Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -123

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -123
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -123
  
  
  Практическое значение данной позиции, вероятно, сосредоточивается в
  том факте, что в соответствии с ней мы не можем обсуждать или подвергать
  суду различия между ценностями. Они являются просто конечными фактами.
   == Не для меня или вас, а только для одного человека или неопределённой либо определённой группы лиц, или для "множества" лиц. Фактами позитивными или негативными или нейтральными. ==
  
  По честному признанию одного из приверженцев этой позиции, если
  мы и способны улаживать серьезные случаи абсолютных различий в ценно-
  стях, то только "сшибаясь головами друг с другом".
   == Вот именно... И если на просторах России в дискуссиях "специалистов" немыслимы выражения типа "сшибаясь головами", а в более цивилизованных странах и речь более свободная, то что мы имеем в России?
   Или более вежливых учёных, или учёных озабоченных главной научной задачей в России - "не брякнуть лишнего"... И в какого уродца превращаются науки в России от этого обстоятельства? ==
  
  Я не стану здесь зада-
  ваться вопросом о том, насколько успешно данный взгляд доводит до своего
  логического конца то воззрение, согласно которому некое "внутреннее" со-
  стояние, или процесс, или умонастроение является достаточным для воз-
  никновения ценностных явлений.
   == Разве не верно утверждение "сколько кругом людей, столько и "ценностей" всех типов"?! Явления и факты стало быть не имеют ценности в себе, а мы им ценность приписываем. ==
  
  Ограничусь лишь указанием на то обсто-
  ятельство, что в наше время в самом деле принято считать, будто серьезные
  различия в ценностях могут быть погашены только при помощи силы, так
  что взгляд, о котором мы говорим, имеет эмпирическую поддержку.
   == Идеологическая якобы "работа" в СССР вообще была своего рода идеологическим Освенцимом почти с 1922 года. И что получилось от "применения силы"? ==
  
  Это случаи, которые приводят к войне между нациями, а также, хотя не столь оче-
  видным и абсолютным образом, к групповым распрям внутри страны и
  классовым противостояниям. В международных отношениях вне войны прак-
  тическим воплощением данного взгляда является правило абсолютных раз-
  личий между спорами, "улаживаемыми" и "не улаживаемыми" в судебном порядке".
  
  Против того, что этот отдельный вопрос имеет огромное практическое
  значение, не может быть возражений. Без всякой предвзятости используя
  слово "необъективность", я думаю, мы можем сформулировать данный воп-
  рос следующим образом:
  являются ли ценностные факты необъективными
  фактами такой силы и исключительности, что никакое рассмотрение осно-
  ваний и следствий не способно их изменить? Вопрос не в том, действител-
  но ли некоторые ценности трактуются сегодня как принадлежащие к подоб-
  ному типу. Вопрос в том, где искать причины такой их трактовки: в них
  343
  самих как ценностных фактах или же их причины из разряда социально-
  культурных феноменов.
  
  Если верно последнее, то это значит, что они все-таки
  изменяемы в процессе социально-культурных преобразований. Если верно первое,
  то это значит, что мы не сможем смоделировать в масштабах исследования
  различия ценностей, имеющие серьезное общественное значение и затем научиться
  улаживать их разумным путем.
   == Или прямым текстом: превратить население страны в стадо которое хоть 300 лет будет гоняться негодяями вроде шаха или хана, как это известно из множества преданий истории. Иранское правящее мракобесие держалось 1000 лет? И заменилось мракобесием другого типа?
   Общественно-социальное убожество в странах Ислама говорит о его антинародной сущности. ==
  
  Возможно, что они не всегда ведут к прямому
  конфликту. А не ведут они к нему только благодаря нашей уверенности в том, что
  такой путь не будет успешным, или он слишком дорого нам обойдется, или время
  для него еще не пришло, или в том что некий более хитроумный метод позволит
  нам достичь желанной победы несомненно более эффективным путем.
   == Трагическая гибель Каддафи от рук жиреющих подданных навсегда закрыла тему поиска "более эффективных путей". Ливийская нищета уличного сброда которая после гибели Каддафи не может вернуться в состояние обожаемой стабильности прежнего порядка богатой жизни (там не было нищих, тем более бомжей...) говорит именно о степени ублюдочности пресловутого "населения"...
   Кто в Ливии мешал людям, вдруг ставшим нищими, расправиться вероятно с каждым 25 соотечественником из-за которых они стали нищими?! Ведь там условно богатые прекрасно понимают насколько они бы стали богаче за годы прежнего порядка вещей.==
  
  Очевидно, что этот четвертый вопрос связан с теми, которые мы обсуждали ранее.
  Если оценивание всецело и исключительно состоит из чего-то глубоко недоступного для
  исследования и суда, то мы должны допустить, что о его примитивном животном
  уровне также судить невозможно, остается разве что исследовать средства,
  которые наилучшим образом способны обеспечить победу одних ценностей над
  другими, конфликтующими с ними ценностями и оценками.
   == Вот именно - "примитивный животный уровень". Который в СССР был доведён до озверения "идеологического Освенцима" после 1965 года.
   По существу Советский Союз погубила банда дураков из числа фронтовиков которая после 1950 года захватила в стране все должности начиная с должности директора бани на 20 помывочных мест.
   Никому не кажется, что Советский Союз был во всех отношениях уродиной уже в 1921 году? ==
  
  Но если, отвечая на
  третий вопрос, мы решим, что в каждом случае почитания, желания и наслаждения
  и прочих позиций присутствует некий элемент или аспект оценивания по
  "объективным" основаниям, то возможно, что сам такой элемент или аспект когда-
  нибудь станет столь высоко ценимым, желанным и дарующим удовольствие, что он
  превзойдет по силе и значимости брутальный или иррациональный фактор оценивания.
   == "Брутальный" значит "чекистский", "иррациональный" значит "советский идеологический"... ==
  
  В этой связи нам кажется важным отметить, что те авторы, которые держатся
  мнения об абсолютно иррациональном характере ценности, начинали с принятия
  теории о "внутреннем", умонастроенческом происхождении ценности, а затем стали
  наделять этот почти что эфирный материал такой высокой силой сопротивления,
  которой нет даже у трех листов стали.
  
  Если четыре сформулированных здесь
  вопроса, на мой взгляд, более или менее ясно представлены в текущей дискуссии о
  ценностях, то только что упомянутый мною факт заставляет меня поднять на свой
  страх и риск еще один вопрос, который не так часто встречается в литературе по
  ценностям, но тем не менее может оказаться более фундаментальным, чем воп-
  росы, что ставятся в ней сплошь и рядом.
  
  Диктует ли нам природа оценок и
  ценностей, чтобы мы толковали их на психологической основе-как сущности по
  определению "индивидуального" типа? Или же они относятся к разряду
  феноменов столь явно и абсолютно социально-культурных, что и эффективное
  взаимодействие с ними возможно только в соответствующем контексте? 1
   1 После того как данный текст уже был написан, я обнаружил, что у Айреса в
  книге "The Theory of Economic Progress" ["Теория экономического прогресса"],
  в частности на страницах 73-85,90,97, этот вопрос отчетливо поднимается как
  имеющий основополагающее значение для экономической теории.
  344
  
  5. Двойственный смысл "внутреннего блага" 1
  
   1 Эти страницы никогда не были бы написаны, если бы их не вдохновила
  недавняя статья Барнета Сейвери о "Внутреннем благе", опубликованная в "Journal of
  Philosophy)). Vol. XXXIX. 1942. P. 234-244. Более того, я мог бы рассматривать данную
  свою работу как развитие некоторых положений, которые сформулированы в статье
  Сейвери, лишь бы кто-нибудь не подумал, что я намерен возложить на него
  ответственность и за те выводы, которые из его высказываний не следовали.
  2Op. cit. Р. 235.
  
  Вопрос, к которому я хотел бы привлечь ваше внимание, касается дву-
  смысленности слова "внутренний", возникающей в применении его к поня-
  тию блага и другим объектам философских дискуссий.
  
  Иногда оно исполь-
  зуется для обозначения чего-либо существенного в том понимании, в кото-
  ром является таковой "формальная причина" Аристотеля. Тогда его проти-
  вопоставляют "экзистенциальному" как обозначению всего того, что имеет
  временными пространственные параметры, в отличие от того, что является
  необходимым и универсальным.
  
  Я начал обсуждение этого вопроса со ссылки
  на приемы словоупотребления, хотя не собираюсь приписывать этим при-
  емам силу закона. Прежде всего я намерен говорить об употреблении слов
  "внутренний" (intrinsic) и "неотъемлемо присущий" (inherent).
  
  Обратившись
  к "Оксфордскому словарю", мы обнаружим, что эти слова порой использу-
  ются как синонимы, то есть слово "внутренний" как бы имеет право обозна-
  чать нечто принадлежащее самой природе или сущности вещи. Например,
  третье определение "внутреннего" в этом словаре гласит: "принадлежащее
  вещи как таковой, или по самой ее сути; неотъемлемо свойственное, суще-
  ственное; должное, истинно-сущее".
  
  Эта дефиниция, несомненно, отсыла-
  ет нас к логико-метафизической доктрине, согласно которой некоторые свой-
  ства принадлежат некоторым сущностям с необходимостью, вечно и уни-
  версально, что отличает их от тех качеств, которыми можно "обладать" лишь
  условным образом и случайно.
  
  Определение "неотъемлемо присущего" (inherent), данное в этом же словаре,
  еще отчетливее указывает на такое зна-
  чение: "существующее в чем-либо как вечное свойство или качество...
  принадлежащее внутренней природе того, о чем идет речь".
  Все это еще не дает нам повода говорить о двусмысленности.
  
  Но после той самой дефиниции "внутреннего", которую мы здесь цитировали, в сло-
  варе для примера приводится следующий отрывок из произведения Джона Локка:
   "Внутренняя ценность* серебра, выступающего в качестве денежного средства, -это оценка, которую оно получило с общего согласия граждан".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"