Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -89

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -89
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -89
  
  
  Некоторые теологические попутчики м-ра Хатчинса проясняют этот
  вопрос, так как их типичный шаг состоит в проведении абсолютных разгра-
  243
  ничений между политической, гражданской и общественной нравственнос-
  тью, с одной стороны, и личной нравственностью-с другой.
  
  Первая нрав-
  ственность "естественна"; добродетели в ее области заключаются в служе-
  нии "благу цивилизации". Вторая же поневоле основывается на "вневре-
  менной судьбе" человека. Похоже, что учение о "естественной нравстве-
  ности" навеяно и связано только с тем, что "принято называть добродете-
  лью в политической жизни и гражданском развитии".
  
  Оно ведет к отрицанию или игнорированию личной нравственности, которая есть "корень всей морали",-причем личная нравственность, не стоит этого забывать, сверхъе-
  стественна по происхождению и предназначению.
  
  О дилемме, с которой сталкиваются либеральные авторы этой школы,
  говорит тот факт, что они выдвигают лозунг "интегрального гуманизма" и
  недопустимости раскола. А вслед за этим они предлагают целый набор
  абсолютных разграничений, которые кажутся им целесообразными. Одно
  из них-между человеком и сверхприродным; другое - между преходя-
  щим и вечным; третье-между человеческим и божественным; четвертое
  -между внутренним и внешним; и наконец, еще одно - между граждан-
  ским и социальным (или принадлежащим к миру в целом), с одной стороны,
  и вневременным, как им представляется, назначением человека, а уж в каче-
  стве моста через все эти пропасти необходима, разумеется, особая, стоящая
  над естеством и непогрешимая церковь.
  
  С одной стороны, эти авторы просто отражают деления и конфликты,
  характерные для нашей цивилизации сегодня. Но от себя в качестве лекар-
  ства от зол, которые вызваны этим расколом, они еще рекомендуют закре-
  пить данные расколы в рамках системы. В этом пункте-а он из числа тех,
  которые для двух школ являются общими,- школа, представленная знако-
  мым нам теологическим философом, похоже, имеет некоторое преимуще-
  ство перед своим оппонентом, превозносящим конечное, поскольку адепты
  теологической школы претендуют на право говорить от лица основанной
  Богом церкви, вечно обращенной со своих высот к грешной земле.
  
  Поэтому,
  когда в выводах склонного к ошибкам человеческого разума появляются
  расхождения и чисто мирские нравственные предпочтения разных людей
  вступают в конфликты друг с другом, такая церковь способна авторитетно
  определить, на чьей же стороне истина.
  
  Поэтому
  вопрос, поднятый в рамках образовательной философии, важен для нас как указание на раскол, отличающий сегодня каждую часть и каждый аспект философии. Он отражает различия между мировоззрением,
  ориентиры и принципы которого почерпнуты из прошлого, и позицией,
  согласно которой философия, если она хочет помочь нам в сегодняшней си-
  туации, должна уделять первостепенное внимание стремлениям, потребно-
  стям, проблемам и ресурсам, особенно характерным для современности.
  
  Чтобы опровергнуть эту позицию, ее часто толкуют карикатурно.
  Говорят, что она основана на неразумной любви к новизне и изменению, на предпоч-
  тении всего современного только из-за того, что это последние по времени
  веяния. На самом же деле данный взгляд продиктован тем, что в современ-
  244
  ной жизни действуют факторы, обладающие потенциальным, если не уже
  воплощенным, непреходящим достоинством. Это-экспериментальная на-
  ука и экспериментальный метод в сфере познания. Данная сфера включает в
  себя определенную мораль и этику, равно как и определенные сведения о
  человеке и мире.
  
  Другим современным фактором является демократичес-
  кий дух человеческих отношений. Третий фактор-это технологический
  контроль над энергиями природы, обусловленный человеческими задачами.
  Все три фактора тесно связаны между собой.
  
  Революция в естествознании
  послужила началом для изобретения процессов и инструментов, обеспечи-
  вающих значительную долю современных производственных технологий.
  Данный факт достаточно очевиден, чтобы счесть его неопровержимым, хотя
  еще находятся люди довольно поверхностных взглядов, которые связывают
  великий прогресс производства не с методами и заключениями современ-
  ных наук, а со стремлением к финансовой власти. Не слишком же очевид-
  ным, возможно, является то, что к поразительному успеху естествознания
  привело крушение стены, возведенной античными и средневековыми ин-
  ститутами между "высшими" сущностями чисто интеллектуальной и "ду-
  ховной" природы и "низшими" сущностями "практического" и "матери-
  ального" свойства.
  
  Ведь исторический факт, очевидный для всякого, кто не отводит глаз от
  реальных проблем, состоит в том, что перемены от относительной стериль-
  ности и неподвижности к пути непрерывного прогресса и плодотворности
  начались в науке с тех пор, как исследователи стали использовать процессы
  и инструменты презираемого обществом материального производства в ка-
  честве средств, способствующих познанию природы. Поэтому перемены,
  достигнутые в сфере производства товаров и услуг, и сыграли огромную
  роль в крушении феодальных институтов. Смена прежней изоляции наро-
  дов, групп и классов свободным общением стала в свою очередь средством,
  способствующим становлению демократического движения.
  
  Я возвращаюсь к тому факту, что мы живем в запутанном и разобщен-
  ном мире. Нас бросает в различные крайности. У нас до сих пор нет филосо-
  фии, современной не только в хронологическом понимании. Мы все еще не
  располагаем образовательным или другим общественным институтом, ко-
  торый не являлся бы смешением взаимоисключающих элементов.
  
  Разграничение методов и выводов естествознания, с одной стороны, и доминиру-
  ющих положений морали и религии-с другой, представляет собой серьез-
  ную проблему, под каким бы углом зрения ее ни рассматривать. Все это оз-
  начает, что нашему обществу недостает единства в самых важных аспектах.
  Я не думаю, что те, кто настаивает на возвращении к древним истокам
  морали и общественных институтов, хотят вернуться и к прежней обстанов-
  ке в естествознании, равно как и отменить все новейшие изобретения и при-
  кладные технологии, являющиеся плодами экспериментальных приоритетов в науке.
  
  Нет, логически и фактически из их схемы следует только зак-
  репление разрозненности, раскола, от которого мы страдаем. Дух и метод
  донаучного периода, по их представлениям, должны господствовать в "выс-
  245
  шей" сфере, в то время как науке и технологии отводится изначально низ-
  ший и изолированный участок бытия. Если не их проповеди, то преслову-
  тый внешний официальный авторитет сумеет удержать науку и техноло-
  гию в положенных им границах.
  
  Поэтому перед нами теперь стоит такой величайшей важности вопрос,
  как направление, в котором следует двигаться дальше.
  
  Обязаны ли мы счи-
  тать один метод подходящим к естествознанию, а другой, радикально от-
  личный, к вопросам этическим? Научный метод сейчас пробивает себе до-
  рогу в область психологии; по крайней мере в антропологических иссле-
  дованиях он уже вполне на своем месте. Если результаты, полученные в
  этих исследованиях, найдут в свою очередь путь к всеобщему признанию,
  то будет ли на место старого конфликта науки с тем, что входило в понятие
  религии, становиться конфликт между наукой и моральными убеждениями?
  
  Данный вопрос тем более кстати, что религия в прежнем значении также
  была плоть от плоти донаучной ступени культуры.
  
  Когда данный вопрос встает перед нами в образовательной сфере, то он
  ярким и впечатляющим образом водворяет на место и проблему надлежа-
  щего философии направления. Я вовсе не имею в виду, что направление
  философии столь же важно, как ориентиры, которые мы выбираем в практи-
  ческих сферах-образовании, производстве, политике. Но они тесно связаны.
  
  Старые метафизические и теологические философии отражали те соци-
  альные обстоятельства, в которых они возникли. Изложение этих условий в
  понятиях рационального способствовало их упрочению. Традиционные
  философии задавали нужные ориентиры социальным движениям. Они и
  сегодня стремятся исполнять подобные функции. Но преуспели они на дан-
  ной стезе лишь в том смысле, что создали в обществе атмосферу смятения и конфликта.
  
  Надеюсь, я дал вам понять, что не испытываю симпатии к философии,
  лежащей в основе рассмотренных мною воззрений. Но в целом громкий
  выход философии на арену сегодняшней жизни следует только приветство-
  вать. Философию было необходимо вырвать из рук тех, кто отождествлял ее
  с бесплодным занятием интеллектуальной гимнастикой и чистым вербаль-
  ным анализом.
   == Что это за наука где есть место "бесплодным занятиям интеллектуальной гимнастикой"? ==
  
  Возможно, что возвращение ее человеку нанесет суровый
  удар по современным силам реакции. Как бы то ни было, образовательная
  философия, которую мы обсуждаем, поднимает все философские пробле-
  мы, требующие сегодня внимания, если допустить, что философии вообще
  есть что сказать в условиях нынешнего кризиса.
  
   == Идут века. Система и внутренняя структура мира познаются полнее и это наполняет мир деталями и взаимосвязями. Если бы каждый отдельный элемент в системе мира имел только одну взаимосвязь с одним другим -мы бы могли выстраивать безукоризненную цепочку причин и следствий.
   А если данный элемент мира имеет взаимосвязь с четырьмя другими элементами, то теоретически возможно, что для двух элементов он является причиной, а для двух других является следствием. Но ведь две разные причины не могут иметь одно следствие.
   Можно себе представить даже "кольцо" причин и следствий, когда данный элемент вызывает изменения в другом, тот в третьем и третий или пятнадцатый элемент в цепочке действует на первый как причина ("обратная связь естественного характера" в отличие от систем обратной связи во множестве технических устройств и систем).
   Если однозначно стоять на том, что для философии исключается занятие прогнозами будущей ситуации, то лучшее место для философии -осмысление событий которые случились свыше пяти лет назад. ==
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"