далее и поражают другие государства. То же самое верно и в отношении
экономических, культурных и научных достижений. Более того, и границы
добровольных объединений, о которых мы только что говорили, тоже не рав-
нозначны границам политическим. Ассоциации математиков, химиков, аст-
рономов, предпринимательские корпорации, рабочие организации, церкви
- все они транснациональны, поскольку в них представлены интересы все-
мирного значения. В этом русле интернационализм оказывается не предме-
том стремления, а сбывшимся фактом, не сентиментальной идеей, а реальной силой.
Однако традиционная доктрина особого национального сувере-
нитета пресекает подобные интересы, отключает им кислород. Именно стиль
и дух подобной доктрины, или догмы, представляет собой серьезнейший
барьер для дела эффективного развития интернационального сознания, един-
ственно согласного с движущими силами современного труда, торговли, науки,
искусства и религии.
Общество, как уже было сказано, - это множество ассоциаций, а не един-
ственная организация. Общество и значит ассоциация, вступление всех во
всеобщие взаимные отношения и действия, направленные на более успешную
реализацию любой формы опыта, значимость которой прирастает и
укрепляется от того, что это - опыт, разделяемый многими людьми.
Следовательно, существует столь же много ассоциаций, сколько видов благ, тем
более несомненных, что по их поводу люди друг с другом общаются и в них
принимают участие. Эти блага буквально неисчислимы. Разумеется, их спо-
собность выдерживать публичность, быть предметом общения есть тот тест,
на основании которого можно решить, является ли заявленное благо истин-
ным или поддельным.
Моралисты всегда настаивали на том обстоятель-
стве, что добро универсально, объективно, а не исключительно лично, осо-
128
бенно. Но слишком часто, подобно Платону, они довольствовались метафи-
зическим понятием универсального либо, подобно Канту, логическим по-
нятием такового.
Общение, разделение мнений, совместное участие суть
единственные реальные пути к универсализации моральных законов и целей.
В течение последнего часа мы настаивали на уникальном характере
всякого внутреннего блага. Но в унисон этому допущению звучит и мысль
о том, что обстоятельства, в которых благо осознанно реализуется, не явля-
ются фантомом скоротечных чувств или плодом личных предпочтений; это
- обстоятельства участия и общения, то есть они являются публичными,
социальными. Даже отшельник беседует с богами и духами; даже неудач-
ник любит компанию; и самый отпетый эгоцентрик имеет толпы последо-
вателей или партнера по добыче благ для себя. Универсализация означает
социализацию, увеличение охвата и диапазона людей, разделяющих одни и
те же ценности.
Все более глубокое осознание того факта, что ценности существуют и
выстаивают только благодаря тому, что люди передают их друг другу в про-
цессе общения, и что ассоциация есть механизм совместного участия, ле-
жит в основе современного смысла гуманности и демократии.
== Наиболее полноценная форма ассоциации людей -политическая партия. Члены которой на обсуждение проблем политики тратят хотя бы пять часов за неделю. Новые члены которой за первые 24 месяца в качестве кандидатов проходят интеллектуальное и политическое обучение в форме чтения 12 разных полезных книг и бесед на их темы со старшими членами партии.
Такую партию не могут создать люди с моральным уровнем "дураки из толпы". В России никогда не было такого уровня партии и не предвидится.
Давайте наконец оценим Ленина и Сталина по совершенно идиотскому типу "образования" принятому в тогдашней и затем в брежневской якобы партии якобы коммунистов...
Какие ценности в России "люди передают друг другу"? Только манеры совместных выпивок.
Давайте договоримся что склонность к выпивкам -безусловный признак что перед нами не человек, а скотина...
Если нигде в мире нет партии описанного типа, это не означает, что такой партии никогда и нигде не возникнет? ==