Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -56

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -56
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -56
  
  
  Это, конечно, пробле-
  ма, которая потребует и общественного, и специально-научного рассмотре-
  ния; но за ней стоит другая, более глубокая проблема-проблема будуще-
  го демократии, гарантий политической демократии в условиях экономической нестабильности и экономической зависимости огромных масс населения если не непосредственно от воли других его представителей, то, во всяком случае, от тех условий, в которых находятся трудящиеся слои общества.
  
  Сейчас я затронул один из моментов, в связи с которыми отношения
  демократии и образования принимают сегодня форму совершенно иную,
  нежели в те времена, когда названные нами мужи считали, что "если бы у
  нас было достаточно школ и были бы школьные здания, хорошее школьное
  оборудование и квалифицированные учителя, то это уже гарантировало бы
  уровень просвещения, необходимый для поддержки республиканских ин-
  ститутов".
   == То есть благодушно считалось что больше половины школьников после обучения не станут через 5-15 лет законченными болванами, совершенно не отличимыми от людей с минимальным образованием... ==
  
  Сегодня проблема образования более глубока, более остра и бесконечно
  более сложна, потому что она оказалась в гуще всех проблем современного
  мира. Совсем недавно мы наблюдали действия вооруженной коалиции де-
  мократических стран, созданной для оппозиции и отпора претензиям фа-
  162
  шистских, тоталитарных, авторитарных государств.
  
  Я не собираюсь обсуждать эту
  тему, но хотел бы поставить несколько вопросов.
  Что мы имеем в виду полагая, будто наше государство наряду с другими известными государствами является подлинно демократическим и будто мы уже так полно
  реализовали все идеалы и цели демократии, что осталось только встать и
  заслонить страну от посягательств антидемократических государств?
  
  К сожалению, мы знаем, какой расовой нетерпимостью еще недавно
  отличались Германия и Италия. Полностью ли мы сами свободны от этой
  расовой нетерпимости и можем ли, следовательно, гордиться тем, что дос-
  тигли абсолютной демократии? Наше отношение к неграм, антисемитизм,
  растущая (по крайней мере я боюсь, что она растет) нешуточная враждеб-
  ность по отношению к чужакам-иммигрантам в нашу страну, на мой взгляд,
  и есть достаточный ответ на вопрос.
  
  Эта проблема касается и образования.
  Что делают наши школы-но не для того, чтобы просто культивировать
  пассивную терпимость по отношению к людям иного расового происхожде-
  ния или иного цвета кожи,-что положительного, решительного, конструк-
  тивного они делают для того, чтобы культивировать понимание и добрую
  волю, столь существенные для демократического общества?
  
  Мы противимся, и очень правильно делаем, что противимся, непрерыв-
  ному потоку лживой пропаганды, которая исходит от государств, стремя-
  щихся подавлять всякое свободное исследование и свободу вообще, - но
  опять-таки, как мы этому противостоим?
  
  Я знаю, что во многих школах
  существует такой чудесный ученический обет, когда дети шестилетнего и
  более старшего возраста, по-видимому стоя, присягают флагу и всему тому,
  что он символизирует,-единой и неделимой нации, справедливости и сво-
  боде. До какой же степени мы позволяем символу подменить собой дей-
  ствительность?
  
  Насколько успешно наши граждане, законодатели и педаго-
  га умудряются тешить свою совесть, полагая, что идея подлинного патрио-
  тизма поселяется в этих детишках уже только потому, что они произносят
  слова своей клятвы?
  
  Знают ли они, что такое верность и преданность?
  И что они подразумевают под неделимой нацией, если наша нация такова, что ее
  до сих пор мало-помалу разрывают на части фракционная борьба и классо-
  вая рознь? Неделимая ли это нация и служит ли зачитывание текста школь-
  ной присяги гарантией того, что неделимая нация существует?
  
  То же самое я могу сказать о свободе и справедливости.
  Что мы делаем для того, чтобы эти великие идеи-свободы и справедливости-перестали быть элементами формального и чопорного жаргона и воплотились в ре-
  альность, ждущую понимания, интуиции и истинной лояльности мальчиков
  и девочек в наших школах?
  
  Мы говорим, что нам противен - и это весьма понятно - тот разду-
  тый, односторонний национализм, который нам навязывают под именем
  верности родине, но, пока наши школы сами для себя не определят, что та-
  кое народнический дух и праведное гражданство и как они проявляются в
  различных аспектах жизни, молодежь не сможет нести бремя огромной от-
  ветственности, возлагаемой на нее.
  
   == Какому проценту молодёжи в 17, тем более в 21 год мечтается взять на себя некую ответственность которая будет над их головами... каждый день? Раз в году? Только когда об этой их "ответственности" зачем-то вспомнит губернатор?
   Автор рассуждает как благодушный пенсионер который в прошлой жизни никогда ни о чём не пытался рассуждать обстоятельно...
  
   Реальная "ответственность" за тот или иной параметр в государстве находится в конкретной конторе этого государства.
   За пределами примерно 5 высших лиц в 30 высших конторах государства (всего 150 человек...) никто никакой ответственности ни за что не несёт. Когда дело дойдёт до реальной ответственности -все дружно покажут пальцами наверх. А наверху окажется, что Володька Распутинский, который прошлые 35 лет был наглеющим гадом в своей конторе -откинул копыта 70 дней назад и все его заместители при всех условиях ни в чём не виноваты... ==
  163
  Мы резонно, и также вполне справедливо, порицаем тот факт, что ста-
  бильность всех этих европейских авторитарных государств держится на при-
  менении силы. Но что мы предпринимаем для распространения идеи о при
  оритете разума, понимания, доброй воли и взаимной симпатии над силой?
   == И кто же мешал господину Дьюи как частному лицу по этим темам написать "меморандум" страниц на 200 и послать прямо в Кремль?! ==
  
  Я знаю, наши государственные школы свою в основном добрую репутацию
  завоевали всем тем, что они сделали для ликвидации классовой розни, для
  усиления нашего чувства человечности и принадлежности к единой семье;
  но мне не верится, что мы уже совершили все возможное и все необходимое
  для победы над заурядным снобизмом и предрассудками, которые противо-
  поставляют людей друг другу, и что наши школы уже сделали все, что могут
  и что должны сделать в этом направлении.
  
  И когда дело доходит до применения силы как метода решения соци-
  альных проблем, нам, к несчастью, остается только наблюдать, как это про-
  исходит на внутренней или международной арене. Очевидно, что в услови-
  ях современного мира существует огромное и все растущее множество лю-
  дей, которые полагают, что единственный путь укрепить свою безопасность
  -это наращивать национальную армию и флот и поддерживать промыш-
  ленность в состоянии готовности к переходу на производство вооружений.
  
  Иными словами, мы сами так или иначе убеждены в том, что только сила,
  физическая, грубая сила, и есть в конце концов наша последняя опора.
  
  Я считаю, что если при нашем столь удачном географическом располо-
  жении мы еще задействуем все свои ресурсы, включая финансовые, ради
  того, чтобы выстроить у себя истинное, справедливое и эффективное де-
  мократическое общество, то вскоре поймем, что мы обладаем более проч-
  ной, более выносливой и более мощной защитой демократических завоева-
  ний и от внутренних, и от внешних угроз, чем в те времена, когда мы упова- ли на силу, давление и войну.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"