен бы произойти для того, чтобы современная цивилизация погибла. Без вторичного всемирного потопа невозможно вообразить себе полную гибель нашего просвещения.
== Чаадаев тут не должен употреблять слово "нашей" говоря о христианской цивилизации. Русское православие имеет свои плюсы и минусы, но христианской цивилизацией оно так и не стало за 750 лет до 1917 года. Где было в России христианство в 1917 -1922 годах? Тут даже не пахнет цивилизацией. Леонтьев ещё около 1885 года пришел к выводу, что в России христианства нет и нужно произвести новое крещение на Руси...
И посмотрите на деятельность Русской Православной церкви после 1985 года, когда пришла ей свобода... Главная её задача была -дать оценку христианству в России с 1865 по 1917 годы. И создать концепцию развития в противовес этому прошлому. Могли это сделать высшие лица церкви, где не только епископы, но и кандидаты богословских наук были допущены к деятельности выблядками из Госбезопасности? ==
Пусть даже, например, погрузится в море целое полушарие, - того, что уцелеет от нашей цивилизации на другом полушарии, будет достаточно, чтобы возродить человеческий дух. Нет, идея, которая должна завоевать вселенную, никогда не замрет и не погибнет, если только не будет ей так определено свыше особою волею того, кто вложил её в человеческую душу. Этот философский вывод из размышлений об истории, как мне кажется, более положителен, более очевиден и более назидателен, чем все те заключения, которые банальная история по-своему выводит из картины веков, ссылаясь на влияние почвы, климата, расы и т. д., и в особенности на теорию необходимого совершенствования.
Надо сознаться, однако, что если до сих пор влияние христианства на общество, на развитие человеческого ума и на современную цивилизацию ещё не оценено достаточно, то это в значительной степени вина протестантов. Вы знаете, что во всех пятнадцати веках, предшествовавших реформации, или по крайней мере во всем периоде с тех пор, как первоначальное христианство, по их мнению, исчезло, - они видят только папизм;
... поэтому их нисколько не интересует проследить ход развития христианства в продолжение средних веков; для них эта эпоха - пробел в истории: как же им понять воспитание новых народов? Ничто так не способствовало искажению картины новой истории, как предрассудки протестантизма. Это он так усердно преувеличивал важность возрождения наук, которого, собственно говоря, никогда не было, так как наука никогда не погибала совершенно; это он придумал множество разных причин прогресса, которые, в сущности, влияли лишь очень второстепенным образом или проистекали всецело из главной причины.
К счастию, менее пристрастная философия, исходящая из более высоких взглядов, в наши дни, обратившись к прошлому, исправила наши понятия об этом интересном периоде. Благодаря ей сразу открылось столько нового, что самое упорное недоброжелательство не может устоять перед этими достоверными фактами, и, я думаю, мы имеем право сказать, что если вразумление людей этим путем входит в планы Провидения, то недалек тот момент, когда яркий свет разгонит тьму, ещё отчасти покрывающую прошлое нового общества *.
* С тех пор, как эти строки были написаны, г. Гизо в значительной степени оправдал нашу надежду. (Прим. П. Я. Чаадаева).
== Но протестанты всех течений -стоят на своём... Более того, среди священнослужителей протестантов раз в 10 меньше тех кто в качестве главы местной общины старается зажраться, отгрохать дачу и завести себе такую шикарную автомашину, чтобы быть в городе вторым после первого бандита города... Но ведь 180 лет назад высшие священники России совершенно добросердечно полагали что их богатеющий внешний вид -это украшение их сана, а не начало всеобщей эпидемии попов которых начинает заедать психопатия жадности... ==
Мы не можем не вернуться ещё раз к упорству, с которым протестанты утверждают, что христианство перестало существовать начиная со второго или, в лучшем случае, с третьего века. Если верить им, то в этот период от него уцелело лишь ровно столько, сколько нужно было, чтобы оно не погибло окончательно.
== Тогда церковь стала превращаться в систему контор для попов... Еще лет через пятьсот церковь превратилась в нечто похожее в государство для попов, решения которого обязательны для прихожан на всей территории церкви. ==
Суеверие и невежество этих одиннадцати веков кажутся им столь беспросветными, что во всей этой эпохе они не видят ничего, кроме идолопоклонства ещё более ужасного, чем у языческих народов. По их мнению, не будь вальденцев, нить священного предания совершенно оборвалась бы, а не явись ещё через несколько дней Лютер, - религия Христа перестала бы существовать.
Но, спрашиваю вас, можно ли признать печать божественности на таком учении, лишенном силы, долговечности и жизни, каким они выставляют христианство, учении преходящем и лживом, которое вместо того, чтобы возродить род человеческий и влить в него новую жизнь, как оно обещало, - лишь на мгновение появилось на земле, чтобы затем угаснуть, возникло лишь для того, чтобы сейчас же исчезнуть или чтобы стать орудием человеческих страстей? Итак, судьба Церкви зависела лишь от желания Льва Х достроить базилику св. Петра?