Замечание, будто власть церкви оттого у нас слаба, что наше духовенство мало имеет светскости и ловкости обращенья в обществе, есть такая нелепость, как и утверждение, будто духовенство у нас вовсе отстранено от всякого прикосновения с жизнью уставами нашей церкви и связано в своих действиях правительством.
Духовенству нашему указаны законные и точные границы в его соприкосновениях со светом и людьми. Поверьте, что если бы стали они встречаться с нами чаще, участвуя в наших ежедневных собраниях и гульбищах или входя в семейные дела, - это было бы нехорошо. Духовному предстоит много искушений, гораздо более даже, нежели нам: как раз завелись бы те интриги в домах, в которых обвиняют римско-католических попов. Римско-католические попы именно оттого сделались дурными, что чересчур сделались светскими.
У духовенства нашего два законных поприща, на которых они с нами встречаются: исповедь и проповедь. На этих двух поприщах, из которых первое бывает только раз или два в год, а второе может быть всякое воскресенье, можно сделать очень много. (Итак, от исповеди до исповеди 180 дней... На Руси средняя прихожанка 27- летняя каждый день согрешает от 3 до 5 раз. Сможет ли она на исповеди вспомнить эти 540-900 грехов? Исповедь сразу превращается в пустую религиозную формальность для благодушной дурехи... И любой из нас сколько грехов сможет назвать, если попытается составить их перечень? От 8 до 19 только. Между тем существует у Православной церкви книга, где описано содержание более 660 грехов... Правда, Антоний Сурожский обозвал ходящие по рукам "списки грехов" домыслами "досужих монахов"... На уровне личных отношений следует признать чужим грехом любой случай, когда я неудовлетворён тем, что получилось из моей попытки пообщаться с братом или сестрой! И я ведь не обязан в таком случае предъявлять им претензии! По формальным соображениям мои претензии тоже являются грехом! Антоний Сурожский посмотрев на цивилизованных христиан у себя в Англии, отметил, что верующие не способны "слушать и слышать" собеседника. А что же можно сказать про жалких церковных обывателей на Руси?! А ведь говорить надо много, постоянно и беспощадно... Где среди верующих в наглядности отношения "братьев и сестер" как в лучшей семье?- В.В.) ...И если только священник, видя многое дурное в людях, умел до времени молчать о нём и долго соображать в себе самом, как ему сказать таким образом, чтобы всякое слово дошло прямо до сердца, то он уже скажет об этом так сильно на исповеди или проповеди, как никогда ему не сказать на ежедневных с нами беседах. (На Руси о христианах, которые себя таковыми считают больше 3х лет, можно сразу определить, что на самом деле они в церкви сатанинские подосланники по простейшему факту: эти люди не поспешили накупить сборники проповедей и не завели привычки именно эти сборники читать и перечитывать страниц по 20 каждый день - В.В.) ... хорошо, что духовенство наше находится в некотором отдалении от нас. Хорошо, что даже самой одеждой своей, не подвластной никаким изменениям и прихотям наших глупых мод, они отделились от нас. Одежда их прекрасна и величественна. Это не бессмысленное, оставшееся от осьмнадцатого века рококо и не лоскутная, ничего не объясняющая одежда римско-католических священников. Она имеет смысл: она по образу и подобию той одежды, которую носил Сам Спаситель -- - (но ведь Христос носил не "небесные одежды", а одежды иудеев своего времени... Вряд ли в райских садах Он ходит в подобных одеждах, особенно если усомниться, что там Он своими одеждами станет подчёркивать своё царское превосходство над нами... Давайте вспомним, что в небесных пределах мы будем "сыновьями Бога"...-В.В.). ....Нужно, чтобы и в самой одежде своей они носили себе вечное напоминание о том, чей образ они должны представлять нам, чтобы и на один миг не позабылись и не растерялись среди развлечений и ничтожных нужд света, ибо с них тысящу крат более взыщется, чем с каждого из нас; чтобы слышали беспрестанно, что они - как бы другие и высшие люди... Некоторые из нынешних умников выдумали, будто нужно толкаться среди света для того, чтобы узнать его. Это просто вздор. Опроверженьем такого мнения служат светские люди, которые толкаются вечно среди света и при всём том бывают всех пустее.
Я сказал, что два предмета вызывали у наших поэтов этот лиризм, близкий к библейскому. Первый из них - Россия. При одном этом имени как-то вдруг просветляется взгляд у нашего поэта, раздвигается дальше его кругозор, всё становится у него шире, и он сам как бы облекается величием, становясь превыше обыкновенного человека. Это что-то более, нежели обыкновенная любовь к отечеству. Любовь к отечеству отозвалась бы приторным хвастаньем. Доказательство тому наши так называемые квасные патриоты: после их похвал, впрочем довольно чистосердечных, только плюнешь на Россию (оказывается и в те времена патриотические мерзавцы отличались гнусностью!!- В.В.). ...Тебе напрасно кажется, что нынешняя молодёжь, бредя славянскими началами и пророча о будущем России, следует какому-то модному поветрию. Они не умеют вынашивать в голове мыслей (как и нынешнее поколение квелых университетчиков...В.В.), торопятся их объявлять миру, не замечая то, что их мысли ещё глупые ребёнки, вот и всё. И в еврейском народе четыреста пророков пророчествовали вдруг (т. е. одновременно -В.В.): из них один только бывал избранник Божий, которого сказанья вносились в святую книгу еврейского народа; все же прочие, вероятно, наговаривали много лишнего, но тем не менее они слышали неясно и темно то же самое, что избранники умели сказать здраво и ясно; иначе народ побил бы их камнями. Зачем же ни Франция, ни Англия, ни Германия не заражены этим поветрием и не пророчествуют о себе, а пророчествует только одна Россия? - Затем, что сильнее других слышит Божью руку на всём, что ни сбывается в ней, и чует приближенье иного царствия. Оттого и звуки становятся библейскими у наших поэтов. И этого не может быть у поэтов других наций, как бы ни сильно они любили свою отчизну и как бы ни жарко умели выражать такую любовь свою.
Но перейдём к другому предмету, где также слышится у наших поэтов тот высокий лиризм, о котором идёт речь, то есть любви к царю. От множества гимнов и од царям поэзия наша, уже со времён Ломоносова и Державина, получила какое-то величественно-царственное выражение. Что их чувства искренни - об этом нечего и говорить. Только тот, кто наделён мелочным остроумием, способным на одни мгновенные, легкие соображенья, увидит здесь лесть и желанье получить что-нибудь, и такое соображенье оснует на каких-нибудь ничтожных и плохих одах тех же поэтов. Но тот, кто более, нежели остроумен, кто мудр, тот остановится перед теми одами Державина, где он очертывает властелину широкий круг его благотворных действий, где сам, со слезою на глазах (это у кого из рифматических сталинистов можно было заметить "слезу на глазах"?!-В.В.), говорит ему о тех слезах, которые готовы заструиться из глаз, не только русских, но даже бесчувственных дикарей, обитающих на концах его имперьи (например- у поляков?-В.В.), от одного только прикосновенья той милости и той любви, какую может показать народу одна полномощная власть. Тут многое сказано так сильно, что если бы даже и нашелся такой государь, который позабыл бы на время долг свой, то, прочитавши сии строки, вспомнит он вновь его и умилится сам перед святостью званья своего. Только холодные сердцем попрекнут Державина за излишние похвалы Екатерине; но кто сердцем не камень, тот не прочтёт без умиленья тех замечательных строф, где говорит, что если и перейдёт его мраморный истукан в потомство, так это потому только,
Что пел я россов ту царицу,
Какой другой нам не найти
Ни здесь, ни впредь в пространном мире.
Хвались, хвались моя тем лира!
(А в самом деле, кем должны хвалиться россияне не меньше, чем греки Сократом и Платоном?! Если не Державиным, то неужели Щипачевым, Асеевым, Алигерой, или даже неизвестного рода занятий на фронте Дудиным?!-В.В.) ... Полный и совершенный поэт ничему не предаётся безотчётливо, не проверив его мудростию полного своего разума (у кого из российских стиходелов за последние 85 лет наличие разума признает не комиссия философов, а хотя бы ватага таких остолопов, как советские психиатры?- В.В.). Имея ухо слышать вперёд, заключая стремленье воссоздавать в полноте ту же вещь, которую другие видят отрывочно, с одной или двух сторон, а не со всех четырёх, он не мог не прозревать развития полнейшего этой власти. Как умно определял Пушкин значение полномощного монарха и как он вообще был умён во всём, что ни говорил в последнее время своей жизни! (А в последние 85 лет на Руси сколько было рифмодрачей, которые чего-то умного наговорили хотя бы на 10 книжных страниц за 50 лет сознательной якобы жизни? Может их творчество- шабашня полудурков, из которых 98% впридачу пьянчуги?- В.В.). "Зачем нужно, - говорил он, - чтобы один из нас стал выше всех и даже выше самого закона? Затем, что закон - дерево; в законе слышит человек что-то жесткое и не братское. (На Руси после 1917 года человек слышал что-то бандитское в законах своего государства? Порядочные люди невольно умудрялись писать бандитские законы? Или дух законов - зеркало подлинной человечьей или бандитской природы тех примерно 350 "высших юристов" вокруг Кремля, которые по идее обязаны отлаживать российскую юристику? В 1937 году, когда судьи и прокуроры поголовно были из рабочих и крестьян - в стране примерно 13% приговоров были оправдательными. После того как во власть пролез некий Путин В.В., в стране число оправдательных приговоров ужалось чуть ли не до 1,5%, а среди прокуроров и судей всего 0,1% - дети рабочих и крестьян... А нынешних адвокатов, по словам одного очень заметного юриста "даже за водкой страшно посылать"...-В.В.).