Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Записки агента Цру -выпуск 19-А

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -45
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -45
  
  
  Возможно, они не заходили так далеко, как Ге-
  гель, и не думали, что единственный смысл истории состоит в эволюции
  национальных территориальных государств, каждое из которых воплощает
  в себе нечто большее, чем просто первичную форму существенного значе-
  ния или понятия государства вообще, шаг за шагом вытесняя ее в себе
  более совершенными формами до тех пор, пока нам не будет явлен триумф
  исторической эволюции, Прусское государство.
  
  Но ни у кого из них не вызывали сомнения уникальные и верховные позиции государства в общественной иерархии.
  
  Как и следовало ожидать, данная концепция окаменела и
  превратилась в незыблемую догму под названием "суверенное государство".
  Не может быть никакого сомнения в той грандиозно важной роли, кото-
  рую исполняет сегодня территориальное национальное государство.
  
  Образование подобных государств явилось центральным событием новейшей
  политической истории. Народы Франции, Великобритании, Испании пер-
  выми обрели государственные организации национального характера, но в
  XIX веке их примеру последовали Япония, Германия и Италия, не говоря
  уже об огромном количестве меньших государств - Греции, Сербии, Болга-
  рии и т. д. Как известно, одной из самых значимых фаз последней мировой
  войны была борьба за окончание национального самоопределения, резуль-
  татом которой явилось образование таких независимых государств, как Бо-
  гемия, Польша и прочие, а также вступление Армении, Палестины и других
  в ранг претендентов на данный статус.
  
  Борьба за приоритет государства над всеми иными формами организации
  одновременно была борьбой против единиц меньшего значения-про-
  
  126
  винций, княжеств, против распределения власти между феодальными лор-
  дами в некоторых странах, против претензий церковного руководства. "Го-
  сударство" представляет собой яркую кульминацию великого движения к
  социальному единству и солидарности, происходящего на протяжении не-
  скольких последних веков и получившего небывалое ускорение благодаря
  концентрации и сочетанию энергий пара и электричества.
  
  Естественно, что
  внимание студентов, изучающих политические науки, неизбежно было по-
  глощено этим величайшим историческим феноменом, и вся их интеллекту-
  альная деятельность направлялась на формулировку системных положений
  о нем. Ввиду того что смысл нового прогрессивного движения состоял в
  учреждении объединенного государства в противовес инертным мелким со-
  циальным единицам и в пику амбициям борцов за власть, политическая те-
  ория выработала догму о суверенитете национального государства, сувере-
  нитете внешнем и внутреннем.
  
  Однако, когда процесс интеграции и консолидации достигает своей выс-
  шей точки, возникает вопрос о том, не является ли национальное государ-
  ство, уже стоящее на прочных позициях и больше не ведущее борьбу с могу-
  чими силами зла, только инструментом для обеспечения и защиты других,
  более добровольных начал связи людей, чем верховная цель-в-себе.
  
  В подкрепление утвердительного ответа можно указать на два актуальных явле-
  ния. Параллельно развитию более крупной, более полной и более единой
  государственной организации происходит эмансипация индивидов от огра-
  ничений и рабства, которые ранее диктовались обычаем и классовым статусом.
  
  Но, освобожденные от внешних и вынужденных связей, индивиды не-
  долго остаются в изоляции. Социальные молекулы тотчас соединяются в
  новые организации и ассоциации. Принудительные связи вытесняются доб-
  ровольными, а жесткая организация людей - согласно раз и навсегда сде-
  ланному выбору и назначенной цели - организацией, в которой воля людей
  более непосредственна и подвижна.
  
  То, что, с одной стороны, напоминает
  тенденцию к индивидуализму, на деле оказывается движением к несметно-
  му разнообразию видов и вариаций общественных связей: политических
  партий, производственных корпораций, научных и художественных органи-
  заций, профессиональных союзов, церквей, школ, клубов и обществ без чис-
  ла, лишь бы культивировались все мыслимые интересы, которые объединяют людей.
  
  По мере того как они прирастают числом и значением, государ-
  ство тяготеет к тому, чтобы все больше и больше играть роль их регулятора
  и примирителя, определяя границы для их деятельности, предупреждая и
  улаживая конфликты.
  Его "верховенство" подобно функции дирижера оркестра, который сам
  по себе не "делает" музыку, но приводит к гармонии действия тех, кто ее
  извлекает и тем самым совершает нечто поистине самоценное. Государ-
  ство остается по-прежнему крайне важным, но эта важность все больше
  зависит от его способности стимулировать и координировать деятельность
  добровольных формирований.
  
  В любом современном сообществе оно лишь
  номинально служит целью, ради которой существуют все иные объедине-
  127
  ния и организации. Формирования, обеспечивающие поддержку для самых
  различных дорогих людям ценностей, становятся подлинными социальны-
  ми ячейками. Они встают на место, отводимое в традиционной теории то
  просто обособленным индивидуумам, то верховной и уникальной полити-
  ческой организации.
  
  Плюрализм на роду написан современной политичес-
  кой практике и требует поправок к иерархической и монистической теории.
  Любое сочетание человеческих сил, способное внести в жизнь свой соб-
  ственный ценный вклад, обладает на данном основании неотъемлемым уни-
  кальным и абсолютным достоинством, которое недопустимо умалять, счи-
  тая его только средством возвеличения государства. Одной из причин нара-
  стающей деморализации в период войны является тот факт, что война воз-
  водит позиции государства на немыслимую высоту.
  
  Другой конкретный факт - это противоречие между претензией на не-
  зависимость и самоопределение как условие существования территориаль-
  ного национального государства и ростом международных и так называе-
  мых транснациональных интересов. Счастье и горе всякого современного
  государства связано с состоянием всех других государств. Пределы слабос-
  ти, беспорядка, лживых принципов, характеризующих какое-либо государ-
  ство, не совпадают с границами его территории.
  
  Они распространяются
  далее и поражают другие государства. То же самое верно и в отношении
  экономических, культурных и научных достижений. Более того, и границы
  добровольных объединений, о которых мы только что говорили, тоже не рав-
  нозначны границам политическим. Ассоциации математиков, химиков, аст-
  рономов, предпринимательские корпорации, рабочие организации, церкви
  - все они транснациональны, поскольку в них представлены интересы все-
  мирного значения. В этом русле интернационализм оказывается не предме-
  том стремления, а сбывшимся фактом, не сентиментальной идеей, а реальной силой.
  
  Однако традиционная доктрина особого национального сувере-
  нитета пресекает подобные интересы, отключает им кислород. Именно стиль
  и дух подобной доктрины, или догмы, представляет собой серьезнейший
  барьер для дела эффективного развития интернационального сознания, един-
  ственно согласного с движущими силами современного труда, торговли, науки,
  искусства и религии.
  
  Общество, как уже было сказано, - это множество ассоциаций, а не един-
  ственная организация. Общество и значит ассоциация, вступление всех во
  всеобщие взаимные отношения и действия, направленные на более успешную
  реализацию любой формы опыта, значимость которой прирастает и
  укрепляется от того, что это - опыт, разделяемый многими людьми.
  
  Следовательно, существует столь же много ассоциаций, сколько видов благ, тем
  более несомненных, что по их поводу люди друг с другом общаются и в них
  принимают участие. Эти блага буквально неисчислимы. Разумеется, их спо-
  собность выдерживать публичность, быть предметом общения есть тот тест,
  на основании которого можно решить, является ли заявленное благо истин-
  ным или поддельным.
  
  Моралисты всегда настаивали на том обстоятель-
  стве, что добро универсально, объективно, а не исключительно лично, осо-
  128
  бенно. Но слишком часто, подобно Платону, они довольствовались метафи-
  зическим понятием универсального либо, подобно Канту, логическим по-
  нятием такового.
  
  Общение, разделение мнений, совместное участие суть
  единственные реальные пути к универсализации моральных законов и целей.
  
  В течение последнего часа мы настаивали на уникальном характере
  всякого внутреннего блага. Но в унисон этому допущению звучит и мысль
  о том, что обстоятельства, в которых благо осознанно реализуется, не явля-
  ются фантомом скоротечных чувств или плодом личных предпочтений; это
  - обстоятельства участия и общения, то есть они являются публичными,
  социальными. Даже отшельник беседует с богами и духами; даже неудач-
  ник любит компанию; и самый отпетый эгоцентрик имеет толпы последо-
  вателей или партнера по добыче благ для себя. Универсализация означает
  социализацию, увеличение охвата и диапазона людей, разделяющих одни и
  те же ценности.
  
  Все более глубокое осознание того факта, что ценности существуют и
  выстаивают только благодаря тому, что люди передают их друг другу в про-
  цессе общения, и что ассоциация есть механизм совместного участия, ле-
  жит в основе современного смысла гуманности и демократии.
   == Наиболее полноценная форма ассоциации людей -политическая партия. Члены которой на обсуждение проблем политики тратят хотя бы пять часов за неделю. Новые члены которой за первые 24 месяца в качестве кандидатов проходят интеллектуальное и политическое обучение в форме чтения 12 разных полезных книг и бесед на их темы со старшими членами партии.
  
   Такую партию не могут создать люди с моральным уровнем "дураки из толпы". В России никогда не было такого уровня партии и не предвидится.
   Давайте наконец оценим Ленина и Сталина по совершенно идиотскому типу "образования" принятому в тогдашней и затем в брежневской якобы партии якобы коммунистов...
  
   Какие ценности в России "люди передают друг другу"? Только манеры совместных выпивок.
   Давайте договоримся что склонность к выпивкам -безусловный признак что перед нами не человек, а скотина... Если нигде в мире нет партии описанного типа, это не означает, что такой партии никогда и нигде не возникнет? ==
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"