4. Югай Г.А. "Общая теория жизни: диалектика формирования". - М., 1985, с.229.
82
новых форм общения мы сможем развить своѐ сознание и мышление до способности
общественного предвидения будущего, которое есть не что иное, как социальная
практика планомерного, научного изменения мира природы и общества в
очеловечивающих интересах человека.
"Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и
опыта, получаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий мир,
чтобы человек в нѐм познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя
как человека" /1/. Соответственно, это единственно доступный нам способ
очеловечивающего развития мышления, поскольку "человек...только повторяет в
мышлении своѐ реальное бытие" /2/.
Никакие физические, химические, генетические, психические, психологические и иные манипуляции с "серым веществом" головного мозга не способны сделать людей ни умнее, ни мудрее, ни гуманнее. В объектах нашего знания мы можем отыскать только самих себя, поэтому сам учѐный и является источником тех универсальных закономерностей, которые он открывает в природе /3/.
Поэтому, лишь очеловечивание отношений общения с себе подобными дѐт человеку
власть над своим разумом и процессом научного познания мира.
Возможность научного предвидения обусловлена закономерностью и
познаваемостью мира. Законы природы и общества имеют исторический характер, что
позволяет нам не только пассивно предсказывать возможные изменения в тех или иных
процессах при изменении условий их протекания, но и активно формировать эти условия
для целесообразного производства необходимых нам проявлений движения; т.е.
переходить от использования существующих природных явлений и эффектов к
управлению процессами природы и далее - к практике производства новых, неизвестных
природе форм связи, предварительно осуществлѐнных на уровне социальной организации.
Что касается "таинственной", для классических учѐных, познаваемости мира /4/,
то она становится понятной, если понять, что "законы мышления и законы природы
необходимо согласовываются между собой" /5/. Ф.Энгельс писал в "Анти-Дюринге":
"...должно показаться чрезвычайно удивительным то обстоятельство, что сознание и
природа, мышление и бытие, законы мышления и законы природы до такой степени
согласуются между собой. Но если, далее, поставить вопрос, что же такое мышление и
сознание, откуда они берутся, то мы увидим, что они - продукты человеческого мозга и
что сам человек - продукт природы, развившейся в определѐнной среде и вместе с ней.
Само собой разумеется, в силу этого, что продукты человеческого мозга, являются, в
конечном счете, тоже продуктами природы, не противоречат остальной связи природы, а
соответствуют ей" /6/.
== Всё это у основоположников марксизма порочно в принципе потому, что они исходят из возможности весьма существенного сокращения "многовариантности развития" и количества случайных явлений. Случайное в мире проявляет себя и как факты, и как временные цепочки фактов. Ну, например, в некоем городе в некоем пятилетии 50 или 250 человек занимались йогой или вникали в премудрые тексты Блаватской... А до этого 50 лет и в последующие 50 лет в этом городе не будет и 10 человек которые хотя бы за два года собрались для подобного времяпрепровождения всего 20 раз. ==
4. Эйнштейн А.: "Самым непонятным в нашем мире является то, что он всѐ-таки
понятен".
5. Энгельс Ф. "Диалектика природы" - М., "Политиздат", 1982, с.193.
6. Энгельс Ф. "Анти-Дюринг". - М., "Политиздат", 1983, с.30-31.
== Знаете, текст Эддингтона сразу вызвал у меня молчаливое раздражение, я его воспринял как типичное слововыражение безмозглого любителя какой-то там эзотерики... Осталось дожидаться появления чего-то под названиями "экзотерика -эндотерика -интротерика -экстратерика - -квантотерика"... ==
83
Взаимная обусловленность истории развития природы и истории развития людей
/1/ открывает нам новые возможности для расширения границ и интенсификации
интеллектуальной деятельности посредством очеловечивающего развития отношений
производства и общения. В связи в этим большое научное значение имеют две
неопубликованные работы историка В.А.Боброва: "Явление отраженной эволюции в
принципах отбора информации мозгом человека" (Автореферат, г. Фрунзе, 1979) и
"Ленинская теория отражения и эволюция" (Тезисы доклада, г. Фрунзе, 1979).
В своих работах В.А.Бобров показал, что раскрыть "тайну" столь удивительной
для А.Эйнштейна познаваемости мира, - значит ответить на вопрос: как в результате
эволюции жизни возник такой мозг, который способен адекватно отражать объективный
мир.
Исследуя проблему с этой точки зрения, он вышел на представление о двух
сопряженных ветвях эволюции - эволюции организмов и эволюции организаций, в
которых взаимному отбору подвергаются как индивидуальные генетические мутации, так
и мутации организационные. Индивидуальная деятельность и деятельность коллективная,
в которой производительной силой является сама форма связи людей (трудовой
коллектив), отражается в работе мозга двумя разнородными информационными потоками:
оперативной и социальной информации, которые формируют сферы индивидуального и
коллективного опыта.
Механизм взаимодействия (взаимной фильтрации и взаимообогащения) двух информационных потоков - мышления, как оперативной
функции мозга, и сознания, как его социальной функции, является отражением процесса
естественного отбора в эволюционном процессе.
Иными словами, принцип отбора информации мозгом человека и принцип естественного отбора в эволюционном процессе своей организационной однотипностью обеспечивают возможность адекватного
отражения объективной реальности, данной нам в ощущениях. Этой однотипностью
механизмов развития и объясняется "тайна" принципиальной познаваемости мира.
Эволюция процесса познания является отраженной эволюцией процесса взаимодействия
человека с реальным миром природы, в которой человеческий мозг - это не только
естественный продукт эволюции природы, но и еѐ эволюционная "модель", еѐ живой,
саморазвивающийся аналог.
Из раскрытия двойственной природы механизма обработки информации мозгом
человека в процессе взаимодействия двух функций - оперативной функции мышления и
исторической функции сознания, для науки предвидения вытекают следующие значимые
практические выводы:
а) способность к предвидению будущего всегда считалась исключительной
функцией "гениальных" умов, в то время как решающее значение здесь имеет развитие
человеческого со-знания (социального, общечеловеческого знания) в процессе синтеза
очеловечивающих форм производства и общения;
б) социальная функция сознания формируется коллективным опытом, поэтому
разрешающие возможности мышления предвидеть будущее могут быть расширены и
подняты на более высокий эвристический уровень посредством организации
коллективной интеллектуальной деятельности.
== И если бы по этому поводу господин Рофман нашел силы и время написать хотя бы 40 строчек о социальной ситуации хоть в райцентре на 30 или 200 тыс. жителей, хоть в цехе завода на 30 или 250 трудяг, рассматривая ситуацию "на одного умственно живого человека там не меньше 29 болванов хамеющих..." -до чего бы он додумался?
Очень заинтересованные могут на Яндекс Дзене вчитаться хотя бы в десяток публикаций которые собрали больше чем по 300 комментариев... Наглых идиотов там хватает... ==
С вопросом о "научном методе" познания напрямую связана проблема
действительного понимания "природы информации", и, в первую очередь, понимания
того, как в нашей голове зарождаются новые научные идеи.
Важность исследования этой проблемы связана ещѐ и с тем, что управление
информацией является неотъемлемой составляющей процесса управления жизнью.
Информационным воздействием на органы чувств человека (в первую очередь, словом)