== Но внутри профессиональной группы 500 ткачей или 300 сапожников города индивид мог ведь иметь острейшее желание стать самым богатым или быть избранным в верхушку своей группы в этом городе... Что мы знаем о подробностях жизни тогдашнего цеха сапожников или жителей деревни на 50 или 250 дворов?
Если с Россией случилось такое несчастье, что тут не развился феодализм в формах цехов и рыцарства, то для частичной компенсации этого дефекта исторического развития нужно, чтобы в России были переведены и опубликованы хотя бы 250 основных книг Европы из которых можно понять детали быта и функционирования цеха и сословия рыцарей данной округи (пусть это будет условный квадрат территории 25 х 25 км)? ==
Ressentiment возникает там, где прививается вирус недовольства своим положением в иерархии ценностей и внушается стереотип неадекватных и утопических притязаний.
== Но ведь внутри цеха сапожников или местечкового сообщества рыцарей хватало таких возможностей недовольства своим положением среди "своих"... Снова возникает вопрос о том, насколько возможно эту теорию делать движущей силой массовых общественных перемен в головах... С чего бы сапожнику или крестьянину того времени возмечтать стать рыцарем?! Самое большее, о чём мог мечтать крестьянин -попасть учеником в цех ремесленника.
Если из 30 местечковых рыцарей 2-3 были хорошими знакомыми более известных рыцарей "при дворе" -это могло вызывать зависть у кого-то из местечковых рыцарей. ==
В своеобразной форме выражена эта морально -психологическая перверсия в следующем отрывке В.В.Розанова, который можно было бы поместить в возможную хрестоматию генеалогии: "Ты бы, демократ, лучше не подслушивал у дверей, чем эффектно здороваться со швейцарами и кухарками за руку. От этого жизнь не украсится, а от того, решительно, жизнь воняет. Притом надо иметь слишком много самообольщения и высокомерия, чтобы думать, будто она -будет осчастливлена твоим рукопожатием. У нее есть "свое достоинство", и, как ни странно, в него входит получить гривенник за "пальто", которого ты никогда не даешь". (Розанов В.В. Опавшие листья. Короб второй // Избранное. Мюнхен, 1970. С.323)
Речь идет, как правило, о плане "ценностного" сопоставления, но радикализм установки доходит даже до чисто биологических мотивов. Формула ressentiment гласит здесь: "я могу простить тебе все, кроме того, что ты есть тот, кто ты есть; кроме того, что я не есть то, что есть ты; кроме того, что я - не ты"; в таком случае уже само существование "Ты" оценивается как некая социально-фатальная несправедливость по отношению к "Я", а существование "Я" предстает мотивом, вполне достаточным для мести. Здесь ressentiment может быть гарантирован уже на уровне "физических" недостатков, скажем у калек, импотентов, слабых, больных, идиотов и т. д. Рангом выше, в сфере "ценностных" отношений, наблюдается все та же картина, причем зависть и мстительность ориентируются не столько "приобретенными" качествами "соперника" (богатство, положение и т. д.), сколько "прирожденными" (красота, благородство, ум и т. д.). В итоге "нормой" общества, исповедующего демократизм и принесшего ему в жертву пафос кастовости и иерархии, становится "война всех против всех" во исполнение идеалов социальной справедливости.
Последнее особенно характерно для ressentiment: маска благочестия, напяленная на свирепые рецидивы ненависти и озлобления. Существенно здесь и то, что ненависть к определенному лицу стремится к некоего рода "автономии" и постепенно теряет связь с объектом, становясь чистой распредмеченной энергией злобы. == Обращённой на каждого нового человека в данной группе. Особенно ярко это проявляется в школах, где для нового ученика в классе первый год учёбы с остальными мало приятен. ==
Феноменологически выражаясь, ressentiment и есть чистый "ноэсис" ненависти с заключенными в скобки (впрочем, время от времени и при случае расключаемые) конкретностями; можно было бы назвать его "априорной монограммой" бессознательной жизни, аффицируемой извне и ищущей во внешнем мире "материала" для оформления. Оттого "ноэматической" предметностью его предстают не столько конкретные носители ценностей, сколько - через этих последних -сами "ценности; ressentiment "блузника", разрезающего сапожным ножом при реве ликующей толпы Мадонну Рафаэля с кличем: "не надо гениев, ибо это -аристократия" (провидение Достоевского), коренится не в конкретной зависти "блузника" к "художнику", а в своего рода "чистой трансцендентальной зависти" к самому прообразу -идее! -полотна; надо представить себе Сальери, уничтожающего не Моцарта, а "моцартовское" и пользующегося для этого не "элитарным" средством "яда в перстне", а вполне "эгалитарными" медиумами опошления, умаления, извращения (Моцарт средствами "рок -н -ролла", Моцарт на обертке "шоколада", Моцарт в лекции... музыковеда).
== Можно радикальных исламских выблядков, которые фактически совершенно извратили дух и смысл Корана, считать подобием этих блузников, ворвавшихся для погрома в дом европейца, где не живут в таком дерьме, как в исламской сакле?
Либералы слезливо ноют "но они, бедные, грамоте не знают, поэтому -пожалейте таких...". И эти же либералы как идиоты, которое десятилетие молчат о том, что из "бедных и неграмотных" 95% мысли не допускают заниматься террором и разбоями...
Значит, нужно всем миром разобраться со всей бандой "палестинских беженцев", которые не хотят разъехаться по остальным арабским странам и там честно работать, как все остальные арабы... Странно, что за прошлые 50 лет никто работающих арабов не натравил на дармоедов Палестины... ==
В парадигмах Ницше описаны две модели ressentiment: экстравертированая ( "восстание рабов в морали") и интравертированная ("аскетический идеал"); в последнем случае речь идет об обращении энергии ressentiment на самого себя.
Характерно, что, разоблачая этот феномен в его "подземном" иудео-христианском симбиозе (непомерная гордыня "избранного народа", притворившаяся из "бессилия -любовью и смирением"), Ницше умозаключает к христианству как таковому, обнаруживая роковую слепоту по отношению к самому "духу" христианской морали, который не менее резко, хотя и иначе, противопоставлен абстрактному "гуманитаризму" и "альтруизму" современности (этим двум порождениям ressentiment), чем "аристократический радикализм" самого автора "Заратустры". Макс Шелер в упомянутой выше работе обстоятельно вскрыл корни этого недоразумения, приведшего к смешению неформализованного и, следовательно, подлинно христианского импульса любви, с различными его аберрациями на почве все тех же, но уже формализованных и выхолощенных христианских ценностей.
== Будет очень увлекательно и поучительно, если толковый человек перепишет весь этот текст с целью всю эту "научность" перевести на нормальный бытовой язык... Наверняка такой текст по объёму окажется больше на 150-500 строчек. И в самом ли деле такой текст окажется научно менее содержательным? ==