Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -20

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -20
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -20
  
  
  Поэтому то, чему придает-
  ся особое значение конечных и формальных причин, относится к разряду
  причин высших, в то время как действующие причины занимают низшую
  ступень. Так называемая конечная причина есть просто наименование того
  факта, что существует некая неизменная форма, характерная для класса или
  типа вещей, управляющая всеми происходящими в них переменами таким
  образом, что все они направлены к ней как к своему результату и цели, как
  к воплощению своей подлинной сущности.
  
  Надлунная сфера есть резуль-
  тат или конечная причина надлежащих перемещений воздуха и огня; земля
  - результат движения грубых, тяжелых сущностей; дуб - результат превра-
  щений желудя, а всякая зрелая форма - результат изменения формы зародышевой.
  
  "Действующая причина", которая вызывает и провоцирует движение,
  представляет собою лишь некоторое внешнее изменение, поскольку слу-
  чайно сообщает своего рода толчок незрелому, несовершенному созданию и
  служит началом его движения к усовершенствованной или полноценной форме.
  
  Конечная причина является совершенной формой, на которую ссы-
  лаются как на объяснительный принцип или основание всех предшествую-
  щих изменений. В тех случаях, когда она берется не в отношении к завер-
  шенным и взявшим тайм-аут переменам, а сама по себе, как таковая, она
  оказывается "формальной причиной": внутренней природой, сущностью или
  характером, которые "образуют" или конституируют в вещи то, чем она
  является в своей истинной ипостаси, точнее говоря, чем она является, когда
  53
  с ней не происходят никакие изменения.
  
  Логически и фактически все выше-
  перечисленные черты взаимосвязаны. Подвергая сомнению одну из них, вы
  подвергаете сомнению все. Если любая из них разрушается, разрушаются
  все остальные.
  
  Именно по этой причине интеллектуальные преобразова-
  ния, имевшие место на протяжении нескольких последних веков, поистине
  могут быть названы революцией. Благодаря им создалась концепция мира,
  который изменчив в каждой собственной точке.
  
  Не столь важно, с какой
  точки вы начинаете отслеживать изменение, - все равно вам суждено ока-
  заться в каждой из них.
  Вместо замкнутой вселенной наука отныне дарит нам мир, бесконеч-
  ный в пространстве и времени, не имеющий границ - ни ближних, ни даль-
  них, ни с той, так сказать, стороны и ни с этой и такой же беспредельно
  сложный по своей внутренней структуре, как беспредельный в своем протяжении.
  
  Следовательно, это к тому же открытый мир, бесконечно разнород-
  ный, мир, который едва ли можно назвать вселенной в старинном значении
  данного слова; мир, столь многообразный и обширный, что его невозможно
  объять, охватить какой-то единственной формулой.
  
  И теперь уже не непод-
  вижность, а скорее изменчивость является мерой "действительности" или
  энергии бытия; изменчивость повсеместна. Законы, интересующие совре-
  менного человека науки, - это законы движения, зарождения и последую-
  щего развития. Он говорит о законе там, где древние говорили о роде и сущ-
  ности, поскольку то, что он ищет, - это взаимозависимость изменений, воз-
  можность определять, как одно изменение происходит в связи с другими.
  
  Он не пробует обозначить и ограничить то, что сохраняется постоянным в
  процессе изменения Он старается описать постоянный порядок самого изменения.
  
  И хотя слово "постоянный" присутствует в обоих данных предло-
  жениях, значение его оказывается не одним и тем же. В первом случае мы
  имеем дело с чем-то постоянным в бытии, физическом либо метафизичес-
  ком; во втором случае - с чем-то постоянным в функции и действии.
  
  Первое постоянство есть форма независимого существования; второе служит фор-
  мулой описания и расчета взаимозависимых изменений.
  
  Вкратце повторим, что классическое мышление основывалось на фео-
  дальной модели порядка классов или видов, при котором каждый "полу-
  чал" от высшего и передавал к низшему руководство для действия и служ-
  бы. Подобная черта отражает и наиболее точно копирует общественную си-
  туацию, которую мы уже рассматривали. У нас имеется довольно отчетли-
  вое представление об обществе, организованном на феодальной основе. Се-
  мейный принцип, принцип родства здесь крайне силен, и это суждение ока-
  жется особенно верным, как только мы обратимся к социальным верхам.
  
  В нижних слоях общества индивиды более или менее сливаются с массой.
  Когда все люди принадлежат к одной стае, нет никаких оснований разли-
  чать их по происхождению. Совсем иначе обстоят дела в привилегирован-
  ном и господствующем классе. Родовые связи изначально определяют здесь
  внешние границы группы людей, сообщая им отличие от других, и способ-
  ствуют внутренней спайке членов группы друг с другом. Родство, род, класс,
  54
  происхождение - синонимичные понятия, берущие истоки в социальном и
  конкретном и восходящие к специальному и абстрактному.
   == Таким образом социальная структура может оказаться бандомафией по двум причинам - или она основоположена бандитами, или она основоположена лицами из властного сообщества. Могут две эти структуры слиться в одну? Посмотрим на Австралию куда из Англии ссылали каторжников. Хотя тогдашние каторжники и сегодняшние бандиты как люди ничего общего не имеют.
   Стало быть от сегодняшних бандитов мы не получим в перспективе приличных австралийцев. ==
  
  Поэтому родо-
  вые связи являются символом общей природы, символом чего-то универ-
  сального и постоянно воспроизводящегося в отдельных индивидах, прида-
  ющего им подлинное и объективное единство. В силу принадлежности тех
  или иных личностей к роду они истинно, а не просто условно объединяют-
  ся в класс, так как отвечают неким его уникальным критериям.
  
  Все совре-
  менники объединены в объективном союзе, который включает их предков и
  потомков и исключает всех, кто принадлежит к иному роду или виду. Не-
  сомненно, что подобное дробление мира на разрозненные виды - природа
  каждого из которых качественно отлична от природы других родов и кото-
  рые соединяют друг с другом бесчисленное множество различных индивидов,
  не позволяя их личным особенностям превысить установленный предел, -
  может быть без преувеличения названо проекцией семейного принципа
  на мир в целом.
  
  Более того, в обществе с феодальной организацией каждая родственная
  группа, или род, занимает определенное положение. Ее отличает принад-
  лежность к особой категории, которая выше либо ниже категории тех, кто
  стоит на иных общественных ступенях.
   == Эта структура общества ярко отражена в многокнижной эпопее Марселя Пруста, притом на примере сообщества гомосексуалистов и лесбиянок. ==
  
   Эта позиция обеспечивает членам
  данной группы некоторые привилегии, позволяя реализовывать известные
  требования к тем, кто находится на низших социальных уровнях, и застав-
  ляя определенным образом служить и оказывать почтение тем, кто нахо-
  дится на более высокой ступени общественной иерархии. Отношения под-
  чинения устанавливаются, так сказать, сверху вниз и снизу вверх.
  
  Влияние,
  власть проистекают с верхов на низы; деятельность низов осуществляется с
  нелицемерным почитанием тех, кто наверху. Действие и реакция на дей-
  ствие здесь далеко не равноценны друг другу и имеют противоположную
  направленность.
  
  Действие всегда однотипно, в его основе - господство,
  власть, и оно направлено от высшего к низшему. В основе реакции - зависи-
  мость и отличие ее субъекта от властвующего рода, и направлена она от
  низшего к высшему.
  
  Классическая теория мирового устройства в каждом сво-
  ем пункте соответствует этой иерархии классов по степени знатности и власти.
  
  Третья черта, которую феодализму приписывают историки, состоит в
  том, что в основе иерархического порядка лежат воинская повинность и от-
  ношения вооруженной защиты и покровительства. Боюсь, что все сказан-
  ное ранее о параллели античной космологии и социальной организации по-
  кажется вам надуманной аналогией; и если сравнить их еще и в этом после-
  днем ключе, то вы уже без всякого сомнения сделаете вывод, что данная
  метафора совершенно искусственна.
  
  Так будет непременно в том случае,
  если вы воспримете это сравнение слишком буквально. Но все окажется
  иначе, если вы ограничите свой интерес только понятием руководства и уп-
  равления, которое содержат в себе обе модели порядка.
  
  Я уже привлекал
  ваше внимание к значению, которым сегодня наделяется термин "закон", -
  это постоянные связи между изменениями. Тем не менее нам часто прихо-
  дится слышать о законах, которые "управляют" событиями, и часто кажет-
  55
  ся, что это следует понимать так: явления были бы предельно дезорганизо-
  ваны, если бы не законы, удерживающие их в границах порядка.
  
  Подобный
  способ мышления является пережитком традиции усматривать в природе
  подобие социальных взаимоотношений, причем не обязательно феодальных,
  но всегда отношений господства и подчинения, суверена и объекта его воли.
  Закон ассоциируется с командой или порядком.
  
  Если устранить такой фак-
  тор, как личная воля (присущий лучшим образцам древнегреческой идеоло-
  гии), то значение направляющей и руководящей силы, оказывающей давле-
  ние сверху на то, что ей естественным образом подчинено, останется только
  в идее закона или универсального. Универсальное властвует надо всем как
  предмет стремления и модель, подобно тому как проект, существующий в
  голове художника, "управляет" каждым его движением.
  
  
  Средние века до-
  полнили эту греческую идею контроля понятием о принуждении, исходя-
  щим от верховной воли, и, следовательно, представлением о том, что акты
  природы являются как бы исполнением задач, которые поставил некто рас-
  полагающий достаточным авторитетом для управления всяким действием.
  
  Набросок картины природы, созданный современной наукой, отчетли-
  во контрастирует с вышеописанной ситуацией. Первые шаги новой науки
  состояли в том, что дерзкие астрономы отказались от противопоставления
  высших, возвышенных и идеальных сил, действующих в небесной сфере,
  низшим и материальным силам, управляющим земными событиями. Было
  отвергнуто предположение о разнородности субстанций, заполняющих про- странство между небом и землей.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"