Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -63

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -63
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -63
  
  
  Ведь оказание
  прямого воздействия на формирование и развитие предпочтений и склонно-
  стей -эмоциональных, умственных и нравственных-это главная задача
  семьи и школы.
   == Да откуда болваны родители в семье или конкретный учитель в школе (у которого 10-30 учеников в классе...) могут хотя бы приблизительно знать о предпочтениях, наклонностях и способностях их сынков и дочек?!
   Сколько якобы предпочтений, наклонностей и способностей внешне проявляются как подражательность другому однокласснику или знакомому на улице?
   Сколько "задатков" успевают перегореть в ребёнке за школьные годы? ==
  
  Следовательно, то, как протекает учебный процесс, демок-
  ратичен ли он по большей части или недемократичен, не только имеет оче-
  видное значение для самого образования, но и определяет конечный эффект,
  который оно производит на все интересы и деятельность общества, избрав-
  шего демократический образ жизни.
  
  Поэтому если общее содержание всего
  казанного мною о демократическом идеале и методе хоть сколько-нибудь
  близко к истине, то можно утверждать, что в соответствии с демократичес-
  ким принципом каждый педагог обязан выработать некий регулярный и
  естественный прием, с помощью которого непосредственно он сам либо его
  демократические избранные представители могли бы участвовать в форми-
  ровании основных целей, методов и учебных материалов школы, к которой
  они принадлежат.
  
  Около тридцати лет назад я написал следующее:
  "Если в США и существует хотя бы одна-единственная система общешкольного об-
  разования, в которой право людей, непосредственно осуществляющих учеб-
  ный процесс, выбирать дисциплины и методы преподавания, а также ре-
  шать вопросы о программе, учебниках и т. д. имеет государственную и кон-
  ституционную поддержку, то, значит, данный факт просто не попал в поле
  моего зрения".
  
  Сегодня бы я не смог так сказать. Кое-где произошел боль-
  шой скачок в демократическом направлении. Как я уже заметил в одной бо-
  лее ранней статье, в действительности всегда существовали школьные сис-
  темы, чья практика оказывалась куда достойнее теории внешнего, верхов-
  ного контроля, поскольку если даже в них и отсутствовала обоснованная и
  верная форма использования интеллекта и опыта учителей, то руководство
  школы решало эту задачу неформальным путем. Мы смеем надеяться, что
  подобное внедрение демократических методов не только не прекратилось,
  но и прогрессировало. И все же вопрос выбора между авторитарными и де-
  мократическими методами организации учебного процесса остается акту-
  альным и требует серьезного внимания.
   == Если в каждом поколении школьников только 5-45 человек из миллиона становятся после 40 лет видными и ценными личностями (а 45-150 тысяч к 40 годам жизни становятся социальными идиотами...), то нет оснований думать, что разные школьные манипуляции приведут к тому, что видными личностями станут хотя бы 150 человек из каждого миллиона в каждом поколении школьников. (Каждый набор в первый класс считается за отдельное поколение.) ==
  
  У меня сложилось впечатление, что даже на сегодняшний день демок-
  ратические методы взаимодействия с учениками развиты более, чем подобные
  же методы взаимодействия с членами преподавательского коллектива шко-
  лы. Во всяком случае, в сфере первых происходили кое-какие организован-
  ные и энергичные движения, в то время как вторые так и остались на на-
  чальной стадии. Во всех школах, гордых тем, что они существуют издавна,
  применяются такие методы обучения, основанием и ресурсом для которых
  является жизненный опыт учащихся, и принято стремиться к тому, чтобы
  177
  индивидуализировать подход к ученикам.
  
  Какие бы соображения ни лежали
  в основе подобных взаимодействий с молодежью, они были бы тем более
  верны в отношении учителей, поскольку это люди более зрелые и опыта у
  них еще больше. Поэтому самое время поставить вопрос: каким образом
  можно обеспечить педагогам более целостное участие в формировании учеб-
  ной политики школ?
   == Сначала надо поставить вопрос как 70 педагогов данной школы могут за следующие 3 года из серых мышек и бытовых тараканов превратиться в ярких общественных деятелей... ==
  
  Поскольку я уже говорил, что это проблема, на которую мне скорее хочется
  указать, чем обозначить быстрые способы ее решения, то здесь я вправе
  и остановиться.
  
  Но у данной проблемы еще есть некоторые следствия, про-
  ливающие свет на ее значение. Невозможность участия в чем-либо приво-
  дит к потере интереса и озабоченности у отлученных от него. В результате
  исчезает и конструктивное чувство ответственности. Автоматически, бес-
  сознательно, а порой даже сознательно люди приходят к следующему выво-
  ду: "Это не имеет отношения к нашим делам; это проблема тех, кто наверху;
  пусть эта каста богоподобных делает то, что необходимо".
  
  Деспотические
  методы управления, как правило, преобладают в таких странах, где недораз-
  вит дух гражданства и люди потрясающе равнодушны к делам обществен-
  ного, а не личного значения, Стоит ли ожидать, что учителей вдохновит иная
  психология? Когда у людей мало власти, у них соответственно и меньше
  чувства позитивной ответственности. Достаточно вполне прилично делать
  то, что тебе велели, дабы избежать какого-нибудь пугающего, неприятного
  предупреждения. Все, что сверх того, рождает состояние апатии.
  
  В некоторых случаях безразличие проявляется ненадлежащим исполнением обязан-
  ности, но только не в присутствии управляющего; в других ситуациях воз-
  никает дух критики, противоречия. Между учителем и управляющим скла-
  дывается своего рода игра, которая в школах старого образца бытовала между
  учителем и учениками. А иные учителя, порой бессознательно, переносят
  то, как, по их мнению, несправедливо обошлись с ними, на своих учеников.
  
  Аргумент, согласно которому педагоги не готовы принять на себя ответ-
  ственность за такое участие, безусловно, заслуживает внимания, равно как
  и сопутствующее ему убеждение в том, что люди, больше созданные для
  исполнения обязанностей руководителя, выявляются в ходе естественного
  отбора. Что бы ни оказалось в данном споре истиной, в любом случае спра-
  ведливо, что неспособность индивида брать на себя ответственность, свя-
  занную с правом голоса в определении планов действия, развивается и усу-
  губляется в ситуации, когда подобного рода ответственность для него вооб-
  ще недоступна.
  
  Полагаю, что еще не бывало такого деспота, крупного или
  мелкого, который не обосновывал бы свой произвол тем, что его объекты
  якобы непригодны для самостоятельного участи в управлении. Я не хотел
  бы сравнивать администраторов с деспотичными политиками. Все происхо-
  дящее в школах в целом больше обязано обычаям и привычкам, чем какой-
  то намеренной деспотии.
  
  Но, как ранее указывалось, привычное отлучение
  людей от участия в управлении приводит к таким печальным последствиям.
  как снижение у них чувства ответственности за свои дела и их результаты. В
  пользу демократии говорит тот факт, что лучший способ развить инициа-
  178
  тивность и созидательные способности-это их упражнять. Способности,
  равно как и интересы, возрастают от применения на практике.
  
  Более того, аргумент о "неспособности" быть ответственным говорит вообще о чрез-
  вычайно многом. Если эта неспособность настолько серьезна, что ограни-
  чивает преподавателя всегда и во всем, то от него нельзя ждать и той доли
  интеллекта и мастерства, которые требуются для исполнения данных ему
  указаний. Деликатной и сложной задаче воспитания у молодых людей ха-
  рактера и здравой рассудительности надо служить максимально подвижни-
  чески и вдохновенно.
   == 70 лет - самое подходящее время для пожеланий чтобы в данной стране повсюду появились вдруг миллионы "вдохновенных подвижников" разных дел и делишек... ==
  
  Успеху этой работы не может не помогать такое пони-
  мание педагогом того, что он делает, которое проистекает из его участия в
  формировании руководящих идей образования.
  Педагог, дающий уроки,-это человек, постоянно непосредственно
  контактирующий с теми, кто пришел учиться. Должность администратора,
  для сравнения, предполагает в лучшем случае непрямой контакт с ученика-
  ми. Если в мире есть такая работа, для осуществления которой необходимо
  сохранять все лучшее в наличном опыте с тем, чтобы оно обогащало опыт
  последующий, то это работа педагога.
  
  Я часто поражаюсь тому, как много
  утрачено традиционной системой. В некотором смысле потеряна даже луч-
  шая часть эффективного капитала, накопленного преуспевшими педагога-
  ми. Теперь она уже не может свободно переходить к другим учителям, кото-
  рым бы оказалась полезной. Но разве не умножаются эти утраты в крайне
  существенной степени оттого, что учителя сегодня не призваны совершать
  такой взаимообмен успешными методами и достижениями, который мог бы
  систематически влиять на всю школьную политику?
  
  Добавьте к данным упу-
  щениям еще тот факт, что учитель в классе обязан больше внимания посвя-
  щать предметам и курсам, которые сам он не считает того заслуживающи-
  ми, и общая сумма потерь подтолкнет нас к беспристрастному выводу, что
  отсутствие демократических методов есть крайне серьезная и единственная
  причина всех недостатков образовательного процесса.
   == Слова, слова... старческое благодушие... А где же основания для него?!==
  
  Данная тема имеет особое значение в настоящий период. Сегодня, как
  никогда ранее, брошен своего рода вызов фундаментальным положениям и
  практике демократии. В каких-то странах это даже более чем вызов. Они
  там жестоко и системно разрушаются. Повсюду возникают волны критики
  и скепсиса относительно того, сможет ли демократия выстоять под гнетом
  потребности в порядке и безопасности.
  
  Существует целый комплекс при-
  чин для слома политической демократии в государствах, где она была фор-
  мально достигнута. Но в одном, я думаю, мы можем быть уверены. Там, где она пала, ее сущность, к сожалению, была почти всецело политической.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"