Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -49

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -49
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -49
  
  
   III
  Следует упомянуть и о другой тенденции в формировании современ-
  ной ситуации в философии. Ею как бы отрицается все, что утверждается
  только что рассмотренным нами движением, и утверждается все, что отри-
  140
  цается последним. Она знаменует собой полное крушение той части фило-
  софской традиции, которая основана на представлении о том, что задачи
  Философского исследования определяются его объектом-высшей реаль-
  ностью. Она узаконивает положение, согласно которому цель и деятель-
  ность философии всецело связаны с той самой частью исторической тра-
  диции, которая называется поиском мудрости, иными словами, поиском
  целей и ценностей, задающих направление совместным человеческим усилиям.
  
  Она строится на мнении, что средства для ведения этого поиска дает
  не знание о вечной, всеобщей действительности, а обращение к методам и
  результатам другого, самого лучшего из наших знаний, которое зовется
  научным. Она зиждется на том, что ограниченность в применении этих
  методов вполне преодолима-нужно лишь расширить горизонты доказа-
  тельного знания, выступающего как критерий научности, расширить эти
  горизонты повсюду, начиная от проблем физики и физиологии до соци-
  альных и чисто человеческих вопросов.
  
  Разновидности этого движения
  носят названия прагматизма, экспериментализма, инструментализма. Но
  важны не названия движения, а его позиции по поводу особой цели и
  области философского исследования, а также по поводу того, как это
  исследование должно протекать.
  
  Данное направление обвиняют в детской доверчивости науке, но при
  этом не учитывают, что сама наука кажется его сторонникам все еще пребы-
  вающей в младенческом периоде. Его сторонники полагают, что научный
  метод исследования еще и не начинал взрослеть. Они уверены, что "зре-
  лым" научный метод станет лишь тогда, когда его применение распростра-
  нится на все аспекты всех вопросов, имеющих значение для человека.
  
  Они считают, что большинство вполне преодолимых зол нашего времени проис-
  ходит от ничем не сбалансированного исключительного применения мето-
  дов исследования и проверки, составляющих все то, что только и смеет звать-
  ся "наукой". Они уверены, что сегодня главная задача философии определя-
  ется вопросами и проблемами, которые связаны именно с данным положе-
  нием вещей, в частности, она состоит в создании некоего гуманитарного
  видения того, как могли бы осуществляться необходимые социальные преобразования.
  
   == Только допустим что есть такие типы характера человека которые распирает природная сила " злобности " -и от всех надежд что-то изменить изменив социальный климат не останется ничего...
   Только допустим, что вообще любой тип характера включает в себя тот или иной уровень злобности -и перед нами окажутся примерно 15 или 36 типов характеров несущих в себе потенциал злобности, против 1-3 типов характеров не имеющих такого потенциала.
  
   Но если в личности человека имеется какой угодно "нервно -психологический и психиатрический потенциал" -он неизбежно будет создавать в человеке сознательное или подсознательное "внутреннее давление" которое будет проявляться сколько-то раз в году или только одни раз в жизни (пример из повести -некий пожилой священник, добродушный человек, закончил свой путь по жизни расстреляв жену и детей...). ==
  
  Из данного представления о цели и сфере деятельности философии вы-
  текает, что настала пора решительно пересмотреть значение в философском
  контексте таких слов, как "всеобщность" и "предельность".
  
  Они утрачивают
  смысл, который был присущ им во времена, когда философия считалась при-
  ближением к знанию о "реальности", главенствующей над предметами спе-
  циальных наук. В русле человеческой деятельности, в свою очередь веду-
  щей к добру или злу, возникает ряд проблем, которые в известное время и в
  известном месте занимают столь центральное, стратегическое положение,
  что их острота с точки зрения практики заслуживает считаться "предель-
  ной" и "всеобщей".
  
  Эти проблемы требуют максимальной степени посто-
  янного и вдумчивого внимания. Не так уж важно, назовем мы это внимание
  философией или как-то иначе. По-человечески чрезвычайно важен сам факт
  141
  такого внимания, а также важно, чтобы к этой сфере привлекались самые
  лучшие и испытанные средства проведения исследований.
  
  Привязка вышеупомянутых проблем ко времени и месту должна озна-
  чать, что у данного взгляда на задачи философии нет ничего общего с идеей
  о "вечности" философских проблем. Согласно этому взгляду, идея "вечнос-
  ти" имеет, напротив, обструктивный характер, поскольку обычно ее исполь-
  зуют для того, чтобы обосновать практику постоянного возобновления спо-
  ров, общественно значимых лишь для своего времени, а потом не актуаль-
  ных уже ни для кого, кроме историков.
  
  Исторический подход для филосо-
  фии значит не меньше, чем для любой другой гуманитарной сферы. Но как
  только идея вечности получает санкцию господствовать над всей философ-
  ской деятельностью, она словно заболачивает ее живое течение.
  
  Конечно, вечность, которую мы допускаем в мыслях, чтобы забыть о временных рам-
  ках человеческой жизни, способна дать нам некоторое утешение. Но эмо-
  ции и комфорт ничуть не равноценны пониманию и интуиции, а также тому
  пути, на который эти последние могут нас наставить. Данное движение об-
  виняют в игре на руку "релятивизму", полагая, что "релятивизмом" называ-
  ется неприятие стандартов и вытекающее отсюда тяготение к хаосу.
  
  Действительно, направление, о котором мы говорим, утверждает, что, поскольку про-
  блемы и вопросы философии не являются вечными, они должны быть тесно
  увязаны с потребностью, рождающей их в определенном пространстве и времени.
  
  Если под "состоянием философии" имеется в виду ее настоящее
  состояние, то тем самым подразумевается, что ей следует иметь дело с воп-
  росами, актуальными именно в настоящем.
  
  Термин "относительность" стал
  чем-то вроде пугала, которое должно отбивать у философов охоту к крити-
  ческим нападкам на разный "абсолютизм".
  
  Каждый из известных мировой
  истории классовых интересов защищался от попыток анализа своей претен-
  зией на "абсолютность". Любой социальный фанатизм, правый или левый,
  находит себе прибежище в крепости из принципов, слишком абсолютных
  для того, чтобы их можно было подвергнуть сомнению либо исследованию.
  
  Абсолютный значит обособленный, а об обособленном нельзя судить на ос-
  нове тех связей, которые мы можем подвергнуть уже привычному анализу.
  "Относительность", характеризующая рассматриваемое нами движение, при-
  суща любому научному исследованию, поскольку последнее единственно
  полезные для себя "стандарты" находит в реальных связях вещей, связях, ко-
  торые в результате обобщения получают имя пространственно-временных.
  
  Пространственно-временные параметры отличают все нынешние дос-
  тижения научного исследования. Нелепо предполагать, что эти достижения
  ограничены уникальными случаями. Напротив, они обретают все более об-
  щий характер, поскольку неуклонно расширяющиеся связи нужны именно
  обобщениям науки, чтобы они не зависли в словесном вакууме. Все это ка-
  сается и философии, которая использует методы и выводы достоверного ис-
  следования в качестве инструментов для изучения ценностей, определяю-
  щих сегодня привычки, законы и стремления людей.
  
  Ни один фрагмент связей пространства и времени, обусловливающих суждения по тем вопросам,
  142
  которые насущны сегодня и сейчас, не может быть чересчур обширным или
  длительным. Изоляцией и ограниченностью чревата не "относительность",
  а абсолютность. В конце концов причина, из-за которой абсолютизм так ка-
  рикатурно ополчается на относительность, заключается в том, что поиск свя-
  зей между событиями представляет собой верный способ сокрушить то при-
  вилегированное право на свободу от анализа, которым очень дорожит лю-
  бая форма абсолютизма, однажды приписав его себе.
  
   IV
  Все сказанное ранее нуждается в иллюстрации.
  Какие особые пробле-
  мы и вопросы данное философское движение выдвигает на место прежних
  проблем, настолько никчемных, что они лишь мешают философии испол-
  нять приличествующую ей в современном мире роль?
  
  Если я отвечу, что
  философии нужно как минимум навести порядок в собственном доме, то
  вы, наверное, решите, что от круга человеческих вопросов и проблем я сно-
  ва возвращаюсь к более техническим аспектам профессиональной филосо-
  фии. Такой упрек мог бы быть справедливым, если бы то нечто, что стоит
  убрать из философских доктрин, не препятствовало осознанию нашей чело-
  веческой ситуации, не искажало ее. Вот вам один показательный пример.
  
  Философы отделили "дух" от "материи", вознесли то, что было принято
  считать идеальным и духовным, на самую вершину бытия, а то, что называ-
  лось материальным и мирским, низвели на низшую ступень; все это, несом-
  ненно, было отражением экономического и политического деления обще-
  ства на классы.
  
  Рабы и ремесленники (располагавшие не большей полити-
  ческой свободой, чем бесправные рабы) имели дело с "материальным", то
  есть просто со средствами к хорошей жизни, в которой им не было места.
  Свободные граждане ничуть не стремились к тому, чтобы делить с ними
  труд, который считали низменным.
  
  Отсюда совершенно естественно выте-
  кало обособление высшего, то есть разумного и теоретического, познания
  от практического, то есть низшего, вспомогательного, связанного с простой
  рутиной, а также возникал раскол между идеальным и материальным.
  Откровенное рабство и крепостничество остались в далеком прошлом.
  Но обстоятельства современной жизни все еще поддерживают раскол меж-
  ду этими видами деятельности-сравнительно неблагородной, обслужива-
  ющей, с одной стороны, и свободной, духовной-с другой.
  
  Некоторые пе-
  дагоги уверены в том, что делают доброе дело, подчеркивая существенные
  различия между дисциплинами, которые они называют гуманитарными и
  механическими, утилитарными. Обособление экономических, коммерчес-
  ких и финансовых вопросов от политических и моральных привело к созда-
  нию весьма влиятельных экономических теорий, которые тем самым как бы доказывают целесообразность такого обособления.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"