Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -47

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -47
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -47
  
  
  Поэзия, религия, искусство - это великие ценности. Их нельзя сохра-
  нить, задержавшись в прошлом и тщетно пытаясь реставрировать то, что
  было сломлено всем ходом событий в сфере науки, производства и полити-
  ки. Они представляют собой цвет мыслей и желаний, которые незаметно
  вследствие многих и многих тысяч повседневных ситуаций и контактов
  составляют ресурсы воображения.
  
  Не следует ждать, что они встретятся в
  опыте; их нельзя заставить реализоваться. Дух дышит, где хочет*, и к
  царству Божию в таких вещах ведет не наблюдение. Но если нельзя сохра-
  нять или возвращать к жизни посредством осознанной воли те источники
  религии и искусства, доверие к которым было утрачено, то вполне осуще-
  ствимо такое развитие живых и насущных истоков религии и искусства,
  которое только можно себе представить.
  
  Конечно, не посредством каких-то
  действий, прямо направленных на их производство, а благодаря вере в ак-
  тивные тенденции нового дня, которая должна прийти на смену боязни и
  неприятию таковых, а также благодаря решимости разума следовать за со-
  циальными и научными переменами, куда бы они нас ни вели.
  
  Сегодня мы еще очень слабы в идеальной сфере, потому что наш разум не в ладу со
  стремлениями. Грубое давление обстоятельств заставляет нас идти вперед
  в каждой детали обыденных верований и поступков, но наши глубинные
  мысли и желания при этом обращены к прошлому. Стоит философии сооб-
  разоваться с ходом вещей и сделать для нас ясным и связным значение каж-
  дого конкретного факта, как наука и эмоция проникнут друг в друга, практика
  и воображение сольются в объятии.
   == Многого он захотел, однако... ==
  
  Поэзия и религиозное чувство станут
  живыми цветами жизни. В том, чтобы способствовать такому прояснению и
  выявлению смыслов текущего хода вещей, и заключается основная задача и
  проблема философии в дни перелома.
   == Уж что, а "религиозное чувство" хоть в личном, хоть в социальном масштабе никогда и нигде не имело ограничений за пределами России...
   Итак, за прошлые 70 лет за пределами России где себя ярко проявила одна из вероятно 3 -5 тысяч разновидностей разных религиозных чувств? ==
  
  
  
  
   ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  
  ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  
  Введение, следующее сразу за этими замечаниями, было написано спе-
  циально для данного издания и ранее нигде не публиковалось. Другие ста-
  тьи книги являются перепечатками из периодических изданий, в которых
  они вышли впервые. Многие из них появились совсем недавно, о чем сви-
  детельствуют даты в оглавлении тома. Правда, одна статья была написана
  полвека назад и не переиздавалась до сего дня. Моя позиция по различным
  философским вопросам конечно же несколько менялась с течением лет. И
  само собой разумеется, что именно статьи последнего времени наиболее
  точно отражают мои нынешние воззрения. Но, окинув взглядом ушедшую
  эпоху, я подумал, что кое-какие из старых эссе тоже стоят переиздания, по-
  скольку они предваряют тот путь, по которому я шел все текущее пятидесятилетие.
  
  Несколько включенных сюда статей носят столь специальный характер,
  что, казалось бы, они не могут иметь отношения к труду, озаглавленному
  "Проблемы человека". Тем не менее им отведено место в томе, поскольку
  они воспроизводят разные стороны той работы по самоанализу и самоочи-
  щению, которую, как я показал во Введении, должна совершить философия,
  если она готова в современных обстоятельствах исполнить роль, ей, строго
  говоря, и предписанную.
   Дж.Д.
  
  В В Е Д Е Н И Е
  
   ПРОБ Л ЕМЫ ЧЕЛОВЕКА И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ФИЛОСОФИИ
  
  Недавно вышел в свет отчет Комитета Американской философской ас-
  социации* -организации, члены которой имеют непосредственное отно-
  шение к преподаванию и развитию философии. Ей было заказано "исследо-
  вать современное состояние философии и роль, которую философия могла
  бы играть в послевоенной действительности".
  
  Заказ исходил и финансиро-
  вался из непрофессионального источника - Фонда Рокфеллера. Данное
  обстоятельство говорит о том, что тема имеет не только узкоспециальный,
  но и общественный интерес. На это указывает и фраза, раскрывающая по-
  ставленную перед Комитетом задачу. Комитет попросили исследовать "фун-
  кцию философии... в создании свободной и вдумчивой жизни людей в со-
  обществе", а также рассмотреть "роль философии в гуманитарном образо-
  вании". Книга вышла под заголовком "Философия в американской системе образования".
  
  Судя по заголовку, Комитет ограничился выполнением самой узкой из
  двух возложенных на него задач. Такое чувство, за редкими исключениями,
  создается в процессе чтения всей книги. Начавшись с вопросов "Что мы
  пытаемся делать? Куда, как нам кажется, мы идем?", введение к докладу
  продолжается словами:
  "В современных обстоятельствах не существует ка-
  кой-то официально принятой основы для доктрины по имени "философия"
  -основы, отстаивать которую имели бы право избранные для такого дела ораторы.
  
  Есть философия и есть философы, и все они философски расхо-
  дятся во взглядах именно на те вопросы, которые, собственно, и призваны
  рассматривать". Искренностью этого признания Комитет снискал полное
  доверие с нашей стороны.
  
  Н о, помня об интересе людей, не принадлежащих
  к философскому кругу, я смею полагать, что слова, процитированные мною
  выше, говорят им о современном состоянии и роли философии гораздо боль-
  ше, чем все, что сказано в целой книге.
  Это очень серьезное признание. В основе его лежит тот факт, что внут-
  ренние разногласия Комитета, не давшие ему заняться наиболее важной из
  135
  двух поставленных задач, воспроизводят в интеллектуальной форме заблуж-
  дения и конфликты, раскалывающие общество в целом.
  
  Прежде чем обвинять философов в отсутствии единства, мы должны постараться понять, что согласие между ними в современном мире верней всего указывало бы на то, как формальна философия, как всецело удалена она от проблем и вопросов реальной жизни.
  
  Поэтому я предлагаю рассмотреть современную ситуацию в филосо-
  фии с точки зрения ее важности для человека.
  
  Законное место тех расхожде-
  ний в выводах, на которых строятся всяческие системы и "измы", - это
  среда профессиональных философов, это стены учебных заведений, где пре-
  подается философия. Для общественности же они куда менее значимы, чем
  вопрос о том, что пытаются сделать философы и что они могли бы сделать,
  если бы имели на это решимость.
  
  Людей интересуют в основном вопросы
  такого рода: что представляют собой особая цель и круг занятий всякой фи-
  лософии? как они соотносятся с теми делами и заботами, из которых складывается
  сегодня сфера проблем человека?
  
   I
  Начнем, пожалуй, с того, что в настоящий момент у нас все еще суще-
  ствует одна-единственная философия, которая гордится принадлежащим ей
  "официально принятым сводом идей" и штатом "строго избранных орато-
  ров", приставленных для обнародования ее сути.
  
  Адепты философии дан-
  ного типа не фигурируют в докладе Комитета, что само по себе уже указы-
  вает на глубокий раскол в современной жизни. Ведь эта философия принад-
  лежит системе, претендующей на божественное происхождение и постоян-
  ные поддержку и наставление свыше. Ее идеи имеют авторитет просто по-
  тому, что их источник-божественное откровение.
  
  Те философы, чьи пози-
  ции отражены в докладе, формулируют положение, согласно которому фи-
  лософские доктрины должны строиться на основах, независимых от боже-
  ственного откровения и не нуждающихся в том, чтобы их органом был ка-
  кой-то особый институт.
  
  Философия божественного и теология сложились
  в период Средних веков, в то время как философские воззрения, представ-
  ленные в Докладе, возникли на иных направлениях и большей частью воп-
  реки тем интересам и склонностям, под влиянием которых шло формирова-
  ние старой философии.
  Грубо говоря, эта рознь в сфере философии воспроизводит реальный
  раскол современной жизни-раскол между ее старыми и новыми движу-
  щими силами, между божественным и всем тем, что, напротив, может назы-
  ваться светским. Она отражает общественные условия, более чем целое поко-
  ление назад приведшие Мэтью Арнольда* к мысли, что современный человек
   ... скитается меж двух миров: один отжил свое,
   другой не в силах народиться.
  136
  Тем не менее исследование современного состояния философии наверняка
  покажет нам, что в том единственном и главном вопросе, который касается ее
  цели и назначения, философия теологического типа и по крайней мере
  несколько философий светских вполне согласны друг с другом. А вот
  отрицание божественных начал и оснований, разумеется, порождает огромную
  пропасть между ними.
  
  Однако многие, хотя и не все, философские доктрины,
  представленные в Докладе, склоняются к тому, что первейшая цель философии
  есть знание о бытии или "реальности" куда более общее, фундаментальное
  и предельное, чем знание, которое нам могут обеспечить инструменты и
  методы, находящиеся в распоряжении "специальных" наук.
  
  Поскольку все науки,
  возможно, за исключением математики, согласно этому взгляду имеют дело с
  вещами временными, изменчивыми, случайными, тогда как философия стремится
  к знанию всего вечного и внутренне необходимого, знанию столь первичному
  и окончательному, что только оно одно может служить твердым основанием
  для претензий на истинность, отстаиваемых низшими формами знания.
  
  Для нас важен именно сам факт глубоких расхождений во взглядах фи-
  лософов, а не вопрос о том, кто прав, кто виноват. Разлад в самой жизни,
  проявляющийся новомодными отклонениями и отказом от былых обычаев и
  догм, столь всеобъемлющ, что буквально невозможно указать на то, чего бы
  он еще не затронул.
  
  Политически он выразился в таких движениях, которые
  почти в каждой стране привели к отделению церкви от государства.
  Вследствие развития промышленности и торговли над всей когда-то вполне
  стабильной средой, в которой прежде царила традиция, установилась
  власть непостоянства.
  
  Стали культивироваться новые интересы и удоволь-
  ствия, отличные от тех, которым в средневековую эпоху власти духовенства
  приписывалась высшая ценность. Что же до естественно-научного и истори-
  ческого познания, то развитие новых методов исследования основательно
  потрясло астрономию, физику, биологию, антропологию, а также изучение истории, считавшееся прерогативой теологической философии.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"