Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -80

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -80
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -80
  
  
  Причины такого противоречивого поведения
  очевидны. Интересы бизнеса были и по-прежнему остаются социально и
  политически доминирующими. Отстаивая либерализм laissez-faire в эконо-
  мической сфере, эти "либералы" просто оседлали волну. С другой стороны,
  неприятности от использования права на свободу исследования и публич-
  ного обсуждения вечно наживают себе только те индивиды, которые отка-
  зываются принимать установленный порядок вещей.
  
  На их месте "либералы", громогласно выступающие против всего, что напоминает экономичес-
  220
  кую регламентацию, согласились бы потерпеть интеллектуальные и моральные
  ограничения на том основании, что это необходимо для поддержания
  "законности и порядка".
  Ни один искренний сторонник демократических идеалов, которые со-
  стоят в наделении всех равными свободами, не сочтет необходимым изо
  всех сил доказывать значимость максимально возможной интеллектуальной
  свободы в полнейшем смысле этого слова. Он знает, что свобода мысли в
  исследовании и распространении результатов исследования есть жизненно
  важный нерв демократических институтов. Вот и я не ударился в чтение
  панегирика гражданским свободам, но попытался показать, что сделать пер-
  вый шаг к спасению их из нынешнего неопределенного и угрожающего
  состояния можно, лишь настаивая на их социальной основе и социальном
  критерии их оправдания.
  
  Посягательства на гражданские свободы после Первой мировой войны
  распространились практически во всех направлениях, невзирая на гаран-
  тии, положенные свободам по Конституции. У либерализма в данной ситу-
  ации есть единственный шанс: это отказ - в теории и на практике - от уче-
  ния, согласно которому свобода есть полновесная и готовая принадлежность
  индивидов, независимо от социальных институтов и порядков, и осознание
  того, что социальный контроль, особенно над экономическими силами, не-
  обходим для обеспечения гарантий свободам индивидов, в том числе свобо-
  дам гражданским.
   == Посягательства на свободы нужно как-то отличать от роста числа желающих этими свободами воспользоваться. Самоочевидно что в сфере свобод "предложение" будет расти максимум на 2 % за 100 лет. Это не увеличение производства джинсов в 4 раза за 4 года.
   К чему вообще должны приводить разговоры о свободе? К увеличению конторских мест для тех кто о ней говорить любит?! Или к чему-то другому? ==
  
   IV
  В истории английских слов есть интересный факт: слово "либеральный"
  применялось к образованию даже раньше, чем оно стало использоваться для
  обозначения великодушия и благородства.
  
  Либеральное, гуманитарное об-
  разование было образованием свободного человека. Считалось, что именно
  гуманитарные предметы отвечают целям свободного человека, не в пример
  тем предметам, которые служили воспитанию механических навыков. Ре-
  ально это означало, что доступ к гуманитарным профессиям и гуманитар-
  ному образованию был ограничен кругом лиц, занимавших самое высокое
  общественное положение.
  
  Они предназначались "джентльменам" как отлич-
  ным от представителей "низших классов". Было бы интересно проследить
  преломление этих идей в школьном образовании. Даже в нашей стране они
  отразились на обучении в школах, ибо те граждане этой страны, которые
  гордились своей абсолютной свободой, естественным образом переняли в
  качестве основных элементов для своей учебной программы, особенно в
  среднем и высшем образовании, именно те предметы, которые в старину
  считались подходящими для подготовки джентльменов к их возвышенным занятиям.
  
  Однако к моей настоящей задаче эта история не имеет касательства. Идея
  свободных и всеобщих школ возникла у нас на том основании, что для на-
  ции поистине свободных мужчин и женщин необходимы школы, которые
  221
  будут открыты для всех и будут существовать, следовательно, за счет госу-
  дарственной системы налогов. В целом мы добились относительного про-
  гресса в том, чтобы школа стала доступной для всех, хотя, конечно, дела по-
  прежнему обстоят так, что возможность извлечь преимущества из благ те-
  оретически гарантируемых всем, существенно ограничена экономическим
  статусом человека. Впрочем, главным моим интересом сегодня является
  понятие собственно либерализма.
  
  Значение либерализма претерпело немало изменений с тех пор, когда
  это слово вошло в моду чуть более века назад. Данное слово было введено в
  обращение, чтобы обозначить новую атмосферу, развитию и распростране-
  нию которой способствовал подъем демократии. Она несла с собой новый
  интерес к человеку из народа и обновленное чувство того, что человек из
  народа, представитель великой массы человеческих созданий, обладает воз-
  можностями, которые сдерживаются и которым не позволено развиваться в
  силу институциональных и политических обстоятельств.
   == Человек "из народа" и "личность из народа" -более чем разные вещи. Человек из народа -придурок и пьянчуга. Личность из народа - однозначно входит в число 10-15 лучших людей среди 10 тыс. жителей любой территории...
   Полная невозможность тут договориться кто есть кто говорит не о моём наглом высокомерии, а о тупом и наглом свинстве всех, кто впадает в истерику ради мнения что среди любых 10 тысяч человек на улице минимум 9800 - "люди как люди"... А не тупицы, не болваны, не скоты с бытовой психологией из 14 века... ==
  
  Новая атмосфера
  была либеральной в обоих смыслах этого слова. Всех, кто ею дышал, отли-
  чало великодушное отношение, сочувствие к побежденным, к тем, кому не
  дали шанса. Это сыграло свою роль в повсеместном подъеме гуманистичес-
  кой филантропии. Новый дух был либеральным и в целях, состоявших в
  расширении диапазона свободного действия для тех, кто веками не прини-
  мал никакого участия в общественных делах и не имел своей доли выгод,
  обеспечиваемых подобным участием.
  
  Благодаря условиям, характерным для конца XVIII века и всего XIX,
  либерализм, однако, вскоре принял ограниченное, узкоспециальное значе-
  ние. Класс тех людей, которые наиболее полно осознавали всю пагубную
  силу различных препятствий и были самыми активными борцами с ними, к
  тому же наилучшим образом организованными для их преодоления, состо-
  ял из лиц, занятых в промышленных отраслях и торговле.
  
  С одной стороны,
  применение пара в производстве оказывало революционное воздействие на
  создание и распределение благ, открывая новые каналы для человеческой
  энергии и амбиций и обеспечивая людей вещами более эффективно, чем это
  было возможно при системе ручного производства. С другой стороны, тог-
  да существовало множество норм и обычаев, большей частью сформиро-
  вавшихся в феодальную эпоху, которые тормозили и пресекали реализа-
  цию этих новых энергий. Более того, политическая власть в основном была
  сосредоточена в руках землевладельцев, носителей старых аграрных при-
  вычек в вере и действиях.
  
  Либерализм индустриального класса соответственно принял форму по-
  литической и легальной борьбы, чтобы покончить с препятствиями на пути
  свободных проявлений новейших видов экономической деятельности.
  
  Ограничительные и репрессивные силы были воплощены в институтах, кото-
  рые либералы опрометчиво отождествляли с властью и государством в це-
  лом. Поэтому лозунг организованного либерализма был следующий: "Пусть
  власть уберет свои руки от производства и торговли. Ее действия в данных
  сферах мешают развитию проявлений активности, имеющих для общества
  222
  высочайшую ценность. Данные новые производственные виды деятельности
  обеспечивают людей вещами, в которых они нуждаются, самым деше-
  вым способом и в гораздо больших количествах, чем это делала или могла
  делать прежняя система. Они побуждают к изобретательству и стимулиру-
  ют прогресс. Они дают больше экономии и энергии исключительно за счет
  успешной реализации инициатив, навыков и труда, характерных для этих
  видов деятельности. Свободный товарообмен связывает людей и нации
  общими интересами и приближает царство гармонии и мира для всего чело-
  вечества". Вот такие у них были претензии.
  
  Учитывая, в какое особое время и в каком особенном месте эти претен-
  зии прозвучали, можно назвать их по-своему обоснованными. Великий
  выброс энергии сопровождал начало промышленной революции; это про-
  исходило во всякой разновидности созидательного действия, а не исклю-
  чительно в промышленном производстве.
  
  Но как только новые социальные
  группы завоевали власть, их идеи окаменели в догмах о свободе промыш-
  ленного предпринимательства от любой формы организованного обществен-
  ного контроля. Поскольку администраторы и закон в этот поворотный мо-
  мент истории представляли собой помеху высвобождению человеческой
  энергии, они были провозглашены вечными врагами человеческой свободы.
  
  Идея, согласно которой им следует "убрать свои руки от производства и
  торговли", в тех специфических обстоятельствах звучавшая крайне конк-
  ретно, превратилась в жесткую догму "индивидуализма" laissez-faire. Те-
  перь на социальные силы опустилась тяжелая рука новых экономических
  интересов, организованных куда лучше прежнего, аграрного класса.
  
  В связи с тем что некоторые следствия интересов господствующего эко-
  номического класса доказали их антиобщественную сущность, настал че-
  ред таких якобы вечных истин, как полная изоляция экономического инте-
  реса от политического (власть не должна соваться в бизнес), самодостаточ-
  ный индивидуализм и отказ от организованного общественного руководства.
  
  Между тем дух великодушия и сочувствия, характерный для прежнего ли-
  берализма, рассеялся и свелся к ряду филантропических движений; его вли-
  яние на законодательство и власть ограничилось мерами, лишь слегка ис-
  правляющими положение наиболее ярко выраженных социальных лишен-
  цев и не затрагивающими при этом самой системы, по вине которой возни-
  кают такие симптомы.
   == А где же подлинно научные, подробрейшие доказательства что в те времена можно было бы не допустить некоторые или все "такие симптомы"? Начать надо со списка "таких симптомов. ==
  
  В нашей стране господствующий класс рьяно проти-
  вился даже этим симптоматическим мерам, хотя мог бы пожинать их бла-
  гие плоды, ибо благодаря подобным мерам массам было бы легче притер- петься к доставшейся им в наследство системе.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"