Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -10

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -10
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -10
  
  
  Философии ос-
  тается освещать общие и частные последствия данного факта для нравствен-
  ности. Ведь мораль до сих пор отождествляется с незыблемым, неизмен-
  ным, сонным царством, хотя даже теоретики морали и догматики посвящен-
  ных ей учреждений совершенно расходятся друг с другом в том, какие же
  именно цели, нормы и принципы являются столь неизменными, вечными и
  универсально применимыми.
  
  В науке набор фиксированных сущностей уже
  необратимо перетек в порядок связи как процесса.
  
  Постоянное взаимодей-
  ствие с человеческими процессами является одним из первейших принци-
  пов философской реконструкции в развитии эффективных инструментов для
  изучения человеческих, или нравственных, реалий.
  
  Ранее мы мимолетно коснулись некоторых современных превратных
  мнений о той позиции, которая будет развита в последующем тексте. В зак-
  лючение я лишь более четко обозначу вопрос, удостоенный на протяжении
  всей этой вводной статьи неоднократного упоминания. Меня упрекали в том,
  что люди, разделяющие изложенные здесь взгляды на задачи и предметную
  область философии, тем самым якобы равняют философию с трудом тех,
  кого восторженно либо пренебрежительно зовут "реформаторами".
  
  Слова "реформа" и "реконструкция" имеют схожие буквальные значения. Но в
  данном контексте речь строго идет о реконструкции или реформе теории
  такого типа, которая ввиду широкого охвата явлений может быть только фи-
  лософией.
  
  Одним из действий, которые предстоят нам в рамках реконструи-
  рованной философии, является сбор и предоставление доводов, говорящих
  о том, что барьеров, когда-то учрежденных между теорией и практикой, бо-
  лее не существует; поэтому такой человек, как судья Холмс*, может сказать,
  что теория, будь то к худу или добру, является самой практической вещью в
  мире.
  
  Можно с уверенностью полагать, что описанное здесь теоретическое
  мероприятие принесет и добрые практические плоды. Но так будет лишь в
  том случае, если человек приложит к этому свои человеческие, а не просто
  исключительно профессиональные способности.
  Джон Дьюи
   Нью-Йорк
   Октябрь 1948г.
  
   ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  Будучи приглашен для чтения лекций в Японском Императорском уни-
  верситете в Токио в феврале и марте текущего года, я попробовал проанали-
  зировать реконструкцию идей и способов мышления, происходящую сегод-
  ня в философии.
  
  Хотя в лекциях неизбежно проступают черты личного
  мировоззрения автора, моя цель скорее заключалась в том, чтобы предста-
  вить в общем виде контраст между старыми и новыми типами философских
  проблем, нежели в том, чтобы фанатично агитировать за какое-то одно кон-
  кретное их решение.
  
  Я старался главным образом выделить те факторы, ко-
  торые делают интеллектуальную реконструкцию неизбежной, и обозначить
  кое-какие пути для ее осуществления.
  Каждому, кто имел счастье убедиться в неподражаемом японском гос-
  теприимстве, приходилось испытывать непреодолимое смущение от невоз-
  можности ответить на проявленную к нему доброту какой-нибудь равнове-
  ликой благодарностью.
  
  И все же я должен хотя бы самым скромным спосо-
  бом, черным по белому, выразить свое чувство признательности хозяевам
  и, в частности, засвидетельствовать неизгладимые впечатления от любез-
  ности и поддержки, оказанных мне сотрудниками философского факульте-
  та Токийского университета и моими дорогими друзьями д-ром Оно и д-ром
  Нитобе*.
   Дж.Д.
   Сентябрь 1919 г.
  
  Глава I
  ИЗМЕНЕНИЯ В ПОНЯТИИ ФИЛОСОФИИ
  Человек отличается от низших животных тем, что он хранит свой прош-
  лый опыт. То, что случилось в прошлом, снова оживает в его памяти. А над
  происходящим сегодня витает облако идей о подобных событиях, которые
  свершились в уже минувшие дни. В случае с животными опыт умирает, как
  только появляется, и каждое новое действие или страдание всегда единич-
  но.
  
  Человек же живет в мире, где каждое явление окутано отзвуками и вос-
  поминаниями о прошедшем, где любое событие намекает на многие другие.
  Стало быть, он живет не среди одних физических сущностей, подобно зве-
  рю в поле, а в мире знаков и символов.
  
  Камень в этом мире не просто нечто
  тяжелое, обо что можно споткнуться, а еще и памятник на могиле покойно-
  го предка. Пламя не только горит и согревает, оно еще и символ прочного
  домохозяйства, неизменного начала доброго здравия, питания и жилья, в
  которое человек возвращается из всех своих случайных странствий. Это не
  просто проворный язычок огня, способный больно обжигать, а домашний
  очаг, который чтут и за который сражаются. И все это, составляющее разни-
  цу между животностью и человечностью, между культурой и чисто физи-
  ческой природой, связано со способностью людей запоминать, сохранять и
  передавать собственный опыт.
  
  Однако отпечатки в памяти редко бывают точными. Мы легко запоми-
  наем то, что нам интересно, причем именно потому, что это интересно. Мы
  вспоминаем прошлое не как таковое, а лишь в связи с тем, что оно может
  добавить к настоящему.
  
  Таким образом, жизнь нашей памяти является преж-
  де всего эмоциональной, а не интеллектуальной и практической. Пещер-
  ный человек вспоминал вчерашнюю битву со зверем не для того, чтобы
  научным образом исследовать его свойства или рассчитать, как лучше биться
  с ним завтра, а чтобы волнения вчерашнего дня помогли ему забыть о скуке
  дня сегодняшнего.
  
  Память воссоздает весь трепет битвы, но без ее опасных
  и устрашающих черт. Оживить ее и насладиться ею - значит обогатить
  настоящий момент каким-то новым смыслом, отличным от того смысла,
  который на самом деле присущ данному моменту либо прошлому. Память
  -это заместительный опыт, в котором присутствуют все эмоциональные
  достоинства реального опыта, но отсутствуют его напряженность, его пре-
  вратности и проблемы.
  
  Победивший в схватке, вспоминая сцены борьбы,
  переживает свою славу даже более остро, чем в момент победы; осознан-
  ный и поистине человеческий опыт охоты приходит тогда, когда ее обсуж-
  дают и воспроизводят в памяти у бивачного костра. В это время все внима-
  ние еще направлено на практические детали и полно неопределенности.
  Лишь позднее детали соединяются в картину и цементируются единым зна-
  чением.
  
  На стадии практического опыта человек живет от одного мгнове-
  ния до другого, будучи всецело поглощен задачей мгновения. Едва он начи-
  нает отслеживать все эти мгновения мысленно, драма его жизни обретает
  24
  истоки, кульминацию и тенденцию к величайшей победе либо величайше-
  му поражению.
  Поскольку человек оживляет свой прошлый опыт затем, чтобы в свобод-
  ные минуты скрасить его интересностью пустоту сегодняшнего дня, то работа
  памяти в основном скорее подобна фантазии и воображению, нежели точ-
  ному воспроизведению фактов.
  
  В конце концов помнятся лишь те истории и
  переживания, которые имеют для нас какое-то значение. Память отбирает
  только такие случаи, которые обладают эмоциональной ценностью для на-
  стоящего и способны обогатить историю сегодняшнего дня, чтобы сделать
  ее достойной нашего воображения или способной заворожить слушателя.
  Все, что не усиливает острых ощущений борьбы и не является фактором
  успеха либо поражения, отбрасывается.
  
  События перекраиваются до тех пор,
  пока они не начнут удовлетворять напряженной атмосфере повествования.
  Таким образом, древний человек, оставаясь наедине с собой, когда не было
  непосредственной нужды бороться за выживание, пребывал в таком мире
  воспоминаний, который, скорее, являлся миром представлений.
  
  Представ-
  ление отличается от восстановления фактов тем, что его не пытаются прове-
  рить на истинность. Корректность представления - вопрос сравнительно
  несущественный. Так, глядя на облако, можно представить, что это верблюд
  или человеческое лицо. Мы не могли бы представить эти вещи, не будь у нас
  хоть мало-мальски действительного, буквального знания о верблюде или
  лице. Но буквальное подобие в данном случае не имеет значения. Здесь гла-
  венствует эмоциональный интерес, состоящий в том, чтобы увидеть очерта-
  ния верблюда или проследить метаморфозы "лица", которое то проявляет-
  ся, то исчезает.
  
  Исследователи первобытной истории человечества отмечают, что в ней
  огромную роль играют вымыслы о животных, мифы и культы. Порой в этом
  историческом факте видят некую тайну, поскольку он будто бы доказывает,
  что первыми людьми руководила иная психология, нежели та, которая оду-
  хотворяет все человечество сегодня.
  
  Но я думаю, что это можно легко объяс-
  нить. До развития сельского хозяйства и сложных производственных навы-
  ков долгие периоды пустого безделья чередовались со сравнительно крат-
  ковременными усилиями по добыче еды или защите от внешнего врага.
  
  В силу собственных привычек мы, как правило, представляем себе людей ра-
  ботающими или занятыми-если не каким-то делом, то хотя бы мыслями
  или планами. Но в те времена человек был занят только тогда, когда уча-
  ствовал в охоте, рыбной ловле или боевой операции. В то же время сознание
  в состоянии бодрости должно иметь некоторое наполнение; оно не может
  быть в буквальном смысле слова пустым, даже если тело праздно.
  
  А какие
  мысли могли роиться в сознании человека, кроме опыта взаимодействия с
  животными, - опыта, столь измененного под действием жажды впечатле-
  ний, что рядовые события охоты становились ярче и связанней, чем на са-
  мом деле? Из-за того, что люди в своих фантазиях вновь и вновь пережива-
  ли наиболее интересные моменты реальной жизни, животные неизбежно
  становились персонажами этой драмы.
   == Но у отдельных людей, притом в разной мере (как часто, и сколько времени?...) сознание могло переходить к вопросу "как было бы лучше в той или этой ситуации" (зверь одного охотника сбил ударом лапы или другой попал под летящий камень...). Можно предположить, что практически все, кто принял участие в охоте, по поводу несчастного случая приходили к этому вопросу... == 25
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"