Если говорить про тех, кто пишет или читает стихи, то можно пользоваться определением "сильное эмоциональное настроение у автора (или читателя)".
А что нам скажет слово "сильное"?
Другое дело, если пользоваться определением "эмоциональное исступление"... Стихотворение Николая Есенина -или Сергея Рубцова?? - "Мечта" (В тёмной роще на зелёных елях...) попалось мне на глаза в апреле 1959 года. Мне было 17 лет и 32 дня. Впечатление было такое, что я потом три дня ходил как хмельной. И за следующие 13 лет жизни я это стихотворение сам себе продекламировал раз 80, не меньше. И всегда многое и разное в душе волновалось и звучало на все лады. Можно ли сказать, что я был в состоянии "эмоционального исступления" когда его себе декламировал?
Ещё более сильное впечатление у меня через 14 месяцев оставил "Соловьиный сад" Блока...
Это у читателя... Интересно, а сколько за 100 лет в России было читателей которые пережили именно над этими стихами силу своего чувства на уровне -потом за 10 лет сами себе продекламировали не меньше чем 70 раз?
Разрешите тут сказать, что декламация -это младшая сестра пения. Как известно, при пении перед нами или красота мелодии или красота голоса со всеми его оттенками и переходами в процессе пения. Стало быть и при декламации существует явная мелодичность (читает стихи нараспев....) и возможность управления голосом.
Только тупые двуногие ослы и ослицы не занимаются дома пением среди бытовой суеты... Я когда варю пельмени и они остывают -читаю себе вслух Блока по малоформатному трёхтомнику 1994 года.
И всю жизнь я неотчётливо стоял перед вопросом -а что такое "вдохновение" у поэта? Похоже оно на всю гамму переживаний во время декламации? Понятия не имею, но поскольку люди разные -допускаю, что есть стихописы, которым нужно сначала войти в особое эмоциональное состояние, чтобы написать стихи...
Но ведь в поэзии нет каких-то абсолютных истин среди всего разнообразия людей которые стиходельничают...
Вполне может быть, что поэт изготовит стишок в 16 строчек в трудах над которым он с молчаливой злобой перепробует даже 350-500 строчек... А читатель от этого стихотворения будет в восторге лет 15.
Но может быть, что другой поэт пишет стихи сразу начисто... Если профессиональные музыканты -это в России под 5000 человек? - способны "играть с листа", то и некоторые поэты через сколько-то лет могут писать сразу чистовик. Потом поправить 3-4 слова в 16 строчках -это не то, что насочинять 300 -500 строчек чтобы на выходе иметь только 16...
Я бы сказал, что писание стихов вовсе не требует какого-то особенного настроения, похожего на "эмоциональное исступление".
Мы практически ничего не знаем о том, что можно назвать "эмоциональной сферой психики человека". Существует тест для классификации людей по характерам на 16 типов. Очень условный, но всё-таки... А вот теста для оценки эмоционального типа человека нет в 2018 году и не предвидится в ближайшие 50 лет...
Можно предположить, что некоторым поэтам удаётся освоить то, что можно назвать "эмоциональной работой" - что-то такое, похожее на то, что без споров называется "умственной работой".
Если человек не владеет активной письменной речью -условимся -не может каждый год писать по 50 страниц формата А4 (примерно 3000 знаков на странице...), то можно ли сказать, что у него есть навык "умственной работы", если он за 10 лет выдавит из себя 70 страниц текста?
Вспомним тут, что другой за 10 лет написал 200 или 700 страниц...
Если человек не способен к умственной работе -сможет ли он освоить "эмоциональную работу"?
А если он "эмоциональный полуидиот" -поэт ли он?
Давайте переберём поэтов с 1930 по 1970 годы. Ахматова, Цветаева, Пастернак, Мандельштам, Бродский... Где признаки способности к умственной работе? Александр Блок написал под 450 страниц литературной критики. А эти и прочие им подобные что написать смогли?
И вы верите, что если ко мне прилетят на помелах 100 ахматовок или бродскатовок -это будут личности, которые за последние 10 лет сами себе вслух читали творения и опусы Ахматовой или Бродского не меньше чем по 10 раз в году и каждый раз не меньше чем по 30 минут? А если я им посоветую читать по 20 раз в году ихних гениев -они меня дружно своими помелами отлупцуют?
Среди так называемых поклонниц и поклонников поэтов всякой шантрапы и лживой сволочи ничуть не меньше чем в толпе на рынке... Увы...
Любить у Есенина только "Письмо к матери" (Мне всадил под сердце финский нож) может только безнадежный придурок...
Идите и среди своих знакомых пересчитайте поклонников Высоцкого, которых вы сперва узнали как порядочных людей. И пересчитайте после этого тех поклонников Высоцкого которых вы знать не желаете...
Не знаете, Высоцкий -еврей или нет? Чтобы русские вдруг взгомонились наконец вокруг эстрадника... -быть такого не может, для этого русские -те ещё свиньи...