Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Философия свободы -66

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ФС-66
  
   Вл.И.Васильев
  
   Н.А.Бердяев "Философии свободы" -66
   Комментарии читателя
  
  
  
  Протестантизм был не только разрывом с Церковью, но и здоровой реакцией против уклонов католичества, против вырождения Церкви; протестантизм пытался восстановить свободу Христову, которая была окончательно утрачена; в протестантизме утверждалось личное начало, которое лежало в основе религии Христа. Ложное учение средневекового католичества о человеке, лжерелигиозное принижение человеческой личности привели к протесту, относительная правота которого несомненна. Протестантизм должен был явиться потому, что в истории христианства не было положительной религиозной антропологии, и пустое место заняла ложная антропология. В протестантском восстании личности и утверждении свободы зачался новый человек, человек новой истории. Протестантизм в начале своем был мистичен, --
  
  Примечание:
  [34 - Германская мистика и есть то, что было великого и вечного в протестантизме.]
   - но не имел в себе творческих религиозных сил, нес с собой лишь отрицательную правду и в дальнейшем своем развитии перешел в рационализм. Если в католичестве было ложное, сбившееся с пути учение о церкви, хотя была сама Церковь, то в протестантизме сама идея церкви начала постепенно истребляться.
  
  Рационалистический индивидуализм, а потом позитивизм оказались пределом этого отрицательного развития.
  
  Ту же правду, которая провозглашена была протестантизмом и была началом революции человеческого духа, еще смелее и крайнее утверждал гуманизм. Гуманизм восстал против бесчеловечной антропологии католичества, да и всего исторического христианства, отверг ложную теократию во имя человеческой антропологии, во имя честного и открытого утверждения чисто человеческой стихии и человеческой власти.
  
  Гуманизм взял под свою защиту проклятую землю, в язычестве искал освящения отвергнутой христианством плоти.
   == И католический аскетизм, и язычество через протестантизм не решали вопрос о человеке в повседневной жизни его плоти. Весь необозримый мир, в котором живёт плоть человека (если иметь в виду под человеком сразу 10 миллионов отдельных лиц...), был сведён к молчаливому проклятию на сексуальную сторону жизни людей. Ну и что? От этого молчаливого проклятия больше стало у христиан любви в бытовых отношениях?
   Если нам кажется естественным, когда безбожники и безбожницы старше 27 лет, особенно разведённые, на годы или всю жизнь остаются одинокими, то ведь для христиан подобное положение совершенно недопустимо. Где "Бог есть любовь" среди одиноких христиан?!
  
   На христианском приходе должно быть нормой, что одинокие мужчины каждый 3й день ходят в гости к одиноким женщинам не меньше 20 раз за 60 дней, затем начинают ходить к другим -в обязательном порядке. А после 60 хождений -женятся принудительно на одной из 3 к которым ходили, путём жеребьевки. В которой участвуют и те, у кого в гостях я не побывал. Начиная с юной красавицы, которой неделю назад исполнилось 18 лет и кончая инвалидкой в коляске, которой 95 лет уже...
  
   И кто будет со мной спорить, если я утверждаю, что при введении подобного порядка из любой церкви, конфессии, секты, моментально разбегутся все девки и бабёнки, которые моложе 40 лет? Из мужиков разбегутся все, которые моложе 60 лет? Так что же такое церковь? Собрание лучших людей данного поселения, или место где изображают христиан? ==
  
  Католичество утверждало не божественную власть в мире, а власть человеческую, выданную за божественную (власть папы и церковной иерархии), гуманизм требовал освобождения от лжи, снимал цепи и утверждал власть человеческую, ничем не прикрытую. И в этом была доля правды. Человечество должно было освободиться от ложных, сомнительных теократий, стать на ноги, очеловечиться и очеловечить всю свою культуру, чтобы явилась почва для истинной, подлинной теократии, чтобы вольно и сознательно подчиниться власти Бога, Бога, а не папы или цезаря, не человеческого иерархизма.
  
  Гуманизм справедливо восстал и против католического папоцезаризма, и против православного цезарепапизма.
   == Когда гуманизм восстал против "православного цезарепапизма"?! Что о России знал европейский гуманизм и что о нём знали в России тех веков?! Не думайте, что толчок этого "восстания" в Европе продолжался более 200 лет. Был создан новый базис причин, а следствия стали развиваться самоходом. К российскому православию это не имело, не имеет и не будет иметь никакого отношения. Базис не создан. А попытка подражать по форме -превращает православных в обезьян из цирка... ==
  
  На пустом месте религиозного сознания христианского мира, которое до сих пор заполнялось ложью, появился гуманизм и стал поднимать человека, ставить его на ноги. Антропология католичества была, в конце концов, языческая. В основании ее лежал соблазн imperium romanum. Католичество было пропитано этой языческой антропологией и теряло связь с божеским; православие сохранило связь с божеским, но не имело никакой самостоятельной антропологии, отражало восточную приниженность человеческой стихии.
  
  И вот человечество в исторических своих путях должно было пройти безрелигиозный гуманизм, чтобы наступили времена религии богочеловечества, чтобы открылась человечеству религиозная правда о его окончательной земной судьбе. Началась эпоха самоутверждения безбожного человечества, тяжелый опыт, который должен был быть изжит до конца, прежде чем человечество могло вступить на путь богочеловеческий, прежде чем была религиозно сознана истинная антропология, не бесчеловечная антропология исторического христианства, ---
   == А если допустить, что христианство Византии (православие), вообще не имеет отношения к "историческому христианству"?... То есть в Византии вообще не было ничего "человеческого" сравнительно с чем можно обсуждать, что в ней было "бесчеловечного"? ==
  
   --- не безбожная антропология гуманизма, а антропология богочеловеческая. Новый гуманизм имел свои корни в религии Христа; без Христа в прошлом он не мог бы так возвысить человека, но не сознавал своего происхождения.
  
  Гуманизм привел к Декларации прав человека и гражданина и к Великой французской революции. Гуманизм стал утверждать себя как отвлеченное начало, как начало не только самостоятельное, но и высшее. Отвергли всякую сверхчеловеческую святыню; человека и человечество признали высшей святыней. Освобождение от ложной теократии и бесчеловечия, прикрытого религией, вело к уничтожению всякой религиозной святыни, к обоготворению человека и человечества, к безбожию.
  
  Поэтому весь гуманистический, освободительный процесс двойствен: он заключал в себе великую правду, часть религии богочеловечества, и великую ложь, часть образующейся религии человеческого самообоготворения. В Великой французской революции и во всех освободительных революциях была несомненная правда, восстание против несомненной лжи, освобождение от первоначального рабства, но было и новое зло, обоготворение человеческой стихии, поклонение новому земному богу вместо Отца Небесного, с которым соединил нас Христос.
  
  Гуманизм, религия человечества, человеческого могущества и человеческого совершенства, стал пафосом нового, потерявшего Бога человечества. Гуманизм окончательно убедил людей нового времени, что территорией этого мира исчерпывается бытие, что ничего больше нет и что это очень отрадно, так как дает возможность обоготворить себя. Гуманизм лег в основание либерализма и французской революции, а потом он же стал душой социализма и анархизма. Теоретическое миропонимание гуманизма вылилось в форму позитивизма разных оттенков.
  
  Отрицание Бога, иного мира и всего трансцендентного признали достаточным основанием того пафоса, по которому человек божествен, человек имеет бесконечные права, человеку предстоит блестящее будущее. Но этот же самый божественный человек, согласно учению гуманистического позитивизма, произошел из низкого состояния, вышел из недр неорганической материи; этот человек смертен, этот человек не обладает даже реальным единством личности и есть лишь игра природных и социальных сил. Вл. Соловьев очень остроумно говорил, что гуманистический позитивизм у русской интеллигенции покоится на странном силлогизме: "человек произошел от обезьяны, следовательно, мы должны любить друг друга".
  
  Почему же не поедать друг друга, почему не ненавидеть? В действительности так и есть, не любят ведь, поедают и ненавидят.
  
  Но, чтобы вступить окончательно на путь богочеловеческий, человечество, по-видимому, должно пройти до конца соблазн отвлеченного гуманизма, попробовать на вершине исторического процесса, в поздний час истории устроиться самостоятельно на земле, стать на ноги, отвергнув все источники своего бытия. За соблазнами imperium romanum, ложной теократии, папоцезаризма и цезарепапизма последовали соблазны гуманизма, народовластия, социализма и анархизма.
   Раньше обоготворяли человека-папу и человека-цезаря и этим изменяли Богу, потом стали обоготворять всех людей, человечество, народную волю, изменяли Богу во имя той же человеческой власти - народовластия. Социализм и анархизм обострили проблему хлеба и проблему власти и даже безрелигиозное сознание привели к эсхатологическим предчувствиям. Социализм и анархизм - предельные этапы новой истории, последние соблазны человечества, и страшны они своим внешним сходством с формами новой теократии, призванной окончательно разрешить проблемы хлеба и власти, всех насытить и освободить.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"